Дать определение что такое управление

УПРАВЛЕНИЕ

Смотреть что такое «УПРАВЛЕНИЕ» в других словарях:

УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими… … Философская энциклопедия

УПРАВЛЕНИЕ — управления, ср. 1. только ед., чем. Действие по глаг. управлять в 1 и 2 знач. Управление государством. Управление делами. Управление судном, самолетом. Управление войсками. 2. только ед., без доп. Деятельность, направляющая и регулирующая… … Толковый словарь Ушакова

управление — См … Словарь синонимов

УПРАВЛЕНИЕ — (management) 1. Руководство организацией, что в экономической теории иногда рассматривается как фактор производства (factor of production) наряду с землей, трудом и капиталом. Управление состоит из двух основных компонентов: умения организовать,… … Словарь бизнес-терминов

управление — Упорядочивающее воздействие одной системы на другую, направленное на поддержание и улучшение функционирования объекта управления [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] управление Совокупность… … Справочник технического переводчика

Управление «К» — Управление «К» подразделение Министерства внутренних дел России[1], осуществляющее борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств. В… … Википедия

Управление — [control, mana­ge­ment] 1. В самом широком смысле, действительном, наверное, для всех эпох истории человечества и для всех народов, У. — совокупность целенаправленных действий одних людей (управляющих), которые тем или иным способом… … Экономико-математический словарь

УПРАВЛЕНИЕ — УПРАВЛЕНИЕ, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей … Современная энциклопедия

УПРАВЛЕНИЕ — вид подчинительной синтаксической связи, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем форма главенствующего слова не вызывает изменения формы управляемого … Большой Энциклопедический словарь

УПРАВЛЕНИЕ — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ … Большой Энциклопедический словарь

УПРАВЛЕНИЕ — УПРАВЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. управлять. 2. Деятельность органов власти. Органы государственного управления. Местное у. 3. Совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством к рых управляется ход машины, механизма. Рычаги управления. 4.… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Что такое управление — полный обзор понятия + основные определения

Добрый день, дорогие читатели! Вас приветствует постоянный автор бизнес-журнала «Хитёр Бобёр» Эдуард Стембольский!

Пришла пора поговорить о том, какое значение в успешной коммерческой деятельности имеет управление (людьми, финансами, организацией в целом).

Данная статья будет полезна тем, кто занимается коммерцией и управляет собственным делом, кто хочет оптимизировать собственное время, а также всем, кто просто желает расширить свой кругозор в этой теме.

Дать определение что такое управление. Смотреть фото Дать определение что такое управление. Смотреть картинку Дать определение что такое управление. Картинка про Дать определение что такое управление. Фото Дать определение что такое управление

1. Что такое управление – общий обзор понятия

Рассмотрим это понятие в самом широком смысле.

Управление – это целенаправленное влияние на объект с целью его стабилизации или изменения в соответствии с поставленными задачами.

Необходимость в управлении производством возникла, скорее всего, сразу после возникновения последнего. С увеличение масштабов производственной деятельности человека управление развилось в прикладную науку: появились определенные принципы управления и его модели.

В более узком смысле управление есть деятельность, направленная на координацию работы коллектива и отельных его представителей в процессе производства товаров и оказания услуг.

Такая деятельность связана с организацией согласованных действий в масштабах компании и регулированием отношений индивида и предприятия.

Функции управления – эффективное использование рабочей силы и ресурсов для увеличения доходов производства и его развития. Научная база теории управления стала формироваться около 100 лет назад. Родоначальником теории управления считается инженер Фредерик Тейлор (США), основоположник научной организации трудовой деятельности.

На пустом месте управление не возникает: всегда нужен объект или процесс, которым нужно управлять.

Художник, когда пишет картину, сам по себе является и управленцем и орудием производства, а его работа представляет собой неделимый и единый процесс.

А вот, скажем, производство автомобиля состоит из огромного числа процессов, каждый из которых имеет смысл исключительно в том случае, если он подчинён конечной цели и скоординирован с другими процессами. Управление бизнесом невозможно без управления персоналом – это взаимосвязанные понятия, в которые в том числе входит подбор и найм персонала.

2. Теория управления – устройство, процессы, системы

Теория управления – наука, изучающая принципы и методы контроля и координации различных систем или объектов. В социально-экономических системах данная наука использует различные приёмы регулирования деятельности групп людей (наций, региональных объединений, всего мирового сообщества).

Объекты управления могут быть следующими:

В качестве объекта приложения сил можно рассматривать даже самого себя: человек вполне способен научиться более эффективно управлять своим временем, поведением, эмоциями и деловыми качествами.

Во многом теория управления связана с понятием «менеджмент», но имеет при этом более общие задачи и не всегда связана с бизнесом и коммерцией. Что такое менеджмент, мы уже более подробно рассказывали в одной их предыдущих статей.

Система управления имеет вертикаль и горизонталь.

Объяснить это проще можно на примере управления предприятием: вертикаль представлена директором, заместителем, начальниками отделов и бригадирами, горизонталь – директорами по персоналу, снабжению, продажам.

Взаимодействие вертикальных и горизонтальных структур представляет собой сложную систему, которая при стабильном функционировании усиливает и ускоряет производственный процесс, а не тормозит его. Существуют специальные инструменты и методы управления, регламентированные должностными инструкциями, штатным расписанием и прочими документами.

Процесс управления – совокупность определенных видов деятельности, направленных на развитие организации и достижение стоящих перед ней целей.

Для данного процесса характерна непрерывность, циклическая повторяемость отдельных фаз (сбор информации, обработка, принятие решений и их выполнение), постоянное развитие.

3. ТОП-7 популярных видов управления

Ниже рассмотрим самые популярные из них.

Дать определение что такое управление. Смотреть фото Дать определение что такое управление. Смотреть картинку Дать определение что такое управление. Картинка про Дать определение что такое управление. Фото Дать определение что такое управление

Вид 1. Государственное и муниципальное управление

Государственное управление представляет собой деятельность структур государственной власти, направленную на воплощение в жизнь определенного политического курса страны.

Такой вид деятельности осуществляется должностными лицами – чиновниками и представителями законодательной власти.

Существует несколько подходов к государственному управлению:

Политический подход предполагает максимально полное воплощение в жизнь «воли народа». Служащие аппарата при таком подходе должны быть подчинены текущим интересам граждан, а органы исполнительной власти должны представлять собой социальное общество в миниатюре.

В управленческом подходе основные ценности – это эффективность, экономичность и практичность. Характерным признаком такого подхода выступает применение термина «государственный менеджмент» как синонима государственного и экономического управления. Такая модель практикуется, в частности, в Новой Зеландии, Канаде, ряде европейских стран.

Муниципальное управление – воплощение госуправления на местах, имеющее целью повышение уровня жизни локальных групп населения. Муниципальные органы не создают законов, а следят за их выполнением, а также управляют собственными службами и предприятиями.

Вид 2. Управление производством

Руководство предприятия обычно само определяет, какой будет схема управления производством. Бесперебойное функционирование компании напрямую зависит от строго соблюдения иерархии. Первое лицо компании обязано не только разбираться в структуре производства, но и грамотно подбирать представителей вертикальной цепи управления.

В широком смысле управлять производством – значит, вести его к завоеванию рынка с минимумом затрат и максимумом эффективности. При этом моральное (и материальное) удовлетворение должны получать все участники процесса, включая рядовых сотрудников.

Современные методы управления производством основаны на таких принципах, как:

Такое устройство управления носит название «процессного» и ориентировано преимущественно на бизнес-процессы, направленные не просто на получение стабильного дохода, но и на удовлетворение клиентских потребностей.

Вид 3. Стратегическое управление

Такое управление всегда ориентируется на человеческий потенциал как на основную ценность и движущую силу организации.

Стратегический менеджмент ориентирует производство на актуальные потребительские запросы и предполагает гибкость и готовность к постоянным изменениям в структуре и устройстве организации. Этот вид позволяет организации развиваться и выживать в конкурентных условиях.

Вид 4. Оперативное управление

Еще его называют операционным.

Ежедневное управление компанией, основанное на принятой стратегии. Такой вид управления предполагает разработку тактических целей и определённых планов действий.

Другими словами, это логическое продолжение стратегического управления. Лица, ответственные за ситуационное управление, должны разрабатывать конкретные шаги и действия для достижения долгосрочных целей.

Цель оперативного управления – реализация повседневных планов и коррекция деятельности при отклонении от их исполнения.

Вид 5. Управление финансами

Целенаправленный процесс перераспределения денежных ресурсов между субъектами финансовой системы. Субъекты финансового управления – специальные службы и органы (финансовый аппарат). Синоним данного понятия – финансовый менеджмент.

Управлять можно финансами предприятия, компании, личными финансами. Контроль денежных ресурсов – важнейшая отрасль экономического управления. На государственном уровне управление денежными потоками осуществляет Министерство Финансов.

Вид 6. Управление персоналом

Управление людьми (персоналом) – основополагающее понятие современной экономики. Данный вид деятельности отвечает за наём, развитие, ротацию, мотивацию и обучение персонала организации.

Долгосрочная задача управления персоналом – достижение целей предприятия, увеличение его прибылей посредством использования труда и таланта своих сотрудников.

В современном бизнесе такая деятельность имеет несколько целевых направлений:

Если раньше отношения между работодателем и работником регулировались жестким регламентом, то сейчас в большинстве организаций создаётся атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.

Рядовые работники компании полностью вовлекаются в процесс достижения целей фирмы. В идеале интересы сотрудников должны совпадать с интересами самой компании. Ответственность за человеческие ресурсы лежит на кадровых работниках, руководителях вертикального уровня.

Эффективное управление персоналом включает следующие пункты:

В современной литературе, посвященной теории и практике успешного бизнеса, вместо понятия «управление персоналом» часто употребляется термин «HR-менеджмент».

Более наглядное представление об управлении персоналом даёт следующая таблица:

Направление деятельностиМетоды достижения целей
1Формирование персоналаПланирование, привлечение персонала, отбор кандидатур, тестирования, собеседования, заключение трудовых договоров, прогнозирование эффективной структуры персонала
2Стабилизация персоналаОценка деятельности труда сотрудников, поощрения, определение квалификации и персональных навыков сотрудников
3Использование персоналаПродвижение работников, управление их карьерой, улучшение морального и психологического климата в компании

Вид 7. Управление рисками

Управление рисками – другое название риск-менеджмента, процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение возможности возникновения нежелательных ситуаций в процессе производственной деятельности.

Лица, отвечающие за управление рисками, должны работать с информацией, составлять прогнозы и рассчитывать возможные изменения прибылей организации, связанные с различными факторами влияния.

4. Разбор важных принципов и моделей управления бизнесом и организацией

В конце прошлого века традиционный метод управления бизнесом по инструкциям уступил место управлению по целям, ценностям и социальным потребностям. Однако принципы управления в целом остаются неизменными со времени их формулировки основателем классической школы управления Анри Файолем.

Дать определение что такое управление. Смотреть фото Дать определение что такое управление. Смотреть картинку Дать определение что такое управление. Картинка про Дать определение что такое управление. Фото Дать определение что такое управление

Эти принципы таковы:

А теперь рассмотрим, как воплощаются данные принципы на практике.

Разделение труда – естественный способ производить большее количество продукции лучшего качества, прилагая минимальные усилия. То есть усилия сотрудника направлены на меньшее число объектов, что позволяет ему совершенствовать свои умения, не отвлекаясь на посторонние задачи.

Управление сельским хозяйством в Нидерландах, где каждый фермер имеет узкую специализацию и занимается своим делом. Одни выращивают определенные виды овощей, уделяя основное внимание качеству, а не количеству продукции, другие отвечают за хранение урожая, третьи – за его транспортировку. Правительство при этом четко обозначает задачи сельскохозяйственной отрасли и оказывает фермерам посильную финансовую поддержку.

Единство руководства обозначает на практике подчинение конкретной организации только одному руководителю. Цели и долгосрочные планы компании также должны разрабатываться единым штабом. Двойные приказы и неопределенность целей всегда являются источником конфликтов и напряжения в коллективе.

Принцип иерархии – это создание эффективной цепи вертикального управления организацией. Приказы, идущие из «генштаба», должны пройти через каждого руководителя, прежде чем достигнут необходимого уровня. На практике это означает осведомлённость всех вертикальных руководителей о внедрении на производстве конкретных приказов и планов руководства.

Принцип дисциплины обеспечивает стабильные отношения между руководством и наёмными сотрудниками. За невыполнение работниками определенных договором отношений начальство вправе применять санкции и меры дисциплинарной ответственности. Общие интересы в конфликтных ситуациях должны преобладать над личными.

Неплохой сотрудник часто является на рабочее место с опозданием, оправдываясь семейными или бытовыми проблемами. Начальству следует обязательно применить к такому работнику санкции, иначе это навредит общему корпоративному духу.

Современные модели управления бизнесом можно представить в виде наглядной схемы:

Дать определение что такое управление. Смотреть фото Дать определение что такое управление. Смотреть картинку Дать определение что такое управление. Картинка про Дать определение что такое управление. Фото Дать определение что такое управление

5. 5 бесценных советов по управлению компанией

Управление компанией будет более продуктивным, если придерживаться следующих рекомендаций:

Другими словами, эффективный руководитель должен грамотно совмещать ситуационное управление со стратегическим, уметь делегировать задачи представителям вертикальной цепи и мотивировать своих подчиненных, а также создавать команду.

6. Что значит управление собственной жизнью – секреты от Питера Друкера

Питера Друкера называют основоположником современного менеджмента. В ходе многолетних наблюдений этот ученый пришёл к выводу, что отличные специалисты и профессионалы в своей области редко становятся успешными руководителями.

Причина проста: управление – совершенно особенный вид деятельности, результативность которого напрямую зависит от индивидуальной эффективности человека.

Друкер доказал, что эффективность – не есть чисто врожденное качество, ей можно научиться и её можно развить, используя практические методики. В своей книге «Эффективный руководитель» Друкер подробно рассматривает 5 методов выработки навыков продуктивного поведения.

Вкратце они выглядят следующим образом:

Особое внимание в книге уделено «хронофагам» — ежедневным делам и стереотипам поведения, пожирающим ваше личное время. В Сети можно найти фрагменты данного труда и ознакомиться с ними детально.

Напоследок рекомендую вам посмотреть видео о том, как стать великим управленцем.

Фишками и секретами делится Алекс Яновский — известный менеджер и предприниматель:

Если вы просмотрели видео, то поняли принципиальную разницу между самореализацией менеджера, предпринимателя и специалиста. А кем бы хотели стать вы согласно данной классификации?

Напишите, что думаете об этом в комментариях к статье.

7. Заключение

Друзья, давайте подведем итоги.

Теперь вы знаете что такое управление, лучше осведомлены о его функциях, задачах и методах. Надеюсь, что мои советы помогут вам достичь практических целей в деле управления бизнесом, группами людей, собственной жизнью и личным временем.

Если данная статья натолкнула вас на какие-то идеи или мысли, смело высказывайте их в комментариях и отзывах!

Всего вам самого доброго!

Дать определение что такое управление. Смотреть фото Дать определение что такое управление. Смотреть картинку Дать определение что такое управление. Картинка про Дать определение что такое управление. Фото Дать определение что такое управление

Разработчик сайтов, фрилансер. Учился в МГУПИ города Ставрополя по специальности “Прикладная информатика в экономике”, но бросил институт на третьем курсе. Имеет опыт работы официантом, почтальоном, грузчиком.

Рассматривает сайты как источник постоянного пассивного дохода. С партнером запустил с нуля более 25 интернет-ресурсов.

Сооснователь и редактор ХитёрБобёр.ru до 2019 года, на сайте отвечал за семантическое ядро и SEO-продвижение.

Источник

Управление

Наиме­но­ва­ние:Управление (образовано от древнерусского слова: правлєниѥ — правление, управление чем-либо; производное от общеславянского слова: правити — править, направлять, наставлять, учить, руководить, которое происходит от праславянского слова: правъ — прямой, правильный).
Опреде­ле­ние:Управление — это воздействие (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью обеспечения требуемого её поведения или изменения её характеристик.

Управление представляет собой многозначное понятие, которое рассматривается в двух основных аспектах:

Понятие «управление» широко используется как одна из ведущих категорий в ряде научных дисциплин (прежде всего, в общественных и технических науках), каждая из которых трактует его в контексте разрабатываемых ими теорий и обладает самостоятельным полем исследования тех или иных аспектов управления (см. Наука). Операциональный анализ проблемы управления развивается в русле кибернетики, теории систем, теории автоматов, теории информации, методологии (см. Методология). В методологическом контексте управление понимается как деятельность, объектом которой является другая деятельность. Ряд выработанных в этой связи категорий, концепций и схем, связанных с управлением, получил определённое методологическое значение. В последнее время обозначилась тенденция представить эти методологические категории и схемы в качестве элементов философского знания (см. Философия).

Первая универсальная системная модель управления была предложена Н. Винером в 1948 году (Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine, 1948) и включала в себя следующие элементы:

Системная модель управления предполагает наличие шести элементов:

Понятие управления составило основу кибернетики как науки об общих законах управления и связи в биологических и технических системах. Концептуальная схема, в рамках которой формулируется любая задача управления, может быть представлена следующим образом (Рис. № 1).

Дать определение что такое управление. Смотреть фото Дать определение что такое управление. Смотреть картинку Дать определение что такое управление. Картинка про Дать определение что такое управление. Фото Дать определение что такое управление
Рис. № 1. Концептуальная схема управления.

Система управления на основе наблюдений среды и объекта управления и соответствия этих наблюдений цели формирует решение по выбору управляющего воздействия на объект (в частном случае это может быть «пустое» решение). Если при сложившейся ситуации в среде и на объекте управления цель достигнута — продолжается наблюдение за средой и объектом. Если цель не достигается — необходимо некоторое воздействие на объект. Это воздействие выбирается блоком принятия решений на основе модели среды и модели объекта управления и выполняется блоком реализации решений. Воздействие вызывает переход объекта в новое состояние и, как следствие, некоторые возмущения в среде. Новое состояние пары «объект управления — среда» может быть ближе к цели или, наоборот, удалять нас от неё. Мы можем оценить это, наблюдая объект и среду и сравнивая сложившуюся реальную ситуацию с целью. Результат такого наблюдения и сравнения инициирует либо новые решения в случае, когда цель не достигается, либо пассивное наблюдение в случае, когда цель достигнута.

Различные аспекты представленной концептуальной схемы изучаются различными теориями. Так, например, связи между объектом и системой управления, между средой и системой управления, изучаются в рамках теории кодирования или, более широко, теории информации; выбор разумного (оптимального, целесообразного) решения составляет основную задачу теории принятия решений; теория автоматов, теория игр, теория оптимального управления и многие другие — это углублённое изучение различных аспектов указанной схемы.

Согласно современным представлениям, управление присуще только системным объектам, для которых характерно понижение энтропии, направленность на упорядочение.

Для технических систем (см. Техника) характерно наличие низкого уровня разнообразия (например, по сравнению с аналогичными биологическими системами), обусловленного тем, что их создание всегда определяется принципом «отсечения лишнего», так как создающий эти системы человек намеренно упрощает окружающий мир, чтобы получить возможность овладеть и управлять им. Уменьшение разнообразия является одним из основных методов регулирования в технических системах, поскольку поведение системы становится более предсказуемым. Поэтому технические системы — это статические системы, не изменяющиеся во времени (заданного времени их функционирования), линейные по структуре (организации) и жёстко (ригидно) детерминированные. Управление технической системой подразумевает реализацию заданной программы её функционирования путём организованного управляющего воздействия. Сложные технические системы, в которых как непременный элемент управления принимает участие человек-оператор, принято называть автоматизированными системами, в отличие от автоматических систем, функционирующих по заданной им программе без непосредственного участия в них человека.

Для биологических систем характерно наличие высокого уровня разнообразия и обособление двух уровней управления — организменной и поведенческой, первая из которых воспроизводится наследственно и ориентирована на самосохранение биологического вида или его экосистемы, вторая обеспечивает удовлетворение потребностей системы во взаимодействии с внешней средой. В определённых ситуациях возможно рассматривать управляющие системы организма, популяции, биоценоза как ориентированные на повышение эффективности их жизнедеятельности; в применении к биосфере или виду в целом такая точка зрения неоправданно телеологична.

Для социальных систем (см. Общество) характерно наличие высокого уровня разнообразия и формирование особого надбиологического уровня управления — культуры (см. Культура) как системы инструментальных и символических средств (знаний, ценностей, норм, образцов деятельности, поведения и общения, воплощённых в социальных институтах), обеспечивающих воспроизводство и развитие социальной жизни. Будучи системным образованием, культура генерирует функции социального управления, направленные на организацию, сохранение и регулирование форм человеческой деятельности, поведения и общения.

Социальное управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей социальной подсистемы) на социальный объект (управляемую социальную подсистему), с тем, чтобы обеспечить требуемое его поведение или изменение его характеристик. В качестве объекта социального управления может выступать как общество в целом, так и его отдельные сферы (экономическая, политическая, социальная, духовная), а также индивиды, группы, общности разного уровня организации, и другие социальные образования. В контексте социальных систем (где и субъект, и объект управления осуществляют свою деятельность) управление рассматривается как деятельность (субъекта управления) по организации деятельности (объекта управления).

Природа социальных систем в целом исключает их жёсткую детерминированность, поэтому управление в них отличается чрезвычайной вариативностью и предполагает широкий спектр управляющих воздействий — как прямых, так и косвенных. Так, в условиях значительной неопределённости (поскольку не может быть известен результат отдельного воздействия) формируются различные системы опосредованного управления, в которых механизмами управляющего воздействия служат каналы трансляции семиотических средств управления.

Широкое распространение опосредованного управления характерно для высокоразвитых социальных систем «открытого типа» с высоким уровнем разнообразия и связанной с этим неопределённости. С другой стороны, согласно «принципу необходимого разнообразия», сформулированному У. Р. Эшби и формально доказанному в работе «Введение в кибернетику» (Introduction to Cybernetics, 1956), управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием, чем управляемая, чтобы иметь возможность активного воздействия на неё (при этом управляющая система может иметь меньшее разнообразие, чем управляемая, однако в этом случае она не будет иметь возможности полного управления). В социальных системах это требование реализуется благодаря: a) иерархизации системы управления, уменьшающей разнообразие в управляемых структурах на каждом уровне; b) упрощению самих показателей разнообразия. Поэтому в системах «закрытого типа» с низким уровнем разнообразия (прежде всего, в социотехнических системах) управление предельно рационализируется и упрощается, что в определённых ситуациях создаёт условия для возникновения замкнутых систем «тотального» управления, подразумевающих детальную регламентацию режима управляющей деятельности и исключающих автономию отдельных уровней, сфер и субъектов управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *