Житийная икона что это

Житийная икона

Большой интерес к житийной иконе был в Древней Руси. Такие иконы особо отличались богатством идей, разнообразием изобразительного искусства и по праву считаются историческим достоянием национальной культуры.

Многие историки искусства считают, что житийные иконы на Руси появились уже в «домонгольский» период. Самое раннее сохранившееся изображение эпизодов из житий святых есть в росписи 4 приделов Софийского Собора в Киеве (приблизительно середина ХI века), описывающее Житие Богоматери, сцены из житий святых апостолов Петра и Павла, вмч. Георгия Победоносца.

Известны древние русские житийные иконы с клеймами святых Бориса и Глеба, икона Пророка Илии в пустыне с житием и Деисусом, вторая половина 13 века, икона св. Николая Чудотворца с житием 14 века.

Сохранились житийные иконы в сельских храмах Руси, в коллекциях собирателей икон, в музеях.

По составу сюжетов клейм русские житийные иконы отличаются от византийских памятников.

Мировую известность получило новгородское житийное письмо «Евангельские сцены» из церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Считается, что это единственная икона, которая не имеет средника, редкий сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. В творениях св. Дионисия прославляются деяния русских святых, что находит свое воплощение в ряде житийных образов, выполненных для Успенского Собора Московского Кремля и русских монастырей.

Вторая половина 16 века дарит миру новый взгляд на житийную икону, доминирует ее просветительская роль. На иконе появляется большее количество клейм, получают распространение развернутые изображения житий святых. Если не сохранялось подробного жития святого, то на клеймах запечатлевали события детства.

Современные иконописцы по-прежнему часто обращаются к житийным иконам, следуя старинным традициям написания образов святых с житиями.

Сегодня, наверное, в каждой иконописной мастерской можно встретить житийную икону, которую мастера делают на заказ или выставляют на продажу. Мастерские, имея свой штат иконописцев, осуществляют свои просветительские программы, организуют выставки икон, в том числе, выставки-продажи икон.

Иконописная мастерская «Мерная икона» принимает заказы на написание как обычных икон, так и житийных. В продаже имеются готовые иконы – прекрасный подарок к церковным и семейным праздникам.

Поделиться ссылкой:

Источник

Что такое житийная икона и как ее читать?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Житийная икона – совершенно особое явление в церковном искусстве. Первые житийные образы появились в XI веке. На Руси иконные жития известны с XIII столетия; всплеск интереса к ним пришелся на эпоху Дионисия в XV–XVI веках.
Можно сказать, что в житийной иконе соединились два типа изображений. Первый — крупный моленный образ святого (ростовой, поясной или оплечный). Он помещен в центре иконной доски, в ее среднике. Второй — пространный, полный деталей рассказ о жизни святого, его деяниях и чудесах, в том числе посмертных. Повествование приводится в небольших по размеру композициях (клеймах), расположенных вокруг главного образа. Отдельные сцены, как и весь рассказ, заимствованы из рукописных или настенных житийных циклов. В их основе — тексты канонических и апокрифических источников.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это
Существуют разные системы расположения сцен жития. Традиционно повествование начинается в верхнем левом углу, и далее развивается в клеймах — сверху вниз слева направо, игнорируя образ в среднике. Изображения, как правило, снабжены пояснительными текстами.
Создание житийных икон требует от иконописца высокого уровня мастерства. Он одинаково должен владеть навыками художника-монументалиста для написания образа в среднике и миниатюриста — для выполнения мелких изображений в клеймах. Для созерцающего житийная икона открывает разные пути богообщения: молитвенное предстояние и благочестивое чтение/

На анонсе фрагмент иконы Дионисия митрополит Петр с житием.

Источник

Какие иконы называют житийными и история их появления, примеры образов

В Русской Православной церкви житийные иконы занимают особое место, которое можно определить, как просветительство и прославление. Начиная с XII века, этот вид иконописи получил распространение повсеместно во всех храмах. Сформировалась национальная особенность житийных изображений, отличная от первоначальных композиций: греческой и византийской.

Понятие житийной иконы в православии

Житийной иконой называют разновидность иконописной живописи, отличающейся более насыщенным содержанием. Название произошло от слова – «житие» (жизнь), что объясняет суть религиозного изображения. Изобразительное полотно разделено на несколько частей: средник и клеймы.

Средник – это центральная часть образа, на которой изображен действующий персонаж:

Клейма – это малоформатные картины, окантовывающие средник по периметру. На клеймах отображены сюжеты из жизни главного действующего лица. Чтобы понять содержание сюжета святого образа, рассматривать клейма надо начинать с верхнего поля – слева-направо; боковые – чередуя композиции слева-направо; нижнее поле – слева-направо. Заключительная картина находится в нижнем правом углу. Сцены на клеймах также часто сопровождаются пояснительными надписями, чаще всего в виде цитат из жития.

Особенность таких икон заключается в том, что жизнь святых показана до и после кончины. На иконописном произведении иллюстрируются события из жития, деяния и чудеса при жизни и после смерти. Таким образом, святой на среднике изображен, как победитель испытаний, выпавших на его долю.

Житийная живопись, в отличие от монументальной, более конкретизирована. Имея большой формат, она отчасти замещала в храмах монументальные росписи. Сюжеты изображений брались как из канонических, так и апокрифических версий жизнеописаний. Иногда они объединялись на одном образе.

Согласно догмату иконопочитания, икона святого должна обязательно иметь надпись его имени, для установления идентичности изображения и прототипа. Отсюда следует появление поясняющих подписей под клеймами. На ранних образцах они лаконичны, на поздних – более информативны. Например, в одном и том же сюжете исцеления на раннем изображении – краткое пояснение, на позднем – могут быть указаны имя и болезнь исцеленного.

Святых в среднике изображали в рост (например, пророк Моисей, святой Иоанн Креститель) или по пояс (святой Николай Чудотворец, великомученик Пантелеймон).

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

История появления

Первые известные изображения, созданные византийскими иконописцами, датируются IX веком. Наибольший расцвет этого вида иконописи пришелся на XII-XIII века. Большинство образов было создано в этот период монастырскими живописцами в обители Святой Екатерины на Синае. Они имели большой формат и предназначались для украшения храмов или приделов, освященных в честь изображенных на них святых.

На древнюю Русь традиция жизнеописательной иконописи пришла с Византии в XII-XIII веках. Самый древний сохранившийся на территории России подобный образ пророка Илии находится в церкви села Выбуты (XIII век).

В древней Руси жизнеописательная иконопись была очень популярна. Русские иконописцы создали своеобразное направление национальной культуры. В русских композициях использовались сюжеты из Священного Писания, текстов Палеи Толковой (изложения ветхозаветных событий от сотворения мира до царствования Давида, отличающиеся от библейского толкования), рассказов о русских чудесах.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

В конце XV-начале XVI веков московские живописцы, в первую очередь иконописец Дионисий, особенно развивали темы с прославлением русских святых. Такие иконы были выполнены для Успенского собора в Московском Кремле и для монастырей. Новаторство Дионисия выразилось в оформлении клейм: картины не имели четкого разграничения, изображаемые события были связаны логикой повествования, создавая единый фон.

В XVI веке было написано много житийных икон, прославляющих русских святых. Созданы житийные циклы русских святых, канонизированных в X-XI веках.

Если иконописец не располагал достаточными сведениями о жизни святого, то в сюжет клейм включали традиционные сюжеты:

Со второй половины XVI века получили большое распространение иллюстрации к Житию Богородицы. Самые популярные персонажи иконописных композиций – Николай Чудотворец и пророк Илия. Для житийных изображений святого Николая Чудотворца использовались сведения посмертных чудес святителя, отдаленных по времени.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Примеры житийных икон

Житийная икона святого преподобного Сергия Радонежского содержит 8 клейм. Преподобный изображен в среднике ниже пояса, в монашеском одеянии. Правой рукой он благословляет, в левой держит свиток с общежительным монастырским уставом.

На клеймах описан жизненный путь святителя:

Житийная икона, выполненная в традиционной манере, датируется началом 2000-х.

Источник

ЖИТИЙНАЯ ИКОНА

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

В визант. искусстве известны разные принципы расположения житийных сцен. Традиционно на Ж. и. чтение сюжетов, помещенных вокруг средника с образом святого, начинается с левого верхнего клейма, продолжается по верхнему полю, затем попеременно слева направо на боковых полях и заканчивается в правом углу нижнего поля. Когда последовательность изложения может быть нарушена, «прочитать» изображение и понять причину отступления от канона помогают тексты. Сюжеты Ж. и. обильно черпались из разных источников, гл. обр. из различных версий Житий святых, как канонических, так и апокрифических; их события в живописных циклах некоторых святых иногда излагались вместе. В качестве источника для Ж. и. свт. Николая Чудотворца активно привлекались разновременные тексты посмертных чудес святителя.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Согласно постановлению VII Вселенского Собора, разработавшего догмат об иконопочитании, неотъемлемой принадлежностью иконы является надписание имени святого, устанавливающее тождество между изображением и его прототипом. Надписи с поясняющим текстом сопровождают каждое клеймо Ж. и. В ранних памятниках они лаконичны. С увеличением повествования надписи становятся более содержательными. Если на Ж. и. XIV-XV вв. в сюжете исцеления больного надпись краткая, то в более поздних памятниках могут быть указаны имя исцеленного и его недуг.

В настоящее время среди сохранившихся Ж. и. одной из древнейших является больших размеров кипрская икона «Вмц. Марина, с житием» (106×62 см) из ц. вмц. Марины (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия). В среднике вмц. Марина изображена в позе оранты; клейма сохранились лишь на левом поле. Атрибуция иконы затруднена вслед. плохого состояния красочного слоя: по мнению А. Папагеоргиу, она стилистически близка к синайским памятникам VIII-IX вв. (см.: Παπαγεοργιου. 1991. Σ. 5, 8-9), кон. XII в. предлагает датировать образ Шевченко ( Š ev č enko. 1999. P. 150).

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Сохранившиеся Ж. и. палеологовской эпохи немногочисленны: «Свт. Николай, с житием» из ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (сер. XIV в., Галерея икон, Охрид), «Распятие, с деяниями и праздниками» (2-я четв. XIV в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), «Богоматерь Одигитрия, со сценами жития Богоматери» (ок. 1400, Византийский музей, Кастория). В XV в. на Синае были созданы небольших размеров Ж. и. вмч. Георгия и свт. Николая Чудотворца, иконографическая программа которых восходит к образцам раннего XIII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае; см.: Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai: [Cat.] / Ed. R. S. Nelson, K. M. Collins. Los Ang., 20073. P. 159-161).

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

В искусстве Греции и Балканских стран XVIII-XIX вв., в период т. н. национального возрождения, житийная иконография обогатилась за счет появления новых сюжетов в традиц. циклах и расширения круга святых, чьи Жития активно иллюстрировались. Значительно чаще в этот период встречаются Ж. и. св. жен, напр. св. Параскевы Тырновской (1728, ризница Печской Патриархии, Косово и Метохия), вмц. Марины (мастер К. Шпатараку, сер. XVIII в., Галерея икон, Охрид). По-прежнему распространены житийные циклы свт. Николая Чудотворца, иногда в среднике он изображался на троне, как на иконе из мон-ря Филантропинон на острове оз. Янина (1801). В этот период также известны уникальные примеры Ж. и. святых (напр., «Св. Александр Воин, с житием», XVIII в., мон-рь Богородицы Прусиотиссы, Греция): композиционное построение клейм традиционно, но сюжеты могут располагаться рядом с фигурой святого на фоне.

В Др. Руси Ж. и. была чрезвычайно популярна. Богатство идей и смысловых оттенков, разнообразие изобразительных вариантов позволяют рассматривать этот жанр иконописи как особое явление в национальной культуре. В рус. традиции сюжеты Ж. и. черпались также из текстов Палеи Толковой, различных исторических сочинений, а циклы свт. Николая Чудотворца пополнялись «русскими» чудесами.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Помимо икон свт. Николая от XIV в. дошли новгородский образ «Чудо вмч. Георгия о змие, с житием вмч. Георгия» (1-я пол. XIV в., ГРМ), иконы «Святые Борис и Глеб, с житием» из ц. Бориса и Глеба в Запрудах в Коломне (2-я пол. XIV в., ГТГ), «Арх. Михаил, в деяниях» из Архангельского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). При тесных связях древнерус. искусства с визант. миром рус. мастера имели собственный опыт и предпочтения в области житийной иконографии, напр. помещали в среднике Ж. и. изображение вмч. Георгия, попирающего змея. Исследователи отмечали, что нек-рые сцены из Жития вмч. Георгия встречаются только в рус. памятниках (см.: Барская Н. А., Сергеев В. Н. Живопись XVI-XVIII вв. из верховьев реки Мсты в собрании ЦМиАР // ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 275-292).

В XV в. продолжали развиваться житийные циклы свт. Николая, о чем свидетельствуют иконы из Тихвинского мон-ря (нач. XV в., ГРМ), из посада Б. Соли (нач. XV в., ГРМ), из Георгиевской ц. Теребужского погоста близ Ст. Ладоги (1-я пол. XV в., ГРМ), из собрания К. В. Воронина (ок. сер. XV в.), из Андреевской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), из Введенского собора в Сольвычегодске (2-я пол. XV в., АМИИ), из Покровского мон-ря в Суздале (1-я пол. XV в. и нач. XV в.- обе во ВГИАХМЗ). Каждая из икон имеет свою программу, отличающуюся составом сюжетов. Примеры Ж. и. др. святых в искусстве XV в. единичны: «Святые бессребреники Косма и Дамиан, с житием» из Космодамиановской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (2-я пол. XV в., Нижегородский гос. художественный музей).

Особо следует отметить новгородское произведение «Евангельские сцены» («Земная жизнь Иисуса Христа») из ц. Бориса и Глеба в Плотниках (1-я пол. XV в., НГОМЗ). На иконе нет средника. 25 клейм, начиная с Крещения Господня и заканчивая Вознесением, расположены в 5 регистрах. Это единственный известный сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. Из новгородских памятников XV в. аналогична по композиционному решению икона «Акафист Богоматери», от 3 створок которой сохранилось только 2 (ГММК; частное собрание, Москва).

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

На рубеже XV и XVI вв., знаменовавшем переход к эпохе позднего средневековья, создание новых тем и сюжетов нашло отражение в Ж. и. В XVI в. богатству сюжетов Ж. и., отражающих эсхатологические настроения, заботы о сохранении истинной веры, интерес к мировой и русской истории, во многом способствовало собирание митр. Макарием (1542-1563) агиографического наследия и исторического материала, вошедшего в ВМЧ.

Новаторство Дионисия в области Ж. и. проявилось в композиционном решении, напр. в построении архитектурных кулис, имеющих значение в организации пространства клейма и сочетании сюжетов. На Ж. и., созданных этим мастером, часто отсутствует четкое разделение клейм: на верхнем и нижнем полях действие плавно разворачивается, события перетекают одно в другое. Иногда фигура или здание на условном стыке сюжетов объединяют повествование в единое целое. Созданные Дионисием иконографические схемы впосл. варьировались; в зависимости от размеров иконы и ее предназначения эти схемы могли быть сокращены или дополнены за счет более подробного следования тексту Жития и иллюстраций чудес святого, особенно в произведениях, близких по манере и качеству исполнения к миниатюре, как, напр., на иконе «Свт. Петр, с житием» письма Истомы Савина (нач. XVII в., ГТГ).

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Во 2-й пол. XVI в. усилилась просветительная роль Ж. и. После проведения Соборов 1547-1549 гг. были написаны многочисленные Ж. и. рус. святых, в т. ч. с большим количеством клейм. Получают распространение житийные циклы святых, канонизированных в ранний период, напр. равноап. вел. кн. Владимира, к-рые включают иногда в Ж. и. святых Бориса и Глеба. Редким примером развернутого изображения Жития равноап. вел. кн. Владимира является икона «Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием» из ц. Рождества Богоматери в Вологде (ВГИАХМЗ). Ярким свидетельством масштабности Ж. и. «новых чудотворцев» стал образ прп. Александра Свирского, созданный для Успенского собора Московского Кремля (ГММК), со 129 клеймами (см.: Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля // ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып. 11]: Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 118-144). Размеры средника уменьшились, роль клейм и повествования о деяниях святого возросла. Ж. и. прп. Александра Свирского получат впосл. распространение в сокращенном варианте.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Во 2-й пол. XVI в. изменился подход к композиционному построению клейм мн. столичных памятников. Стремление к большей повествовательности приводило к перегруженности композиций. Так, в клеймах события одного сюжета располагаются в нескольких плоскостях, имеют разный масштаб. Не оставалось места для четких, красивых надписей, текст выносили на поля. В XVII в. этот принцип организации пространства сосуществовал с традиционным, к-рый был характерен для иконописи строгановских мастеров.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Со 2-й пол. XVI в. в рус. иконописи получают распространение иллюстрации к Житию Богоматери, ранее известные только в монументальной живописи. В среднике, как правило, помещался Богородичный праздник: иконы «Рождество Богоматери, с житием» из Пятницкой ц. Дмитрова (сер. XVI в., ЦМиАР), «Рождество Богоматери, с житием Иоакима, Анны и Богоматери» из Антониева монастыря в Вел. Новгороде (1560, НГОМЗ), «Рождество Богоматери, с житием» (3-я четв. XVI в., ЦМиАР), «Благовещение, с житием Богоматери» из Благовещенского собора Сольвычегодска (80-90-е гг. XVI в., СИХМ), «Богоматерь Владимирская, с житием Иоакима, Анны и Богоматери» из ц. Вознесения Господня Нововознесенского мон-ря в Пскове (2-я пол. XVI в., ПИАМ).

В XVI в. наиболее распространенными остались Ж. и. свт. Николая Чудотворца. В связи с бытованием большого числа посвященных ему агиографических сочинений появлялись новые сюжеты или подробно иллюстрировались традиционные. Уникальные житийные циклы святого были созданы на Русском Севере, напр. на иконе из ц. Св. Троицы в Нёноксе (1-я пол. XVI в., ГЭ). Некоторые Ж. и. свт. Николая иллюстрировали сюжеты из разных версий Жития, напр., на иконе из Рождественской ц. Тотьмы с 84 клеймами повествованию об отдельных чудесах отводится по 3 клейма (рубеж XVI и XVII вв., Тотемский краеведческий музей). В XVI в. получают прославление чудотворные Ж. и. В 1555-1556 гг. в Москву с Вятки была принесена икона «Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий)», представлявшая собой поясной образ святителя с 8 клеймами (см.: Маханько М. А. Икона св. Николы Великорецкого в коллекции Амброзиано Венето и почитание чудотворного образа в XVI в. // ПКНО. М., 1998. С. 240-252; Нечаева Т. Н. Иконография Великорецкого образа свт. Николая Чудотворца в русской иконописи XVI в. // Правило веры и образ кротости…: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 439-455). Списки иконы получили широкое распространение не только в столице. Некоторые изменения в последовательности и подборе сюжетов этой иконографии сформировали особый извод, получивший название по Ж. и., прославившейся в Николо-Бабаевском мон-ре близ Костромы, напр. «Свт. Николай Чудотворец (Бабаевский)» из Успенского собора Костромы (кон. XVI в., ГТГ).

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

В последней трети XVI в. некоторые сюжеты для Ж. и. свт. Николая Чудотворца черпались из лицевых рукописей. Напр., иконография «Чудо о св. Стефане Дечанском» восходит к миниатюрам из рукописи Жития свт. Николая из собрания С. Т. Большакова, ок. 1560 г. (РГБ. Больш. № 15) ( Турилов А. А. Сцена убиения Стефана Дечанского в лицевом житии Николы и ее источник // ДРИ. М., 1983. С. 228-231; Саенкова Е. М. Сербские сюжеты в рус. иконописи // Црквене Студиjе. Ниш, 2006. С. 439-440).

В числе святых, чьи житийные циклы обширны и отличаются разнообразием сюжетов, помимо свт. Николая Чудотворца следует назвать прор. Илию. Лежащие в основе его Жития тексты (3-я и 4-я Книги Царств) дополняли событиями, почерпнутыми из апокрифов, напр. сон отца Илии, указывавший на избранность от рождения (на иконе «Прор. Илия в пустыне, с житием», сер. XVI в., ГВСМЗ). Иконография средников его Ж. и. также имеет варианты, напр. иконы «Прор. Илия, с житием» из ц. Богоматери Одигитрии в Ростове, 1664, ГВСМЗ; «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI-XVII в., АМИИ).

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Расширение круга агиографического и исторического чтения в XVI в. повлияло на возникновение Ж. и. др. св. воинов. Многочисленные Ж. и. посвящены вмч. Никите (Никите-бесогону), их сюжеты основаны как на каноническом, так и на апокрифическом Житии святого: иконы из московской ц. Св. Троицы в Никитниках (кон. XVI в., ГИМ), из ц. вмч. Никиты в Ярославле (2-я пол. XVI в., ЯИАМЗ), из Никитского придела ц. свт. Леонтия Ростовского в Угличе (2-я пол. XVI в., МИХМ); в среднике иногда изображали «Побиение св. Никитой беса» (напр., икона 1-й пол. XVI в., ГТГ) (см.: Саенкова Е. М. О нек-рых русских житийных иконах вмч. Никиты XVI-XVII вв. // Каптеревские чт. М., 2008. Вып. 6. С. 168-174). Житийные иконы вмч. Феодора Стратилата в основном являются храмовыми и происходят из посвященных ему церквей и приделов: из ц. Феодора Стратилата на Ручью (30-40-е гг. XVI в., НГОМЗ), из собора Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском (сер. XVI в., ПЗИХМЗ). Реже встречаются образы вмч. Мины, напр. икона из Воскресенского Горицкого мон-ря (2-я пол. XVI в., ЧерМО), рама с навершием из ц. Богоматери Одигитрии дер. М. Шалга Каргопольского р-на (2-я пол. XVII в., АМИИ), икона кон. XVII в. (ГРМ).

Прославление рус. воинов, как правило св. князей, не сопровождалось развитием их житийной иконографии. Самый ранний житийный образ св. Александра Невского, происходящий из кремлевской ц. св. Александра Невского (ГИМ, собор Покрова на Рву), был написан на рубеже XVI и XVII вв. и оставался уникальным вплоть до Нового времени.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

В искусстве Ярославля XVI в. помимо Ж. и. почитавшихся на Руси святых разрабатывалась иконография Ярославских чудотворцев: икона из ц. Ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле «Св. князья Феодор, Давид и Константин, с житием» в 36 клеймах (ЯМЗ, 60-е гг. XVI в.). В XVI-XVII вв. для мн. обителей создавались иконы их небесных покровителей и основателей, чьи мощи почивали в храмах. К числу крупных заказчиков принадлежал Соловецкий мон-рь, для к-рого Ж. и. преподобных Зосимы и Савватия писали в Москве, Вел. Новгороде: «Богоматерь, с предстоящими Зосимой, Савватием и братией монастыря и с житием Зосимы и Савватия», «Святые Зосима и Савватий, с житием» (обе 1545, ГММК). Если Ж. и. Соловецких чудотворцев получили широкое распространение по всей стране (напр., икона «Святые Зосима и Савватий, с житием» из ц. Св. Троицы в Нёноксе, 2-я пол. XVII в., АМИИ), то Ж. и. чтимых основателей др. монастырей были известны гл. обр. в стенах их обителей: «Св. Стефан Махрищский, с житием» из Стефанова Махрищского мон-ря (3-я четв. XVII в., Гос. музей «Александрова слобода»), рама с клеймами Жития прп. Иосифа Волоцкого из Иосифова Волоколамского мон-ря (ок. 1697, ЦМиАР).

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Каждая эпоха вносила в Ж. и. новые темы и композиционные решения. В кон. XVI в. особый интерес к подробному иллюстрированию житийных текстов характерен для строгановских мастеров. Клейма часто имели арочные завершения, напоминавшие оформление киотов. Мелочное письмо сопровождалось подробным текстом. Нередко святой в среднике был обращен в молении к Спасителю или Богоматери. У его ног могли изображать его атрибуты, напр. колчан со стрелами у воинов. Ярким примером новаторских тенденций в композиционном решении служит икона «Прп. Сергий Радонежский, с житием и со сценами Сказания о Куликовской битве» из ц. Св. Троицы в Ярославле (кон. XVI в., ЯХМ), сочетающая сюжеты Жития прп. Сергия, изображения Куликовской битвы и осады мон-ря в Смутное время. Следующие друг за другом по времени события переданы на иконе по-другому, чем это изображалось в более ранних памятниках, у каждого свое пространство внутри клейма, сюжеты развернуты: на клейме «Приведение в учение отрока Варфоломея» на переднем плане отец ведет Варфоломея в школу, на заднем плане видны здание школы и ученики.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Рождению новых сюжетов способствовали также тесные контакты с правосл. Востоком, в частности с Афоном. Принесение мощей святых влияло на появление новых житийных циклов. В XVII в. в Москву доставили главу мч. Авксентия. Очевидно, с этим событием связаны появившиеся иконы т. н. пяточисленных мучеников Евстратия, Евгения, Мардария и Ореста, с которыми почитается мч. Авксентий (пам. 13 дек.). Икона с их изображением была написана в кон. XVII в. для московского храма св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГМЗК, см.: Бродовая Ю. В. «Малы суть мои страсти противу Божию воздаянию…»: Страдания и чудо святых «пяточисленных» мучеников // ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 188-196). Воинская тема пополнилась Ж. и. мч. Иоанна Воина: икона с 12 традиционно расположенными клеймами жития (нач. XVIII в., ЦМиАР); икона с житийными сценами на поземе средника из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль (2-я четв. XVIII в., ЯХМ), и др.

Параллельно с каноническими текстами иконописцы продолжали привлекать памятники апокрифической письменности. Напр., Житие святых Кирика и Иулитты легло в основу житийной иконографии произведений, связанных не только с народной традицией, но и с работами мастеров, находившихся на службе при царском дворе, в частности костромича Гурия Никитина.

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

В XVIII в. новое формальное решение житийных клейм возникло под воздействием стиля барокко. Каждое клеймо помещалось в фигурную рамочку-картуш, превращавшую сюжет в отдельную композицию, наподобие картины. Первые примеры встречаются в работах царских изографов Оружейной палаты 90-х гг. XVII в., но ярче всего «картинный» принцип проявился в столичной иконописи сер. XVIII в. («Свт. Николай Чудотворец», кон. XVII в., в раме с житием 1761 из Сампсониевского собора в С.-Петербурге, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»). С посл. трети XVIII в. этот композиционный прием встречается у провинциальных мастеров: «Ап. Лука, с житием» (посл. треть XVIII в., частное собрание), «Прп. Нил Столобенский, с житием» из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. близ Вологды (1771, ВОКМ). Самостоятельности клейм способствовали также свободное расположение сюжетов, отсутствие четкой последовательности их прочтения.

В XVIII в. в Ж. и. свт. Николая Чудотворца встречается сюжет «Чудо о трех отроках, иссеченных на части», лит. основа к-рого была заимствована из западноевроп. традиций ( Комашко. 2006. С. 138-139).

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Традиц. принципы Ж. и. отчасти сохраняла в XIX в. старообрядческая икона с ее обычно пространными повествовательными циклами. Однако для этих икон характерны однообразие в композиционном построении клейм и отступления от лит. основы, приводящие иногда к ошибкам и противоречащие тексту Жития святого.

После 1988 г. появились Ж. и. новопрославленных святых. Для московской ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах И. В. Ватагиной был написан образ прп. Андрея Рублёва. Ее же кисти Ж. и. прав. Алексия Мечёва находится в московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках. К Архиерейскому Собору 2000 г. на кафедре иконописи ПСТГУ была разработана иконографическая программа иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных» с клеймами мучений св. страстотерпцев, к-рая была написана преподавателями кафедры вместе со студентами (храм Христа Спасителя, Москва). Основное направление деятельности совр. иконописцев в области Ж. и.- разработка иконографии новомучеников (икона «Свт. Тихон, Патриарх Московский, с житием», иконописец Н. М. Муравьёва, местный ряд домового храма Правосл. традиционной гимназии, Москва). Нек-рые иконы создаются по заказу храмов и обителей, где служили новомученики (образ сщмч. Сергия Успенского в московской ц. Спаса Преображения на Песках). В совр. Ж. и. преобладает ориентация на традиц. средневековые композиционные построения, иконописцы разрабатывают программы изображения древнерус. святых, неизвестные по средневек. памятникам («Прп. Нил Сорский, с житием», иконописец А. Мельникова, ц. Рождества Христова в Череповце).

Житийная икона что это. Смотреть фото Житийная икона что это. Смотреть картинку Житийная икона что это. Картинка про Житийная икона что это. Фото Житийная икона что это

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *