Детство повелителя сартр о чем
Психоаналитический взгляд на рассказ Жан-Поля Сартра «Детство хозяина»
В замечательном рассказе Жан-Поля Сартра «Детство хозяина» с философской и с психоаналитической сторон представлена история становления и формирования Люсьена Флерье, наполненная ёмкими описаниями его восприятия мира и окружающих на всех этапах превращения маленького мальчика в молодого мужчину, превращения наследника предприятия отца в хозяина этого предприятия и, наконец, превращение в хозяина собственной жизни, в «имеющего право». Не случайно в заголовке уже фигурирует слово «хозяин», словно уже заранее известно, кем вырастет Люсьен. Рассказ выступает предысторией становления субъекта. Он ищет себя, а жизнь «подкидывает» ему новых людей, место рядом с которыми Люсьен пробует занять, и новые ситуации, частью которых он пытается стать.
Эта небольшая работа Сартра без прикрас повествует о том, что испытывал каждый из нас на пути взросления, с чем сталкивался и что преодолевал. То, что обычно вытесняется нами, здесь, в рассказе происходит и описывается как само собой разумеющееся, вызывая у читателя толику смущения, а может быть и возмущения, и даже отвращения. Нельзя не обратить внимание на психоаналитический дискурс, которым проникнут весь рассказ. Переживание Эдипова комплекса, который ставит перед мальчиком вопросы, связанные с полом, сексуальностью и идентичностью, вытекающие в видение матери объектом желания. Затем закономерное увлечение психоанализом Фрейда для самопознания, а также знакомство с эпатажным сюрреалистом и проводником в мир психоанализа Бержером, связь с которым приобретает гомосексуальный характер, что переворачивает мир Люсьена и навсегда отбивает его интерес к психоанализу. Этот рассказ о комплексах, о тревоге, о желании и о выборе, словом обо всём, что имеет отношение к человеку и его истории.
Внимание читателя привлечено с первых строк: маленький мальчик Люсьен, одетый как девочка, вызывает явное умиление у собравшихся гостей в доме. И вот перед нами первый важнейший вопрос в жизни ребёнка: «Кто я такой?» Вопрос различия полов и гендерной идентичности. «Он уже сомневается в том, что он не девочка: многие взрослые называли его «мадемуазель»…Как бы люди не решили вдруг, что он больше не мальчик… ».Надо сказать, вопросы полового различия занимают ребёнка в 2-3 года, но что касается одежды, то на протяжении нескольких веков представление о теле ребенка и его одежде менялось. До самого XVIII века мальчики и девочки одевались одинаково, не было ничего удивительного в том, чтобы нарядить мальчика в платьице. Раньше это было обычной культурной практикой, но теперь речь идет о XX веке и, казалось бы, неустойчивость в представлении о собственной половой принадлежности может послужить развитию тревоги и невроза, но Люсьена это не беспокоит. Тревожится он о другом: сделает ли его девочкой тот факт, что его переодевают в платье и обращаются к нему как к мадемуазели, хотя это отношение к Люсьену в обществе и расщепляет его. В течение всего рассказа, за исключением нескольких случаев, Люсьен никогда не боролся с властью Отца, и это даёт нам право утверждать, что уже в начале работы становится понятно, чем закончится рассказ, по крайней мере, в символическом пространстве, и Другой признает Люсьена в качестве хозяина.
Вопрос желания это психоаналитический вопрос, который раскрывается в этом рассказе. Мы видим молодого человека с неразрешенным Эдипальным конфликтом, который пытается понять своё желание, признать Отца и избавиться от тревоги через кастрацию. Ведь что значит признать Отца? Признать Отца значит проиграть ему, кастрировать себя. На протяжении всего рассказа Люсьен сопротивляется отцу, ищет свой собственный путь, действует согласно своим собственным представлениям и идеалам, но не находит в этом признания, хотя и получает одобрение от собственного отца делать всё, что захочется. Люсьен запрещает себе вступать в сексуальные отношения со служанкой в их доме, ведь это будет значить, что он не хозяин; отношения с девушкой Мод Люсьен также прекращает, запрещает себе, «Мод – ведь она для всех, сегодня моя, завтра кого-то другого, во всем этом нет никакого смысла ». «Простушка без возраста» Мод недостойная партия для сына хозяина.
С осознанием своего желания приходит и долгожданное признание. Очарованный братством «королевских молодчиков», Люсьен испытывает желание стать его частью, объединиться с ним. Среди них он снискал уважение и доброжелательный приём, и, вместе с тем, почувствовал себя ответственным за будущее Франции. Перед нами теперь не занятый самосозерцанием и попытками заглянуть в себя Люсьен, но тот, о ком говорят, тот, кто отражается в глазах других, в глазах будущих рабочих и подмастерье на предприятии отца, в наследство которого Люсьен непременно вступит однажды. Вопрос о смысле его существования мгновенно разрешается: «Я существую, потому что имею право существовать ».
В тот момент, когда Люсьен осознаёт своё желание, только тогда он понимает, что отец был прав. На протяжении всего рассказа главный герой движется к своему желанию, а вместе с тем и к кастрации. Он должен стать хозяином, и эта мысль преследует его всегда, однако Люсьен не может определиться, он борется с Отцом, но лишь в конце понимает, что Отца не превзойти, он всегда прав. И только тогда Люсьен понимает, кто говорит за него – за него говорит его отец, а то место, которое занимает символический Отец, заполняется его реальным отцом, и всё становится на свои места. Осознав свою значимость и испытав к себе уважение, Люсьен выходит из детства, он повзрослел и готов стать хозяином.
Детство повелителя сартр о чем
«Я очарователен в моем костюмчике ангела». Госпожа Портье сказала маме: «Ваш малыш просто милочка. Он очарователен в своем костюмчике ангела». Господин Буфардье поставил Люсьена меж своих колен и погладил его ручки. «Вылитая девочка, —улыбаясь, сказал он. – Как тебя зовут? Жаклин, Люсьена, Марго?» Люсьен покраснел и ответил: «Меня зовут Люсьен». Он уже сомневался в том, что он не девочка: многие взрослые целовали его, называя «мадемуазель», и все находили, что он просто прелесть, со своими крылышками из газа, в длинном голубом платьице, с голыми ручонками и золотистыми кудряшками; он боялся, как бы люди не решили вдруг, что он больше не мальчик; и напрасно бы он возражал, никто его не стал бы слушать, ему разрешили бы снимать платьице только перед сном, а проснувшись утром, он находил бы его возле своей кроватки, и днем, если бы захотел пипи, ему пришлось бы задирать его, как Ненетте, и присаживаться на корточки. Все называли бы его «милой крошкой»; «может быть, это уже случилось и я действительно девочка»; он чувствовал себя в душе таким изнеженным, что ему самому было чуть-чуть противно, он говорил каким-то тоненьким голоском и протягивал всем цветы мягкими плавными жестами; ему очень хотелось поцеловать себе изгиб локтя. Он думал: все это понарошку. Ему нравилось, когда все было понарошку, поэтому в последний день Карнавала он сильно расшалился: его нарядили в костюм Пьеро, он бегал, прыгал и кричал вместе с Рири, и они прятались под столами. Мама легонько шлепнула его лорнетом. «Я горжусь моим мальчиком». Она была величественная и красивая, самая полная и высокая из всех дам. Когда он пробегал мимо длинного буфета, накрытого белой скатертью, папа, который пил здесь шампанское, поднял его в воздух и сказал: «Мужчина!» Люсьену захотелось заплакать и ответить: «Нет!»; он попросил оранжада, потому что тот был холодный, а ему не разрешали его пить. Ему налили на донышко в маленькую рюмочку. Оранжад отдавал горечью и был совсем не холодный; Люсьен вспомнил о лимонадах с касторкой, которыми его поили, когда он сильно болел. Он разрыдался и утешился лишь в автомобиле, сидя между папой и мамой. Мама прижимала Люсьена к себе, она была теплая и душистая, такая мягкая. Изредка салон авто становился белым, как мел, Люсьен щурил глаза, фиалки у мамы на корсаже выступали из тени, и Люсьен сразу же вдыхал их аромат. Он похныкал еще немного, но почувствовал, что ему стало потно и щекотно, что он почти такой же липкий, как оранжад; ему захотелось поплескаться в своей маленькой ванночке и чтобы мама потерла его резиновой губкой. Ему позволили лечь в спальне папы и мамы, как бывало, когда он был грудным; он смеялся, скрипя пружинами кроватки, а папа сказал: «Ребенок перевозбужден». Он выпил немного апельсиновой воды и увидел папу в жилете.
В последующие дни мама ничего не заметила. Люсьен как обычно, по-прежнему носил свои юбочки, но болтал с ней как настоящий маленький мужчина. Он попросил ее рассказать «Красную Шапочку», и мама посадила его к себе на колени. Она рассказывала ему про Волка и Бабушку Красной Шапочки, подняв вверх палец, улыбающаяся и серьезная. Люсьен смотрел на нее, спрашивал: «А дальше?» – и изредка трогал завитки волос на ее шее; но он ее не слушал, он задавал себе вопрос, действительно ли она его настоящая мама. Когда она кончила свою сказку, он сказал ей: «Мама, расскажи мне, как ты была маленькой девочкой». И мама рассказала, но, наверное, она обманывала. Может быть, раньше она была мальчиком, и ее наряжали в платьица – как в прошлый раз Люсьена, – и она продолжала носить их, чтобы притворяться девочкой. Он ласково потрогал ее красивые руки, которые под шелком были мягкими, как масло. А что будет, если снять с мамы платье, она наденет папины брюки? Неужели у нее сразу вырастут черные усы? Он изо всех сил сжал мамины руки; ему почудилось, что она прямо у него на глазах превратится в страшного зверя или станет бородатой женщиной, похожей на ту, что он видел на ярмарке. Она засмеялась, широко раскрыв рот; Люсьен увидел ее розовый язык и горло; это было противно, и ему захотелось туда плюнуть. «Ха-ха-ха! – смеялась мама. – Как сильно ты меня обнимаешь, мой мужчинка! Обними меня покрепче. Так же крепко, как ты меня любишь». Люсьен схватил ее красивую в серебряных кольцах руку и покрыл ее поцелуями. Но наутро, когда она сидела рядом с ним, держа его за руки, а он в это время сидел на горшке и она повторяла: «Тужься, Люсьен, тужься, сокровище мое, прошу тебя», он вдруг перестал тужиться и спросил, слегка задыхаясь: «Это правда, что ты настоящая моя мама?» – «Глупышка», – ответила она и спросила, скоро ли он покакает. С этого дня Люсьен был уверен, что она разыгрывала перед ним комедию, и больше никогда не говорил ей, что женится на ней, когда вырастет. Но он не слишком понимал, что это была за комедия: могло случиться, что в ту ночь с туннелем воры украли из кровати его папу и маму, а положили вместо них этих двоих. Или же это были его настоящие папа и мама, но только днем они играли какую-то роль, а ночью становились совсем другими. Люсьен почти не удивился, когда в рождественскую ночь он вдруг проснулся и увидел, как они прятали игрушки в камин. Утром они говорили о Деде Морозе, а Люсьен сделал вид, будто верит им: он думал, что они играют свои роли и должны были воровать игрушки. В феврале он заболел скарлатиной и очень радовался этому.
Поправившись, он взял в привычку разыгрывать из себя сироту. Он садился на лужайке под каштаном, брал в обе горсти землю и думал: «Я – сирота, меня зовут Луи. Вот уже шесть дней я ничего не ел». Служанка Жермена звала его к завтраку, но и за столом он продолжал свою игру; папа с мамой ничего не замечали. Его подобрали воры, которые хотели сделать из него карманника. Когда он позавтракает, он убежит и выдаст их. Он ел и пил очень мало: он прочел в «Приюте Святого Ангела», что голодающий человек должен начинать с легкой пищи. Это было весело, потому что играли все. Папа и мама играли в папу и маму; мама разыгрывала страдания потому, что ее маленькое сокровище ест так мало, папа притворялся, будто читает газету, но изредка помахивал пальцем перед лицом Люсьена, приговаривая: «Бадабум, мужчина!» И Люсьен тоже играл, хотя сам толком не знал в кого. В сироту? Или в то, что он Люсьен? Он посмотрел на графин. Маленький красный блик прыгал в воде, и можно было поклясться, что в графине находится папина рука, огромная и светящаяся, с маленькими черными волосками на пальцах. Люсьену вдруг представилось, что графин тоже лишь играет в графин. В итоге он почти не притронулся к еде и так проголодался, что в конце дня был вынужден украсть дюжину слив, и чуть было не получил несварение желудка. Он решил, что уже достаточно наигрался в Люсьена.
Детство повелителя сартр о чем
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Малая художественная проза Жан-Поля Сартра, с которой мне довелось познакомиться, состоит из 5 новелл: «Стена», «Комната», «Герострат», «Интим» и «Детство повелителя». Всех их объединяет то, что посвящены они тонкостям человеческой психологии, и каждая из новелл касается какой-либо грани этого неимоверно сложного природного механизма. Различия же заключаются в уровне их интересности: какие-то новеллы я прочёл буквально на одном дыхании, тогда как другие тянулись бесконечным потоком уныния и скуки.
Вкратце о каждой из новелл:
«Стена» – пожалуй, наиболее интересное из вышеупомянутых произведений. Рассказ в нём ведётся о том, как ломается психика людей, осознающих, что их совсем скоро убьют (в данном случае речь идёт о приговорённых к расстрелу). Отрешённость от реального мира, апатия, невосприимчивость к внешним раздражителям – вот что, по мнению Сартра, должен испытывать человек в столь роковой час.
Кроме того, следует также отметить и достаточно остроумно подобранный финал – ярчайший пример того, какими зигзагами может вести нас судьба.
«Комната» – крайне необычная история о любви жены к сошедшему с ума мужу. Впрочем, сюжет построен так, что нельзя однозначно сказать: любовь ли это? Да и сама жена уже явно не выглядит вполне нормальной. Что это – «заразное» сумасшествие? И кто, всё-таки, попрощался с разумом в первую очередь?
Новелла, которая ставит перед читателем множество вопросов, но не даёт чёткого ответа ни на один из них.
Главный герой новеллы «Герострат» страдает тяжкой формой социофобии. Даже больше: он в буквальном смысле слове ненавидит людей, при этом, абсолютно всех без разбора. Однажды от одного из коллег на работе (куда он, тем не менее, вынужден ходить) он слышит историю о Герострате, уничтожившем храм Артемиды. Слава Герострата буквально воспламеняет его: он тоже должен совершить нечто злое и грандиозное; что-то, что увековечит его имя в истории.
Довольно-таки интересное произведение, но далеко не самое захватывающее.
«Интим», как можно понять из названия, рассказывает о взаимоотношениях мужа-импотента и жены, которая порывается от него уйти, но так и не решается на это.
Абсолютно неинтересная новелла, не предполагающая какого-либо погружения в малоисследованные глубины загадочной человеческой психики. Точнее, какое-то погружение, всё-таки, есть, но на уровне того, что содержит в себе бесконечно однообразное любовное чтиво. Да, возможно, к данной новелле я отношусь несколько предвзято, так как меня никогда особенно не интересовало описание любовных отношений между мужчиной и женщиной, но мне действительно было неимоверно скучно её читать, и почерпнул я из неё ровным счётом ничего.
Последняя новелла носит название «Детство повелителя» и представляет собою довольно-таки странный рассказ о жизни мальчика, а затем уже и юноши. Основная проблематика произведения: трудности взросления и поиск самого себя, формирование и осознание личности.
Метания Люсьена (именно так зовут главного героя) действительно непросты; в них он падает из одной крайности в другую: начиная от нахождения в перманентной прострации и вплоть до гомосексуального опыта и участия в экстремистской антисемитской организации.
Несмотря на необычную «обёртку», в которую завёрнуто повествование, «начинка» с лихвой оправдывает любые ожидания: это глубочайший рассказ, в полной мере раскрывающий в себе столь непростой вопрос, с которым каждый и сам сталкивался в прошлом.
* * *
Не будь в данном списке новелл «Интима», я бы без раздумий включил их в число обязательных к прочтению. Впрочем, и вместе с ним они представляют собой хорошую, добротную литературу высокого уровня. Хотя, разве у писателей такого уровня бывает по-другому?
Малая художественная проза Жан-Поля Сартра, с которой мне довелось познакомиться, состоит из 5 новелл: «Стена», «Комната», «Герострат», «Интим» и «Детство повелителя». Всех их объединяет то, что посвящены они тонкостям человеческой психологии, и каждая из новелл касается какой-либо грани этого неимоверно сложного природного механизма. Различия же заключаются в уровне их интересности: какие-то новеллы я прочёл буквально на одном дыхании, тогда как другие тянулись бесконечным потоком уныния и скуки.
Вкратце о каждой из новелл:
«Стена» – пожалуй, наиболее интересное из вышеупомянутых произведений. Рассказ в нём ведётся о том, как ломается психика людей, осознающих, что их совсем скоро убьют (в данном случае речь идёт о приговорённых к расстрелу). Отрешённость от реального мира, апатия, невосприимчивость к внешним раздражителям – вот что, по мнению Сартра, должен испытывать человек в столь роковой час.
Кроме того, следует также отметить и достаточно остроумно подобранный финал – ярчайший пример того, какими зигзагами может вести нас судьба.
«Комната» – крайне необычная история о любви жены к сошедшему с ума мужу. Впрочем, сюжет построен так, что нельзя однозначно сказать: любовь ли это? Да и сама жена уже явно не выглядит вполне нормальной. Что это – «заразное» сумасшествие? И кто, всё-таки, попрощался с разумом в первую очередь?
Новелла, которая ставит перед читателем множество вопросов, но не даёт чёткого ответа ни на один из них.
Главный герой новеллы «Герострат» страдает тяжкой формой социофобии. Даже больше: он в буквальном смысле слове ненавидит людей, при этом, абсолютно всех без разбора. Однажды от одного из коллег на работе (куда он, тем не менее, вынужден ходить) он слышит историю о Герострате, уничтожившем храм Артемиды. Слава Герострата буквально воспламеняет его: он тоже должен совершить нечто злое и грандиозное; что-то, что увековечит его имя в истории.
Довольно-таки интересное произведение, но далеко не самое захватывающее.
«Интим», как можно понять из названия, рассказывает о взаимоотношениях мужа-импотента и жены, которая порывается от него уйти, но так и не решается на это.
Абсолютно неинтересная новелла, не предполагающая какого-либо погружения в малоисследованные глубины загадочной человеческой психики. Точнее, какое-то погружение, всё-таки, есть, но на уровне того, что содержит в себе бесконечно однообразное любовное чтиво. Да, возможно, к данной новелле я отношусь несколько предвзято, так как меня никогда особенно не интересовало описание любовных отношений между мужчиной и женщиной, но мне действительно было неимоверно скучно её читать, и почерпнул я из неё ровным счётом ничего.
Последняя новелла носит название «Детство повелителя» и представляет собою довольно-таки странный рассказ о жизни мальчика, а затем уже и юноши. Основная проблематика произведения: трудности взросления и поиск самого себя, формирование и осознание личности.
Метания Люсьена (именно так зовут главного героя) действительно непросты; в них он падает из одной крайности в другую: начиная от нахождения в перманентной прострации и вплоть до гомосексуального опыта и участия в экстремистской антисемитской организации.
Несмотря на необычную «обёртку», в которую завёрнуто повествование, «начинка» с лихвой оправдывает любые ожидания: это глубочайший рассказ, в полной мере раскрывающий в себе столь непростой вопрос, с которым каждый и сам сталкивался в прошлом.
Не будь в данном списке новелл «Интима», я бы без раздумий включил их в число обязательных к прочтению. Впрочем, и вместе с ним они представляют собой хорошую, добротную литературу высокого уровня. Хотя, разве у писателей такого уровня бывает по-другому?
Рецензии на книгу « Стена и другие новеллы » Жан-Поль Сартр
Когда-то я хотела прочесть роман Ж.П. Сартра «Тошнота», но опасалась творчества этого писателя. Он принадлежит к числу философов-экзистенциалистов, чьи идеи мне не совсем нравятся.
Маленькая справка: В центре внимания экзистенциализма находится переживание человеком его существования. Переживания эти различны, индивидуальны, что, в частности, предопределяет «разнобой» представителей экзистенциализма. Таковы страх, тревога, забота, вина, надежда и др. Однако экзистенциалистам они интересны не сами по себе, не как грани человеческой жизни, описание которых может дополнить портрет того или иного лица, но в той мере, в какой в этих переживаниях дает о себе знать нечто иное, чем является собственно человек. В переживании существования обнаруживается бытие.
Так вот, «Тошноту» я так и не прочла, но зато познакомилась с новеллами Сартра. Читать было тяжело, в какой-то момент я даже отложила книгу в сторону, потому что слишком угнетающее впечатление она на меня производила. Но тем не менее, я дочитала.
«Стена». Повествование идет от лица человека, приговоренного к казни. До исполнения приговора осталась одна ночь. Новелла о том, что чувствует человек в ожидании смерти, о чем думает.
«Комната». В одной комнате живут двое: психически нездоровый человек и любящая его жена. Два соврешенно разных мира, которые никогда не пересекутся, несмотря ни на какие старания.
«Интим». Менее всего понравившееся мне произведение. В центре истории молодая женщина Лулу, живущая с мужем-импотентом. Однажды она решает его бросить и уехать с любовником. Однако, на утро после ухода понимает, что нужна своему мужу.