Детвора о чем произведение
Антон Чехов — Детвора:
Краткое содержание
Ожидая возвращения родителей с крестин, дети допоздна играют в лото на деньги. «Ставка – копейка». Условие одно: не хитрить! Иначе – вон! Заправляет всем 9-летний пухлый ученик приготовительного класса Гриша. Выигрыш ему нужен ради денег. Его 8-летняя сестра Аня играет из самолюбия, чтобы всех победить, 6-летняя кудрявая Соня просто веселится, а карапуз Алеша только и ждет интересной ссоры или драки. Здесь и кухаркин сын Андрей. Его завораживают цифры. У каждой есть прозвище: 77 – Семен Семеныч, 90 – дедушка и т.д.
Дети щадят таракана: ведь у него дети! Пытаются шевелить ушами, ужасаются звону с кладбища, грызут орехи. Выигрывает Соня (Гриша ее ненавидит за это), потом Гриша, Андрей (Соня дает ему в долг копеечку). Алеша обвиняет Андрея в мошенничестве. Они дерутся, Соня рыдает. Через 5 минут вкусная игра продолжается. Пятиклассник Вася ворчит, что дети играют на деньги, а прислуга занята своими делами, но и сам приходит с рублем. Его не берут в игру. Наконец, Соня великодушно дает ему копеечку для ставки. А после поисков упавшей монетки все видят, что Соня спит. Копейки забыты. Дети укладывают девочку в мамину кровать, и сами заваливаются спать туда же, включая кухаркина сына.
Читательский дневник по рассказу «Детвора» Чехова
Сюжет
Родители на крестинах, 9-летний Гриша, ученик приготовительного класса, 8-летняя Аня, 6-летняя Соня, карапуз Алеша и сын кухарки Андрей без присмотра до ночи играют в лото на копейки. Гриша хочет разбогатеть, Аня – всех победить, младшие просто веселятся. Они обвиняют друг друга в мошенничестве, дерутся, завидуют, смеются. Даже 5-классник Вася присоединяется к игре. Пока все ищут под столом монетку, Соня засыпает. Дети, забыв игру, все вместе укладываются спать в мамину кровать.
Отзыв
Рассказ о «детстве золотом». Дети играют во взрослых. Их роли по жизни уже расписаны. Берут пример с родителей, знакомых. В игре у каждого ребенка виден характер. Гриша – азартный, жадный, Аня хочет быть в центре внимания, Соня добра и смешлива, Алеша – шалун, Вася важничает, будто уже вырос. Играют на деньги, как взрослые. Даже спят вповалку, как после вечеринки. Девочки общаются как «дамы».
И все-таки это еще дети, а в детстве все равны (и кухаркин сын). Детская черта – страх перед темнотой, страшные истории про разбойников, быстрое прощенье обид. У детей свое братство: сюда входят даже «дети» таракана. А Вася с рублем уже выпал из него. Пословицы к рассказу: изба детьми весела, играй, да не заигрывайся, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Рассказ учит не стареть душой, смотреть на мир глазами ребенка, быть жизнерадостным, подавать хороший пример, уметь мириться, быть щедрым, помогать друг другу.
Детвора
Микропересказ : Поздно вечером, дожидаясь родителей, дети играли в лото. Играли азартно, на деньги, ссорились, завидовали друг другу, но вскоре устали и уснули, а выигранные копейки потеряли свою силу до новой игры.
В оригинале повествование ведётся в настоящем времени.
Родители и тётя уехали на крестины. Из взрослых в доме была только няня с кухаркой — на кухне, и старший брат Вася скучал, лёжа на диване в гостиной.
Вася — старший из детей, гимназист пятого класса, считает себя взрослым и важничает.
В столовой остались только дети. Давно пришло время ложиться спать, но они хотели узнать подробности о крестинах и дожидались взрослых, играя в лото на деньги. Ставка в игре — копейка, а тех, кто пытался смошенничать, выгоняли вон. Цифры в карточках закрывали стёклышками. Играли с азартом.
Азартней всех был девятилетний Гриша — он играл только ради денег.
Гриша — Брат Васи, второй по старшинству, девять лет, наголо острижен, карие глаза, пухлые щёки и толстые губы, учится в подготовительном классе, считает себя самым умным, азартен.
На правах большого и самого умного, Гриша забрал себе решающий голос. Что он хочет, то и делают.
Гриша завидовал партнёрам и боялся проиграть. Выиграв партию, он жадно прятал деньги в карман.
Восьмилетняя Аня играла ради победы. Деньги её не интересовали.
Аня — Гришина сестра, восемь лет, острый подбородок, умные глаза, самолюбива, любит побеждать.
Шестилетняя Соня играла ради процесса. Она радовалась за каждого, кто выиграл, громко хлопая в ладоши.
Соня — сестра Гриши и Ани, шесть лет, кудрявая головка, здоровый цвет лица, щедрая, радуется чужой удаче.
Алёша радовался уже тому, что его не гонят и не укладывают спать.
Алёша — самый младший брат, пухлый карапуз, с виду флегматичный, «но в душе порядочная бестия», любит ссоры и ругань.
За стол он сел не ради лото, а ради недоразумений, которые возникали во время игры.
Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стёклышек и копеек.
Цифр Алёша ещё толком не знал, и карточки за него закрывала Аня.
Пятым игроком был Андрей.
Андрей — сын кухарки, смуглый, болезненный и мечтательный, любит арифметику и цифры.
К выигрышам он относился безразлично, его интересовала арифметика игры. Андрей размышлял о том, «сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются».
Бочонки вытаскивали по очереди все, кроме Сони и Алёши. Чтобы оживить однообразную игру, дети давали цифрам разные смешные прозвища. Аня заметила, что Андрей прозевал число. Раньше она подсказала бы ему, но теперь её самолюбие торжествовало.
Во время игры дети беседовали: обсуждали некоего Филиппа Филиппыча, который умел заворачивать веки и делать страшные «как у нечистого духа» глаза, и входил без стука в комнату девочек; рассуждали, зачем ночью на кладбище звонят в колокол.
Наконец, Гриша выиграл и захотел продолжить игру, но у Андрея больше не было копеек. Добрая Соня сделала ставку за него, и игра продолжилась. Выиграл Андрей, Алёша обвинил его в мошенничестве. Началась драка, младшие дети заревели, но минут через пять всё успокоилось. Алёша был счастлив — недоразумение произошло.
Вошедший в столовую Вася возмутился тем, что дети играют на деньги, но через минуту и сам присоединился к игре. За неимением копеек, он хотел поставить рубль, но дети потребовали мелочи. Вася долго объяснял, что рубль дороже копейки и даже хотел купить у Гриши десять копеек за этот рубль, но дети, не понимающие истинной ценности денег, ему не верили, подозревая с его стороны некое жульничество.
Наконец, Соня поставила копейку за Васю, игра продолжилась. Вдруг Гриша уронил монету на пол. Пока он её искал, Соня заснула.
Соня, положив кудрявую голову на руки, спит сладко, безмятежно и крепко, словно она уснула час тому назад.
Аня увела сестру в спальню родителей, остальные дети потянулись следом. Через пять минут все улеглись на большой родительской кровати и заснули. Рядом валялись копейки, «потерявшие свою силу впредь до новой игры».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Чехов А. «Детвора» Читательский дневник, краткое содержание
Чехов А. «Детвора» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Чехов Антон Павлович
Название: «Детвора»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: удивительный мир детства.
Число страниц: 6
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказ о том, как дети играли в лото на деньги, пока взрослые уехали на крестины. Они пытаются подражать родителям, их поведению, но детская игра несравнима с взрослой, дети искренние и добрые, быстро забывают обиды и проигрыши.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне больше всего запомнился эпизод, когда выиграл Андрей. Алёша закричал, что мальчик смошенничал, началась драка, Соня кричала и плакала, но через пять минут они все уже хохотали и мирно беседовали, как будто ничего и не было. Так быстро они забывали все обиды и ссоры.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Характер и привычки зарождаются в человеке с самого раннего детства. Игры и деньги для детей – это просто способ весело провести время, но с возрастом деньги и азарт могут полостью захватить человека.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что в любой ситуации главное оставаться добрым и отзывчивым, не быть жадным. Деньги и победа не могут быть выше дружбы и взаимопомощи.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравился этот рассказ. Все дети такие разные и интересные. Мне не хотелось бы, чтобы они выросли азартными игроками на деньги, хочется, чтобы они всегда оставались такими простыми и искренними и ценили свою дружбу.
Новые слова и выражения:
Прусак – рыжий таракан.
Катерна – положение в игре лото, при котором из пяти клеток уже четыре заставлены кубиками.
Промен – то же, что и обмен.
Пословицы к произведению:
Не хвались серебром, хвались добром.
Яблоко от яблоньки не далеко падает.
