Действие и деятельность в чем разница

Деятельность и действия

Сознание не останавливается на констатации тех или иных предметов, явлений и осмысления их связей между собой и эмоциональной оценке степени их полезности или бесполезности, удовлетворения или неудовлетворения ими потребностей человека как организма и личности. Наоборот, чем больше человек узнает об окружающем его мире и о собственном организме, чем шире его понятия, глубже суждения и умозаключения и эмоциональная оценка окружающего мира, тем с большей необходимостью встает задача преобразования им объектов реальности, совершенствования своих собственных качеств. При этом преобразование будет проходить до тех пор, пока предметы и явления не будут отвечать потребностям, интересам и идеалам человека, т.е. его социальным, эстетическим, моральным, интеллектуальным и иным запросам.

Существует аппарат контроля (акцептор действия), который сличает результаты реального действия с поставленной целью. Основными видами деятельности являются: игра, учение и труд.

Важнейшим внешним проявлением отражения человеком окружающей его реальности являются его двигательные реакции. Именно посредством движений, действий осуществляется воздействие человека на предметы и явления материального мира как активный процесс взаимодействия с ним.

Простые инстинктивные движения присущи и взрослым людям (например, быстрое отдергивание руки от проводника с электрическим током), но в основном они свойственны детям раннего возраста. В этом периоде жизни налицо лишь инстинктивное неосознанное стремление; волевой акт, хотя бы в его примитивной форме, пока невозможен. Поэтому ребенок не в состоянии руководить даже простейшими движениями. Затем из хаотической массы движений у него начинают выделяться более целесообразные, в основе которых всегда лежит внешнее чувственное раздражение. Эти заученные движения, теперь уже получающие название действий, преследуют цели удовлетворения определенных потребностей.

По мере накопления некоторого опыта, появления новых запросов и интересов, новых потребностей волевые действия усложняются. С большей четкостью теперь выступают отдельные основные этапы волевого процесса, включая борьбу мотивов, выбор средств, рассмотрение плана действий и т.д. Усложняющиеся условия существования организма требуют постоянного адекватного реагирования, что выражается то в задержке движений, то в их усилении, замене одних движений другими и т.п.

В зрелом возрасте возможны и инстинктивные движения, однако основным элементом произвольной деятельности будет волевое действие, направленное к сознательно поставленной цели и сопровождающееся сосредоточением на нем внимания. Некоторые исследователи, анализируя волевые действия, разделяют их на сложные и простые.

По мере дальнейшего повторения простого волевого действия оно становится настолько привычным, обычным, что для его осуществления не требуется не только осмысления, но даже и специального активного внимания. Это значит, что оно автоматизируется, становится легким, быстрым, а следовательно, более продуктивным. В процессе превращения сложного волевого действия в простое и в еще большей степени при трансформации простого в автоматизированное основное значение имеет степень заинтересованности человека при выполнении того или иного вида деятельности, т.е. соответствие работы, труда особенностям личности.

Действия и поступки, которые совершаются автоматически, могут стать привычными. Привычки фиксируют потребность делать что-либо определенным образом. Привычки могут быть нравственными, трудовыми, умственными, культурного поведения, санитарно-гигиеническими и т.д. Физиологической основой привычки являются сформировавшиеся функционально-динамические системы.

Разумеется, не все волевые двигательные акты человека проходят ступени сложного, простого и автоматизированного. Степень автоматизации и упрощения сложных волевых действий зависит от профессии, специальной тренировки и т.п., определяется главным образом функциональными возможностями нервной системы человека и находится в тесной связи с условиями воспитания и жизни индивидуума, его потребностями.

Работы Н.И. Красногорского показали, что двигательная клетка способна образовывать временные связи с любыми клетками и системами головного мозга. Таким образом, постепенно формирующийся двигательный анализатор служит местом образования условно-рефлекторных дуг, так же, как и место синтеза и анализа для импульсов от внешних и внутренних двигательных аппаратов.

Источник

Мини – лекция. Деятельность, действие и движение.

Счастье не в том, чтобы делать всегда что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. Лев Толстой

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.

Деятельность – совокупность действий, которые вызываются мотивом.

Деятельность первично, сознание вторично. Когда мы начинаем выполнять какую – либо деятельность, особенно новую: рисовать, петь, писать статьи, строить и т.д., её восприятие поверхностно. И только тогда, когда мы начинаем её выполнение, осознание становится глубже и детальнее. Без действий такого осознания не происходит. В данном случае под осознанием я понимаю, более детальное, многогранное видение выполняемой деятельности.

По А. Н. Леонтьеву это звучит так: не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание.

Деятельность включает в себя различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь. Они образуют систему.

Деятельность всегда сознательна и приводит к результату. Действия не всегда.

Деятельность начинается с постановки цели (и протекает как во внешнем, так и во внутреннем плане).

Действие — это элемент деятельности.

Движение – составная часть действия.

Движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы.

Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности.

Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности.

Любая деятельность начинается с первого действия.

К действиям относятся акты формирования любой цели, любого убеждения, любой мысли, эмоции. Любое решение — это действие. Отказ от действия, от цели, от эмоции, от убеждения, от решения — тоже действие. Это очень важно понять именно сейчас. Самое большое заблуждение — считать, что простой отказ от действия — это способ избежать ошибки. На самом деле отказ от действия — такой же поступок, и человек получает последствия от бездействия в той же мере, что и от поступка.

Все, что он совершает в течение жизни происходит именно за счет действий. А значит от выборов во время действий зависит вся жизнь человека.

Самое сложное в любой деятельности — это начало действия, преодоление инертности. Большинство членов общества инертны и плывут по течению. А чтобы добиться успеха, необходимо начать действовать, лишаясь комфорта.

Станьте поклонником действий. Надумали что либо, начните сразу делать и регулируйте по ходу деятельности. Помните, деятельность первично, сознание вторично, деятельность формирует сознание.

Вам то и нужно, преодолеть инерцию первые секунды, включить волю и притащить себя: на кухню помыть посуду, к венику для уборки в доме, к компьютеру написать статью, к красовкам, чтобы начать бегать и т.д. Это не так сложно, как кажется. Дело привычки.

Когда я надумал создать свой сайт я сразу же в этот день начал собирать информацию. Первым, что я сделал, я набрал в интернете, как создать сайт? И каждый день я делал всё, чтобы приблизиться к этой цели. На данный момент, у меня уже есть сайт «Психология развития» и психологическая онлайн школа, на которой вы сейчас находитесь. И это не конец.

Я не знал, как я буду это делать, но я знал, что в процессе деятельности картинка будет проявляться, в случае трудностей буду искать помощь. Кстати, помощь была оказана, бесплатно, техподдержкой, приобретённого мной шаблона для сайта.

И так всегда и везде, в любой деятельности, начните делать. Станьте поклонником действий и результат будет обязательно.

Я не говорю, что не надо планировать, ставить цели, задачи, самомотивироваться и т.п.. Это тоже надо. Я говорю о навыке действовать.

Радислав Гандапас, мотивационный тренер, писатель, предлагает технику «Начни с тем, что есть». Смысл её в том, что если, что — то решил, действовать надо сразу. Не жди лучших времён для поиска или смены нудной работы, если решил начни прямо сейчас — звони знакомым, ищи в интернете; решил бегать — не жди хорошей погоды, крутых кроссовок, беги босиком, беги по квартире и т.д..

Создавайте для себя условия, в которых вы вынуждены будете действовать.

Из истории: При высадке в Британии римское войско было поставлено перед фактом выбора победы, или смерти. Юлий Цезарь, их военачальник, приказал сжечь корабли, на которых они приплыли. Корабли сожгли на глазах у войска, что красноречиво показало только один возможный выход в данной ситуации — победу. И они победили, хотя противник был более многочислен.

«Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага» — Лао-Цзы.

Владимир Львович Леви, писатель, кандидат медицинских наук и психолог, для включения в любую деятельность и состояние, предлагает технику Эхо-магнит — пятифазный самогипноз.

Источник

Деятельность человека

Действие и деятельность в чем разница. Смотреть фото Действие и деятельность в чем разница. Смотреть картинку Действие и деятельность в чем разница. Картинка про Действие и деятельность в чем разница. Фото Действие и деятельность в чем разница

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Действие и деятельность в чем разница. Смотреть фото Действие и деятельность в чем разница. Смотреть картинку Действие и деятельность в чем разница. Картинка про Действие и деятельность в чем разница. Фото Действие и деятельность в чем разница

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Источник

Понятие деятельности. Структура деятельности.

Содержание:

↑ Понятие «деятельность»

Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Приспособление к природе посредством ее преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека.
Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизниПриспособление к условиям среды: перестройка собственного организма (мутационные изменения, закрепляемые средой)Сознательная постановка целей, которая связана со способностью анализировать ситуацию (видеть причинно-следственные зависимости, предвосхищать результаты, продумывать эффективные способы их достижения)Подчинение инстинктам, действия изначально запрограммированыВоздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человекаВоздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средствПродуктивный, творческий, созидательный характерПотребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

↑ Структура деятельности

тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, все общество в целом)Объектто, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)Мотивсовокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.)Цельэто осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.Действияактивность, направленная на достижение целейСредствавсё, что используется для достижения цели (материальные и духовные)Результатреализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства)

Любая деятельность включает такие компоненты, как субъект и объект, мотив, цель, методы и средства, результат и сам процесс деятельности.

Прежде чем начать действовать, субъект определяет цель деятельности — это идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия. Затем, когда цель определена, субъект решает, какие методы и средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Цель и средства — понятия соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами.

В основе любой деятельности лежит мотив.

Другими словами, это то, что подталкивает человека к деятельности. В качестве мотива может выступать желание удовлетворить какую-либо потребность или какой-либо предмет, который нам хочется получить.

Мотивами могут выступать:

Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Источник

Действие как единица деятельности

В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены Сергеем Рубинштейном и Алексеем Леонтьевым.

Алексей Леонтьев утверждает, что действие может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом ее достижения, перестает вследствие автоматизации действия осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм «сдвига цели на условие»).

Итак, действие — это произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие является главной структурной единицей деятельности и определяется как процесс, направленный на достижение цели.

Выделяют три последовательные стадии инициации действия:

По своей структуре действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредствованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и т.п., применяя которые, субъект овладевает действием, превращает его в «личностное», принадлежащее ему самому.

Каждое действие имеет свою психологическую структуру:

По доминирующему в их структуре психическому акту различают:

В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части.

Теоретические ориентировочные действия имеют целью получение необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: Что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деятельности. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.

Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деятельности изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу? Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше?

Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности. Для успешной исполнительской деятельности нужны знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий.

Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. Это уже оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? Какими средствами и издержками? Какие уроки извлечь из этой деятельности? Как целесообразнее осуществлять ее в будущем?

По степени включенности эмоционально-волевых компонентов различаются действия волевые и импульсивные. Нельзя сказать, что развитие действий в онтогенезе идет от импульсивных к волевым, но с возрастом количество действий импульсивных резко уменьшается. В редуцированном виде они сохраняются в речевых реакциях, мимике и жестах при эмоциональных состояниях.

Действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью «освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля называют навыком.

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:

На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:

Активность еще можно различать и по тому, насколько она нормативна [rule-following; R. Peters, 1958] или индивидуальна, т.е. отклоняется от правил, от привычного.

Нормативность. Почти к любым жизненным ситуациям применимы правила поведения, обязательные в данной субкультуре и восходящие к ее традициям. Причины поступков, их цели и средства часто очевидны для современников, принадлежащих к той же культурной среде, поэтому при нормативном поведении вряд ли кому-нибудь, исключая психологов, вздумается ставить вопрос «Зачем?». Люди определенным способом утоляют голод и жажду, вступают в союз с партнером противоположного пола, воспитывают детей, приобретают друзей, пытаются улучшить для себя (иногда и для других) социальные и экономические условия, стремятся побольше узнать и понять, а также делают многое другое.

Индивидуальность. Действие становится индивидуальным, когда его нельзя отнести к конвенциональным ни на стадии целеполагания, ни на стадии его осуществления. В отличие от нормативного индивидуальное действие требует ответа на вопрос «Зачем?», т.е. ответа на вопрос о мотивах. Заметим, что иногда такое действие требует от человека и оправдания своего поступка. Так, в случае преступления ищут его мотив, а преступнику приходится отвечать за содеянное. Индивидуальным действие является:

Разумеется, между нормативным и индивидуальным действием нет жесткой границы. И в нормативном действии можно при ближайшем рассмотрении обнаружить индивидуальные различия, которые могут вызвать вопросы «Зачем?» или «Почему?». Так, действия разных людей в одинаковых условиях могут определяться одними и теми же целями, но различаться по степени энергичности и упорства; или, скажем, одни люди на разнообразные ситуации отвечают разнообразными действиями, в то время как другие в тех же ситуациях действуют более однообразно. Индивидуальным действие делает то, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Такое впечатление часто возникает, когда психологу приходится обращать внимание на различия между людьми, действующими в одинаковых условиях. По-видимому, нечто находящееся у людей где-то «внутри» побуждает, толкает или заставляет их в данной ситуации поступать так, а не иначе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *