Даргинцы что за национальность характер
Даргинцы — “изюминки” горного народа Дагестана
Даргинцы — один из крупнейших народов Дагестана. Представители этого этноса имеют внешность кавкасионского типа европеоидной расы. Даргинцы на протяжении многих столетий хранят заветы и наставления предков, что очень заметно даже в современной культуре.
Большинство даргинцев проживает в горной местности, причём их селения отличаются особым колоритом из-за скученности домов. Такие особенности обусловлены влиянием ландшафта и истории — в прежние времена даргинским поселениям часто приходилось защищаться от нападения воинственных соседей, а горы служили своего рода прикрытием. Как же выглядят даргинцы? Что значит их название? И что интересного могут поведать история и культура горного народа?
Сложное название
Даргинцы — народ самобытный и яркий. Но прежде, чем знакомиться с его прошлым и настоящим, стоит обратить внимание на название. О происхождении этнонима ведётся немало споров. Одни исследователи считают, что название “даргинец” сравнительно молодое, ведь впервые это слово используется в источниках XV века.
Другие учёные склонны пристальнее рассматривать структуру названия. Его корнем является “дарг”, что в переводе с местного наречия означает “внутри”. Не исключено, что даргинцами (сами представители этого народа именуют себя “дарга”) в старину называли жителей “внутренних” районов Дагестана, то есть как раз горцев.
Историк П. К. Услар высказывает иное мнение — слово “даргинец” могло появиться под влиянием формирующихся политических объединений этого народа. В период становления этноса появляется немало групп, в названии которых имелось “Дарго” (например, Акуша-Дарго, Каба-Дарго).
Большинство таких государств развивались на основе ополчения или войска, а потому и этноним “дарга” вполне может быть связан с военным делом. Сегодня же даргинцы понимают слово “Дарго” как определение родной земли, родины предков.
Схематическая карта Дагестанской области / Е. И. Козубский
О внешности, кинжалах и передниках
Как отличить даргинца от представителей соседних народностей? Это не слишком простая задача, ведь жители горных районов Дагестана имеют типичную кавказскую внешность. Это люди с волевыми, порой немного резкими чертами лица, у них прямой выдающийся нос, квадратный подбородок, тёмные волосы. Многие мужчины предпочитают носить бороды.
Пожалуй, главной “подсказкой” в определении даргинца станет национальный костюм. Традиционный мужской наряд состоит из длинной рубахи и штанов простого кроя. Поверх надевали бешмет, для которого использовали чёрную ткань. Важной деталью бешмета была тонкая самодельная тесьма. Из неё делали петли для пуговиц, а также обшивали воротник и полы одежды. Важнейшим мужским атрибутом в старину был кинжал.
Даргинцы из сел Нижнее Мулебки Даргинского округа / Из книги Хаджи Мурада Доного «Дагестанцы на Русско-японской войне 1904-1905 годов»
Женский наряд включал в себя нательную рубаху, штаны, поверх которых надевалось цельнокроеное платье. Голову повязывали платком, а также использовали покрывало, называемое “каз”. В женском костюме важнейшим элементом был кушак, который оборачивали вокруг талии и бёдер. Его длина могла составлять 2-5 метров.
Не менее важной деталью был передник. Считалось, что он защищает свою обладательницу от сглаза и недугов. Для усиления защитной функции этого предмета гардероба на передник нашивали обереги.
Необычный ислам
В наши дни большая часть даргинцев является мусульманами-суннитами. Несмотря на приверженность исламу, многие языческие обряды и даже божества древних времён сохранились в верованиях народа Дагестана.
Например, и в наши дни даргинцы почитают Куне, доброго духа, покровителя дома. Его представляют в виде высокой статной женщины с красными волосами. Чтобы задобрить такого “домового”, хозяйки по пятницам смазывают горячую печь маслом.
Даргинцы в национальной одежде / md-gazeta.ru
Не менее почитаемым является и дух Луны — красавица Бадз, которую представляют в образе юной очаровательной девушки. Даргинцы любят рассказывать предание о любви Бадз и Берхи (Луны и Солнца).
Однажды Бадз так загордилась собой, что сказала возлюбленному, будто люди любуются ею чаще, нежели солнечным диском. Берхи обиделся и бросил в Бадз комки грязи, оставшиеся на её лице. Теперь оскорблённая Луна появляется на небе лишь ночью, а на её лике можно увидеть тёмные пятна. А вот несчастный Берхи всё пытается угнаться за нею, да только не может встретиться с любимой.
Женщина за расчесыванием конопли, с.Шиляги
О мужском и женском
В старину у даргинцев существовало строгое разделение на мужские и женские обязанности. Защитником семьи выступал исключительно мужчина, в то время как его супруга выполняла функции хранительницы семейного очага, хозяйки и матери. Всего пару веков назад у даргинских мужчин не принято было садиться за стол с женщинами — они обедали и ужинали отдельно.
Зато существовали собрания, праздники и даже дома, куда могли приходить лишь представительницы прекрасного пола. Появление мужчины в таких местах было бы позором для него. Также отцу запрещалось на людях проявлять чувства к своим детям — он должен был оставаться сдержанным и строгим, даже если малыш плакал.
Несмотря на это, важные решения в судьбе дочери или сына принимал лишь их отец — мать могла лишь дать совет, однако последнее слово оставалось всё равно за мужчиной. В доме супруга она не имела право без разрешения мужа что-либо продать или обменять — её имуществом считалось лишь приданое, всё остальное принадлежало мужчине.
Даргинцы — народ Дагестана / greecehist.ru
Конечно, в наше время многое изменилось. Даргинские женщины приобрели больше прав. Они нередко проявляют себя в политике, искусстве, спорте, науке. Тем не менее, основные роли (мужчина — защитник, женщина — хозяйка) в традиционном укладе сохранились по сей день.
Ещё в самом начале своего рассказа я отметила, что основные принципы даргинцев остаются неизменными. Это — уважение к старшим и женщинам, забота о своих близких, любовь к родному краю и стремление не опозорить свой род. Все эти ценности являются крайне важными для жителей Дагестана, а потому они стараются привить понимание этого своим детям, продолжая связь поколений.
Даргинцы
Первое упоминание этнонима «даргинцы» относится к XV в.
Даргинцы (дарган, дарганти, урбуган) — народ в Республике Дагестан. Включает этнографические группы кайтагцев и кубачинцев. В Российской Федерации проживают 589 386 даргинцев, по данным переписи населения 2010 г.
Первые представители даргинского народа появились в Красноярском крае в гг., однако вплоть до конца гг. их количество не превышало 70–80 человек.
Согласно переписи 2002 г. в Красноярском крае проживало 367 даргинцев, в основном в Норильске, Красноярске, Шарыпове и Шарыповском районе. По данным переписи 2010 г., в крае насчитывается 316 даргинцев.
Говорят на даргинском языке группы северокавказской языковой семьи. Имеется множество диалектов. Акушинский диалект положен в основу литературного языка. Письменность на основе русского алфавита. Верующие даргинцы — ; ислам утвердился в обществе в XIV в.
Предки даргинцев входили в состав Кавказской Албании, а затем союза племен гуннов и Хазарского каганата. Первое упоминание этнонима «даргинцы» относится к XV в. К началу XIX в. на этнической территории проживания даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин (в горных селениях), частично — Тарковское шамхальство.
После вхождения Дагестана в состав России (1813) даргинцы поддержали сопротивление горцев под руководством Шамиля. После завершения кавказских войн (1860) был образован Даргинский округ. В советский период даргинские районы вошли в состав созданной Дагестанской АССР, с 1991 г. — Республики Дагестан. В современный период часть даргинцев переселились на равнину.
Традиционные занятия даргинцев — скотоводство (крупный рогатый скот, в горах — отгонное овцеводство) и пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые). Позднее получили развитие садоводство и виноградарство.
Даргинцы что за национальность характер
Расселение
Дагестан
Территория традиционного расселения даргинцев на Кавказе
Процент даргинцев по районам Дагестана (2002)
Даргинцы составляют 16,5 % населения Республики Дагестан. По Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 510 156 даргинцев, из которых 425 526 в Дагестане, по Всероссийской переписи населения 2010 года — 589 396 человек, в том числе в Дагестане — 490 384 человек. Территория традиционного расселения даргинцев — горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 % даргинцев расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы составляют от 75 до 100 % населения.
Значительна их доля в Каякентском и Карабудахкентском районах (соответственно 43 и 36 %, 2002 г.).
Они проживают также в Тарумовском (19 %), Кизлярском (15 %) и Буйнакском (14 %) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалинском районах доля даргинцев варьирует от 4 до 9 % населения. Даргинцы — горожане проживают в Избербаше (57 % населения этого города), в Махачкале (12,4 %), Кизляре (7,3 %), Буйнакске (6,6 %), Хасавюрте (4,2 %) и Дагестанских Огнях (9 %, 2002 г.). Знаменитый даргинский аул Кубачи относится к посёлкам городского типа. Много даргинцев также в посёлках Ачису, Манаскент и Мамедкала.
Диаспора
Основные районы проживания даргинцев по переписи 2010 года
Название района | Население района | % даргинцев |
Дахадаевский район | 36 709 | 99,0% |
Сергокалинский район | 27 133 | 98,9% |
Акушинский район | 53 558 | 96,0% |
Кайтагский район | 31 368 | 90,1% |
Левашинский район | 70 704 | 76,5% |
Избербаш | 55 646 | 64,9% |
Каякентский район | 54 089 | 42,3% |
Карабудахкентский район | 73 016 | 32,3% |
Тарумовский район | 31 683 | 23,5% |
Южно-Сухокумск | 10 035 | 21,1% |
Каспийск | 100 129 | 20,7% |
Кизлярский район | 67 287 | 19,5% |
Махачкала (м/о) | 696 885 | 15,3% |
Кизляр (м/о) | 51 707 | 14,4% |
Буйнакский район | 73 402 | 13,4% |
Кумторкалинский район | 24 848 | 8,4% |
Ногайский район | 22 472 | 8,1% |
Дербентский район | 99 054 | 7,9% |
Дагестанские Огни | 27923 | 6,6% |
Буйнакск | 62 623 | 6,3% |
Бабаюртовский район | 45 701 | 6,1% |
Агульский район | 11 204 | 5,9% |
Дербент | 119 200 | 5,6% |
Хасавюртовский район | 141 232 | 5,4% |
Хасавюрт | 131 187 | 4,1% |
Гунибский район | 25 303 | 2,5% |
Кизилюрт (м/о) | 43 421 | 2,3% |
Лакский район | 12 161 | 2,0% |
Дагестан | 2 910 249 | 17,0% |
Этноним
Советский этнограф, доктор исторических наук Заходер, Борис Николаевич, комментируя сведения переданные арабским писателем аль-Бакри, о Зерихгеране или Кубачи, отмечает что у этого средневекового государственного образования существует и другое наименование — дайркан, которое, осмысляясь как зарахгаран, может быть расшифровано просто как дарганти, самоназвание даргинцев. Относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы.
В дореволюционный период даргинцы были известны ещё под названием акушинцы Также в издании Минорского отмечалось сходство древнего наименования современного села Акуша, «Ашкуджа» с аккадским названием скифов «Ашгузаи».
В составе СССР
Антропология
Даргинцы антропологически относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы, и у них наблюдается значительный процент гаплогруппы I. Относительно происхождения кавкасионского варианта были высказаны две гипотезы — автохтонная (развитая в работах М. Г. Абдушелишвили, В. П. Алексеева и др.) и миграционная (предложенная Г. Ф. Дебецом). Гипотезу длительного автохтонного развития — изоляции в условиях труднодоступного высокогорья подтверждает анализ палеоантропологических находок, сделанных в этих районах. В. П. Алексеев считал, что кавкасионская группа популяций сложилась на той же территории, которую она занимает и в настоящее время, в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, восходящего, возможно, к эпохе неолита или верхнего палеолита и относившегося к палеоевропейскому типу европеоидной расы. Внешний вид позднесредневековых даргинцев также описал Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви — арабский географ из Ширвана второй половины XIV — начала XV в.
Перевод Буниятова, Зия Мусаевича:
Культура и быт
Литература и театр
11 сентября 1961 года в Избербаше на базе первой национальной даргинской студии при Ереванском художественно-театральном институте открылся первый профессиональный драматический театр даргинцев — Даргинский государственный музыкально-драматический театр имени О. Батырая.
Одежда
Традиционная одежда общедагестанского типа: у мужчин туникообразная рубаха, длинные штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, овчинные папахи, кожаная и войлочная обувь. Обязательный атрибут — широкий длинный кинжал. Основа женского костюма — платье-рубаха (туникообразная и с отрезной талией), в отдельных местах распашное платье — архалук, а также узкие или широкие штаны, кожаная и войлочная обувь. Головные уборы у женщин — чухта, а также чёрное или белое покрывало, из полотна и бязи, иногда шёлка, а ряде мест, таких как Кайтаг и Кубачи — с вышивкой и каймой. Современная одежда в основном городского типа.
Даргинцы разговаривают на даргинском языке, относящийся к нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Даргинский язык распадается на множество диалектов, среди которых акушинский, урахинский, цудахарский, кайтагский, кубачинский, чирагский, мегебский, сиргинский и т.д. Литературный даргинский язык сложился на основе акушинского диалекта. Распространён также русский язык. Первые сведения о даргинском языке появились во второй половине XVIII века, а уже в 1860-х годах П. К. Услар создал фундаментальное описание урахинского диалекта. На протяжении XX века письменность даргинского языка менялась дважды: традиционная арабица в 1928 году была заменена сначала латинским алфавитом, затем в 1938 году — русской графикой. В 1960-е годы была добавлена буква ‘ПI пI. В современном даргинском алфавите 46 букв.
А а | Б б | В в | Г г | Гъ гъ | Гь гь | ГI гI | Д д |
Е е | Ё ё | Ж ж | З з | И и | Й й | К к | Къ къ |
Кь кь | КI кI | Л л | М м | Н н | О о | П п | ПI пI |
Р р | С с | Т т | ТI тI | У у | Ф ф | Х х | Хъ хъ |
Хь хь | ХI хI | Ц ц | ЦI цI | Ч ч | ЧI чI | Ш ш | Щ щ |
Ъ ъ | Ы ы | Ь ь | Э э | Ю ю | Я я |
Образование
Есть школьное образование на даргинском языке — ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на даргинский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть даргиноязычные детские сады. Светская школа с десятилетним периодом обучения начала существовать у даргинцев с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР.
В медресе в Акушинском, Кайтагском, Дахадаевском, Левашинском и Сергокалинском районах ведётся обучение на даргинском языке. Также в некоторых медресе города Избербаш и Хасавюртовского района.
Национальность даргинец: краткое описание внешности, происхождение, традиции, язык
Представители национальности даргинцев живут на территории современной республики Дагестан. Это один из крупнейших народов в этих местах. Они относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Верующие представители этого народа исповедуют ислам суннитского толка.
Народность в Дагестане
Преимущественно они живут в кавказских горах. Их селения отличаются скученностью, дома террасообразные, в предгорьях селятся более свободно, имеют большие и просторные дворы.
Внешность
Характер, внешность даргинцев большинству россиян могут напомнить классических представителей кавказских народностей.
У них сильное и волевое лицо, выдающийся нос, квадратный подбородок. Часто мужчины, представляющие национальность даргинцев, предпочитают носить бороды.
Традиционный костюм
В этом проявляется характер народа даргинцы. Как и большинство из тех, кто проживает на востоке, они крайне импульсивны и вспыльчивы. Традиция ходить с кинжалом для самообороны родилась в древности, когда этого требовала неспокойная обстановка на Кавказе.
В наши дни даргинцы, которые живут в городах, носят обычную современную одежду, ничем не выделяясь на фоне всех остальных. В традиционных костюмах можно увидеть пожилых людей или тех, кто проживает в сельской местности.
Диаспора
Также крупные диаспоры этой национальности можно встретить на территории Ростовской области (более 8 тысяч человек), Калмыкии (около 7,5 тысяч человек), Астраханской области (более 4 тысяч), около трех тысяч представителей даргинской общины живут в Москве.
В странах бывшего Советского Союза проживает совсем небольшая группа даргинцев. Относительно заметными их можно считать только к Киргизии. Там почти три тысячи представителей данной национальности, что составляет одну десятую процента от общего количества жителей в стране. Около полутора тысяч даргинцев живут в Туркмении.
Этноним
Само слово «даргинец» производное от понятия «дарг», которое означает «внутренность», то есть человек, противопоставляющий себя внешнему окружению. Как считает филолог Агеева, которая изучала эту проблему, сам этноним «даргинцы» появился относительно недавно. Еще в XVIII-XIX вв. представители этого народа входили в разрозненные политические образования.
Доктор исторических наук, советский этнограф Борис Заходер, внимательно изучал записки арабского писателя аль Бакри. Выяснилось, что у средневекового образования, которое он описывал, было наименование «дайркан», которое также могло быть самоназванием даргинцев.
До Октябрьской революции эта народность была известна под другими названиями. В первую очередь, как хюркилинцы и акушинцы.
Во времена Советского Союза даргинские района оказались в составе созданной Дагестанской АССР, а с 1991 года входят в состав республики Дагестан. За этот период часть даргинцев переселилась из гор на равнину.
Происхождение
Народность относится к европеоидной расе, кавкасионному типу. Относительно происхождения даргинцев высказывается две версии.
Первую называют гипотезой длительного автохтонного развития. Она подразумевает определенный уровень изоляции, в котором народность находилась в условиях труднодоступного высокогорья. Это подтверждает ряд находок, сделанных в данных районах. Сторонник гипотезы археолог и антрополог Валерий Павлович Алексеев считал, что кавкасионная группа сложилась на территории, которую она занимает и в настоящее время. Произошло это в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, которое проживало в этих местах. Возможно, она сформировалась в эпоху верхнего палеолита или неолита.
Внешний вид древних даргинцев описан еще в арабского географа из Ширвана аль Бакуви. Исследователь, живший вначале XV века, отмечал, что тут обитали люди высокого роста, белокурые и с острыми глазами.
Вторая гипотеза миграционная, она была предложена доктором биологических наук, антропологом Георгием Францевичем Дебецем.
Народы Дагестана
Национальный состав республики Дагестан считается одним из самых разношерстных на всей территории России. Тут проживает 18 достаточно крупных диаспор. Уникальность данного положения заключается в том, что ни одна из национальностей не имеет большинства, а некоторые, кроме как в Дагестане, практически нигде больше не встречаются.
Народы, населяющие Дагестан, отличаются своим разнообразием. Например, сложно где-то еще найти территории, где проживают лезгины, лакцы, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры.
Культура
Примечательно, что до XX века письменной даргинской литературы просто не существовало. Ранее все произведения существовали только в устной форме. Первые стихотворные сборники на даргинском языке были изданы в 1900-х годах. В языковом и грамматическом отношении они оставались полударгинскими и полуарабскими, содержали произведения исключительно религиозного содержания.
После Октябрьской революции даргинская литература начала стремительно развиваться. Сначала собирались и записывались памятники устного творчества этого народа, в 1925 года начала выпускаться первая газета на даргинском языке, которая называлась «Дарган».
В 1961 году на базе первой даргинской студии, открытой при художественно-театральном институте в Ереване, появился первый профессиональный драматический театр даргинцев. Он получил имя основателя даргинской литературы, поэта, жившего в XIX веке, Омарла Батырая.
Интересно, что представители этого народа разговаривают на даргинских языках, которые относятся к нахско-дагестанской ветви. Это северокавказская языковая семья.
Сам по себе даргинский язык распадается на большое количество диалектов. Среди них можно выделить урахинский, акушинский, кайтагский, цудахарский, чирагский, кубачингский, сиргинский, мегебский.
Современный литературный язык этого народа сложился на основе акушинского диалекта. Также среди даргинцев весьма распространен русский язык.
Первые сведения о собственном языке среди даргинцев относятся ко второй половине XVIII века. В 1860-х годах появляется описание урахинского диалекта. На протяжении прошлого столетия основы письменности менялись дважды. В 1928 году арабица была заменена латинским алфавитом, а с 1938 года стала использоваться русская графика. В современном алфавите у даргинцев 46 букв.
Музыка
В наше время большое распространение получили даргинские песни. Существует большое количество музыкантов и профессиональных певцов с соответствующим репертуаром.
Традиции даргинцев
О традициях этого народа можно составить определенное представление, основываясь на фольклоре этого народа. Он изобилует проклятиями и благими пожеланиями, так что принципы менталитета этого народа становятся понятны. Интересно, что самые страшные даргинские проклятья иллюстрируют то, какие обычаи главенствуют в их иерархии ценностей.
Если внимательно изучить то, что желают даргинцы другу или врагу, то можно понять, что здесь почитают старших, семейные традиции и всегда рады гостям. Например, среди даргинцев распространено грозить тем, чтобы старость оказалась никому не нужной, переломались кости у того, кто не любит гостей, родные рассыпались, как бусы с порванной нити.
Одна из главных добродетелей этой кавказской национальности заключается в почитании возраста. Старшему принято всегда уступать место, а когда он начинает говорить, молодежь должна обязательно слушать его стоя. За столом первым будет наполнено блюдо самого пожилого человека, невнимание к старости осуждается в обществе.
Практически также трепетно в традициях даргинцев относятся и к гостям. Как и везде на Кавказе, тут принято всегда быть готовым к тому, что на пороге дома может появиться путник, которого следует обязательно окружить соответствующими почестями.
Для гостя в доме устраивают идеальный порядок, предоставляют лучшее место. Его нужно непременно угостить, поэтому у даргинцев дома всегда хранится неприкосновенный запас на случай появления в доме путника. Об этом знают даже маленькие дети, поэтому когда находят конфеты, всегда интересуются у родителей, не предназначены ли они гостям. При появлении в доме чужих не принято прибираться, суетиться, все должно быть неторопливо и чинно.
Семья
Среди обычаев этого народа одно из главенствующих мест занимают семейные традиции. Тут привычен патриархальный уклад, который подразумевает главенство мужчин над женщинами, а старших над младшими.
Любой неправедный поступок сразу ложится позором на всю его семью. Поэтому каждый стремится соответствовать этическому кодексу, его правила передаются из поколения в поколение. Больше всего ценятся честность, благородство, смелость и трудолюбие.
Свадебные традиции этого народа типичны для остального Кавказа. Существуют обряды сватовства, затем следует получение согласия на женитьбу, пребывание невесты в «другом » доме, которому предшествует обручение. Только после этого девушку вводят в общую комнату и отправляют к роднику за водой.
Большой ценностью в семье считаются дети. Пожелание бездетности считается одним из самых суровых и жестоких проклятий. Детей принято называть в честь пророков, уважаемых в роду людей или давно умерших родственников. При этом каждый знает, что он будет обязан соответствовать этому имени.