Жития святых что это
Жития святых
Житие (биос (греч.), vita (лат.)) — жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающий их от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография.
Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности её подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел христ. литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени «Жития святых» были сказания о мучениках. Ещё св. Климент, еп. Римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой епископ Рима, Фабиан (236—251), поручил это дело семи иподиаконам. Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого простого звания, с древнейших времен записывались церквами для чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертной казнью, записи продолжались во все время гонений на христианство.
При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий († 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашёл достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до нашего времени, но известно другое его сочинение: «Книга о палестинсках мучениках». От первых трёх веков дошло до нас ещё несколько «посланий» о мученичествах от одной церкви к другой. После Евсевия сказания о мученичествах собирал св. Маруфа, еп. Тагритский (ок. 410 г.), автор «Истории персидских мучеников». Монах бенедиктинского м-ря св. Германа близ Парижа, Узуард (ок. 876 г.), составил древнейший на Западе мартиролог («Usuardi martyrologium», изд. в Лувене, 1568, и Антверпене, 1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: «Acta Martyrum sincera et selecta» (Пар. 1689; франц. перев. Drouet-de-Maupertoy).
Из новейших собраний заслуживают внимания: Zingerle, «Martyrer des Morgenla n des» (Йена, 1833) и Адальберта Мюллера, «Allgemeines Martyrologium» (1860). В русской литературе известны: священника В. Гурьева «Мученики воины» (1876); прот. П. Соловьева «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, по завоевании Константинополя турками» (перев. с новогреческого, СПб., 1862); «Сказания о мучениках христианских, чтимых православной церковию» (Казань, 1865). Наряду с этими сборниками более или менее подробных сказаний о мучениках, начиная с IV в., а может быть и ранее, получили развитие (особенно на Зап.) краткие мартирологи для употребления при богослужениях. В основу их положен мартиролог, ошибочно приписываемый бл. Иерониму (изд. д’Ашери в 1667 г., перепечатанный у Миня — «Patrologia», т. Ассемани, «Acta ss. martyrum orieutalium et occidentalium» (1748); Лагранж, «Choix des actes des martyrs d’ Orient» (Пар., 1852). Кроме общих, на Западе существуют ещё поместные мартирологи стран или народностей: африканский (Стеф. Мачелли), бельгийский (Молана), немецкий (Валассера), испанский (Салацара), английский (Вильсона), итальянский (Корнелия) и др.
Более обширна литература «Житий святых» второго рода — преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний — Дорофея, еп. Тирского (†362), — сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны: «Жития честных монахов» патриарха александрийского Тимофея († 385 г.); затем следуют сборники Палладия, Лавсаик («Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum»; подлинный текст в изд. Рената Лаврентия, «Historia ch r istiana veterum Patrum» 1582, а также в «Opera Maursii», Флоренция, 1746, т. VIII; есть и русский перевод, 1856); Феодорита Киррского (1458) — «Φιλόθεος ιστορία» (в названном изд. Рената, а также в полных собраниях сочинений Феодорита; в русск. переводе — в «Творениях св. Отцов», изд. Московской дух. академии и ранее отдельно); Иоанна Мосха (Λειμωνάριον, в «Vitae patrum» Росвейга, Антв., 1628, т. X; рус. изд. — «Лимонарь, сиречь цветник», М., 1859). На Западе главными писателями этого рода в патриотический период были Руфин Аквилейский («Vitae patrum s. historiae eremiticae»); Иоанн Кассиан («Collationes patrum in Scythia»); Григорий, еписк. Турский († 594), написавший ряд агиографических сочинений («Gloria martyrum», «Gloria confessorum», «Vitae patrum»), Григорий Двоеслов («Dialogi» — рус. перев. «Собеседование о Ж. италийских отцов» в «Православном собеседнике»; см. исследов. об этом А. Пономарева, СПб., 1884 г.) и др.
С IX в. в литературе «Жития святых» появилась новая черта — тенденциозное (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление, украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии. В ряду таких агиографов первое место занимает Симеон Метафраст, сановник Византийского двора, живший, по одним, в IX, по другим в Х или XII в. Он издал 681 г. « Жития святых», составляющие самый распространенный первоисточник для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе (Яков Ворагинский, архиеп. Генуэзский, † 1298 — «Legenda aurea sanctorum», и Пётр Наталибус, † 1382 — «Catalogus Sanctoru m «). Последующие издания принимают направление более критическое: Бонина Момбриция, «Legendarium s. acta sanctorum» (1474); Алоизия Липпомана, еп. Веронского, «Vitae sanctorum» (1551—1560); Лаврентия Сурия, кельнского картезианца, «Vitae sanctorum orientis et occidentis» (1564); Георгия Вицелла, «Hagiologium s. de sanctis ecclesiae»; Амвросия Флакка, «Fastorum sanctorum libri XII»;Рената Лаврентия де ля Барр — «Historia christiana veterum patrum»; Ц. Барония, «Annales ecclesiast.»; Росвейда — «Vitae patrum»; Радера, «Viridarium sanctorum ex minaeis graccis» (1604). Наконец выступает с своей деятельностью знаменитый антверпенский иезуит Болланд; в 1643 г. он издал в Антверпене 1-й том «Acta Sanctorum». В течение 130 лет болландистами было издано 49 томов, содержащих «Жития святых» с 1 января по 7 октября; к 1780 г. появилось ещё два тома. В 1788 г. институт болландистов был закрыт.
Спустя три года предприятие было снова возобновлено, и в 1794 г. появился ещё новый том. При завоевании Бельгии французами монастырь болландистов был продан, а сами они с своими коллекциями перешли в Вестфалию и после Реставрации издали ещё шесть томов. Последние работы значительно уступают в достоинстве трудам первых болландистов как по обширности эрудиции, так и вследствие отсутствия строгой критики. Упомянутый выше «Martyrologium» Мюллера представляет хорошее сокращение издания болландистов и может служить справочной книгой к нему. Полный указатель к этому изданию составил Потаст («Bibliotheca historia medii aevi», Б., 1862). Все жития святых, известные с отдельными заглавиями, исчислены у Фабриция в «Bibliotheca Graeca», Гамб., 1705—1718; второе издание Гамб., 1798—1809). Отдельные лица на Западе продолжали издание житий святых одновременно с корпорацией болландистов. Из них заслуживают упоминания: аббат Коммануэль, «Nouvelles vies de saints pour tous le jours» (1701); Балье, «Vie des saints» (работа строго-критическая), Арно д’Андили, «Les vies des pè res des déserts d’Orient» (1771). В ряду новейших западных изданий «Житий святых» заслуживает внимания сочин. Штадлера и Гейма, написанное в словарной форме: «Heiligen Lexicon», (1855 сл.).
Много Ж. находится в сборниках смешанного содержания, каковы прологи, синаксари, минеи, патерики. Прологом назыв. книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники назыв. синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукоп. еп. Порфирия Успенского 1249 г.; затем следует синаксарь императора Василия — относящийся к X стол.; текст первой части его издан в 1695 г. Уггелем в VI томе его «Italia sacra»; вторая часть найдена позже болландистами (описание её см. в «Месяцеслове» архиеп. Сергия, I, 216). Другие древнейшие прологи: Петров — в рукоп. еп. Порфирия — содержит в себе памяти святых на все дни года, кроме 2-7 и 24-27 дней марта; Клеромонтанский (иначе Сигмунтов), почти сходный с Петровым, содержит в себе памяти святых за целый год. Наши русские прологи — переделки синаксаря императора Василия с некоторыми дополнениями (см. проф. Н. И. Петрова «О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога», Киев, 1875). Минеи суть сборники пространных сказаний о святых и праздниках, расположенных, по месяцам. Они бывают служебные и Минеи-Четьи: в первых имеют значение для жизнеописаний святых обозначения имен авторов над песнопениями. Минеи рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные (подробнее о значении этих миней см. в «Месяцеслов» еп. Сергия, I,150).
Эти «минеи месячные», или служебные, были первыми сборниками «житий святых», сделавшимися известными на Руси при самом принятии ею христианства и введении богослужения; за ними следуют греческие прологи или синаксари. В домонгольский период в русской церкви существовал уже полный круг миней, прологов и синаксарей. Затем в русской литературе появляются патерики — специальные сборники житий святых. В рукописях известны переводные патерики: синайский («Лимонарь» Мосха), азбучный, скитский (несколько видов; см. опис. ркп. Ундольского и Царского), египетский (Лавсаик Палладия). По образцу этих патериков восточных в России составлен «Патерик Киево-Печерский», начало которому положено Симоном, еп. Владимирским, и киево-печерским иноком Поликарпом. Наконец, последний общий источник для житий святых всей церкви составляют календари и месяцесловы. Зачатки календарей относятся к самым первым временам церкви, как видно из биографических сведений о св. Игнатии († 107 г.), Поликарпе († 167), Киприане († 258). Из свидетельства Астерия Амасийского († 410) видно, что в IV в. они были настолько полны, что содержали в себе имена на все дни года. Месяцесловы при Евангелиях и апостолах делятся на три рода: восточного происхождения, древнеитальянские и сицилийские и славянские. Из последних древнейший — при Остромировом Евангелии (XII в.). За ними следуют месяцесловы: Ассемани при глаголитском Евангелии, находящемся в Ватиканской б-ке, и Саввин, изд. Срезневским в 1868 г. Сюда же относятся краткие записи о святых при церковных уставах иерусалимском, студийском и константинопольском. Святцы — те же календари, но подробности рассказа приближаются к синаксарям и существуют отдельно от Евангелий и уставов.
Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (наприм. о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого — необходимая составная часть Ж. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV в. составляют (по мнению проф. Голубинского) лишь самые первые по времени Ж., « св. Бориса и Глеба» и «Феодосия Печерского», составленные преп. Нестором, Ж. Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит ко времени до 1174 г.) и Ж., появившиеся в Ростовской области в XII и XIII вв., представляющие безыскусственный простой рассказ, тогда как столь же древние Ж. Смоленской области («Ж. св. Авраамия» и др.) относятся к византийскому типу жизнеописаний. В XV в. ряд составителей Ж. начинает митроп. Киприан, написавший Ж. митроп. Петра (в новой редакции) и несколько Ж. русских святых, вошедших в состав его «Степенной книги» (если эта книга действительно им составлена).
С биографией и деятельностью второго русского агиографа, Пахомия Логофета, подробно знакомит исследование проф. Ключевского «Древнерусские Жития святых, как исторический источник», М., 1871). Он составил Ж. и службу св. Сергию, Ж. и службу преп. Никону, Ж. св. Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей св. Петра и службу ему; ему же, по мнению Ключевского, принадлежат Ж. св. новгородских архиепископов Моисея и Иоанна; всего им написано 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Пахомий пользовался большой известностью у современников и потомства и был образцом для других составителей Ж. Не менее знаменит как составитель Ж. Епифаний Премудрый, живший сначала в одном монастыре с св. Стефаном Пермским, а потом в монастыре Сергия, — написавший Ж. обоих этих святых. Он хорошо знал Св. Писание, греческие хронографы, палею, летвицу, патерики. У него ещё более витийства, чем у Пахомия. Продолжатели этих трёх писателей вносят в свои труды новую черту — автобиографическую, так что по «житиям», ими составленным, всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии переходит в XVI в. в пустыни и отдаленные от культурных центров местности в XVI в. Авторы этих Ж. не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, среди которых возникала и развивалась деятельность святого. Ж. этого времени являются, таким образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории Древней Руси.
Автора, жившего в Руси Московской, всегда можно отличить по тенденции от автора Новгородской, Псковской и Ростовской области. Новую эпоху в истории русских Ж. составляет деятельность всероссийского митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми «житиями» русских святых, что объясняется, с одной стороны, усиленной деятельностью этого митрополита по канонизации святых, а с другой — составленными им «великими Минеями-Четьими». Минеи эти, в которые внесены почти все имевшиеся к тому времени русские Ж., известны в двух редакциях: Софийской (рукопись СПб. дух. акд.) и более полной — Московского собора 1552 г. Изданием этого грандиозного труда занята Археографическая комиссия, успевшая пока, трудами И. И. Савваитова и М. О. Кояловича, издать лишь несколько томов, обнимающих месяцы сентябрь и октябрь. Столетием позже Макария, в 1627—1632 гг., появились Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова, а в 1646—1654 гг. — Минеи-Четьи священника Сергиева Посада Иоанна Милютина.
Эти два сборника отличаются от Макариева тем, что в них вошли почти исключительно Ж. и сказания о русских святых. Тулупов вносил в свой сборник все, что находил по части русской агиографии, целиком; Милютин, пользуясь трудами Тулупова, сокращал и переделывал имевшиеся у него под руками Ж., опуская из них предисловия, а также похвальные слова. Чем Макарий был для Руси Северной, Московской, тем хотели быть киево-печерские архимандриты — Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский — для Руси южной, выполняя мысль киевского митрополита Петра Могилы и отчасти пользуясь собранными им материалами. Но политические смуты того времени помешали осуществиться этому предприятию. Ясинский, впрочем, привлёк к этому делу св. Димитрия, впоследствии митрополита Ростовского, который, трудясь в течение 20 лет над переработкой Метафраста, великих Четьих-Миней Макария и других пособий, составил Четьи-Минеи, содержащие в себе Ж. не южно-русских только святых, опущенных в Минеях Макария, но святых всей церкви. Патриарх Иоаким с недоверием отнесся к труду Димитрия, заметив в нём следы католического учения о непорочности зачатия Богоматери; но недоразумения были устранены, и труд Димитрия был окончен.
В первый раз изданы Четьи-Минеи св. Димитрия в 1711—1718 гг. В 1745 г. Синод поручил киево-печерскому архим. Тимофею Щербацкому пересмотр и исправление труда Димитрия; поручение это после смерти Тимофея докончили архим. Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим, и в исправленном виде Четьи-Минеи были изданы в 1759 г. Ж. святых в Четьях-Минеях Димитрия расположены в порядке календаря: по примеру Макария здесь находятся также синаксари на праздники, поучительные слова на события жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним отцам церкви, а отчасти составленные самим Димитрием, исторические рассуждения в начале каждой четверти издания — о первенстве марта месяца в году, о индикте, о древнейшем эллино-римском календаре. Источники, какими пользовался автор, видны из списка «учителей, писателей, историков», приложенного перед первой и второй частями, и из цитат в отдельных случаях (чаще всего встречается Метафраст). Многие статьи составляют лишь перевод греческого Ж. или повторение с исправлением языка Ж. древнерусского. В Четьях-Минеях есть и историческая критика, но вообще значение их не научное, а церковное: написанные художественной церковно-славянской речью, они составляют доселе любимое чтение для благочестивого люда, ищущего в «Ж. святых» религиозного назидания (подробнее оценку Четьих-Миней см. в сочинении В. Нечаева, исправленном А. В. Горским, — «Св. Димитрий Ростовский», М., 1853, и И. А. Шляпкина — «Св. Димитрий», СПб., 1889). Всех отдельных Ж. древнерусских святых, вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156. В нынешнем столетии явился ряд пересказов и переработок Четьих-Миней св. Димитрия: «Избранные Жития святых, кратко изложенные по руководству Четьих-Миней» (1860-68); А. Н. Муравьева, «Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских» (1847); Филарета, архиеп. Черниговского, «Русские святые»; «Словарь исторический о святых российской церкви» (1836-60); Протопопова, «Жития святых» (М., 1890) и пр.
Более или менее самостоятельные издания Жития святых — Филарета, архиеп. Черниговского: а) «Историческое учение об отцах церкви» (1856, новое изд. 1885), б) «Исторический обзор песнопевцев» (1860), в) «Святые южных славян» (1863) и г) «Св. подвижницы Восточной церкви» (1871); «Афонский патерик» (1860-63); «Вышний покров над Афоном» (1860); «Подвижники благочестия на Синайской горе» (1860); И. Крылова, «Жития святых апостолов и сказания о семидесяти учениках Христовых» (М., 1863); «Достопамятные сказания о жизни св. блаженных отцов» (перев. с греческого, 1856); архим. Игнатия, «Краткие жизнеописания русских святых» (1875); Иосселиани, «Жития святых грузинской церкви» (1850); М. Сабинина, «Полное жизнеописание святых грузинских» (СПб., 1871-73).
Особенно ценные сочинения для русской агиографии: прот. Д. Вершинского, «Месяцеслов Восточной церкви» (1856); свящ. М. Мирошкина, «Славянский именослов» (1859); «Греко-славянский церковный год» («Annus ecclesiasticus graeco-slavicus», Пар., 1863; католическая тенденция автора-иезуита придает сочинению по местам особый колорит: у него в список святых включен и Иосафат Кунцевич); преосв. Сергия, «Месяцеслов Востока» (1875-76), В. Ключевского, «Древнерусские Ж., как источник исторический» (М., 1871); Н. Барсукова, «Источники русской агиографии» (1882)
Жития святых
С.В. Троицкий
преподаватель С. Петербургского
Александра Невского духовного училища
Исполняя завещание апостола Павла: «поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие» ( Евр. 13:7 ), христианская церковь с самого начала своего существования тщательно собирает сведения о жизни ее подвижников. Первыми по времени житиями святых были сказания о мучениках. Древнейшим источником для составления их были архивы проконсулов или других римских судей, содержащие официальные протоколы допроса и приговора над подсудимым. В подлинном виде эти языческо-римские акты (Acta proconsularia, praesidialia, judiciaria) не дошли до нас, но они содержатся или целиком, или в извлечениях во многих сказаниях о мучениках. Так, в предисловии к сказанию о мучениках Таррахе, Пробе и Андронике, осужденных при Диоклетиане в 304 г., составитель упоминает, что он купил нужные акты у одного судейского чиновника Себаста за большие деньги (ducentis dinariis) и списал их. Заимствованием из официальных бумаг объясняется то обстоятельство, что повествования житий об обвинении мученика, о его заключении, о судебном процессе над ним и его осуждении отличаются чрезвычайным однообразием. Эти составленные по судебным актам сказания о мучениках имели вид или послания от одной церкви к другой, или назидательного рассказа (gesta martyrum, passiones) для собственного употребления.
Как пример древнейших сказаний о мучениках в форме послания можно указать:
Еще многочисленнее сказания, составленные по подложным или по сомнительным данным, в которых по большей части есть лишь зерно исторической истины. Сюда нужно отнести, прежде всего, все апокрифы об апостолах (см. Апокрифы, I, 927–936). Из после-апостольского времени сюда относятся сказания о мученичестве Игнатия Богоносца (см. Игнатий, т. V), Acta Nerei et Achillei, страдание Фелицитаты и семи сыновей, Acta Cypriani et Justinae (см. Цан «Киприан Антиохийский, 1882), страдания Кирика и Иулитты и других.
Оба вида сказаний о мучениках, подробный и краткий, явившись в доникейский период, существуют и в последующее время, но, тогда как во время гонений содержанием их служили исключительно жития мучеников, теперь с прекращением гонений сюда мало-по-малу проникает и другой элемент — жития преподобных и других святых. Это изменение в содержании житий первоначально произошло не на Востоке: здесь вследствие гонений в Персии и Абиссинии жития долго сохраняли свой прежний характер, а на Западе, в римском хронографе 354 года (изд. Aegid. Bucher, Антверпен 1633, и Моммсен, 1850) наряду с 24 мучениками упоминаются 12 римских епископов. Таков же Calendarium Africanum vetus, 500 г., изд. Мабильон, Vet. Anall. III, 398, ср. Григ. В. письмо VIII, 29). Сюда же можно отнести и Готский календарь (см. о нем статью В. В. Болотова, «Хр. Чтение» 1893 г., I, стр. 198 и сл.). Дальнейшее развитие римского мартиролога представляет так называемый Martyrologium Hieronymianum (лучшее идаание Росси и Дюшена в A. S. Nov. t. II, p. 1, 1894). Иерониму здесь принадлежит лишь незначительная часть, и этот коллективный труд приписывается ему, как символу всякой учености на Западе. В основе его лежит римский мартиролог, упомянутый Calendarium Africanum и сирский мартиролог (362–412 г. изд. Wright, 1865–66). Первоначальную обработку он получил в верхней Италии, дальнейшую — в Галлии. Этот мартиролог послужил образцом для средневековых трудов такого рода, напр, для Martyrologium Bedae, Mart. Romanum parvum и др.
Еще больший перевес получил общий агиологический элемент в житиях святых над сказаниями о мучениках, когда явился новый вид христианской литературы: жития отцов (Vitae patrum). Труды Палладия Еленопольского (Лавсаик, изд. Рената Лаврентия, Hist, christ. vet. patrum, 1582, а также в Opera Maursii, Флоренция 1746, т. VIII, русский перевод — 1856), Феодорита Кирского (История боголюбцев, изд. Рената, русский перевод в «Творения святых отцов» и отдельно), Иоанна Мосха (Лимонарь, изд. в «Vitae patrum» Росвейга, Анверп. 1628, т. X; русск. пер. «Лимонарь, сиречь цветник», М. 1859), Иоанна Климака и Иоанна Ефесского (см. это слово) — на Востоке и труды Руфина Аквилейского (Vitae patrum s. historiae eremiticae), Иоанна Кассиана (Collationes patrum in Scyphia), Григория Турского (см. Энц. IV, 678), Григория Двоеслова (см. IV, 661, — Диалоги, пер. в «Правосл. Соб.») — на Западе дали обширный новый материал для сборников житий. Эти труды более соответствовали потребностям времени, чем прежние сказания о мучениках. Они описывали многообразную жизнь святых, учили всем христианским добродетелям, тогда как однообразное содержание сказаний о мучениках учило лишь христианскому терпению и смерти. Естественно, что составители житий как на Востоке, так и на Западе, стали широко пользоваться этим новым источником. Перечислим важнейшие труды такого характера.
1) На Востоке. В греческой церкви Месяцесловы, напр. Месяцеслов императора Василия (изд. кардиналом Аннибалом Альбани, Урбино 1727, и др.), сохранили прежнюю близкую к календарям форму, тогда как Минеи (месячники) включают в себя кроме подробных житий святых, расположенных по месяцам, службы и песнопения в честь их.
О Минеях упоминает уже Феодор Студит, говоря, что жития святых наполняют двенадцать томов (Ер. 2 ad Plat., ed. Sirmoud., I, 181). Громадный житийный материал, накопившийся с первых столетий, был использован Симеоном Метафрастом, сановником византийскаго двора (X в.), переработан в нравоучительном духе и украшен вымыслами его богатой фантазии. Агиологические труды его, изданные у Миня (Ser. Gr. t. СХIV—СХVI), послужили самым распространенным первоисточником для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе. Из переработок его труда отметим «Новый рай» критского монаха Агапия Ландоса (изд. в Венеции в 1641 году). Средину между Месяцесловами и Минеями занимают Синаксари или Прологи. Слово синаксарь — собрание, сборник, указывает на то, что христиане в великие праздники и дни особенно чтимых святых собирались в храмы. Эти дни и означались в Евагелиях, Апостолах и других богослужебных книгах, но потом сюда вошли и краткие жизнеописания святых. Тогда как Синаксари ближе подходят к Месяцесловам и иногда даже отождествляются с ними, Анфологии включая в себя литургический материал, стоят ближе к Минеям. Таков напр. Анфологий, изданный Антоном Аркадием в Риме в 1598 г.
Из новейшей греческой литературы по агиологии следует отметить труды Никодима Святогорца (в 1819): «Новый сборник», Венеция 1803, 1862, «Новый Мартиролог», Венеция 1799, «Синаксарист», Венеция 1819, Конст. 1842, Закино и Афины 1869; монаха Агапия: «Рай» — 1863, «Новый Рай» — из Метафраста, «Сборник», 1869, «Благовремение», 1865; «Новый луг», изд. по определению синода греческой церкви; «Великий синаксарист», составленный К. Дукакисом на основании вышеуказанных сочинений; «Жития святых» Трифона Евангелида, 1895, и «Византийский праздникослов» М. Гедеона, 1896.
2) На Западе. После упомянутых мартирологов Иеронимова и малаго римского и Беды на Западе появились мартирологи лионскаго каноника Флора Дрепания (830; Минь, Ser. L. XCIV, 790), восполнивший мартиролог Беды, краткий стихотворный мартиролог Вандельберга (870), довольно подробный Рабана Мавра (856), мартиролог Адона Вьеннского (870), служащий дополнением мартирологов Беды и Флора, мартиролог бенедиктинца Узуарда (875; у Миня t. СХХIII, 201), составленный по поручению Карла Лысого, отличающийся обилием имен и краткостью житий, и, наконец, мартиролог Поктера Бальбулюса (912; изд. Канизием, Lectioues antiqu. II, 3, p. 89). Начало новому фантастическому направленно в житийной литературе на Западе было положено монахом Вольфгардом Герридским (X век), а продолжателями его были Иаков Борагин и Петр Наталибус (1382), составивший Каталог святых (изд. в 1493 г. и в 1616 в Венеции). Труды этих авторов переполнены рассказами о самых фантастических чудесах, ссылками на сочиненные документы, упоминаниями о выдуманных лицах и т. п. Последующие труды принимают направление более критическое: Бонина Момбриция «Sanctuarium» в алфавитном порядке, Георгия Вицелла «Hagiologium» (изд. в 1541 г.), Алоизия Липпомана, еп. веронского, «Vitae sauctorum» (1551–1560), Амвросия Повидия Флакка «Священных праздников 12 книг», 1559 г., Рената Лаврентия дела-Барра «Христианская история древних отцов», 1583 г., Лаврентия Сурия «Жития святых Востока и Запада», 6 томов в лист, 1569–1575, переиздано в Турине в 1875–80 г., Цезаря Барония (1607 г.) «Летописи церковные» (1598–1609) и «Римский мартиролог», 1586, и многие другие. Но все эти труды далеко превзошли исполинское предприятие ученых иезуитов в Антверпене, доктора Болланди и его товарищей, начавших издавать с 1643 года «Acta Sanctorum». Первоначально план его был составлен иезуитом Герибертом Росвейцом, по смерти которого в 1629 году дело это было передано орденом Иоанну Болланду (подробнее см. под словом Болландисты, II, 929–930). Хорошее сокращение издания болландистов представляет труд Адальберта Мюллера «Общий мартиролог» (1860,) и может служить справочной книгой к нему. Полный указатель к этому изданию составлен Потастом «Biblotheca historica medii аеvi», Берлин 1862. И другие р.-католические ордена издавали жития святых. Так существуют «Acta Sanctorum ordinis s. Benedicti», Париж 1688, Maбиллона; «Цистерцианский мартиролог» Генрикеца, 1633;«Paradisus Carmelitici decoris» Алегри, 1639; «Мартиролог ордена миноритов» Монстири, 1638, и ордена доминиканцев — Сикка, 1639, и др. Известны, наконец, частные мартирологи, относящееся к той или другой р.-католической стране: «Мартиролог африканский», составленный Стефаном Антоном Морчелли, «Дни памяти и указатель святых Бельгии», и д. Моланом, «Мартиролог немецких святых», изд. Валассер в 1562 г. и Канизий в 1573 году, «Мартиролог галликанский», сост. Соссе в 1638 г., «Мартиролог лузитанский» (испанский и португальский), изд. в Коимбре, «Мартиролог испанский», изд. Салацаром в 1651 году. «Мартиролог английский», сост. в 1608 г. Вильсоном, «Шотландский мартиролог» Адама Региуса, «Bavaria sacra et рiа» Paдери в 1704 г. и др. В форме словарей составлены агиологические труды — аббат Петина «Агиографический Словарь», Париж 1850, 2 т. (на фр. яз.), Штадлера и Гейма «Лексикон святых», 1855, 5 т. (на нем. яз.) и Смита и Уэйса (Smith, Wace) «Словарь христианских биографий», Лондон, 1877–87 (на английском языке), для первых VII-ми веков.
Литература
Кроме упомянутых трудов следует отметить еще следующие исследования по агиологии как общей, так и русской.
По агиологии русской: В. Ключевский. «Древние русские жития святых, как исторический источник», 1871; «Исторические сказания о вологодских святых», Вологда, 1880; И. Яхонтов, «Жития подвижников поморского края, 1882; гр. М. Толстой, «Книга глаголемая о российских святых», 1888; Димитрий, архиеп. тверской, «Месяцеслов святых русских», изд. 1‑е 1878–1880, изд. 2 с 1893 г.; Барсуков, «Источники русской агиографии», 1882; архим. Леонид, «Святая Русь», 1891; арх. Никодим, «Архангельский Патерик»; см. также под. словом Канонизация.