Жития святых что это

Жития святых

Житие (биос (греч.), vita (лат.)) — жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающий их от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография.

Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности её подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел христ. литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени «Жития святых» были сказания о мучениках. Ещё св. Климент, еп. Римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой епископ Рима, Фабиан (236—251), поручил это дело семи иподиаконам. Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого простого звания, с древнейших времен записывались церквами для чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертной казнью, записи продолжались во все время гонений на христианство.

При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий († 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашёл достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до нашего времени, но известно другое его сочинение: «Книга о палестинсках мучениках». От первых трёх веков дошло до нас ещё несколько «посланий» о мученичествах от одной церкви к другой. После Евсевия сказания о мученичествах собирал св. Маруфа, еп. Тагритский (ок. 410 г.), автор «Истории персидских мучеников». Монах бенедиктинского м-ря св. Германа близ Парижа, Узуард (ок. 876 г.), составил древнейший на Западе мартиролог («Usuardi martyrologium», изд. в Лувене, 1568, и Антверпене, 1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: «Acta Martyrum sincera et selecta» (Пар. 1689; франц. перев. Drouet-de-Maupertoy).

Из новейших собраний заслуживают внимания: Zingerle, «Martyrer des Morgenla n des» (Йена, 1833) и Адальберта Мюллера, «Allgemeines Martyrologium» (1860). В русской литературе известны: священника В. Гурьева «Мученики воины» (1876); прот. П. Соловьева «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, по завоевании Константинополя турками» (перев. с новогреческого, СПб., 1862); «Сказания о мучениках христианских, чтимых православной церковию» (Казань, 1865). Наряду с этими сборниками более или менее подробных сказаний о мучениках, начиная с IV в., а может быть и ранее, получили развитие (особенно на Зап.) краткие мартирологи для употребления при богослужениях. В основу их положен мартиролог, ошибочно приписываемый бл. Иерониму (изд. д’Ашери в 1667 г., перепечатанный у Миня — «Patrologia», т. Ассемани, «Acta ss. martyrum orieutalium et occidentalium» (1748); Лагранж, «Choix des actes des martyrs d’ Orient» (Пар., 1852). Кроме общих, на Западе существуют ещё поместные мартирологи стран или народностей: африканский (Стеф. Мачелли), бельгийский (Молана), немецкий (Валассера), испанский (Салацара), английский (Вильсона), итальянский (Корнелия) и др.

Более обширна литература «Житий святых» второго рода — преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний — Дорофея, еп. Тирского (†362), — сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны: «Жития честных монахов» патриарха александрийского Тимофея († 385 г.); затем следуют сборники Палладия, Лавсаик («Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum»; подлинный текст в изд. Рената Лаврентия, «Historia ch r istiana veterum Patrum» 1582, а также в «Opera Maursii», Флоренция, 1746, т. VIII; есть и русский перевод, 1856); Феодорита Киррского (1458) — «Φιλόθεος ιστορία» (в названном изд. Рената, а также в полных собраниях сочинений Феодорита; в русск. переводе — в «Творениях св. Отцов», изд. Московской дух. академии и ранее отдельно); Иоанна Мосха (Λειμωνάριον, в «Vitae patrum» Росвейга, Антв., 1628, т. X; рус. изд. — «Лимонарь, сиречь цветник», М., 1859). На Западе главными писателями этого рода в патриотический период были Руфин Аквилейский («Vitae patrum s. historiae eremiticae»); Иоанн Кассиан («Collationes patrum in Scythia»); Григорий, еписк. Турский († 594), написавший ряд агиографических сочинений («Gloria martyrum», «Gloria confessorum», «Vitae patrum»), Григорий Двоеслов («Dialogi» — рус. перев. «Собеседование о Ж. италийских отцов» в «Православном собеседнике»; см. исследов. об этом А. Пономарева, СПб., 1884 г.) и др.

С IX в. в литературе «Жития святых» появилась новая черта — тенденциозное (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление, украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии. В ряду таких агиографов первое место занимает Симеон Метафраст, сановник Византийского двора, живший, по одним, в IX, по другим в Х или XII в. Он издал 681 г. « Жития святых», составляющие самый распространенный первоисточник для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе (Яков Ворагинский, архиеп. Генуэзский, † 1298 — «Legenda aurea sanctorum», и Пётр Наталибус, † 1382 — «Catalogus Sanctoru m «). Последующие издания принимают направление более критическое: Бонина Момбриция, «Legendarium s. acta sanctorum» (1474); Алоизия Липпомана, еп. Веронского, «Vitae sanctorum» (1551—1560); Лаврентия Сурия, кельнского картезианца, «Vitae sanctorum orientis et occidentis» (1564); Георгия Вицелла, «Hagiologium s. de sanctis ecclesiae»; Амвросия Флакка, «Fastorum sanctorum libri XII»;Рената Лаврентия де ля Барр — «Historia christiana veterum patrum»; Ц. Барония, «Annales ecclesiast.»; Росвейда — «Vitae patrum»; Радера, «Viridarium sanctorum ex minaeis graccis» (1604). Наконец выступает с своей деятельностью знаменитый антверпенский иезуит Болланд; в 1643 г. он издал в Антверпене 1-й том «Acta Sanctorum». В течение 130 лет болландистами было издано 49 томов, содержащих «Жития святых» с 1 января по 7 октября; к 1780 г. появилось ещё два тома. В 1788 г. институт болландистов был закрыт.

Спустя три года предприятие было снова возобновлено, и в 1794 г. появился ещё новый том. При завоевании Бельгии французами монастырь болландистов был продан, а сами они с своими коллекциями перешли в Вестфалию и после Реставрации издали ещё шесть томов. Последние работы значительно уступают в достоинстве трудам первых болландистов как по обширности эрудиции, так и вследствие отсутствия строгой критики. Упомянутый выше «Martyrologium» Мюллера представляет хорошее сокращение издания болландистов и может служить справочной книгой к нему. Полный указатель к этому изданию составил Потаст («Bibliotheca historia medii aevi», Б., 1862). Все жития святых, известные с отдельными заглавиями, исчислены у Фабриция в «Bibliotheca Graeca», Гамб., 1705—1718; второе издание Гамб., 1798—1809). Отдельные лица на Западе продолжали издание житий святых одновременно с корпорацией болландистов. Из них заслуживают упоминания: аббат Коммануэль, «Nouvelles vies de saints pour tous le jours» (1701); Балье, «Vie des saints» (работа строго-критическая), Арно д’Андили, «Les vies des pè res des déserts d’Orient» (1771). В ряду новейших западных изданий «Житий святых» заслуживает внимания сочин. Штадлера и Гейма, написанное в словарной форме: «Heiligen Lexicon», (1855 сл.).

Много Ж. находится в сборниках смешанного содержания, каковы прологи, синаксари, минеи, патерики. Прологом назыв. книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники назыв. синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукоп. еп. Порфирия Успенского 1249 г.; затем следует синаксарь императора Василия — относящийся к X стол.; текст первой части его издан в 1695 г. Уггелем в VI томе его «Italia sacra»; вторая часть найдена позже болландистами (описание её см. в «Месяцеслове» архиеп. Сергия, I, 216). Другие древнейшие прологи: Петров — в рукоп. еп. Порфирия — содержит в себе памяти святых на все дни года, кроме 2-7 и 24-27 дней марта; Клеромонтанский (иначе Сигмунтов), почти сходный с Петровым, содержит в себе памяти святых за целый год. Наши русские прологи — переделки синаксаря императора Василия с некоторыми дополнениями (см. проф. Н. И. Петрова «О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога», Киев, 1875). Минеи суть сборники пространных сказаний о святых и праздниках, расположенных, по месяцам. Они бывают служебные и Минеи-Четьи: в первых имеют значение для жизнеописаний святых обозначения имен авторов над песнопениями. Минеи рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные (подробнее о значении этих миней см. в «Месяцеслов» еп. Сергия, I,150).

Эти «минеи месячные», или служебные, были первыми сборниками «житий святых», сделавшимися известными на Руси при самом принятии ею христианства и введении богослужения; за ними следуют греческие прологи или синаксари. В домонгольский период в русской церкви существовал уже полный круг миней, прологов и синаксарей. Затем в русской литературе появляются патерики — специальные сборники житий святых. В рукописях известны переводные патерики: синайский («Лимонарь» Мосха), азбучный, скитский (несколько видов; см. опис. ркп. Ундольского и Царского), египетский (Лавсаик Палладия). По образцу этих патериков восточных в России составлен «Патерик Киево-Печерский», начало которому положено Симоном, еп. Владимирским, и киево-печерским иноком Поликарпом. Наконец, последний общий источник для житий святых всей церкви составляют календари и месяцесловы. Зачатки календарей относятся к самым первым временам церкви, как видно из биографических сведений о св. Игнатии († 107 г.), Поликарпе († 167), Киприане († 258). Из свидетельства Астерия Амасийского († 410) видно, что в IV в. они были настолько полны, что содержали в себе имена на все дни года. Месяцесловы при Евангелиях и апостолах делятся на три рода: восточного происхождения, древнеитальянские и сицилийские и славянские. Из последних древнейший — при Остромировом Евангелии (XII в.). За ними следуют месяцесловы: Ассемани при глаголитском Евангелии, находящемся в Ватиканской б-ке, и Саввин, изд. Срезневским в 1868 г. Сюда же относятся краткие записи о святых при церковных уставах иерусалимском, студийском и константинопольском. Святцы — те же календари, но подробности рассказа приближаются к синаксарям и существуют отдельно от Евангелий и уставов.

Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (наприм. о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого — необходимая составная часть Ж. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV в. составляют (по мнению проф. Голубинского) лишь самые первые по времени Ж., « св. Бориса и Глеба» и «Феодосия Печерского», составленные преп. Нестором, Ж. Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит ко времени до 1174 г.) и Ж., появившиеся в Ростовской области в XII и XIII вв., представляющие безыскусственный простой рассказ, тогда как столь же древние Ж. Смоленской области («Ж. св. Авраамия» и др.) относятся к византийскому типу жизнеописаний. В XV в. ряд составителей Ж. начинает митроп. Киприан, написавший Ж. митроп. Петра (в новой редакции) и несколько Ж. русских святых, вошедших в состав его «Степенной книги» (если эта книга действительно им составлена).

С биографией и деятельностью второго русского агиографа, Пахомия Логофета, подробно знакомит исследование проф. Ключевского «Древнерусские Жития святых, как исторический источник», М., 1871). Он составил Ж. и службу св. Сергию, Ж. и службу преп. Никону, Ж. св. Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей св. Петра и службу ему; ему же, по мнению Ключевского, принадлежат Ж. св. новгородских архиепископов Моисея и Иоанна; всего им написано 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Пахомий пользовался большой известностью у современников и потомства и был образцом для других составителей Ж. Не менее знаменит как составитель Ж. Епифаний Премудрый, живший сначала в одном монастыре с св. Стефаном Пермским, а потом в монастыре Сергия, — написавший Ж. обоих этих святых. Он хорошо знал Св. Писание, греческие хронографы, палею, летвицу, патерики. У него ещё более витийства, чем у Пахомия. Продолжатели этих трёх писателей вносят в свои труды новую черту — автобиографическую, так что по «житиям», ими составленным, всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии переходит в XVI в. в пустыни и отдаленные от культурных центров местности в XVI в. Авторы этих Ж. не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, среди которых возникала и развивалась деятельность святого. Ж. этого времени являются, таким образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории Древней Руси.

Автора, жившего в Руси Московской, всегда можно отличить по тенденции от автора Новгородской, Псковской и Ростовской области. Новую эпоху в истории русских Ж. составляет деятельность всероссийского митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми «житиями» русских святых, что объясняется, с одной стороны, усиленной деятельностью этого митрополита по канонизации святых, а с другой — составленными им «великими Минеями-Четьими». Минеи эти, в которые внесены почти все имевшиеся к тому времени русские Ж., известны в двух редакциях: Софийской (рукопись СПб. дух. акд.) и более полной — Московского собора 1552 г. Изданием этого грандиозного труда занята Археографическая комиссия, успевшая пока, трудами И. И. Савваитова и М. О. Кояловича, издать лишь несколько томов, обнимающих месяцы сентябрь и октябрь. Столетием позже Макария, в 1627—1632 гг., появились Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова, а в 1646—1654 гг. — Минеи-Четьи священника Сергиева Посада Иоанна Милютина.

Эти два сборника отличаются от Макариева тем, что в них вошли почти исключительно Ж. и сказания о русских святых. Тулупов вносил в свой сборник все, что находил по части русской агиографии, целиком; Милютин, пользуясь трудами Тулупова, сокращал и переделывал имевшиеся у него под руками Ж., опуская из них предисловия, а также похвальные слова. Чем Макарий был для Руси Северной, Московской, тем хотели быть киево-печерские архимандриты — Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский — для Руси южной, выполняя мысль киевского митрополита Петра Могилы и отчасти пользуясь собранными им материалами. Но политические смуты того времени помешали осуществиться этому предприятию. Ясинский, впрочем, привлёк к этому делу св. Димитрия, впоследствии митрополита Ростовского, который, трудясь в течение 20 лет над переработкой Метафраста, великих Четьих-Миней Макария и других пособий, составил Четьи-Минеи, содержащие в себе Ж. не южно-русских только святых, опущенных в Минеях Макария, но святых всей церкви. Патриарх Иоаким с недоверием отнесся к труду Димитрия, заметив в нём следы католического учения о непорочности зачатия Богоматери; но недоразумения были устранены, и труд Димитрия был окончен.

В первый раз изданы Четьи-Минеи св. Димитрия в 1711—1718 гг. В 1745 г. Синод поручил киево-печерскому архим. Тимофею Щербацкому пересмотр и исправление труда Димитрия; поручение это после смерти Тимофея докончили архим. Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим, и в исправленном виде Четьи-Минеи были изданы в 1759 г. Ж. святых в Четьях-Минеях Димитрия расположены в порядке календаря: по примеру Макария здесь находятся также синаксари на праздники, поучительные слова на события жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним отцам церкви, а отчасти составленные самим Димитрием, исторические рассуждения в начале каждой четверти издания — о первенстве марта месяца в году, о индикте, о древнейшем эллино-римском календаре. Источники, какими пользовался автор, видны из списка «учителей, писателей, историков», приложенного перед первой и второй частями, и из цитат в отдельных случаях (чаще всего встречается Метафраст). Многие статьи составляют лишь перевод греческого Ж. или повторение с исправлением языка Ж. древнерусского. В Четьях-Минеях есть и историческая критика, но вообще значение их не научное, а церковное: написанные художественной церковно-славянской речью, они составляют доселе любимое чтение для благочестивого люда, ищущего в «Ж. святых» религиозного назидания (подробнее оценку Четьих-Миней см. в сочинении В. Нечаева, исправленном А. В. Горским, — «Св. Димитрий Ростовский», М., 1853, и И. А. Шляпкина — «Св. Димитрий», СПб., 1889). Всех отдельных Ж. древнерусских святых, вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156. В нынешнем столетии явился ряд пересказов и переработок Четьих-Миней св. Димитрия: «Избранные Жития святых, кратко изложенные по руководству Четьих-Миней» (1860-68); А. Н. Муравьева, «Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских» (1847); Филарета, архиеп. Черниговского, «Русские святые»; «Словарь исторический о святых российской церкви» (1836-60); Протопопова, «Жития святых» (М., 1890) и пр.

Более или менее самостоятельные издания Жития святых — Филарета, архиеп. Черниговского: а) «Историческое учение об отцах церкви» (1856, новое изд. 1885), б) «Исторический обзор песнопевцев» (1860), в) «Святые южных славян» (1863) и г) «Св. подвижницы Восточной церкви» (1871); «Афонский патерик» (1860-63); «Вышний покров над Афоном» (1860); «Подвижники благочестия на Синайской горе» (1860); И. Крылова, «Жития святых апостолов и сказания о семидесяти учениках Христовых» (М., 1863); «Достопамятные сказания о жизни св. блаженных отцов» (перев. с греческого, 1856); архим. Игнатия, «Краткие жизнеописания русских святых» (1875); Иосселиани, «Жития святых грузинской церкви» (1850); М. Сабинина, «Полное жизнеописание святых грузинских» (СПб., 1871-73).

Особенно ценные сочинения для русской агиографии: прот. Д. Вершинского, «Месяцеслов Восточной церкви» (1856); свящ. М. Мирошкина, «Славянский именослов» (1859); «Греко-славянский церковный год» («Annus ecclesiasticus graeco-slavicus», Пар., 1863; католическая тенденция автора-иезуита придает сочинению по местам особый колорит: у него в список святых включен и Иосафат Кунцевич); преосв. Сергия, «Месяцеслов Востока» (1875-76), В. Ключевского, «Древнерусские Ж., как источник исторический» (М., 1871); Н. Барсукова, «Источники русской агиографии» (1882)

Источник

Жития святых

С.В. Тро­иц­кий
пре­по­да­ва­тель С. Петер­бург­ского
Алек­сандра Нев­ского духов­ного учи­лища

Испол­няя заве­ща­ние апо­стола Павла: «поми­найте настав­ники ваша, иже гла­го­лаша вам слово Божие» ( Евр. 13:7 ), хри­сти­ан­ская цер­ковь с самого начала своего суще­ство­ва­ния тща­тельно соби­рает све­де­ния о жизни ее подвиж­ни­ков. Пер­выми по вре­мени жити­ями святых были ска­за­ния о муче­ни­ках. Древ­ней­шим источ­ни­ком для состав­ле­ния их были архивы про­кон­су­лов или других рим­ских судей, содер­жа­щие офи­ци­аль­ные про­то­колы допроса и при­го­вора над под­су­ди­мым. В под­лин­ном виде эти язы­че­ско-рим­ские акты (Acta proconsularia, praesidialia, judiciaria) не дошли до нас, но они содер­жатся или цели­ком, или в извле­че­ниях во многих ска­за­ниях о муче­ни­ках. Так, в пре­ди­сло­вии к ска­за­нию о муче­ни­ках Тар­рахе, Пробе и Анд­ро­нике, осуж­ден­ных при Дио­кле­ти­ане в 304 г., соста­ви­тель упо­ми­нает, что он купил нужные акты у одного судей­ского чинов­ника Себаста за боль­шие деньги (ducentis dinariis) и списал их. Заим­ство­ва­нием из офи­ци­аль­ных бумаг объ­яс­ня­ется то обсто­я­тель­ство, что повест­во­ва­ния житий об обви­не­нии муче­ника, о его заклю­че­нии, о судеб­ном про­цессе над ним и его осуж­де­нии отли­ча­ются чрез­вы­чай­ным одно­об­ра­зием. Эти состав­лен­ные по судеб­ным актам ска­за­ния о муче­ни­ках имели вид или посла­ния от одной церкви к другой, или нази­да­тель­ного рас­сказа (gesta martyrum, passiones) для соб­ствен­ного упо­треб­ле­ния.

Как пример древ­ней­ших ска­за­ний о муче­ни­ках в форме посла­ния можно ука­зать:

Еще мно­го­чис­лен­нее ска­за­ния, состав­лен­ные по под­лож­ным или по сомни­тель­ным данным, в кото­рых по боль­шей части есть лишь зерно исто­ри­че­ской истины. Сюда нужно отне­сти, прежде всего, все апо­крифы об апо­сто­лах (см. Апо­крифы, I, 927–936). Из после-апо­столь­ского вре­мени сюда отно­сятся ска­за­ния о муче­ни­че­стве Игна­тия Бого­носца (см. Игна­тий, т. V), Acta Nerei et Achillei, стра­да­ние Фели­ци­таты и семи сыно­вей, Acta Cypriani et Justinae (см. Цан «Киприан Антио­хий­ский, 1882), стра­да­ния Кирика и Иулитты и других.

Оба вида ска­за­ний о муче­ни­ках, подроб­ный и крат­кий, явив­шись в дони­кей­ский период, суще­ствуют и в после­ду­ю­щее время, но, тогда как во время гоне­ний содер­жа­нием их слу­жили исклю­чи­тельно жития муче­ни­ков, теперь с пре­кра­ще­нием гоне­ний сюда мало-по-малу про­ни­кает и другой эле­мент — жития пре­по­доб­ных и других святых. Это изме­не­ние в содер­жа­нии житий пер­во­на­чально про­изо­шло не на Востоке: здесь вслед­ствие гоне­ний в Персии и Абис­си­нии жития долго сохра­няли свой преж­ний харак­тер, а на Западе, в рим­ском хро­но­графе 354 года (изд. Aegid. Bucher, Ант­вер­пен 1633, и Момм­сен, 1850) наряду с 24 муче­ни­ками упо­ми­на­ются 12 рим­ских епи­ско­пов. Таков же Calendarium Africanum vetus, 500 г., изд. Маби­льон, Vet. Anall. III, 398, ср. Григ. В. письмо VIII, 29). Сюда же можно отне­сти и Гот­ский кален­дарь (см. о нем статью В. В. Боло­това, «Хр. Чтение» 1893 г., I, стр. 198 и сл.). Даль­ней­шее раз­ви­тие рим­ского мар­ти­ро­лога пред­став­ляет так назы­ва­е­мый Martyrologium Hieronymianum (лучшее ида­а­ние Росси и Дюшена в A. S. Nov. t. II, p. 1, 1894). Иеро­ниму здесь при­над­ле­жит лишь незна­чи­тель­ная часть, и этот кол­лек­тив­ный труд при­пи­сы­ва­ется ему, как сим­волу всякой уче­но­сти на Западе. В основе его лежит рим­ский мар­ти­ро­лог, упо­мя­ну­тый Calendarium Africanum и сир­ский мар­ти­ро­лог (362–412 г. изд. Wright, 1865–66). Пер­во­на­чаль­ную обра­ботку он полу­чил в верх­ней Италии, даль­ней­шую — в Галлии. Этот мар­ти­ро­лог послу­жил образ­цом для сред­не­ве­ко­вых трудов такого рода, напр, для Martyrologium Bedae, Mart. Romanum parvum и др.

Еще боль­ший пере­вес полу­чил общий агио­ло­ги­че­ский эле­мент в житиях святых над ска­за­ни­ями о муче­ни­ках, когда явился новый вид хри­сти­ан­ской лите­ра­туры: жития отцов (Vitae patrum). Труды Пал­ла­дия Еле­но­поль­ского (Лав­саик, изд. Рената Лав­рен­тия, Hist, christ. vet. patrum, 1582, а также в Opera Maursii, Фло­рен­ция 1746, т. VIII, рус­ский пере­вод — 1856), Фео­до­рита Кир­ского (Исто­рия бого­люб­цев, изд. Рената, рус­ский пере­вод в «Тво­ре­ния святых отцов» и отдельно), Иоанна Мосха (Лимо­нарь, изд. в «Vitae patrum» Росвейга, Анверп. 1628, т. X; русск. пер. «Лимо­нарь, сиречь цвет­ник», М. 1859), Иоанна Кли­мака и Иоанна Ефес­ского (см. это слово) — на Востоке и труды Руфина Акви­лей­ского (Vitae patrum s. historiae eremiticae), Иоанна Кас­си­ана (Collationes patrum in Scyphia), Гри­го­рия Тур­ского (см. Энц. IV, 678), Гри­го­рия Двое­слова (см. IV, 661, — Диа­логи, пер. в «Пра­восл. Соб.») — на Западе дали обшир­ный новый мате­риал для сбор­ни­ков житий. Эти труды более соот­вет­ство­вали потреб­но­стям вре­мени, чем преж­ние ска­за­ния о муче­ни­ках. Они опи­сы­вали мно­го­об­раз­ную жизнь святых, учили всем хри­сти­ан­ским доб­ро­де­те­лям, тогда как одно­об­раз­ное содер­жа­ние ска­за­ний о муче­ни­ках учило лишь хри­сти­ан­скому тер­пе­нию и смерти. Есте­ственно, что соста­ви­тели житий как на Востоке, так и на Западе, стали широко поль­зо­ваться этим новым источ­ни­ком. Пере­чис­лим важ­ней­шие труды такого харак­тера.

1) На Востоке. В гре­че­ской церкви Меся­це­словы, напр. Меся­це­слов импе­ра­тора Васи­лия (изд. кар­ди­на­лом Анни­ба­лом Аль­бани, Урбино 1727, и др.), сохра­нили преж­нюю близ­кую к кален­да­рям форму, тогда как Минеи (месяч­ники) вклю­чают в себя кроме подроб­ных житий святых, рас­по­ло­жен­ных по меся­цам, службы и пес­но­пе­ния в честь их.

О Минеях упо­ми­нает уже Феодор Студит, говоря, что жития святых напол­няют две­на­дцать томов (Ер. 2 ad Plat., ed. Sirmoud., I, 181). Гро­мад­ный житий­ный мате­риал, нако­пив­шийся с первых сто­ле­тий, был исполь­зо­ван Симео­ном Мета­фра­с­том, санов­ни­ком визан­тий­скаго двора (X в.), пере­ра­бо­тан в нра­во­учи­тель­ном духе и укра­шен вымыс­лами его бога­той фан­та­зии. Агио­ло­ги­че­ские труды его, издан­ные у Миня (Ser. Gr. t. СХIV—СХVI), послу­жили самым рас­про­стра­нен­ным пер­во­ис­точ­ни­ком для после­ду­ю­щих писа­те­лей этого рода не только на Востоке, но и на Западе. Из пере­ра­бо­ток его труда отме­тим «Новый рай» крит­ского монаха Агапия Лан­доса (изд. в Вене­ции в 1641 году). Сре­дину между Меся­це­сло­вами и Мине­ями зани­мают Синак­сари или Про­логи. Слово синак­сарь — собра­ние, сбор­ник, ука­зы­вает на то, что хри­сти­ане в вели­кие празд­ники и дни осо­бенно чтимых святых соби­ра­лись в храмы. Эти дни и озна­ча­лись в Ева­ге­лиях, Апо­сто­лах и других бого­слу­жеб­ных книгах, но потом сюда вошли и крат­кие жиз­не­опи­са­ния святых. Тогда как Синак­сари ближе под­хо­дят к Меся­це­сло­вам и иногда даже отож­деств­ля­ются с ними, Анфо­ло­гии вклю­чая в себя литур­ги­че­ский мате­риал, стоят ближе к Минеям. Таков напр. Анфо­ло­гий, издан­ный Анто­ном Арка­дием в Риме в 1598 г.

Из новей­шей гре­че­ской лите­ра­туры по агио­ло­гии сле­дует отме­тить труды Нико­дима Свя­то­горца (в 1819): «Новый сбор­ник», Вене­ция 1803, 1862, «Новый Мар­ти­ро­лог», Вене­ция 1799, «Синак­са­рист», Вене­ция 1819, Конст. 1842, Закино и Афины 1869; монаха Агапия: «Рай» — 1863, «Новый Рай» — из Мета­ф­ра­ста, «Сбор­ник», 1869, «Бла­го­вре­ме­ние», 1865; «Новый луг», изд. по опре­де­ле­нию синода гре­че­ской церкви; «Вели­кий синак­са­рист», состав­лен­ный К. Дука­ки­сом на осно­ва­нии выше­ука­зан­ных сочи­не­ний; «Жития святых» Три­фона Еван­ге­лида, 1895, и «Визан­тий­ский празд­ни­ко­слов» М. Гедеона, 1896.

2) На Западе. После упо­мя­ну­тых мар­ти­ро­ло­гов Иеро­ни­мова и малаго рим­ского и Беды на Западе появи­лись мар­ти­ро­логи лион­скаго кано­ника Флора Дре­па­ния (830; Минь, Ser. L. XCIV, 790), вос­пол­нив­ший мар­ти­ро­лог Беды, крат­кий сти­хо­твор­ный мар­ти­ро­лог Ван­дель­берга (870), довольно подроб­ный Рабана Мавра (856), мар­ти­ро­лог Адона Вьенн­ского (870), слу­жа­щий допол­не­нием мар­ти­ро­ло­гов Беды и Флора, мар­ти­ро­лог бене­дик­тинца Узу­арда (875; у Миня t. СХХIII, 201), состав­лен­ный по пору­че­нию Карла Лысого, отли­ча­ю­щийся оби­лием имен и крат­ко­стью житий, и, нако­нец, мар­ти­ро­лог Пок­тера Баль­бу­люса (912; изд. Кани­зием, Lectioues antiqu. II, 3, p. 89). Начало новому фан­та­сти­че­скому направ­ленно в житий­ной лите­ра­туре на Западе было поло­жено мона­хом Вольф­гар­дом Гер­рид­ским (X век), а про­дол­жа­те­лями его были Иаков Бора­гин и Петр Ната­ли­бус (1382), соста­вив­ший Ката­лог святых (изд. в 1493 г. и в 1616 в Вене­ции). Труды этих авто­ров пере­пол­нены рас­ска­зами о самых фан­та­сти­че­ских чуде­сах, ссыл­ками на сочи­нен­ные доку­менты, упо­ми­на­ни­ями о выду­ман­ных лицах и т. п. После­ду­ю­щие труды при­ни­мают направ­ле­ние более кри­ти­че­ское: Бонина Момб­ри­ция «Sanctuarium» в алфа­вит­ном порядке, Геор­гия Вицелла «Hagiologium» (изд. в 1541 г.), Ало­изия Лип­по­мана, еп. верон­ского, «Vitae sauctorum» (1551–1560), Амвро­сия Пови­дия Флакка «Свя­щен­ных празд­ни­ков 12 книг», 1559 г., Рената Лав­рен­тия дела-Барра «Хри­сти­ан­ская исто­рия древ­них отцов», 1583 г., Лав­рен­тия Сурия «Жития святых Востока и Запада», 6 томов в лист, 1569–1575, пере­из­дано в Турине в 1875–80 г., Цезаря Баро­ния (1607 г.) «Лето­писи цер­ков­ные» (1598–1609) и «Рим­ский мар­ти­ро­лог», 1586, и многие другие. Но все эти труды далеко пре­взо­шли испо­лин­ское пред­при­я­тие ученых иезу­и­тов в Ант­вер­пене, док­тора Бол­ланди и его това­ри­щей, начав­ших изда­вать с 1643 года «Acta Sanctorum». Пер­во­на­чально план его был состав­лен иезу­и­том Гери­бер­том Росвей­цом, по смерти кото­рого в 1629 году дело это было пере­дано орде­ном Иоанну Бол­ланду (подроб­нее см. под словом Бол­лан­ди­сты, II, 929–930). Хоро­шее сокра­ще­ние изда­ния бол­лан­ди­стов пред­став­ляет труд Адаль­берта Мюл­лера «Общий мар­ти­ро­лог» (1860,) и может слу­жить спра­воч­ной книгой к нему. Полный ука­за­тель к этому изда­нию состав­лен Пота­стом «Biblotheca historica medii аеvi», Берлин 1862. И другие р.-католические ордена изда­вали жития святых. Так суще­ствуют «Acta Sanctorum ordinis s. Benedicti», Париж 1688, Maбил­лона; «Цистер­ци­ан­ский мар­ти­ро­лог» Ген­ри­кеца, 1633;«Paradisus Carmelitici decoris» Алегри, 1639; «Мар­ти­ро­лог ордена мино­ри­тов» Мон­стири, 1638, и ордена доми­ни­кан­цев — Сикка, 1639, и др. Известны, нако­нец, част­ные мар­ти­ро­логи, отно­ся­ще­еся к той или другой р.-католической стране: «Мар­ти­ро­лог афри­кан­ский», состав­лен­ный Сте­фа­ном Анто­ном Мор­челли, «Дни памяти и ука­за­тель святых Бель­гии», и д. Мола­ном, «Мар­ти­ро­лог немец­ких святых», изд. Валас­сер в 1562 г. и Кани­зий в 1573 году, «Мар­ти­ро­лог гал­ли­кан­ский», сост. Соссе в 1638 г., «Мар­ти­ро­лог лузи­тан­ский» (испан­ский и пор­ту­галь­ский), изд. в Коим­бре, «Мар­ти­ро­лог испан­ский», изд. Сала­ца­ром в 1651 году. «Мар­ти­ро­лог англий­ский», сост. в 1608 г. Виль­со­ном, «Шот­ланд­ский мар­ти­ро­лог» Адама Реги­уса, «Bavaria sacra et рiа» Paдери в 1704 г. и др. В форме сло­ва­рей состав­лены агио­ло­ги­че­ские труды — аббат Петина «Агио­гра­фи­че­ский Сло­варь», Париж 1850, 2 т. (на фр. яз.), Штад­лера и Гейма «Лек­си­кон святых», 1855, 5 т. (на нем. яз.) и Смита и Уэйса (Smith, Wace) «Сло­варь хри­сти­ан­ских био­гра­фий», Лондон, 1877–87 (на англий­ском языке), для первых VII-ми веков.

Лите­ра­тура

Кроме упо­мя­ну­тых трудов сле­дует отме­тить еще сле­ду­ю­щие иссле­до­ва­ния по агио­ло­гии как общей, так и рус­ской.

По агио­ло­гии рус­ской: В. Клю­чев­ский. «Древ­ние рус­ские жития святых, как исто­ри­че­ский источ­ник», 1871; «Исто­ри­че­ские ска­за­ния о воло­год­ских святых», Вологда, 1880; И. Яхон­тов, «Жития подвиж­ни­ков помор­ского края, 1882; гр. М. Тол­стой, «Книга гла­го­ле­мая о рос­сий­ских святых», 1888; Димит­рий, архиеп. твер­ской, «Меся­це­слов святых рус­ских», изд. 1‑е 1878–1880, изд. 2 с 1893 г.; Бар­су­ков, «Источ­ники рус­ской агио­гра­фии», 1882; архим. Леонид, «Святая Русь», 1891; арх. Нико­дим, «Архан­гель­ский Пате­рик»; см. также под. словом Кано­ни­за­ция.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *