Живой труп о чем
Живой труп
Елизавета Андреевна Протасова решается расстаться с мужем, Федором Васильевичем, образ жизни которого становится для неё невыносим: Федя Протасов пьёт, проматывает своё и женино состояние. Мать Лизы одобряет её решение, сестра Саша — категорически против расставания с таким удивительным, хотя и со слабостями, человеком, как Федя. Мать полагает, что, получив развод, Лиза соединит свою судьбу с другом детства Виктором Михайловичем Карениным. Лиза предпринимает последнюю попытку вернуть мужа и для этого посылает к нему Каренина Тот находит Протасова у цыган, в обществе нескольких офицеров. Слушая любимые свои песни «Канавела», «Час роковой», «Не вечерняя», Федя замечает: «И зачем может человек доходить до этого восторга, а нельзя продолжать его?» Он отвергает просьбу жены вернуться в семью.
Все говорит за то, что Лиза Протасова должна соединить свою судьбу с Виктором Карениным: тот любит её с детства, она в глубине души отвечает ему взаимностью; Виктор любит и её маленького сына Мишечку. Мать Виктора, Анна Дмитриевна, тоже была бы рада видеть Лизу женою своего сына, если бы не связанные с этим тяжёлые обстоятельства.
В Федю влюбляется цыганка Маша, пение которой он так любит. Это вызывает возмущение её родителей, которые считают, что барин погубил их дочь. Маша тоже пытается убедить Федю пожалеть жену и вернуться домой. Тот отвергает и эту просьбу — уверенный, что живёт теперь в согласии с совестью. Уйдя из семьи, в одиночестве, Протасов начинает писать. Он читает Маше начало своей прозы: «Поздней осенью мы сговорились с товарищем съехаться у Мурыги-ной площадки. Площадка эта был крепкий остров с сильными выводками. Был тёмный, тёплый, тихий день. Туман. »
Виктор Каренин через князя Абрезкова пытается узнать о дальнейших намерениях Протасова. Тот подтверждает, что готов на развод, но не способен на связанную с этим ложь. Федя пытается объяснить Абрезкову, отчего не может вести добропорядочную жизнь: «А что я ни делаю, я всегда чувствую, что не то, что надо, и мне стыдно. А уж быть предводителем, сидеть в банке — так стыдно, так стыдно. И, только когда выпьешь, перестанет быть стыдно». Он обещает через две недели устранить препятствия к браку Лизы и Каренина, которого считает порядочным и скучным человеком.
Чтобы освободить жену, Федя пытается застрелиться, даже пишет прощальное письмо, но не находит в себе сил для этого поступка. Цыганка Маша предлагает ему инсценировать самоубийство, оставив на берегу реки одежду и письмо. Федя соглашается.
Лиза и Каренин ожидают известий от Протасова: тот должен подписать прошение о разводе. Лиза говорит Виктору о своей любви без раскаяния и без возврата, о том, что из её сердца исчезло все, кроме любви к нему. Вместо подписанного прошения секретарь Каренина, Вознесенский, приносит письмо от Протасова. Тот пишет, что чувствует себя посторонним, мешающим счастью Лизы и Виктора, но не может лгать, давать взятки в консистории, чтобы получить развод, и поэтому хочет физически уничтожиться, таким образом освободив всех. В последних строках прощального письма он просит помочь какому-то слабому, но хорошему часовщику Евгеньеву. Потрясённая этим письмом, Лиза в отчаянии повторяет, что любит одного только Федю.
Через год в грязной комнате трактира сидит опустившийся, оборванный Федя Протасов и разговаривает с художником Петушковым. Федя объясняет Петушкову, что не мог выбрать для себя ни одну судьбу из тех, которые возможны для человека его круга: ему было противно служить, наживать деньги и таким образом «увеличивать ту пакость, в которой живёшь», но он и не был героем, способным разрушать эту пакость. Поэтому ему оставалось только забыться — пить, гулять, петь; что он и делал. В своей жене, идеальной женщине, он не находил того, что зовётся изюминкой; в их жизни не было игры, без которой невозможно забыться. Федя вспоминает цыганку Машу, которую он любил — более всего за то, что оставил её, и таким образом сделал ей добро, а не зло. «А ведь ты знаешь, — говорит Федя, — мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали».
Протасов рассказывает Петушкову историю своего превращения в «живой труп», после чего его жена смогла выйти замуж за добропорядочного, любящего её человека. Этот рассказ подслушивает случайно оказавшийся поблизости Артемьев. Он начинает шантажировать Федю, предлагая ему требовать от жены денег в обмен на молчание. Протасов отказывается; Артемьев отдаёт его в руки городового.
В деревне, на террасе, обвитой плющом, беременная Лиза ожидает приезда мужа, Виктора Каренина. Тот привозит из города письма, среди которых оказывается и бумага от судебного следователя с сообщением о том, что Протасов жив. Все в отчаянии.
Судебный следователь снимает показания с Лизы и Каренина. Они обвиняются в двоебрачии и в том, что знали об инсценировке Протасовым самоубийства. Дело осложняется тем, что прежде Лиза опознала найденное в воде мёртвое тело как труп своего мужа, а кроме того, Каренин регулярно посылал деньги в Саратов, и теперь отказывается объяснить, кому они предназначались. Хотя деньги пересылались на подставное лицо, именно в Саратове проживал все это время Протасов.
Приведённый для очной ставки Протасов просит прощения у Лизы и Виктора и уверяет следователя, что они не знали о том, что он жив. Он видит, что следователь мучает их всех лишь для того, чтобы показать свою власть над ними, не понимая происходившей в них духовной борьбы.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Живой труп»
Действующие лица в книге «Живой труп»
Читать «Живой труп» в кратком содержании
Елизавета Андреевна Протасова решается расстаться с мужем, Федором Васильевичем, образ жизни которого становится для нее невыносим: Федя Протасов пьет, проматывает свое и женино состояние. Мать Лизы одобряет её решение, сестра Саша — категорически против расставания с таким удивительным, хотя и со слабостями, человеком, как Федя. Мать полагает, что, получив развод, Лиза соединит свою судьбу с другом детства Виктором Михайловичем Карениным. Лиза предпринимает последнюю попытку вернуть мужа и для этого посылает к нему Каренина Тот находит Протасова у цыган, в обществе нескольких офицеров. Слушая любимые свои песни «Канавела», «Час роковой», «Не вечерняя», Федя замечает: «И зачем может человек доходить до этого восторга, а нельзя продолжать его?» Он отвергает просьбу жены вернуться в семью.
Все говорит за то, что Лиза Протасова должна соединить свою судьбу с Виктором Карениным: тот любит её с детства, она в глубине души отвечает ему взаимностью; Виктор любит и её маленького сына Мишечку. Мать Виктора, Анна Дмитриевна, тоже была бы рада видеть Лизу женою своего сына, если бы не связанные с этим тяжелые обстоятельства.
В Федю влюбляется цыганка Маша, пение которой он так любит. Это вызывает возмущение её родителей, которые считают, что барин погубил их дочь. Маша тоже пытается убедить Федю пожалеть жену и вернуться домой. Тот отвергает и эту просьбу — уверенный, что живет теперь в согласии с совестью. Уйдя из семьи, в одиночестве, Протасов начинает писать. Он читает Маше начало своей прозы: «Поздней осенью мы сговорились с товарищем съехаться у Мурыги-ной площадки. Площадка эта был крепкий остров с сильными выводками. Был темный, теплый, тихий день. Туман…»
Виктор Каренин через князя Абрезкова пытается узнать о дальнейших намерениях Протасова. Тот подтверждает, что готов на развод, но не способен на связанную с этим ложь. Федя пытается объяснить Абрезкову, отчего не может вести добропорядочную жизнь: «А что я ни делаю, я всегда чувствую, что не то, что надо, и мне стыдно. А уж быть предводителем, сидеть в банке — так стыдно, так стыдно… И, только когда выпьешь, перестанет быть стыдно». Он обещает через две недели устранить препятствия к браку Лизы и Каренина, которого считает порядочным и скучным человеком.
Чтобы освободить жену, Федя пытается застрелиться, даже пишет прощальное письмо, но не находит в себе сил для этого поступка. Цыганка Маша предлагает ему инсценировать самоубийство, оставив на берегу реки одежду и письмо. Федя соглашается.
Лиза и Каренин ожидают известий от Протасова: тот должен подписать прошение о разводе. Лиза говорит Виктору о своей любви без раскаяния и без возврата, о том, что из её сердца исчезло все, кроме любви к нему. Вместо подписанного прошения секретарь Каренина, Вознесенский, приносит письмо от Протасова. Тот пишет, что чувствует себя посторонним, мешающим счастью Лизы и Виктора, но не может лгать, давать взятки в консистории, чтобы получить развод, и поэтому хочет физически уничтожиться, таким образом освободив всех. В последних строках прощального письма он просит помочь какому-то слабому, но хорошему часовщику Евгеньеву. Потрясенная этим письмом, Лиза в отчаянии повторяет, что любит одного только Федю.
Через год в грязной комнате трактира сидит опустившийся, оборванный Федя Протасов и разговаривает с художником Петушковым. Федя объясняет Петушкову, что не мог выбрать для себя ни одну судьбу из тех, которые возможны для человека его круга: ему было противно служить, наживать деньги и таким образом «увеличивать ту пакость, в которой живешь», но он и не был героем, способным разрушать эту пакость. Поэтому ему оставалось только забыться — пить, гулять, петь; что он и делал. В своей жене, идеальной женщине, он не находил того, что зовется изюминкой; в их жизни не было игры, без которой невозможно забыться. Федя вспоминает цыганку Машу, которую он любил — более всего за то, что оставил её, и таким образом сделал ей добро, а не зло. «А ведь ты знаешь, — говорит Федя, — мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали».
Протасов рассказывает Петушкову историю своего превращения в «живой труп», после чего его жена смогла выйти замуж за добропорядочного, любящего её человека. Этот рассказ подслушивает случайно оказавшийся поблизости Артемьев. Он начинает шантажировать Федю, предлагая ему требовать от жены денег в обмен на молчание. Протасов отказывается; Артемьев отдает его в руки городового.
В деревне, на террасе, обвитой плющом, беременная Лиза ожидает приезда мужа, Виктора Каренина. Тот привозит из города письма, среди которых оказывается и бумага от судебного следователя с сообщением о том, что Протасов жив. Все в отчаянии.
Судебный следователь снимает показания с Лизы и Каренина. Они обвиняются в двоебрачии и в том, что знали об инсценировке Протасовым самоубийства. Дело осложняется тем, что прежде Лиза опознала найденное в воде мертвое тело как труп своего мужа, а кроме того, Каренин регулярно посылал деньги в Саратов, и теперь отказывается объяснить, кому они предназначались. Хотя деньги пересылались на подставное лицо, именно в Саратове проживал все это время Протасов.
Приведенный для очной ставки Протасов просит прощения у Лизы и Виктора и уверяет следователя, что они не знали о том, что он жив. Он видит, что следователь мучает их всех лишь для того, чтобы показать свою власть над ними, не понимая происходившей в них духовной борьбы.
Действующие лица
В семью Елизаветы входят:
В произведении «Живой труп» есть еще один главный герой — Виктор Михайлович Каренин. Он противоположность Протасова, к тому же с детства влюблен в Лизу. Виктор очень привязан к сыну Елизаветы и его не смущает, что отцом является другой человек.
Автор «Живого трупа» ввел множество второстепенных персонажей:
Толстой написал «Живой труп» в 1900 году. В пьесе вроде был уже сформулирована развязка, но писатель считал, что работа не закончена. Но вернуться к ней не успел.
Краткое содержание
Пьеса начинается с того, что Елизавета принимает решение развестись с мужем. Сестра поддерживает ее решение, а Анна Павловна нет. Лиза делает попытку вернуть мужа из очередного загула. Для этого она посылает Каренина за Федором. Протасов в это время находится у цыган и слушает песни. Он отказывается выполнить просьбу жены.
Окружающие надеются, что Лиза разведется с Федей и выйдет замуж за Виктора. В Протасова влюбляется цыганка Маша. Она пытается убедить его вернуться домой, но безуспешно. В это время Каренин попросил князя Абрезкова выведать намерения Протасова. Федя согласился дать развод через пару недель.
Но вместо свидетельства о разводе получает прощальную записку. Она впадает в отчаяние и клянётся в любви к мужу.
Через год Протасов сидел в трактире и разговаривал с художником. Федя полностью опустился как человек. Елизавета беременна от Виктора, тут ей приходит письмо от судебного следователя с известием: Федя жив.
Анализ произведения
Пьеса Толстого состоит из разных картин. Писатель описывает богатые аристократичные дома и бедные квартиры. Все это позволяет автору показать обычную жизнь, которая наполнена разными событиями и людьми.
Федя Протасов — яркое воплощение идеи эскапизма — отказа следовать чему-то скучному, поэтому он проматывает состояние, пропадает у цыган и в трактирах. Мужчина протестует против образа жизни, который продиктован воспитанием и происхождением.
Герои пытаются вернуть Федю к обычной жизни, но безуспешно. Протасов видит перед собой только 3 пути:
Федя выбрал последний путь. «Живой труп» — рассказ о человеке, который не приемлет социальных норм. Именно в этом его трагедия, поэтому Протасов является живым мертвецом. Самоубийство для него — всего лишь способ освободить близких.
Основные темы пьесы — невыносимость жизни в современной культуре и цивилизации, освобождение от нее, иллюзорность свободы и необходимость ее обретения. Толстому удалось показать, насколько трагичным может быть существование.
«Живой труп» — краткое содержание пьесы Л.Н. Толстого
За свою жизнь Лев Толстой написал немало романов, повестей, рассказов. Были на его счету и пьесы. Краткое содержание «Живого трупа» знакомит с основными событиями сюжета и историей главных героев. Произведение основано на реальных событиях — в центре истории уголовное дело супругов Гримеров, которые обвинялись в двоеженстве.
Действующие лица
В семью Елизаветы входят:
В произведении «Живой труп» есть еще один главный герой — Виктор Михайлович Каренин. Он противоположность Протасова, к тому же с детства влюблен в Лизу. Виктор очень привязан к сыну Елизаветы и его не смущает, что отцом является другой человек.
Автор «Живого трупа» ввел множество второстепенных персонажей:
Толстой написал «Живой труп» в 1900 году. В пьесе вроде был уже сформулирована развязка, но писатель считал, что работа не закончена. Но вернуться к ней не успел.
Краткое содержание
Пьеса начинается с того, что Елизавета принимает решение развестись с мужем. Сестра поддерживает ее решение, а Анна Павловна нет. Лиза делает попытку вернуть мужа из очередного загула. Для этого она посылает Каренина за Федором. Протасов в это время находится у цыган и слушает песни. Он отказывается выполнить просьбу жены.
Окружающие надеются, что Лиза разведется с Федей и выйдет замуж за Виктора. В Протасова влюбляется цыганка Маша. Она пытается убедить его вернуться домой, но безуспешно. В это время Каренин попросил князя Абрезкова выведать намерения Протасова. Федя согласился дать развод через пару недель.
Но вместо свидетельства о разводе получает прощальную записку. Она впадает в отчаяние и клянётся в любви к мужу.
Через год Протасов сидел в трактире и разговаривал с художником. Федя полностью опустился как человек. Елизавета беременна от Виктора, тут ей приходит письмо от судебного следователя с известием: Федя жив.
Анализ произведения
Пьеса Толстого состоит из разных картин. Писатель описывает богатые аристократичные дома и бедные квартиры. Все это позволяет автору показать обычную жизнь, которая наполнена разными событиями и людьми.
Федя Протасов — яркое воплощение идеи эскапизма — отказа следовать чему-то скучному, поэтому он проматывает состояние, пропадает у цыган и в трактирах. Мужчина протестует против образа жизни, который продиктован воспитанием и происхождением.
Герои пытаются вернуть Федю к обычной жизни, но безуспешно. Протасов видит перед собой только 3 пути:
Федя выбрал последний путь. «Живой труп» — рассказ о человеке, который не приемлет социальных норм. Именно в этом его трагедия, поэтому Протасов является живым мертвецом. Самоубийство для него — всего лишь способ освободить близких.
Основные темы пьесы — невыносимость жизни в современной культуре и цивилизации, освобождение от нее, иллюзорность свободы и необходимость ее обретения. Толстому удалось показать, насколько трагичным может быть существование.
Живой труп — краткое содержание пьесы Толстого
Пьеса, написанная Львом Николаевичем Толстым «Живой труп» — это истории любви, тесно переплетающиеся друг с другом. Федор Протасов — пьющий, гуляющий мужчина, который уже давно не любит свою жену Лизу. Она хочет от него развода, потому как жить с этим человеком больше нет никаких сил. С самого детства в нее влюблен друг Виктор Каренин, который готов жениться на ней и забрать себе ее маленького сына Мишеньку.
Лиза погоревав, выходит замуж за Виктора, они счастливо живут, пока однажды к ним не приходит городовой с известием что Протасов жив и они являются двоеженцами. Настаивая, что Лиза и Виктор знали о том что Федор не умер, их шантажируют и вымогают деньги. Он приводит такие доказательства, что Каренин все это время совершал переводы денег неизвестному получателю в Саратов. А именно в этом городе и проживал Протасов. Так же непонятным в этой ситуации выглядит опознание Лизой своего мужа. По мнению следователя все указывает на то, что Виктор с Лизой были в сговоре с Федором и знали о том, что он жив здоров и даже поддерживали с ним связь.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Действующие лица
В семью Елизаветы входят:
В произведении «Живой труп» есть еще один главный герой — Виктор Михайлович Каренин. Он противоположность Протасова, к тому же с детства влюблен в Лизу. Виктор очень привязан к сыну Елизаветы и его не смущает, что отцом является другой человек.
Автор «Живого трупа» ввел множество второстепенных персонажей:
Толстой написал «Живой труп» в 1900 году. В пьесе вроде был уже сформулирована развязка, но писатель считал, что работа не закончена. Но вернуться к ней не успел.
Постановки
Самым значительным явлением в сценической истории пьесы стала ее первая постановка в Московском Художественном театре 23 сентября 1911 г. (в роли Протасова — И.М. Москвин). На сцене Апександринского театра (Петербург) премьера состоялась 28 сентября 1911 г. В 1912 драма «Живой труп» Толстого была самой репертуарной пьесой в русском театре. Она была поставлена в 243 театрах и показана более 900 раз. Наиболее значительные сценические интерпретации образа Протасова: А. Моисси (1915 г., труппа М. Рейнгардта, Берлин); М.Ф. Романов (1940, Киевский театр имени Леси Украинки; 1955 г, Малый театр); И.Н. Берсенев (1942 г.. Театр имени Ленинского Комсомола, Москва); Н.К. Симонов (1950, Ленинградский академический театр драмы имени А.С. Пушкина); Н.О. Гриценко (1962 г., театр имени Евг. Вахтангова, Москва). Заметным явлением стал спектакль МХАТа 1982 г. (режиссер А.В. Эфрос, в роли Протасова — А. Калягин).
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998
Краткое содержание
Пьеса начинается с того, что Елизавета принимает решение развестись с мужем. Сестра поддерживает ее решение, а Анна Павловна нет. Лиза делает попытку вернуть мужа из очередного загула. Для этого она посылает Каренина за Федором. Протасов в это время находится у цыган и слушает песни. Он отказывается выполнить просьбу жены.
Окружающие надеются, что Лиза разведется с Федей и выйдет замуж за Виктора. В Протасова влюбляется цыганка Маша. Она пытается убедить его вернуться домой, но безуспешно. В это время Каренин попросил князя Абрезкова выведать намерения Протасова. Федя согласился дать развод через пару недель.
Но вместо свидетельства о разводе получает прощальную записку. Она впадает в отчаяние и клянётся в любви к мужу.
Через год Протасов сидел в трактире и разговаривал с художником. Федя полностью опустился как человек. Елизавета беременна от Виктора, тут ей приходит письмо от судебного следователя с известием: Федя жив.
«Живой труп»
Анализ произведения
Пьеса Толстого состоит из разных картин. Писатель описывает богатые аристократичные дома и бедные квартиры. Все это позволяет автору показать обычную жизнь, которая наполнена разными событиями и людьми.
Федя Протасов — яркое воплощение идеи эскапизма — отказа следовать чему-то скучному, поэтому он проматывает состояние, пропадает у цыган и в трактирах. Мужчина протестует против образа жизни, который продиктован воспитанием и происхождением.
Герои пытаются вернуть Федю к обычной жизни, но безуспешно. Протасов видит перед собой только 3 пути:
Федя выбрал последний путь. «Живой труп» — рассказ о человеке, который не приемлет социальных норм. Именно в этом его трагедия, поэтому Протасов является живым мертвецом. Самоубийство для него — всего лишь способ освободить близких.
Основные темы пьесы — невыносимость жизни в современной культуре и цивилизации, освобождение от нее, иллюзорность свободы и необходимость ее обретения. Толстому удалось показать, насколько трагичным может быть существование.
Фильмы
Пьеса была экранизирована много раз: