Железки в форме буквы е что это
Загадочные «Ш»: откуда в массе своей брались странные железяки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что же это за загадочные железяки такие? На самом деле все предельно просто. Однако, для лучшего понимания придется ненадолго вернуться в советскую эпоху и вспомнить о том, что представляли из себя старые (в том числе еще и черно-белые) телевизоры. Одной из важнейших деталей в старом телевизоре был силовой трансформатор. Он состоял из медной катушки с сердечником и набора удерживающих пластин.
Рано или поздно, телевизор приходил в негодность. Некоторые граждане просто выбрасывали продукт высокотехнологичного производства, в то время как другие перепродавали телевизоры скупщикам старья или же разбирали их на детали самостоятельно. Собственно, последним занимались и сами скупщики (ради разборки техника и скупалась). Больше всего их интересовал как раз тот силовой трансформатор.
Телевизор разбирался на детали, трансформатор снимался с платы, после чего разбирался на составные части. Интересовала, конечно же, медная катушка. Она раскручивалась на проволоку, после чего медь сдавалась в пункты приема цветных металлов. На одной катушке было точно не разбогатеть, однако если разобрать 25-50 телевизоров и сдать их в утиль, можно было получить немаленькую копейку за свои труды старьевщика.
Причем же тут загадочные детали в виде буквы «Ш»? Притом, что это и есть как раз одна из тех самых стальных удерживающих пластин для медной катушки. Крепление собиралось из множества таких «Ш», после чего на него нанизывалась катушка генератора. Так как сталь в таком малом количестве не представляла интереса для старьевщиков, они просто выбрасывали пластины, в результате чего они и оказывались в большом количестве на улицы, попадая под час в самые непредсказуемые места.
В продолжение темы читайте о том, для чего в самолете нужен небольшой загадочный винт.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему исчезли металлические «Ш» и «Е», знакомые нам с детства
Каждый мальчишка в детстве находил непонятные металлические пластины в виде букв «Ш», «Е», а иногда и «П». Их происхождение всегда было окутано тайной, а вот с их использованием проблем не возникало. Дворовая ребятня придумывала десятки затей с этими железяками, которые приносили невероятную радость, хоть иногда и заканчивались травмами. Современные дети уже не находят эти странные артефакты и мы вам расскажем почему.
Важным преимуществом металлических букв было то, что они отлично летали. Запущенная ловкой рукой как бумеранг, такая «Ш» со свистом рассекала воздух и ловко срезала листья деревьев и даже тонкие ветки. Еще одним плюсом этих штуковин было то, что они легко поддавались трансформации. Гнуть их можно было голыми руками, а бурная детская фантазия помогала соединять детали в сложные конструкции.
Уже в старших классах школы таинственная атмосфера металлических букв была развеяна. На уроках физики школьникам рассказывали устройство электрического трансформатора и становилось ясно, что буквы – это всего лишь часть стального сердечника устройства.
В детские руки попадали пластины от небольших трансформаторов от бытовых приборов – телевизоров, магнитофонов, радиоприемников. В некоторых видах техники их находилось несколько, разного размера. Большое разнообразие серийных трансформаторов, выпускаемых в СССР, обеспечивало мальчишек как миниатюрными пластинками, размером с большую почтовую марку, так и внушительными, как две ладони взрослого человека.
Пластины могли быть не только в виде букв «Ш» и «Е». Выпускались трансформаторы и с другими деталями, но они встречались гораздо реже и в руки сорванцов почти не попадали. Самые большие трансформаторы, работающие на электростанциях и промышленных предприятиях, тоже содержали пластины, но они были огромными и поэтому на улицах не валялись.
На улице части бытовых трансформаторов оказывались по самой банальной причине – они перегорали и их выбрасывали. Электрическая деталь выходила из строя со «спецэффектами», выделяя облако белого, похожего на пар дыма и удушливый запах парафина и горелой эмали.
Нередко трансформаторы ремонтировали – этот процесс назывался перемоткой. На стальном сердечнике заменяли обмотку из тонкой медной проволоки, используя специальное оборудование или подручные инструменты, например, дрель. Специалисты, умевшие перемотать трансформатор, высоко ценились, ведь купить новый, нужной марки, в стране тотального дефицита можно было далеко не всегда.
Но иногда устройство ремонту не подлежало и оказывалось на свалке. Реже выбрасывали сам телевизор или радиолу – в таких случаях радиолюбители без смущения извлекали нужные им детали прямо на мусорнике, а трансформаторы с теми самыми пластинками оставались невостребованными. С них иногда скручивали медную проволоку, имеющую хоть какую-то ценность, а сердечник из железа бросали на месте разборки.
Сегодня такой раритет, как кинескопный телевизор, оказывается на мусорной площадке очень редко. В современных телевизорах используют компактные импульсные блоки питания с трансформаторами на ферритовых сердечниках. В них уже нет стальных пластин.
Ну а если какой-нибудь дедушка все-таки решит вытащить на свалку свой старый «Электрон» или «Березку», дворники быстро приберут аппарат, содержащий немало ценных цветных и редкоземельных металлов. Поэтому буквы «Ш» и «Е» безвозвратно исчезли из наших дворов и современные ребятишки о них ничего не знают.
К сожалению, с приходом цифровых технологий, дети лишились и многих других радостей, которые были доступны нам.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Загадочная железная буква Е
Я это только что на дзене читал.
Пост прощальный
Добрый вечер, пикабушники
Он делился с вами частью своей жизни. И она закончилась.
Сегодня 40 дней, как его нет.
Помолитесь, кто сможет или просто помяните добрым словом.
Звали мужа- Виталий.
Погода
Пудинг
В детстве, когда я читал книгу «Мэри Поппинс», мне безумно хотелось попробовать блюдо, которое там называлось «пудинг».
Совершенно нигде нельзя было узнать, что это такое, и я попросил приготовить «пудинг» маму.
Так я узнал, что дети в Англии фанатеют от рисовой каши с вареньем на завтрак.
Немного хороших новостей
Девочке-вундеркинду Алисе Тепляковой из МГУ рекомендовано приостановить обучение в высшей школе, заявил РИА Новости член СПЧ Александр Асмолов.
По его словам, присутствует вероятность того, что эксперимент с обучением может повлечь за собой нарушения психического развития девочки.
Ответ на пост про поборы в армии
Мой коллега служил в городе Борзя. Местные барыги (АУЕ и всё такое) отжали денежное довольствие у нескольких офицеров. Взвод в машину и туда, где обычно обитали маргиналы (кабак для своих) с пояснением: «Пиздить всех, кто не в зелёной форме».
Больше военнослужащих никто не трогал.
Как я наблюдала, как мой муж трахается
Умер Андрей Ярославцев
Сегодня на 65-ом году жизни от коронавируса скончался легендарный актёр дубляжа Андрей Ярославцев
За свою внушительную карьеру он озвучил порядка 240 кинокартин. Голосом Андрея говорили Оптимус Прайм, Альбус Дамблдор, Гимли и многие другие.
Видео с ютуб канала Голос за Кадром
Но ведь если бы не погода…
С наступающим.
А ведь с лопастями действительно хорошая идея
В Пензенской области полицейские молча наблюдали за избиением человека
12 декабря у кафе «Ангелина» в Нижнем Ломове мужчину жестоко избивали и пинали ногами по голове прямо в присутствии полицейских. Один из сотрудников попытался остановить процесс, что-то тихо сказав напавшим, ему ответили: «Отошел отсюда! Отошли отсюда, я сказал! Куда вы лезете?».
После этого правоохранители удалились и встали возле служебной машины, молча наблюдая за продолжением избиения без всяких попыток вмешаться и помочь. В местном УМВД уже заявили, что «поведению данных сотрудников будет дана принципиальная оценка».
Когда развод оказался к лучшему
В начале года я писал пост, как мне жена наставила рога с другом. Если кратко, мы с ней ещё с универа дружили с парой Сашей и Машей, поженились мы, потом они, а по итогу Саша замутил любовь с моей уже бывшей.
Тогда меня тут конечно «добрые» люди попесочили, другие добрые люди поддержали, за что спасибо и тем, и другим. На меня даже подписалось чуть больше 30 человек, возможно хотели узнать чем дело закончилось. Год подходит к концу, поэтому решил написать пост-завершение. Супер олдовые тру пикабушники, которые ищут здесь только юмор, можете смело пропустить этот пост.
Маша с Сашей продали квартиру и спустя месяц-два развелись. Маша крайне тяжело переживала все происходящее. Я в меру своих сил морально её поддерживал конечно, но это не спасло её от того, чтобы ходить к гадалкам, уверяющим в привороте со стороны Ж. Потом в попытке взлома WhatsApp Саши, причём она перевела 4 тыс мошенникам, которые мало того, что не взломали, так ещё и вроде как донесли это до Саши. А потом через каких-то знакомых она познакомилась с супер НЛП специалистом, который за пол года в три этапа обещал ей вернуть Сашу, и она даже купила один этап за 30 тыс и проработала с ним пару месяцев. Сейчас Маша уже более менее отпустила ситуацию, не рассказывает, как раньше, что у Ж и Саши ничего не выйдет, что он обязательно вернётся, она его простит, они обвенчаются и будут жить счастливо, похудела (была полноватой), да и вроде ведёт какой-то нормальный образ жизни, работает, общается с молодыми людьми. С ней мы почти не общаемся.
Ж и Саша, вопреки ожиданиям Маши, не разбежались, а пару месяцев назад поженились. Больше особо ничего не знаю, да и это услышал от Маши.
Ещё пару лет назад, я неоднократно совершал попытки освоить программирование, но то не хватало мотивации, то на работе нарисовывались какие-то псевдо-перспективы, то после ковидного карантина весной двадцатого хотелось вместе с Ж вырваться куда-то кроме работы. А тут появилась возможность исключить все внешние факторы в виде жены и работы, чтобы мозгу не было шанса на оправдание. С марта я начал самостоятельное обучение. А в августе свершилось то, чего я хотел последние 2 года, а неудачи с этим морально меня загоняли. Я получил свой первый оффер в айти кампанию.
В общем и целом, для меня этот год получился переломным в моей жизни, многое потерял, но многое приобрёл, теперь есть цели и реальная возможность развиваться, нащупал дно в этой своей трясине и смог оттолкнуться от него. Ни о чем не жалею. Ну и пользуясь случаем, всем пикабушникам желаю также ни о чем не жалеть, беречь себя и своих близких, будьте здоровы и счастливы, с наступающим Новым Годом!))
Откуда брались знакомые нам с детства металлические «Ш» и «Е»
Наверняка, каждый в детстве находил у себя во дворе непонятные металлические штуковины в форме букв «Ш» и «Е». В то время их происхождение было нам неизвестно, да и детей вряд ли слишком заботил этот вопрос, ведь они сразу принимались играть с непонятными вещицами. Каких только игр не придумывала с ними ребятня! Правда, несмотря на то, что они доставляли радость, следовало все-таки быть осторожными при использовании металлических букв, ведь ими можно было легко пораниться. Сегодня дети вряд ли смогут наткнуться на такую дворовую игрушку, и ниже мы рассказываем почему.
Для чего их использовала детвора
Одной из самых ценных способностей такой игрушки было то, что она превосходно летала. Так, многие ребята запускали их словно бумеранг. Рассекая воздух, они с такой же легкостью разрезали листья и даже мелкие веточки на деревьях.
Также эти штуковины легко изгибались и позволяли детям создавать из них самые разные конструкции. Они голыми руками превращали буковки в детали необычных форм и размеров, которые позже складывались в какую-то более масштабную постройку.
Однако по мере взросления эти вещицы переставали привлекать внимание детворы. На это повлияли еще и уроки физики, на которых ребятам объясняли, что эти таинственные буквы на самом деле являются частями трансформаторов, нужными для сердечника устройств.
Откуда они брались
Обычно дети находили частицы только с небольших устройств, таких как старые телевизоры или радиоприемники. Также существовала техника, в которую помещали несколько блоков с железными пластинами, но они были разных размеров. Так, тот большой поток приборов, который выпускали в советское время, обеспечил дворовых ребят как игрушками размером с почтовую марку, так и пластинами больше ладони взрослого.
Интересно, что в приборы помещались не только пластинки в виде букв «Ш» и «Е». Их создавали и в других формах, однако эти уже были более редкими и практически не попадали в детские руки. В основном их устанавливали на больших трансформаторах, которые обеспечивали работу целых предприятий. Такие пластины были огромных размеров, так что на улицу практически не попадали.
Также предлагаем почитать о вещах, которые умели делать советские школьники еще с ранних лет.
А вы находили такие пластинки у себя во дворе?
Урок обучения грамоте по теме «Буква Е. Звуки буквы Е»
Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.
Учебник “Букварь” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); схемы; карточки с вопросительными знаками; картинки; карточки с изображениями мимики человека; картина В.Д.Поленова “Заросший пруд”.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
– Вижу, что настроение у вас радостное, деловое.
Мы пришли учиться в школу,
Чтобы знать всё назубок.
Сядем мы за парту дружно,
Будем думать, рассуждать.
И читать нам тоже нужно,
Чтобы грамотными стать.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Начинаем урок обучения грамоте. А начнём его сегодня с игры “Дополни предложение”:
а) Звуки бывают… (гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
б) Звуки… (слышим), буквы… (пишем).
в) В слове столько слогов, сколько… (гласных).
г) Гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного… (а, о, у, ы).
д) Гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного… (и).
– Как отличить согласный звук от гласного? (Гласный можно пропеть, тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды…).
(Чтение учителем стихотворения В.Берестова о гласных и согласных)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
– Соотнесите рисунки и схемы. (На доске оса и ели, ниже схемы слов)
(Дети выполняют задание: 1 чел. у доски, остальные – на месте).
– Какая схема соответствует слову оса? (Вторая, т.к. в слове оса 3 звука, 3 буквы…).
– У кого по-другому? (У всех должны быть одинаковые ответы).
– Какая схема соответствует слову ели? (Первая, т.к. в слове ели 3 звука, 3 буквы…).
– Другие мнения в классе есть? (4 звука, 3 буквы; 3 звука, 3 буквы).
3. Постановка учебной задачи.
– Почему задание мы выполняли одно и то же, а ответы разные? (Мы ещё не знакомились с буквой, с которой начинается слово ели).
– Сколько слогов в слове ели?
– Произнесите с ударением. Какой слог ударный?
– Произнесите первый слог протяжно.
– Сколько слышим звуков? (Два)
– Какие? ([й’]и [э], дают им характеристику).
(Дети выставляют схему 1 слога, один учащийся у доски).
– Произнесите 2 слог. Из каких звуков он состоит?
(Дети выставляют схему 2 слога, один учащийся у доски).
– Обозначьте звуки в нашей схеме буквами.
– Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос).
– Два звука [й’] [э] на письме принято обозначать одной гласной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’] [э], а пишем одну букву е.
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
– Сформулируйте тему нашего урока. (Буква е).
– Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов).
– Познакомиться с… звуком и с новой …;
– Учиться отличать новые … и …от других звуков и букв;
– Для чего мы изучаем букву е? (Чтобы уметь читать, писать слова с этими буквами).
– А ещё мы узнаем 3 работы, которые умеет выполнять буква е.
– Посмотрите на букву е и скажите, на что она похожа? (Предположения детей, учитель читает стихи).
1. На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.
2. Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.
3. Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
– Составьте букву е из пуговичек. Кто выложил, напечатайте её в тетради.
– Найдите букву е в кассе букв и слогов.
– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)
– Где стоит буква е? (Вначале слова)
– Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)
– Исправьте ошибку, если вы её допустили.
– На с. 102 Букваря есть схема – человечек буквы е. Давайте её завершим.
– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).
Физкультминутка.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!
– Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой е и её звуками).
– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).
– На с.102 учебника прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.
– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)
– Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – слова ел, 2 вариант – слова ем).
– Рассмотрите картинку и назовите действие, которое видите (воет).
– Произнесите протяжно слово воет. Сколько звуков слышите в этом слове? (5)
– А сколько в нём букв? (4)
– Почему так? (Буква е обозначает два звука)
– После какого звука следует е? (После гласного).
– Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).
(Аналогично проводится работа со словом роет)
– Составьте предложение с этими словами.
– О какой работе буквы е мы узнали? (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной).
– Прочитайте слоги, записанные в 3 строчке. На что вы обратили внимание? (Перед е согласные мягкие, только звук [ш]– твёрдый).
– Какой вывод можно сделать? (Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного).
– Это и есть вторая работа буквы е. (Открываю 2 карточку, где написано: е- показатель мягкости согласного на письме).
– Какой гласный звук слышится в данных слияниях? (Звук [э]).
– Звук [э] гласный или согласный? (Гласный)
– Какой сделаем вывод? (Если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук [э]).
– Мы узнали 3 работу, которую выполняет буква е. (Переворачиваю карточку, где написано: буква е обозначает звук [э] после согласного).
– Назовите 3 работы, которые выполняет буква е.
– Можно ли назвать букву е особой, хитрой? Почему? (Может обозначать один или два звука).
5. Первичное закрепление.
– С какой буквой мы будем читать сегодня слова?
– Прочитайте 1-й столбик слов. Что общего у этих слов? (Эти слова состоят из одного слога, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).
– Прочитайте 2-ой, 3-ий, 4-ый столбики слов. Что у них общего? (Эти слова, кроме слова мел, состоят из двух слогов. Буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).
– Какие слова различаются одним слогом? (Дева-дети).
– Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв; из 5 букв.
– Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики слов про себя. На что обратили внимание? (Буква е обозначает звук [э]. Согласный звук [ш] твёрдый).
– Прочитайте однокоренные слова. (Шест, шесток).
– А шествие? Одинаковое ли значение у корня? (Нет разное).
– Назовите звуки в этом слове. Что заметили? (Буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного).
– Прочитайте 7-ой столбик слов, найдите ошибку и попробуйте объяснить её. (Чтение вслух). (Лишнее слово леска (тонкая нить на удочке). Это слово не является однокоренным).
– Найдите в словах суффиксы. Выделите их.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
а) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название текста, сделайте предположение, о чём будет текст.
– Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё можно добавить к сказанному?
б) Работа с текстом во время чтения.
(После чтения 1-го предложения).
– В какой деревне есть пруд?
(После чтения 2-го предложения).
(После чтения 3-го предложения).
– Что автор говорит нам о воде в пруду?
(После чтения 4-го предложения).
– Что растёт у пруда?
(После чтения 5-го предложения).
– Что растёт в пруду?
(После чтения 6-го предложения).
– Благодаря чему видны водоросли?
(После чтения 7-го предложения).
– Почему у рассказчика возникают такие чувства?
в) Работа с текстом после чтения.
– Можно ли сказать, что перед нами весь текст? (Нет начала текста).
– Как вы думаете, когда и кому это могло присниться?
– Зачем автор рассказал нам о своём сне?
– Соответствует ли заглавие тексту?
– Как озаглавили бы вы этот текст? (Работа с вариантами заглавий).
– Какое заглавие не подходит?
– Какое заглавие передаёт настроение автора?
– Давайте рассмотрим картину известного русского художника В.Д.Поленова “Заросший пруд”. Что общего в этих двух произведениях? (Зелёный берег весь в цветах, лилии и кувшинки в пруду…)
– Какое у вас создалось настроение при виде картины?
– Если бы вы оказались в этих местах, что бы вам захотелось сделать? (Побегать по траве, посидеть, опустить ноги в воду…)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.
– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного.
– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]).
- Самая низкая школьная отметка. (Единица) Зимой и летом одним цветом. (Ель) Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот) Как называется по-другому пища или её приём? (Еда) Кто ездил на печи? (Емеля) Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж и его… (Ежиха) Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем ещё надо поработать?
– Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? На доске изображены ступеньки лестницы знаний. Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь.