Жизнь подражает искусству гораздо больше чем искусство подражает жизни сочинение
Жизнь подражает искусству гораздо больше чем искусство подражает жизни сочинение
Оскар Уайльд как-то сказал: «Жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство подражает жизни». Мы довольно часто предполагаем, что произведения искусства отражают ту или иную действительность или воссоздают какие-то реальные события, но бывает и наоборот…
Вашему вниманию потрясающие примеры того, что наша жизнь имитирует искусство!
В то время как большинство из нас посещают художественные выставки и музеи, чтобы увидеть произведения искусства, другие, например, французский фотограф Стефан Драшан (Stefan Draschan), создают свои собственные произведения. Стефан делает это, прогуливаясь по залам художественной выставки в течение нескольких дней, ожидая посетителей, которые идеально повторяют в жизни то или иное произведение искусства, которые они с интересом рассматривают.
Серия фотографий Стефана Драшан называется «Люди, похожие на произведения искусства», и, увидев её вначале, у вас может сложиться впечатление, что все это подстроено, но художник уверяет, что эти идеальные кадры на самом деле достигаются с помощью огромного терпения на фото-охоте, и массы времени в поисках фото-модели.
Когда Стефан посещает художественную галерею, он всегда ищет интересные и забавные сочетания произведений искусства и костюмов посетителей, причесок, цветов или даже бороды. Поэтому в следующий раз, когда вы посещаете художественную выставку в Париже, Вене или Берлине, постарайтесь на секунду отвести взгляд от картин, и, возможно, тогда вы увидите Стефана, ожидающего свой идеальный снимок.
Жизнь подражает искусству больше, чем искусство — жизни
Цитата из эссе «Упадок искусства лжи» (The Decay of Lying, 1889 г.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900). Слова Вивиана (VIVIAN):
На английском языке
Цитата «Жизнь подражает искусству больше, чем искусство — жизни» на английском языке — «Life imitates art far more than Art imitates life».
Указанный выше отрывок из The Decay of Lying, 1889 г. на английском языке:
«Paradox though it may seem — and paradoxes are always dangerous things — it is none the less true that Life imitates art far more than Art imitates life. We have all seen in our own day in England how a certain curious and fascinating type of beauty, invented and emphasised by two imaginative painters, has so influenced Life that whenever one goes to a private view or to an artistic salon one sees, here the mystic eyes of Rossetti’s dream, the long ivory throat, the strange square-cut jaw, the loosened shadowy hair that he so ardently loved, there the sweet maidenhood of ‘The Golden Stair,’ the blossom-like mouth and weary loveliness of the ‘Laus Amoris,’ the passion-pale face of Andromeda, the thin hands and lithe beauty of the Vivian in ‘Merlin’s Dream.’ And it has always been so. A great artist invents a type, and Life tries to copy it, to reproduce it in a popular form, like an enterprising publisher. Neither Holbein nor Vandyck found in England what they have given us. They brought their types with them, and Life with her keen imitative faculty set herself to supply the master with models. The Greeks, with their quick artistic instinct, understood this, and set in the bride’s chamber the statue of Hermes or of Apollo, that she might bear children as lovely as the works of art that she looked at in her rapture or her pain. They knew that Life gains from art not merely spirituality, depth of thought and feeling, soul-turmoil or soul-peace, but that she can form herself on the very lines and colours of art, and can reproduce the dignity of Pheidias as well as the grace of Praxiteles. Hence came their objection to realism. They disliked it on purely social grounds. They felt that it inevitably makes people ugly, and they were perfectly right. We try to improve the conditions of the race by means of good air, free sunlight, wholesome water, and hideous bare buildings for the better housing of the lower orders. But these things merely produce health, they do not produce beauty. For this, Art is required, and the true disciples of the great artist are not his studio-imitators, but those who become like his works of art, be they plastic as in Greek days, or pictorial as in modern times; in a word, Life is Art’s best, Art’s only pupil.»
Примечания
Что мы не заметили, когда читали «Портрет Дориана Грея»?
Оскар Уайльд был одним из самых популярных и скандальных авторов своего времени. Его творчество всегда вызывало живой отклик у читателей, но, пожалуй, самым популярным произведением стал роман «Портрет Дориана Грея». Современники Уайльда увидели в нем обличение нравов викторианской эпохи и отражение философии писателей и поэтов эпохи декаданса: Бодлера, Верлена, Рембо, Малларме.
Роман обвиняли в безнравственности, Уайльд же утверждал, что произведение искусства нельзя оценивать с точки зрения морали. Сегодня мы постараемся разобраться, в чем истинный смысл «Портрета Дориана Грея» и как творчество Уайльда воплотилось в его жизни.
Автор: Кирилл Сивков
Что такое эстетизм?
Обычно мы пролистываем предисловие, торопясь перейти к сюжету книги. Однако в случае с «Портретом Дориана Грея» это было бы ошибкой: предисловие романа — это манифест эстетизма, раскрывающий замысел автора.
В нем Уайльд пишет о том, что Красоту (именно так — с заглавной буквы) нельзя определять категориями нравственности или безнравственности — она должна быть лишена этической оценки. Красота ценна сама по себе. Писатель раскрывает идею о зыбкости нравственных постулатов и бессмысленности социальных табу. Для него нравственности нет — есть только понятие о красоте: эстетические ценности преобладают над этическими.
Оскар Уайльд был крупнейшим идеологом эстетизма. Это было новое направление в искусстве, вызывающее живой интерес у современников писателя. Уайльда даже приглашали в США с публичными лекциями, хотя на тот момент он еще практически ничего не написал. По существу, его знали только по скандальному поведению и остроумным афоризмам, которые передавались в Лондоне из уст в уста. Сам писатель был воплощением идеологии: он жил в соответствии со своими взглядами.
Оскар Уайльд предваряет собой литературу XX века. Сделав основой творчества эстетические идеи, он наметил тот разрыв между литературой реализма и модернизма, который произойдет в будущем столетии. После Уайльда литература не могла быть прежней: многие писатели стали создавать собственные художественные концепции. Количество литературных манифестов увеличилось в разы.
Новый гедонизм
Выразителем авторских идей в романе становится лорд Генри. Его главным жизненным правилом становится жизнь ради получения чувственного удовольствия. Он утверждает:
Новый гедонизм — вот что нужно нашему поколению. Было бы трагично, если бы вы не успели взять все от жизни, потому что юность коротка.
Так, в романе постулируются законы общества потребления: не нужно думать о будущем — нужно брать от жизни все. Жизнь коротка, красота быстротечна. Единственное, что можно противопоставить смерти, — это жизнь в моменте.
Эта мысль проходит через многие тексты Уайльда. Например, в сказке «Соловей и роза» соловей вынужден пожертвовать жизнью, чтобы розовый куст расцвел прекраснейшим цветком. Он должен петь всю ночь, прижавшись грудью к шипу. В итоге соловей погибает, а прекрасная роза, обагренная его кровью, попадает под колесо телеги.
Таким образом, «Портрет Дориана Грея» является продолжением многих сказочных сюжетов Уайльда.
Дориан Грей и Фауст
Тот сюжет, который разворачивается перед нами в «Портрете Дориана Грея», явно связан и с гетевским «Фаустом». Сравним: и Дориан, и Фауст подвергаются искушению земными страстями; и Дориан, и Фауст разрушают судьбы тех, кого любят, — Сибилы Вэйн и Маргариты; и Дориан, и Фауст становятся заложниками идей. Наконец, оба героя движимы борьбой со скукой. Однако между ними есть и важное различие: Фауст стремится к познанию, а Дориан — только к наслаждению.
Вследствие этого принципиально различны и финалы этих произведений. Если Фаусту прощается все зло, которое он совершил, то Дориан Грей погибает, так и не придя к просветлению. Ища чувственных наслаждений, он проходит точку невозврата, когда удовлетворение плотских желаний окончательно подменяет собой жизнь духа. Возвращение к прежней гармонии души и тела оказывается для него невозможным.
Так, параллель с трагедией Гете возвращает нас к нравственным категориям блага и зла, от которых Уайльд пытается уйти.
Как жизнь подражает искусству?
В эссе «Упадок искусства лжи» Уайльд выражает убеждение в том, что жизнь сама по себе очень скучна, во многом неприятна и уродлива. Поэтому изящная ложь — это главная цель любого искусства. По его же словам, «жизнь подражает искусству в гораздо большей степени, чем искусство подражает жизни». Отсюда возникает и дендизм, который прославил писателя: он тщательно следил за своей внешностью и одевался безукоризненно. Можно представить, каково было разочарование эстетствующего Уайльда, когда в Париже он встретил своего кумира, Поля Верлена. Писатель ожидал увидеть изящного поэта, а перед ним предстал небрежно одетый алкоголик.
«Подражая искусству», Уайльд испытал на себе многое из того, чему подверг своего героя Дориана Грея. Все это привело его к смерти в возрасте 46 лет. Здоровье писателя было разрушено сифилисом, которым он заразился еще в молодости, с годами Уайльд превратился в обрюзгшего, плохо одетого, одинокого мужчину. В нем никто не мог узнать прежнего блестящего денди. Так реальность романа действительно стала реальностью самой жизни.
Манифест или роман воспитания?
Кажется, что вся книга опровергает положения эстетизма, изложенные Уайльдом в предисловии. Он пытается снять с поступков маркер нравственности/безнравственности, призывает не оценивать их с точки зрения морали и провозглашает абсолютное избавление от категорий этики. Но при этом иллюстрирует, как жизнь ради наслаждений уничтожает человека. Эстетика оказывается неразрывно связана с этикой: красота Грея, изображенного на портрете, напрямую зависит от его поступков.
Таким образом, «Портрет Дориана Грея» — это роман о мимолетности жизни и испытании смертью. Сочиняя манифест эстетизма, писатель создал роман воспитания, показав, как идея о бесконечном потреблении разрушает человеческую личность.
А как вы понимаете роман Уайльда? Что думаете о взглядах писателя?
Как правило, художественный текст содержит в себе гораздо больше смыслов, чем вкладывал автор. О том, как понимать произведения разных эпох, мы рассказываем на нашем курсе «История литературы за 24 часа».
Сейчас вы можете записаться на этот курс со скидкой 30%! Черная пятница продлится до 30 ноября.
Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей!
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт
Жизнь подражает искусству, а не искусство жизни. Жизнь разрушает искусство.
Теорія естетизму О.Уайльда та її втілення у романі «Портрет Доріана Грея» та «Тюремна сповідь».
Эстетизм порвал с классической эстетикой, восходящей к античной традиции, основанной на идее неразрывного единства добра и красоты, нравственного и эстетического, физического и духовного. Эстетизм не просто отделяет красоту от добра, но зачастую противопоставляет их друг другу.
Уайльд был одним из первопроходцев нового искусства, утверждая, что искусство − зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а совсем не жизнь. Поднятая Уайльдом тема оказала большое влияние на последующее развитие европейской эстетики.
Субъективно-идеалистическая основа эстетических взглядов Уайльда наиболее остро проявляется в трактате «Упадок лжи», в котором он достаточно полно излагает свои взгляды не только на красоту, искусство, но и на соотношение искусства и жизни.
Цель жизни заключается в том, чтобы найти себе выражение, а именно искусство указывает ей формы, в которых она может воплотить свое стремление.
Жизнь подражает искусству, а не искусство жизни. Жизнь разрушает искусство.
Подлинное искусство основано на лжи. Упадок искусства XIX в. (под упадком он подразумевает реализм) объясняется тем, что «искусство лжи» оказалось забытым.
Спасение для искусства не может быть найдено в возвращении к природе, к жизни. Отрицая действительность, существующую объективно, вне сознания человека, Уайльд пытается доказать, что не искусство отражает природу, а природа является отражением искусства. Искусство ничего не выражает, кроме себя самого.
4. В романе «Портрет Дориана Грея остро поставлена проблема соотношения искусства и действительности, здесь писатель идет за провозглашенным в «Замыслах» тезисом:«Жизнь подражает искусству».
Также поставлена проблема соотношение формы и содержания, вечности и мгновения прекрасного, искусства, отношения творца и его творения, этическое отношение к искусству, прекрасному.
Ярко показана эстетизация нравственного растления общества, любование предметами аристократического быта, что характерно для декадентства.
Понятие «прекрасное» и «красота» ставятся на самую верхнюю ступень ценностей. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования.
Ларец афоризмов (36 стр.)
Сегодняшние политические обещания это завтрашние налоги (американское изречение)
Идеальный политик: голосует за все ассигнования и против всех налогов (Неизв.)
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется (Жильбер Сесброн)
Среди приверженцев каждой религии религиозные люди составляют исключение (Ницше)
Начинают всегда с малого: в первый день Бог создал только небо и землю (Э. Кроткий)
Я ничего не имею против церкви до тех пор, пока она не вмешивается в дела Всевышнего (Брукс Аткинсон)
Чудо это когда Бог побивает собственные рекорды (Жан Жироду)
Франция: страна разделенная на сорок три миллиона французов (Пьер Данинос)
Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, это уже театр (Густав Холоубек)
Трусы умирают, а герои погибают (Винцентий Стысь)
Пьеса имела большой успех, но публика провалилась с треском (Уайльд)
Ученый это лентяй, который убивает время работой (Бернард Шоу)
Когда видишь уравнение E = mc2, становится стыдно за свою болтливость (С.-Е.Лец)
Курица это то, что необходимо яйцу для производства других яиц (Сэмюэл Батлер)
Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений (Рене Декарт)
Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас (Теодор Адарно)
Не стреляйте в пианиста: он делает все, что может (надпись в американском баре, по Оскару Уайльду)
Культура началась с фигового листка и кончается, когда фиговый листок отброшен (Кристиан Фридрих Геббель)
Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, а выпускник университета может украсть целую железную дорогу (Теодор Рузвельт)
Магистры и аспиранты всегда уверены; профессора уже сомневаются (Дино Комеросси)
Чтобы что-то узнать, нужно уже кое-что знать (С.-Е. Лец)
У поэтов стихи, как дети, рождаются от женщин (Инна Гофф)
Искусство романиста заключается в том, чтобы из короткой истории сделать длинную (Феликс Поллак)
Чем сложнее действие, тем проще персонажи (Карел Чапек)
К развлекательной литературе относятся примерно так же, как к проституции: осуждают, но пользуются (Кароль Ижиковский)
Классик: автор, которого еще цитируют, но уже не читают (Лоренс Оливье)
Из двух соавторов каждый уверен, что на его долю выпал весь труд и только полгонорара (Агата Кристи)
Опыт учит нас, что умирают всегда другие (Станислав Слонимский)
Дорога к истине вымощена парадоксами (Оскар Уайльд)
Все философии в конечном счете абсурдны, но некоторые абсурднее, чем другие (Сэмюэл Батлер)
Я философ; это значит, что у меня есть вопрос на любой ответ (Роберт Зенд)
Когда на твой вопрос отвечает философ, перестаешь понимать вопрос (Андре Жид)
Есть справедливые войны, но нет справедливых войск (Андре Мальро)
Я бы не допускал в печать ничего, пока война не закончится, а потом сообщил бы, кто победил (американский цензор в 1943 г.)
Если б исход войны можно было предвидеть, прекратились бы всякие войны (Кароль Бунш)
Война слишком важное дело, чтобы доверять ее военным (Жорж Клемансо)
У победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота (Джон Кеннеди)
Дипломат: человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать (Алекс Дрейер)
Заголовки удваивают размер событий (Джон Голсуорси)
Почему я должен жениться на ней? Ведь я ничего плохого не сделал (из американского фильма «Женись на мне или умри»)
Там было так холодно, что я едва не вышла замуж (Шелли Уинтерс)
Каждый мужчина хочет, чтобы его жена выглядела хорошо, но не слишком хорошо (Джен Кинг)
Дожрав до крошки, хрюкнув сыто
И перейдя в режим лежания,
Свинья всегда бранит корыто
За бездуховность содержания.
Когда мы кого-то ругаем
И что-то за что-то клянем,
Мы желчный пузырь напрягаем,
И камни заводятся в нём.
Ухаживать за своей женой ему казалось столь же нелепым, как охотиться за жареной дичью (Эмиль Кроткий)
Трудно одновременно кормить свою семью и свое правительство (Неизв. американец)
Даже самые красивые ноги где-то заканчиваются (Юлиан Тувим)
Если видишь женщину голой достаточно долго, опять начинаешь обращать внимание на ее лицо (Генри Миллер)
Красивую женщину можно целовать без конца и ни разу не попасть в одно и то же место (Януш Макарчик)
Молодость мечтает о том, что не сбудется, а старость вспоминает о том, что не сбылось (Гектор Хью Манро)
Реальность это иллюзия, вызываемая отсутствием алкоголя (Н.Симпсон)
Вы еще не пьяны по-настоящему, если можете лежать, не держась за пол (Дин Мартин)
Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты мужчина (Жорж Сименон)
Судья не верит присягам: он и сам присягал (Альбер Юссон)
Наши улицы совершенно безопасны; опасны только люди на улицах (Франк Риццо, мэр Филадельфии)
Это опасный человек: он действительно верит в то, что говорит (Оноре Мирабо, о Робеспьере)
Все студенты экономического факультета должны изучать марксизм, подобно тому как студенты-медики изучают венерические болезни (Ч.К. Грант)
Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем (Жан Кокто)
Жизнь подражает искусству в гораздо большей степени, чем искусство подражает жизни (Оскар Уайльд)
Художник пишет не то, что видит, а то, что будут видеть другие (Поль Валери)
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков (Василий Ключевский)
Теперь столько пишут о вреде курения, что я твердо решил бросить читать (Джозеф Каттен)
Мы распяты на циферблате часов (С.-Е.Лец)
Пока не наступит завтра, ты не поймешь, как хорошо тебе было сегодня (Леонард Луис Левинсон)
Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом (Екклезиаст)
Будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести (Денис Габор)
Чего я не люблю у бедных, так это нахальства: им ничего не дают, а они все просят и просят (Морис Шевалье)
У бедных больше детей, зато у богатых больше родственников (Неизв.)
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает (Эрма Бомбек)
Если деды и внуки так легко находят общий язык, то это потому, что у них общие враги (Сэм Левенсон)
Я не боюсь умереть; я просто не хочу при этом присутствовать (Вуди Аллен)
Надгробные речи … дают точное представление о том, кем следовало бы быть покойнику (Дж. Ваперен)
Здоровый человек не тот, у которого ничего не болит, а тот, у которого каждый раз болит что-то другое (Мишель Крестьен)