Живоначальная троица сергиева монастыря что значит

Замысел иконы Андрея Рублева «Троица»

Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть картинку Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Картинка про Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит

Из большого числа научных, научно-популяр­ных и просто популярных работ об иконописи, которые печатались до начала революции, выделяются статьи профессора философии Евге­ния Николаевича Трубецкого (1863-1920). Его мнение о рублевской «Троице» как об идеальном выражении заветной мысли прп. Сергия Радонеж­ского в точности соответствует мнению П. А. Флоренского, который в своей статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия», напеча­танной через год после последней лекции Е. Н. Трубецкого, в полемически заостренной форме утверждал, что «Троица» Рублева яв­ляется не столько творением художника, сколько воплощенной средствами живописи мечтой «печальника земли Русской». Предлагаем к прочтению отрывок из лекции Е. Н. Трубецкого «Россия в ее иконе».

Чтобы понять эпоху расцвета русской иконописи, нужно продумать и в особенности прочувствовать те душевные и духовные переживания, на которые она давала ответ. О них всего яснее и красноречивее говорят тогдашние жития святых.

Что видел, что чувствовал прп. Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне? Вблизи вой зверей да «стражи бесовские», а издали, из мест, населенных людьми, до­носится стон и плач земли, подневольной татарам. Люди, звери и бесы – все тут сли­вается в хаотическое впечатление ада кромешного. Звери бродят стадами и иногда ходят по два, по три, окружая святого и обнюхивая его. Люди беснуются; а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей. Они являются к святому и разом кричат: «Уйди, уйди из места сего! Чего ищешь в этой пустыне? Ужели ты не боишься умереть с голода, либо от зверей, или от разбойников и душегубцев!» Но молитва, отгоняя бесов, укрощает хаос и, побеждая ад, восстановляет на земле тот мир человека и твари, который предшество­вал грехопадению. Из тех зверей один, медведь, взял в обычай приходить к преподоб­ному. Увидел преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы полу­чить что-либо из его пищи, и выносил ему кусок из своего хлеба, полагая его на пень или на колоду. А когда не хватало хлеба, голодали оба – и святой, и зверь; иногда же святой отдавал свой последний кусок и голодал, «чтобы не оскорбить зверя». Говоря об этом послушном отношении зверей к святому, ученик его Епифаний замечает: «И пусть никто этому не удивляется, зная наверное, что когда в каком человеке живет Бог и почивает Дух Святой, то все ему покорно, как и сначала первозданному Адаму, до преступления заповеди Божией, когда он также один жил в пустыне, все было по­корно». Эта страница жития прп. Сергия, как и многие другие, подобные, представляет собою ключ к пониманию художествен­ных замыслов иконописи XV в.

Вселенная как мир всей твари, человечество, собранное вокруг Христа и Богоматери, тварь, собранная вокруг человека в надежде на восстановление нарушенного строя и лада, – вот та общая заветная мысль русского пустынножительства и русской иконо­писи, которая противополагается и вою зверей, и стражам бесовским, и зверообразному человечеству. Мысль, унаследованная от прошлого, входящая в многовековое церковное предание. В России мы находим ее уже в памятниках XIII в.; но никогда русская рели­гиозная мысль не выражала ее в образах столь прекрасных и глубоких, как русская ико­нопись XV в.

Тождество той религиозной мысли, которая одинаково одушевляла и русских подвиж­ников, и русских иконописцев того времени, обнаруживается в особенности в одном ярком примере. Это престольная икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры – образ Живоначальной Троицы, написанный около 1408 г. знаменитым Андреем Руб­левым «в похвалу» прп. Сергию, всего через семнадцать лет после его кон­чины, по приказанию ученика его – прп. Никона. В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного. О чем говорят эти грациозно склонен­ные книзу головы трех ангелов и руки, посылающие благословение на землю? И отчего их как бы снисходящие к чему-то низлежащему любвеобильные взоры полны глубокой, возвышенной печали? Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой, где мысль о Святой Троице сочетается с пе­чалью о томящихся внизу людях. «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11). Это – та самая мысль, которая руководила св. Сергием, когда он поставил собор Святой Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете Живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России.

Источник: Троица Андрея Рублева. Антология. М.: Искусство, 1981.

Источник

Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть картинку Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Картинка про Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит

История монастыря

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть картинку Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Картинка про Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

Святыни обители

Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть картинку Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Картинка про Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит

Храмы и часовни

Паломнику

как добраться

Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.

2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00

Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть картинку Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Картинка про Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00Ранняя Литургия – 06.0005.30Поздняя Литургия – 08.30После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.


ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.3006.30
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00с 07.30


ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.0007.00
Литургия – 06.2007.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20


ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ

(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нетИсповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.2007.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20


ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение17.00
Литургия07.40
Таинство соборования12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

трапезные

Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.

контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45

Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)

Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть картинку Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Картинка про Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ

Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Схема проезда

Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Смотреть картинку Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Картинка про Живоначальная троица сергиева монастыря что значит. Фото Живоначальная троица сергиева монастыря что значит

Интересные факты

Источник

Почему Троица — живоначальная?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Мне интересно, какой религиозный смысл имеет слово «живоначальный». Почему Троица — живоначальная? Откуда пришло такое определение? Спасибо!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Живоначальный — это тот, от которого берет начало жизнь. Троица — это Господь, Который Един в Трех Лицах — Отце, Сыне и Святом Духе. Это очень сложно понять, и лучшие богословы старались объяснить догмат о троичности понятными словами. Немного об этом можно прочитать по ссылке.

«Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.

Каждое из Лиц есть Бог во всей Своей полноте, весь Бог, целиком. Каждая Ипостась Троицы обладает всей Божественной силой, всей полнотой власти, всей славой и т. д. Любое действие Святой Троицы совершается всеми тремя Лицами, так что православные богословы говорят о едином действии и единой воле трех Ипостасей. Тем не менее, это именно три самостоятельных Лица, а не три, скажем, «маски», которые попеременно надевает и в которых являет Себя Божество», — сказано в другом материале «ФОМЫ» о Троице.

Так что Троица Живоначальная — это о том, что Господь — Творец мира.

Источник

Объясните значение следующих фраз и слов из документа: «Живоначальныя Троицы

1724-го году марта в 1 день Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря… нашей вотчины Костромского уезду села Фёдоровского деревни Молокова крестьянской сын Матвей Кузмин отпущен покормитца. И превысшим господам во градех камендантом и камисаром, или кому сие ведать надлежит, оного Матвея держать безопасно, потому что он, Матвей, в солдатех и в драгунех, и в матрозах и в иных ни в каких наборех нигде не бывал и в переписных книгах в 719-м году и в 723-м в пополнительных сказках писан, а кормить(ся) ему, Матвею, чёрною работою, по миру не ходить и с воровскими людми не знатца, в том ему, Матвею, сие покормежное письмо из Приказной канцелярии дано. А отпущен он, Матвей, с сего 724-го году по 725 год марта до 1-го числа.

1. Объясните значение следующих фраз и слов из документа: «Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря», «покормитца», «в пополнительных сказках писан», «чёрною работою, по миру не ходить». 2. Для кого предназначался этот документ? Подтвердите своё мнение цитатой. 3. Почему в тексте особо отмечается, что Матвей в «солдатех и в драгунех, и в матрозах» не бывал?

1.«Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря» — в праздник День Святой Троицы.

«Покормитца» — на заработки.

«в пополнительных сказках писан» — записан в ревизских переписях.

«черною работою, по миру не ходить» — зарабатывать чернорабочим, а не просить милостыню.

2.Документ предназначался для представителей местной власти –«И превысшим господам во градех камендантом и камисаром, или кому сие ведать надлежит».

3.Это указывает на то, что крестьянин не является военнообязанным, то есть он не дезертир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *