Дамасское обращение что это
Путь в Дамаск
Обращение Савла на пути в Дамаск — один из эпизодов жития апостола Павла (ок. 33-36 гг. н. э.), сыгравший колоссальную роль в его обращении в христианство и, следовательно, для распространения христианства в мире.
В переносном смысле выражение «Путь в Дамаск» обозначает поворотный пункт, водораздел — событие, знаменующее уникальную или важную историческую перемену.
Текст
Апостол Павел, до крещения носивший имя «Савл», был воинствующим фарисеем, активно участвовавшим в преследовании первых христиан. Например, он упоминается в сцене избиения камнями первомученика Стефана. Как повествует книга «Деяний святых апостолов», на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп (9:1-9). Приведённый в Дамаск, он был исцелён христианином Ананией и крестился (9:17-18).
Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Путь в Дамаск» в других словарях:
Дамаск — У этого термина существуют и другие значения, см. Дамаск (значения). Город Дамаск араб. دمشق («Димашк») … Википедия
Дамаск город в Турции — (по турецки и арабски Димишк эш Шам) главный город турецкого вилайета Сирии, резиденция генерал губернатора (вали) на высоте 700 м у подножия Антиливана, при реке Барада. Равнина, на которой лежит Д. (Гхутах, 400 кв. км), отличается роскошной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дамаск, турецкий город — (по турецки и арабски Димишк эш Шам) главный город турецкого вилайета Сирии, резиденция генерал губернатора (вали) на высоте 700 м у подножия Антиливана, при р. Барада. Равнина, на которой лежит Д. (Гхутах, 400 кв. км), отличается роскошной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Брюсов, Валерий Яковлевич — талантливый поэт. Род. в 1873 г. в московской купеческой интеллигентной семье. Дед по матери (см. «Рус. Архив», 1903, I, 437) писал стихи, драмы, повести; отец печатал стихи в мелких изданиях. Окончил курс в Московском университете по… … Большая биографическая энциклопедия
Брюсов Валерий Яковлевич — Брюсов, Валерий Яковлевич известный поэт, один из создателей русского модернизма. Родился в 1873 г. в московской крестьянско купеческой, но интеллигентной семье. Дед по матери писал стихи, драмы, повести; отец печатал стихи в мелких изданиях.… … Биографический словарь
Карматы — последователи «крайней» шиитской секты, имеющей общее происхождение с исмаилизмом. В III/IX веке последователи этой секты подняли крупное восстание, потрясшее Аббасидский халифат. Основатель движения карматов Хамдан ибн аль Ашаз, был больше… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Апостол Павел — Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел … Википедия
СТРИНДБЕРГ Юхан Август — (Strindberg, Johan August) АВГУСТ СТРИНДБЕРГ (портрет Э.Мунка). (1849 1912), крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной… … Энциклопедия Кольера
Стриндберг — Август (1849 1912) крупнейший шведский писатель, беллетрист и драматург. Сын предпринимателя и служанки. Сильно нуждаясь в молодости, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актера и др.). В литературе С. дебютировал в начале 70 х гг.… … Литературная энциклопедия
Путь в Дамаск
Что связывает русских и сирийцев
Мы попросили ответить на вопросы нашего бывшего корреспондента в Сирии, проработавшего там более 10 лет, историка-востоковеда, арабиста Сергея Медведко.
Почти мистика
Стало не по себе. Вспомнил, как школьником летал в Дамаск с мамой и сестрой к отцу, который там работал в 60-х корреспондентом ТАСС. И тогда сразу полюбил эту страну, по-мальчишески твёрдо решив туда вернуться.
И вернулся. Командировка затянулась почти на десятилетие.
Библейские отметины
Сирийская земля подарила человечеству первый в мире алфавит. Глиняная табличка с буквами из финикийского города Угарит сегодня – достояние Национального музея Дамаска. В Сирии сохранились памятники-шедевры почти всех мировых цивилизаций: ассирийской, вавилонской, финикийской, эллинистической, персидской, древнеримской, византийской, арабо-исламской… Недаром знаменитый французский археолог Андрэ Перро, ставший директором Лувра, писал: «У каждого цивилизованного человека есть две родины. Одна – где он родился, другая – Сирия».
