Жизнь и воротник тэффи о чем заставляет задуматься
Смысл рассказа «Жизнь и воротник» Тэффи
Некоторые читатели после ознакомления с рассказом «Жизнь и Воротник» Надежды Тэффи узнают в главной героине себя. В погоне за бездушными вещами иногда мы теряем самое важное. Соблазны окружают человека повсюду. Необходимо научиться правильно к ним относиться. Надежда Тэффи в своём произведении затронула важную и актуальную тему современного мира. Попробуем разобраться, в чем заключается основная идея произведения «Жизнь и Воротник».
Смысл названия книги «Жизнь и Воротник» Н.А. Тэффи
Слово «Воротник» в названии книги написано с заглавной буквы. Это не случайно. Автор показывает, что в современном мире люди ставят ценность жизни и бездушные вещи на одни весы. Воротник, как олицетворение зависимости от материальных благ, является повелителем судьбы человека. Что может быть важнее жизни? Для многих ответ очевиден. Однако есть и те, кто не ценит себя и своё окружение. Люди становятся одержимы идей заполучить все больше и больше богатств. Часто это путь в никуда.
Смысл заглавия книги «Жизнь и Воротник» заключается в том, чтобы показать всю нелепость и абсурдность ситуации. Люди должны задуматься о своем предназначении и о своей миссии на планете. Жизнь — это великий дар. Нельзя ее сравнивать с бездушными вещами, которые приобретаются за деньги.
Смысл произведения «Жизнь и Воротник» Н.А. Тэффи
Почему человек так легко поддаётся соблазнам? Зависть стала неотъемлемой частью жизни для многих людей. Нам все время хочется больше и больше всего. Люди не привыкли ограничиваться малым. Смысл произведения «Жизнь и Воротник» Н.А. Тэффи заключается в том, чтобы с помощью образа главной героини показать, как меняется человек под воздействием чужого мнения и соблазнов. Современный мир предлагает нам массу вещей. Люди могут приобрести практически все, что захотят. Главное, были бы деньги. У человека со временем появляется зависимость от покупок. Теперь он не уже не хозяин своей жизни, а раб материальных вещей.
В рассказе «Жизнь и Воротник» героиня — молодая женщина — стала заложницей своих желаний. Воротник стал камнем преткновения. Олечка словно подчинилась ему. Парадоксально, но жизнь цветущей женщины зависела от бездушной вещи. Воротник стал господином, повелителем. С каждым днём силы покидали молодую женщину. Воротник же, наоборот, укреплял свои позиции.
Нельзя создавать себе кумиров. Эта заповедь известна всем. Однако главная героиня не придала ей большого значения. Она решила поступить иначе. Олечка не только выбрала себе кумира. Она сделала своим повелителем простой воротник. Надежда Тэффи призывает не акцентировать внимание на конкретной материальной вещи. Воротник — это собирательный образ материальных благ, за которыми гонятся люди. Они уже не принадлежат себе. Они потеряли своё собственное я. Люди сузили необъятный яркий мир до размеров бездушной вещи. Их разум отказывается принимать очевидное, ведь они живут только ради удовлетворения свой зависимости.
Абсурдность ситуации наводит на мысль, что это нереально, так не бывает. Однако после прочтения рассказа «Жизнь и Воротник» человек понимает, что на месте героини может оказаться любой.
Смысл финала произведения «Жизнь и Воротник» Н.А. Тэффи
Зависимость от бездушных вещей имеет огромную разрушающую силу. Именно это и пытается показать Надежда Тэффи на наглядном примере. Желание покупать все больше и больше разъедает человека изнутри. Если во время не остановиться, можно лишиться всего, что есть у тебя в жизни. Молодая женщина самостоятельно возвела воротник на пьедестал почета. У Олечки не было других ценностей и интересов. Она словно жила только ради этого воротника. Однако это не принесло ей счастья. Напротив, в конце рассказа героиня осталась ни с чем.
«Аксессуары» к воротнику, да и сам воротник сыграли с молодой женщиной злую шутку. Она практически лишилась разума. Но горькая действительность вернула ее к жизни. Воротник пропал. А вместе с ним и рассыпались иллюзии, которыми жила последнее время Олечка. Она осталась совершенно одна. Возможно, опыт героини поможет читателям сделать переоценку своих ценностей. Не следует дела из бездушной вещи себе кумира, нельзя завидовать. Самое главное находится рядом. Важно, в погоне за призрачными удовольствием не потерять истинный смысл существования.
В чем актуальность рассказа «жизнь и воротник»?
Смысл произведения очевиден: оно направлено против
мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее
сути как погони за вещами.
По мере развития сюжета вещь обретает все больше
черт живого существа и подчиняет себе волю героини.
Идея рассказа, говоря современным языком, в том,
что человек может легко поддаться соблазнам, что
приводит к различного рода зависимостям, но особо
печально то, что к зависимостям от бездушных вещей,
рабами коих становится человек.
Вещь – Царь, Человек – раб.
Именно такой грех приводит к печальному концу
семейной жизни героини.
Воротник стал её кумиром, и до такой степени, что она
в каком-то смысле лишилась разума.
Недопустимо человеку впадать в зависимость от вещей
Можно любить кого-то, что-то, но боготворить вещь –
значит, ведь ещё и то, что самому переставать быть
личностью, обезличивать себя.
А сегодняшний сюжет из нашей жизни совершенно
похож на зарисовку Тэффи : у многих сейчас смартфоны,
и многие стали уже рабами сей вещи:
они не выпускают его из рук, берут его с собой в ванну,
ложатся спать с ним-всё развивается по сценарию Олечки.
Покупка различных аксессуаров к смартфону не есть
ли покупка аксессуаров к воротничку.
Чехлы, пленочки, стекла, переходники, сумочки, подставки,
даже штативы для селфи… Всё для своего любимчика!
«Жизнь и воротник», анализ произведения Тэффи
Тема неприятия пошлости, мещанства, обывательщины (в разные периоды времени по-разному именовали стремление к роскоши и комфорту) была одной из главных в ХХ веке. Владимир Маяковский был уверен, что «страшнее Врангеля обывательщины быт», а героиня фильма «Москва слезам не верит» Людмила с презрением высказалась об уехавшей на дачу подруге: «О, уже засосало мещанское болото!»
Так главным героем рассказа становится крахмальный воротник, что напоминает фантасмагорию «Нос» Николая Васильевича Гоголя. Так же, как у Гоголя, воротничок становится главнее своей хозяйки, а Олечка, слабея в этой борьбе, ведет уже не свою, а «воротничковую жизнь».
Воротник подчиняет волю героини настолько, что в какой-то момент она испытывает страх. Чтобы продемонстрировать взаимодействие героев, Тэффи использует параллелизм. Олечка все больше и больше теряла силы в борьбе со своим предметом гардероба, а воротник «укреплялся и властвовал». Именно он заставил нигде не бывавшую прежде скромную конторскую служащую отправиться на вечер, где «вел себя развязно до неприличия», заставляя хозяйку вертеть головой направо и налево.
Пошлые ухаживания Олечкиного соседа-студента вызвали в ней бурю негодования, стыд и ужас, но воротник согласился даже на то, чтобы студент проводил ее до дома. Доминирование воротника стало настолько всеобъемлющим, что героиня просто теряется на просторах дальнейшего повествования, и обычная, казалось бы, вещь управляет жизнью Олечки Розовой.
Ведь после «студент с воротником» не только поехали в ресторан и уединились в кабинете, но и «пили ликер, говорили пошлости и целовались». Наутро после измены воротнику еще хватило наглости сказать потрясенному мужу (хотя Олечкина душа и дрожала), что «честная жена» всю ночь «болталась со студентом», а деньги «профукала».
Такого испытания честный муж не вынес и не просто бросил жену, но даже перевелся в другой город. Так печально закончился бунт скромной конторской служащей, спровоцированный крахмальным дамским воротничком, который вскоре потерялся в стирке. После ухода мужа Олечка стала вновь скромной, кроткой, ведь даже слово «омнибус» (так называли в начале ХХ века автобусы) вгоняет ее в краску, потому что созвучно со словом «обнимусь».
Авторское отношение к героине определяется не сразу. В начале рассказа звучит явная ирония, когда Тэффи рассуждает о том, что человек может беспредельно властвовать над вещами, ведь самая невзрачная вещица «вотрется в жизнь, закрутит и перевернет всю судьбу не в ту сторону».
В дальнейшем ирония сменяется откровенным сарказмом: писательница издевательски описывает, что, когда стирался воротник, Олечка рыдала и молилась, только выход все равно не находился. Сарказмом можно считать авторский вопрос, воспринимающийся, правда риторически: «Почему не догадалась она вышвырнуть за окно крахмальную дрянь?»
Уделяя внимание комической стороне, Тэффи хочет не просто рассмешить, а прежде всего показать всю несуразицу и пустоту того, что некоторые персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.
Сочинение на тему: “Рассказ “Жизнь и воротник” Тэффи”
Творчество Надежды Александровны Лохвицкой, творившей под псевдонимом Тэффи, не может оставить равнодушным. Творчество Тэффи любили и ценили многие выдающиеся люди, в частности Ф. Сологуб, И. Бунин, Куприн, Л. Андреев, А. Аверченко, император Николай 2 и вождь мирового пролетариата В. И. Ленин. В своих произведениях Надежда Александровна Лохвицкая ставит важнейшие философские вопросы, обрамляя их витиеватостью юмористических выкладок.
Короткий рассказ Тэффи “Жизнь и воротник” на первый взгляд может показаться смешным и малозначимым.
А также она незаметно заставляет человека обратить внимание на самого себя, посмотреть на свои недостатки, словно в зеркало. В начале рассказа мы узнаем о том, что Олечка Розова три года была женой честного человека. Уменьшительно-ласкательное имя Олечка больше подходит ребенку, чем почтенной супруге. Поэтому даже имя заставляет нас насторожиться
Далее мы узнаем о том, что Олечка была скромной, тихой и любящей. Это, безусловно, похвальные качества. Казалось бы, семейная жизнь главной героини и ее супруга вне опасности. Ничто не мешает им жить спокойно и чувствовать себя счастливыми.
Однако только до тех пор, пока на глаза ей не попался крахмальный дамский воротничок с продернутой в него желтой ленточкой. Этот незначительный, казалось бы, предмет, относящийся к дамским нарядам, изменил и перевернул жизнь Олечки и ее мужа. После приобретения воротничка у Олечки возникло непреодолимое желание поменять свой гардероб.
Ведь прежние вещи рядом с новым воротничком как-то не смотрелись. Конечно, желание Олечки принарядиться нельзя осуждать. Каждая женщина неравнодушна к своему внешнему виду.
Но, как оказалось, появление воротничка заставило Олечку перемениться не только внешне, но и внутренне.
Главной героине оказалось недостаточно купить новую кофточку, затем юбку, башмаки, шляпу, пояс и перчатки, “подходящие к характеру воротничка”. После это добродетельная супруга стала меняться еще более сильно, ее поведение уже не было похожим на поведение той скромницы, о которой мы узнали в начале рассказа. Олечке захотелось казаться роскошной и загадочной.
Она приобрела безобразный полосатый диван, от которого воротило и ее, и мужа, и старую кухарку.
Замет Оля остригла волосы, стала курить и громко хохотала, когда в ее присутствии произносили какую-то двусмысленность. Такое поведение кажется весьма странным для скромной добродетельной женщины.
История с воротничком привела к крушению семейной жизни. Однажды в гостях Олечка познакомилась с молодым студентом, с которым провела ночь. Наутро муж бросил ее, к тому же, он узнал о всех долгах, которые его супруга сделала.
В рассказе Тэффи мы видим, что часто люди оказываются игрушкой в руках обстоятельств. Мне кажется, что писательница правильно описала влияние предметов роскоши на людей.
Related posts:
Анализ рассказа Теффи «Жизнь и воротник»
Содержимое разработки
Смысл произведения очевиден: оно направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает все больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется в обилии глаголов, выражающих волеизъявление. Можно предложить ребятам найти их и проанализировать, с какими словами они сочетаются. В начале рассказа явно преобладает слово «требовал», повторяющееся четыре раза. И каждый раз «требования» воротника становятся все настойчивее: героиня подбирает к нему вещи, включая не только одежду, но и мебель.
Особую важность обретает выражение «воротничковая жизнь» (48). Оно обозначает полное подчинение человека вещи. Изменяется и доминирующий глагол: если до этого воротник «требовал», то теперь он подменяет собой героиню («вертит головой», отвечает за нее, не обращает на нее «никакого внимания»). Уже не человек управляет вещью, а наоборот.
Сюжет развивается по нарастающей. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник «укреплялся и властвовал» (49), все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа.
Финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся). Заключительная фраза («Эх, жизнь!», 50) принадлежит автору. Таким образом, авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.
Можно обратить внимание ребят на сходство между данным произведением и повестью Н. В. Гоголя «Нос». Оно основано на использовании фантастики, и смысл произведений исходит из того, что человек утрачивает власть над своей жизнью. Но, в отличие от классики, Тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет «существом слабым и бесхарактерным» (48). Это важная черта не только творчества писательницы, вся «лирическая сатира» избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.