Дети подземелья что это повесть или рассказ
Краткое содержание «Дети подземелья»
Всего получено оценок: 1993.
О произведении
Рассказ «Дети подземелья» Короленко (другое название – «В дурном обществе») написан в 1885 году. Произведение было включено в первую книгу писателя «Очерки и рассказы». В повести «Дети Подземелья» Короленко поднимает вопросы сострадания, сопереживания, благородства, раскрывает знаковые для русской литературы темы отцов и детей, дружбы, бедности, взросления и становления личности.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Детей подземелья», а также пройти тест для проверки знания сюжета произведения.
Место и время действия
События рассказа происходят в XIX веке в городе Княжье-Вено, прототипом которого стал украинский город Ровно.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
1. Развалины.
Мать главного героя, Васи, умерла, когда ему было 6 лет. Убитый горем отец мальчика «будто совсем забыл» о существовании сына и только иногда заботился о дочери – маленькой Соне.
2. Я и мой отец
После смерти матери Вася все реже появлялся дома, избегая встречи с отцом. Иногда вечерами он играл с маленькой сестренкой Соней, которая очень любила брата.
3. Я приобретаю новое знакомство
Двери часовни были заперты. Мальчики помогли Васе забраться внутрь. Неожиданно что-то темное шевельнулось в углу и товарищи Васи в испуге убежали. Оказалось, что внутри часовни находились мальчик и девочка. Вася едва не подрался с незнакомцем, но они разговорились. Мальчика звали Валек, его сестру – Маруся. Вася угостил ребят яблоками и пригласил в гости. Но Валек сказал, что Тыбурций их не отпустит.
4. Знакомство продолжается
5. Среди «серых камней»
6. На сцену является пан Тыбурций
На следующий день вернулся Тыбурций. Мужчина сначала рассердился, увидев Васю. Однако, узнав, что он сдружился с ребятами и никому не рассказывает об их убежище, успокоился.
7. Осенью
8. Кукла
Пропажа куклы не осталась незамеченной. Возмущенный исчезновением игрушки, отец запретил Васе выходить из дома. Через несколько дней он позвал мальчика к себе. Вася признался, что это он взял куклу, но отказался отвечать, кому отдал. Неожиданно появившийся Тыбурций принес игрушку. Он объяснил отцу Васи, что случилось, и сказал, что Маруся умерла.
Отец попросил у сына прощения. Он отпустил Васю к часовне, передав Тыбурцию денег.
9. Заключение
Выводы
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Научно-
образовательный
портал IQ
Пионерская готика
Диафильм «Дети подземелья», 1964 год / Студия «Диафильм»
Ровно век назад, в 1920 году, Владимир Короленко (1853-1921) написал наркому просвещения РСФСР Анатолию Луначарскому отчаянные и опасные письма с критикой большевизма. Из-за них классик оказался на обочине русской литературы. Его статус понизился до детского писателя, но он не был вычеркнут из истории русской литературы. Спасли Короленко «Дети подземелья» — сокращённый вариант повести «В дурном обществе». Рассказ вошёл в школьную программу и советский литературный канон, а главный герой — мальчик Вася — встал в один ряд с Тимуром и его командой, Мишей Поляковым из «Кортика» и другими иконами советской детской литературы.
Эпистолярный поединок
В своих бескомпромиссных письмах к Анатолию Луначарскому Короленко фактически апеллировал к высшему руководству страны. Жанр «писем к вождю» — не просто неформальный диалог с властью. Это дело чести, поединок. В нем трудно, практически невозможно победить, но цель не в этом. Главное — четко озвучить свою позицию и повлиять на ход событий в стране.
Короленко верил в силу своего слова. Он имел колоссальный авторитет в обществе — не только как писатель — властитель дум, но и как народный заступник, правозащитник. И в царской, и затем в Советской России Короленко ходатайствовал за арестованных. Его называли «поэтом русской интеллигентской совести» — за справедливость и прямоту.
Максим Горький говорил о своем «непоколебимом доверии» к Короленко. Обычно язвительный Иван Бунин сравнивал коллегу с «титаном, которого не могут коснуться отрицательные явления». А Антон Чехов сказал о Короленко кратко и ёмко: «Очень хороший человек».
Короленко, как и Лев Толстой, «не мог молчать». Ему, одному из «праотцов» революции, прошедшему аресты и ссылки, важно было объяснить большевикам, в чем их ошибки и преступления. Наивная вера в свой авторитет.
Все происходящее сам Короленко называл «экспериментом». «Вы допустите, вероятно, что я не менее любого большевика люблю наш народ, — обращается он к Луначарскому. — Допустите и то, что я доказал это всей приходящей к концу жизнью. Но я люблю его не слепо, как среду, удобную для тех или иных экспериментов, а таким, каков он есть в действительности».
И, наконец, Короленко осуждал максимализм и схематизм большевистских программ: «Вы не представляете себе ясно сложность действительности». Вывод был безапелляционный: «В преследовании этой своей схемы вы довели страну до ужасного положения».
Обращение классиков
Десятилетием позже Короленко с его «несвоевременными мыслями» точно причислили бы к врагам народа. И его революционные корни не помогли бы. Но это была заря 1920-х, когда еще существовала политическая полемика, и можно было спорить.
Выбор Луначарского в качестве собеседника был не случаен. С одной стороны, он терпеливо выслушивал несогласных, а это предмет отдельного уважения. С другой стороны, и сам нарком с пиететом относился к Короленко. Отсюда — и надежда писателя на диалог.
Трагический постскриптум
Находясь в Полтаве, где жил тогда Короленко, Луначарский предложил ему письменно изложить свои взгляды на происходящее и обещал опубликовать переписку. Но в итоге на послания писателя нарком так и не ответил.
Короленко передал копии писем за границу, и в 1922 году их опубликовали в Париже. Это издание вскоре появилось у Ленина. Так, окольным путём, письма дошли до высочайшего адресата. Но Короленко к тому моменту уже не было в живых. Он умер в Полтаве в 1921 году от воспаления легких.
Дерзкие письма к советской власти, порочащие молодое государство за рубежом и нашедшие живой отклик в эмигрантской среде, могли навсегда вычеркнуть Короленко из истории русской литературы ХХ века. Но неожиданно писателя спасли «Дети подземелья» — сокращенная версия повести «В дурном обществе» (1885), которую сам Короленко при жизни не любил.
В 1916 году в письме С.Я. Елпатьевскому Короленко писал: «Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном».
И хотя оба варианта произведения в течение всего ХХ века издавались параллельно, для многих читателей Владимир Короленко так и остался прежде всего автором детских рассказов, таких как «Дети подземелья» — щемящей, загадочной и незабываемой истории о малышах, живших в склепе. Как это произошло, и каким образом «Дети подземелья» «реабилитировали» Владимира Короленко перед советской властью исследовал филолог Михаил Иткин.
Урезанные ужасы
Развалины замка и часовни. Призраки пленных турок. Крики филина. Кладбище со вспыхивающими на могилах огнями. Люди, живущие в кладбищенских подземельях. Антураж настоящего готического романа! Его не всегда легко переносят не только дети, но и взрослые. Слишком тяжелые впечатления. Жуткий мир и образы, иллюстрирующие его. Много некросимволики: с трупами сравниваются разрушенный замок и часовня, упоминаются гробы, черепа и белые «истлевшие кости». Иногда кажется, что классик перестарался в сгущении красок. Да и готика в русской литературе в конце XIX века уже считалась архаикой.
Готический роман «ужасов» появился во второй половине XVIII века в Европе, прежде всего — в Англии. Мистико-фантастический сюжет с привидениями, страшными тайнами, преступлениями и родовыми проклятиями разворачивался в готическом замке. Отсюда — и название. С другой стороны, готика отсылала к «ужасам» Средневековья.
В русской литературе готические произведения встречались, в основном, в первой половине XIX века. Из самых известных — «Страшная месть» Николая Гоголя, «Остров Борнгольм» Николая Карамзина, «Кровь за кровь» Александра Бестужева-Марлинского, «Семья вурдалака» Алексея Толстого и другие.
Но для писателя с социальным пафосом, каким был Короленко, готики в повести оказалось многовато, хотя она и была во многом художественно оправдана. «Жизнь в заброшенном склепе, погруженном во мрак, является отображением крайней степени нищеты и, по сути, становится причиной кончины Маруси», — поясняет Михаил Иткин.
Издатели краткой версии повести решили не слишком травмировать хрупкую юную психику. В «Детях подземелья», вышедших в 1886 году в детском журнале «Родник», готика и мистика были сильно сокращены, но одновременно из повести убрали и значительную часть «дурного общества».
Утраченные натуры
В оригинальном варианте повести Короленко немало рассказывает о потерянных, опустившихся, оказавшихся вне закона людях. Похожие персонажи появятся и в пьесе Горького «На дне». Собственно, это и есть «дурное общество». Его представителям сочувствует главный герой — мальчик Вася. Однако издатели решили пожертвовать сомнительными персонажами — они не подадут детям хороший пример. Взрослую повесть максимально упростили, сделали историю для детского чтения, где большое количество персонажей излишне.
Объёмная, многослойная история стала плоской, картонной. В остальном фабула осталась прежней. Повествователь рассказывает о своем детстве, в котором он, сын судьи, подружился с нищими бездомными ребятишками, Валеком и Марусей. Их опекун, пан Тыбурций, не в ладах с законом. Но Вася не осуждает его, видя, как тяжело приходится его семье. Мальчик остро переживает их бедствия, пытается помочь безнадежно больной Марусе.
У издателей была своя логика. Гимназисты реагировали прежде всего на взаимоотношения маленьких героев. Многие плакали, особенно из-за смерти Маруси. Описательные же пассажи, часто готические, вызывали меньше интереса. В итоге в последующих дореволюционных хрестоматиях историю упрощали все больше, сосредотачиваясь на эпизоде смерти девочки.
Любовь писателя к людям, его сентиментальность в духе Чарльза Диккенса в сокращённой версии, конечно, остались. Однако вместе с готической «водой» редакторы выплеснули весьма колоритных персонажей. Короленко называл их «проблематическими натурами».
Приглаженное «дно»
В повести целая галерея таких натур: полубезумный «профессор», отставной чиновник Лавровский, «генерал» Туркевич, штык-юнкер Заусайлов. Большинство из них — типичные маленькие люди, дошедшие «до дна». Исключение — пан Тыбурций, явно отличающийся от остальных интеллектом, образованностью и харизмой.
Этот персонаж явно гипнотизирует читателя, особенно тогда, когда приходит в дом судьи и спасает Васю от отцовского гнева. Он играет роль чудесного помощника — благодаря его объяснениям сближаются отец с сыном. Он открывает глаза сыну на — порядочность и благородство отца, а отцу — на сердечность и доброту сына. Однако в детском варианте истории этот важнейший персонаж уходит из центра внимания.
В оригинале повести мир подземелий дан в двух плоскостях. Есть детское сочувственное восприятие, а есть взрослое: «Теперь, умудренный прозаическим опытом жизни, я знаю, конечно, что там был мелкий разврат, грошовые пороки и гниль». Но это переключение повествования, взгляд с дистанции в короткой версии исчезает. Остается только детское восприятие.
Даже само пространство в «Детях подземелья» становится беднее. Вместо города — один только замок, да и тот уже не устрашающе-готический, а полусказочный.
Репутационные издержки
«Дети подземелья» неоднократно переиздавались, но не включались в школьную программу по литературе вплоть до 1937 года. Тем не менее, всё литературное наследие Короленко трудно было игнорировать, и в первые советские программы все же был включен ряд его произведений: «Сон Макара», «Река играет», «Без языка».
В 1930-е годы статус обеих версий сюжета Короленко изменился. В 1933-1935 годах повесть «В дурном обществе» была в разделе внеклассного чтения для 9-го, а затем для 7-го класса. В 1937 году для внеклассного чтения пятиклассникам были рекомендованы уже «Дети подземелья». И, наконец, в 1939 году этот рассказ закрепился в списке обязательной литературы.
Каноничность произведения в 1930-е годы напрямую зависела от статуса, приписываемого автору. Одно дело — «бесспорные» Некрасов или Горький. Другое дело — «сомнительный» Короленко, известный критикой большевизма.
Его положительная репутация была связана с «красотой слога», «душевной ясностью» и «подлинностью любви» (все это — определения Анатолия Луначарского). Его отрицательное восприятие — чисто политическое — «мелкобуржуазный идеалист». Не отклонялись от линии партии и критики: «не дорос до понимания современности», но «как художник он представляет крупную величину».
Двойственная репутация мешала признанию. Публично изменить её попыталась дочь писателя Наталья Короленко-Ляхович. В 1948 году она подготовила новую редакцию произведения отца.
Промежуточный вариант
Новый вариант стал компромиссом между изначальной повестью и вариантом «Родника». Содержательно и стилистически редакция Короленко-Ляхович больше опиралась на оригинал. В ней максимально восстанавливается социальный план. Спустя время эта версия становится основной.
Короленко-Ляхович вернула в текст «Детей подземелья» часть готики. Но теперь у нее была социальная окраска. Она акцентировала «ужасные условия жизни в развалинах».
Восстановлены были и сатирические моменты, которые смущали издателей в дореволюционную эпоху. Например, в главе «Осенью» возвращён портрет ксендза: «У него брюхо, как настоящая сороковая бочка, и, стало быть, объедение ему очень вредно». А в главе «Знакомство продолжается» вновь появляется рассказ о графе-взяточнике, которого «засудил» Васин отец.
Советский идеологический контекст благоприятствовал «реабилитации» этих эпизодов. Обличения «богатого попа» и «аристократа» оказались уместны. А отец Васи, честный судья, выглядел как борец за социальную справедливость.
В команде с Тимуром
Новая версия подправила репутацию Короленко. Тем не менее, он так и остался «понижен» до детского писателя. Половинчатое признание повлияло на закрепление в школьном каноне его произведений о детях («Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Парадокс»). Эти рассказы, не слишком нагруженные идеологически, должны были служить примером для пионеров, поскольку содержали такие ценности, как сочувствие к бедным, героизм, самопожертвование.
Сын судьи Вася по возрасту, происхождению и убеждениям, конечно, не дотягивал до безупречного героя Павки Корчагина из канонического романа Островского «Как закалялась сталь», но он в какой-то мере был его «попутчиком». Как и в советских книжках для юношества, благородный герой в ходе сюжета взрослел, выносил из жизни серьезные уроки, а значит мог быть примером для юных читателей.
Необходимость воспитать нового советского человека была провозглашена главной задачей школы. Ну а литература должна дать образцы «правильного» мышления и поведения. Книжные герои воспринимались как живые люди: «хороших» любили, словно друзей, «плохих» ненавидели, будто реальных врагов.
В послевоенные годы советские критики акцентировали «правильность» Васи. Важно было, что он нашел «черты человечности в людях “дна”», получил «первые уроки гражданского самосознания». А то, что мальчик общался с «деклассированными элементами», свидетельствовало о гуманизме произведения. Тем самым, Вася встраивался в ряд канонических персонажей: «Тимура и его команды» Аркадия Гайдара, Миши Полякова из «Кортика» и «Бронзовой птицы» Анатолия Рыбакова, а позднее — героев книг Владислава Крапивина.
Но важнее то, что сегодняшние подростки читают в школе изначальный вариант «В дурном обществе». А он производит гораздо более сильное впечатление и намного больше рассказывает о людях, чем трогательные, щемящие, но всё же упрощенные «Дети подземелья».
IQ
Дети подземелья — Короленко В.Г.
1. Развалины
Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.
Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и напоминало любой из мелких городов Юго-западного края.
Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый, полуразрушенный замок.
Я помню, с каким страхом я смотрел всегда на это величавое дряхлое здание. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. «На костях человеческих стоит старое замчище», — передавали старожилы, и мое детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым замком. От этого, понятно, замок казался еще страшнее, и даже в ясные дни, когда, бывало, ободренные светом и громкими голосами птиц, мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса, — так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки, а за нами долго еще стоял стук, и топот, и гоготанье.
А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка, и царил над всем городом.
В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого с высоким тоном медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений. Все, что не находило себе места в городе, потерявшее по той или другой причине возможность платить хотя бы и жалкие гроши за кров и угол на ночь и в непогоду, — все это тянулось на остров и там, среди развалин, преклоняло свои победные головушки, платя за гостеприимство лишь риском быть погребенными под грудами старого мусора. «Живет в замке» — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты. Старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг. Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы, топили печи, что-то варили и чем-то питались — вообще как-то поддерживали свое существование.
Привлеченные шумом и криками, которые во время этой революции неслись с острова, я и несколько моих товарищей пробрались туда и, спрятавшись за толстыми стволами тополей, наблюдали, как Януш во главе целой армии красноносых старцев и безобразных старух гнал из замка последних, подлежавших изгнанию жильцов. Наступал вечер. Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. Какие-то несчастные темные личности, запахиваясь изорванными донельзя лохмотьями, испуганные, жалкие и сконфуженные, совались по острову, точно кроты, выгнанные из нор мальчишками, стараясь вновь незаметно шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка. Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательством гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках.
И несчастные темные личности поневоле, понурясь, скрывались за мостом, навсегда оставляя остров, и одна за другой тонули в слякотном сумраке быстро спускавшегося вечера.
С этого памятного вечера и Януш и старый замок, от которого прежде веяло на меня каким-то смутным величием, потеряли в моих глазах всю свою привлекательность. Бывало, я любил приходить на остров и хоть издали любоваться его серыми стенами и замшенною старою крышей. Когда на утренней заре из него выползали разнообразные фигуры, зевавшие, кашлявшие и крестившиеся на солнце, я и на них смотрел с каким-то уважением, как на существа, облеченные тою же таинственностью, которою был окутан весь замок. Они спят там ночью, они слышат все, что там происходит, когда в огромные залы сквозь выбитые окна заглядывает луна или когда в бурю в них врывается ветер.
«Дети подземелья» — краткое содержание рассказа В.Г. Короленко
Книга В. Г. Короленко «Дети подземелья» (другое название — «В дурном обществе») была написана в 1885 году. Она востребована даже в английской версии. В этом произведении поднимаются вопросы, связанные с милосердием, благородством и сочувствием, обсуждается тема отцов и детей, друзей, бедности и богатства, взросления, формирования личности. Рассказ «Дети подземелья» Короленко в кратком содержании поможет ученикам познакомиться с сюжетом, не читая книгу полностью.
Суть рассказа
Рассказ даст повод для размышлений даже взрослому человеку, хоть что это подростковая проза. Дети смогут понять человеческое поведение, дружбу, верность, силу слова. Книга учит тому, что нельзя предавать друзей, нужно отстаивать убеждения, быть верным своему слову, человечным, помогать окружающим и не бросать в беде никого.
Автором были затронуты вечные темы: любовь, мир, дружба и добродушие. Рассказ вызывает чувства сопереживания к героям, чья жизнь связана с лишениями.
События повести происходят в Польше, где проживают дети уважаемого судьи Вася и Соня. Их жизнь протекает спокойно и размеренно. Но происходит несчастье, которое уносит жизнь их мамы. Семейная драма оборачивается тяжкой болью, отсутствием любви у отца к сыну, который отдаляется от 6-летнего мальчика, ограничивая свое общение только с дочерью.
Ребенок считает себя брошенным, бродит по городу без цели. Как-то ему встречаются нищие бродяги Валек и Маруся, которых нужда заставила воровать и попрошайничать. Они обитают в развалинах старого замка вместе со своим отцом Тыбурцием и остальными нищими.
В результате Вася приобретает друзей, зовет их поиграть в саду у себя дома. Отец Валека и Маруси не одобряет этого, так как это дом уважаемого судьи в городе. Но ребята все равно продолжают видеться. Сюжетные линии подразделяются на взаимоотношения:
Описание героев
В повести показаны два мира: беззаботный и обездоленный. Они пересекаются между собой и дают повод для рассуждений. Повесть представлена двумя видами героев:
В этой книге автор воссоздает факты из своей биографии. В образе Васи Короленко описывает самого себя, свои переживания из детства. Этот герой умеет отлично разбираться в людях, сочувствовать. Его отец обладает такими качествами, как честность и справедливость. Но, несмотря на высокопочтенную должность судьи, он может наряду со всеми отчаиваться и переживать.
Автор объединил два мира и две семьи, охарактеризовал героев с наилучшей стороны: они понимающие, благородные, умеют помогать другим. Персонажи учат нас не робеть перед жизненными трудностями и неурядицами, принимать обстоятельства со всеми их положительными и отрицательными сторонами. Короленко призывает своих читателей:
Пересказ по главам
Краткое содержание «Детей подземелья» — история, вдохновляющая своих читателей оставаться всегда человечными, не быть чуждыми к чужому горю, несмотря на имеющиеся социальные предрассудки. Рассказ западает зрителю в самое сердце, способен изменить мировоззрение человека.
Замок и часовня
Польский город Княжье-Вено опоясывали пруды, на одном из которых был остров с заброшенным замком. Это строение было жутким и древним. В нем жили бедные люди.
Как-то случилось расслоение людей на классы: бедняки, считавшие себя более благородного происхождения из-за того, что они служили у графов, выгнали тех, кто не обладал «голубой кровью» и не был в столь высоком положении. Среди них были Тыбурций Драб со своими детьми.
Изгнанным людям пришлось искать себе другое пристанище, они нашли его в подземелье «среди серых камней», которое находилось над пугающей местных жителей старой часовней и напоминало замок. Жители Княжье-Вено боялись старинных зданий больше, чем населяющих их людей.
В книге приводится подробное описание внешности Тыбурция, а также его образованности, которая взялась непонятно откуда.
Судья и Вася
Вася — сын судьи — стал уличным бродягой не из-за нужды, а в связи с потерей матери. Его отец был очень уважаемым человеком, который утратил всякий интерес к жизни после смерти супруги. Он обращал внимание на дочь, так как та была похожа на мать и пробуждала в нем светлые воспоминания. А вот сын был брошен на волю судьбы. Мальчик сильно переживал разрыв с отцом, поэтому и начал странствовать.
Читая краткое содержание «Детей подземелья», можно понять, как автор подробно изображает образ несчастного ребенка, но при этом абсолютно нравственно здорового.
Вася — человек двух миров. С одной стороны, ребенок из благополучной семьи. С самого рождения у него были слуги, он не знал нужды и голода. С другой стороны, это одинокое дитя улиц, которое было брошено родным отцом без внимания. Глава посвящена описанию мальчика, составлению его психологического портрета.
Вася изучал все тайные уголки в городе, ему наскучило бесцельное хождение. Он решил исследовать неизвестную землю — заброшенную часовню у кладбища. Ему было боязно отправляться туда в одиночку, поэтому было решено позвать с собой мальчишек. Этих ребят манила тайна часовни, о которой ходило много слухов.
Добравшись до объекта исследования, мальчишки испугались и разбежались, а Вася осмелился пойти до конца. Он понял, что тут нет никаких тайн, но вместо этого приобрел друзей. Вася познакомился с Валеком и Марусей. Им было 9 и 4 соответственно.
Из рассказа Валека главый герой узнал, что дети из часовни — часть людей, изгнанных из замка. Вася обещает, что будет навещать новых друзей почаще, приносить яблоки из своего сада. При этом Валек нехотя позволяет ему творить добрые дела.
Игры и тайны
Вася по-прежнему приходил к своим новым друзьям. Особенно ему радовалась Маруся, так как он ей приносил вкусности. Они играли все вместе. Однажды главный герой заметил, что девочка сильно больна. У нее была сильная худоба, странная походка. Болезнь неизвестная, но ясно было одно — подземелье («серые камни») вытягивает из нее все силы.
Однажды Валек решается показать место их обитания, ребята спускаются. Вася узнает, что его новые друзья занимаются воровством, а это приводит к внутреннему конфликту. Ему было сложно понять, почему так произошло, хотя кажется, что все и так очевидно.
Этот нравственный конфликт не давал ему покоя, мальчику трудно было принять, что он дружит с вором. Он уже не мог, как прежде, играть с этими ребятами. Вася вернулся домой и заснул в слезах. Это были слезы горести, отчаяния, жалости, что людям приходится жить в таких условиях, воровать.
Однажды «чужака» в подземелье обнаружил Тыбурций — отец Валека и Маруси. Он проявил себя благородно во время знакомства, несмотря на свои условия жизни. На всякий случай мужчина уточнил у паренька, не разболтал ли он про их убежище.
Тыбурций был высокого мнения об отце Васи. Он сообщил, что это единственный судья с добрым сердцем. В конце главы описывается обед, где приняли участие жители подземелья и Вася.
Наступила осень
Погода начала портиться, а мальчику нужно было ходить к своим друзьям. Помимо этого обстоятельства также произошло следующее: Януш, предводитель засевших в замке людей («аристократов»), наведался к судье. Он рассказал о похождениях сына, приукрасив свою историю вредным влиянием, которое могут оказать на мальчика люди подземелья. Судья не поверил этим словам.
У Васи состоялся разговор с Тыбурцием про наговоры Януша. Маруся еще сильнее разболелась, было ужасно невыносимо смотреть на это, ведь Вася успел привязаться к девочке. Ей становилось хуже. Главный герой приносил свои игрушки, но, к сожалению, это не помогало.
Однажды он решил обратиться за помощью к своей сестренке, у которой имелась роскошная кукла. Это был подарок матери. Поначалу Соня не хотела расставаться со своей любимой куклой, но ее брат все-таки переубедил.
Маруся была в восторге от игрушки. Эта кукла была словно «живая вода», которая благотворно подействовала на девочку. Но выздоровление было недолгим, а у Васи из-за игрушки возникли проблемы дома. Это случилось из-за слуг, они начали подозревать неладное, а отец стал волноваться, так как кукла была подарком любимой женщины.
Вася попал под домашний арест. Судья стал его расспрашивать про подземелье, но мальчик не выдал секрета. Отец не мог справиться со своим гневом.
Во время разразившегося спора Васю из окна стал звать Тыбурций, а затем он зашел в кабинет. У него состоялся диалог с судьей. Гость рассказал всю историю и вернул куклу, а затем пригласил Васю попрощаться с Марусей, так как она умерла. Затем идет описание того, как проходит церемония прощания.
Читая повесть даже в сокращении, понимаешь, что в этом месте наступает самый трагичный и драматичный момент всей истории.
Вскоре бродяги покинули свое подземелье, растворились в большом мире, а часовня разрушилась. Она обрушилась на кладбище, разрушив почти все могилки, кроме одной. Той, куда частенько приходили Вася и Соня, где они читали, делились планами и мечтами.