Житков на льдине чему учит
Практическое применение технологии продуктивного чтения в ДОУ (на примере рассказа Б. Житкова «На льдине»)
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Дата публикации: 23.03.2021
Статья просмотрена: 28 раз
Библиографическое описание:
Родионова, Ю. М. Практическое применение технологии продуктивного чтения в ДОУ (на примере рассказа Б. Житкова «На льдине») / Ю. М. Родионова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6179/ (дата обращения: 29.12.2021).
Ключевые слова: технология продуктивного чтения, приобщение к художественному чтению.
Проблема, которая охватывает все современное подрастающее поколение, — это отсутствие устойчивого интереса к чтению, к книге.
Книга не в силах конкурировать с Интернетом, компьютерными играми и потому теряет свои позиции с каждым годом. Но мы прекрасно понимаем, что именно книга формирует и познавательные способности, и эмоциональную сферу, и обогащает все стороны жизни и личности ребенка.
Так что задача — воспитать в ребенке духовную потребность в книге, взрастить не ослабевающую со временем любовь к чтению — важнейшая в дошкольном и школьном образовании.
Задача не из простых, поскольку художественные произведения наших замечательных писателей и поэтов не особо увлекают современных малышей. Там нет фантазийных персонажей (мы не говорим сейчас о народных сказках), современной гипердинамики событий — всего того, что любят теперь дети.
Поэтому педагог, который ответственен за формирование читательского интереса детей, изыскивает разные пути к сердцу и уму маленького читателя.
Работа с текстом строится таким образом, что для ребенка становится ясным значение любого неизвестного слова или выражения.
Структура такого урока-занятия тоже работает на желание педагога разъяснить для ребенка все непонятные слова и события.
Образовательная область: «Приобщение к художественному чтению»
Форма: подгрупповая
Оборудование:
— сборник рассказов Бориса Житкова «Что бывало»
— ватман с изображением моря
— лист белой бумаги, символизирующий льдину
— вырезанные из цветной бумаги самолетик и пароход
— фломастеры черного и красного цветов, клей-карандаш
— фотографии моря летом и зимой
— аудиофайл «Звуки моря», компьютер
— картинка с изображением тулупа, саней.
Цель:
формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии продуктивного чтения.
Задачи:
— способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;
— воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
— прививать любовь к книгам, чтению
Ход занятия:
Этапы занятия
Деятельность воспитателя и детей
1 этап — работа с текстом до чтения.
Введение в тему. Беседа по картинкам, с опорой на личные впечатления детей. Наглядный метод, метод сопоставления, словесный метод.
— Послушайте, что за звуки вы слышите. Как поняли, что это море.
— Море летом. Какое оно? Что чувствуешь, глядя на него? Что хочется сделать?
— Посмотрите на зимнее море. Какое оно?
— Я приготовила вам одну историю, которую написал Б.Житков, про людей, оказавшихся в море (о названии рассказа детям не сообщается)
2 этап — чтение текста, работа с текстом во время чтения
Эмоциональное «проживание» детьми событий рассказа. Пояснение значения слов-предметов с демонстрацией изображений.
— Почему рыбаки стали проситься остаться на ночь, ведь рыбы они поймали много?
— Тулуп — шуба мехом внутрь.
— Что чувствовали рыбаки, когда поняли, что их несет в море? Как это выражалось в их действиях, движениях?
— Мачта — толстое бревно, вертикально расположенное на паруснике, на которое крепятся паруса, а также сооружение из палок крест-накрест.
— Почему именно красную рубаху прикрепили к мачте?
3 этап — работа с текстом после чтения.
Беседа по прочитанному с параллельным выполнением карты случившихся событий.
Словесные методы. Приемы работы с названием рассказа. Словесное рисование. Предметные действия. Работа с обложкой книги.
— Чем интересна эта история? Что случилось с людьми, скажите одним предложением (люди попали в беду)
— Ребята, мы с вами сейчас сделаем так, как делают работники МЧС: составим карту событий и выясним, почему так произошло, кто виноват и как надо было поступить, чтобы беды не было (дети усаживаются вокруг стола, на котором разложены ватман, фломастеры, клей, вырезанные льдины)
— Где происходили события? С кем? Сколько их было? (выполнение карты событий: наклеить на море льдину, нарисовать 8 рыбаков)
— Почему это случилось?
