Декарт считал что основой познания является

Бэкон и Декарт о методах познания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Учение Декарта

Рене Декарт – французский математик и философ, один из основоположников «новой философии», основоположник картезианства.

В поисках истины Декарт исходил из «принципа доказательства», согласно которому все знания должны проверяться с использованием «естественного света разума». Это подразумевало отказ от всех суждений о вере (например, обычаев, примеров как традиционных форм передачи знаний).

Великий философ утверждал, что научному знанию нужна единая система, тогда как до сих пор (до него) это был только набор случайных истин. Незыблемой основой такой системы должно было быть наиболее очевидное и надежное утверждение. Декарт считал суждение «Я мыслю, следовательно, я существую» абсолютно неопровержимым. Это суждение предполагает веру в превосходство постижимого над чувственным, не только как принцип мышления, но и субъективно переживаемый мыслительный процесс, от которого нельзя отделить мыслящего человека.

Однако самосознание как принцип философии еще не приобрело полной автономии – истинность знания согласно Декарту обеспечивается присутствием Бога. Согласно Декарту, самосознание не замкнуто в себе и открыто для Бога, который является источником мысли: все смутные идеи являются продуктом человека (и, следовательно, ложны), все ясные идеи исходят от Бога, поэтому они истинны. Это декартовский метафизический круг: существование всей реальности (включая Бога) подтверждается самосознанием, которое (смысл выводов этого сознания) снова обеспечивается Богом.

Декарт определяет изначальную субстанцию как нечто, что для своего существования нуждается только в себе. Такой субстанцией является Бог. Как источник всего добра и всякой истины, творец всего сущего. Мыслящие и телесные субстанции были созданы Богом. При этом разум выступает как конечная субстанция:

Материя, согласно Декарту, бесконечно делима (атомы и вакуум не существуют), он объяснил движение, используя концепцию вихря.

Готовые работы на аналогичную тему

Согласно Декарту, наука конструирует определенный гипотетический мир, и эта версия (научного) мира эквивалентна любому другому, если она способна объяснить явления, данные в эксперименте, поскольку именно Бог является «создателем» всего сущего, и он мог использовать эту (научную) версию построения мира для реализации своих планов. Это понимание Декартом мира как тонко созданной системы машин устраняет различие между искусственным и естественным (завод – это такой же механизм, как часы, сконструированные человеком, с той лишь разницей, что умение заводить пружины часов так же уступает мастерству механизмов растения, как искусство Создателя). Итак, если мир – это механизм, а его наука – механика, тогда процесс познания – это построение простейших принципов, существующих в человеческом разуме. Декарт предложил в качестве инструмента свой собственный метод, основанный на следующих правилах:

Декарт сделал математику основой своего метода. Мера и порядок были важнейшими элементами его метода.

Метод познания Бэкона

Фрэнсис Бэкон – основоположник английского материализма и экспериментальной научной методологии.

Бэкон объединил эмпиризм с теологией, натуралистическую перспективу с истоками аналитического метода.

Для Бэкона знание не является самоцелью, а выступает как средство достижения результатов. Согласно Бэкону, научное знание должно основываться на индукции и экспериментировании, а истинное знание вытекает из чувственного опыта. При этом эмпиризм подразумевает использование индуктивного метода, потому что он обязывает проводить эксперименты.

Индукция бывает полной (совершенной), рассматривающей все случаи, а значит, свойства являются исчерпывающими. Индукция может быть неполной, когда обобщения делаются на основе исследований, и рассматриваются не все случаи и могут быть опровергнуты в будущем. Вооружив науку новыми инструментами, Бэкон сам сделал много открытий.

«Новый Органон», который впервые за 2000 лет заменил Органон Аристотеля, способствовал многим открытиям и, в целом, ускорению научного развития, увеличению использования эмпиризма в XVII и XVIII веках. Метод Бэкона использовали многие ученые. Например, Галилео Галилей, наблюдавший звезды в самодельный телескоп, обобщил данные, полученные индукционным методом. Метод использовали:

Множество научных открытий охватило нашу планету в связи с введением новых методов, начатых с Бэкона. Такие изобретения, как термометр, калькулятор, насос, унитаз, часы, сильно повлияли на повседневную жизнь людей. Также трудно недооценить создание котлов и паровых машин. Все это оказало значительное влияние на военное искусство.

Индукция, несомненно, много сделала для науки и продолжает делать это по сей день. Люди перестали бояться проводить исследования материального мира, потому что это не противоречит слову Бога. Примечательно также, что некоторые теологи сами начали заниматься наукой. Со временем Церковь перестает видеть «врагов» в ученых, ее авторитет в этом вопросе значительно уменьшился, поскольку научные истины становятся все более популярными, а религиозные истины отходят на второй план.

Метод индуктивного познания Бэкона значительно отличался от того, который использовался ранее. Основа нового метода – переход от частного к общему, но был более важен путь от одного к другому. Индукция предназначалась для разделения природы на различение и исключение. При этом большое значение придавалось аксиомам – законам, формам различия вещей.

Источник

Рационализм в философии Нового времени

Цель лекции: познакомить студента с особенностью рационалистической философии Нового Времени.

Рене Декарт (1596-1650)

Рене Декарт был основателем философии рационализма Нового Времени. Большое влияние на философию Декарта оказало развитие естествознания. Он был не только философ, но прекрасный и талантливый, математик и физик. Декарт направил философию в совершенно новое направление. С философии Декарта открывается Новый период в истории философии.

Основные произведения Рене Декарта: » Правила для руководства ума «, » Рассуждения о методе «, » Метафизические рассуждения «, » Начала философии «.

Декарт вводит понятие Бога в философию, чтобы обосновать существование окружающего мира. Бог является причиной других телесных и духовных субстанций. Бог является гарантом всякого существования. Декарт выводит следующие тезисы существования Бога

Такие аргументы Декарта называют в истории философии онтологическим доказательством бытия Бога. Наличием Бога Декарт хотел обосновать весь окружающий материальный мир.

Физика Декарта носит механистический характер. Это связано с тем, что Декарт обосновывал все изменения, которые происходят в окружающем нас мире с движением, протяженностью и геометрической формой тел. Декарт считает, что главный атрибут материи это распространенность, следовательно, Декарт практически приравнял понятие материи и понятие протяженности.

Одной из заслуг Декарта является формирование трех законов механики:

Также Декарт постулирует принцип детерминизма, в соответствии с которым все явления в природе причинно обусловлены.

Космогония.Как уже отмечалось выше, несмотря на дуалистический характер, философия Декарта ближе к идеализму, так как исходит из божественного принципа как первоосновы бытия. Понятие Бога присутствует не только в онтологии, но и космогонии Декарта. Декарт признавал материю пассивным началом бытия. Следовательно, для того, чтобы объяснить движение материи Декарт обращается к понятию Бога. Декарт считал, что божественная сущность придала импульс материи. Бог сообщил материи движение, которое стало неотъемлемым качеством материи. Движение материи в космосе в итоге привело к созданию солнечной системы.

Учение о живых организмах.Декарт соотносил живые организмы с определенными механизмами. Законы механики и физики он целиком и полностью переносил на живые организмы. Такие основные физиологические характеристики живого организма, как системы дыхания, кровообращения, пищеварения, Декарт сравнивал с процессами, которые происходят в механических устройствах. Декарт также открыл механизм ответных реакций организма на воздействие внешней среды, и русский ученый-физиолог Павлов считал его главным своим предшественником. Декарт связывал ответные импульсы с движением крови, а не с движением нервных импульсов, которые были на тот момент еще не известны науке. Декарт делал различие между животным и человеком, он не считал человека простым животным организмом. Это он связывал с тем, что человек может действовать целесообразно и обладает речевым аппаратом. Эти способности (говорить и действовать рационально) Декарт считал, что присуще только человеку. Наличие этих качеств Декарт связывал с наличием разумной души у человека.

Декарт выделял следующие правила для достижения достоверного знания

Учение об идеях.Декарт выделял следующие виды идей:

Барух Спиноза (1632-1677).

Метафизика Спинозы исходит из принципа пантеизма.

Спиноза выделяет три ступени познания.

Человеческая способность рассудка к познанию связана со способностью мыслить абстрактно, оперировать понятиями и вырабатывать суждения.

В этическом учении Спиноза обращается к принципу детерминизма. Спиноза как рационалист считает, что все явления и события причинно обусловлены. Спиноза отрицал свободу воли у человека в глобальном плане. Свобода есть сознанная необходимость. Спиноза не считал, что эти понятия взаимоисключающие.

Спиноза, однако, не отнимал свободу у человека полностью. Он считал, что свобода человека должна воплощаться в познании природы. Однако Спиноза отрицал возможность того, что человек сможет силой познания одолеть природу.

Источник

Рационализм Декарта. Четыре правила метода

Француз по происхождению, Декарт много путешествовал и часто менял место жительство. Декарт получил образование по специальности «право», однако его всегда привлекала философия. Декарт критиковал предшествующие философские традиции, пытаясь создать философию нового типа, опирающуюся на разум.

Взаимодействие науки и философии

Декарт в своих работах «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышление о новой философии» показывает то, что придает философии научный характер и что направлено освободить знание от всяких случайностей, источником которых может быть, по его мнению, только опыт. Он считал, что необходима такая философия, которая будет опираться на некие неопровержимые предпосылки, из которых можно будет вывести всю систему наук.

В своих исследованиях он использовал математику как основу для философии. Декарт создал современную алгебру и аналитическую геометрию, а так же внес свой вклад в развитие механики, физики и физиологии.

Декарт пытался сделать философию практической, приспособить ее к науке, а науку связывал с философскими принципами. Так взаимодействовали методы науки (естествознания) с философскими методами в Новое время. «Истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может пользоваться всякий, как бы ни был простым его ум»- писал Декарт.

Картезианское сомнение

Для нахождения основных положений знания Декарт предлагает воспользоваться принципами сомнения и непосредственной очевидности.
Идея сомнения состоят в том, что все существующее знание необходимо подвергать сомнению, чтобы отыскать такие положения, которые уже нельзя было бы опровергнуть. Сомнение, с одной стороны, направлено против слепой веры, а с другой стороны, ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного.

Четыре правила метода

Декарт использовал сомнение в качестве научного метода, предлагая четыре правила метода:

Основное внимание Декарт обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, из которых должен действовать человеческий ум. Философ считал, что в познании нельзя доверяться чувствам.

Декарт внес свой вклад в изучение физиологии. Он исследовал страсти человеческого тела, выделяя шесть основных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно связали развитие научного мышления и общие философские принципы. Труды Декарта оказали огромное влияние на формирование последующего философского знания.

Источник

Лигостаев Александр Георгиевич

Декарт Рене (1596—1650) — основоположник новоевропейского рационализма. В течение XVIII—XIX веков историки весьма единодушно считали его основоположником всей новоевропейской философии. Эта точка зрения весьма популярна и в наше время. Конечно, тщательное продумывание и сопоставление его взглядов с учениями старших современников, особенно Фр. Бэкона, показывает, что Декарт хотя и оказал мощное воздействие на всю историю новоевропейской философии и культуры, тем не менее здание самой новой философии закладывал с одной стороны. А именно, он был основоположником новоевропейского рационализма. Декарт был также и крупнейшим математиком своего времени.

Образование Декарт получил в лучшей школе Европы того времени (Коллеж-ройяль в г. Ла Флешь). И уже в школе он пришел к выводу, что все знания и науки недостоверны и бесполезны в жизни. Но Декарт страстно любил истину, поиск и созерцание которой он считал благороднейшим занятием человека и высочайшим наслаждением. Однако главное, что должно давать обладание истиной (совершенное знание), это обеспечение человека всем необходимым в жизни, сохранение и укрепление здоровья людей и указание добродетельного и благого образа поведения. Совершенное знание этих трех вещей (достаток, здоровье и добродетельность) Декарт и называл мудростью. Как видим, отношение Декарта к современным ему наукам, а также понимание назначения знания очень роднит его с Бэконом. Но в объяснении того, каков источник истинного знания и как его добыть, Декарт выработал позицию, противоположную взглядам Бэкона.

Многие сочинения Декарта написаны с элементами интеллектуальной автобиографии. Он сообщает читателям, что еще в школе принял решение не искать больше никакой науки, кроме той, которую найдет в великой книге мира или в себе самом. Для изучения мира он отправляется путешествовать и очень скоро находит, что для отыскания истины в мире мнений людей и в их жизни нет надежного критерия истины. Поэтому в повседневных делах, заключает Декарт, достаточно руководствоваться только вероятными предположениями. Затем Декарт принял решение изучить также в самого себя. Соединив итоги самоизучения с опытом изучения мира, Декарт получил, по его словам, половину своей философии, суть которой сводится к следующим положениям: 1. В отыскании истины нужно руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни особенно чувствам, т. к. они часто обманывают нас. 2. Поэтому надо отвергнуть все прежние знания и мнения, а на их место поставить или вновь добытые, или старые, но проверенные разумом. 3. Отыскать истину можно только правильно применяя разум, т.е. располагая правильным методом.

Обратим внимание, что здесь начинаются существенные расхождения во взглядах Бэкона и Декарта. Общие оценки состояния знания и его задач у обоих мыслителей почти дословно совпадают. Но по вопросу, что делать дальше, они вырабатывают по сути противоположные позиции. Бэкон хотя и не доверяет чувствам, но считает, что без их осведомления познать природу невозможно. Поэтому он ищет средство исправить их обман и находит его в эксперименте. А Декарт полагает, что раз чувства обманывают, то их вообще нельзя принимать в качестве начал познания. Обман может привести только к обману. Поэтому он формулирует строгое требование: единственное, чем следует пользоваться в познании истины, есть один только разум, который извлекает знания из себя самого. В этом суть рационализма Декарта.

Дальше Декарт занимается поиском эффективного метода для управления разумом. Будучи математиком, он обдумал вначале возможность использовать в качестве правил для руководства ума успешно развивавшиеся в его время алгебру и геометрию. Но увидел, что в качестве универсального метода математические правила не годятся, так как перегружают ум мелкими деталями и сложной символикой. И он пришел к выводу, что для отыскания истины разуму достаточно пользоваться, неукоснительно соблюдая, всего четырьмя правилами: 1) принимать за истинное только такое знание, которое не дает никакого повода к сомнению; 2) разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы; 3) выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность (даже если и кажется, будто такой последовательности не может быть); 4) составлять полные без всякого исключения перечни этих элементов. Декарт писал, что неукоснительное соблюдение этих правил помогло ему очень быстро овладеть не только многими готовыми математическими знаниями, но и открыть совершенно новые. Однако применить эти правила для создания философии, более достоверной, чем существующая, он решился только после девяти лет тренировки в области математики и других более легких занятий.

Декарт считает, что найти такое начало — важнейшая задача философа, и осуществлять его поиски надо с предельной тщательностью и строгостью. Процедура, при помощи которой, по мнению Декарта, единственно может быть обнаружено первое начало метафизики, и есть знаменитое «картезианское сомнение». Для того, чтобы отыскать самое первое и абсолютно истинное положение, считает Декарт, надо сначала усомниться абсолютно во всем. И сомнение здесь означает не колебание, а решительное отбрасывание того, что дает повод к сомнению. Поэтому «картезианское сомнение» может быть названо радикальным. Сомневаться надо не хаотично, а строго последовательно, начиная с того, что «обманывает» прежде всего. Декарт считает, что таковы наши чувства, которые говорят нам о существовании внешних вещей. Поэтому мы считаем, что внешнего мира нет. А что же после этого остается? Только сам человек с его познающим умом.

Какие же знания остаются в уме? Прежде всего это образы (воображение). Но они связаны с чувствами, поэтому отбрасываем и их. После этого из знаний у нас остаются только понятия, среди которых важнейшие — математические. Они тоже дают повод к сомнению, так как многие люди ошибаются в математических расчетах. Поэтому отбрасываем и математические истины. Наконец, осталось усомниться и в собственном существовании. Ведь мы слышали, говорит Декарт, что существует Бог, который создал нас. А вдруг Он не праведен, а обманщик, и создал нас такими, что мы заблуждаемся даже насчет собственного существования. В этот момент, когда мы пыта емся представить несуществующими даже нас самих, и возникает усмотрение истины, что отбросить собственное существование мы не можем. Ведь сомневаясь в собственном существовании, мы не можем «отбросить», устранить самое действие сомнения. А сомнение есть наша мысль.

Мысль же не может существовать без того, кто мыслит. Так Декарт получает свое знаменитое положение «мыслю, следовательно существую». Что же позволяет, спрашивает Декарт, считать данное положение абсолютно истинным? И отвечает: только его ясность и отчетливость. Следовательно, ясность и отчетливость и есть настоящий критерий истинности знаний. Ясные и отчетливые положения (идеи, понятия) доставляет нам действие ума, которое Декарт называет интуицией. Интуитивные понятия просты, самоочевидны и не требуют доказательств, хотя и не приходят сами собой. Чтобы интуиция осуществилась, как раз и надо разложить сложную проблему на простые элементы. А сложные знания ум приобретает при помощи другого своего действия — дедукции. Дедукция — способность ума устанавливать связь между двумя интуитивно ясными положениями. Кроме интуиции и дедукции ум не должен допускать ничего.

Итак, Декарт выработал для европейской философии позицию рационализма, основные положения которой во многом определяют философские поиски и в наше время. Они суть следующие. 1) Истинное знание может быть получено только из ума. 2) Ум есть духовная сущность, которая действует независимо от тела (дуализм Декарта). 3) Ум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает сам себя (самосознание). В этом смысле роль Декарта в истории европейской философии переоценить невозможно.

Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы

Источник

Учение о познании Р. Декарта. Его значение для философии науки и юридической методологии.

Отстаивая познавательный рационализм, Декарт сформулиро­вал несколько правил рационалистического метода:

1) не принимать никакую вещь за истину, если не познал это с очевидностью; избегать поспешности и заинтересованности в ис­тине как полезной для себя.

2) делить каждый изучаемый вопрос на столько составных час­тей, сколько необходимо, чтобы его познать с очевидностью.

3) начинать с предметов простейших и легче познаваемых, от них идти к сложным и труднее познаваемым.

4) освещать изучаемый вопрос как можно полнее, чтобы быть уверенным, что все учтено, ничто не упущено.

Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что:

Он разрабатывает свой метод познания – научный метод. В качестве метода предлагается дедукция – от общего к частному. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Исходя из этого, французский философ выдвигает идею дуализма (двойственности) человека: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями.

Целями познания, по Декарту,являются:

— расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

— использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

— изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека.

Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

Основные сочинения: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе. » (1637), «Начала философии» (1644).

Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался при­менить ко всем наукам особенности математического метода позна­ния. Декарт при этом истолковывал математику не про­сто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт.

Дедукция — это такое дей­ствие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия. С помощью дедукции мы неизвестное делаем из­вестным.

Декарт сформулировал следующие три основных правила де­дуктивного метода.

1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные осо­бенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция — это определение неизвестного че­рез ранее познанное и известное.

Провозгласив сомнения в качестве ис­ходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон), и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *