Для чего нужны агломерации
Зачем России агломерации: «Государство должно кем-то жертвовать»
На днях Россия запустила процесс создания межрегиональных агломераций. Экспериментальной площадкой по объединению стали восемь регионов страны. Власти делают упор на укреплении мегаполисов и присоединении к ним более мелких и бедных субъектов. В чем плюсы идеи объединения и почему жители регионов могут быть недовольны – «ФедералПресс» рассказал доцент кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного федерального университета Максим Кривелевич:
«Объединение субъектов – чрезвычайно выгодная идея. Понятно, что возможности губернатора более крупного субъекта не идут ни в какое сравнение с возможностями главы субъекта мелкого и бедного. Конечно, с точки зрения региональной власти, чем субъект больше и богаче, тем им проще управлять. С бюджетом Москвы, к примеру, можно на иллюминацию тратить больше, чем вся страна расходует на образование и здравоохранение.
Но здесь принципиально вот что: никакие соображения, кроме воли граждан, не должны приниматься во внимание. Так, дочку на выданье выгодно пристроить замуж. Двое людей, живущих в одной квартире, тратят гораздо меньше, чем одиночки. Но несмотря на очевидную экономическую выгоду, мы не идем против воли девушки, которая, возможно, хочет сохранить свою независимость.
В Свердловской области планируется создание трех агломераций
Так и здесь. Если население присоединяемых территорий не согласно, если его не убедили, то навязывать – значит совершать политическое изнасилование. Это, конечно, совершенно недопустимо.
Отказаться люди могут по двум причинам. Во-первых, если они давно, уже триста лет, к примеру, живут на одной территории, у них сформировалась привычная среда, особая самооценка. Между двумя территориями может обнаружиться большая разница в ментальности. Невозможно перепутать сибиряка и дальневосточника, это два абсолютно разных характера. Людям удобно объединяться в какие-то общности.
А во-вторых, и это объективный фактор, вместе с агломерацией придет и конкуренция бизнес-элит. К примеру, Владивосток и Хабаровск между собой конкурируют в культуре, экономике, политике чуть ли не с дореволюционных времен. Когда какие-то органы переезжают из Владивостока в Хабаровск, в Приморье коммерсанты злятся, и наоборот. Это совершенно нормальное явление. Но это еще два крупных города, где и так выстроена система муниципальной власти, и жизнь в любом случае будет бить ключом.
Нижегородский губернатор презентовал программу развития агломерации
А если мы говорим о мелком субъекте, то в нем после объединения бизнес-элита просто потеряет точку опоры. Их съедят в конкурентной борьбе. И это только первое время люди будут потирать ручки, мол, раскулачили богатых. А потом вдруг они обнаружат исчезновение рабочих мест, потому что где деньги, там и работа. Обнаруживают перераспределение бюджетных субсидий, проектов, финансируемых из федерального бюджета. И «чужой» губернатор будет выбивать деньги не для вас, и дороги с мостами не у вас будет строить.
Но от конкуренции никуда не деться. Государство все равно должно кем-то пожертвовать, потому что в конкурентной борьбе всегда кто-то выигрывает за счет проигрыша другого».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Валентина Матвиенко
Председатель Совета Федерации
Бесконечные города: агломерации – развитие или угроза?
Принятый правительством нацплан восстановления экономики, как считают эксперты, может стать началом процесса создания агломераций в России. Кроме того, правительство РФ предлагает законодательно закрепить понятие городских агломераций, а также предусмотреть разработку комплексных планов по развитию таких территорий. Авторы Telegram-каналов опасаются, что процесс создания гигантских агломераций может привести к гибели малых и средних городов. Такой вероятности не исключают и собеседники РК. Также они обращают внимание на необходимость решения проблем уже существующих агломераций. Подробности – в нашем обзоре.
Первый шаг?
Национальный план восстановления экономики был принят кабмином 23 сентября, отмечает URA.RU. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, проект включает в себя 30 ключевых стратегий до 2024 года, одна из которых – развитие крупнейших инфраструктурных проектов.
Опрошенные изданием эксперты полагают, что это первый шаг к созданию агломераций.
По их версии, первые агломерации появятся на базе следующих городов: Краснодар – Ростов-на-Дону – Ставрополь – Минеральные Воды (туризм); Екатеринбург – Челябинск – Пермь (промышленность); Новосибирск – Красноярск – Кемерово (промышленность и общее развитие территорий); Иркутск – Улан-Удэ – Чита (туризм и общее развитие территорий); Хабаровск – Владивосток (общее развитие территорий).
Параллельно с этим правительство РФ предлагает законодательно закрепить понятие городских агломераций, а также предусмотреть создание комплексных планов по развитию таких территорий. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, передает ТАСС.
Согласно законопроекту, городская агломерация – территория городского округа или города федерального значения, которая объединена с другими муниципалитетами «устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями». Транспортная доступность: до административного центра агломерации и обратно можно добраться в течение рабочего дня. Городские агломерации могут быть образованы муниципалитетами, которые расположены в граничащих друг с другом регионах России, отмечается в тексте.
В документе прописано, что муниципалитеты, входящие в городскую агломерацию, должны заключить соглашения по сотрудничеству, а также сформировать межмуниципальный координационный совет по развитию агломерации. В его состав будут входить представители органов местного самоуправления, а также ключевых предприятий и организаций. Агломерации смогут создавать межмуниципальные компании.
По мнению авторов законопроекта, принятие данного документа создаст благоприятную правовую среду для реализации в том числе крупных инфраструктурных проектов, строительства и эксплуатации новых социально-культурных и бытовых объектов. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в крупные и средние города России и на прилегающие к ним территории.
Есть ли ресурсы?
Перспектива создания крупных агломераций не вызывает воодушевления у авторов Telegram-каналов.
«Сарма» подчеркивает, что между большинством городов, которые, по данным СМИ, могут объединить в агломерации, «сотни километров малообитаемой пустоши с плохими дорогами и полным отсутствием инфраструктуры».
«Для справки: между Улан-Удэ и Читой 600 км диких забайкальских степей и тайги, где медведя можно встретить чаще, чем человека», – скептически замечают авторы.
Канал общественного движения «Родительское всероссийское сопротивление» опасается, что создание агломераций приведет к гибели малых и средних городов, откуда люди будут уезжать в поисках работы и социальных благ.
Авторы также перечисляют минусы мегаполисов, которые стали особенно очевидны в период пандемии коронавируса.
«Лифты без вентиляции в домах, где лишь в одном подъезде насчитывается до нескольких сотен квартир, давка в общественном транспорте и социальных учреждениях. Не они ли внесли свою немалую лепту в количество зараженных COVID-19? – размышляют блогеры. – Разрушение устойчивых общественных связей. Какие связи можно создать в этих тянущихся на десятки километров «человейниках»? Как следствие, депрессии и букет прочих психиатрических заболеваний. Снижение рождаемости. Экологические проблемы».
«Замполит Татарии» отмечает, что агломерации выгодны с точки зрения рыночной экономики: формируется емкий рынок с большим количеством потребителей на относительно небольшом пространстве (малые расстояния снижают транспортные издержки).
«Но отрицательной стороной этого процесса является оголение прочих территорий, которые теряют население, их развитие становится экономически нерентабельным», – добавляют авторы.
Они также напоминают, что Россия испытывает острый недостаток населения, которое к тому же сокращается. Соответственно, нет ресурсов и для создания гигантских агломераций, считают авторы.
«Ведь главный ресурс – это люди, которых и так не хватает. Создавать агломерации на отдельных территориях – это значит ставить крест на развитии остальных пространств страны. И потом, ставка на развитие агломераций противоречит планам развития дорожно-транспортной сети. Обширные пространства России необходимо увязать в единую и относительно плотную дорожную сеть. Такая сеть является каркасом, сохраняющим экономическое и политическое единство страны. Но эту дорожно-транспортную сеть необходимо обслуживать, то есть поддерживать в рабочем состоянии. А это означает необходимость более-менее равномерного размещения населения по стране», – резюмируют авторы.
Решить проблемы существующих агломераций
Идея развития сверхагломераций в России не нова. В 2017 году экс-министр финансов и бывший вице-премьер РФ Алексей Кудрин, который на тот момент возглавлял Центр стратегических разработок, предложил создать 10−15 городов-агломераций. В июле этого года, уже будучи главой Счетной палаты, Кудрин выступил за формирование Уральской агломерации, в которую вошли бы Екатеринбург, Пермь, Челябинск и другие крупные города.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов ранее отмечал, что подобные процессы могут привести к «запустению остальной России».
Между тем региональные эксперты не исключают, что процесс подготовки к созданию гигантских агломераций уже начался.
Так, политолог Илдус Ярулин обратил внимание, что на Камчатке, Сахалине и в Хабаровске обновляются управленческие команды: местную «руководящую публику» заменяют выходцы из центральной части России. Политолог опасается, что это может быть связано с возобновившимися разговорами о создании новых агломераций или макрорегионов.
По мнению политтехнолога Михаила Казанкова, создание агломераций, куда входили бы города, которые разделяют сотни километров, – сложная задача. Скорее, здесь может идти речь не об агломерации, а об укреплении межрегионального сотрудничества и о выстраивании инфраструктуры, предположил Казанков.
Для развития уже существующих агломераций, например, Московской, Нижегородской, Екатеринбургской, необходимо преодолеть разногласия между муниципальными властями, добавил собеседник РК.
«У каждого из них свой бюджет, и в случае необходимости прокладывания дороги из одного муниципального образования в другое возникает вопрос, за чей счет будет осуществляться строительство. Если данные вопросы будут решены на законодательном уровне, то такие агломерации будут развиваться гораздо эффективнее и станут драйверами экономического развития. Однако это очень сложная задача, учитывая разные интересы входящих в агломерацию субъектов. В таком случае необходимо создание единого органа управления – каких-то надмуниципальных управленческих структур, которые будут координировать инфраструктурное развитие внутри агломераций», – пояснил Казанков.
Освобождение городов: как агломерации помогут российской экономике
РБК продолжает публикацию совместных материалов с проектом «Россия будущего: 2017–2035». Цель проекта, который реализуется Центром стратегических разработок (ЦСР) совместно с Министерством экономического развития, — очертить вызовы будущего и понять, готова ли Россия на них ответить.
Сегодня Россия ищет новые источники экономического роста. Экспортные возможности страны больше не поднимают экономику. А для развития несырьевых секторов требуется концентрация человеческих мыслей, знаний и труда. Очевидно, что лучшим местом для этого являются современные удобные города.
Конкуренция на выезд
Сегодня в России насчитывается 20 крупных городских агломераций, в которых проживают около 49 млн человек, или 34% населения страны. В них создается порядка 40% ВВП. Для их полноценного развития необходимо укрепить полномочия городских органов управления, их финансы и инфраструктуру, сделать так, чтобы они стимулировали людей к творчеству, изобретениям, науке и предпринимательству.
Наиболее востребованные на рынках труда специалисты могут выбирать место своего проживания, и не только в пределах собственной страны. Это значит, что российские агломерации находятся в глобальной конкуренции за человеческий капитал с азиатскими, европейскими и американскими городами. Потенциально может быть и конкуренция между агломерациями внутри страны, но пока все последние 15 лет внутренняя миграция была направлена исключительно в Москву и Санкт-Петербург.
России свойственна низкая жилищная мобильность. Серьезным препятствием для переезда людей в другой город является жилищный вопрос, гарантии социального обеспечения и много другое. Покупка квартиры — это дорого, а часто и нецелесообразно, если человек не хочет надолго закрепляться на одном месте. А рынок арендного жилья у нас сложно назвать безопасным и цивилизованным: он, скорее, находится в серой зоне. Такое положение можно назвать «жилищным тупиком».
Далее для комфортной жизни важно не только жилье, но и социальное обеспечение, медицина, школы, общественные пространства. Порой высококвалифицированному ИT-специалисту проще переехать в Сан-Франциско, найти там жилье и организовать свой быт, чем переселиться из одного российского города в другой.
Тем более что транспортная связанность городов очень низка. Сегодня в стране практически отсутствуют инвестиционные проекты в сфере межмуниципального транспорта, за исключением разовых федеральных проектов, приуроченных к крупным событиям вроде Олимпиады. До сих пор, например, передвижение между крупными городами Урала часто осуществляется через московский хаб. Это совершенно неприемлемо в XXI веке. Без снятия указанных ограничений вряд ли можно говорить о запуске современного экономического роста.
Вопрос о полномочиях
Московская агломерация в последние 15 лет очень активно развивается. Мы считаем, что в целом она близка к своим предельным размерам. В то же время есть 18 крупных агломераций, которые имеют значительный потенциал для роста. Было бы эффективнее сфокусироваться на повышении их конкурентоспособности на рынках труда и капитала, что в дальнейшем позволит им конкурировать и на товарных рынках, в том числе мировых.
Развитие городской среды — это сфера ответственности и полномочий муниципальных властей. Только на уровне конкретного города видны конкретные проблемы и возможные эффективные решения.
Например, сейчас мы принимаем участие в работе по подготовке концепций пяти экспериментальных площадок в рамках программы реновации в Москве, а параллельно уже много лет анализируем аналогичные площадки для редевелопмента в других городах. Мы видим, ситуация в каждом конкретном городе настолько разная, что говорить о каких-то единых рецептах просто невозможно. В каждом городе своя градостроительная ситуация, собственные земельные вопросы и цены на недвижимость. Сейчас мы пытаемся на федеральном уровне в Градостроительном кодексе прописать один-единственный инструмент комплексного развития территорий. Но невозможно найти одно единое верное решение для всех ситуаций.
Крупным городам необходимо дать больше полномочий в основных сферах регулирования городской экономики — инфраструктура, жилье, городская среда. Это может касаться коммунальных тарифов. Не имея возможности управлять тарифами, городские власти не могут привлекать частные инвестиции. На федеральном уровне никогда ни одна формула не будет учитывать различные экономические условия даже в 20 крупнейших центрах агломераций (не говоря уже о других городах).
Для реализации своих полномочий городам, безусловно, необходимы ресурсы, и желательно собственные, которыми они могут управлять и которые они могут прогнозировать. Невозможно развивать город, не имея муниципального бюджета.
Развитие крупных городов и агломераций совершенно неправильно противопоставлять развитию сельской местности. В России достаточно высокий уровень урбанизации (70%, без учета поселков городского типа) и, по нашим оценкам, потенциал увеличения доли городского населения низкий — максимум еще плюс 5 п.п. к 2030 году. Экономическое развитие мегагородов увеличит бюджетные поступления федерального и региональных бюджетов, которые могут направляться в другие территории на их развитие, а также приведет к увеличению рынков сбыта для продукции, производимой за пределами крупных городов (например, сельхозпродукции). Доля городских агломераций в ВВП страны к 2030 году, по нашим оценкам, при оптимистичном прогнозе может составить 54%.
Крупные городские агломерации могут быть драйвером экономического роста для страны на ближайшие годы, показывая ежегодный рост на 5%. Вместе с крупными городами с населением более 100 тыс. человек, которые будут расти на 4,4%, они способны компенсировать низкие показатели малых (1,2%) и моногородов (0,6%), обеспечив общий рост экономики страны на уровне 3%.
Вопрос о доходах
Какие источники собственных доходов есть у крупных городов для своего развития и реализации проектов агломерационного значения? Во всем мире развитие городских активов, включая недвижимость и инфраструктуру, используется как трансмиссионный механизм — преобразование инвестиций в будущие частные и бюджетные доходы через активизацию деловой и социальной активности в городе.
И мы считаем, что все налоги на недвижимость должны оставаться на местном уровне. Сейчас в муниципальные бюджеты поступают земельный налог и налог на доходы физических лиц. Мы предлагаем также передать городским округам налог на имущество организаций.
В этом случае увеличится прогнозируемость бюджетных доходов и, наконец, будет видна связь между усилиями по развитию инфраструктуры и увеличением собственных доходов. Местные власти будут видеть отдачу от своих решений по развитию города в виде налоговых поступлений, а горожане будут понимать, как расходуются их деньги.
Сейчас при принятии градостроительных решений часто никто не подсчитывает последствия для местного бюджета. Почему? Да потому что их просто нет. Управленческий муниципальный корпус оторван от реальной жизни. Он не руководствуется экономическими факторами в принятии градостроительных решений.
И в этой ситуации, когда властям необходимо найти инвестора и договориться с ним о взаимодействии, создается почва для коррупции и теневых отношений. А если развитие городских пространств и публичной инфраструктуры отдается на откуп инвесторам, у муниципалитетов ограничены возможности вести независимую городскую политику.
Сегодня города хотя и создают базу для имущественных налогов, однако условия налогообложения вместо них определяют регионы. Например, Москва как город федерального значения самостоятельно определяет ставки налога на имущество организаций — в итоге поступления налога находятся на уровне 0,7% от валового регионального продукта столицы. А в Екатеринбургской агломерации этот уровень в два раза выше, но такое налоговое бремя для корпораций определено регионом, даже центральный город агломерации к этим «условиям для бизнеса» отношения не имеет. Есть примеры других несогласованных, часто противоречащих друг другу решений городов и регионов, которые лишь случайно могут оказать положительное влияние на социально-экономические процессы.
Хорошая новость заключается в том, что даже просто в налаживании эффективного взаимодействия как вертикально (город — регион), так и горизонтально (между городами в агломерации) заключается большой потенциал для запуска новых экономических процессов.
Агломерации: что это такое и зачем они Челябинской области?
20.07.2017 Корреспондент: Дарья Нестерова, Светлана Николаева Корреспондент: Дарья Нестерова, Светлана Николаева Фото: Министерство экономического развития челябинской области
Что такое агломерация?
Агломерация – это компактное расположение, группировка поселений, объединенных между собой не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурно-бытовыми, трудовыми, организационно-хозяйственными, административно-управленческими, рекреационными связями.
Один из критериев агломерации – так называемые маятниковые миграции. За этим сложным термином скрываются хорошо знакомые поездки, например, из пригорода в город или из маленького населенного пункта в более крупный на работу, учебу, за покупками. Еще один важный признак, по которому мы можем узнать агломерацию, – транспортная доступность. Проще говоря, у жителей агломерации нет проблем с передвижением внутри нее – населенные пункты связаны между собой автомобильными и железными дорогами, иногда – водными видами транспорта.
Какие бывают агломерации?
Агломерации бывают двух видов – моноцентрические и полицентрические. В первых есть одно ядро – крупный город, который притягивает к себе более мелкие населенные пункты, как, например, Челябинская агломерация. У полицентрических агломераций несколько центров, связанных между собой. Их также называют конурбациями. Например, агломерация Челябинска и Екатеринбурга.
Зачем нужны агломерации?
Процесс агломерации экономически выгоден и в конечном итоге приносит «дивиденды» жителям. Если объединить усилия, территориям проще решать, к примеру, вопросы трудоустройства населения и повышения качества жизни. Доступнее становятся объекты социальной инфраструктуры, которыми могут пользоваться все жители агломерации. Повышается инвестиционная привлекательность территорий.
Какие агломерации создадут в Челябинской области?
На это неделе стало известно, что министерство экономического развития РФ выбрало для реализации на пилотной основе агломерацию «Горный Урал». В нее входят семь моногородов Челябинской области – Миасс, Златоуст, Трехгорный, Чебаркуль, Карабаш, Сатка и Бакал.
Челябинская агломерация кроме столицы Южного Урала включает близлежащие территории – Копейск, Красноармейский, Сосновский, Еманжелинский, Еткульский и Коркинский районы.
Агломерация Челябинска с Екатеринбургом объединит финансово-экономический потенциал двух крупных городов. Поспособствует этому строительство высокоскоростной магистрали«Челябинск-Екатеринбург», которая позволит добираться из одного мегаполиса в другой всего за час.
«Горный Урал» – первая агломерация на Южном Урале
«Горный Урал» станет одной из пилотных агломераций России. Общая численность населения составит более 530 тысяч человек. Ядром агломерации станут Миасс и Златоуст, а возглавит ее глава Златоустовского городского округа Вячеслав Жилин.
– Есть поручение президента и губернатора заниматься этим проектом. В настоящее время существует устойчивая сложившаяся кооперация между территориями. Мы имеем четкое представление по Роскосмосу и остальным промышленным предприятиям. Можем усилить себя внутренне за счет ресурсов и компетенций, которые есть в территориях, создавать новые предприятия, усиливать малое и среднее предпринимательство. Когда мы вместе, мы даже для любого предпринимателя интереснее. Все территории равнозначны, но центр, безусловно, Златоуст и Миасс, и города, которые в ядре, – цитирует Вячеслава Жилина сайт «Первый областной».
Как ранее в разговоре с «Губернией» отмечал Вячеслав Жилин, Миасс и Златоуст – не конкуренты, а скорее партнеры. С ним согласен и глава Миасса Геннадий Васьков.
– Один из важных для Миасского округа аспект создания агломерации – социоэкономический. Муниципалитеты, вошедшие в нее, близки по духу. Сегодня между городами-соседями выстроены четкие взаимоотношения. Сфера бизнеса и рынок труда – самая яркая иллюстрация. Так, люди из Златоуста живут на своей территории, но работают в Миассе и наоборот. Также в пример можно поставить строительство дороги Сыростан-Златоуст, которая сократит время следования из Златоуста в Миасс и обратно, – отметил Геннадий Васьков.
Глава Саткинского района Александр Глазков также подтверждает, что сотрудничество между городами существовало и раньше, но теперь, когда реализацией проекта займутся на федеральном уровне, территории смогут уйти от монозависимости.
– Это, безусловно, важно и нужно для нас – жителей района, – рассказал «Губернии» глава Саткинского района Александр Глазков. – Потому что участникам данного проекта предоставляется возможность одними из первых в корне поменять формат экономики, уйти от ее монопрофильности. Что касается сотрудничества с городами-соседями, то мы, к примеру, давно являемся партнерами в туристическом направлении со Златоустом, привлекая туристов на свои территории. Ведь то, чего нет у нас, есть у них, или есть в Миассе.
Что будет сделано для жителей агломерации «Горный Урал»?
Формирование дорожной инфраструктуры агломерации
— Строительство автомобильной дороги «Железнодорожная станция Хребет – Автодорога Миасс – Златоуст».
— Строительство автомобильной дороги от ст. Тургояк до ГЛЦ «Солнечная долина».
— Строительство дороги, соединяющей ул. Олимпийскую с рекреационной зоной «Тургояк-Инышко» и моста через реку Миасс.
— Расширение трассы Миасс-Курорт Кисегач-Чебаркуль.
— Строительство дороги от Тургоякского ш. до ул. Готвальда в г. Миасс.
Мероприятия по газификации
— Закольцовка газопровода «Миасс-Карабаш» (ликвидация рисков, связанных с выходом из строя единственной ГРС; газификация поселков Тыелга, Новоандреевка, Новотагилка, Михеевка; нормализация давления в имеющейся сети (сегодня давление недостаточное).
— Строительство газопровода высокого давления от ГТРП-1 до завода по производству керамического гранита в Златоусте.
Развитие спорта и туризма
В Миассе планируется расширение ГЛК «Солнечная долина» (будет построен скалодром) и клуба-отеля «Золотой пляж». В Златоусте откроется центр олимпийской подготовки «Уреньга, появится трасса и туристический маршрут «Азия-Европа-Азия».
По предварительным подсчетам регионального министерства экономического развития, к 2022 году благодаря созданию агломерации рост доходов населения увеличится на 12 процентов по сравнению с 2016 годом, вырастет индекс промышленного производства, безработица снизится до естественного уровня, а прирост населения выйдет на положительный уровень. На 1 рубль бюджетных инвестиций будет приходится 2,3 рублей частных инвестиций и 0,6 рублей налогов в бюджет.