Для чего изучают литературу своими словами
Быть иль не быть? Зачем нужно изучать литературу?
Урок 7. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Быть иль не быть? Зачем нужно изучать литературу?»
– Читать классику – скучно!
– Произведения из школьной программы – непонятные!
– Литература в школе должна заинтересовывать, но на самом деле она может только привить отвращение к чтению!
Наверняка вам приходилось слышать что-то подобное. Очень может быть, что вы и сами сталкивались с тем произведением из курса школьной литературы, которое казалось вам неинтересным, чересчур мрачным или затянутым. Или попросту непонятным. Может быть, вы даже задавались вопросом: а зачем мы вообще изучаем литературу? Так ли уж она нужна в нашу стремительную Интернет-эпоху, когда всё больше ценятся технические знания? Может быть, нужно вообще исключить литературу из школьного курса? Или заменить чем-нибудь практическим, вроде экономики?
Быть иль не быть? – задал себе вопрос шекспировский герой. Зададимся похожим вопросом: изучать или не изучать? И попробуем поразмыслить – что же может дать нам изучение литературы?
Прежде всего – грамотность. Наверняка вы не раз слышали, что сейчас наступает эпоха тотальной безграмотности, и ошибки начинают встречаться даже там, где их по определению быть не должно – в газетах и рекламе, в выпущенных крупными издательствами книгах… да что там – даже в учебниках! Снижение уровня грамотности – первый признак того, что люди мало читают. Или читают тексты, написанные любителями и не прошедшие серьёзной редактуры и корректуры.
Не зря многие примеры из упражнений по орфографии и пунктуации берутся именно из классики. Постоянное чтение позволяет поддерживать грамотность на достойном уровне – особенно если читать внимательно, а не бегло, запоминать написание отдельных слов, анализировать то, как строятся фразы.
А ещё литература позволяет обогащать словарный запас. Творения классиков – отличный пример богатой речи. Кроме того, построение фраз, диалоги, обращения и метафоры – всё это словно отпечатывается в нашем сознании. Человек начитанный будет не только с лёгкостью подбирать слова – он будет легче строить предложения. Речь его станет более гладкой.
Некоторые могут заметить: но ведь речь некоторых классиков давно устарела! Произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского переполнены непонятными нам словами и несовременными синтаксическими конструкциями! Зачем же тащить всё это в свою речь?
Но это не минус литературы – это её плюс. На примерах произведений классики мы можем увидеть – как развивался русский язык. Каждый текст классиков – это небольшой музей русской речи, в который можно наведаться, чтобы полюбоваться устаревшими словами, поглядеть на то, как автор вырабатывал стиль – чтобы заняться выработкой своего собственного стиля.
Кстати, мы можем познакомиться в этих произведениях-музеях не только с архаизмами и историзмами! Здесь же нас ждут картины жизни людей из разных эпох и разных сословий, их обычаи, среда, в которой они вращались. Мы можем познакомиться с проблемами, которые волновали наших предков. С их верованиями и их мировоззрением. Не зря изучение литературы начинается с народного творчества, которое впитало в себя древние традиции и обряды.
А художественные произведения? У каждого из них – свой колорит. Вот деревенские картины Некрасова, или Петербург Достоевского. Или даже ужасы войны в произведениях писателей-фронтовиков…
Очень многие тексты, которые входят в школьную программу, вполне реалистично показывают жизнь. Иногда по ним можно буквально изучать историю, географию… и даже психологию! Ведь писатели стараются реалистично показать не только обстоятельства, в которых действуют их герои. Они стараются правдоподобно изобразить и сами характеры: будь то образы героев, антигероев или типичных «маленьких людей». Как они ведут себя обычно? Как действуют в необычных ситуациях? Как бы мы поступили на их месте и как вообще можно общаться с тем или иным типом людей? Иногда литература способна дать больше ответов, чем модные интернет-тренинги.
– Но мне ужасно скучно читать! – возразит здесь мысленно кто-то. – Мне не нравятся эти авторы, мне не нравятся их произведения… мне вообще ничего не нравится в этом предмете!
Почему-то никто не требует увлекательности от математики или физики. И даже от истории и географии.
Но все думают, что именно литература призвана развлекать! Нет. Литература словно вобрала в себя функции всех предметов – в том числе и точных наук. Как и у математики, её призвание – развитие ума. Анализируя литературные произведения, мы превращаемся в сыщиков. Мы учимся исследовать и подмечать детали, выстраивать в один ряд факты, делать предположения и верно аргументировать свои мысли. Что значимо, а что – нет? Почему герой поступил именно так и где прописана его мотивация? Как можно истолковать финал произведения? Что скрывается за этой метафорой? Каждое произведение – своего рода ребус, задача, которую нужно решить. А ещё это спор. Ведь наше мнение может не совпадать с мнением персонажа, писателя или критика. И нужно уметь правильно задавать вопросы, правильно отыскивать подтверждение в тексте – чтобы обосновать свою позицию.
Грамотность, гладкая речь, широта знаний, умение анализировать, аргументировать и подмечать детали… Всё это может быть востребованным как раз в век информационных технологий. Но неужели литература даёт только это?
Нет. Потому что она учит не только мыслить, но и чувствовать. Способность сопереживать и ставить себя на место другого – необходима в развитом обществе. И чтение текстов – это отличный тренажёр, чтобы в этом попрактиковаться. Можем ли мы принять все выборы героев? Почему некоторые поступки персонажей сейчас кажутся нам глупыми? Несправедливость окружающего мира, способность к прощению, даже возможность взглянуть на себя со стороны – всё это мы можем пройти вместе с литературными персонажами. И стать немного мудрее и добрее.
А ещё литература учит нас чувствовать красоту. И если кому-то не нравятся развёрнутые описания природы – он может погрузиться в музыкальные переливы поэзии. Или в завораживающие метафоры и эпитеты. Или в неповторимую ритмичность прозы некоторых авторов. Или просто наслаждаться юмором и иронией – ведь и в них есть своя прелесть! Иногда уроки литературы даже дают нам возможность заглянуть за кулисы и попытаться понять – как у автора получилось так очаровать читателей? Тогда мы говорим о средствах художественной выразительности…
Литература – универсальный вид искусства. Она пополняет багаж наших знаний, учит мыслить и чувствовать, позволяет усовершенствовать навыки письменной и устной речи и прикоснуться к прекрасному. Что-что? Хорошие фильмы или театр тоже так могут?
Нет. Потому что у литературы есть ещё одно, последнее качество.
Художественный текст заставляет работать наше воображение. Мы вынуждены сами создавать образы того, о чём читаем. В фильмах, театре, играх, комиксах – есть режиссёры, декораторы, художники… А при чтении режиссёром, художником и декоратором становимся мы.
Только книга позволяет нам стать соавтором произведения, оживить встречи персонажей и диалоги в своём сознании. Ни один из видов искусства не развивает нашего воображения так же, как литература.
Наверное, именно поэтому литература – а особенно классика – служит бесконечным источником культурных отсылок. Произведения постоянно экранизируются, обыгрываются, цитируются и упоминаются. И не знать литературы – значит совершенно выпасть из культурного процесса.
Что может подарить нам книга? Всё что угодно – от новых знаний и захватывающих ощущений до умения решать загадки и общаться с людьми. Речь. Чувство прекрасного. Развитое воображение… наконец, проживание десятков и сотен жизней в разных временах, городах… даже мирах.
Именно поэтому изучение литературы не заменит ничто.
Поэт Всеволод Рождественский как-то написал:
Стареют книги… Нет, не переплёт,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живёт
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полёт,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймёт,
Что озаряло наших предков лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,–
Былых веков надежды и обиды
Не только стёртый начисто пунктир:
Века в своей развёрнутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.
для чего нужна литература?
Одна из главных проблем нашего времени — это подростки, которые не хотят развиваться и не понимают, зачем вообще это нужно? Не буду разбираться, для чего нужны все аспекты «духовного развития», а коснусь лишь литературы, попробую разобраться, для чего она нужна и что актуального в ней для нашего времени.
Польза литературы. Зачем нам читать? Как же это часто слышит «читающий» человек в разговоре с «не читающим». Довольно банальный вопрос, но на удивление «читающий» не всегда может дать разъяснительный ответ. Посмотрим, смогу ли я? Первое — для интереса. В этом пункте многие могут сказать, что фильмы лучше и почти все с этим согласятся. Но я никогда не понимал таких людей. Как 2 часовой фильм может быть лучше, когда книга позволяет растянуть нам удовольствие хоть на месяцы? Книги интереснее по одной простой причине: Они дают нам самим нарисовать картину происходящего, в то время как фильм загоняет нас в рамки нарисованные режиссером. Второе — для знаний. Книги дают неимоверное количество знаний. Начиная от быта и жизни былых времен, заканчивая способностью определять время по звездам. Третье — снятие стресса. Книга одна из лучших антидепрессантов. Она настолько чудесна, что в пасмурный октябрьский день способна отправить нас во Францию XIX века или в вымышленный мир «Средиземья» и оттеснить от нас проблемы реального мира. Четвертое и самое главное — развитие мышления. Литература — тренажерный зал для мозгов. Но, наверное, вы подумали, что прочитав книгу наш мозг «подкачался»? Нет. Развитие мышление заключается в его использовании. Писатели специально ставят в своих произведениях важные вопросы и специально не дают на них прямых ответов, дабы заставить читателей мыслить.
Актуальность литературы. Литература — как отец, она всегда даст нужный совет в той или иной ситуации. И эти советы лучше всего даются в классических произведениях. Классики показали низость каждого порока и возвышенность каждого добродетеля. Проведя четкую границу между хорошим и плохим. Второй аспект, который можно выделить в плане актуальности литературы — это антиутопии. Самый парадоксальный жанр, но в, то, же время самый пророческий. Их начали писать в XX веке, но они остро отображают проблемы XXI века. Есть момент, когда классика и антиутопии выстраивают цепочку возможного. Классики показывают, какими качествами должен обладать человек, а антиутописты, что может с ним произойти, если он не будет придерживаться этих качеств и забудет про мораль.
Подводя итог выше сказанному смело можно утверждать, что к нашему времени мир без литературы давно уже потерял бы эстетику, нравственность и все моральные ценности.
Для чего изучают литературу в школе
Это случилось без малого 40 лет назад. На четвертом курсе я написал реферат о психологии-науке и психологии-искусстве и попросил прорецензировать его крупнейшего советского психолога Петра Яковлевича Гальперина. Петр Яковлевич был не только крупным ученым. Пожалуй, главный его талант был в том, что он был учителем от Бога – талант, который встречается крайне редко.
Петр Яковлевич, несмотря на огромную загруженность и в это время уже, мягко говоря, небогатырское здоровье, незнакомому студенту не отказал и через пару недель пригласил меня домой (времена были такие, что это не вызывало удивления). Поля возвращенного мне реферата все были покрыты критическими замечаниями.
Одно из них попало в цель настолько точно, что я запомнил его на всю свою последующую творческую жизнь. Умение задавать такие вопросы и есть то, что отличает настоящего учителя.Замечание звучало так: «Попробуйте ответить сначала, для чего изучают литературу в школе? Это вопрос не простой…». Лет тридцать прошло прежде, чем я смог сказать себе, что я знаю ответ на этот вопрос. Спасибо Вам, Петр Яковлевич!
Итак, для чего? Вопрос звучит очень просто, но ответ на него отнюдь не прост. Конечно, далеко не в первую очередь, чтобы познакомить детей с элементами литературоведения. Это задача последняя по значимости. А для чего же?
У уроков литературы в образовательном процессе три главные функции:
1) «втягивание», «погружение» школьника в художественную культуру, в культурный процесс;
3) «выращивание души» через ее эстетическое развитие.
О каждой из них нужно говорить отдельно.
Культурный процесс. Он образован совокупностью всех произведений искусства, создаваемых в обществе. Через эти произведения общество осознает, понимает себя. Через эти произведения общество говорит о себе, рассказывает о себе и своим собственным членам, и другим обществам. Иначе говоря, культурный процесс – это зеркало жизни общества, и прежде всего, его внутренней, духовной жизни – мыслей, чувств, переживаний. Недаром, один из первых теоретиков искусства называл искусство «общественной техникой чувств».
Включение подрастающего человека в культурный процесс крайне важно, так как именно в нем формируется осознание себя как частицы общества, осознание себя членом общества и, в частности, осознание себя гражданином – гражданское чувство. Но гражданское чувство – только частность. Приобщаясь к культурному процессу, человек «пропитывается», «заражается» всей системой идей, которыми живет общество: и тех, которые общество осознает более четко в виде теорий, и тех, которые осознаются более смутно в форме художественных образов и общих для всех членов общества чувств. Втягивая человека в культурный процесс, школьная литература делает его сознательным членом общества, членом общества, осознающим свою принадлежность к обществу.
«Тренинг жизни». Подросткам при их огромном желании жить и чувствовать совершенно естественно не хватает жизненного опыта – жизнь ведь только начинается. Отождествляясь с литературными героями, школьник проживает непрожитые им в реальной жизни ситуации, наращивая жизненный опыт. Конечно, не столько сам опыт, сколько его прообраз. Но и этот прообраз очень важен: он формирует то, что психологи (к слову, термин был введен как раз в работах Гальперина) назвали «ориентировочной основой деятельности», хотя в данном случае точнее было бы говорить не о какой-то одной деятельности, а всей жизне-деятельности, всей жизни человека. Естественно, «книжное знание» не может заменить знания жизни, но оно помогает растущему человеку ориентироваться в жизни и организовывать накапливающийся опыт.
И наконец, эстетическое развитие, развитие эстетического чувства. Это одна из важнейших стадий духовного развития человека, развития его сознания. Способность к эстетическим переживаниям появляется, когда сознание становится достаточно широким, чтобы одновременно удерживать несколько линий (отношений между «частями» картины), чье развитие и взаимодействие как раз и ответс венно за эстетическое переживание. Чем шире сознание человека, тем ярче и глубже его эстетические переживания, тем сильнее он чувствует красоту мира. Отсюда понятна центральная роль эстетического развития во всем воспитательном процессе: формируя способность чувствовать красоту, мы растим саму душу. В школе эстетическое чувство развивается (во всяком случае, должно развиваться) на уроках литературы.
Отсюда понятно, и сколько времени должна изучаться литература в школе, и какой должна быть учебная программа.
Литература (вместе с математикой, формирующей культуру мышления) является важнейшим предметом, обязательным к изучению для всех школьников, неважно, кем они собираются стать в будущем – физиками, лириками, футболистами или животноводами… Ивремени на уроки литературы жалеть нельзя: нужно дать школьникам возможность растить себя и учиться жить не 2 и не 3, а, как минимум, 5 часов в неделю – не меньше часа в день.
Что касается самой учебной программы, то и здесь нет никакого «бинома Ньютона».
Во-первых, она должна быть определена жестко и исключать (во всяком случае, очень сильно ограничивать) вкусовой произвол преподавателей. Иначе мы неизбежно будем воспроизведить ситуацию из «Республики ШКИД», когда учитель литературы поет на уроках «Не женитесь на курсистках…». Творческая свобода учителя должна проявляться не в этом…
Во-вторых, входить в программу должны произведения, определяющие существо культурного процесса, то есть классика из классики. Таких произведений сравнительно немного, и они все хорошо известны: «Евгений Онегин», «Горе от ума», «Мертвые души», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Три сестры», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Архипелаг Гулаг». Расширять этот список, естественно, возможно, но делать это нужно очень осторожно, и заниматься этим должны не случайные люди и даже не РАО, а те, кто составляют нашу художественную и интеллектуальную элиту.
И в заключение еще об одном… Конечно, серьезное преподавание литературы должно было бы включать и знакомство с мировой литературой: Ведами, Библией, «Дао дэ дзин», Гомером, Руми, Шекспиром, Гете… Но… боюсь, сегодня этого нам просто не осилить…
Зачем школьникам читать классическую литературу
В классической литературе встречается много слов, которые современный ребёнок не понимает. Например, что такое кибитка или бричка? Но это не повод не читать произведения из школьной программы. Наш блогер Мария Терленева объясняет, зачем детям (даже в пять лет) читать классику и разбираться в устаревших словах.
Существует мнение, что в школе изучать классическую литературу необязательно. Мол, помилуйте, как ребёнку разобраться во всех этих бричках, кибитках и метаниях лишнего человека. Не до того. Детский разум не созрел для таких исканий.
Немного личного опыта
Мне кажется, это от лукавого. В своё время, когда бабушка предлагала мне учить сильно ею почитаемого Пушкина, я особо не брыкалась, но и не понимала: зачем? Наверное, в том была ошибка — не объяснить ребёнку, для чего он что-то делает. Я ведь тоже не понимала, что это за облучок, на котором сидит ямщик, и смутно осознавала, что салазки — это санки. Пять лет — странный возраст, когда всё интересно, но не всё понятно.
Так вот. Несмотря на все эти сложные кибитки, салазки, ноне и прочие странные слова, я стихи Пушкина учила и даже в определённой степени восхищалась музыкальностью. Его сказки знала чуть не наизусть, хотя там старинных слов тоже порядком.
Потом пришла пора читать Лермонтова, Тургенева, Достоевского, а ещё учить историю. И — о ужас! — там было множество всяческих непонятных слов, некоторые из которых для меня и по сей день — тёмный лес. Но было интересно, захватывающе, полезно.
Почему классика не утратила актуальности?
На мой взгляд, учить литературу, причём параллельно с историей, очень важно. Так маленький человек обретает связь со своими корнями и чувствует собственную идентичность. Понимает — актуально для подростков — как бы он ни был одинок, он не один, такие люди уже были и уже сталкивались с подобными проблемами, а значит — проблемы решаемы.
Интерес к русской литературе должен быть ещё и потому, что герои там — отражение общества. А общество наше не слишком меняется, если брать в расчёт, что история двигается по спирали. Человек проходит те же этапы, что и раньше — детство, отрочество, юность, взросление, старость. И про всё это уже сказано. Уже написано.
Углубиться в трансцендентальный, психологический анализ поэтики Достоевского или изучить влияние алкоголя на знаменитых русских литераторов можно много позже, но ведь не только для подобных исследований писались великие книги. Подозреваю, что немногие авторы лелеяли надежду, что их произведения будут изучать в школе.
Что такое литература?
Литература как бы поясняет жизнь. Это своего рода инструкция по применению, которую писали люди, много думающие, анализирующие и тонко чувствующие. Литераторы — как лакмусовая бумажка своей эпохи. В 1910-20-х в России наступило смутное время, и мы не видим ни одного полностью психически здорового литератора. Они отражают действительность, окружающий распад, показывают своим творчеством то, что происходило, краше, чем любой учебник истории.
Литература, как и любое искусство, порой потрясает, порой вызывает недоумение. Но у человека она должна также вызывать желание разобраться, что происходило, почему так, как быть дальше.
Даже если мы отойдём назад и погрузимся в золотой век русской литературы (XIX), это много нам даст для понимания и современного общества в том числе. Те же самые идеи, выставленные в новом свете, господствуют и сейчас. Изменилась окружающая обстановка, но человек со своими нравственными метаниями, внутренними терзаниями и попытками познать себя, остаётся тем же самым. Тут литература, как хороший психолог, помогает найти корни, увидеть закономерности и понять, что есть «луч света в тёмном царстве», выбрать ориентиры и действовать согласно нормам морали и этики, понимая, что за попытку пойти не по тому пути придётся в итоге расплачиваться.
В чём же практическая польза классической литературы?
Классика даёт нам то, что не дадут ни комиксы, ни современные книжки:
Вот почему стоит читать литературу, изучать литературу, пробираться сквозь неясные места и даже сверяться со словарями. В конце концов, что такое непонятные слова перед попыткой понять себя? Лишь мелкие мошки, которые порой назойливо гудят и лезут в лицо, но не способны прервать путешествие.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Важность литературы в школьной программе
Некоторые школьники не понимают, для чего нужно читать книжки. Вместо этого современная молодежь предпочитает общаться в социальных сетях и играть в компьютерные игры. При этом подростки совершенно не осознают важности литературы в школьной программе и всячески игнорируют эту учебную дисциплину.
Чтобы ответить на вопрос, для чего нужно изучать литературу школьникам, совсем не обязательно вести теоретические дискуссии и вдаваться в дебри литературоведения. И самое главное, нет смысла придумывать, чему и для чего может служить литература в школе. Необходимо понять, для чего она нужна в реальной жизни.
Благодаря книгам, мы лучше понимаем людей, жизнь, окружающую нас, узнаем о лучших человеческих идеалах. Читая то или иное произведение, мы сопереживаем героям, и это значит, что книги развивают наши чувства, делают нас эмоционально более чуткими и тонкими.
Начитанность имеет большое значение. И не случайно даже при поверхностном знакомстве с человеком несложно догадаться, любить ли он читать и какие книги его интересуют.
Знакомиться с художественной литературой совершенно необходимо, ведь именно там собран весь опыт, приобретенный человечеством. Иными словами, читая книги, человек учится жить. Польза произведений Толстого, Достоевского неоценима, ведь взгляды этих писателей научили людей мыслить по-иному.
Прочитав роман, подросток поймет горе отвергнутой любви, обаяние внутренней, а не внешней, красоты, грусть человека о прошедшей юности… Некоторые люди, не понимающие важности литературы в школьной программе, утверждают, что она воспитывает лишь тем, что учит подражать положительным персонажам и ненавидеть отрицательных. Но такое мнение слишком примитивно и односторонне.
Художественная литература помогает развивать чувства и воспитывает правильное отношение к жизни, однако подросток не может все в книге понять самостоятельно. Для этого и нужен учитель. Изучая любую книгу, вы должны четко понимать, чем и в чем именно она может приблизить школьника к идеалу, чем и в чем сделает его лучше. Это и будет для вас той направляющей внутренней силой, которая будет диктовать вам определенную систему работы.