Живоначальная троица сергиева монастыря что значит
Замысел иконы Андрея Рублева «Троица»
Из большого числа научных, научно-популярных и просто популярных работ об иконописи, которые печатались до начала революции, выделяются статьи профессора философии Евгения Николаевича Трубецкого (1863-1920). Его мнение о рублевской «Троице» как об идеальном выражении заветной мысли прп. Сергия Радонежского в точности соответствует мнению П. А. Флоренского, который в своей статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия», напечатанной через год после последней лекции Е. Н. Трубецкого, в полемически заостренной форме утверждал, что «Троица» Рублева является не столько творением художника, сколько воплощенной средствами живописи мечтой «печальника земли Русской». Предлагаем к прочтению отрывок из лекции Е. Н. Трубецкого «Россия в ее иконе».
Чтобы понять эпоху расцвета русской иконописи, нужно продумать и в особенности прочувствовать те душевные и духовные переживания, на которые она давала ответ. О них всего яснее и красноречивее говорят тогдашние жития святых.
Что видел, что чувствовал прп. Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне? Вблизи вой зверей да «стражи бесовские», а издали, из мест, населенных людьми, доносится стон и плач земли, подневольной татарам. Люди, звери и бесы – все тут сливается в хаотическое впечатление ада кромешного. Звери бродят стадами и иногда ходят по два, по три, окружая святого и обнюхивая его. Люди беснуются; а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей. Они являются к святому и разом кричат: «Уйди, уйди из места сего! Чего ищешь в этой пустыне? Ужели ты не боишься умереть с голода, либо от зверей, или от разбойников и душегубцев!» Но молитва, отгоняя бесов, укрощает хаос и, побеждая ад, восстановляет на земле тот мир человека и твари, который предшествовал грехопадению. Из тех зверей один, медведь, взял в обычай приходить к преподобному. Увидел преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы получить что-либо из его пищи, и выносил ему кусок из своего хлеба, полагая его на пень или на колоду. А когда не хватало хлеба, голодали оба – и святой, и зверь; иногда же святой отдавал свой последний кусок и голодал, «чтобы не оскорбить зверя». Говоря об этом послушном отношении зверей к святому, ученик его Епифаний замечает: «И пусть никто этому не удивляется, зная наверное, что когда в каком человеке живет Бог и почивает Дух Святой, то все ему покорно, как и сначала первозданному Адаму, до преступления заповеди Божией, когда он также один жил в пустыне, все было покорно». Эта страница жития прп. Сергия, как и многие другие, подобные, представляет собою ключ к пониманию художественных замыслов иконописи XV в.
Вселенная как мир всей твари, человечество, собранное вокруг Христа и Богоматери, тварь, собранная вокруг человека в надежде на восстановление нарушенного строя и лада, – вот та общая заветная мысль русского пустынножительства и русской иконописи, которая противополагается и вою зверей, и стражам бесовским, и зверообразному человечеству. Мысль, унаследованная от прошлого, входящая в многовековое церковное предание. В России мы находим ее уже в памятниках XIII в.; но никогда русская религиозная мысль не выражала ее в образах столь прекрасных и глубоких, как русская иконопись XV в.
Тождество той религиозной мысли, которая одинаково одушевляла и русских подвижников, и русских иконописцев того времени, обнаруживается в особенности в одном ярком примере. Это престольная икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры – образ Живоначальной Троицы, написанный около 1408 г. знаменитым Андреем Рублевым «в похвалу» прп. Сергию, всего через семнадцать лет после его кончины, по приказанию ученика его – прп. Никона. В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного. О чем говорят эти грациозно склоненные книзу головы трех ангелов и руки, посылающие благословение на землю? И отчего их как бы снисходящие к чему-то низлежащему любвеобильные взоры полны глубокой, возвышенной печали? Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой, где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях. «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11). Это – та самая мысль, которая руководила св. Сергием, когда он поставил собор Святой Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете Живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России.
Источник: Троица Андрея Рублева. Антология. М.: Искусство, 1981.
Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество
История монастыря
Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.
Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.
В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.
Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….
Святыни обители
Храмы и часовни
Паломнику
как добраться
Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.
А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.
П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.
В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).
где остановиться
1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.
В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.
Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.
2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00
богослужения Троице-Сергиевой Лавры
УСПЕНСКИЙ СОБОР
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 | Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30 |
Средняя Литургия – 06.30 | 06.30 |
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком. |
Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.
НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Исповедь 1-я смена – с 06.00 | с 05.00 |
Исповедь 2-я смена – с 08.00 | с 07.30 |
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 | 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.45 |
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20 |
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ
(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповеди в притворе храма нет | Исповедь в притворе храма – 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.30 |
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20 |
ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Ежедневно | |
Вечернее богослужение | 17.00 |
Литургия | 07.40 |
Таинство соборования | 12.00 |
Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.
трапезные
Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.
контакты
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru
Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45
Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ
Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.
ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Схема проезда
Интересные факты
Почему Троица — живоначальная?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Мне интересно, какой религиозный смысл имеет слово «живоначальный». Почему Троица — живоначальная? Откуда пришло такое определение? Спасибо!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Живоначальный — это тот, от которого берет начало жизнь. Троица — это Господь, Который Един в Трех Лицах — Отце, Сыне и Святом Духе. Это очень сложно понять, и лучшие богословы старались объяснить догмат о троичности понятными словами. Немного об этом можно прочитать по ссылке.
«Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.
Каждое из Лиц есть Бог во всей Своей полноте, весь Бог, целиком. Каждая Ипостась Троицы обладает всей Божественной силой, всей полнотой власти, всей славой и т. д. Любое действие Святой Троицы совершается всеми тремя Лицами, так что православные богословы говорят о едином действии и единой воле трех Ипостасей. Тем не менее, это именно три самостоятельных Лица, а не три, скажем, «маски», которые попеременно надевает и в которых являет Себя Божество», — сказано в другом материале «ФОМЫ» о Троице.
Так что Троица Живоначальная — это о том, что Господь — Творец мира.
Объясните значение следующих фраз и слов из документа: «Живоначальныя Троицы
1724-го году марта в 1 день Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря… нашей вотчины Костромского уезду села Фёдоровского деревни Молокова крестьянской сын Матвей Кузмин отпущен покормитца. И превысшим господам во градех камендантом и камисаром, или кому сие ведать надлежит, оного Матвея держать безопасно, потому что он, Матвей, в солдатех и в драгунех, и в матрозах и в иных ни в каких наборех нигде не бывал и в переписных книгах в 719-м году и в 723-м в пополнительных сказках писан, а кормить(ся) ему, Матвею, чёрною работою, по миру не ходить и с воровскими людми не знатца, в том ему, Матвею, сие покормежное письмо из Приказной канцелярии дано. А отпущен он, Матвей, с сего 724-го году по 725 год марта до 1-го числа.
1. Объясните значение следующих фраз и слов из документа: «Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря», «покормитца», «в пополнительных сказках писан», «чёрною работою, по миру не ходить». 2. Для кого предназначался этот документ? Подтвердите своё мнение цитатой. 3. Почему в тексте особо отмечается, что Матвей в «солдатех и в драгунех, и в матрозах» не бывал?
1.«Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря» — в праздник День Святой Троицы.
«Покормитца» — на заработки.
«в пополнительных сказках писан» — записан в ревизских переписях.
«черною работою, по миру не ходить» — зарабатывать чернорабочим, а не просить милостыню.
2.Документ предназначался для представителей местной власти –«И превысшим господам во градех камендантом и камисаром, или кому сие ведать надлежит».
3.Это указывает на то, что крестьянин не является военнообязанным, то есть он не дезертир.