Что же говорить о нас, русских, в большинстве своём православных? Все знают, что Русь в 988 году крестилась при Великом князе Владимире. А кто был первым митрополитом или архиепископом Руси? Им стал святитель Михаил Сирин. Имя говорит само за себя. Родом он был из Сирии.
Мы помним, как преподобный Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. От святого и пошло впоследствии имя, которое стало столь распространённым на Руси. А в честь кого русский монах-чудотворец (в миру Варфоломей) принял имя Сергий? Имя это было им взято в честь римского командира легионеров Сергия, служившего в III–IV веках н.э. при императоре Диоклетиане в Сирии, в городе Рецеф (ныне Расафа, что не так далеко от известного теперь всем города Эр-Ракка). Легионер служил верой и правдой императору, но сердце его было отдано новой жестоко преследовавшейся императором христианской вере. Он отказался отречься от христианства и после ужасных пыток был казнён. А христианский мир приобрёл нового мученика – святого Сергия. Вскоре Расафа, где его казнили, становится местом паломничества, её переименовывают в город Сергиополис. Кочевавшее тут арабское племя Гассан приняло тогда христианство и с тех пор выступало защитником города, в том числе от нашествия персов.
Колокольные звоны
Православные русские не могли оставаться в стороне от своих братьев по вере. Помимо того что они всегда защищали христиан Сирии от угнетателей, наши предки строили там русские школы. При поддержке Императорского православного палестинского общества в Сирии 100 лет назад в них училось около 11 тысяч арабских детей: изучали русский язык, знакомились с нашей культурой.
Ещё пять лет назад каждый восьмой сириец был приверженцем христианской веры, причём большей частью ортодоксальной, то есть православной. А до прихода сюда в VII веке арабов-мусульман практически всё население Сирии и Палестины составляли христиане. Дамаск, как и Иерусалим, – колыбель христианства. Благодаря апостолу Павлу отсюда и началось распространение христианства по миру.
До крещения он носил имя Савл и был воинствующим фарисеем, преследуя первых христиан. С целью их истребления он отправился из Иерусалима в Дамаск. Но, как говорится в «Деяниях святых апостолов», на пути в Дамаск был сражён ослепительным светом, упал с лошади и услышал голос Всевышнего: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» Ослепшего Савла привели в Дамаск, на улицу Прямая, к старцу Анании. Именно Ананию, главу христианской общины, Савл должен был побить камнями. Анания же избавил Савла от слепоты душевной и физической: «Он возложил на Савла руки, и как бы чешуя спала с глаз его, он сразу прозрел…» Затем старец крестил Савла именем Павел и благословил на миссионерство. В своём доме Анания собирал на молитву и проповеди первых последователей христианства. Сейчас здесь самая древняя часовня Дамаска, а может быть, и всего мира. В пригороде же Дамаска, у деревни Каукаб, находится место, где ослеплённый Савл упал с коня и услышал голос с небес.
Туда меня как-то привёл представитель Русской Православной Церкви в Дамаске владыка Александр. Здесь стоит часовня, построенная на средства Патриарха Московского и всея Руси Алексия и памятник апостолу. А 10 лет назад состоялось открытие памятника святому Павлу. Автор его – народный художник России А.И. Рукавишников.
– Отсюда, – говорил отец Александр, – и начался путь уже не Савла, а апостола Павла. Важно понимать, что так называемое обращение Савла на пути в Дамаск – не просто один из эпизодов жития апостола Павла. Это новая точка отсчёта не только в его жизни, но и начало распространения христианства в мире. С тех пор выражение «Путь в Дамаск» обозначает поворотный пункт, водораздел – событие, знаменующее уникальную или важную историческую перемену. Это переосмысливание своего пути. Своеобразное прозрение и просветление. Как то, что снизошло на Павла во время его крещения в Дамаске на улице Прямая…
Путешествуя по Сирии, посещая храмы и монастыри, я любовался не только византийскими, но и русскими иконами, поднесёнными в дар нашими предками, слушал звон колоколов, отлитых русскими мастерами. Мне показывали перекрытия храмов, построенные из сибирского кедра нашими плотниками, или церкви, восстановленные после их разрушения турками-османами. Под впечатлением всего этого я крестился в древнейшем монастыре мира в Маалюле. Там же крестил родившегося в Дамаске моего сына именем Александр.
«Нам нельзя друг без друга»
Россию и Сирию объединяет многое. В отличие от европейцев Россия никогда не воевала с арабами. Более того, у нас были общие враги. Мы одновременно, правда, каждый на своей земле, отражали нашествия татаро-монгольских орд, рыцарей-крестоносцев, османских, наполеоновских, английских завоевателей… А в ХХ веке СССР стал самым надёжным союзником и защитником Египта и Сирии в их борьбе за освобождение от колонизаторов, а затем в противостоянии, как тогда писали, «силам мирового империализма и международного сионизма».
Но вот когда Сирия – «вторая родина каждого цивилизованного человека» – оказалась перед угрозой уничтожения террористами, у России «как бы чешуя спала с глаз». Она наконец прозрела: существуют не только прагматизм, выгода, доход и обывательское «моя хата с краю». Живы понятия дружбы, верности, чести. Не отшибло историческую память до конца.
Россия не просто вспомнила про «путь в Дамаск», но встала на него. На путь просветления и истины, прозрения и совести. И дай нам Бог не сойти с него! Пусть мы сворачиваем в Сирии своё военное присутствие, но с нашего пути в Дамаск мы теперь не свернём!
Меня часто интересовало, что было самым самым. В том числе я хотела узнать, какой город был самым старым. Сейчас я вспомнила мою мысль и узнала это! Хочу поделиться с вами историей и фактами о этом городе!
33°30′00″ с. ш. 36°18′00″ в. д.HGЯO
▲1 754 000 человек (2011)
Damascus Governorate (ар.)
Мечеть Омейядов перестроена из большой христианской базилики Иоанна Крестителя, которая в свою очередь была возведена на месте римского храма Юпитера Дамасского, основанием которому послужило святилище арамейского бога Хадада.
Внутри стен мечети недавно был обнаружен шагающий крылатый сфинкс, предназначенный для украшения храма.
Дата основания Дамаска теряется в веках до начала нашей эры. Средневековый арабский историк Ибн Асакир (XII век) утверждал, что первой стеной, воздвигнутой после всемирного потопа, была Дамасская стена, и относил возникновение города к IV тысячелетию до нашей эры.
Первые исторические сведения о Дамаске относятся к XV веку до нашей эры, когда город находился под властью египетских фараонов. В X—VIII веках до н. э. — центр Дамасского царства. Затем входил в состав Ассирии, Нововавилонского царства, Израильского царства, державы Ахеменидов и империи Александра Македонского и последовавшего после его смерти эллинистического царства Селевкидов.
В 83 году до нашей эры Дамаск и вся Сирия стали частью Армянской империи Тиграна Великого, а в 64 году до нашей эры римский полководец Гней Помпей присоединил его к Римской империи. Здесь размещалась штаб-квартира римских легионов, воевавших с персами. Уроженцем города в эту эпоху (64 год до нашей эры) был греческий историк и философ-перипатетик Николай Дамаскин (греч. Νικολαος Δαμασκινος).
В 395 году город вошёл в состав Византии.
Первые христиане появились в Дамаске уже в I веке нашей эры после визита апостола Павла.
В результате поражения, нанесённого арабами византийской армии в битве при Ярмуке (август 636 года), Дамаск вошёл в состав арабского халифата.
С 661 по 750 годы Дамаск был столицей халифата династии Омейядов, простиравшегося от Инда до Пиренеев. Позднее город был под властью египетских династий, а в 1076 году стал частью государства турок-сельджуков.
Напоследок хочу рассказать несколько фактов о Дамаске!
Интересные факты о Дамаске
1. Дамаск — второй по величине сирийский город и столица государства. Располагается неподалеку от Восточно-ливанской горной гряды, на юго-западе страны. Дамаск признан одним из древнейших городов планеты, это место несомненно стоит того, чтобы его посетить. Не лишним будет также ознакомиться с интересными фактами об этом уникальном мегаполисе.
2. Известно, что Дамаск существовал и был населен людьми еще в далекие библейские времена, точной даты основания не знает никто. Его жители занимались гончарным ремеслом, растили пшеницу, именно здесь впервые на планете научились изготовлять великолепную сталь, слава о свойствах которой распространилась далеко за пределы страны.
3. Город расположен на реке Бараде и именно ей он обязан своим возникновением.
4. Древние мудрецы были уверены: «если Всевышний желает наградить, он преподносит человеку особый подарок — путешествие в великий Дамаск».
5. Ибн Асакир, средневековый арабский ученый, утверждал, что самой первой стеной, воздвигнутой на Земле после библейского потопа, была стена в Дамаске. Другие источники утверждают, что данный город основали Адам и Ева.
6. В 2001 году Дамаск посетил сам папа Павел II, который делал все для улучшения отношений между исламским и христианским мирами. Он является первым из пап, посетившим мечеть и даже помолившимся в ней. Произошло данное событие в мечети Омейядов, там же Папа Римский поцеловал священную книгу мусульман — Коран.
7. Самая древняя часть Дамаска, так называемый «старый город», внесен в перечень ЮНЕСКО, как один из объектов всемирного наследия. Здесь находится огромное количество памятников зодчества, возведенных в разные эпохи.
Дамасское дело
, обвинение евреев Дамаска в ритуальном убийстве.
5 февраля 1840 г. в Дамаске, находившемся под властью египетского правителя Мухаммада-‘Али, исчезли настоятель местного монастыря капуцинов Томас и его слуга-мусульманин Ибрахим Амара. Монахи-капуцины распространили слух, будто пропавшие убиты евреями с целью использования их крови для выпечки маццы. Поскольку католики Сирии находились под официальным покровительством Франции, расследование должно было производиться французским консулом. Он решил использовать этот кровавый навет для укрепления позиций Франции на Ближнем Востоке, а монахи — для усиления французского влияния на христианские общинные учреждения Сирии. Дамасский губернатор принял сторону консула и монахов и потребовал от евреев найти пропавших в течение трех дней. Несколько евреев было арестовано и подверглось пыткам; двое из них умерли, один ради спасения жизни перешел в ислам, а некоторых вынудили «признаться».
Еврейство Европы было потрясено дамасским делом, и протесты против него все усиливались. С энергичными протестами выступали многие неевреи (в том числе в США и в России). Еврейская делегация, в которую входили М. Монтефиоре, И. А. Кремье, Соломон Мунк (1803–67), а также сопровождавший их востоковед и секретарь Монтефиоре Льюис Лёве (Эли‘эзер ха-Леви, 1809–88), прибыла в Египет и обратилась с предложением к Мухаммаду-Али передать дело на рассмотрение властям Александрии или европейским судьям в Дамаске. Делегации в этом было отказано, но Мухаммад-Али, заинтересованный, как и французы, в том, чтобы избежать подробного расследования действий дамасских властей, уступил давлению европейских держав и издал 28 августа 1840 г. указ о помиловании обвиненных и прекращении следствия. Так как указ не снимал с евреев обвинения в ритуальном убийстве, он был по настоянию еврейской делегации заменен другим, который гласил, что освобождение заключенных является актом справедливости, а не милостью властей. 6 сентября 1840 г. десять оставшихся в живых арестованных по дамасскому делу евреев были освобождены (четверо умерли от пыток), а шестерым бежавшим обвиняемым было разрешено вернуться в Дамаск.
Когда месяц спустя в Сирии была учреждена турецкая администрация, Монтефиоре и его делегация выехали из Египта в Стамбул и выхлопотали у султана 6 ноября 1840 указ, объявлявший обвинение евреев в употреблении христианской крови клеветой и запрещавший возбуждение судебных процессов на основании такого обвинения.
Дамасское дело в значительной мере явилось поворотным пунктом в процессе укрепления солидарности евреев всего мира и развития еврейского самосознания. Эмансипированное западноевропейское еврейство выступило в защиту своих преследуемых братьев, что пробудило у еврейства Европы интерес к положению евреев на Востоке и явилось толчком к созданию в 1860 г. постоянной организации помощи евреям во всем мире — Альянса. Характерным для дамасского дела является и вмешательство европейских держав, благодаря чему положение евреев на Ближнем Востоке привлекло к себе международное внимание. Общественное мнение стран Европы и Америки, вопреки усилиям клерикальных кругов Франции, Италии и Бельгии, объединилось в протесте против изуверства и клеветы, против гонений, выпавших на долю евреев Востока, а также в сочувствии к невинным жертвам навета. Впервые в истории галута проявилось международное сотрудничество в деле, касавшемся евреев одной из стран мира. Впервые общественное мнение еврейства, выраженное выступлениями в прессе еврейских политических и финансовых деятелей и еврейской интеллигенции, единодушно и безоговорочно обличавшими гонения на евреев, оказало влияние на позицию великих держав в этом вопросе.
Дамасское обращение что это
В рамках подготовки к уже неоднократно упомянутому ролевому мероприятию господа-игроки выложили прекрасный минимум для театрально-импровизационного моделирования мусульманского обывателя.
Предлагаем соотвественную подборку из сообщества игры ВКонтакте
Обращения на «вы» нет, все ко всем обращаются на «ты».
Обращение от низшего к высшему «господин», к непосредственному начальству «мой господин».
К лицам высших рангов: «О великий визирь», «О великий эмир».
Обращение к султану: «О великий султан», или «Повелитель».
В этикетных ситуациях перед вышестоящим можно встать на одно колено (для военных).
Когда позволят удалиться, не поворачиваться сразу спиной, некоторое время отступать, пятясь (для всех).
К придворному, ученому, купцу, то есть к уважаемым людям, штатским, а не военным, можно обратиться «почтенный», «почтенный + имя».
Среди равных и хорошо знакомых можно обращаться по имени.
Приветствовать поклоном (только наклонить голову).
Среди простонародья (простые воины, ремесленники, земледельцы, слуги) допустимо обращение «брат» (использовать с осторожностью, чтобы не было ассоциаций с братвой) или по имени.
Поклоны головой.
Сверху вниз можно обращаться просто по имени.
Если вышестоящий не знает имени, просто на «ты» или по названию профессии: «воин», «купец».
[Нередко герои арабских сказок подзывают незнакомца обращением «уважаемый», «достойнейший»]
Обращение к группе людей: «правоверные», «братья» (среди равных),
к войску: «воины».
Ханум (хатун) – уважительное обращение к замужней женщине, показатель того, что женщина замужем или была замужем. Например, Фатима-ханум, Гаухер-хатун.
Сайд (господин)/Хаджи (совершивший хадж) — обращение к священнослужителю
обращение Кафир/Кяфир — к неверному
Следуя сунне, мусульмане обязаны приветствовать друг друга при встрече словами: «Салямун алейкум», а затем обменяться рукопожатием. Сказано, что при рукопожатии единоверцев, с них «осыпаются» грехи.
Первыми должны приветствовать:
старший — младшего, стоящий — сидящего, хозяин — прислугу, отец — сына, мать — свою дочь,
горожанин — сельского жителя, всадник — пешего.
Мусульманам нельзя первым приветствовать:
— Мужчинам незнакомых девушек, молодых женщин.
— Читающих молитву (намаз), проповедь (хутба) либо Коран.
— Совершающего поминание Аллаха (зикр) или произносящего проповедь.
— Муэдзина, призывающего к молитве (азан или икамат).
— Человека, принимающего пищу или отправляющего естественную нужду.
— Человека, совершающего грех.
Приветствовать посторонних женщин пожилого возраста не запрещено.
В необходимых случаях, дозволено с ними и рукопожатие,
с тем лишь условием, что это действие не возбуждает вашу страсть.
Дозволено так же ученику приветствовать своего учителя.
Существуют более почтительные формы:
Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллах — «Мир вам и милость Аллаха».
Ас-саляму алайкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух — «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение».
Ва-алейкум ас-салям ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух — форма ответа на приветствие, которая означает: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».
Согласно Корану мусульмане обязаны отвечать на приветствие используя не меньше слов, чем тот кто поприветствовал первым:
«Когда вас приветствуют, отвечайте ещё лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь.» (Коран, 4:86)
Пред тем как поприветствовать людей в мечети, мусульмане должны совершить молитву тахияту ль-масджид (приветствие мечети).
Если получено приветствие в письменном виде, необходимо тут же ответить «Ва алейкум салям».
Это обязательно.
И желательно такое приветствие отослать обратно в письменном виде.
Если кто-либо согласился передать кому-либо от кого-либо приветствие, то выполнение своего обещания становится для него фардом (обязательным).
Отвечать на приветствие попрошаек вовсе не обязательно.
Отвечать на приветствие, когда вы едите, пьёте и справляете нужду,
а так же детям, пьяным и фасыкам (нечестивым), — не обязательно.
Приветствие с совершающими открытый грех дозволяется лишь в том случае, если вы своим приветствием намереваетесь помешать им продолжению греха.
В целом, совершающие грех достойны вашего приветствия, если покаются.
и сюда же небольшое дополнения по приветствию:
1. Если мусульманина приветствует неверный словами «Ассаляму алейкум» или «Салям алейкум» принято отвечать просто «Ваалейкум», т.к. «салям» («салам») — приветствие, применимое между мусульманами и имеющее сакральный смысл, и раздавать «салам» неверным считается неприемлемым.
Отвечать же коротким «Ваалейкум» на полноценное приветствие «Ассаляму алейкум», полученное от мусульманина — признак неуважения и грех.
2. Разница между «Салам Алейкум» и «Ассляму алейкум» в том, что «салам алейкум» — это обращение к одному человеку, а «ассаляму алейкум» — обращение к нескольким лицам (множественное число, «на Вы»).
Правоверный мусульманин, чтящий Коран, никогда не обратится со священным приветствием «салам» к другому правоверному мусульманину «на ты» потому, что правоверный мусульманин никогда не бывает один: с ним всегда находятся его хранители и ангелы, записывающие его дела.
Поэтому среди истинно-верующих мусульман НЕПРИМЕНИМО приветствие «салам алейкум», а только «ассаляму алейкум»
и наиболее элементарные повседневные выражения:
Упомянутое Салам алейкум — Ваалейкум ас салам = «Мир тебе — И тебе мир».
(Наиболее распространенное на Востоке приветствие.)
Массалям — «До свиданья, прощай, пока!»
Ля иляха илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи — «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад пророк его» (символ веры ислама).
Мухаммад — «Восхваляющий»
(при упоминании имени Пророка принято добавлять благопожелание «Аллахи салам» = «Да приветствует его Аллах», «Да благословит его Аллах и приветствует», «Да пребудет с ним мир»).
Аллах акбар — «Аллах велик» (высказывание на все случаи жизни).
Бисмиллах — «во имя Аллаха»
(аналог христианского «ради бога», можно добавить после просьбы)
Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим — «Во имя Аллаха милостивого, милосердного»
(этими словами начинается почти каждая сура Корана, эти слова пишут вначале текстов, произносят в начале молитвы, а также приступая к любому делу, этим словам придается также магическое значение, их пишут на талисманах и на архитектурных сооружениях)
Иншалла — «если будет на то воля Аллаха», «всё в воле Аллаха»
(можно добавлять после любого утверждения, как своего, так и собеседника).
Очень распространенное высказывание.
[и как мы уже знаем, сопровождалось характерным жестом]
Дело в том, что в арабских странах была распространена боязнь «дурного глаза».
Поэтому на любую тему выражались очень уклончиво и обставляли массой условностей, чтобы не сглазить (или чтобы злые духи не подслушали).
Еще несколько распространенных выражений:
Айва — «Да» | Лэ — «Нет» |
Рахмат — «Спасибо» | Мин фадлак — «Пожалуйста» |
Квайс — «Хорошо» | Мушквайс — «Плохо» |
Ялла! — «Вперед!» «Давай!» | Халас! — «Довольно» («Я сказал!»), «Хватит» |
Наконец, о залиле.
Это такое характерное для стран Востока улюлюканье типа «а-ли-ли-ли-ли-лиииии!»
Его можно услышать в песнях, в некоторых фильмах про арабов и пр.
Имеем в виду, что залил — это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЖЕНСКАЯ прерогатива.
Мужчинам голосить залил — позор — не отмоешься. Всё равно что одеться в женское, накраситься и так выйти на улицу («Мол, я — не мужчина, а баба»).