Жесткая посадка что это такое

Что безопаснее: жесткая или мягкая посадка самолета?

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такое

Чувство тревоги у большинства пассажиров самолета исчезает только после благополучного окончания полета. Когда лайнер опускается на землю и останавливается на взлетной полосе все с облегчением вздыхают. Пилоты должны обладать высоким профессионализмом, чтобы посадить машину как можно бережнее и обеспечить комфортное окончание полета. В некоторых случаях пилотам необходимо определиться с тем, что безопаснее: жесткая или мягкая посадка самолета.

Принцип приземления самолета

Воздушное судно приближается к земле с определенной скоростью (до 3 м/с), двигаясь по вертикали. Перед тем как шасси коснутся покрытия взлетно-посадочной полосы, летчик поворачивает штурвал, выравнивая нос самолета. Скорость при этом снижается, и летательный аппарат совершает приземление.

Каждая авиакомпания самостоятельно определяет уровень перегрузки. Но он не должен превышать границы, установленные производителями самолета. Если говорить о мягкой посадке, то допустимой считается перегрузка в пределах 1-1,4 g. При более высоких значениях перегрузки посадка будет считаться жесткой.

Между молодыми и более опытными летчиками до сих пор не прекращаются споры о том, насколько целесообразно приземление воздушного судна с малой перегрузкой. Если взять для примера «Боинг», то на его шасси установлены специальные датчики, не всегда подающие сигнал для включения системы торможения при слишком мягком соприкосновении с покрытием.

Кроме того, длительное выравнивание лайнера приводит к тому, что для торможения и скольжения может попросту не хватить места на взлетно-посадочной полосе. В таком случае самолет врезается в заграждения. Так происходит на мокрых или заснеженных полосах.

При любом допущенном инциденте во время посадки лайнера (разрушение корпуса самолета, выкатывание за пределы полосы, травмирование пассажиров и т.д.) проводится служебное расследование. Пилот временно отстраняется от дальнейших полетов, проходит курсы повышения квалификации с последующим экзаменом.

При выявлении грубого нарушения правил управления летательным аппаратом, повлекшим за собой нанесение ущерба здоровью пассажиров, пилот лишается возможности летать на срок, определенный судом.

Жесткая посадка

Такое приземление самолета связано с повышенной нагрузкой, которая создает опасность разрушения деталей летального аппарата, гибели экипажа и пассажиров. Причиной жесткой посадки чаще всего становится чрезмерно превышенный вес воздушного судна в совокупности с высокой скоростью. Многие модели самолетов не рассчитаны на посадку с полными баками. Пилоты обязаны расходовать топливо в процессе полета полностью. Заполненные баки не позволяют самолету снизить скорость.

Жесткая посадка совершается с перегрузкой, превышающей норму в несколько раз. При соприкосновении шасси с покрытием взлетно-посадочной полосы пассажиры ощущают сильный толчок. Возможна деформация корпуса самолета, иногда возникают серьезные повреждения внешних и внутренних деталей воздушного судна. Травматизма пассажиров и экипажа во время жесткой посадки избежать очень трудно.

Мягкая посадка

Кто не раз пользовался услугами авиакомпаний, знает, что перед полетом принято желать друг другу мягкой посадки. Когда она совершается, то пассажиры практически этого не чувствуют. Шасси касается взлетной полосы мягко, самолет плавно скользит по взлетно-посадочной полосе и постепенно останавливается. После этого принято аплодировать пилоту за профессионализм.

Но не во всех случаях мягкое приземление считается лучшим методом приземления самолета. Иногда она может стать причиной столкновения с заграждениями или другими объектами, находящимися на пути летательного аппарата.

В СССР мягкой считалась посадка на Ту-154 с перегрузкой, не превышающей 1G.Такая посадка была одной из фирменных фишек Красноярской летной школы. Такими же навыками сегодня обладают пилоты «Аэрофлота».

Выбор метода посадки

То, как воздушное судно приземлится, зависит от профессионализма команды и условий за бортом. Если на момент снижения отмечается ветреная погода, а полоса покрыта наледью, то ни о какой мягкости не может быть и речи. Шасси должны жестко сцепиться с покрытием. Мягкое приземление в таком случае приведет к тому, что лайнер выкатится за пределы посадочной полосы и совершит столкновение с ограждением. Главным условием при таком методе приземления является сохранение уровня перегрузки в границах от 1,4 до 1,5 g.

При выборе способа посадки пилот должен учитывать следующие факторы:

Если корпус лайнера не получил повреждений при посадке, а пассажиры не пережили эмоционального перенапряжения в момент соприкосновения шасси с поверхностью полосы, то считается, что приземление совершено технически правильно. Если пилот не может принять решение сразу, то диспетчеры могут разрешить зайти судну на второй круг.

Источник

Какая посадка самолета наиболее безопасна для пассажиров?

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такоеПерелет на самолете из одного города в другой, или между странами в современном мире, это неотъемлемая часть жизни для многих граждан. Это заметно ускоряет передвижение из одной точки в другую.

Организация воздушного движения в любой стране – сложный процесс, в котором задействованы различные службы, которые обеспечивают безопасность полета авиалайнеров, на всем протяжении полета.

И все же многие пассажиры самолетов перед полетом часто волнуются и даже испытывают чувство страха перед тем, когда происходит посадка самолета.

Современный пассажирский авиалайнер

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такоеЭто – очень сложное в техническом плане средство передвижения, которым имеет право управлять только хорошо обученный и опытный экипаж. Любой пассажирский самолет перед тем как совершить первый плановый перелет проходит многоступенчатые испытания и проверки. Как все это происходит можно писать очень долго, да и обычному пассажиру это будет не очень интересно.

Полет на современном самолете с опытным экипажем гораздо более безопасен, чем поездка на автомобиле по Российским дорогам, а происшествия с самолетами случаются очень редко, в отличие от серьезных ДТП, с летальным исходом.

Люди много задают вопросов на различные темы в области безопасности перелетов. Особенно часто вопросы связанны с моментами взлета, приземления и турбулентности в воздухе, а также внештатными ситуациями на борту. На некоторые вопросы Вы получите ответы в данной статье.

Подробности

Как происходит полет между городами и государствами

Это целая система по организации воздушного движения, в которой задействованы диспетчерские службы аэропортов, службы связи, службы радиоэлектронного слежения и многие другие. Пассажирские самолеты не просто летят по прямой точке от города до города, для этого в воздушном пространстве стран выделяются специальные трассы. Воздушная трасса схожа с дорогой, или магистралью, только в воздухе, строго ограниченная по высоте и ширине. Каждым экипажам воздушного судна, с земли руководит диспетчер, который отвечает за полет самолета в своей зоне ответственности, особенно при взлете и посадке.

После взлета и набора положенной высоты самолет переводится на автопилот, под контролем экипажа лайнера. На встречных курсах самолеты летят в пределах одной трассы, но разной высоте, все отработано до автоматизма. Пилот самолета может уводить самолет от трассы, в крайнем случае, обычно для облета грозовых облаков. Все самолеты вылетают из аэропорта с разрешения диспетчера, придерживаясь расписаний полетов и утвержденных заявок.

Все авиакомпании придерживаются правил, разработанных государствами и международными требованиями. Диспетчеры аэропортов, всегда знают местоположение самолетов в воздухе, в любой момент полета. Трассы для перелетов самолетов разрабатываются с учетом расположения аэропортов, на случай необходимости экстренной посадки и возможности переадресации в случае нелетной погоды в аэропорту прилета.

Система навигации лайнера позволяет экипажу грамотно ориентироваться в воздушном пространстве. Пролет самолета в воздушное пространство другой страны проходит через специально выделенные для этого коридоры, которые заранее оговариваются международными соглашениями.

Что вызывает больше тревоги у пассажиров, взлет или посадка авиалайнера?

По сути, на этот вопрос однозначного ответа нет, каждый пассажир переживает эти моменты индивидуально. Опасней взлет самолета, или его посадка более корректно было-бы задать самим пилотам. По мнению летчиков и взлет лайнера и посадка, ответственные и самые опасные этапы полета.

Двигатели авиалайнера для резкого разгона самолета перед отрывом работают с большой нагрузкой, на максимальных оборотах, а механизмы, задействованные в этом процессе в режиме тряски и турбулентности. Для каждого типа самолетов, есть такое понятие как скорость отрыва от земли, для разных самолетов она составляет от 220-и до 270-и километров в час, этого порога скорости самолет должен достигнуть, до определенной отметки на взлетно-посадочной полосе, после чего начинается момент невозврата.

Самолет должен взлетать после этого рубежа, даже если экипаж заметил какие-то проблемы с одним из двигателей, а потом принять все необходимые меры для возврата на посадку, или принять решение на отмену взлета, с учетом остатка взлетной полосы. Во время взлета авиалайнера экипаж управляет самолетом в ручном режиме и от профессионализма экипажа зависит правильность отрыва от земли и набора высоты.

Кроме того, на правильный разгон влияют сильно погодные условия и состояние взлетной полосы, иногда диспетчерская служба принимает решение, взлетать самолетам с обратным стартом, то есть в обратном направлении, это связано с направлением и силой ветра.

Посадка пассажирского авиалайнера процесс не менее сложный, чем взлет, а в некоторых случаях более опасный. Посадка сильно зависит от погодных условий, особенно от тумана, сильных осадков и порывистого бокового ветра. Для совершения посадки в аэропорту назначения экипаж запрашивает разрешение у диспетчера, который, так же, как и экипаж самолета отвечает за безопасность пассажиров.

Самолет не просто приземляется на взлетно-посадочную полосу, а по строгим правилам. Снижение самолета начинается примерно за полчаса до посадки, постепенно. Дело в том, что в районе крупных международных аэропортов часто сложная воздушная обстановка, из-за большого количества самолетов в воздухе, все это должны учитывать диспетчер и экипаж, безопасность пассажиров превыше всего. Чтобы приступить к непосредственной посадке самолеты порой выстраиваются в определенную очередь и совершают два, три круга в зоне аэродрома.

Только дождавшись своей очереди, по команде диспетчера экипаж самолета выводит самолет на так называемую глиссаду, по этой наклонной линии самолет подлетает непосредственно к взлетно-посадочной полосе. Перед посадкой в аэропорту экипаж лайнера получает всю необходимую информацию о погоде в районе аэродрома и оценивает возможность посадки, если аэропорт закрыт по погоде, самолет отправят на запасной аэродром. Если аэропорт открыт, но погода сложная, экипаж принимает решение на посадку, или уход на запасной аэродром, здесь все зависит от профессионализма и опыта экипажа.

Есть такое понятие как минимальная высота принятия решения на посадку, в зависимости от габаритов самолета она разная, для больших она примерно 60 метров, для малых около 10 метров, до этого момента, еще можно взлететь и увести самолет на второй круг, иначе посадка может быть жесткой.

Жесткая и мягкая просадка, от чего зависит и какие могут быть последствия

Пожелание мягкой посадки наверно слышали все. Для того, чтобы самолет совершил более мягкую посадку, требуется соблюсти необходимые требования. В первую очередь это оптимальная загрузка самолета, в том числе учитывая остаток топлива в самолете. Для каждого типа самолетов, оптимальный посадочный вес разный, он зависит от размеров и конструктивных особенностей, задуманных разработчиками авиалайнера. Другими факторами считаются профессионализм экипажа, погодные условия, состояние взлетно-посадочной полосы и форс мажорные обстоятельства на борту. В свое время, например, очень славилась школа мягкой посадки красноярской подготовки пилотов.

Что такое мягкая посадка, это когда экипаж самолета вовремя производит все выравнивания самолета, доводит самолет до оптимальной посадочной скорости и плавно приземляет самолет. Пассажиры при такой посадке не ощущают излишней тряски и болтанки при касании самолета с поверхностью посадочной полосы.

Что такое турбулентность и может ли самолет потерпеть из-за нее крушение

Турбулентность чаще всего происходит по следующим причинам:

Спешу Вас заверить, что турбулентность не грозит крушением современным пассажирским авиалайнерам. При разработке и испытании самолетов проходят проверки конструкции с более серьезными перегрузками, чем попадание в турбулентность во время обычных пролетов.

При турбулентности пассажир авиалайнера испытывает небольшую тряску, а если посмотреть в иллюминатор можно увидеть покачивание крыльев самолета. Обычно экипаж самолета предупреждает, что приближается к зоне турбулентности, просит занять свои места и пристегнуть ремни безопасности.

Для чего отключают основной свет в салоне самолета перед взлетом и посадкой

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такоеЭто правило продиктовано требованиями по безопасности. В случае форс мажора с авиалайнером и аварийной посадки экипажу в срочном порядке необходимо будет организовать эвакуацию пассажиров.

Человеческое зрение устроено так, что после яркого света долго привыкает к темноте, в ночное время, или в сумерках это создаст дополнительные сложности с ориентацией, а салон самолета нужно покидать быстро, без паники.

При выключенном свете, человеческое зрение адаптируется к темноте, в сложившейся ситуации разобрать предметы будет проще.

Конструктивно это задумано для того, чтобы пилоты авиалайнера смогли произвести снижение самолета до высоты примерно трех километров, это важно в аварийных ситуациях на борту, во время полета на большой высоте. На трех километрах воздух уже более насыщен кислородом и человек может спокойно дышать. Когда пассажир самолета выдергивает кислородную маску, запускается химический процесс, в результате которого вырабатывается кислород, которым человек может дышать до 20-и минут.

Авиакомпании производят вылеты в разное время суток, но основная нагрузка на службы аэропортов происходит в дневное время. По этой причине удобнее всего покупать билеты на утренние часы, до 7-и часов, в это время реже происходят задержки авиарейсов. Но необходимо учитывать разницу по времени аэропорта вылета и прилета. Например, если лететь из Москвы во Владивосток, время перелета составляет около восьми с половиной часов, плюс разница в часовых поясах 7 часов, в Москве 12 часов дня, а во Владивостоке уже 19 часов вечера. При перелете в обратную сторону, учитывая крейсерскую скорость самолета, из Владивостока время вылета и прилета в Москву будет примерно одинаковым, вылетели в 7 утра, приземлитесь около 8 часов по местному времени.

По какой причине не аплодируют экипажу самолета сразу после приземления

Полной посадкой самолета считается полная остановка самолета в аэропорту назначения, завершения рейса. По этой причине, даже если Вас переполняют эмоции от отличной работы летчиков, принято аплодировать в этот момент. До объявления о завершении рейса двери в кабину летчиков закрыты, они ваши аплодисменты просто не услышат.

В первую очередь это связано с необходимостью уважения к некурящим пассажирам, ведь в самолете находится большое количество некурящих, тех, кто не переносит запах сигаретного дыма и маленьких детей. Кроме того, этот запрет введен практически для всех авиакомпаний мира. Наша компания «Аэрофлот» ввела запрет на курение в самолете в 2002 году, Американские компании ввели запрет в 1988 году.

Опущенный подлокотник кресла, хорошая точка опоры для пассажира, в совокупности с пристегнутым ремнем является некой фиксацией пассажира, при резких толчках и торможениях самолета. Кроме того, при резком торможении падающий подлокотник может травмировать пассажира.

Это связано с несколькими причинами. Во-первых, средняя высота гималайских гор, выше 6000 метров, а Эвереста 8848 метров. В экстренных случаях, при разгерметизации салона, или отказе одного двигателя необходимо снизить высоту полета до 3000 метров, иначе все на борту самолета могут погибнуть от нехватки кислорода. Во-вторых, найти площадку для экстренной посадки самолета в Гималаях просто негде. И в-третьих, над Гималаями часто ощущается турбулентность, которая создает дискомфорт пассажирам.

Да опасно, крупная птица при столкновении с авиалайнером, летящем с большой скоростью, может пробить лобовые стекла, или попасть в двигатель. Стая крупных птиц может стать причиной крушения самолета, корпус авиалайнера при скорости около 300 километров в час испытывает сильные удары. В крупных аэропортах мира существует специальная служба, отвечающая за безопасность в орнитологическом направлении, устанавливаются специальные технические устройства издающие звуки тревоги для пернатых и проводятся другие мероприятия исключающие полеты птиц в зонах взлета и посадки самолетов.

Местами меняться с другими пассажирами не запрещено, об этом нужно предупредить стюардессу. Часто стюардессы помогают пассажирам с детьми, инвалидам, да и просто для удобства, если, например, семейной паре не досталось мест рядом. Единственный запрет связан с безопасностью на борту, рядом с аварийными выходами не будут сажать ребенка, или миниатюрную девушку, при аварийной посадке у них не хватит силы открыть двери самолета.

Ничего особенного в этом нет, просто уже давно в 1940 году приняты такие мировые стандарты. Конструкторы, при разработке всех авиалайнеров придерживаются этих правил. В аэропортах, конструкция терминалов для посадки пассажиров в самолет также учитывает этот факт. Отсеки с правой стороны самолета используются для загрузки багажа и технических нужд различных служб.

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такоеОпять же эти требования связаны с безопасностью пассажиров. Пилот авиалайнера отвечает за безопасность пассажиров и всего экипажа. Окладистая борода может помешать плотному прилеганию кислородной маски к лицу пилота, от этого, при возникновении форс мажорных ситуаций пилот может потерять сознание.

Поляризационные очки могут мешать пилоту, работать с огромным количеством цифровой информации на мониторах. Разбираться поляризационные очки у пилота, или нет, не будут, поэтому просто вводят запрет.

Одновременно в воздухе по всему миру могут находиться около 12000 самолетов, в сутки около 50000 самолетов, с учетом грузовых и ведомственных совершают перелеты. В год примерно 50000000 самолетов выполняют перелеты в мировом воздушном пространстве. Учитывая такие внушительные цифры, мы очевидно редко слышим о серьезных крушениях авиалайнеров. Всего в мире за последние шесть лет, погибло 3245 пассажиров и членов экипажей, сто пять аварий с летальным исходом. Из этого можно сделать заключение, что современный самолет – надежное средство передвижения.

Где самые безопасные места в самолете однозначно сказать нельзя, например, при падении самолетов с высоты, шанс выжить больше у пассажиров в хвостовой части, меньше у тех, кто спереди, о чем свидетельствуют некоторые проведенные исследования. При пожаре самолета уже на земле, совершившего жесткую посадку, больше шансов выжить у тех пассажиров, которые сидят ближе к аварийным выходам. Очень многое зависит от слаженности и грамотных действий экипажа авиалайнера.

Эти знания помогут пассажирам вести себя грамотно на борту и не поддаваться панике.

Источник

Пять самых отчаянных посадок в истории гражданской авиации

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такое

Экстремальные посадки самолетов – это далеко не редкость. Причинами аварийных ситуаций чаще всего становятся человеческий фактор, неисправность воздушного судна, погодные условия, нехватка топлива, а также недостаток опыта у пилотов. О самых отчаянных посадках в истории гражданской авиации – читайте в нашем материале.

1963 год. Посадка Ту-124 на Неву

До этого дня мировая гражданская авиация знала лишь один случай удачного приводнения пассажирского самолета. Все другие попытки кончались гибелью воздушного судна и пассажиров.

21 августа 1963 года пассажирский авиалайнер Ту-124 совершал рейс Таллин – Москва. Он вылетел из аэропорта Юлемисте и взял курс на Москву. Однако почти сразу после взлета выяснилось, что носовую стойку шасси заклинило в не до конца убранном положении. При такой неполадке совершать полет было нельзя. Но и в Юлемисте вернуться тоже не получилось, так как посадке мешал густой туман. Ближайшим аэропортом, где имелась возможность посадить авиалайнер «на брюхо», оказался ленинградский аэропорт «Пулково».

Там аварийную Ту-шку уже ждали: все экстренные службы были приведены в боевую готовность: к выделенной для посадки полосе прибыли пожарные машины и автомобили скорой помощи. Подлетев к Ленинграду, самолет принялся на небольшой высоте (около 500 м) «нарезать круги» вокруг города, чтобы выработать топливо и минимизировать риск взрыва при посадке. Одновременно экипаж не оставлял попыток устранить неполадку. Для этого в полу кабины пробили дырку, и с помощью шеста пытались справиться с заклинившей стойкой шасси.

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такое Экипаж борта СССР-45021. Слева направо: бортмеханик Смирнов, штурман Царёв, бортрадист Беремин, КВС Мостовой и второй пилот Чеченев. Фото: Н.Комаров/Википедия

Приборы показывали, что в баках еще довольно много топлива, когда левый двигатель вдруг «чихнул» и заглох. Ситуация стала критической, поэтому экипажу разрешили лететь к аэропорту Пулково напрямую, над городом. Однако на полпути, когда самолет пролетал уже над историческим центром, почти над Исаакиевским собором, остановился и правый двигатель. Лайнер начал планировать с высоты 500 метров, теряя высоту. Стало очевидно, что до аэропорта авиалайнер не дотянет. Единственная возможность выжить и не рухнуть на жилые кварталы – произвести посадку на поверхность Невы.

Летчики были молодые, но опытные. Командир самолета 30-летний Виктор Мостовой передал управление второму пилоту, 34-летнему Василию Чеченеву, который раньше служил в военно-морской авиации и имел опыт приводнения самолета.

Даже на широкой морской глади посадка на воду – это очень трудная задача. Сначала нужно подлететь к воде со слегка задранным носом машины и дождаться, когда самолет коснется воды хвостом. После этого надо плавно опускать нос, следя за тем, чтобы моторы не касались водной поверхности. Одно неловкое движение – и воздушное судно нырнет резко носом, зароется в воду и разорвется на куски. А теперь представим, что надо садиться не на морскую или океанскую обширную гладь, а на реку. Да еще и в черте города, где эту реку сплошь пересекают мосты.

Это было поистине виртуозно: Ту-124 пролетел на высоте 90 метров над Литейным мостом, в 30 метрах над Большеохтинским и коснулся воды перед Финляндским мостом. Переднюю стойку сразу оторвало. Затем самолет коснулся Невы хвостом, слегка поднырнул под воду и поплыл вперед, теряя скорость. Оказавшийся рядом паровой буксир 1898 года постройки с командой из четырех человек пришел на помощь. Его капитан Юрий Поршин со словами «Гляньте, второй Чкалов объявился!» подвел свое судно к Ту-шке. Летчики разбили колпак кабины и зацепили трос за буксир, который оттянул самолет к причалу завода «Северный пресс», где вдоль берега стояли плоты.

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такое Фото: Сергей Вершлер/Википедия

Крыло авиалайнера положили на них, получились сходни. Сперва через верхний люк передали двух детей, затем остальные пассажиры стали покидать воздушное судно. И никакой паники. Все 45 пассажиров и 6 членов экипажа были благополучно эвакуированы до того, как самолет очень медленно наполнился водой и затонул (его потом вытащили и он еще долго служил в качестве тренажера в одном из летных училищ страны).

Малоизвестный факт: среди пассажиров был будущий патриарх Всея Руси Алексий II, тогда еще молодой Таллиннский епископ.

1982 год. Авиалайнер, пострадавший от извержения вулкана

24 июня 1982 года над островом Ява авиалайнер Boeing 747 авиакомпании British Airways попал в облако вулканического пепла от внезапного извержения вулкана Галунггунг (он расположен в западной части острова Ява). В результате этого все четыре двигателя самолета, совершавшего рейс из города Куала-Лумпур (Малайзия) в город Перт (Австралия) были засорены частицами пепла. Попав на разогретые лопатки турбин, они расплавились и превратились в стекловидный материал, облепивший движущиеся части. Плюс произошло засорение воздухоочистительных систем.

Экипаж лайнера ничего не знал об извержении. Пилоты очень удивились, когда увидели странное стробоскопическое свечение вокруг двигателей, хорошо заметное благодаря тому, что полет проходил в ночной темноте. Они наблюдали также явление, похожее на огни Святого Эльма: искры, сверкающие на лобовом стекле. Затем все почувствовали запах дыма и серы. Еще ничего не понимая, экипаж включил сигнал «пристегните ремни». Далее в течение короткого времени у самолета один за другим отказали все четыре двигателя.

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такое Компьютерная реконструкция инцидента. Фото: Википедия

Теперь самолет мог только планировать, быстро теряя высоту. Второй пилот быстро подсчитал, что это будет продолжаться около 23 минут, и за это время самолет может преодолеть расстояние около 167 километров. Было принято решение двигаться в сторону аэропорта Халим Перданакусума в Джакарте (Индонезия). Но чтобы попасть туда, нужно было еще преодолеть высокую горную гряду на южном побережье Явы. Безопасность требовала сделать это на высоте не менее 3500 метров. А поскольку высоты не хватало, ситуация стала критической.

В историю гражданской авиации вошло беспрецедентное сообщение первого пилота Эрика Муди, с которым он обратился к пассажирам в этот момент. «Дамы и господа, – сказал командир воздушного судна. – У нас возникла небольшая проблема: остановились все четыре двигателя. Мы делаем все возможное, чтобы их запустить. Надеюсь, это не доставляет вам слишком много беспокойства».

В конце концов второму пилоту и бортинженеру удалось запустить сперва четвертый, а потом и третий двигатель, что позволило уменьшить скорость потери высоты. Вскоре запустились и остальные два двигателя. Это позволило в последний момент набрать необходимую для преодоления горной гряды высоту.

Экипаж смог благополучно посадить самолет в аэропорту Джакарты. Правда, командир и второй пилот делали это практически вслепую, поскольку стекло кабины потеряло прозрачность от ударов по нему миллионов частиц вулканического пепла. Пилоты пользовались двумя малюсенькими прозрачными фрагментами стекла сквозь которые, как в замочные скважины, можно было разглядеть взлетно-посадочную полосу. Никто из находившихся на борту (248 пассажиров и 15 членов экипажа) не пострадал.

Интересно, что тремя неделями позже аналогичный случай произошел примерно в том же месте с Boeing-747 Сингапурской авиакомпании, также попавшим в облака вулканического пепла. Самолет совершил вынужденную посадку в том же аэропорту в результате выхода из строя двух из четырех двигателей.

1988 год. Как у Боинга «сорвало крышу»

Этот случай вошел в историю как один из самых необычных в практике гражданской авиации. 28 апреля 1988 года авиалайнер Boeing 737 авиакомпании Aloha Airlines выполнял внутренний рейс по маршруту Хило – Гонолулу (Гавайские острова). На его борту находились 6 членов экипажа и 89 пассажиров.

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такое Компьютерная реконструкция происшествия (момент отрыва двери грузового отсека). Фото: Википедия.

Через 23 минуты после взлета у самолета буквально «сорвало крышу», а точнее – 35 кв. м обшивки фюзеляжа над первыми шестью рядами салона бизнес-класса и дверь кабины пилотов. Как потом выяснила комиссия, это произошло из-за плохой эпоксидной связки частей фюзеляжа, «усталости» заклепок и износа металла (самолет был уже не новым). Все это случилось на высоте порядка 8 тыс. метров, поэтому пилоты и пассажиры ощутили взрывную декомпрессию. А пассажиры бизнес-класса оказались под открытым небом при температуре −45 градусов и скорости встречного потока воздуха около 500 км/ч.

Это может показаться невероятным, но, невзирая на дикость ситуации, пилотам удалось посадить самолет и спасти жизни всех пассажиров, хотя большинство из них получили травмы и обморожения.

«Я обернулся назад и увидел сияющее небо, окровавленные лица пассажиров и куски разодранного металла, – вспоминал потом командир воздушного судна 44-летний Роберт Шорнштаймер. – Это было как во сне. Я повернулся обратно, надел кислородную маску, как нас учили, и показал второму пилоту, что я контролирую самолет».

Пилот начал экстренное снижение, как по учебнику: достиг рекомендуемой при разгерметизации высоты в 3 тыс. метров, снизил скорость до 390 км/ч и начал плавный разворот к аэропорту Кахулуи на острове Мауи. Следующие 8 минут Роберт Шорнштаймер и второй пилот Мэделин Томпкинс аккуратно вели самолет к посадочной полосе аэропорта Кахулуи. Но это было еще не все. Перед посадкой не загорелся индикатор выпуска носового шасси. Поэтому командир корабля принял решение уходить на второй круг. При повторном заходе на посадку лампочка снова не загорелась. Но тут уж пришлось садиться как есть, поскольку внезапно отказал левый двигатель.

После срыва фюзеляжа прошло 11 минут, именно столько потребовалось, чтобы авиалайнер Boeing 737 приземлился на взлетно-посадочной полосе аэропорта Кахулуи и остановился с помощью тормозов и реверса работающего правого двигателя. К слову, шасси оказалось выпущено, просто индикатор барахлил, так что самолет сел в штатном режиме, если так можно сказать про наполовину разрушенный авиалайнер.

Многие пассажиры нуждались в медицинской помощи, но погиб только один человек: старшая стюардесса, которую потоком воздуха в момент аварии выбросило за борт. В 1990 году в США был снят художественный фильм «Жесткая посадка», основанный на происшествии с этим авиарейсом. В фильме у самолета было изменено название авиакомпании и цвет самолета.

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такое Последствия аварии. Фото: National Transportation Safety Board (NTSB)/Википедия

2009 год. Аварийная посадка на Гудзон

В 2016 году по мотивам этих событий Клинт Иствуд снял фильм «Чудо на Гудзоне», в котором актер Том Хэнкс исполняет роль командира экипажа, посадившего самолет со 150 пассажирами на воды реки Гудзон прямо посреди Нью-Йорка.

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такое Последствия аварии. Фото: Greg L/Википедия

Это произошло 15 января 2009 года. Аэробус A-320 авиакомпании US Airways вылетел из аэропорта «Ла Гуардиа» рейсом Нью-Йорк – Шарлотт (Северная Каролина). Однако уже через 1,5 минуты после взлета лайнер врезался в стаю птиц – бортовой самописец зафиксировал удары и изменение в режиме работы двигателей. Канадские казарки – а это именно с ними столкнулся самолет – птицы крупные, оба двигателя оказались плотно забиты и почти сразу отключились.

В этот момент самолет успел набрать высоту 970 метров. Под крылом стелилась плотная жилая застройка одного из самых густонаселенных мегаполисов мира, ведь аэропорт «Ла Гуардиа» расположен практически в центре города, и самолеты, взлетая, проходят прямо над домами. У командира воздушного судна, 57-летнего Чесли Салленбергера, и второго пилота, 49-летнего Джеффри Скайлза, было всего 20 секунд на принятие решения.

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такое Операция по спасению пассажиров и экипажа рейса 1549. Фото: Izno/Википедия

2019 год. Стая чаек и кукурузное поле

Очень похожая ситуация, когда самолет при наборе высоты попал в стаю птиц, произошел полтора года назад в Подмосковье. Утром 15 августа 2019 года Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», на борту которого находилось 226 пассажиров, вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский, чтобы совершить рейс в Симферополь. На борту было много детей: они летели с родителями в отпуск, на море.

Жесткая посадка что это такое. Смотреть фото Жесткая посадка что это такое. Смотреть картинку Жесткая посадка что это такое. Картинка про Жесткая посадка что это такое. Фото Жесткая посадка что это такое Фото: МЧС России/ТАСС

Командир воздушного судна Дамир Юсупов времени на размышление почти не имел. Он просто выбрал максимально ровное поле и направил самолет туда. Посадку производил, не выпуская шасси, «на брюхо». На поле иначе нельзя. В таких случаях посадочную полосу обильно поливают пеной или сажают авиалайнер на вспаханную почву, чтобы искры, которые может высечь корпус самолета при соприкосновении с землей, не привели к пожару и взрыву топлива.

Указом Президента РФ от 16 августа 2019 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоено звание Героя Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *