Жители средневековых городов боролись с сеньорами потому что
Борьба городов с феодалами.
§ 18. Борьба городов с феодалами. Жизнь и быт горожан
1. Город и сеньор. Где бы ни возникал город, он оказывался на земле феодала. Под властью сеньора (господина) находилось все городское население. Горожане платили сеньору оброк изделиями ремесла. Приказчики феодала судили горожан, взимали с них штрафы и другие платежи.
Притеснения и грабежи феодалов мешали развитию ремесла и торговли в городах.
2. Борьба городов с сеньорами. Горожане стремились освободиться от власти феодалов. Жители города давали друг другу клятву стойко бороться против сеньора. Часто между феодалами и горожанами происходили войны, длившиеся десятки и даже сотни лет. Горожанам приходилось выдерживать изнурительные осады и отражать яростные штурмы феодальных армий.
Хронист подробно описал события, происходившие в городе Ламе на северо-востоке Франции. Сеньором здесь был жадный и надменный епископ Годри. Его притеснениям не было конца. Горожане, уплатив епископу большую сумму денег, уговорили его отказаться от власти над городом. Но через три года Годри, растратив полученные деньги, задумал лишить город независимости. Это «привело сердца горожан в ярость и смятение». В Лане началось восстание. Вооружённые копьями и мечами, а то и просто камнями и палками, восставшие перебили стражу и ворвались во дворец епископа. Перепуганный сеньор спрятался в подвале в пустой винной бочке, но горожане нашли его и убили. На усмирение восстания в Лане двинули войска соседние феодалы. Они захватили город и учинили над жителями жестокую расправу. Но горожане Лана ещё около 200 лет боролись за свою свободу и в конце концов освободились от власти сеньора.
Борьба городов с феодалами
1. Город под властью сеньора.
В средние века в Западной Европе говорили: «Нет земли без сеньора».
1 Слово «сеньор» здесь означает «господин».
Поэтому, где бы ни возникал город, он имел своего господина, под властью которого находилось городское население. Горожане платили сеньору оброк изделиями ремесла. Приказчики феодала судили горожан, взимали с них штрафы и другие платежи.
По мере того как города росли и богатели, феодалы старались получать от них всё больше доходов. Сеньор обременял горожан новыми денежными поборами. Нередко он во главе вооружённой свиты нападал на город и силой забирал в лавках торговцев и в мастерских ремесленников всё, что ему нравилось.
Притеснения и грабежи феодалов мешали развитию ремесла и торговли в городах.
2. Борьба городов с сеньорами.
Горожане стремились освободиться от власти феодалов. Жители города давали друг другу клятву стойко бороться против сеньора. Чаете между феодалами и горожанами происходили войны, длившиеся десятки лет.
Средневековый город был военной крепостью, ещё более неприступной, чем рыцарский замок. Путник, направлявшийся в город, издали видел стены и башни городских укреплений. Их опоясывал глубокий ров. Войти в город можно было через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большое войско могло овладеть городскими укреплениями. Горожанам приходилось выдерживать изнурительные осады и отражать яростные штурмы феодалов.
Летописец подробно описал события, происходившие в городе Лапе на северо-востоке Франции.
Сеньором здесь был жадный и надменный епископ; его притеснениям не было конца. Горожане уговорили епископа отказаться от власти над городом, уплатив ему большую сумму денег. Но через три года сеньор, растратив полученные деньги, замыслил лишить город независимости. Летописец говорит, что это «привело сердца горожан в ярость и смятение». В Лане началось восстание. Вооружённые копьями и мечами, а то и просто камнями и палками, восставшие перебили стражу и ворвались во дворец епископа. Перепуганный сеньор спрятался в пустой винной бочке в подвале, но горожане нашли его и убили. На усмирение восстания в Лане двинули войска соседние феодалы. Они захватили город и учинили над жителями жестокую расправу. Но и после этого горожане Лана ещё долго и упорно боролись за свою свободу и в конце концов освободились от власти сеньора.
В XII-XIII веках во всей Западной Европе происходила борьба городов с феодалами. Многие города добились независимости путём кровопролитных войн и восстаний.
3. Чего добивались города.
Освободившись от власти сеньора, горожане создавали самоуправление, то есть брали в свои руки управление делами города. Против сеньора боролись все горожане, но управление захватили богачи: купцы, владельцы городских домов и земель. Богатые горожане заседали в городском совете, который распоряжался казной и войском, наблюдал за ремеслом и торговлей. Глава городского совета во Франции и Англии назывался мэром. Всю тяжесть налогов, собираемых в городскую казну, богачи старались переложить на плечи ремесленников.
Самым важным последствием борьбы городов с сеньорами было то, что горожане освободились от крепостной зависимости. Если крестьянину, убежавшему от своего господина, удалось прожить в городе год и один день, он становился свободным человеком. Недаром в средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным».
После освобождения от власти феодалов города стали расти ещё быстрее. Сюда приходили всё новые беглецы из деревни; своим трудом они множили богатства городов.
4. Как жили горожане.
Сравнительно с нашим временем население средневекового города было немногочисленным. Обычно оно не превышало 5-6 тысяч человек. Лишь немногие города Западной Европы, такие, как Лондон в Англии и Париж во Франции, насчитывали несколько десятков тысяч жителей.
Хотя главными занятиями горожан были ремесло и торговля, жители города ещё долго не порывали с сельским хозяйством.
Перед городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, на пастбищах бродили стада.
Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцами стен. Поэтому дома строили в два-три этажа, улицы были узкие, как щели. Долгое время в городах Запацой Европы не было мостовых и уличного освещения. Помои выливали из окон прямо на улицу. В дождливое время в городах стояли такие лужи, что в них можно было утонуть. Из-за тесноты и грязи часто распространялись заразные болезни, от которых умирало много людей.
Почти все дома в городе были деревянные. Поэтому вo время частых пожаров выгорали целые кварталы.
5. Городские богачи и бедняки.
Над убогими хижинами бедняков высились каменные дома богачей, украшенные зубцами и беляки башенками. Богатые горожане выделялись и своей дорогой одеждой; их жёны щеголяли драгоценными украшениями, которые запрещалось носить простым горожанкам.
В городах росло числом бедняков. Они выполняли самую грязную и тяжёлую работу у богатых купцов и мастеров: мыли и чесали шерсть, переносили тяжести, грузили товары. Бедняки были сыты лишь в те дни, когда находили работу. Из-за частых эпидемий и войн в городах скоплялось много искалеченных и немощных людей, которые нищенствовали и воровали. В неурожайные годы города наполнялись массой голодающих. Городские власти приказывали выгонять их из города палками.
Чернорабочие, нищие, а также подмастерья составляли городскую бедноту.
Бедняки вели постоянную борьбу против богатых горожан, которые их угнетали и притесняли. Во время крестьянских восстаний городская беднота поддерживала крестьян, была их союзником в борьбе с феодалами.
Средневековый город.
На центральной площади небольшого немецкого городка появилось праздничное шествие цеха башмачников. От процессии отделилось несколько человек; они кинулись избивать сельского ремесленника, который выставил на продажу сделанные им башмаки. Ссора вызвала переполох среди торговцев и крестьян, собравшихся на рынке. Здесь же нищие-калеки, которые пришли на рынок в надежде чем-либо поживиться. С презрением и опаской посматривают на ремесленников богатые горожане. На площади высится ратуша, на боковой стене здания балкон, с которого оглашались решения городского совета. Позади ратуши виднеется собор с двумя колокольнями.
Как города боролись с сеньорами
Как появились средневековые города
В период раннего средневековья крестьяне все делали сами, даже ремесленные изделия, которые были крайне низкого качества. С усовершенствованием орудий труда, для их изготовления нужны были специальные навыки. Из крестьян стали выделяться ремесленники.
Вещи ремесленников были более высокого качества и красивее. Однако большая их часть шла в оброк, и ремесленники пускались в странствия. Со временем они пришли к выводу, что лучше всего их товары расходятся около замков и монастырей. Здесь они и оседали.
Как города боролись с сеньорами
Горожане, недавние крепостные крестьяне, имели скот, поля и виноградники за городской чертой, а в стенах города – сады и огороды. Они жили на земле, принадлежащей церкви или феодалу, и все еще зависели от своего господина. Эта зависимость вначале оправдывалась защитой, которой сеньор обеспечивал город, находившийся под его опекой. Со временем города разрослись и стали более многолюдными. Теперь горожане уже стали тяготиться покровительством алчного сеньора, обременяющего «свой» город тяжелыми налогами.
В руках господина был суд, вооруженные отряды слуг и рыцарей. Сеньор мог безнаказанно лишить имущества любого купца. На его стороне была сила.
Выросшие, окрепшие и многолюдные города вынуждены были начать упорную борьбу со своими господами – феодалами. В этой борьбе богатый купец объединялся с последним ремесленником. Грозной силой встали города на борьбу за право свободно жить, самим управлять городскими делами, платить строго установленные налоги сеньору и королю, судиться у своих судей, выборных из числа горожан. Во Франции добившиеся свободы и прав города назывались коммунами.
Коммуна (фр. «община»)- В Западной Европе городская община, добившаяся от сеньора права на самоуправление.
Борьба шла по-разному. Некоторым городам удалось получить независимость, откупившись от сеньора и заключив с ним договор. Но хроники раскрывают перед нами и кровавые сцены борьбы за коммуну в Камбре, Бовэ, Амьене,Реймсе
и других французских городах. Особенно трагичной и упорной была борьба, разгоревшаяся в северофранцузском городе Лане. Она длилась более 200 лет, с 1108 по 1331 годы.
« Городской воздух делает свободным».
В 10-13 веках развернулась отчаянная борьба горожан против сеньоров за независимость, за право на самоуправление. Феодалы крепко держались за свои владения, приносившие доходы, но вынуждены были смириться с выходом городов из-под их подчинения. В борьбе города окрепли. А городское сословие превратилось в значительную общественную силу. Ремесленники объединились в цехи. Городская коммуна избирала городской совет (ратуша) для управления городом.
Члены этой общины обрели личную свободу. Свободный воздух города притягивал, как магнит. Сюда бежали зависимые крестьяне со всей округи. Обычно, прожив в городе один год и один день, бывшие крепостные получали свободу и становились полноправными горожанами. Эти счастливчики и сложили известную поговорку:
В Германии существовало правило « заповедной мили». В соответствии с ним город не разрешал на определенном расстоянии от своих стен заниматься некоторыми ремеслами, существовал запрет производить конкурирующие виды продукции вблизи городской черты. Сельские мастера лишались возможности соперничать с городскими ремесленниками.
« Улица одного человека».
“Этот человек – мешок с перцем”. Так называли очень богатого человека. В древние времена пряности поступали в Европу с Востока. Ценились они очень высоко. Перец и гвоздика были особенно дороги — буквально на вес золота. Их давали в приданое дочерям, ими вместо золота можно было расплатиться при любой сделке. Если о ком-то хотели сказать, что он очень богат, то говорили: «Этот человек — мешок с перцем!»
Борьба городов с феодальными сеньорами
Борьба городов с феодальными сеньорами
Первой «коммуной», т. е. свободным самоуправляющимся городом, стал в 1077 г. Камбре, получивший коммунальную хартию. Затем уже в первой половине XII в. его примеру последовали Сен-Кантен, Бовэ, Нуайон, Лан, Амьен, Суассон, Сен-Рикье, Корби, Реймс и др. В результате установления коммуны город получал права самоуправления (выборный городской совет во главе с мэром), суда и налогового обложения. С сеньором он вступал в договорные отношения, Определявшие привилегии города и степень его независимости. Характерным примером борьбы за установление коммуны является история города Лана, расположенного недалеко от Парижа. В конце XI в. это был один из самых богатых городов Северной Франции. К XII в. борьба между сеньорами города — епископами — и горожанами обострилась. Притеснения особенно усилились, когда епископом стал нормандец Годри (1106). Город откупился от сеньора, уплатив ему значительную сумму денег, и в Лапе была организована коммуна. По просьбе горожан коммуну утвердил король Людовик VI, получивший за это богатые подарки. Но скоро Годри растратил полученные деньги. Пригласив короля в Лан, он просил его уничтожить коммуну, обещая за это уплатить значительную сумму. Горожане со своей стороны тоже предложили деньги королю, но так как Годри давал больше, то коммунальная хартия была отменена. В 1112 г. вспыхнуло восстание; многие из рыцарей и должностных лиц епископа были убиты, погиб и сам епископ. Людовик VI, санкционировавший отмену коммуны, и феодалы Северной Франции жестоко наказали Лан. Город был взят и разграблен, многие горожане убиты и замучены. В город вступил новый епископ, восстановивший в более осторожной форме старые порядки. Горожане восставали еще несколько раз, пока наконец в 1128 г. епископ снова дал им коммуну, которую утвердил и король.
Короли нередко поддерживали коммуны в их борьбе с сеньорами, так как, освобождаясь от власти сеньора, города признавали власть короля. Но на территории своего домена короли избегали давать городам права коммуны. Большие города королевского домена получали обычно лишь частичное самоуправление при сохранении в городе власти назначаемого королем чиновника (Париж, Орлеан, Бурж и др.); более мелкие же города — только некоторые налоговые преимущества.
Завоевание политической самостоятельности создавало условия для быстрого роста городов. Накопления мастеров и купцов оставались в их распоряжении, развивалось ремесло, работавшее на достаточно широкий рынок, росло разделение труда между цехами. В середине XIII в. в Париже были записаны уставы ста цехов («Книга ремесел» Этьена Буало), но на деле в столице в это время ремесел было гораздо больше. К началу XIV в. их число достигло 350. Доступ в цехи был открыт для всех, знавших ремесло и уплативших невысокий вступительный взнос.
Рост городов ускорил социально-экономическую дифференциацию городского населения. Очень усилились и разбогатели купцы и мастера некоторых цехов (мясники, сукноделы, ювелиры и др.); в коммунах они полностью захватили власть, пренебрегая интересами массы ремесленников и мелких торговцев. В городах началась ожесточенная внутренняя борьба. Пользуясь этим, короли вмешивались во внутренние дела коммун и с начала XIV в. стали постепенно лишать их прежних прав и привилегий.
Город экономически подчинял себе довольно обширную сельскую округу. В него стекались беглые крепостные, обретавшие там свободу. Крепкие стены и вооруженная охрана защищали теперь города от посягательств феодалов. В XIII в. выросли и разбогатели города на Сене, Уазе, Марне, Сомме, Верхней Соне и Средней Луаре. К концу XIII в. они были уже экономически связаны между собой. Еще в XII в. в Париже оформилась «Ганза речных купцов», игравшая главную роль в городском управлении. В 1210 г., после отвоевания у англичан Нормандии, руанские и парижские «речные купцы» создали объединение купцов, торгующих по Сене. К нему присоединились бургундские купцы с Верхней Соны и с Йонны. Затем появилось товарищество купцов, торгующих по Луаре.
Знаменитые шампанские ярмарки, расцвет которых относится к XIII в., происходили в городах, расположенных по Марне и Сене с их притоками. На этих ярмарках встречались купцы итальянские, фландрские, из Северной и Южной Франции и др.; торговля шла не только восточными товарами, но и изделиями и продуктами местного производства — сукнами, полотном, кожами, скотом, вином, зерном, Присоединение в 1284 г. Шампани к королевскому домену закрепило ее связь с Парижем, и в конце XIII в. столица стала крупнейшим экономическим центром всей Северной Франции. В Париже насчитывалось около 70 тыс. жителей, что по тем временам составляло громадную цифру, в Руане — около 50 тыс.; было много и средних городов — с 5—6 тыс. жителей.
Таким образом, в северной части Франции, в отличие от Юга, рано начали складываться экономические связи между областями. Основу их составлял постоянный обмен необходимым для ремесла сырьем и сельскохозяйственными продуктами, потреблявшимися городами и особенно Парижем в значительном количестве. Большую роль в росте экономической общности играла рано развившаяся хозяйственная специализация отдельных областей Северной Франции. Торговля железной рудой, солью, скотом и сукнами из Нормандии, полотнами, сукнами и высококачественными винами из Шампани и Бургундии, разнообразными ремесленными изделиями из Парижа делала эти области экономически зависимыми друг от друга и следовательно, связывала их. Активная роль северофранцузских городов в формировании внутреннего рынка обусловила и их заинтересованность в политическом объединении страны. В XII—XIII вв. города Северной Франции неизменно поддерживали королевскую власть в ее борьбе с крупными феодалами за централизацию государства.
Читайте также
Вместо послесловия Борьба за развитие Сибири и Дальнего Востока — борьба за Украину и ответ на экспансию НАТО!
Вместо послесловия Борьба за развитие Сибири и Дальнего Востока — борьба за Украину и ответ на экспансию НАТО! * * *Инновационное развитие Сибири и Дальнего Востока — вот каков сегодня реальный противовес расширению НАТО, «украинской проблеме», усилению Китая, натиску
3. Борьба старшего Юрия (Георгия) Долгорукого с племянником, молодым Изяславом Мстиславичем — это борьба евангельского Ирода с «младенцем Иисусом»
3. Борьба старшего Юрия (Георгия) Долгорукого с племянником, молодым Изяславом Мстиславичем — это борьба евангельского Ирода с «младенцем Иисусом» Вероятно, князь Юрий Долгорукий выступает в русской истории в двоякой роли. Во-первых, как отец Иисуса Христа (Андрея
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ СОБЫТИЯ ПРИ ПРАВНУКАХ ЯРОСЛАВА I, БОРЬБА ДЯДЕЙ С ПЛЕМЯННИКАМИ В РОДЕ МОНОМАХА И БОРЬБА СВЯТОСЛАВИЧЕЙ С МОНОМАХОВИЧАМИ ДО СМЕРТИ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ДОЛГОРУКОГО (1125-1157)
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ СОБЫТИЯ ПРИ ПРАВНУКАХ ЯРОСЛАВА I, БОРЬБА ДЯДЕЙ С ПЛЕМЯННИКАМИ В РОДЕ МОНОМАХА И БОРЬБА СВЯТОСЛАВИЧЕЙ С МОНОМАХОВИЧАМИ ДО СМЕРТИ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ДОЛГОРУКОГО (1125-1157) Сыновья Мономаха. – Мстислав, великий князь. – Усобица между Святославичами
Классовая борьба и борьба внутри господствующего класса
Классовая борьба и борьба внутри господствующего класса В X—XI вв. классовая борьба в отличие от предшествующего периода носила в основном узкий местный характер. Разновременные выступления разобщенного закрепощаемого крестьянства не сливались в единое широкое
Борьба городов с сеньорами в Северной и Средней Италии
Борьба городов с сеньорами в Северной и Средней Италии Однако у городов был враг — феодальные сеньоры. В Италии ими, как правило, были епископы. Их положение укрепилось еще больше в связи с походами в Италию Оттона I, который предоставил епископам широкие привилегии: право
Борьба городов Северной и Средней Италии против германских феодалов
Борьба городов Северной и Средней Италии против германских феодалов Во второй половине XII в. над Италией нависла угроза германского порабощения. Германские феодалы во главе с Фридрихом I Барбароссой считали основанием для своей агрессии формальную принадлежность части
БОРЬБА С ПРОТИВНИКОМ – БОРЬБА С ДУХАМИ
БОРЬБА С ПРОТИВНИКОМ – БОРЬБА С ДУХАМИ Сегодня, как и в прошедшие века, перед выходом на площадку все сумоисты проходят своеобразный тест-контроль. Рост борцов до 20 лет должен быть не меньше 175 см, а старше 20 – не менее 170 см, вес рикиси – не меньше 70 кг. В реальности же
1. Борьба ломбардских городов с Фридрихом. — Пасхалий III в Риме. — Каликст III. — Тускулум сдается церкви. — Римляне отказываются впустить Александра III в город. — Победа ломбардцев при Леньяно. — Переговоры Фридриха с папой. — Конгресс и заключение мира в Венеции. — Александр III заключает мир с
1. Борьба ломбардских городов с Фридрихом. — Пасхалий III в Риме. — Каликст III. — Тускулум сдается церкви. — Римляне отказываются впустить Александра III в город. — Победа ломбардцев при Леньяно. — Переговоры Фридриха с папой. — Конгресс и заключение мира в Венеции. —
II. Борьба социальная и борьба против завоевателей
II. Борьба социальная и борьба против завоевателей В любой период нашествий возникает одна и та же проблема: в каких пропорциях внешний враг получает осознанную или неосознанную поддержку изнутри? Использовали ли угнетенные социальные классы эту ситуацию, чтобы взять
16. Странный мятеж во время «крестин Елизаветы», борьба опричнины с Земщиной, Варфоломеевская ночь, борьба иудеев с персами, праздник Пурим
16. Странный мятеж во время «крестин Елизаветы», борьба опричнины с Земщиной, Варфоломеевская ночь, борьба иудеев с персами, праздник Пурим Согласно нашим результатам, борьба с ересью жидовствующих (в некоторых документах их называли также протестантами, лютеранами,
3. БОРЬБА СТАРШЕГО ЮРИЯ (ГЕОРГИЯ) ДОЛГОРУКОГО С ПЛЕМЯННИКОМ, МОЛОДЫМ ИЗЯСЛАВОМ МСТИСЛАВИЧЕМ – ЭТО БОРЬБА ЕВАНГЕЛЬСКОГО ИРОДА С «МЛАДЕНЦЕМ ИИСУСОМ»
3. БОРЬБА СТАРШЕГО ЮРИЯ (ГЕОРГИЯ) ДОЛГОРУКОГО С ПЛЕМЯННИКОМ, МОЛОДЫМ ИЗЯСЛАВОМ МСТИСЛАВИЧЕМ – ЭТО БОРЬБА ЕВАНГЕЛЬСКОГО ИРОДА С «МЛАДЕНЦЕМ ИИСУСОМ» Вероятно, князь Юрий Долгорукий выступает в русской истории в двоякой роли. Во-первых, как отец Иисуса Христа (Андрея
2.12. Борьба Тиберия с Германиком и борьба Констанция II с Константом
2.12. Борьба Тиберия с Германиком и борьба Констанция II с Константом а. БОРЬБА МЕЖДУ ТИБЕРИЕМ И ГЕРМАНИКОМ. УБИЙСТВО ГЕРМАНИКА.• b. БОРЬБА МЕЖДУ КОНСТАНЦИЕМ II И КОНСТАНТОМ. УБИЙСТВО КОНСТАНТА.1а. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ. Тиберий и Германик появляются на политической сцене
Глава четвертая События при правнуках Ярослава I, борьба дядей с племянниками в роде Мономаха и борьба Святославичей с Мономаховичами до смерти Юрия Владимировича Долгорукого (1125–1157)
Глава четвертая События при правнуках Ярослава I, борьба дядей с племянниками в роде Мономаха и борьба Святославичей с Мономаховичами до смерти Юрия Владимировича Долгорукого (1125–1157) По смерти Мономаха на киевском столе сел старший сын его Мстислав; соперников ему
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Разделение украинских городов. — Взгляд на Северскую область и её население. — Моравск и Чернигов поддаются Отрепьеву. — Осада Новгорода Северского. — Мужество Басманпова. — Поддача Путивля и других городов. — Монах Леонид. — Собрание рати. — Проклятие Отрепьева. — Мстиславский идет к
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Разделение украинских городов. — Взгляд на Северскую область и её население. — Моравск и Чернигов поддаются Отрепьеву. — Осада Новгорода Северского. — Мужество Басманпова. — Поддача Путивля и других городов. — Монах Леонид. — Собрание рати. — Проклятие
Борьба за свободу и борьба за власть
Борьба за свободу и борьба за власть «Новое Время» разоблачает. Газета, служащая правительству, которое фактически остается самодержавным, выступила с рядом грозных обвинений против нашей газеты<40>, предупреждая кадетов насчет опасности для буржуазии классовой борьбы
Почему города стремились освободиться от власти сеньоров: краткий обзор вопроса
Вопрос о том, почему города стремились освободиться от власти сеньоров, является очень важным в курсе истории Средних веков. Коммунальная борьба горожан за расширение своих прав, свобод и привилегий стала главным процессом социальной жизни средневекового города. В это противостояние были вовлечены несколько слоев населения: помимо жителей городов, в нем участвовали дворяне, буржуазия, а также верховная королевская знать. Поэтому изучение данной проблемы занимает важное место как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.
Экономический вопрос
Изучение темы «Почему города стремились освободиться от власти сеньоров» лучше начать с краткого обзора хозяйственного развития средневекового общества. Необходимо помнить, что в период развитого Средневековья именно в городах началось первоначальное накопление капитала, которое предвещало в недалеком будущем возникновение принципиально нового уклада в экономике. Старые феодальные порядки сильно тормозили развитие торговли, банковское дело, а также получение прибыли предпринимателями.
Возникновение нового класса буржуазии, которая стремилась получить экономическую самостоятельность, позволяет понять, почему города стремились освободиться от власти сеньоров. При феодальном порядке сельское хозяйство занимало ведущее место в экономике, в то время как появление капитализма требовало развития машинного производства и промышленности, что было невозможно при прежнем укладе.
Социальный вопрос
Для того чтобы правильно ответить на вопрос, почему города стремились освободиться от власти сеньоров, необходимо помнить, что к началу коммунального движения возникли новые социальные слои, которые требовали себе прав: уничтожение сословных преимуществ, отмену дворянских привилегий, а также места в парламенте с целью уменьшения налогообложения. Многие из них довольно успешно вели борьбу и добивались некоторых успехов.
Буржуазия была недовольна тем, что дворяне пользовались всеми экономическими и социальными преимуществами, в то время как их основным занятием было военное дело. Те же, кто был действительно занят в производстве и торговле, оказывались ущемленными как экономически, так и юридически.
Отношения с правительственной администрацией
Борьба горожан с сеньорами проходила в тесной связи с королевской властью. Правители, как правило, поддерживали горожан, так как были заинтересованы в ослаблении позиций могущественных феодальных владельцев. Нередко короли давали городским жителям специальные грамоты, которые утверждали их вольности и права.
Однако при этом нельзя забывать того обстоятельства, что правительственная администрация была заинтересована в получении налогов с городов. И на этой почве интересы обеих сторон расходились. Борьба горожан с сеньорами в Средние века сильно осложнялась двойственной позицией королевской власти, которая, с одной стороны, поддерживала коммунальное движение, тем самым ускоряя процесс преодоления удельной раздробленности и централизации, а с другой – увеличивала налоги, что вызывало недовольство молодой буржуазии, которая ждала от власти экономических льгот.
Итоги
Многие города достигли немалых успехов в борьбе за свободу. В первую очередь это касается Италии, где существовали даже городские республики. Впрочем, такой успех объясним тем, что страна долгое время находилась в раздробленном состоянии. В северных европейских странах также можно наблюдать аналогичную картину.
Здесь коммунальное движение раньше всего привело к тому, что и феодалы, и короли письменно признали права и привилегии городского сословия. Однако во многих странах сохранился сеньориальный режим в городе. Эксплуатация горожан сеньором крайне пагубно сказывалась на экономическом развитии этих государств, где капитализм не получил необходимого толчка. Отдельно следует сказать про города Руси. Здесь не наблюдалось коммунального движения, как в Европе, однако позиции земства были чрезвычайно крепки и сильны. Представители горожан на земских соборах нередко требовали ослабления налогового гнета и некоторых льгот. Петр I в годы своего правления стал предоставлять за плату городам самоуправление.