Ненасытному всё мало.
Деньги всякого прельстят.
«Детвора» — читательский дневник по рассказу А. Чехова
Рассказ «Детвора» Антона Чехова написан и впервые опубликован в 1886 году в «Петербургской газете» под подписью «А. Чехонте»
Описание книги для читательского дневника
Автор: Чехов Антон Павлович
Название произведения: «Детвора»
Жанр: рассказ
Год написания: 1886
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2007
Главные герои и их краткая характеристика
Гриша. 9 лет. Жадный и подозрительный.
Аня. 8 лет. Азартная, желающая побеждать.
Соня. 6 лет. Добрая, ласковая, общительная.
Алеша. Карапуз, бутуз, склочник.
Андрей. Сын кухарки. Будущий математик.
Вася. Ученик 4 класса. Ленивый.
Краткое содержание и сюжет
Родители отправились на крестины, и их многочисленные дети остались одни. Старший сын Вася, ученик 4 класса, скучал на диване в гостиной, а младшие сели играть в лото в столовой.
В лото играли:
— Девятилетний стриженый Гриша, которому нужны были сами деньги, а ставка на кон была копейка.
— Восьмилетняя Аня, которая играла ради азарта и желания победить.
— Шестилетняя Соня, которая играла ради самого процесса и пятилетний Алеша, которого привлекала возможность скандала.
— Играл еще и сын кухарки Андрей, но того больше привлекали цифры.
Дети играли как и все дети. Кто-то не замечал нужной цифры, кто-то пытался обмануть. Но вот парию выиграла Соня и Гриша очевидно расстроился. Он попытался уличить сестру в мошенничестве, но та играла честно.
Попутно дети обсудили нехорошего человека Филиппа Филипповича, который умел закатывать глаза, а Андрей показал, как шевелить ушами.
У Андрея кончились копейки и добрая Соня с удовольствием дала ему копейку в долг. Дети услышали далекий звон и кто-то сказал, что это звонят в церкви, чтобы отпугнуть разбойников.
На этот раз выигрывает Андрей и дерется с Алешей, который обвинил его в мошенничестве. Привлеченный общим шумом и весельем в столовую входит Вася. Ему тоже хочется сыграть, но у него нет копейки, а есть серебряный рубль.
Вася просит скаредного Гришу разменять рубль, но тот боится обмана и отказывает Васе. Добрая Соня и на этот раз выручает мальчика, дав ему копейку в долг.
Тут Гриша обнаруживает пропажу копейки. Он лезет под стол и долго ищет копейку. Остальные ему помогают. Когда копеечка находится, выясняется, что Соня успела уснуть.
Соню всей толпой уводят на маменькину постель, и вскоре на этой постели спят вповалку все дети.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Оставшись одни, дети сели играть в лото. У каждого были свои резоны играть. Они слегка плутовали, веселились, рассказывали разные истории. Вася, старший брат, тоже хотел сыграть, но у него был лишь рубль. Соня дала Васе копейку, а Гриша свою уронил под стол. Соня уснула, ее отвели в спальню и все дети улеглись на маминой кровати.
План пересказа
Основная мысль
Маленьким детям важен процесс игры, но чем старше становится человек, тем больше он попадает под власть денег.
Чему учит
Рассказ учит не жадничать, не лениться, а уметь играть и веселиться. Учит быть отзывчивыми и добрыми, уметь делиться тем, что имеешь с теми, кто в этом нуждаются. Учит стремлению к победе. Учит дружбе.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот забавный рассказ. Было очень интересно читать о том, как играют дети в лото. Больше всего мне понравилась Соня, она была самой доброй и бескорыстной. И поэтому выигрывала. Ведь чаще всего в лотереях побеждают те, кому этот выигрыш и не к чему.
А. П. Чехов, «Детвора»: краткое содержание и анализ
Рассказ «Детвора» Чехова принадлежит к серии произведений для детей. Несмотря на то что Антон Павлович – один из самых популярных писателей в мире, входит в тройку наиболее известных драматургов, данный раздел его творчества является наименее изученным.
Чехов о детской литературе
Рассказ Чехова «Детвора», как и многие другие его произведения, посвященные жизни и проблемам подрастающего поколения, написан в восьмидесятые годы XIX века. В то время Антон Павлович делал свои первые шаги на литературном поприще.
Рассматриваемое произведение написано в жанре рождественского рассказа.
Оно было издано под псевдонимом Антоша Чехонте.
Сам автор не любил, когда его миниатюры, в которых в качестве главных героев выступают совсем юные персонажи, называли детскими. Чехов говорил, что не признает так называемой «детской литературы». По его мнению, для юных читателей нужно не создавать особые произведения, а выбирать для них материал из взрослой библиотеки, который может быть интересен и полезен в раннем возрасте.
Поэтому рассказ А. П. Чехова «Детвора» со времени своего создания и до сегодняшних дней вызывает огромный интерес у читателей всех поколений. То же самое можно сказать и про другие творения классика, в которых он описывает часто непонятный для взрослых мир детских чувств и переживаний.
Чехов, «Детвора». Краткое содержание
Действие рассказа разворачивается вечером, в доме, где за столом собирались дети для того, чтобы скоротать время за игрой в лото.
Автор говорит о том, что взрослые уехали на крестины, и дети с нетерпением ждут их возвращения, чтобы поскорее узнать все подробности этого торжественного события. Но, вместе с тем, ребята чрезвычайно увлечены своим настоящим занятием. Они играют на деньги.
Перед читателем, как в картинной галерее, поочередно предстают портреты героев рассказа Антона Павловича Чехова «Детвора».
Разнообразие характеров
Самый старший из них – мальчик Гриша. Он посещает подготовительный класс школы и поэтому пользуется большим уважением у своих товарищей. Среди признаков, отличающих внешность этого персонажа, писатель выделяет большие карие глаза и коротко стриженые волосы. Это самый азартный игрок в компании. Смысл всего, что он делает в настоящий момент, заключается только в возможности заработать этим занятием деньги.
Мимика Гриши и все его движения выдают сильное эмоциональное возбуждение данного персонажа.
Он постоянно крутится из стороны в сторону, а его глаза бегают по картам противников.
Когда ему удается выиграть, он немедленно собирает мелочь и складывает ее себе в карманы.
Его младшая сестра, Аня, не проявляет к финансовому вопросу такого огромного интереса, как ее брат. Но выигрыш для этой героини тоже имеет большое значение. Аня стремится одержать победу ради принципа. У нее острый подбородок и блестящие глаза.
Самолюбие
Эмоции, вызываемые у нее игрой, в буквальном смысле отражаются на лице девочки. Она периодически то краснеет, а то бледнеет.
Ее подружка, Сонечка, не стремится к выигрышу. Ей важен сам процесс игры. Она в одинаковой мере радуется за всех победителей, бурно проявляет свои эмоции, хлопая в ладоши и смеясь.
«Флегма»
Второй мальчик, Алеша, совсем еще маленький. Он знаком только с круглыми числами и цифрой «один». Поэтому его товарищи делают за него ставки. Да и сама игра мало привлекает этого пухленького карапуза. Зато он живо интересуется всем, что происходит во время нее. Особенно охотно Алеша наблюдает за разнообразными спорами и драками, если те случаются между детьми в процессе общения. Однако внешне он всегда остается невозмутимо спокойным и равнодушным к происходящему.
Увлекательный мир чисел
Пятым участником партии в лото является ребенок женщины, которая работает в этом доме кухаркой, Андрей. Он увлечен данной игрой не из-за денег и возможности потешить свое самолюбие. Его больше привлекает математическая составляющая этого занятия.
В процессе игры он часто задумывается о том, сколько на Земле существует цифр и чисел. Во время игры Аня замечает, что Гриша пропустил одну из выкрикиваемых цифр. Тем не менее, девочка не сказала ему об этом, боясь, что в этом случае может выиграть он, а не она.
Соня замечает, что по столу, на котором разложены карточки, пробежал таракан. Она громко сообщила это всем остальным участникам игры.
Алеша запретил убивать насекомое, сказав, что у него могут быть дети.
Ход игры
Соня представила себе маленьких представителей тараканьего семейства. Этой девочке досталась первая победа в тот вечер. Гриша на правах самого старшего проверил ее карточки. Но, к величайшему его сожалению, расположение фишек на них оказалось верным.
Во время следующей партии дети обсуждают курьезные случаи: Филипп Филиппович недавно так завернул веки, что его глаза стали казаться красными. А еще один из знакомых мальчиков умеет шевелить ушами.
На этот раз удача оказывается на стороне Гриши. Он выигрывает партию и просит тех, кто сомневается в его честности, проверить карточки.
Сын кухарки печально признался в том, что у него больше нет монет. Дети сказали, что без денег продолжать игру нельзя. Андрей с надеждой еще раз проверил свои карманы. Но там, к сожалению, ничего не оказалось.
Его взгляд был настолько печальным, что Соня сжалилась над ним и дала ему монетку в долг.
После этого в комнату заходит пятиклассник. Он всеми силами изображает из себя взрослого. Даже про себя Вася обвиняет взрослых в том, что они позволяют детям играть в азартные игры. Однако через некоторое время он, не справившись с собой, присоединяется к ребятам. Мелких монет у него нет. Он хотел было поставить рубль вместо одной копейки, но дети не согласились.
Никто из ребят не был еще раз достаточно грамотен, чтобы понять, что старший предлагает им монету гораздо большего номинала. Вася идет на кухню, чтобы взять мелочи у прислуги. Но и там не оказывается копеек. Соня соглашается сделать ставку за него. Игра начинается. Вдруг Гриша уронил под стол монетку. Все бросаются искать ее. Наконец копейка найдена. Дети заметили, что Соня уже спит. Они отвели ее в спальню и вернулись, чтобы продолжить игру.
Однако скоро все они тоже оказались лежащими в кровати.
Дети и взрослые
В рассказе Антона Чехова «Детвора», как и во многих других его произведениях, мир детей противопоставляется жизни взрослых.
Это можно проследить даже на лексическом уровне. Чаще всего лица, достигшие зрелого возраста, не называются по именам (мама, папа, тетя и так далее). То же самое можно сказать об офицере, к которому в гости ушли все взрослые члены семьи. Про него читатель узнает лишь то, что он ездит на лошади. Из этого можно сделать вывод, что писатель, хоть и не является ребенком, но описывает окружающую действительность, глядя на нее глазами детей.
В этом мире деньги ценятся только потому, что они дают возможность продолжать участие в игре. Реальная же их стоимость большинству ребят не известна. Они не хотят принимать от своего старшего товарища в качестве ставки монету достоинством в 1 рубль вместо копейки. Когда в произведении Чехова «Детвора» все герои стали ложиться спать, то монеты и вовсе остаются забытыми. Они беспорядочно разбросаны возле принадлежностей для игры в лото.
О человеческих грехах
Делая анализ «Детворы» Чехова, стоит отметить тот факт, что автор не только умиляется, глядя на забавы своих юных героев.
Он признает, что каждый человек по своей природе грешен. И дети не являются исключением из этого правила. Каждому из действующих лиц данного произведения присущ какой-либо ярко выраженный порок. Для первого мальчика, которого зовут Гриша, таким свойством его души является непреодолимая жажда наживы. Аня, стойкая к этому греху, тем не менее, тоже обладает негативной чертой, проявляющейся во время партии в лото, – она любит выигрывать и чувство гордости, возникающее при этом. В «Детворе» Чехов явно говорит об этих качествах, как о пагубных свойствах души, – грехах. Он даже использует термины, которые часто можно встретить в православной литературе, – корыстолюбие и самолюбие.
Еще одним ярким примером возможности появления у совсем маленького человека склонности к греху является мальчик Алеша. Он еще даже не умеет считать, толком не знаком с цифрами, но уже страстно ждет момента, когда его товарищи поссорятся друг с другом. При этом внешне он всегда остается спокойным и равнодушным ко всему происходящему, «флегмой», как его называет Антон Павлович Чехов.
Опытный психолог
Это слово, употребленное классиком, подтверждает мнение многих критиков, о том, что Чехов в своих произведениях проявляет себя как опытный психолог и знаток человеческих душ. Использование таких терминов говорит о том, что он не только изучал характеры людей, опираясь на свой жизненный опыт, но и был знаком с литературой по психологии.
Антон Павлович показывает особенности характера каждого персонажа, исходя из отношения того к игре – ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, – еще одно подтверждение глубоких познаний его в данной области.
Забота о подрастающем поколении
Однако в «Детворе» Чехов не только указывает на негативные свойства характера своих героев, он видит в них и положительные черты – тот «образ Божий», по которому созданы все люди. Одна из его героинь помогает мальчику, проигравшему все монеты, – она делает ставку за него. А сын кухарки в «Детворе» Чехова описан как очень любознательный ребенок. Писатель, раскрывая тайны детского мировоззрения, вместе с тем наблюдает за игрой ребят с позиции заботливого отца. Не случайно в конце произведения, когда дети уснули, он желает им и всем читателям спокойной ночи.
Заключение
В данной статье было приведено краткое содержание «Детворы» Чехова. Также в нескольких главах был представлен анализ этого произведения.