Живые беседы учителей что это такое
живая беседа
Смотреть что такое «живая беседа» в других словарях:
БЕСЕДА — жен. взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. О чем у вас вечор беседа шла? | Речь, говор, слово, язык, наречие, способ объяснения, произношения; слог, оборот речи. У галичан иная … Толковый словарь Даля
беседа — болтливая (Григорович); доверчивая (Лермонтов); задушевная (Потехин); приветная (Козлов); сладкая (Мельн. Печерский); тусклая (Брюсов); умильная (Мельн. Печерский); шумливая (Ольнем); шумная (Козлов) Эпитеты литературной русской речи. М:… … Словарь эпитетов
ЖИВОЙ — ЖИВОЙ, живая, живое; жив, жива, живо. 1. Такой, который живет, в котором есть ь; ант. мертвый. Схватить преступника живым или мертвым. Живая рыба. Я застал его еще живым. Моя бабушка еще жива. «Я с тебя живого кожу велю содрать на тулупы.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова
Востоков, Владимир Игнатьевич — Владимир Игнатьевич Востоков Род деятельности: Священнослужитель Православной Российской Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей Дата рождения: 11 июня 1868(1868 06 11) … Википедия
Шишкин — Иван Иванович (1832, Елабуга – 1898, Санкт Петербург), русский живописец, пейзажист. Родился в небогатой купеческой семье. В 1852 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А. Н. Мокрицкого. В 1856 60 гг.… … Художественная энциклопедия
Chelsea TV — Chelsea Television … Википедия
На равных — с кем. Разг. 1. На одинаковых основаниях, при одинаковых возможностях. Впечатление такое, что в классе идёт не урок, а живая беседа и собеседники учитель и ученики участвуют в ней на равных (В. Витальев. Если хочешь, чтоб верили…). Понадобилось… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Радость моя (телеканал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Радость моя. Радость моя Детский семейный образовательный телеканал … Википедия
Политические занятия в советской армии и военно-морском флоте — основная форма воспитания солдат, матросов, сержантов и старшин. Эти занятия являются обязательной формой учебы рядового, сержантского и старшинского состава. Они проводятся в часы плановых занятий и включаются в учебное расписание… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
разнообразный — ая, ое; зен, зна, зно. 1. Различающийся по каким л. признакам; всевозможный. Р ые животные, птицы, деревья, цветы, плоды. Р ые звуки, характеры, методы. Русский язык обилен разнообразными оборотами. Дом с разнообразными крылечками. Одевались в… … Энциклопедический словарь
ВОСТОКОВ, о. Владимир Игнатьевич — (11.07.1868 23.07[5.08].1953), митрофорный прот., известный проповедник и церковный писатель, член Русского Монархического Собрания (РуМоСо), активный участник монархического движения в годы гражданской войны. Родился в семье сельского священника … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.alted.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » « Великий и могучий…» Автор –составитель Чеботникова Г.А. Учитель МОУ «Велижанская сош» « Великий и могучий…» Автор –составитель Чеботникова Г.А. Учитель.» — Транскрипт:
1 « Великий и могучий…» Автор –составитель Чеботникова Г.А. Учитель МОУ «Велижанская сош» « Великий и могучий…» Автор –составитель Чеботникова Г.А. Учитель МОУ «Велижанская сош»
2 «…Язык российский, не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе». (М.В.Ломоносов) «…Язык российский, не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе». (М.В.Ломоносов)
4 С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт… целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят) его глаза. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт… целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят) его глаза.
5 Слово без образа добродетельной жизни не действенно. Схиархимандрит.
7 Притча о силе слова. Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по- христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди, собери до единой пушинки», на это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой» Притча о силе слова. Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по- христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди, собери до единой пушинки», на это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой»
10 В современной науке появился термин ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ, экология слова, языка. Слово – основная единица языка и речи. Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Фонетика изучает звуковой состав слова, морфемика – его морфемный состав (корень, приставка, суффикс, окончание), в морфологии слово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц. В Словаре русского языка С. И. Ожегова у слова отмечается 9 значений. Первое из них – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Но под это определение не подходят служебные слова, которые выражают отношения между самостоятельными (знаменательными) словами. Остальные значения, выделяемые в этом словаре, связаны с древнерусским смыслом слова, когда оно, кроме основного значения, имело и другое – речь. Именно это значение сохранилось в устойчивых выражениях: дар слова, любить родное слово, свобода слова, предоставить слово, взять слово, лишить слова, заключительное слово (докладчика) и др., а также в пословицах В современной науке появился термин ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ, экология слова, языка. Слово – основная единица языка и речи. Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Фонетика изучает звуковой состав слова, морфемика – его морфемный состав (корень, приставка, суффикс, окончание), в морфологии слово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц. В Словаре русского языка С. И. Ожегова у слова отмечается 9 значений. Первое из них – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Но под это определение не подходят служебные слова, которые выражают отношения между самостоятельными (знаменательными) словами. Остальные значения, выделяемые в этом словаре, связаны с древнерусским смыслом слова, когда оно, кроме основного значения, имело и другое – речь. Именно это значение сохранилось в устойчивых выражениях: дар слова, любить родное слово, свобода слова, предоставить слово, взять слово, лишить слова, заключительное слово (докладчика) и др., а также в пословицах
12 Понемногу о многом. Коричневый цвет получил свое название от цвета корицы, а слово корица образовалось от слова кора. Фиолетовый цвет- цвет фиалки. Рябчик и синица названы так за свое оперение (рябчик- рябой, а синица – синяя). Землянику так назвали, потому, что ее ягоды склоняются к земле. Гривенник – монета в 10 копеек. Слово образовано от названия монеты в Древней Руси – гривна. До названия денежной единицы слово гривна обозначало шейное металлическое украшение. Пятиалтынник – монета в 15 копеек. Слово алтын, обозначающее монету в 3 копейки, сейчас сохранилось в нашем языке в пословице не было ни гроша, да вдруг алтын. Слово рубль произошло от слова рубить. В старину в качестве денег употреблялись бруски из золота и серебра. Рублем назывался брусок определенного веса, отрубленный от целого бруска. Целковый – целый рубль. Копейка получила свое название от слова копье. На этой монете раньше изображался всадник с копьем..Некоторые ученые утверждают, что слово копейка произошло от слова копить. Понемногу о многом. Коричневый цвет получил свое название от цвета корицы, а слово корица образовалось от слова кора. Фиолетовый цвет- цвет фиалки. Рябчик и синица названы так за свое оперение (рябчик- рябой, а синица – синяя). Землянику так назвали, потому, что ее ягоды склоняются к земле. Гривенник – монета в 10 копеек. Слово образовано от названия монеты в Древней Руси – гривна. До названия денежной единицы слово гривна обозначало шейное металлическое украшение. Пятиалтынник – монета в 15 копеек. Слово алтын, обозначающее монету в 3 копейки, сейчас сохранилось в нашем языке в пословице не было ни гроша, да вдруг алтын. Слово рубль произошло от слова рубить. В старину в качестве денег употреблялись бруски из золота и серебра. Рублем назывался брусок определенного веса, отрубленный от целого бруска. Целковый – целый рубль. Копейка получила свое название от слова копье. На этой монете раньше изображался всадник с копьем..Некоторые ученые утверждают, что слово копейка произошло от слова копить.
13 Полиглоты. Можно ли выучить все языки, если невозможно сократить их число? Сын одного плотника из Болоньи Джузеппе Гаспар Меццофанти (1774 – 1849) знал 30 европейских, 5 африканских, 7 азиатских, а всего, видимо, около 100 языков. В 17 веке в Финляндии был приговорен к смертной казни «Заколдованный дьяволом» студент за то, что «с быстротой неимоверной изучал иностранные языки, что считалось немыслимым « без содействия нечистой силы». Г.Шлиман, известный исследователь Трои, знал несколько десятков языков; русским, по его словам, он овладел за шесть недель. Л.Толстой в совершенстве владел французским, английским, латинским, испанским, итальянским, чешским, польским, болгарским языками. В его библиотеке в Ясной Поляне хранится до 22 тысяч книг и журналов на 35 языках мира. Полиглоты. Можно ли выучить все языки, если невозможно сократить их число? Сын одного плотника из Болоньи Джузеппе Гаспар Меццофанти (1774 – 1849) знал 30 европейских, 5 африканских, 7 азиатских, а всего, видимо, около 100 языков. В 17 веке в Финляндии был приговорен к смертной казни «Заколдованный дьяволом» студент за то, что «с быстротой неимоверной изучал иностранные языки, что считалось немыслимым « без содействия нечистой силы». Г.Шлиман, известный исследователь Трои, знал несколько десятков языков; русским, по его словам, он овладел за шесть недель. Л.Толстой в совершенстве владел французским, английским, латинским, испанским, итальянским, чешским, польским, болгарским языками. В его библиотеке в Ясной Поляне хранится до 22 тысяч книг и журналов на 35 языках мира.
14 Книга – великан. Книга высотой в два этажа. Скажите: таких книг Не бывает. И ошибетесь! Есть! Некоторые из таких книг находятся в Монголии. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам – искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске. Сколько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита! Первый русский букварь был составлен Василием Бурцевым и издан в 1634 году. На титульной странице букваря был нарисован учитель, секущий розгами ученика. Книга – великан. Книга высотой в два этажа. Скажите: таких книг Не бывает. И ошибетесь! Есть! Некоторые из таких книг находятся в Монголии. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам – искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске. Сколько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита! Первый русский букварь был составлен Василием Бурцевым и издан в 1634 году. На титульной странице букваря был нарисован учитель, секущий розгами ученика.
15 Палиндромы(перевертыши) А роза упала на лапу Азора. Рвал дед лавр. Коту тащат уток. Кит на море романтик. Леша на полке клопа нашел. Аргентина манит негра. Ишаку казак сено нес, казаку каши. Течет море – не ром течет. Палиндромы(перевертыши) А роза упала на лапу Азора. Рвал дед лавр. Коту тащат уток. Кит на море романтик. Леша на полке клопа нашел. Аргентина манит негра. Ишаку казак сено нес, казаку каши. Течет море – не ром течет.
Дельфис
Последнее обновление
Статьи по теме
Рекомендуемые книги
Подписка на рассылки
Оставайтесь с нами
Отзывы наших читателей
Благодаря замечательным книгам «Сад Учителя», «Беседы Друга» и, конечно, «Двум жизням» К.Е.Антаровой мы сегодня можем представить, как проходят возвышенные разговоры с Учителем. Наставления, которые при этом даются, помогают людям быть сознательными творцами своих жизней, постигать сущность своего высшего Я, понять своё назначение и нести миру радость и благоговение. Они учат соизмеримо сочетать силы сердца и ума в делах каждого дня, без чего невозможно достичь внутренней гармонии.
И вот ещё одна тетрадь — «БЕСЕДЫ УЧИТЕЛЯ», переписанная (или записанная?) рукой Софьи Владимировны Герье (умерла в 1956 г.) — председателя Московского отделения Российского теософского общества. Судьба привела эту заветную тетрадь в руки Елены Фёдоровны Тер-Арутюновой, знавшей Софью Владимировну и выросшей в семье теософов. Она была знакома со многими теософами, а также К.Е.Антаровой, О.Н.Цубербиллер, З.М.Гагиной, СА.Бодянской, Е.Н.Мулиной и другими (см. фото). У Елены Фёдоровны сохранились фотографии, записи К.Е.Антаровой. Среди них «Послание старцу», подписанное Учителем Венецианцем и адресованное З.М.Гагиной. По своей стилистике оно очень близко «Беседам» в тетрадке С.В.Герье. Это позволяет предположить их источник. Но так ли важно знать имя Учителя? Ведь глубина и мудрость текста не оставляет никаких сомнений в их непреходящей ценности.
С разрешения Е.Ф.Тер-Арутюновой мы начинаем публикацию этих «Бесед». Они адресованы тому, кто осознаёт себя учеником и кто ищет и хочет понять, что причина всех его трудностей кроется и в нём самом.
Беседы Учителя (часть 1)
Беседа 1
г.Кисловодск, 1915г., Теософский кружок. Слева направо: Окназов (сидит), Е.Н.Мулина (стоит), С.А.Бодянская (сидит в светлом платье) и её муж (стоит). Имена остальных неизвестны (из альбома Е.Ф.Тер-Арутюновой)
Человек, идя свой земной день, не может сравнением постичь сознания иного плана. Ибо все его сравнения лежат в условностях плотных тел. Высшее же сознание, освобождённое от этих условностей, имеет ограничение лишь в самом себе. Ограничения человека Земли имеют в себе не только те формы из дерева, камня, железа, которые не может пройти его тело.
Но человек имеет и ограничение страстей. Без забот о пути человек не может своим телом проникнуть через плотные перегородки во внутреннее помещение жилищ своих встречных. Но раскрытая с разрешения дверь убирает все препятствия, — он входит легко и просто. Как же обстоит дело у человека с проникновением в храм встречного — в его сердце? Только сам человек, силою своей любви и чистоты может приникнуть своей любовью к любви встречного. И никакое разрешение не сольёт его с мыслью, радостью и скорбью встречного. Только его собственное осознание себя единым со встречным может помочь ему встать не в положение зрителя и судьи, а друга и помощника.
«Не судите друг друга», — то стоит у всех перед глазами; то понимает каждый умом. Но только тот, кто сердцем устремится к радости или скорби встречного, тот выполнит этот завет.
А, между тем, первый признак начала освобождения, начала активной жизни в единении — есть сила видеть в ближнем осколок Единого, не подлежащий твоему суждению, но приникать к которому чистотой твоей — вот назначение каждой встречи.
Нет оснований думать, что если ты восходишь к совершенству, то тебе необходимы особые условия. Нет особых условий, ибо каждому даны его условия; а следовательно, они так индивидуально неповторимы, как только могли Владыки карм разбить оковы вековые человека. Все усилия Светлого Братства сводятся к принятию каждого в костёр своей любви.
Великое их милосердие разбивает молотом любви перегородки человеческих предрассудков и условностей, что каждый себе соткал. Они проносят зрение человека через века его дел и оставляют в нём такие следы, по которым его новая жизнь стремится пробиться через препятствия дня. И только потому то, что одному легко и просто, другому — мука. То, чем один заполнен в своём духе и красоте, — другому кажется бездельем.
Прочесть в сердце встречного его муку или радость можно только тогда, когда в тебе самом спокойное стремление дало силу духу. Если же в тебе шумит хотя бы ручей страстей, привлечь своё внимание к другой жизни — почти невозможно.
Можно ли при этих условиях стать учеником? Как может человек принести не искривлённой хотя бы одну мысль Учителя на землю, если в нём царит не звон освобождённого сердца, а боль и неудовлетворение, борьба с самим собой.
Снимая с себя пустоту себялюбия и переключаясь на основу общего блага, человек ощущает радость от освобождённого в себе огромного кольца света, в котором сгоревшие страсти исчезли. Но свет этот не отгородил его стеною от общения с живым кольцом людей; он притянул к себе это живое кольцо, и переключилась мысль каждого на более тонкую и чистую материю духа в ауре. Ибо тот, кто мог удержаться в кольце твоего света, непременно сжег в нём хотя бы малую свою условность. Рассчитать логические ходы воспитания, как именно перенести свет на встречного, — невозможно. Ибо в делах духа логика одна для всех — Любовь. И сколько бы ты ни искал оправдания своему не особенно высокому поведению, не вышедшему из колец осуждения встречного, сколько бы ты ни говорил себе, что те, к кому ты пришёл, ещё низменны, ещё полуживотны, — ты знаешь, что сам ты входил к ним, не свет Учителя неся, а личность свою.
И не может человек сдвинуться с места, пока не научится разбирать перегородки в себе, чтобы условность и предрассудок встречного, не найдя опоры в тебе, осыпались сухою шелухою.
Живя в современном тебе обществе, где ты видишь весь недостаток воспитанности, что должен нести в себе ты, если хочешь научиться привлекать своё внимание к творчеству, а не к суете внешнего людей? Освобождённым от внешнего должен быть ты сам. Внешнее не должно ударять тебя по твоим больным местам, ибо во всём твоём сознании живут только сила, энергия, решимость сердца, и тебе нечем воспринять мелочь и бунт страстей.
Страсти коварства и искательства, жажда утопить тебя и пролезть выше самому — всё трогает тебя лишь постольку, поскольку твоё сознание работает в освещении условности времени, а не в верности вечному труду Учителя.
Ты хочешь соединить чистую жизнь духа и требования условностей Земли. Но цель твоя?
Видишь ли ты в кольце твоих препятствий только способ твоего роста? Или ты стремишься их победить, чтобы семья твоя была сыта, чтобы жизнь твоего дня стала веселее и легче, благодаря условному пониманию удовольствий Земли? Чтобы отделиться от общения с массой людей, закрыть ход к твоим удобствам соседу?
Нет такого пути ученику. Ученик — это звено единения. На нём, через него старается пролить свет сознание Высшее, освобождённое. И только тот, кто это понял, может войти в группу учеников — двигателей мира в мир.
Беседа 2
Трогательна беспомощность младенца и вызывает самое мужественное опекание своих близких, если в их сердцах живёт милосердие.
Так и ученик. Трогательна его беспомощность Учителю, и Он, видя верность ученика нерушимой, льёт ему свою помощь и милосердие без условностей и ограничений со своей стороны. И только ограничения самого ученика, выстроенные его колебаниями, нецельностью его мыслей, неуверенностью его, останавливают ученика перед Золотыми Вратами, то есть перед порогом знания. Ибо знание вытекает из освобождённых мест в сознании. Оно вырастает на гармонично звучащих волнах его действий.
Можно ли, живя на земле, в суете огней и страстей человеческих, стать учеником? Быть может, надо где-то в особо чистых условиях сделаться учеником и потом вернуться к своим ближним, став им поддержкой и помощью? Нет. Никто не может стать закалённым вне своих условий и препятствий. И все условия и препятствия пойдут за человеком, если ему их необходимо победить, куда бы он ни ушёл. Рассматривать период ученичества как подготовку к деятельности — такой же предрассудок, как думать, что человеку может повредить чистый воздух и солнце.
Нет условного обучения. Единственное условие, на котором растёт всякое ученичество, — это гармония сил в человеке. Не следует думать, что ученичество начинается с того момента, когда Учитель даёт ученику весть. Ученичество могло начаться ещё за два воплощения, но отсутствие гармонии в ученике не дало возможности развить память о нём. И не отношения Учителя к ученику — мерило восхождения, а отношение ученика к окружающим и его к ним милосердие.
Утвердившись в мысли, что всё — в себе, распознавая реальное и временное, человек строит первоначальную ступень к свиданию с Учителем.
Заставляя своё внимание всецело прикрепляться к совершающемуся «сейчас», ученик развивает бдительность. Но когда он её развивает? Если приказом воли он концентрирует своё внимание — он способствует только более широкому развитию личности. Если же он скрещивает своё милосердие со вниманием и без всяких приказаний себе вглядывается, кто и что перед ним, — он забыл о себе; он прошёл, минуя план страстей, в план духовного общения, хотя бы стоящий перед ним плакал и нёс в себе бунт своих страстей.
Как будет общаться с ближними человек, не знающий орбиты действий Учителя? Видя горе, слыша стоны и жалобы, он будет тоже плакать, усилиями своих слёз сочувствия прорубая ещё больше дыр в его и своей ауре. И своим волнением он проведёт встречного ещё глубже в план страстей. Ученик же, постигший всегда светлое мужество Учителя, обратит всю силу своей мольбы к Учителю. Всё мужество его будет призывать в храм своего сердца, и, оставаясь в гармонии, он сможет помочь рыдающему встречному войти в свой центр силы, в свой заветный храм в себе — Любовь. И тогда с каким бы бунтом страстей ни пришёл встречный, он сбросит с себя хотя бы часть своего уныния и найдёт силы прожить какое-то мгновение в относительном успокоении.
Если же он не смог подле тебя обрести просветления и, уйдя, жаловался ещё и на тебя, возмущался, негодовал на твоё бессердечие, значит он ещё слишком далёк от истинного понимания единения. Ему ещё предстоит долго носить страстные покровы, и тебе, отдав ему весь мир своей гармонии, не стоит огорчаться неудачной встречей, а ещё глубже закалить мужество и ещё чище сойти в Учительской любви к следующей встрече.
Можно ли «отказаться» от активного действия, от встречи? Нет встреч случайных. И если ты в своём обиходе не нуждался бы во встрече, даже с вороватым слугою, ты не имел бы её. Но не надо в мелочах обихода видеть знамение небес. Нельзя усматривать в мелких удачах и неудачах какие-то основания для глубоких своих действий. Ибо так дойдёшь до суеверия, и оно вновь создаст пелену условностей и заведёт тебя в тот лабиринт, из коего ты уже однажды выбрался.
Надо свои действия в дне так подпирать радостью единения с Учителем и окружающими, чтобы мелочь обихода не вплеталась суеверием в действия твои. Стоит ли видеть «предначертания» в том, что пуговица твоих туфель, оборвавшись, задержала тебя, и ты опоздал на поезд, благополучно прибыв на следующем, и утруждать себя пустыми вопросами, зачем это доктор не смог меня принять сегодня? Зачем это я пришёл случайно в чужой дом, — всё это праздное суеверие, неумелое распределение своих сил между временным и реальным, между условным и вечно движущимся в двух мирах.
Если бы ты видел в мелочи простое привлечение твоего внимания к лёгкости и ловкости через тебя и в тебе весёлого и радостного состояния, где бы мысль о раздражении или суеверии не могла иметь места, то ты бы всюду нёс в себе верность и уверенность.
Если бы основа в твоём храме была цельною, а не двоилась постоянно в колебании между истинною Жизнью и обывательскими пониманиями, твоей голове не угрожало бы наводнение от пустого разбора мелочей.
Путаница в человеке от сумбура всех не доведённых до конца мыслей — хуже метели и гололедицы. В сознании, привыкшем постоянно считать, что опека над ним идёт извне, а не всё, что и чем он опекается, внутри него, — предрассудок, победимый не менее тяжко, чем разъедающий тело микроб.
Тот, кто хочет войти в ученичество, прежде всего, борись с предрассудком суеверия, ибо он — одна из заноз, на которой прочно держится страх.
Беседа 3
Разнообразны тропы людей, ведущие к постижению Истины в себе. Труден путь всех, видящих вокруг страдания, но не понимающих их смысла и цели.
«Слепому» человеку, привыкшему понимать жизнь серого дня как цель или как средство достижения внешнего блеска и карьеры, всё, приносящее страдание и беспокойство, понимается как простое вмешательство чужой враждебной воли, которое надо победить натиском своей силы.
Мысль же о том, что встречи человека с встающими в дне на его пути препятствиями — его собственное творчество, никогда не приходит ему в голову. Мнение человека о своём встречном так низменно, что он всегда думает обмануть его бдительность. Ему кажется таким лёгким и даже признаком хорошего тона — обдать встречного улыбкой и вопросом о его здоровье, а в себе скрыть враждебное раздражение и досаду на несвоевременную встречу. Ему кажется, что он так глубоко скрыл своё лицемерие и коварство, что никто и никогда не прочтёт его истинных, живущих в сердце и мысли сил.
Но об ауре он или совсем не слыхал, или совсем не понял. Ведь основа его собственных сил — только он сам. Творец своего счастья или несчастья — он сам, и никто и ничто другое.
Цвета ауры вероломного человека — исключительно оранжево-коричневые, переходящие в грязно-серо-зелёные. Среди них пробегают молнии багрового цвета, и в некоторых местах ауры висят опухоли из шевелящихся ужасных уродливых тел, коль мысли человека помогли их жизни. Убийственен вид элегантного, по последней моде одетого человека, если его лицемерие и двойственность разъели его ауру, если в храме его сердца данный ему талисман его счастья, его осколок Единого, не горит более, а лежит мёртвым камнем.
Человеку, сумевшему потушить в своём храме даже искру Света, — нет пути дальше в человеческом образе. Он отдал свою духовную мощь зверям астрального плана и в их среде ему придется продолжать своё дальнейшее путешествие. Но нет виновников его несчастья, он сам его творец. Каждое существо, сошедшее на Землю, оберегаемо так мужественно, как только могло чистое милосердие Владык карм пробить человеку путь среди созданных им самим себе препятствий и врагов.
Настало время человеку понять, в чём его сила и в чём его слабость. Можно быть слепым и не понимать вечности жизни и циклов её в условиях всегда изменяющихся сообразно каждой цепи движения вечного. Но в себе необходимо сознавать Любовь не только как чувственное действие или долг, но ещё как жалость и как радость. Имеющий жалость и умеющий сострадать, не давая встречному чувствовать снисхождения и превосходства своего, уже раздул искру своего огня, и она не потухнет вовеки.
Сумевший действие своей жалости перелить в мужественную помощь, смог запечатлеть образ свой в тех записях вечного, где нет конца достижениям и где подъём к совершенству может совершиться и без всяких «знаний».
Знание? О, сколько умствующих, чьими рефератами и статьями завалены полки, где их разъедает пыль, прошли из воплощения в воплощение, истратив энергию жизни на сведенья, не давшие ни одному человеку радости. Через века и века вскрывается в них всё та же жажда знания, не двигающая их с места. И милосердие Владык карм ввергает их, наконец, или в круг страшных страданий, или в среду, где им прививают атеизм, и через атеизм они просыпаются к Истине.
Знание — даже знание истинное — оставляет многих без яркого движения вперёд, ибо запутываются они в схоластике книжных изложений, не имея в себе двигающихся чакрам, огонь которых дал бы им зрение и слух, помог бы проверить Истину книг силою жизни Истины в себе.
Ученик, достигший теми или иными способами возможности беседовать с Учителем или ещё более Высшим Сознанием, должен трудиться над своим вниманием и так воспитать его, чтобы верность внимания тому направлению, куда его, ученика, однажды привлекла озарённая гармония, была цельна.
Нет смысла гнаться за новыми и новыми потоками слов Учителя, если колебания, сомнения, отрицания одного в данной книге и принятие другого составляют весь смысл прочитанного и выливаются в страстную критику. Нет распознавания там, где есть такая критика. Ибо эта критика рождается не из огня мысли и сердца, слитых гармонично в спокойствии, но из страстей, в которые вплетено личное.
Только тогда сможет человек бдительно распознавать, в чём сила или слабость прочитанных им слов, если в его сердце не загорается мутное желание отбросить одно, как ему не пригодное, и принять другое, как ему подходящее.
Если он в себе не несёт пристрастия, а только сознаёт, что в одни слова он проник творчески, другие же ещё не смог пронизать своею любовью, то он на верном пути, единственном, где можно постичь Мудрость.
Переходы по ступеням ученичества никогда не бывают лёгкими. Но как бы они ни были трудны — свет в ученике должен гореть всегда ровно. Только при ровном свете, при отсутствии раздражения, можно двинуться в тот путь, где встреча с Учителем даёт начало к движению в вечном.