Жмудь что это такое
Краткая история Беларуси за апошнія 1000 год
Samogitia. Летува (Lietuva). Жмудь
«Жмудь — в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ. [до самых границ белорусских земель]«
Достоверная история Ж. начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом, известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV в. была усердною хранительницею национальных преданий и обычаев и ревностно отстаивала их против всех попыток великих князей литовских ввести какие-либо нововведения.
После 1410 г. Ж. избавляется от вторжений немцев. С этого времени ее владельцы, Витовт и Ягайло, начинают усиленно насаждать здесь христианство, которое вследствие сопротивления жителей утверждается окончательно только в XVI в., иезуитами.» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
После Разделов Речи Посполитой империя старательно переносит имя Литва на этническую Жмудь. После подавленеия Восстания-1863 учреждается Виленская археографическая комиссия по разбору древних актов XVI-XVII вв. — которая даже в предисловии четко обозначает свои цели. И с удилвением там же отмечает — жители Ковенской губернии страну свою называют «Жмудь», а себя не литвинами а «жмогусами», и все горожане и шляхта говорят «наречием белоруским» и носят беларуские имена.
В принципе, любая попытка обосновать аутентичными документами «Жмудь=Литва» дает забавный результат. Так, проба приделать термину «лейти» значения «старый этноним жителей летувы» и «литовцы=лейти=элита» сдувается на простых записях в Метриках.
До второй половины XIX века жмудинами называли всех летувисов, не разделяя их на жемайтов и аукштайтов.
Слово «аукштайт» до XIX века в хрониках не встречается. В «Chronicon terrae Prussiae von Peter von Dusburg» 1326 г., на которую ссылаются многие, упоминается только Аукштайтия (местность): «Он [тевтон] вел многочисленные сражения на судах, одно в Аукштайтии, земле короля литовского».
А всех жмудинов (Samaiten) Петер из Дуйсбурга в Chronicon terrae Prussiae противопоставляет литвинам (Littouwin):
[III, 259] «. И никогда во время правления своего король Littouwin [правящий из столицы — Новогрудка] не мог договориться с Samaiten, чтобы вместе выступить на войну против братьев [рыцарей ордена]«.
В XV веке для них была выдана «грамота жмудская». После этого имена жмудинов (Рочус Келовкис, Пикчус Мешкойтис) можно иногда всетретиь в среди имен шляхты и списке войска. Однако, поскольку тягловые крестьне на военную службу не призывлись, их там меньше 3%
Положение жмудинов в ВКЛ достаточно полно характеризует «Herbarz szlachty zmudzkiej» (сбор имен шляхты жмудской), где жмудские имена можно с трудом найти среди белорусских фамилий.
На земли жмудские не распространялся Статут ВКЛ. Второстепенное значение жмудинов в истории ВКЛ стало особенно заметно после образования в XX веке государства Летува (Lietuva), когда Вильно, Ковно, Троки, Вилькомир и еще более 400 населенных пунктов были переименованы, как «основанные не жмудинами и имеющими не жмудские имена». И да, есть еще такой «валдайско-верхнеднепровский антропологический комплекс».
Историческим гербом Жмуди был «Медведь». В 1935 году премьер-министр Летувы Тубалис официально заявил в сойме о «нелитовском» (то есть не жмудском) происхождении «Погони» и сказал, что начата работа по созданию оригинального герба Республики Летува, на основе исторического герба «Медведь». Этот процесс был прерван Второй Мировой войной.
PS.
Ave Holywar.
ВКЛ: Беларусь vs Lietuva
литовский историк Русціс Камунтавічус
«Беларусы ведаюць месца каранацыі Міндоўга, а літоўцы — дакладную дату»
Гэта зразумела — літоўцы кажуць, што гэта была больш літоўская дзяржава, а беларусы — што беларуская. Альбо беларусы ідуць на кампраміс — і кажуць, што гэта беларуска-літоўская дзяржава. Тут можна сказаць толькі адно: кожная нацыя павінна мець свой расказ пра мінулае, свой нацыянальны наратыў.
Гэта часам шакуе — што мы настолькі па-рознаму кажам пар адную і тую рэч! Ёсць шлях — зліваць гэтыя наратывы, рабіць іх падобнымі адзін да аднаго. Але гэта будзе з аднаго боку не так цікава, з іншага — не вельмі добра, бо ненатуральна. Калі я, як літовец, спрабую зразумець, чаму беларусы думаюць так — гэта мне ў нейкім сэнсе расплюшчвае вочы, бо я бачу іншы пункт гледжання, пачынаю лепш разумець само Вялікае Княства Літоўскае. Бо нашыя краіны выбіраюць з гісторыі ВКЛ зусім розныя факты, звяртаюць увагу на зусім розныя працэсы.
Праз вашае тлумачэнне я пачынаю лепш разумець беларусаў. І пачынаю разумець лепш сам сябе, бо вы кажаце пра маю гісторыю, але з іншага пункту гледжання.
Значение слова «жмудь»
Жемайтия — область в Литве
Жемайты — одна из двух групп литовцев
жмудь
1. устар. собир. то же, что жемайты; балтоязычный народ, составляющий коренное население Жемайтии
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова хромосфера (существительное):
Синонимы к слову «жмудь»
Предложения со словом «жмудь»
Цитаты из русской классики со словом «жмудь»
Понятия, связанные со словом «жмудь»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «жмудь»
– Он трус, даже жену взял из тихой жмуди, чтоб она его не била!
Племена жмуди, жемайтов, аукшайтов, и пр., действительно, являлись данниками великого (в большей своей части – русскоязычного) княжества.
Этнические литовцы – по-старорусски жмудь, – это общность, образованная главным образом слиянием племён жемайтов и аукшайтов.
ЖМУДЬ
жмудь
I., м. «притеснитель, угнетатель», вероятно, из жмуть от жму, жать и сближено с нижеслед.
Смотреть что такое ЖМУДЬ в других словарях:
ЖМУДЬ
ЖМУДЬ
русское и польское название одного из древних литовских племён; см. Жемайты.
ЖМУДЬ
ЖМУДЬ
ЖМУДЬ, русское и польское название одного из древних литовских племён; см. Жемайты.
ЖМУДЬ
Жмудь (или Жемайте, Самогития) — название страны между низовьями Немана и Виндавой (в нынешних уездах Россиенском, Тельшевском и Шавельском Ковенской губ.), а также обитавшего здесь литовского племени, весьма схожего по языку с собственной Литвой. По словам некоторых польских историков, Ж. в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ. Достоверная история Ж. начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом, известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV в. Ж. усиленно и долго отстаивала свою религию и свою независимость от немцев; в стране жмудинов находилось литовское святилище Римове, и изгоняемые из Литвы жрецы находили у них убежище еще в XV в. Вместе с тем Ж. была усердною хранительницею национальных преданий и обычаев и ревностно отстаивала их против всех попыток великих князей литовских ввести какие-либо нововведения. По договору 1259 г. Миндовг отдает Ж. Ливонскому ордену; через 11 лет последняя при помощи латышей и куронов освобождается от власти ливонских рыцарей, но вскоре должна начать борьбу с Тевтонским орденом. Особенно часты и опасны были нападения немцев в XIV в., лишь при Кейстуте, лучшем жмудском князе, перешедшие в мелкую партизанскую войну. По смерти Кейстута, в 1382 г., вел. кн. литовский Ягайло отдал Ж. ливонцам; но жмудины вскоре восстали и свергли эту зависимость. В 1398 г. она вновь отдана ливонцам Витовтом, вернувшим ее немцам вторично после восстания 1400-1401 гг. После 1410 г. Ж. избавляется от вторжений немцев. С этого времени ее владельцы, Витовт и Ягайло, начинают усиленно насаждать здесь христианство, которое вследствие сопротивления жителей утверждается окончательно только в XVI в., иезуитами. С самого начала Ж. имела особого князя, большею частью подручника вел. кн. литовского; столицей его были Россиены. В 1492 г. вел. кн. Александр дал Ж. «земскую привилегию» (на русск. яз.), которая послужила началом образования сословий в стране. Дальнейшая история Жмуди входит всецело в общую историю Литвы. В 1795 г. область Ж. вошла в состав Литовской губ., в 1801 г. — в состав Виленской и наконец — Ковенской. Ср. «Очерки Жмуди» Древлянского (в «Пантеоне» 1855 г., № 1); «Zbiorek rzeczy swojskisch kunauce i rozrywce dla mł odzie ży» Ewarysta Estkowskiego (Познань; 1859); «Святая Жмудь» («Вестник Западной России», 1865 г., №№ 8 и 9); «Краткое описание Ковенской губ.» (1889). В. Рудаков.
ЖМУДЬ
1) Орфографическая запись слова: жмудь2) Ударение в слове: жму`дь3) Деление слова на слоги (перенос слова): жмудь4) Фонетическая транскрипция слова жму. смотреть
ЖМУДЬ
Жмудь II., ж. «Жемайтия, Нижняя Литва», укр. жму́дський, стар. русск. жемоить (Полоцк. грам. ХV в.; см. Напьерский 242), также жомоть (Сказ. Мам. II, Ш. смотреть
ЖМУДЬ
ЖМУДЬ
ЖМУДЬ
ЖМУДЬ, русское и польское название литовского племени жямайтов и исторической области Жямайтия.Источник: Энциклопедия «Отечество»Синонимы: область, п. смотреть
ЖМУДЬ
ЖМУДЬ
(3 ж), Р., Д., Пр. жму/диСинонимы: область, племя
Жемайтия
Исторический и этнографический регион
По словам некоторых польских историков, Жемайтия в XIII и даже в XIV веках занимала большое пространство. Достоверная история Жмуди началась с XIII века, со времени появления в соседстве немцев, и была наполнена, главным образом, известиями о борьбе с немцами, продолжавшейся до начала XV века. Жемайтия усиленно и долго отстаивала свою традиционную языческую религию и свою независимость от немцев; в Жемайтии находилось литовское святилище Ромува, и изгоняемые из Литвы жрецы находили у них убежище ещё в XV веке.
Вместе с тем Жемайтия была усердной хранительницей национальных преданий и обычаев и ревностно отстаивала их против всех попыток великих князей литовских ввести какие-либо нововведения. По договору 1254 Миндовг отдал Жмудь Ливонскому ордену; через 11 лет Жемайтия при помощи латышей и куронов освободилась от власти ливонских рыцарей, но вскоре вынуждена была начать борьбу с Тевтонским орденом. Особенно часты и опасны были нападения немцев в XIV веке, лишь при Кейстуте принявшие форму партизанской войны. После смерти Кейстута, в 1382, великий князь литовский Ягайло отдал Жемайтию ливонцам; но жемайты вскоре восстали и свергли эту зависимость. В 1398 по Салинскому договору Жемайтия снова была отдана ливонцам Витовтом, вернувшим её немцам вторично после восстания 1400—1401. После Грюнвальдской битвы Жемайтия избавилась от вторжений немцев. С этого времени её владельцы, Витовт и Ягайло, начали усиленно насаждать здесь католическое христианство, которое, вследствие сопротивления жителей, было окончательно утверждено только в XVI веке иезуитами.
Здесь существовала особая автономная единица — Жмудское староство.
С самого начала Жемайтия имела особого князя, в основном вассала великого князя литовского; столицей его были Россиены. В 1492 великий князь Александр Ягеллон дал Жемайтии «земскую привилегию» (на западнорусском письменном языке), которая послужила началом образования сословий в стране. Дальнейшая история Жемайтии входит всецело в общую историю Литвы. В 1795 Жемайтия вошла в состав Литовской губернии, в 1801 — в состав Виленской и наконец — Ковенской.
ЖМУДЬ
ЖМУДЬ, русское и польское название одного из древних литовских племён; см. Жемайты.
Жмудь (или Жемайте, Самогития) — название страны между низовьями Немана и Виндавой (в нынешних уездах Россиенском, Тельшевском и Шавельском Ковенской губ.), а также обитавшего здесь литовского племени, весьма схожего по языку с собственной Литвой. По словам некоторых польских историков, Ж. в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ. Достоверная история Ж. начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом, известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV в. Ж. усиленно и долго отстаивала свою религию и свою независимость от немцев; в стране жмудинов находилось литовское святилище Римове, и изгоняемые из Литвы жрецы находили у них убежище еще в XV в. Вместе с тем Ж. была усердною хранительницею национальных преданий и обычаев и ревностно отстаивала их против всех попыток великих князей литовских ввести какие-либо нововведения. По договору 1259 г. Миндовг отдает Ж. Ливонскому ордену; через 11 лет последняя при помощи латышей и куронов освобождается от власти ливонских рыцарей, но вскоре должна начать борьбу с Тевтонским орденом. Особенно часты и опасны были нападения немцев в XIV в., лишь при Кейстуте, лучшем жмудском князе, перешедшие в мелкую партизанскую войну. По смерти Кейстута, в 1382 г., вел. кн. литовский Ягайло отдал Ж. ливонцам; но жмудины вскоре восстали и свергли эту зависимость. В 1398 г. она вновь отдана ливонцам Витовтом, вернувшим ее немцам вторично после восстания 1400-1401 гг. После 1410 г. Ж. избавляется от вторжений немцев. С этого времени ее владельцы, Витовт и Ягайло, начинают усиленно насаждать здесь христианство, которое вследствие сопротивления жителей утверждается окончательно только в XVI в., иезуитами. С самого начала Ж. имела особого князя, большею частью подручника вел. кн. литовского; столицей его были Россиены. В 1492 г. вел. кн. Александр дал Ж. «земскую привилегию» (на русск. яз.), которая послужила началом образования сословий в стране. Дальнейшая история Жмуди входит всецело в общую историю Литвы. В 1795 г. область Ж. вошла в состав Литовской губ., в 1801 г. — в состав Виленской и наконец — Ковенской. Ср. «Очерки Жмуди» Древлянского (в «Пантеоне» 1855 г., № 1); «Zbiorek rzeczy swojskisch kunauce i rozrywce dla mł odzie ży» Ewarysta Estkowskiego (Познань; 1859); «Святая Жмудь» («Вестник Западной России», 1865 г., №№ 8 и 9); «Краткое описание Ковенской губ.» (1889). В. Рудаков.