Желтые жерла берт что это
Анна Ахматова — Победителям: Стих
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
Анализ стихотворения «Победителям» Ахматовой
Произведение «Победителям» Анны Андреевны Ахматовой – отклик на весть о снятии блокады Ленинграда.
Стихотворение написано в январе 1944 года. Поэтессе исполнилось 55 лет, она находится в Ташкенте, куда попала в результате череды эвакуаций. Только после настоятельных просьб врачей она согласилась покинуть Ленинград. Уже в мае она вернулась в город. По жанру – патриотическая лирика, по размеру – дольник с перекрестной и охватной рифмовкой, 1 строфа. Лирический герой – рассказчик, выступающий от имени всего народа. «Нарвские ворота»: были установлены после побед над Наполеоном, сильно пострадали в Великую Отечественную войну. Образ невозможности отступления. «В жерла «Берт»: немецкая скорострельная мортира с бетонобойными снарядами времен Первой Мировой войны. Для А. Ахматовой словно продолжается незавершенная победой Первая Мировая. Тот же враг – Германия, столь же мощное вооружение. И против всего этого – «советская пехота». «Напишут книжки»: уменьшительный суффикс подчеркивает, что «книжек» выпустят много, их будут читать дети. «Жизнь за други своя»: библейская цитата о тех, кто не щадит собственной жизни ради спасения других. «Незатейливые парнишки»: в этом выражении А. Ахматовой и теплота, и материнская боль и гордость.
Ахматова: Победителям
Анна Ахматова: Победителям
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
Анализ стиха «Победителям» Ахматовой
Произведение «Победителям» Анны Андреевны Ахматовой – отклик на весть о снятии блокады Ленинграда.
Стихотворение написано в январе 1944 года. Поэтессе исполнилось 55 лет, она находится в Ташкенте, куда попала в результате череды эвакуаций. Только после настоятельных просьб врачей она согласилась покинуть Ленинград. Уже в мае она вернулась в город.
По жанру – патриотическая лирика, по размеру – дольник с перекрестной и охватной рифмовкой, 1 строфа. Лирический герой – рассказчик, выступающий от имени всего народа. «Нарвские ворота»: были установлены после побед над Наполеоном, сильно пострадали в Великую Отечественную войну.
Образ невозможности отступления. «В жерла «Берт»: немецкая скорострельная мортира с бетонобойными снарядами времен Первой Мировой войны. Для А. Ахматовой словно продолжается незавершенная победой Первая Мировая. Тот же враг – Германия, столь же мощное вооружение. И против всего этого – «советская пехота».
«Напишут книжки»: уменьшительный суффикс подчеркивает, что «книжек» выпустят много, их будут читать дети. «Жизнь за други своя»: библейская цитата о тех, кто не щадит собственной жизни ради спасения других. «Незатейливые парнишки»: в этом выражении А. Ахматовой и теплота, и материнская боль и гордость.
Победители – это ведь простые ребята, из народа. Далее идет перечисление самых распространенных русских мужских имен, в той форме, как этих ребят окликали дома, среди друзей. «Внуки, братики, сыновья»: что ж, по возрасту кто-то годился ей и во внуки. «Братики»: так могли бы звать их младшие сестры, а также – все, кого «братики» освобождали от оккупации.
Ну, а среди сыновей был и ее сын Лев, который, несмотря на аресты и ссылки, в конце того же 1944 года сумел добиться отправки на фронт. Как простой солдат, а затем и зенитчик, он дошел до Берлина. Лишь в финальной строке появляется восклицательный знак, ставящий точку в этом коротком, емком, взволнованном стихотворении.
Гражданская лирика в годы войны занимала большое место в творчестве А. Ахматовой. «Победителям» — произведение о связи времен и поколений, страница опаленной войной русской истории.
Христианские смыслы блокадной поэзии
В этом году исполняется 70 лет со дня полного снятия ленинградской блокады.
Великая Отечественная Война принесла нашему народу невиданные страдания, свидетельством чему стала блокада Ленинграда. Во время блокады погибло не менее 800 тысяч мирных граждан, умерших от голода, холода, бомбежек, артобстрелов, болезней. И около миллиона бойцов Ленинградского и Волховского фронтов сложили головы при обороне города на Неве, во время постоянных наступлений при попытках прорвать блокаду. Сейчас немногие знают, что первое наступление на Ленинградском фронте, направленное на прорыв блокады, началось в сентябре 1941 г., когда казалось, что Ленинград будет вот-вот взят. И вплоть до решающей операция 1944 г. «Январский гром», освободившей невскую столицу от блокады, наступления в 1942–1943 годах шли чередой с соответственными тяжелыми потерями. Около 60 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта умерли от голода.
Но это великое народное страдание воскресило в народе веру. Характерна страшная статистика 1944 г.: над 48% умерших было совершено отпевание. Блокада и война воскресили «латентную теплоту патриотизма», перед самым снятием блокады с карты города исчезла часть революционных и космополитических названий: проспект 25 декабря вновь стал Невским, а площадь Урицкого — Дворцовой, Урицк вернул себе старое имя Лигово, а Красногвардейск — Гатчина.
Возрождение веры и русского национального сознания отразилось в поэзии военных лет, посвященной блокаде Ленинграда и битве за Ленинград.
Одно из первых, написанных еще в блокадном Ленинграде стихотворений — «Птицы смерти в зените стоят»:
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба.
Это стихотворение является удивительно библейским по смыслу и духу. Особенно ярко это видно из двух последних двустиший:
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба.
Седьмое небо, согласно библейским и раннехристианским представлениям — местопребывание самого Бога. И, однако, ответа нет: «Но безжалостна эта твердь».
Эти строки напоминают слова книги Второзакония о медном небе, непроницаемом для земных молитв:
«И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом» (Втор. 28, 18).
Переходим к следующим строкам:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне.
«Привменен бых с низходящими в ров, бых яко человек беспомощен, в мертвых свободь. Яко язвеннии, спящие во гробе, ихже не помянул еси к тому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней» (Пс. 87:5–7).
«Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада» (Ион., 2, 4-7).
Одно из наиболее знаменитых стихотворений блокадного цикла Ахматовой — «Мужество», написанное 23 февраля 1942 года:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
И в нем продолжается тема Суда. Образ весов в русском сознании неразрывно связан со Страшным Судом и образом ангела, взвешивающего человеческую душу.
И в то же время тема часов соединяется со страданием и прославлением Христа. «Отче, пришел час, прослави Сына Твоего» (Иоан. 17:1), — так молился Христос, идя на страдание.
В некоторых вариантах стихотворения присутствует чтение «священное русское слово». Русское слово в своих истоках неразрывно связано со Словом Божиим — Священным Писанием. Его черты — свобода и чистота, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.3:17). Из этого стихотворения извлекаются следующие смыслы: для русского народа-богоносца приходит час крестного страдания и воскресения — спасения священного русского слова.
На снятие блокады Анна Андреевна Ахматова откликнулась следующим стихотворением:
«Всем нам известна их философская теория насчет пространства и освоения его: чтобы продвинуться и захватить. сады, виноградники, огороды, поля, луга, леса, реки, горы и так далее. Но вы, сербы, вместе с Богом воскликните в ужасе: “Как же это вы сделаете, если там живут тысячи и тысячи людей, братьев ваших, которые признают Того же Единого Творца и Отца — своего и вашего? Как?!”
“Легко сделаем, — отвечают они. — Совсем легко. Людей мы огнем повыжигаем, а их леса, поля и виноградники себе заберем. Людей покосим, а их капусту себе оставим, чтобы росла для нас. Людей повылавливаем, поснимаем с них одежду, а их голыми потопим в воде. Людей уничтожим, как гусениц, а их добро и золото заберем себе. Людей потравим ядовитыми газами, а их зерно, вино и елей оставим себе. Людей изгоним в пустыню, пусть вымирают там от голода, а сами сядем за их столы, будем есть, пить и веселиться» (Из окна темницы. С. 361.).
И от этого режима спасли нас незатейливые парнишки, душу свою положившие за други своя.
Наконец, глубоко христианским является стихотворение «In memoriam»:
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена! — захлопываю святцы;
И на колени все! — багровый хлынул свет,
Рядами стройными проходят ленинградцы,
Живые с мертвыми. Для Бога мертвых нет.
Ключевые слова, искаженные советской цензурой, находятся в конце: «Для Бога мертвых нет». Они в конечном счете восходят к словам Евангелия от Матфея: « А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31–32). Эти слова пронизаны живой верой в воскресение из мертвых. Багровый свет несет смысловую нагрузку алого цвета — цвета Пасхи, «Праздника праздников» и воскресения.
Вот женщина стоит с доской в объятьях,
Угрюмо сомкнуты ее уста.
Доска в гвоздях — как будто часть Распятья,
Большой обломок Русского Креста.
(Ленинградская осень. Октябрь 1942).
И действительно, распятый, голодающий, терзаемый Ленинград — в основе своей город святого Петра, распятого в 67 году римскими мучителями. Но за Распятием идет Воскресение. Вспомним строки той же О.Ф. Берггольц:
И каждый защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.
Что это, как не воспоминание об уверении Фомы, когда он вложил руку в «огненное ребро Вседержителя» и прикоснулся к пламенным ранам воскресшего Господа?
И, в конечном счете, эта вера в Воскресение привела к Победе.
Победителям
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья!
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Анализ стихотворения «Победителям» Ахматова
Анализ стихотворения «Победителям» Ахматова
В конце января 1944 года в Ташкент пришло известие о полном снятии блокады с Ленинграда. 29 февраля 1944 года А.А. Ахматова написала стихотворение «Победителям». Впервые оно было опубликовано в журнале «Красноармеец». Однако затем подверглось нападениям критики, длительное время было запрещено к переизданию. Генеральный секретарь правления Союза писателей А.А. Фадеев в одном из своих выступлений заявил, что в этом стихотворении у Ахматовой присутствует высокомерное, барское отношение к народу: «Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки… Так барыня кличет дворовых…».
А.А. Ахматова, вероятно, не читала это стихотворение перед широкой аудиторией, но оно было прочитано в узком кругу: она читала его своим друзьям, коллегам — Н.Я. Мандельштам, Э.Г. Бабаеву, З.А. Тумановой, Г.П. Макогоненко.
В центре сюжета стихотворения — Ленинград, город с Нарвскими воротами, война, идущие на фронт советские солдаты. Первые строчки стихотворения полностью соответствуют историческим реалиям:
Сзади Нарвские были ворота,
Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «Берт».
Нарвские ворота здесь становятся своеобразной границей между жизнью и смертью. Впереди героев ждала неизвестность, возможно, гибель. Именно об этом писала А.А. Ахматова. Это произведение — «и гимн победителям, и их поминовение, ибо освобождение Ленинграда достигнуто ценой гибели защитников, их “соборной жертвой”». Исследователи отмечали наличие в произведении евангельских мотивов, мотива жертвы. Так, образ «желтые жерла “Берт”» с точки зрения фонетики и семантики ассоциируется у нас с образом «жертвы». Кроме того, исследователи отмечали, что выбор эпитета здесь не случаен. Желтый — цвет подлости, корысти, золота. Перекликается с названием рассказа М. Горького «Город желтого дьявола». Таким образом, фашистская идеология не что иное, как дьявольский режим, основанный на подлости, человеконенавистничестве, корысти.
И далее у Ахматовой следует цитата из евангельского текста: «Жизнь свою за други своя» — «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». В стихотворении речь идет не просто о почивших воинах, но о стоящих насмерть защитниках Ленинграда. «Их жертва — высшее проявление любви к городу, России, народу. Отсюда и открытая отсылка к заповеди Иисуса Христа перед его искупительной жертвой».
В финале поэт стремится назвать поименно каждого из погибших, безымянных героев, помня о том, что каждый из них — чей-то сын, брат, внук:
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки —
Внуки, братики, сыновья.
Здесь возникает тема памяти о погибших героях, особенно актуальная в послевоенный период.
Стихотворение написано дольником, рифмовка — перекрестная, парная, кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («желтые жерла “Берт”», «незатейливые парнишки»), библейский афоризм («жизнь свою за други своя…»), метафору («Впереди была только смерть…»), ряды однородных членов и бессоюзие («Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки — Внуки, братики, сыновья»).