Журавль и цапля чему учит
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»
Андреева Галина
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»
Это присказка, а сказка вот какая.
Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.
— Дай, пойду посватаюсь к цапле!
Приходит и говорит:
— Дома ли цапля?
— Выдь за меня замуж!
— Нет, журавль,не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:
«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля«.
Приходит к журавлю и говорит:
— Журавль, возьми меня замуж!
— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.
Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.
Журавль раздумался и сказал:
«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».
Приходит и говорит:
— Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:
«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду«.
Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.
Анализ
Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных, потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки являются две птицы –это журавль и цапля. Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься. Но цапля не захотела,потому что у журавля ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл, она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль,вспомнив обиду, тоже отказал цапле. С тех пор и ходят они друг к другу.
У этой сказки нет конца, зато есть присказка. А присказка такая же как и сказка без конца. Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.
Эта сказка учит тому,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.
Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.
Театрализация русской народной сказки «Теремок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение Детский сад «Рукавичка» Театрализация русской народной сказки «Теремок».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.
Конспект занятия по речевому развитию детей средствами сказки и рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» МБДОУ «Детский сад №314» Ляляевой О. А. Конспект занятия № 1 Тема занятия: рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Задачи:.
Модификация русской народной сказки «Репка» Модификация русской народной сказки «Репка» Цель: развивать творческое воображение детей, используя игры-драматизации. Задачи: Развивать.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» с элементами драматизации Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Пересказ русской народной сказки » Лиса и Журавль».
Повторение русской народной сказки «Репка» Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе по сказке «Репка» Воспитатель: Дорохова Татьяна Юрьевна Тема: Повторение.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Игра-драматизация русской сказки «Коза-дереза» Игра-драматизация русской народной сказки «Коза-Дереза» Действующие лица: Сказочница Старик Старуха Дочка Коза-Дереза Зайчик Петушок козочки.
Проект «Музей русской народной сказки» Проект : «Музей русской народной сказки» Выполнили: Жиронкина Ольга владимировна Бернат Ольга Викторовна В летний период воспитатели старшей.
Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Программные задачи: •учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; • подвести к моделированию; •.
Инсценировка русской народной сказки «Репка» Звучит музыка барыня. Выходит Репка танцует Встает посередине зала и говорит В уважаемом народе Я расту на огороде Вот какая я большая.
Детский час
для детей и родителей
Анализ сказки «Журавль и цапля»
Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы. Живут они хоть и на одном болоте, но на разных его концах, далеко друг от друга. А в одиночку жить скучно. Первым об одиночестве задумался журавль. Он решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.
Однако, когда журавль предложил цапле жить вместе, цапля отказала журавлю, сославшись на неприемлемый для нее внешний вид журавля – ноги у того длинные, а платье коротко. Но когда обиженный журавль ушел, цапля засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала.
Пришла цапля к журавлю и предложила жить вместе. Обиженный журавль тоже отказал цапле и прогнал ее. Расстроенная цапля в слезах вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он опять вспомнил, как скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но на повторное предложение руки и сердца журавль снова получил отказ.
У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.
Мораль этой сказки состоит в том, что сомнения и нерешительность могут завести кого угодно в тупик.
Главный смысл сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь находить компромиссы, как-то договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.
О чём сказка «Журавль и цапля»?
О проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.
Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?
Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Какова основная мысль, главная идея сказки «Журавль и цапля»?
Задания по литературе для 5 класса Какова основная мысль, главная идея сказки «Журавль и цапля»?
В этой народной сказке Журавль и Цапля хотели бы жить вместе, или как сказано в сказке «пожениться», но им постоянно мешала то гордость, то обида, то насмешки, и потому они постоянно друг другу отказывали. При этом не прекращая свои попытки уговорить второго сыграть свадьбу на болоте.
Журавль и цапля не могли договориться о том, что в принципе их обоих устраивало, просто потому, что отвечали слишком быстро.
Если бы они дали друг другу немного времени на обдумывание предложения, если бы не поддавались обидам, то все давно у них закончилось бы благополучно.
Вспомним немного содержание =сказки «Журавль и цапля».
Так и ходили они друг за другом, а договориться никак не могли.
Какую же основную мысль можно выделить в этой сказке?
Мне кажется главное здесь в том, что любое решение следует принимать взвешенно, хорошенько его обдумав, потому что проще всего сразу сказать нет, а потому мучиться сомнениями в верности своего выбора.
В сказке «Журавль и Цапля» две болотные птицы заскучали, а потому начали захаживать друг к другу в гости. Они мечтали о том, чтобы жить вместе, однако ничего у них не получилось. Имея совершенно разные взгляды, они и не подумали о том, что с некоторыми качествами придется мириться. Только готовность идти на компромисс может привести к гармонии и взаимопониманию.
Смысл сказки заключается в том, что не следует принимать скоропалительных решений, каждое решение должно быть обдуманным. Для того чтобы построить серьезные отношения, нужно пытаться понять другого человека. А несговорчивость и сомнения скорее могут завести отношения в глухой угол, чем стать платформой для их развития.
В этой народной сказке Журавль и Цапля не смогли договориться о том, что их бы устроило, так как не дали друг другу времени подумать, не обижались и не были слишком гордые.
Журавль и цапля не смогли договориться, существуя на одном болоте, но всё могло сложится иначе, если не поддаваться обидам, уметь найти такой подход, который устроил бы всех.
Сказка «Журавль и цапля» довольно поучительная, впрочем, как и все русские народные сказки.
В сказке рассказывается о двух героях: Журавле и Цапле.
Журавль хочет жениться на Цапле, но у них ничего не получается, все время кто-то на кого-то обижен.
Основная мысль этой сказки такова: если люди не умеют договариваться, приятно разговаривать и не обижать друг друга, то у них никакие совместные дела не пойдут, а необдуманное слово может напрочь испортить отношения.
Главную идею сказки можно выразить так: нужно учиться уступать друг другу и не отвечать, не подумав прежде, чтобы не обижать никого своими словами.
Основная мысль: «Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.»
Главная идея: Показать читателю, какими могут быть последствия, если вовремя не пойти навстречу друг другу.
Основная мысль в этой сказке, такая:
Если есть желание жить вместе, или дружить, то надо идти навстречу друг другу, делать уступки.
Забыть обиды, искать компромиссы (точки соприкосновения) и так далее.
А у Журавля и Цапли это не получилось, вечно придирались друг к другу.
Сказка показывает к чему могут привести такие отношения.
Сказка относится к народной, и волшебной.
Главные героев в сказке всего два, это Журавль и Цапля.
Главная мысль сказки.
Никогда не принимайте поспешных решений. Поспешные решения могут принести только вред.
Сказка учит слушать других людей, и всегда уважать их мнение, если оно даже ошибочно.
На самом деле лично спорить друг с другом Коперник и Птолемей не могли, они жили разделенные многими веками, но долгое время в науке господствовало утверждение Птолемея, что солнце вращается вокруг земли. Для времени Птолемея это было нормальное утверждение, хотя уже тогда находились некоторые ученые утверждавшие обратно.
Коперник же прямо утверждал, что это земля вращается вокруг солнца, и является одной из самых обыкновенных планет.
Кем был отрок в былине «Подвиг отрока киевлянина»? Просто очень молодым человеком, юношей, ведь именно так мы понимаем слово отрок в настоящее время? Скорее всего нет, иначе на него обязательно обратили внимание печенеги, когда отрок пробегал бы по их лагерю.
Отрок стоял по правую руку князя с мечом в руке.
Сюжет сказки «Журавль и цапля» очень прост: журавль и цапля по очереди ходят друг к другу желая создать семью, жить вместе и каждый раз получают друг от друга отказ о котором сами же и жалеют.
В этой сказке переплелись сразу несколько стилей сказок.
Но ведут они себя как люди и проблемы решают те, которые решали бы обычные люди, а это сближает данную сказку со сказками бытовыми.
С волшебными же сказками это произведение сближает только то, что герои ее, животные, разговаривают, то есть не являются обычными животными.
Тем не менее к волшебным сказкам сказку «Журавль и цапля» отнести никак нельзя.
Я сразу признаюсь, что рассказ Тургенева «Муму» мне не понравился.
Этот рассказ заставляет задуматься над тем, во что превращает человека власть, если этот человек не обладает духовностью.
Мне в рассказе Тургенева «Муму» не интересны ни Капитон, ни Татьяна, ни Гаврила. Это второстепенные персонажи, которые играют лишь вспомогательную роль. В частности история с прачкой Татьяной показывает отношение Герасима к пьянству, его моральные качества.
Поэтому чтобы отвадить Герасима Татьяну показали пьяницей и когда Герасим это увидел, он сразу к ней охладел.
Гаврила был дворецким, он был женат и обладал утиным носом. Это верный служака, который во всем подчинялся барыне.
«Журавль и цапля» – сказка и ее мораль. Анализ сказки «Журавль и цапля
Сюжет
С присказкой разобрались. Как видим, она может быть бесконечной. Теперь посмотрим, с чего начинается сказка «Журавль и цапля». В первую очередь повествование знакомит читателя с главными героями.
Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.
Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.
После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»
Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала.
Это присказка, а сказка вот какая.
Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.
— Дай, пойду посватаюсь к цапле!
Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.
Приходит и говорит:
— Дома ли цапля?
— Выдь за меня замуж!
— Нет, журавль,не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:
«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля«.
Приходит к журавлю и говорит:
— Журавль, возьми меня замуж!
— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.
Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.
Журавль раздумался и сказал:
«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».
Приходит и говорит:
— Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:
«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду«.
Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.
Анализ
Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных, потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки являются две птицы –это журавль и цапля. Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься. Но цапля не захотела,потому что у журавля ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл, она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль,вспомнив обиду, тоже отказал цапле. С тех пор и ходят они друг к другу.
У этой сказки нет конца, зато есть присказка. А присказка такая же как и сказка без конца. Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.
Эта сказка учит тому,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.
Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.
Мораль
Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» – сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.
«Журавль и цапля» – сказка и ее мораль. Анализ сказки «Журавль и цапля
Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы. Живут они хоть и на одном болоте, но на разных его концах, далеко друг от друга. А в одиночку жить скучно. Первым об одиночестве задумался журавль. Он решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.
Однако, когда журавль предложил цапле жить вместе, цапля отказала журавлю, сославшись на неприемлемый для нее внешний вид журавля – ноги у того длинные, а платье коротко. Но когда обиженный журавль ушел, цапля засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала.
Пришла цапля к журавлю и предложила жить вместе. Обиженный журавль тоже отказал цапле и прогнал ее. Расстроенная цапля в слезах вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он опять вспомнил, как скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но на повторное предложение руки и сердца журавль снова получил отказ.
У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.
Мораль этой сказки состоит в том, что сомнения и нерешительность могут завести кого угодно в тупик.
Главный смысл сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь находить компромиссы, как-то договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.
О чём сказка «Журавль и цапля»?
О проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.
Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?
Несчастен тот, кто сомневается. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
I. Организационный момент.
Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).
Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?
(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).
II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.
1. Знакомство с текстом.
Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.
2. Особенности русских народных сказок. Повторение.
Какой жанр литературы перед нами, докажите.
(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).
3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.
Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).
Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:
Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.
Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.
(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)
Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.
Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?
(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” — “тяп, тяп”).
Чем описание художественное отличается от научного?
(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.
2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).
Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.
А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2).
Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.
III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.
1. Первичное восприятие текста.
Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II).
Ответьте на вопросы:
1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;
2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;
3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;
4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.
(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).
2. Углубление представлений о содержании сказки.
Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?
(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).
Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.
(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)
Перечитаем концовку сказки.
Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?
Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.
Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.
Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:
Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля»
- формировать навыки анализа художественного произведения; обучающиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
формировать представление о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развернутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.
I. Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня необычное и интересное занятие, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. При подготовке к уроку мы разделились на группы. Представьте ваши группы.
3 группа: Художники.
4 группа: Сказочники.
II. Мотивация познавательной деятельности.
Первая группа готовила считалки. Проверим ваши домашние заготовки. Итак, пожалуйста. (Все рассказывают считалки — 5 штук).
К какому жанру относятся ваши тексты?
Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете?
Ответы (пословицы, поговорки, загадки, сказки и т.д.)
III. Актуализация знаний.
Прочитайте русские народные пословицы.
О чем говорится в каждой из них?
- Сказка складом, песня ладом красна (сказка ценится мудростью и добротой, а песня красивая, если у нее есть рифма)
Согласие питает, раздор объедает (Согласие или дружба дает человеку, питает его как растение, а раздор — ссора отделяет, разделяет людей)
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся (присказка готовит к восприятию сказки, заинтересовывает)
Ребята еще раз прочитайте пословицы, подумайте, какие три цели мы ставим сегодня на уроке? В этом вам помогут наши пословицы.
- познакомиться с художественными особенностями сказок
обсудить, что такое согласие и как можно достичь его
подумать, чему учит нас сказка «Журавль и Цапля».
Итак, цели поставлены, давайте перейдем к их реализации.
IV. Организация познавательной деятельности.
Какой жанр устного народного творчества поможет нам в работе на уроке? (сказка, открываем учебник на ст. прочитайте тему урока)
А кто такие цапля и журавль?
Вторая группа «Знатоки» подготовила сообщение об этих птицах. Давайте их послушаем.
- Научные статьи о журавле и цапле. Выступление 2 группы.
Третья группа «Сказочники» расскажут нам сказку «Журавль и цапля»
- Первичное восприятие текста. Чтение текста (читают подготовленные ученики по ролям)
Прочитайте начало сказки?
Какими словами начинается сказка? Как еще может начинаться сказка? (начало сказки называется зачин)
Какие необычные выражения встретились? (семь вёрст болото месил, несолоно хлебавший)
- Объясните значения слова долговязый, воротилась, свататься, по сию пору.
Замените слово раздумалась другим словом?
Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Окончание сказки последние слова называются концовкой, бывают другие я там был мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало, и жили они долго и счастливо).
Таблица художественные особенности народной сказки (слайд)
Вспомните нашу вторую цель — обсудить, что такое согласие и как можно достичь его.
Сейчас мы поработаем в парах, и вы ответите на вопросы по тексту «Журавль и цапля» (таблица на листочках)
Работа в парах (выбор правильного ответа)
- Совпадают ли желания журавля и цапли?
Так почему же имея одинаковое желания они не смогли жить вместе, дружить? (не нашли общего языка, каждый любил себя, был очень гордый, не смогли договориться)
1. Перечитаем концовку сказки. Вспомните третью цель нашего урока.
Чему же учит нас сказка? Какие плохие черты героев показаны в этой сказки? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку?
Перед нами стояли три цели, достигли мы наших целей?
- Ребята из группы художников подготовили рисунки «Цапли и журавля». Дайте характеристику цапли и журавля словами из сказки.
- Рефлексия
Только ли о женитьбе эта сказка? Похожие ситуации бывают в жизни людей. Русская народная сказка цапля и журавль научила нас жить в согласии и мире. В каких известных нам авторских произведениях (баснях) звучала такая тема.
Подведем итоги нашей работы: Послушаем слова мудрых людей, как можно оценить поведение «Цапли и Журавля»? Прочитайте высказывание по группам. (Читают мудрые мысли).
Самооценка выберите слова для оценки работы на уроке.
Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных.
Сказки о животных – самые древние сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?
Откроем учебник на стр. 40. Мы сейчас послушаем сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России Е. Санаевой.
(фонохрестоматия к учебнику )
Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).
Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?
Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
Помогает ли нам музыкальное сопровождение зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?
Какие непонятные слова и выражения вы отметили?
Послушаем сообщение о выражении «семь вёрст». (См. Приложение 1 ).
Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.
А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».
Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?
Поблагодарим ребят за интересные сообщения.
Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?
А теперь немного отдохнём.
А теперь мы сравним два текста: художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из научной статьи (См. Приложение 2 ). А затем прочитайте художественный текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)
Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?
Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?
Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?
Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?
Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)
В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.
А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.
Продолжим анализировать сказку.
Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?
Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3 ).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.
Сделаем выводы. Как закончилась сказка?
Совпадают ли желания журавля и цапли?
Что такое «согласие»?
Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.
Почему птицы не пришли к согласию?
Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. (И.Крылов.Басня «Лебедь,рак и щука»).
Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?
Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.
Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?
Удалось ли передать черты характера персонажей?
Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3 ).
Каковы жанровые особенности сказки о животных?
К какому жанру относится эта сказка? Докажите.
Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?
Вспомним цели нашего урока (слайд 2 ). Достигли ли мы их?
Задание на дом по выбору:
Иллюстрации к сказке.
Организует оценивание работы обучающихся на уроке.
А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4 ).
Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.
Поблагодарим друг друга за работу!
Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого
Главные герои сказки «Журавль и цапля» и их характеристика
План пересказа сказки «Журавль и цапля»
Кратчайшее содержание сказки «Журавль и цапля» для читательского дневника в 6 предложений
Главная мысль сказки «Журавль и цапля»
Поспешность в принятии решений приносит только вред.
Чему учит сказка «Журавль и цапля»
Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.
Отзыв на сказку «Журавль и цапля»
Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.
Пословицы к сказке «Журавль и цапля»
Лад и согласие — первое счастье. Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит. Спрос не грех, отказ не беда. Задумал, так не передумывай. Не спехом дело спорится, а толком.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Журавль и цапля»
На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота. И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти. А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених — и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю. Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. «Нет, — отвечает, — теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла». Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться. Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: «Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!» И бегом за Журавлем. Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Журавль и цапля»
Сказки о животных
II Формулирование детьми темы и цели урока.
Конспект урока по литературному чтению на тему «Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Номер материала: ДБ-110258
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Урок литературы на тему «Сказка «Журавль и Цапля»
Разделы: Литература
Цели урока:
I. Организационный момент.
Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).
Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?
(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).
II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.
1. Знакомство с текстом.
Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.
(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).
2. Особенности русских народных сказок. Повторение.
Какой жанр литературы перед нами, докажите.
(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).
3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.
Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).
Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:
Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.
Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.
(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)
Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.
Сказка Журавль и цапля читать
Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…
Это присказка, а сказка вот какая.
Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.
Дай, пойду посватаюсь к цапле!
Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.
Приходит и говорит:
Выдь за меня замуж!
Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:
«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».
Приходит к журавлю и говорит:
Журавль, возьми меня замуж!
Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.
Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.
Журавль раздумался и сказал:
«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».
Приходит и говорит:
Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:
«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».
Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.
Учебный предмет: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Раздел программы: «
Сказки о животных»
Тема урока:
Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Разработала Головешкина Светлана Алексеевна
«Журавль и цапля», русская народная сказка.
формирование представления о жанровых признаках различных
видов народных сказок;
формирование представления о композиции сказки;
развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать
развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с
формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения
формирование действий контроля и оценки;
формирование межличностных отношений учащихся в групповой
воспитание познавательной активности.
Оборудование: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение.2 класс», схемы к обложке
сказок, карточки для групповой работы, цветные карандаши.
- Назовите как можно больше произведений, соответствующих любой из этих моделей.
- Чем похожи эти модели? (по жанру – сказка, есть название)
На какие группы можно еще разделить сказки? (народные и авторские)
Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)
вид сказки | Сказки о животных | Волшебные сказки | Бытовые сказки |
Кто являются главными героями сказки? | животные | человек и несуществующие герои | человек и животное (человек и человек) |
Какие события происходят в сказке? | из реальной жизни | фантастические | реальные |
Какова задача сказки? | высмеять поведение героев | показать, что добро побеждает зло | высмеять недостатки героев |
II
Формулирование детьми темы и цели урока.
- Откройте учебник на странице 21.
С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? (русская сказка «Журавль и цапля»)
(Учитель тему урока записывает на доске)
Попробуйте определить жанр и тему произведения. (по жанру это произведение- сказка; тема произведения- сказка о животных)
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.
«Журавль и цапля». Как написать отзыв к сказке?
Сказка В. И. Даля Журавль и цапля.
отзыв о сказке для читательского дневника
Как Журавль и Цапля сватались
Вывод: мне понравилось сказка тем, что в ней Афанасьев показал не только неумение мириться, но и чрезмерные чванство с гордыней. Никто не хотел забывать обид, злился и только мстил. Вот поэтому никакого договора до сих пор и нет.
«Журавль и цапля» отзыв
Сказка В. И. Даля не оставила меня равнодушным. Она рассказывает о том, как Журавль и Цапля ходили друг к другу и не могли договориться. Сначала Журавль ходил к Цапле, просил выйти за него замуж, но Цапле Журавль совсем не нравился и она отказала. Затем Цапля передумала и сама пошла к Журавлю, но тот был горд и не принял Цаплю. Так началась череда их хождений друг другу.