Данные биометрии что это
Биометрические персональные данные: в чем суть и где их используют
Все полученные знания о личных биоданных человека собираются, хранятся и могут использоваться для опознания людей. Это особенно актуально в связи с активизацией угроз международного и внутреннего терроризма.
Классификация биологических данных
Суть в том, что сведения, полученные по индикации индивидуальных характеристик каждого конкретного человека с использованием технологий, являются персональными биометрическими данными. По существу, они различаются на:
статичные, которые передающиеся генетически человеку при рождении: ДНК, радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев;
динамические, изменяемые в процессе развития и жизненных обстоятельств: голос, почерк, походка.
Правовое применение
В ФЗ-152 от 27.07.2006 года регламентирована правовая основа по защите персональных данных физических лиц. Законодательством определен порядок обращения с биопараметрами в рамках реализации конституционных прав граждан, гарантирующих неприкосновенность частной жизни и сохранность персональной тайны.
Личные биометрические сведения оператор может использовать без письменного разрешения при следующих чрезвычайных обстоятельствах:
необходимой депортации из другого государства.
В целях исполнения приставами судебных решений.
В случаях противодействия терроризму.
Осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Связанных с коррупцией в госслужбе.
Важно! Биологические параметры характерные для каждого человека хранятся в защищенной базе данных в виде цифрового кода. При похищении закодированного ключа злоумышленник может воспользоваться секретной информацией для осуществления противоправных действий.
Системы биометрических технологий
Создание технологических систем позволяет осуществить проверку подлинности биоданных на основе методов сравнительной биометрической аутентификации. Сведения о пользователе такие, как сетчатка глаза, оттиск подушечки пальца и другие сканируются. Полученные параметры обрабатываются в системах с использованием цифровых технологий. Процесс аутентификации проводится в четыре этапа:
Запись
В процессе записи ведется запоминание одного или нескольких экземпляров физического образца биометрического параметра для более полного составления характеристики изображения.
Преобразование
Зафиксированная уникальная информация обрабатывается и путем технологических манипуляций закрепленный биологический параметр человека преобразовывается в цифровой код.
Сравнение
Закодированный биопараметр сравнивается с представленным для анализа образчиком.
Совпадение/несовпадение
В результате система аутентификации выдает оценку, совпадает или нет хранящийся в базе данных закодированный биометрический параметр с анализируемым образчиком.
Важно! Технологические системы аутентификации подлежат общей стандартизации по надежности и должны иметь сертификаты качества, которые выдает ICSA (Международная ассоциация по компьютерной безопасности).
Практическое применение
Практическое применение биометрических технологий востребовано во многих сферах деятельности, связанных с гарантией обеспечения безопасности доступа к различной информации. Системы с цифровой базой закодированных биологических параметров помогают решать задачи по идентификации личности в случаях обеспечения:
организации антитеррористических операций;
охраны общественного правопорядка;
безопасности банковских операций;
реализации оценки в розничной торговле;
предоставления социальных услуг;
выдачи заграничного паспорта либо визы;
разблокировки устройства смартфонов, компьютерных гаджетов.
Основные биометрические параметры
Современные технологии охватывают уникальные и динамичные биопараметры для решения вопросов персональной идентификации личности. К ним относятся:
Отпечатки пальцев
Изображение папиллярных линий на пальцах руки, различающиеся у всех людей, в том числе у близнецов, на протяжении всей жизни. Этот уникальный, статичный параметр используют в системах идентификация для установления личности.
Важно! Это надежный, проверенный годами способ идентификации, при котором невозможно искусственно восстановить идентичный отпечаток.
Радужная оболочка глаза
Надежным способ в биометрической технологии является проведение идентификации при сравнении радужной оболочки глаза. Такой параметр у человека остается неизменным в течении всей жизни. Изображение сохраняется неизменным при любых обстоятельствах, включая:
операцию на глаза по ликвидации катаракты;
введения имплантатов на роговице;
использование простых и цветных контактных линз;
пожизненную слепоту человека.
Важно! При наличии у человека радужной оболочки глаза, которая выглядит для запоминающих устройств, как сеть, состоящая из множества переплетающихся кругов, компьютерные технологии могут всегда идентифицировать владельца.
Голос
Голосовые характеристики являются динамичными параметрами, идентификация которых востребовано:
при удаленном обслуживании в контакт-центрах;
в банковских учреждениях;
в автоматических голосовых меню.
Важно! Голосовой параметр может измениться, и не всегда индикация бывает точной. На голос влияют возрастные факторы, Лор заболевания и другие воздействия.
Виды биометрических данных сегодня постоянно дополняются, усовершенствуются, и создаются новые системы распознавания личности. Проводятся работы по созданию единой базы данных. На законодательном уровне решаются вопросы правового регулирования обеспечения сохранности и доступа к персональным данным. Не за горами тот день, когда подтвердить свою личность можно будет одним мизинцем, прикоснувшись к биометрическому считывателю!
Что нужно знать о биометрических персональных данных
Понятие биометрических данных. Какими законами регулируется обращение с такой информацией
Биометрия — это уникальные физические или поведенческие характеристики, которые позволяют отличать людей друг от друга.
На законодательном уровне в России порядок обращения с биометрическими персональными данными определен:
Где могут быть использованы физические сведения о гражданине
Биофизические информационные материалы могут понадобиться в различных сферах жизни, где требуется распознавание человека. Успешное применение биофизических особенностей граждан уже нашло себя в таких направлениях, как:
Идентификация по биометрическим данным гораздо надежнее, чем визуальная. Например, сотрудник банка не сумеет отличить друг от друга близнецов, а биометрический анализ их голоса и изображения с большой долей вероятности сможет.
Что относится к биометрическим материалам
Отнесение информации к биофизическим данным требует соблюдения следующих условий:
К биофизическим индивидуальным свойствам относятся:
Для распознавания гражданина необходима одна или больше поведенческих или физических особенностей. В постановлении № 722 к сведениям, подлежащим размещению в общей информационной системе индивидуальных данных, относятся:
По каким правилам собираются, обрабатываются и хранятся данные
Работа с индивидуальными сведениями граждан предполагает:
Эти процедуры регулирует приказ Минкомсвязи № 321.
Работа с персональными данными, в том числе биометрическими, осуществляется в следующем порядке:
Образец согласия на обработку персональных биометрических данных привели эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите к документу.
Без согласия информация может собираться в рамках (п. 2 ст. 11 закона № 152-ФЗ):
Хранение и защита идентификационных сведений
Защита биометрических персональных данных предполагает соблюдение оператором данных следующих правил (п.8 приказа № 321):
Конфиденциальность доступной информации должны хранить сотрудники, как собирающие биометрические данные, так и готовящие и выдающие ключи электронных подписей.
Дополнительно банковские учреждения должны (пп. 31, 33 Порядка, утв. приказом № 321):
Итоги
Таким образом, работа с биометрическим материалом позволяет идентифицировать людей по их голосу, фото, видео и другим индивидуальным особенностям. Порядок работы с биометрическими данными строго регламентирован законодательством. Чтобы организация могла работать с персональными сведениями, она должна направить уведомление в Роскомнадзор в порядке, предусмотренном приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94.
Биометрические персональные данные, нюансы и тонкости обработки
Применение биометрии как способа идентификации появилось еще в далеком 19-м веке. Английские колонизаторы ввели практику идентификации своих контрагентов из числа индийцев по отпечаткам пальцев и ладоней. Метод дорабатывался в дальнейшем, но применяется и по сей день. В этой статье мы попытаемся разобраться, что же относится к биометрическим данным и какие особенности обработки возникают у оператора при работе с данной категорией персональных данных.
Биометрические персональные данные, что это?
Для начала обратимся к определению, которое приводится в ст. 11 ФЗ-152 «О персональных данных». Биометрические персональные данные — это сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, и которые используются для установления личности субъекта ПД.
Исходя из разъяснений Роскомнадзора, к физиологическим данным относятся: дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес, а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность.
Например, цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца паспорта является биометрическими персональными данными владельца документа. Эта норма закреплена в ПП РФ № 125 от 4 марта 2010г. Здесь речь идет о чипе внутри первой страницы биометрического паспорта (спасибо за поправки пользователю t12589645). В тоже время, необходимо принимать во внимание цель, которую преследует оператор при обработке персональных данных, но об этом чуть позже.
Особенности обработки биометрических персональных данных
Первое, что мы видим открыв ст. 11 ФЗ-152: « Обработка биометрических персональных данных может осуществляться только с письменного согласия субъекта ПД, в случае если данные используются для установления личности субъекта. Это основное отличие обработки данной категории ПД. В остальном оператор должен руководствоваться общими требования 152-ФЗ, к организации обработки персональных данных.
Из этого правила есть и ряд исключений, когда согласие на биометрию не требуется, они приведены в ч.2 ст.11. Письменное согласие не требуется в случаях, когда обработка данных производится в связи:
Цели обработки биометрических персональных данных
Биометрические персональные данные это сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека,, и которые используются для установления личности субъекта ПД.
В Вашей организации используется система контроля управления доступа (СКУД) — это может быть таймформер или «аналоговый» вариант в виде сотрудника, который сверяет фотографию из базы данных и присутствующую на Вашем пропуске или паспорте. В данном случае используются фотографии, которые являются биометрическими данными, характеризующие физиологические особенности, и целью обработки является определение личности, предъявляющей пропуск. Согласно разъяснениям Роскомнадзора, фотографии и другие биометрические сведения(отпечатки пальцев и т.д.), используемые для обеспечения однократного и/или многократного прохода на охраняемую территорию относятся к обработке биометрических персональных данных.Такая процедура должна осуществляться только с письменного согласия.
Пример неправильной обработки биометрических персональных данных
Обратимся к Определению Верховного Суда РФ от 05.03.2018 № 307-КГ18-101
По итогам проверки Роскомнадзор выписал предписание организации(бассейну) с требованием прекратить использование фотографий клиентов на пропусках. Нарушение заключалось в отсутствии отдельного письменного согласия посетителей на обработку их биометрических данных, а именно фотографий.
Доводы приводимые оператором персональных данных, о том что:
Правильные цели обработки биометрических персональных данных
Достаточно тонкая грань, но при этом являющаяся очень значимым моментом, который может привести к штрафным санкциям,, поэтому рекомендуется систематически проводить внутренний аудит персональных данных.»
Личное дело сотрудника
Также биометрическими персональными данными не является фотография сотрудника, хранящаяся в личном деле и подпись работника. Т.к. все действия, которые совершает работодатель, используя данные из личного дела, направлены на подтверждение их принадлежности конкретному физическому лицу. При этом личность работника уже определена и его персональные данные уже имеются у работодателя.
Видеосъемка в общественных местах
В том случае, если на охраняемой территории или в публичных местах ведется видеосъемка, эти данные также не могут считаться биометрическими ПД, поскольку владелец видеокамеры не использует их для идентификации конкретного человека. Биометрическими эти данные могут стать, в случае передачи их в правоохранительные органы и если переданные видеоматериалы будут использоваться для определения личности конкретного физического лица.
На что стоит обратить внимание оператору организующему такую видеосъемку?
Оператор в таком случае должен проинформировать посетителей о том, что в данном месте ведется фото-, видеосъемка. Это может быть текстовая табличка или специализированная наклейка, специальных требований к оформлению не предъявляется. В том случае, если Вы выполнили это простое требование, то согласие посетителей на проведение таких мероприятий не требуется.
Если же Вы установили видеонаблюдение в рабочих помещениях, то не забудьте проинформировать работников об этом. Уведомлять нужно обязательно под роспись. Данное требования закреплено в Трудовом кодексе РФ ст. 74 и заключается в изменении условий трудового договора.
Цели организации видеонаблюдения
Повторю это еще раз, определение целей обработки – одна из ключевых задач оператора. И организация видеонаблюдения не является исключением. Цели должны быть определены заранее и иметь правовое обоснование.
Например, если видеонаблюдение ведется в офисе, то это может быть: «Фиксация возможных действий противоправного характера». В медицинских учреждениях или на производстве продуктов питания целью может быть: «Обеспечение прав пациентов, клиентов или потребителей». Наверняка, заказывая пиццу, Вы сталкивались с возможностью наблюдать за ее приготовлением по средствам вебкамер, направленных на рабочие места.
При этом данный процесс должен быть отражен во внутренней документации оператора. Должен быть определен ответственный, имеющий доступ к системе видеонаблюдения. Обычно это закрепляется приказом. Помимо этого необходимо предусмотреть порядок и сроки хранения видеозаписей, а также порядок их удаления. Само собой не забываем про информационные таблички.
Самое важное в одном абзаце
Подводя итог, еще раз хочется остановиться на самых важных моментах. Внимательно прочитайте ч.2 ст. 11 ФЗ-152 «О персональных данных» и во всех случаях, не попадающих под них, собирайте согласие на обработку биометрических персональных данных в письменном виде. Заранее определяйте цели обработки и строго придерживайтесь их. Не собирайте избыточную информацию. В случае, если Вы не знаете как трактовать то или иное требование закона, обратитесь к разъяснениям РКН или напишите им обращение с Вашим вопросом.
Видео про самые распространенные ошибки, оформлению Согласия на обработку персональных данных можно посмотреть на ютуб канале ПДМастер, также как и другие полезные материалы по тематике «Персональные данные».
Биометрия в банках: что это, зачем и к чему приведет
Что такое биометрические данные
Биометрические данные — это уникальные физические характеристики человека, которые используются для установления (идентификации) или проверки (аутентификации) личности. К ним относятся лицо, движение губ, сетчатка глаза, отпечаток пальца, рисунок вен и голос.
Зачем банки собирают биометрию
Российские банки собирают биометрические данные клиентов в двух направлениях: для собственных целей, чтобы повысить безопасность, удобство и скорость обслуживания клиентов, а также для Единой биометрической системы (ЕБС), которая была запущена Банком России и «Ростелекомом» летом 2018 года. Эта система позволяет гражданам становиться клиентами банков без посещения офиса за счет удаленной идентификации. В двух этих случаях сдача биометрии для клиентов является добровольной.
Собирать данные в ЕБС (изображение лица и цифровой слепок голоса) по закону должны все банки, однако услуги через ЕБС (открытие счета, выдача кредита и проведение платежей) пока оказывают только несколько кредитных организаций:
Скоро к этому списку должны добавится Росбанк, «Русский Стандарт» и РНКБ. Собственные биометрические проекты реализуют не все участники рынка: из крупнейших игроков это делают Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Почта Банк и «Хоум Кредит».
Способы использования биометрии кредитными организациями
Как происходит сбор биометрии
Для регистрации в ЕБС необходимо один раз посетить отделение банка с паспортом и СНИЛС, а также иметь подтвержденный аккаунт на сайте госуслуг. Если человек еще не является клиентом банка, ему надо открыть счет. Для сдачи своих данных клиент подписывает согласие на их обработку, после чего сотрудники производят запись образца голоса и делают фотографию. Для записи необходимо прочитать три последовательности цифр. Процедура длится не больше десяти минут. В перспективе сдать данные для ЕБС можно будет в МФЦ или в специальном мобильном приложении, рассказал представитель «Ростелекома».
Процедура сдачи биометрии для собственных систем в каждой кредитной организации может отличаться. Например, ВТБ записывает образцы голоса при общении с оператором. Во время записи разговор может вестись на любую комфортную для пользователя тему, чтобы система могла зафиксировать и записать корректный слепок.
Какими законами регулируется сбор биометрии
В настоящее время работа Единой биометрической системы регулируется двумя законами: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно им, использование ЕБС в новых сферах может определяться только отдельными законодательными актами.
На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект о расширении сферы деятельности ЕБС, его принятие позволит использовать систему без необходимости внесения изменений в отраслевое законодательство, а также приведет к появлению внебанковских сервисов, предоставляющих услуги через ЕБС.
Почему немногие хотят сдавать биометрию в банке
Россияне пока с настороженностью относятся к ЕБС: по последним данным «Ростелекома», на август 2020 года в ЕБС было зарегистрировано около 150 тыс. пользователей. Внутрибанковским проектам клиенты передают свои данные охотнее. Так, Сбербанк собрал около 1 млн данных клиентов (точную цифру банк не раскрывает, но всего у него насчитывается 94 млн клиентов), ВТБ — более 130 тыс. У Почта Банка внутреннюю биометрическую идентификацию по изображению лица прошли все клиенты. Несмотря на то, что сдача биометрии является добровольной, отказавшемуся фотографироваться клиенту будет доступен ограниченный перечень услуг, поскольку банк иначе не сможет гарантировать безопасность всех операций, объяснил 100%-ную сдачу биометрии представитель Почта Банка.
Небольшое число клиентов, готовых воспользоваться услугами ЕБС, связано с недостаточной информированностью граждан о такой возможности, считает представитель «Хоум Кредит». По мнению Емельянова из Почта Банка, чтобы применение биометрических шаблонов стало массовым, нужно, чтобы технология вышла широко за пределы банковской индустрии. Как пояснил представитель «Ростелекома», после принятия законопроекта о сферах применения биометрии появятся новые массовые сервисы: оплата по биометрии, дистанционная сдача экзаменов в образовательных учреждениях, сервисы для нотариусов, судопроизводства, а также другие продукты, которые сейчас находятся на стадии проработки — технической и нормативной.
Еще одна причина — сильно преувеличенные страхи, связанные с возможными утечками биометрических данных, добавляет Емельянов. С точки зрения безопасности ЕБС хорошо продумана, говорит руководитель проектов департамента технологического развития СКБ-банка Альберт Усенко. Записанные фото и голос хранятся в виде математической модели, поэтому ее попадание в руки злоумышленников ничего им не даст, объясняет он: «Ценность представляет связка биометрического контрольного шаблона и набор персональных данных пользователей. Поэтому биометрический контрольный шаблон хранится в ЕБС, а набор персональных данных храниться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Они обе расположены в разных местах и никак напрямую между собой не связаны».
Биометрические системы — это надежный и апробированный механизм повышения защищенности дистанционного взаимодействия клиентов с организациями, говорит начальник отдела по противодействию мошенничеству Центра прикладных систем безопасности компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов. Однако, по его мнению, биометрия должна быть дополнительным, а не единственным фактором проверки или подтверждения личности клиента, поскольку фото, видео и голос человека не являются «секретами», как пароли и кодовые слова, а значит, в теории могут быть собраны и использованы без ведома клиентов.
Партнер технологической практики KPMG в России и СНГ Оксана Борисова также видит эффективность применения биометрии в защите от мошенников и считает, что несмотря на риски, ее лучше сдавать для обеспечения безопасности операций и настраивать многофакторное подтверждение проведения операции.
«Наиболее частым сценарием хищения денежных средств является получение данных клиента, необходимых для идентификации и проведения операций в удаленных каналах обслуживания. На сегодняшний день клиент может выбрать различные способы идентификации: обычный PIN-код или пароль, отпечаток пальца, распознавание голоса, проверка с помощью видео и т.д. Ни один из способов не обеспечивает 100%-ную защиту от действий злоумышленников, биометрия — не исключение. Однако использование биометрии в качестве второго или третьего фактора аутентификации может значительно повысить безопасность данных и улучшить клиентский опыт, потому что клиенту не требуется запоминать сложные пароли», — считает Борисова.
Что касается ЕБС, то, по мнению руководителя группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максима Налютина, сдача биометрии важна только в том случае, если клиент собирается активно открывать счета и новые продукты в банках, где он ранее не обслуживался, особенно в условиях эпидемиологических ограничений.
Влияние пандемии на будущее биометрии
Под влиянием пандемии COVID-19 технология начала развиваться быстрее. «За последние полгода по биометрии было предоставлено столько же услуг, сколько за предыдущие полтора года», — пояснил представитель «Ростелекома». Он объяснил это тем, что пандемия сформировала тренд на бесконтактные и дистанционные технологии.
«В сложном 2020 году, когда возникла необходимость перевода всех видов банковских и прочих услуг в дистанционный формат, биометрия стала особенно востребованной. Например, мы наблюдали спрос на использование удаленной идентификации, чтобы стать клиентами банка через мобильное приложение, воспользоваться рядом финансовых услуг, зарегистрироваться и подтвердить учетную запись на портале госуслуг с помощью биометрии», — рассказал директор по инновациям банка «Ак Барс» Дамир Галиев.
ВТБ с помощью голосовой биометрии в контакт-центре уже планирует предоставлять сервисы и услуги, которые ранее были доступны только в офисе, например, разблокировка карт, говорит старший вице-президент банка Чугунов.
Согласно Глобальному исследованию KPMG по банковскому мошенничеству за 2019 год, 67% банковских лидеров инвестируют в инструменты с использованием физической биометрии — голос, отпечатки пальцев, распознавание лиц. Наиболее передовые организации уже вкладываются в развитие более сложной поведенческой биометрии, которая представляет собой сбор уникальных для каждого пользователя набора характеристик, позволяющих составить профиль пользователя и отсеивать мошенников.
Если смотреть на мировой опыт применения биометрии, прежде всего она используется для услуг регистрации новых клиентов в банках и верификации существующих, рассказал руководитель аналитического отдела «Ассоциации ФинТех» Никита Ломов: «Несмотря на то, что пользователи с осторожностью соглашаются на предоставление биометрических данных, мировой опыт показывает, что их использование значительно упрощает процесс взаимодействия клиентов с банками».
Самые известные мировые примеры, по его словам, это:
По аналогии со странами Азии, в России могут начать развиваться сервисы мгновенной оплаты покупок или услуг по индивидуальным чертам лица, считает Ломов:
«Также в ряде европейских стран активно выпускаются биометрические банковские карты, позволяющие пользователям совершать безлимитные операции, для подтверждения которых нужно приложить палец к специальному чипу на карте. Правда, адаптацию данного решения российскими банками предсказать сложно в силу высокого проникновения в России более удобного способа бесконтактной оплаты смартфоном Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay и прочих».