Жена воцерковилась что делать

Крестить огнем и сковородкой? Как жены мужей воцерковляют

Одна­жды в хра­ме наблю­да­ла сце­ну: в кон­це утрен­ней служ­бы, где-то меж­ду литур­ги­ей и водо­свят­ным молеб­ном, свя­щен­ни­ку пре­гра­ди­ла путь жен­щи­на :

— Батюш­ка, а муж-то при­шел! Покре­сти­те его?

— Какая радость! Давай­те после молеб­на мы с ним все обсу­дим, пого­во­рим, со вре­ме­нем кре­ще­ния определимся…

— Да нет, батюш­ка, Вы не поня­ли. Надо сего­дня, сей­час, а то он уйдет!

— Нет, про­сто он уже хочет уйти. Я его и так-то еле при­та­щи­ла, почти пол­го­да пили­ла (sic!), муж ска­зал, что идет «в пер­вый и послед­ний раз». А ждать он точ­но не ста­нет! — жен­щи­на тере­би­ла пла­ток и нерв­но огля­ды­ва­лась на две­ри, гото­вая, види­мо, в любую мину­ту бежать напе­ре­рез усколь­за­ю­ще­му супругу.

— Послу­шай­те, раз­ве Ваш муж — мешок цемен­та? Зачем Вы его «тащи­ли»?

Не знаю, чем завер­ши­лась эта исто­рия, но знаю, что про­цесс домаш­не­го мис­си­о­нер­ства совре­мен­ных миро­но­сиц быва­ет порой весь­ма болез­нен­ным для всех его участ­ни­ков, и в первую оче­редь — для мужей. Один мой зна­ко­мый, чело­век, на самом деле, к вере нерав­но­душ­ный (а социо­лог бы сра­зу запи­сал — пра­во­слав­ный) кате­го­рич­но заяв­ля­ет, что не хотел бы видеть вну­ков цер­ков­ны­ми людь­ми: «Мне уже веру­ю­щей жены доста­точ­но! На всю остав­шу­ю­ся жизнь насмотрелся!».

«Муж неве­ру­ю­щий освя­ща­ет­ся женою веру­ю­щею» ( 1Кор.7:14 ). Этой фра­зой апо­сто­ла Пав­ла свя­щен­ни­ки, как могут, уре­зо­ни­ва­ют ново­об­ра­щен­ных хри­сти­а­нок, вне­зап­но решив­ших, что если нель­зя сроч­но кре­стить супру­га и вен­чать­ся (не уда­ет­ся «при­та­щить») — так зна­чит, надо раз­во­дить­ся. Но часто те, кто все-таки успо­ка­и­ва­ет­ся и отсе­ка­ет мыс­ли о раз­во­де, берут­ся за «освя­ще­ние» и про­све­ще­ние супру­га с таким чудо­вищ­ным энту­зи­аз­мом, что поду­ма­ешь: здесь неве­ру­ю­щий муж если чем и освя­ща­ет­ся, так толь­ко муче­ни­че­ским подвигом.

Конеч­но, энту­зи­азм мож­но понять. С одной сто­ро­ны — это объ­яс­ни­мое стрем­ле­ние поско­рее пол­но­стью обно­вить свою жизнь, а зна­чит и всех ее участ­ни­ков, в рус­ле све­же­об­ре­тен­но­го сокро­ви­ща веры. Искрен­нее жела­ние себе и ближ­не­му бла­га, обнов­ле­ния и при­об­ще­ния к Церк­ви Хри­сто­вой. Но Спа­си­тель не зря срав­ни­ва­ет Цар­ство Божие с зер­ном: оно сокро­вен­но про­рас­та­ет в душе, и каж­дой душе — свой срок. Глу­по ждать уро­жая от зер­на, кото­рое еже­днев­но тере­бят и под­ка­пы­ва­ют, что­бы взгля­нуть: ну есть там уже корень, или как?

А дру­гая сто­ро­на семей­но­го экс­пресс-мис­си­о­нер­ства заклю­ча­ет­ся в том, что чело­ве­ку очень труд­но дает­ся пока­я­ние. Слож­но быть пло­хим, немощ­ным и про­сто «так себе» хри­сти­а­ни­ном на посто­ян­ной осно­ве, да еще и нима­ло не уны­вать от это­го. Уве­ро­вав, хочет­ся пока­ять­ся, отречь­ся от про­шлых оши­бок, но что­бы уж с этих пор стать хоро­шим, жить по запо­ве­дям и начать при­во­дить к пока­я­нию всех «пло­хих». И вме­сто посте­пен­но­го пре­об­ра­же­ния себя с осво­бож­де­ни­ем от стра­стей мы про­сто быст­рень­ко пере­оде­ва­ем свои стра­сти. Если рань­ше мы пили­ли мужа за то, что денег на шуб­ку не зара­бо­тал — теперь нач­нем попре­кать при­стра­сти­ем к зем­но­му и нера­де­ни­ем о душе. Толь­ко пила — она и в Афри­ке пила, а пра­во­слав­ная так даже поост­рей бывает…

Допол­ни­тель­ный накал отно­ше­ния веру­ю­щей жены и неве­ру­ю­ще­го мужа обре­та­ют тогда, когда воцер­ко­в­ле­ние жен­щи­ны сопро­вож­да­ет­ся под­спуд­ным при­стра­сти­ем к како­му-то опре­де­лен­но­му свя­щен­ни­ку или кому-то из при­хо­жан. Здесь ниче­го не подо­зре­ва­ю­щий супруг ста­но­вит­ся жерт­вой неосо­знан­но­го жела­ния жены «пра­виль­но» выгля­деть в гла­зах авто­ри­тет­ных для нее людей, сде­лать­ся в их кру­гу «сво­ей»: я‑де уже не какая-то там невен­чан­ная жена без­бож­ни­ка, а истин­ная хри­сти­ан­ка, насаж­да­ю­щая веру и бла­го­че­стие в домаш­нем кру­гу и шире. А если еще это при­стра­стие будет дома выра­жать­ся в уми­лен­ных рас­ска­зах и настав­ле­ни­ях из ряда: «Батюш­ка мне ска­зал…», «А батюш­ка вче­ра….», «Батюш­ка не советует…»?

На взгляд супру­га, не зна­ко­мо­го с осо­бен­но­стя­ми при­ход­ской жиз­ни, прак­ти­кой духов­ни­че­ства и вооб­ще неве­ру­ю­ще­го, какой-то там батюш­ка совер­шен­но ведь ничем от про­стых смерт­ных «мужи­ков» не отли­ча­ет­ся. Пред­ставь­те себе жен­щи­ну, кото­рая на пол­ном серье­зе с уми­ле­ни­ем еже­днев­но рас­ска­зы­ва­ет мужу про кол­ле­гу: «А Витень­ка нам вче­ра ска­зал…», «Сего­дня Вити на рабо­те не было…», «Витя мне не сове­ту­ет…». Вот как отре­а­ги­ру­ет муж?

Нет, понят­но, мне мож­но воз­ра­зить: «Да что за пош­лость, такие срав­не­ния, как мож­но!» Но ведь нево­цер­ко­в­лен­ный муж и не обя­зан мыс­лить о незна­ко­мом батюш­ке «духов­но» —про­ще вооб­ще не застав­лять его до вре­ме­ни о нем мыс­лить навяз­чи­вы­ми жен­ски­ми вос­тор­га­ми-рас­ска­за­ми-поуче­ни­я­ми. А со вре­ме­нем как раз и вос­тор­ги поуля­гут­ся, и из-за обра­за батюш­ки нако­нец-то высту­пит, ста­нет замет­нее и посте­пен­но зай­мет подо­ба­ю­щее место образ Христа.

Мне кажет­ся, это вооб­ще полез­но — поча­ще пред­став­лять соб­ствен­ное воцер­ко­в­ле­ние гла­за­ми неве­ру­ю­ще­го чело­ве­ка. Не для того, что­бы заклей­мить его «бесов­ское умо­на­стро­е­ние», а для того, что­бы понять его, так ска­зать, пара­диг­му, в рам­ках кото­рой он по-сво­е­му прав.

Вот жил какой-нибудь вполне счаст­ли­вый муж, жене нра­вил­ся всем, кро­ме дру­зей и ком­пью­те­ра, но вдруг рраз — и стал эда­ким маль­чи­ком для битья: без­бож­ник, нехристь, кощун­ник… А потом добав­ля­ют­ся аске­ти­че­ские подви­ги супру­ги и ее посто­ян­ные отъ­ез­ды в палом­ни­че­ства… Что мож­но поду­мать? Толь­ко одно: надо­ел, раз­лю­би­ла! И попро­буй­те, дока­жи­те потом тако­му мужу, что «Бог есть любовь».

У меня, прав­да, тоже нет поло­жи­тель­но­го опы­та «хри­сти­а­ни­за­ции» супру­га, посколь­ку он изна­чаль­но был чело­ве­ком более цер­ков­ным, чем я. Но послед­ние пару лет я часто обра­щаю вни­ма­ние на одну прихожанку.

Эффект­ная, мод­но оде­тая моло­дая жен­щи­на, на все вос­крес­ные и празд­нич­ные служ­бы она при­хо­ди­ла бли­же к кон­цу с малень­ким сыном, и о нали­чии мужа гово­ри­ло лишь коль­цо на ее паль­це и то, с каким сожа­ле­ни­ем она ино­гда стре­ми­тель­но убе­га­ла после При­ча­стия: «Эхх, пой­ду, сего­дня еще у мужа пла­ны…». Потом, когда она жда­ла вто­ро­го ребен­ка, ее супруг ино­гда появ­лял­ся на поро­ге хра­ма, что­бы подер­жать стар­ше­го. Это было не «при­та­щи­ли помо­лить­ся», а рыцар­ское уха­жи­ва­ние за женой, кото­рое явно не роня­ло его в соб­ствен­ных гла­зах. На послед­них сро­ках я виде­ла ее в хра­ме замет­но реже или без сына: муж вол­но­вал­ся за ее здо­ро­вье, а застав­лять его ехать в храм каж­дый выход­ной супру­ге, види­мо, было жаль.

На Свет­лой я встре­ти­ла их вме­сте у само­го алта­ря: кра­си­вая жен­щи­на с сыном и муж­чи­на, спо­кой­но и неж­но кача­ю­щий люльку-«переноску» со вто­рым ребен­ком. Весь Крест­ный ход они тоже про­шли вме­сте и счаст­ли­во сме­я­лись, как дети, когда свя­щен­ник кро­пил их свя­той водой… Конеч­но, для него, навер­ное, это лишь пол­до­ро­ги или и вовсе пер­вые шаги, но они, что важ­но, радост­ные и не под дулом пистолета!

Источник

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В редакцию журнала «Фома» приходит много вопросов от читателей, которые пишут: «Я вроде в Бога верю, но в храм не хожу. С чего начать, как подступиться — не знаю». Протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма во имя Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе рассказал, с чего начать путь к воцерковлению.

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Первое:

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Выберите храм, в который будете ходить. Воцерковление — это период, во время которого человек становится членом Церкви: регулярно посещает богослужения и участвует в таинствах. Но делать это желательно в одном храме.

Прихожанин — это человек, который ходит в конкретный храм и является членом его общины, прихода. Я советую идти в ближайший к вашему дому. Конечно, рядом с вами может оказаться несколько храмов, так что на первых порах попробуйте походить по разным, выбрать, где вам лучше видно и слышно, где более доступные священники, где вам самому больше нравится.

Постепенно вы полюбите этот приход и у вас сложатся доверительные отношения c кем-нибудь из священников. В идеале он должен стать вашим духовником, то есть тем, у кого вы постоянно исповедуетесь, кто вас знает. Но это вопрос времени, не первого шага.

Второе:

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Сходите на службу. Встаньте сзади — так, чтобы было видно и слышно, но никому не мешая. Не смущайтесь, что пока не все понимаете: невозможно узнать, что и как происходит в церкви, не посещая ее.

Представьте, что вы решили стать хоккейным болельщиком. Вы можете прочитать правила игры, но в первую очередь вам скажут: пойдем на матч. И там, в процессе игры, вы поймете правила и у вас появятся дополнительные вопросы.

Вот и с храмом так же. В ходе богослужения у вас будут рождаться вопросы, на которые вы захотите найти ответ. С поиска ответов на них и начнется постепенное осмысление службы — практика будет подкрепляться теорией.

Третье:

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Изучите основы своей веры. Точное и краткое изложение ее содержится в Символе веры, но стоит открыть и учебник Закона Божьего.

Что читать из церковной литературы, зависит от человека — его образования, запросов и уровня знаний о Боге и жизни Церкви. Одним лучше начинать с книг митрополита Сурожского Антония, другие могут сразу приступать к Иоанну Лествичнику. Универсальный совет здесь дать сложно — лучше установить контакт со священником и просить его вас направлять.

Кстати, сегодня почти при каждом храме проводятся специальные беседы для крестных и готовящихся принять крещение. Во многих есть курсы катехизации или воскресные школы для детей и взрослых. Сходите и вы на эти курсы или беседы, послушайте, вникните — это большое подспорье для воцерковляющегося человека.

Четвертое:

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Пятое:

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Начните молиться с малого — с чтения «Отче наш» утром и вечером. Только не торопясь, вдумчиво, посмотрев толкование значения молитвы, отдельных ее слов и поразмыслив над ними. В сложных жизненных ситуациях в течение дня можно молиться коротко: «Господи, помоги», «Господи, спаси и сохрани». Это те базовые молитвы, которые человек обычно помнит наизусть с детства. Начиная свое обращение к Богу с них, мы приучаем себя к молитвенному правилу.

Потом можно увеличивать время молитвы — по три раза осмысленно читать «Отче наш» утром и вечером. Можно приобрести православный молитвослов для мирянина, где утреннее и вечернее правило дается в сокращении. Обычно я рекомендую его детям и подросткам. А можно подойти к батюшке с обычным молитвословом и попросить его отметить галочками те молитвы, которые, на его взгляд, вам будет посильно читать на первых порах.

Помните: молитва не обязанность, а возношение ума и сердца к Богу, прямое, личное обращение к Нему. Поэтому так важно читать молитву медленно, осмысленно, правильно ставя ударения, сопереживая каждому слову. Если вам непонятен церковнославянский язык, можно найти молитвослов с параллельным переводом на русский, чтобы быстрее привыкнуть и потом уже читать на церковнославянском.

Шестое:

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Исповедуйтесь и причащайтесь. Участие в этих таинствах отличает человека воцерковленного от «абстрактного верующего». Перед первой исповедью лучше побеседовать со священником — он посоветует, как к ней подготовиться.

Общение с батюшкой вообще сильно облегчает вхождение в Церковь: находясь под началом священника, вы будете иметь наставника в его лице. Если у вас нет знакомого священника, обратитесь к тому, к кому вы испытываете доверие и расположение.

Подойти к батюшке и попросить поговорить можно после службы, когда он выйдет из алтаря. Конечно, вполне вероятно, что сделать это сразу не получится, он может спешить. В таком случае попросите назначить вам удобное время, например, какой-то вечер. Не бойтесь задавать священнику любые волнующие вас вопросы. Можно попросить его номер телефона или почту на случай, если понадобится срочный совет. Но важно знать меру: не забывайте, что священник тоже человек, который может уставать и не быть на связи круглосуточно.

При встрече посоветуйтесь, что вам делать дальше, как начать свой путь в Церкви. И тогда, скорее всего, батюшка предложит вам прийти на исповедь и объяснит, как подготовиться к причастию.

Но не путайте: исповедь — это не общение со священником. На исповеди мы просим прощения у Бога, а священник может лишь дать вам совет, развеять сомнения или поддержать. Но доверие после исповеди может укрепиться, а может и рассеяться. Если вы увидите, что священник хочет вами руководить, если он начинает давать вам конкретные советы — насторожитесь, не спешите безоговорочно им следовать. Священник должен помочь вам разобраться, что правильно, а что неправильно, чтобы вы на основании этого приняли самостоятельное решение, как поступить.

Седьмое:

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Постарайтесь приучить себя к регулярному посещению служб и молитве, но без фанатизма. Богослужения и молитвы — это большой духовный труд, требующий немалых усилий и работы над собой.

Когда люди приходят в Церковь, у них могут быть два мотива: внешний и внутренний. Если вас привели в храм за руку — это внешний мотив. Он может стать толчком к вашему воцерковлению, но сработает только тогда, когда включится мотив внутренний — ваша личная тяга к Богу. И этот мотив — единственный по-настоящему надежный, ибо без него молитвенное правило вам будет в тягость и вы не захотите остаться в Церкви.

Восьмое:

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Внимательно следите за тем, чтобы не было перегибов, которые в начале вашего воцерковления могут навредить вам и вашим близким. Этот период обычно называют неофитством. Я бы сравнил его с влюбленностью — со всеми вытекающими, как положительными, так и потенциально опасными последствиями.

С одной стороны, с вхождением в церковную жизнь вы будете испытывать неподдельную радость и желание служить Богу. В период неофитства человеку под силу то, что в обычном состоянии сделать трудно: например, прочитать сразу все Евангелие или строго выдержать весь Великий пост.

А с другой стороны, в это время человек пытается вписать свое новое чувство — свою веру — в обыденную жизнь, но, будучи очарованным вдруг открывшимся вам миром, можно легко не заметить, как вы делаете что-то не так и причиняете боль вашим близким. В это время обычно и происходит разлад: такая ревностная тяга кардинально изменить жизнь, отказаться от всего мирского и посвятить себя Богу иногда приводит к разного рода перекосам. Поэтому, как любое яркое состояние, неофитство требует вашего контроля. Менять уклад и ритм жизни обязательно нужно, но необходимо следить за тем, чтобы эти перемены вели к вашему духовному возрастанию, а не делали вас заложником ваших благочестивых фантазий, напрасно изнуряющим себя и своих близких.

Девятое:

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

будьте готовы к тому, что ваша жизнь поменяется. Идти к Богу — значит отказываться от тех привычных вещей, в которых вы, возможно, не видели ничего страшного. Речь не о том, чтобы фанатично сменить белое на черное и уйти жить в пустыню. Эти изменения должны происходить естественно: дело не в привычке ходить по воскресеньям в храм, а в смене образа жизни. А как меняться — это вам будет подсказывать сама Церковь, и главное — ваше сердце. Степень изменений обыденной жизни будет зависеть лишь от того, насколько вы будете готовы посвятить свою жизнь Богу.

Постепенно вы привыкнете молиться и поститься, станете частью общины храма, в который ходите. В вашем доме появятся иконы, может измениться и ваш внешний вид — вы начнете одеваться, как это принято в среде верующих. Но по сути, это вещи второстепенные, не воспринимайте церковную жизнь как набор внешних правил: длина вашей бороды или юбки еще не показатель вашей воцерковленности.

Десятое:

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Не поддавайтесь приступам уныния. Приобщаясь к новому образу жизни, вы постепенно будете понимать, что некоторые безобидные на первый взгляд вещи вели вас не туда. Но когда к людям приходит осознание их греховности — вредных привычек, раздражительности, лени — у многих опускаются руки. Они начинают считать себя безнадежными грешниками, и появляется страх, что священники их будут ругать, а в Церкви не примут.

На самом деле происходит обратный, положительный процесс: у вас открываются глаза — вы начинаете видеть путь, которым надо идти. Так не поддавайтесь сомнениям и идите. Помните, что Церковь — это собрание кающихся грешников; место, где вы начинаете видеть болезни, но не как отчаявшийся человек, а как диагност, который знает, как эту болезнь лечить.

Как происходит это лечение? В Церкви такая практика называется покаянием. Покаяние — это избавление от того, что нас искажает и не дает свершиться соединению с Богом. Оно меняет наш ум и мировосприятие. Конечно, человеческое естество инертно и будет противиться переменам. Но вы должны помнить, что Церковь — это место, где перемены случаются в лучшую сторону.

Источник

«Гонения» в семье?

Жена воцерковилась что делать. Смотреть фото Жена воцерковилась что делать. Смотреть картинку Жена воцерковилась что делать. Картинка про Жена воцерковилась что делать. Фото Жена воцерковилась что делать

Перестраивая свой жизненный уклад в соответствии с недавно обретенной верой, новоначальный христианин нередко сталкивается с проблемой: у него резко портятся отношения с близкими людьми, которых происходящие перемены беспокоят или даже возмущают. Почему начало воцерковления порой вызывает «объявление войны» внутри семьи, и кто в этом виноват? Как не обидеть маму, которая считает тебя фанатиком и специально закармливает мясом, несмотря на дни поста? Как не разрушить семейного союза, если муж после твоего воцерковления перестал уважать и общаться? Что делать, если родные наотрез отказываются отпустить тебя в паломничество или пожить ненадолго в монастырь? О том, как поступать в отношениях с близкими людьми в таких ситуациях, говорит священник Аркадий Махсумов, руководитель отдела молодежного служения Покровской епархии.

Подражание штангисту

Тема взаимоотношений с окружающими довольно сложна и волнует многих людей. В первую очередь тех, кто переступил порог храма и переживает первые, общие, самые распространенные трудности, связанные с воцерковлением.

Начнем с первого вопроса: человека считают фанатиком. А кто такой фанатик? Это тот, кто готов отдать жизнь за какие-то свои убеждения и идеи. С одной стороны, это комплимент. Каждого из нас можно назвать фанатиком, потому что в жизни есть вещи, которые мы действительно, по-настоящему любим, за которые можем и должны отдать жизнь. С другой стороны, это обидное слово, ведь фанатик — это еще и тот, кто настроен неадекватно, не принимает критику, не готов и не хочет строить нормальные отношения с окружающими на фоне своих идей. Вот об этом стоит задуматься, так как на заре своего воцерковления мы даем ближним поводы считать нас такими.

Что делать, если закармливают мясом? Я так понимаю, что человек пытается держать пост, скорее всего, строго, по монастырскому уставу, и пытается свою позицию продвигать дома. Решимость, доверие Богу – вот что сподвигло его на поступок, в котором, однако, нет зрелости. Если бы человек знал, что такое духовная жизнь, он строил бы ее по-другому. Но в период неофитского горения («неофит» по-гречески означает «новоначальный, новообращенный») человек этого еще не понимает. Он открывает прекрасный мир Православия, хочет стать его частью, а у него не получается, его удерживают в прежней жизни привычки, формировавшиеся годами и заставляющие действовать по-другому. Не может он сразу отвергнуть себя, увидеть свои страсти и начать борьбу с ними. Ему нужна для этого подготовка. Ну представьте: человек никогда не занимался физкультурой, увидел штангиста, вдохновился и решил повторить его рекорд. Чем это закончится? В лучшем случае его пыл остудит неудача и понимание, что для результата нужны годы, десятилетия тренировок. В худшем – человек травмирует себя. В духовной жизни действуют те же законы: не бывает результата без труда.

Мама, пытающаяся закормить мясом, скорее всего, увидела такое вот «подражание штангисту» без подготовки и испугалась, потому что она нормальный, добрый и хороший человек, она любит своего ребенка и переживает за него. Я думаю, не стоит драматизировать ситуацию, стоит отнестись к ней проще, с долей юмора и, конечно, обязательно нужно поговорить с мамой, объяснить свою позицию, успокоить. Ведь если родители, родственники увидят, что человек стал приветлив, открыт, любвеобилен, отзывчив и спокоен, то есть увидят такие плоды веры, они точно не будут препятствовать посту и посещению храма. Да и атмосфера в семье только улучшится.

Кризис общения

Все трудности обычно возникают из-за того, что мы не умеем общаться. Мы разучились это делать. В век технического прогресса, который вроде бы должен способствовать общению, мы наблюдаем его кризис. Все взгляды прикованы к экранам компьютеров, планшетов, телефонов… Вот, кстати, о вере сейчас в большей степени узнают, сидя за компьютером: человек что-то прочитал, проникся, с ним произошли перемены. Близкие их видят, но причину-то они не видят. В их понимании был человек, с ним худо-бедно можно было находить какие-то компромиссы, а он вдруг стал другим – тираном, считающим, что все вокруг неправы, грешат и т. д. Он не может не укорять домочадцев, что те вместо того, чтобы в воскресный день пребывать в храме, отсыпаются после трудовой недели, он не может тихонько собраться и уйти на службу, не хлопнув при этом дверью. В пост он не может не сказать, что все вокруг грешники, рабы своего желудка и ничего не понимают в духовности. Это нормально – нам, людям, свойственно обличать.

А бывает и по-другому. Человек следует словам апостола: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим (Мф. 6. 17-18). Такое поведение тоже обличает, и здесь остается только терпеть. Мы ведь тоже не сразу узнали о посте, заповедях, и то узнали только тогда, когда Господь нам это открыл. Нашей заслуги в том, что мы пришли к вере, нет. Бог нам открыл Себя, нашим близким – пока нет. А мы что делаем? Понятно, что, воцерковившись, мы не можем мириться с грехом, и наших любимых близких стараемся оградить, обезопасить. Пытаемся их насильно втащить в Царствие Небесное, раздражаемся, забывая хорошую русскую пословицу: «Невольник — не богомольник». Поэтому, считаю, вряд ли наши старания принесут кому-то пользу.

«Подростковая» проблема

Есть еще очень важный момент, и касается он трудного возраста – подросткового. Ребенку самому сложно, он эмоционально напряжен. У него что-то не получается, и это его раздражает. Он не понимает, почему не получается, что он делает неправильно, и это тоже его раздражает. Он не хочет этого признавать, хочет казаться взрослее. Если в этот период он начинает воцерковление, сами понимаете, как это усложняет ситуацию. Но родители действительно ведь могут подумать, что ребенок попал в беду – секту или экстремистское сообщество.

Мой совет – не сидеть сложа руки, не читать в интернете симптомы мнимых болезней, а прийти в храм и пообщаться со священником. Если ребенок с родителями не пойдет, не страшно. Главное – удостовериться, что ничего не случилось, что ребенок просто пришел в Церковь и делает первые неуклюжие шаги.

Научиться ждать

Мы рассмотрели отношения детей и родителей, которые всегда в любой ситуации нас поймут и простят, на все наши капризы закроют глаза, будут по-прежнему любить и молиться за нас. А что делать, если непонимание вследствие воцерковления возникло между супругами?

Господь задумывал человека как единство мужчины и женщины, и семья в полной мере являет Божий замысел. Когда между мужем и женой возникает конфликт, тяжело найти компромиссы, при которых не приходилось бы отступать от своих убеждений. Особенно если это христианские убеждения – абсолютные и максималистские. Вот в данном случае жена воцерковилась, а муж после этого перестал с ней общаться и даже уважать.

Опять-таки нужно задуматься, почему муж стал себя так вести? Скорее всего, к охлаждению отношений привел не сам факт воцерковления, а новое поведение супруги. Как это может проявляться? Например, жена свысока смотрит на невоцерковленного мужа, шантажирует (это свидетельствует о том, что она не знает Священного Писания, которое учит, что жена не может манипулировать мужем) и любыми способами пытается затащить его в храм. Но мужчина по природе привык властвовать, быть главой во всем. Подтверждает это и такой факт: фразу апостола Павла «жена да боится мужа своего» (Еф. 5. 33) знают все мужчины, даже невоцерковленные. Правда, они не хотят признавать первую часть высказывания: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5. 33), равно как и то, что глава семьи – Христос, потом только муж.

В браке любовь и согласие не должны зависеть от наших убеждений. Исключение составляют случаи, когда один супруг покушается на веру другого, заставляя отречься от нее. Здесь человек должен проявить твердость и понимание того, что вера дороже всего. Если муж просто не хочет идти с женой в храм, нужно смириться, молиться и ждать – Господь сам все управит. Но нам ведь не хочется ждать. Я думаю, что в большинстве случаев непримиримых разногласий не бывает, супруги стараются наладить отношения, находят компромиссы и в итоге становятся настоящими малыми церквями.

Незнание и предубеждения

И, наконец, такой вопрос. Родители не пускают человека в монастырь – в паломничество, пожить при обители. Почему? Вероятно, по незнанию. Если бы родители имели представление о культурных, исторических традициях русского Православия, сути монашества, если бы знали, что человека, решившего бросить семью, ни один игумен в монастырь не примет, то вряд ли они были бы против того, чтобы их чадо несколько дней потрудилось в обители, получило духовную пищу, оздоровилось, приблизилось к образу Христову, вдохновилось для духовной и повседневной жизни.

На мой взгляд, ситуация надуманная. Маму собственным примером можно было бы привести в храм, заинтересовать, и тогда она бы сама нашла способ узнать что-то о вере и о том же монастыре. Вообще, выстраивая отношения с окружающими, лучше всего опираться на слова: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10. 16), умейте находить общий язык и при этом будьте ко всем добры.

И еще посоветовал бы не забывать, что через наших близких и родственников Господь действует на нас: делает нас совершенными. Поэтому трудности, возникающие в жизни христианина, нужно смиренно принимать, переносить, любить, благодарить за них Господа, понимая, что они – часть Его Промысла и нашего духовного пути. Нужно не забывать, что Господь возлагает на нас огромную ответственность. Он говорит: «Вы – соль земли… вы – свет мира» (Мф. 5. 13-14). Он делает нас путеводителями для близких – именно от нашего поведения зависит, придут ли они к Богу или нет. И за это нам придется давать ответ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *