Живая и неживая природа и то что сделано руками человека
Живая/неживая природа. То, что сделал человек.
1. Познакомить ребенка с понятиями природа, живая/неживая природа. Посмотреть презентацию/картинки/книжки, которые могут помочь вам проиллюстрировать данные понятия.
Признаки живой природы — рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
Дома выполнять задания-игры на данную тематику:
Найти и распечатать картинки живой/неживой природы и предложить ребенку сортировать фотографии, очень хорошо пригодятся картинки из Мира на Ладошке (про животных, жителей морей, природные явления и т.д.)
Провести Физминутку:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше
Поговорить, о каком живом объекте природы вы говорили, назовите признаки, по которым этот объект отнесли именно к живой природе. Обсудите, какой неживой объект был в стихе (ветер).
Обсудить разные живые/неживые объекты и разобрать, почему они к таковым относятся (обсуждать по рисункам). Обыграть и рассмотреть различные ситуации с объектами природы, например, рассказать ребенку, что камень упал и раскололся на 2 части, живой он или нет? Нет. Но ведь был 1, а стало 2? Объяснить, почему такое деление не считается размножением. Камень – это тело природы. А тела в природе могут изменяться. Или вода в реке движется, а ведь она неживая. Движется из-за перепада высот.
Послушайте звуки природы и определите звуки живой природы (пение птиц, квакание лягушек и т.д.) и неживой, шум дождя, вой ветра. Можно подобрать картинку с изображением под звук.
Рассказать, что дерево – объект живой природы, а бревно или стол из дерева — неживой. Вывод: это предметы, сделанные из объектов природы. Сделать лото: объект природы – вещь, полученная из объекта природы.
Послушайте стих и посмотрите, как неживая природа помогает живой:
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
— он у мамы под крылом.
Назовите объекты живой/неживой природы. Поговорить о роли природы в нашей жизни. Вывод: природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.
Отобразить свое настроение на листочках различных деревьев.
Прочитайте стихотворение, найдите на картинках объекты, указанные в нем, определите, что относится к живой/неживой природе
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо, светло-голубое,
Солнце светит золотое
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг природа.
2. Возьмите картинки с изображением живой/неживой природы, дополните картинками с изображением домов, машин, одежды, игрушек и т.д. Попросите ребенка разложить на стопочки живая природа, неживая и все остальное в третью стопочку. Когда задание будет выполнено, спросите его, как он думает, что объединяет картинки в третьей стопочке. Если ребенок не сможет сразу ответить, подведите его к мысли, что все, что он отложил в отдельную стопку – это то, что сделал человек: построил дом, сшил одежду, создал транспортное средство и т.д.
Посмотрите, чем жизнь человека в городе отличается от жизни на природе. Обсудить, как сделанные человеком вещи помогают ему в жизни ( ex : одежда защищает от холода, автомобиль помогает быстро передвигатьсяи т.д.).
Задания- игры (для детей умеющих говорить). Такие игры прекрасно подходят для поездки в транспорте, когда карточки не разложишь:
— вы называете предмет из мира человека, ребенок описывает, для чего этот предмет создан (можно еще дополнить из каких веществ – дерево, стекло, металл, пластмасса и т.д.);
— вы просите назвать как можно больше предметов, созданных для того, чтобы сделать человека быстрее (самолет, автомобиль, поезд, самокат и т.д.);
— сильнее (грузовик, экскаватор, подъемный кран и т.д.);
— красивее (девочкам нравится, и список длинный – помада, духи, расческа …);
— улучшить зрение (очки, бинокль, микроскоп).
— можно фантазировать и придумывать предметы с сочетанием разных свойств (например, летающий холодильник для доставки мороженного)
Игра в 12 вопросов (с сайта Лены Даниловой) (вы можете выбрать любое число, но мои дети играют и настаивают на 12). Кто-то загадывает предмет (обязательно имя существительное, в единственном числе – вот и повод поговорить о грамматике). Второй, задавая вопросы, пытается угадать задуманное.
Если вы научите ребенка группировать предметы, то и рассказать он сможет о чем угодно, опираясь на признаки групп ы. В ходе игры учите правильно ставить вопросы, каждый новый вопрос должен сокращать число предметов в группе. С самыми маленькими начните игру втроем, папа задумал предмет, а вы вдвоем отгадываете. Например, задумано слово ромашка.
1 вопрос – предмет из мира человека? Нет (делаем вывод – это мир природы) 2 вопрос – предмет относится к живой природе? Да (будем выбирать из групп, принадлежащих живой природе)
3 вопрос – это животное? Нет (тогда продолжаем перечислять неназванные группы живой природы – растения, грибы)
4 вопрос – это растение? Да (теперь покажем, что и эту группу можно разделить на деревья, кусты, травянистые растения) и т.д..
Предложите малышу пофантазировать. Пусть ребенок представит, что он попал в сказочную страну. Пусть ребенок закроет глаза, а вы расскажите ему побольше об этой стране (здесь все зависит от фантазии мамы). Жители этой сказочной страны (можно даже придумать ей название) никогда не слышали о Земле, где живете вы с вашим малышом. Предложите ребенку самому рассказать о вашем доме, природе. Пусть в своем рассказе ребенок расскажет о том, какая природа, животные есть вокруг (живая /неживая природе) и о том, что смог сделать человек и какую пользу приносит это людям, живущим в его «стране».
Если ребенок плохо говорит, то с помощью игрушки (обитателя волшебной страны) задавайте наводящие вопросы, возьмите игрушку с собой на прогулку и пусть ребенок вживую познакомит ее с вашей «страной». Покажет, какие деревья растут, какие вокруг летают птички, растут цветы, какие дома, машины построил человек и т.д.
Цель такого упражнения: развить фантазию, образное мышление, умение группировать явления и понятия.
Предложите ребенку что-нибудь самому изобрести. Пусть это будут самые фантастические изобретения, главное, что бы ребенок сам их придумал и рассказал для чего они. Можно попробовать сделать некоторые из них (если это возможно) или нарисовать, слепить и т.д.
Поговорите с малышом о важности бережного отношения к природе.
Люди, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно.
И так трагично больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи…
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином…
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Парк шепчет: “Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…”
Основная мысль стихотворения в том, что человек собственными руками уничтожает парк, прекрасный уголок природы. И стоит задуматься всем живущим на Земле, что, уничтожая природу, мы губим и свою жизнь, так как мы являемся частью природы.
Щади зверей и птиц,
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть ее,
Что без нее и мощь твоя
Пришвин “Синий лапоть”, “Лесной хозяин”, “Кладовая солнца”.
Паустовский “Заячьи лапы”, “Мещерская сторона”.
Якубовский “В лесной сторожке”.
Вы можете выбрать любой рассказ, в котором говорится о том, что надо любить и уважать природу вокруг себя. Главное дать понять ребенку, что можно делать открытия и изобретения и приносить наименьший вред своей природе.
Эти стихи и рассказы рассчитаны на более взрослых детей, но некоторые из них можно прочитать (адаптировать) для малышей.
Живая природа и рукотворный мир (Окружающий мир, 2 класс)
Представления о природе известны человечеству со времен язычества. Приверженцы древней религии считали, что всё существующее на земле было создано не какой-то сущностью, а миром. Однако время шло, и человек стал понимать, что в роли творца могут выступать и простые люди. Для создания сообщения о том, как взаимодействуют природа и рукотворный мир (Окружающий мир, 2 класс), придется изучить необходимую информацию.
Живая и неживая природа
Под определением «природа» обычно подразумевается то, что не было сотворено человеком. В связи с этим все природные объекты логично подразделять на два мира: живой и неживой. К первой группе относятся земля, камни и минералы, моря и океаны, горы и впадины. Все это не было создано человеком, а образовалось само собой.
Хоть живая и неживая природа существуют отдельно друг от друга, оба мира неразрывно взаимосвязаны. Почва, вода и солнечный свет (примеры неживой природы) необходимы для того, чтобы растения росли и развивались. Однако после смерти любая трава, дерево или кустарник подлежит разложению, возвращаясь в почву под видом питательных микроэлементов.
Конечно, неживая природа может существовать без живой, однако в этом случае она и природой называться не будет, поскольку не останется ни одного мыслящего создания на планете. Отдельные представители живого мира способны взаимодействовать друг с другом, образуя пищевые связи и вступая в различные отношения.
Примеры рукотворного мира
С нерукотворным миром разобрались — это все живые и неживые объекты, которые были созданы природой. Однако нельзя не отметить, что в процессе жизнедеятельности человек также выступает в роли творца, создавая различные предметы, которые зачастую превышают по размерам или значимости то, что было создано естественным путем. Такие произведения принято считать частью рукотворного мира. К ним относятся:
Стоит отметить, что если человек приручил лошадь и стал использовать ее для путешествий, то она все равно не будет называться частью рукотворного мира. Люди могут обучить собак выполнять различные команды или заковать скакунов в металлическую броню, однако изначально животные были созданы природой. Это относится и к любым натуральным строительным материалам.
Алмаз (драгоценный самородок) — часть природного мира, а бриллиант (ограненный драгоценный камень) — рукотворное произведение.
Важно не перепутать
Иногда у объектов рукотворного и природного мира могут быть не только одинаковые названия, но и различные внешние сходства. Чтобы не запутаться, нужно знать о предназначении каждого из предметов. Вот несколько примеров:
Таким образом, главная разница между природным и рукотворным миром состоит в ответе на вопрос, кто был творцом того или иного объекта — человек или природа. Если в тексте не дается конкретного пояснения, о каком предмете идет речь (живом или неживом), то необходимо внимательно вчитываться в контекст.
Эпохи развития цивилизации
Аграрная эпоха стала первым периодом, положившим великий старт развитию искусственного мира. Люди начали строить дома из бревен и соломы, изобрели одежду изо льна, стали изготавливать загоны для животных, возведя заборы. Главной проблемой этого периода можно считать практически полное отсутствие лекарств от каких-либо болезней, поэтому люди быстро заражались друг от друга и умирали. Постепенно зарождался подготовительный этап к индустриализму.
Индустриальная эпоха произвела настоящий бум, ведь именно тогда человек начал производить различные машины и механизмы, которые стали постепенно заменять человеческий труд. В это время появилось множество различных фабрик и заводов, использующих в качестве энергетического источника древесный уголь. Везде люди стали обучаться грамоте, благодаря чему появилось много толковых врачей и инженеров.
Постиндустриальная эпоха — мир, в котором находится человечество сейчас. В нынешнем обществе наиболее ценным считаются не товары (ведь произвести можно практически все), а услуги, информация и знания. Сегодня человечество активно продвигает лозунг «природа и общество», пытаясь свести к минимуму использование различных ресурсов, сотворенных живым миром.
Хоть во все эпохи существовали рукотворные изобретения, человечество было всегда неразделимо связано с природой. Даже сейчас почва используется для выращивания овощей и фруктов, а ценные минералы после переработки превращаются в удивительные изобретения. Без природы существование невозможно даже на межгалактической станции, где создается синтетическая еда.
Сохранение природных богатств
Чтобы понять, насколько значимой является природа в настоящее время, достаточно посмотреть по сторонам и подумать, возможно ли существование окружающих вещей без даров живого мира. Однако в погоне за материальным люди часто забывают, что к природе следует относиться бережно, поэтому будет логично закончить реферат призывом к сохранению природного наследия для будущих поколений. Для этого нужно следовать некоторым правилам:
Люди способны создавать удивительные вещи, но без помощи нерукотворного мира это было бы невозможно. Законы физики и химии, которые также принято считать частью природы, никто не отменял. Если люди будут бережно относиться к тому миру, в котором живут, то впереди их ждет еще много удивительных открытий и изобретений. Главное — с благодарностью принимать дары природы и не злоупотреблять ее великодушием.
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
наталия марунь
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.
Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.
Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.
Материал к занятию:
б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.
2.Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.
6.Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.
1. Конверты с картинками живой и неживой природы;
2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.
3. Солнышко для этапа рефлексии.
Ход занятия
I. Мотивация к учебной деятельности.
Создание эмоционального настроя.
— Добрый день, дорогие ребята.
– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это всё вокруг… (природа)
1. С чего мы начнем свою работу?
Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?
А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)
Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?
Кто построил дом? – строитель, т. е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома,).
А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)
ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.
Может человек сделать солнце? – Нет.
– Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)
— Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.
Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.
Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.
Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.
Как мы выполняем работу? Сами.
А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.
У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.
Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.
А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.
На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.
Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.
Какие группы вы выделили? Ответы детей, работающих у доски.
III. Выявление места и причины затруднения.
— Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.
1. А что у вас вызвало затруднение?
-не смогли разделить на 2 группы;
– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.
Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край стола.
Ребята, это что? – Луна.
А как вы думаете, она относится к природе? Да.
На Луне кто- то живет?
Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.
А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)
ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)
— Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей
Постараемся помочь Лунтику? Да.
А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.
Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых?» (ответы детей)
IV. Проблемное объяснение нового знания.
Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).
Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)
Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;
Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.
Движение – да, она двигается;
Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.
Умирает – рано или поздно все живое умирает.
Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).
И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).Показываю на таблички и спрашиваю:
Рождается – да, из яиц.
Питается? – да, клюет зерна;
Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;
Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.
Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.
А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)
Показываю на таблички и спрашиваю:
Рождается? – нет, его делает человек, т. е. сделан руками человека.
Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.
ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?
ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.
Живая природа – это животные, растения;
Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.
Игра «Живая и неживая природа»
1. Применение знаний на практике.
Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.
Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.
Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?
Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.
Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.
А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.
Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.
А что у меня в руках? (Стакан воды)
А вода — это богатство? (да, нет – если они ответили так)
Без колец, без золота прожить мы сможем?
А без ВОДЫ мы сможем?
Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.
Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.
На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природныебогатства можно разделить на следующие группы:Эталон на доске:
— живые природные богатства
— неживые природные богатства
Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:
Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)
Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.
А без солнца мы сможем?
Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.
А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)
В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)
Какое задание вы должны были выполнить?Надо разбирать по признакам:
Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.Давайте разберем по признакам:
Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.
Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;
Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;
Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;
Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.
Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;
Дерево умирает? – да, если не ухаживать.
Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да
Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.
Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!
А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы?
Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.
Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.
2. Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)
Проживает
У него рука – во лбу
Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)
2. Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)
3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)
4. Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)
Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)
Итог занятия:
1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону
2. На какие 2 группы можно разделить природу?
3. Какие признаки живой природы мы знаем?
4. Назовите богатство живой природы;
5. Назовите богатство неживой природы;
6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)
-В чем было затруднение и почему оно возникло?
Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)
Мы достигли цели? (да)—
Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.
приложение: (текст к презентации)
посмотри мой милый друг
что находится вокруг
небо светло голубое
солнце светит золотое
ветер листьями играет
тучка в небе проплывает
поле, речка и трава
горы, воздух и листва,
птицы, звери и леса
гром, туманы и роса
человек и время года это все вокруг природа!
Всю природу на земле можно разделить на два огромных мира, мир живой природы и мир неживой природы.
Ребята давайте немножко с вами отдохнем: у меня на картинке перепуталась живая и неживая природа, нам нужно расставить все по своим местам!
Ребята природа живая и неживаятесно связаны друг с другом и помогают друг другу:
снег укроет как одеялом,
а лучи солнца согревают все живое на земле!
Давайте представим что мы с вами оказались на берегу небольшой реки
Ребята все в природе взаимосвязанно, в ней нет ничего лишнего и ненужного
в природе все имеет свое место и значение.