— Как рыбаки пытались спастись? Кто придумал сделать мачту? (рисуем мачту, красный флаг)
— Как еще можно было дать сигнал бедствия? (рация, телефон, письмо в бутылке, ракетница, почтовый голубь)
— Случайно появился самолет? Кто его отправил искать людей?
— Как спасли рыбаков? (наклеиваем самолет, пароход)
Водный и воздушный транспорт участвовал в поисково-спасательных операциях уже 100 лет назад.
— Как надо было поступить рыбакам, чтобы избежать беды?
— Чему научились рыбаки?
— Кто главный герой рассказа — море или люди? Какое название дадим рассказу?
— На самом деле рассказ называется «На льдине».
— Рассмотрите обложку. Что изображено на ней?
— Что бы вы нарисовали?
— Рефлексия. Понравился рассказ? Какой момент был самым волнующим?
Подвижная игра «Море волнуется…»
Конспект НОД для детей: 5–6 лет. Чтение художественной литературы «Б. Житков «На льдине»
Тема НОД: чтение художественной литературы Б. Житкова «На льдине».
Возрастная группа детей: 5-6 лет.
1.Обучающие задачи: углублять и расширять знания детей о творчестве Бориса Житкова.
2.Развивающие задачи: развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.
3.Воспитывающие задачи: воспитывать у детей дружеские взаимоотношения. Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе. Учить вести себя в трудных и конфликтных ситуациях.
Словарная работа: тулуп, мачта.
Демонстрационный материал: портрет Б. Житкова; книга с иллюстрациями.
Индивидуальная работа: детей со средним уровнем развития учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, детей с низким уровнем развития побуждать к ответам на предложенные вопросы, наводить на правильные умозаключения.
Структура и методические приемы НОД:
1.Вводная часть: создание эмоционального настроя к началу занятия.
1) Д/и «Кто больше назовет рассказов»
2) Чтение рассказа «На льдине»;
3) Беседа по содержанию.
5) Пересказ рассказа.
Организация детей на НОД: дети присаживаются на стульях полукругом
Литература: О. Ушакова «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
Ход занятия:
1.Вводная часть: создание эмоционального настроя к началу занятия.
Воспитатель. Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
1) Д/и «Кто больше назовет рассказов»
Педагог помогает детям вспомнить программные произведения: Л. Толстого «Косточка», «Прыжок»; Н. Носова «Ступеньки», «Живая шляпа»; В. Бианки «Подкидыш» и др.
2) Чтение рассказа «На льдине»;
— Ребята, я хочу сегодня познакомить вас с детским писателем, который очень много путешествовал и о своих путешествиях рассказывал детям в рассказах. Его зовут Борис Степанович Житков.
— Сейчас я вам прочитаю его рассказ «На льдине. А почему произведение так называется вы узнаете из содержания рассказа, так что внимательно слушайте. (Воспитатель читает детям рассказ).
Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду.Володин папа сказал:
— Довольно, пора по домам.
Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.
Вдруг ночью отец вскочил и закричал:
— Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!
Все вскочили, забегали.
— Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.
Все рыбаки бегали по льдине и кричали:
Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть ни пить.А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:
Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: «Держитесь! Помощь идёт!» Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.
3) Беседа по содержанию.
Что я вам сейчас прочитала? Как называется рассказ? Кто автор?
— Так почему он так называется?
— О ком вы узнали из рассказа?
— Кем был Володин папа? Каким он показан в рассказе?
— Как они оказались на льдине?
— Как спасли рыбаков? Кто им помог?
— А как назывался этот рассказ?
Как зовут писателя, который написал такой интересный рассказ?
— О ком вы узнали из рассказа?
— А как бы вы повели себя на месте этого мальчика?
Звери делают зарядку – Ходьба на месте, руки на поясе.
Кто вприскочку, Прыжки.
Кто вприсядку, Приседания, руки вперёд.
Кто-то лапы поднимает, Руки вверх, вниз.
А потом их опускает.
Вправо мах и влево мах, Повороты в стороны, руки вперёд.
Дружно делаем мы так.
Раз – согнуться, разогнуться. Приседания, дети обнимают
Два – нагнуться, потянуться. Наклон вперёд, выпрямляются,
потягиваются, руки вверх.
Три – в ладоши три хлопка, Хлопки в ладоши.
Головою три кивка. Наклоны головы вниз.
5) Пересказ рассказа.
Пересказ сказки детьми с подсказками воспитателя.
Воспитатель. Вам понравился рассказ Б. Житкова «На льдине»? Кто из героев приглянулся?
Конспект интегрированного занятия непосредственно образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» Тема: Рассказ В. Драгунского «Друг детства». Цель: Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать.
Конспект НОД по чтению художественной литературы на тему «Чтение русской народной сказки «Пых» (вторая младшая группа) Конспект НОД по чтению художественной литературы на тему: «Чтение русской народной сказки «Пых». (2 младшая группа) Программные задачи:.
Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.
Конспект ООД. Восприятие художественной литературы. Чтение басни С. В. Михалкова «Ошибка» Программные задачи: Формировать умение эмоционально воспринимать содержание басни, понимать её нравственный смысл, подвести к осознанию.
Конспект занятия по области «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе Программное содержание: Цель: познакомить детей с произведением К. И. Чуковского «Цыпленок» Образовательные задачи: Продолжать учить детей.
Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы Е. Трутнева «Морозный ветер» Тема НОД: чтение художественной литературы Е. Трутнева «Морозный ветер» Возрастная группа детей: 5-6 лет. Программное содержание: 1. Обучающие.
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим средством развития ребёнка. К старшему дошкольному возрасту наблюдается.
Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе 1. Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые.
Сценарий интегрированной образовательной деятельности в области «Чтение художественной литературы» Тема: Итоговая литературная викторина Цель: закрепить знания детей о литературных произведениях, об особенностях разных жанров художественных.
Список художественной литературы нравственной направленности для детей 5–6 лет СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5-6 лет) СЕНТЯБРЬ.
Технология продуктивного чтения произведения Б. Житкова «На льдине»
Юлия Родионова
Технология продуктивного чтения произведения Б. Житкова «На льдине»
Борис Житков. Рассказ «На льдине» для старшего дошкольного возраста.
Задачи:
— способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;
— воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам.
Оборудование:
сборник рассказов Бориса Житкова «Что бывало», портрет писателя, ватман с изображением моря, лист белой бумаги, символизирующий льдину, вырезанные из цветной бумаги самолетик и пароход, фломастеры черного и красного цветов, клей-карандаш, фотографии моря летом и зимой А4, аудиофайл «Звуки моря», компьютер, картинка с изображением тулупа, саней.
Работа по технологии продуктивного чтения предполагает использование четкой структуры занятия.
— Послушайте, что за звуки вы слышите. Как поняли, что это море.
— Море летом. Какое оно? Что чувствуешь, глядя на него? Что хочется сделать?
— Я приготовила для вас одну историю, которую написал Б. Житков, про людей, оказавшихся в море.
— Почему рыбаки стали проситься остаться на ночь, ведь рыбы они поймали много?
(Тулуп – шуба мехом внутрь)
— Что чувствовали рыбаки, когда поняли, что их несет в море? Как это выражалось в их действиях, движениях?
(Мачта – толстое бревно, вертикально расположенное на паруснике, на которое крепятся паруса, а также сооружение из палок крест-накрест.)
— Почему именно красную рубаху прикрепили к мачте?
Словесные методы. Приемы работы с названием рассказа. Словесное рисование. Предметные действия. Работа с обложкой книги.
— Где происходили события? С кем? Сколько их было? (выполнение карты событий: наклеить на море льдину, нарисовать 8 рыбаков)
— Почему это случилось?
— Как рыбаки пытались спастись? Кто придумал сделать мачту? (рисуем мачту, красный флаг)
— Как еще можно было дать сигнал бедствия? (рация, телефон, письмо в бутылке, ракетница, почтовый голубь)
— Случайно появился самолет? Кто его отправил искать людей?
— Как спасли рыбаков? (наклеиваем самолет, пароход)
Водный и воздушный транспорт участвовал в поисково-спасательных операциях уже 100 лет назад.
— Как надо было поступить рыбакам, чтобы избежать беды?
— Чему научились рыбаки?
— Кто главный герой рассказа – море или люди? Какое название дадим рассказу?
— На самом деле рассказ называется «На льдине».
— Рассмотрите обложку. Что изображено на ней?
— Что бы вы нарисовали?
— Рефлексия.
Понравился рассказ? Какой момент был самым волнующим?
Подвижная игра «Море волнуется…»
«Пингвины на льдине». Интегрированная НОД для детей среднего дошкольного возраста ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: окружающий мир, развитие элементарных метематических представлений, речевое развитие, рисование, конструирование.
Детский мастер-класс по пластилинографии «Пингвин на льдине» ПИНГВИН НА ЛЬДИНЕ Цель: учить передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей. Закреплять усвоенные ранее.
Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.
Конспект НОД по сказке Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима» с использованием технологии продуктивного чтения Сказка Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима»Цель. Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима». Формировать у.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Б. Житкова «Галка» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
Мастер-класс «Пингвины на льдине» Я в последнее время все больше настроена на переделку старого и ненужного в новое,интересное и милое. Может быть,это сказывается мое счастливое.
Мастер-класс с использованием природного материала «Пингвин на льдине» Мастер-класс с использованием природного материала «Пингвин на льдине». Птица я, но не летаю. Я на юге обитаю. Самый южный этот юг, Белый.
Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.
НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6–7 лет) НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6-7 лет)Образовательные области: Познание. Развитие речи. Физическое.
Викторина для детей старшего дошкольного возраста по произведению Б. Житкова «Беспризорная кошка» Предлагаю вашему вниманию викторину по произведению «Беспризорная кошка», это произведение мы с ребятами прочитали и закрепили при помощи.
Рассказ «На льдине»
Поучительный рассказ о товариществе и смелости «На льдине» написан известным русским писателем Борисом Житковым. Увлекательная зимняя история учит ребят не паниковать в трудных ситуациях, верить в себя и в чудо. Кроме того, автор помогает деткам понять, что слепая увлеченность любимым делом может привести к трагическим последствиям… Главные герои – папа Андрей и его сын Володя, которые отправились на рыбалку. К чему приведет захватывающее увлечение на льдине вы узнаете в сказке Бориса Житкова.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
На льдине
Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:
— Довольно, пора по домам.
Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.
Вдруг ночью отец вскочил и закричал:
— Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!
Все вскочили, забегали.
— Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.
Все рыбаки бегали по льдине и кричали:
Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:
Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: «Держитесь! Помощь идёт!» Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие рассказы.
Житков Помощь идет читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.
Краткое содержание.
Рассказы, вошедшие в сборник «Помощь идет» повествуют нам об обычных людях, которые попали в сложные жизненные ситуации. Это и рассказы о мужественны спасателях, которые спасали этих людей. Героям приходилось противостоять наводнению, пожару, метели, обвалу камней, перегородивших дорогу.
В рассказе «На льдине» автор описывает спасение рыбаков-колхозников, которые оказались на оторванной льдине в открытом море. Среди рыбаков оказался Андрей со своим сыном Володей. Ужас который, охватил людей, оторванных от берега, захватывает читателя, заставляет невольно сопереживать рыбакам.
«Обвал» рассказывает как доктор преодолевал обвал на дороге, спеша помочь девочке Вале, подавившейся косточкой от рыбы.
В «Наводнении» капитан корабля вынужден был спасать людей при наводнении, а в это время его жену и сына от наводнения спасли другие мужественные люди.
Главные герои
«На льдине»:
Рыбак Андрей, закаленный сложностями профессии, мужественный, настоящий защитник и лидер.
«Обвал»:
«Наводнение»
Главная мысль
Взаимовыручка очень важна!
Чему учит
Помогая людям, мы можем рассчитывать на помощь от них, если сами попадем в трудную ситуацию. Очень важно думать не только о себе, но и суметь в трудной ситуации помочь ближним.
Отзыв
Рассказы написаны очень проникновенно. Местами при чтении наворачиваются слезу. Описанные в рассказах люди они могут быть среди нас, они реальны. В правдивости написанного нет сомнений. Сразу хочется стать героев и тоже совершить героический поступок.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).