Дхарма что это такое
Предназначение и Дхарма на жизненном пути человека
В этой статье мы разберём такое понятие как «Дхарма». Как её рассматривают в разных традициях.
Понятие Дхармы. Концепция Дхармы в буддийской традиции
Понятие «Дхарма», или «Дхамма» существует как буддийской так и в ведической традиции. Будда Шакьямуни воспитывался в традиционном индийском обществе с его нерушимыми догматами и кастовым устройством, что и послужило достаточной причиной для неприятия сложившихся устоев и началу поиска чего-то нового, что, в свою очередь, привело к отказу от кастовой системы и впоследствии послужило тому, что мы сейчас именуем философской системой под названием «буддизм».
Однако, несмотря на радикальный отход от существовавших в тот момент взглядов, многие понятия из Вед и Веданты плавно перешли в новую систему знаний. Среди них такое основополагающее и, вероятно, одно из самых широкотрактуемых и вызывающих наибольшие споры среди последователей дхармических религий (джайнизм, сикхизм и т. д.) понятие Дхармы.
В древней Индии Дхарма была идентична законам Рита. Напомним, что законы Рита — это естественные законы природы. Следование им и есть выполнение законов Рита. Дхарма часто переводится как ‘универсальный закон бытия’, ‘религиозный долг’, ‘то, что поддерживает космический порядок’. Также считается, что Дхарма — это одновременно и свод нравственных правил; в некоторых духовных традициях под Дхармой принято понимать метод в целом.
Таким образом, вы уже поняли, что трактовка понятия Дхармы может варьироваться в зависимости от контекста, источника, где вам встретилось это понятие, а также от познаний и наклонностей тех, кто интерпретирует этот термин. В Сутре Белого Лотоса, которая была записана в I веке н. э. в традиции Махаяны (Большая колесница), Будда говорит о Ливне Дхармы, когда дождь Дхармы проливается на всё сущее, и оно начинает развиваться в согласии со своей собственной природой.
Законы Дхармы едины, но они могут быть реализованы только в согласии с внутренней природой того, кто воспринимает Дхарму.
Одним из главных и основополагающих определений Дхармы считается следующее: «то, каким всё является на самом деле». В различных источниках мы находим многочисленные описания того, что такое Дхарма, но вышеприведённое выглядит как наиболее ёмкое и широкое по смыслу. Оно также в наибольшей мере отражает мировоззрение буддийской традиции, где смысл состоит в том, чтобы избавиться от иллюзии (чем и является наш мир) и перейти в мир необусловленный, неиллюзорный, тот, который и есть истина.
Для этого мы должны познать и проявить истинную природу самих себя, а поддержкой на пути и будет служить Дхарма, помогая выполнять нравственный долг.
Понятие Чатурдхармы в философии адвайты
Понятие Чатурдхармы, или четырёх видов Дхармы, разработано и понятным образом представлено в философии адвайты, одном из ответвлений философии буддизма. Нам известно из литературы Вед, что практика Дхармы осуществляется на протяжении всей жизни, а периоды жизненного пути, согласно ведическим писаниям, носят название «ашрамы». В жизни обычного человека эпохи Кали-юги различают четыре ашрама, на каждый из которых условно отводится по 20–25 лет жизненного пути: брахмачари — до 25 лет — период учения и целомудрия; грихастха — с 25 до 50 лет — когда человек посвящает свою жизнь миру и семье и на первый план выходят материальные и чувственные ценности; ванапрастха — с 50 до 70 (75) лет — постепенный отход от дел и социальной активности; санньяси (последний период) — 70 (75) + — когда человек становится религиозным аскетом-отшельником и учителем для всех остальных групп людей.
Таким образом, в четыре раздела Дхармы входят:
Такого деления придерживаются некоторые школы адвайты, и во многом они правы, подразделяя Дхарму на разделы, т. к. понятие Дхармы очень глубоко и может прослеживаться в различных областях жизни. Так, например, Варна-дхарма, это выражение социального статуса. В эпоху Вед и в настоящее время в некоторых странах она выражена кастовым устройством общества. Т. е. Варна-дхарма — это в первую очередь подчинение социальному устройству общества и выполнение своих обязанностей в соответствии со своим социальным статусом.
Что такое Ашрама-дхарма, вы уже знаете. Личной Дхарме, или Свадхарме, мы посвятим отдельный раздел нашей статьи.
Также Дхарма является частью четырёх главных Пурушартхи человеческой жизни, где Дхарма — нравственный закон, артха ответственна за мирские заслуги и всё материальное, кама как эмоционально-чувственный аспект жизни и мокша (также может именоваться нирваной) приносит освобождение и преимущественно практикуется в двух последних ашрамах — ванапрастха и санньяси.
То, что мы видим во всех этих разделениях и интерпретациях Дхармы, во многом подтверждает наше первоначальное суждение о том, что Дхарма пронизывает человеческое бытие: она может выступать в качестве универсального закона, регулирующего жизнь и развитие Вселенной, на более частных уровнях она может выступать в качестве морального закона, а также может быть интерпретирована в качестве закона, регулирующего социальную активность людей и наделяющего смыслом жизненный путь или, лучше сказать, структурируя его, что мы и видим на примере Ашрама-дхармы.
Как узнать свою Дхарму: Дхарма мужчины и Дхарма женщины
Каким образом узнать свою дхарму? Таким вопросом задаются многие начинающие адепты буддизма, потому что они, вероятно, находятся под воздействием современных тенденций и трактовок этого термина. Мы уже не раз упоминали, что значение слова «Дхарма» может интерпретироваться весьма разнообразно, и в том числе в наше время иногда его понимают в качестве индивидуального предназначения человека в жизни.
Во-первых, это не совсем так, и для понятия поиска и нахождения индивидуального предназначения в жизни существует другой термин. Во-вторых, с точки зрения того, что мы уже описали выше, было бы большой недооценкой полагать, что понятие Дхармы сводится лишь к выяснению и нахождению индивидуального пути, что к тому же связано с эго и в целом с желанием. Это бы изначально противоречило самому учению Будды, в основе которого лежит разотождествление с обусловленностью, желаниями эго и т. д. Именно желания удерживают человека от окончательной, внутренней свободы и перехода в нирвану, т. е. отделяют его от перехода из мира обусловленности в мир необусловленности.
Понятие Свадхармы
Давайте всё-таки продолжим тему индивидуального предназначения, и если ошибочно приписывать термину Дхармы такую трактовку, то для нахождения собственного предназначения в жизни существует ещё одно понятие, и оно созвучно дхарме — это Свадхарма, или личная Дхарма (ещё один перевод).
Изначально в Ведах мы не встречаем подобное понятие. Впервые мы узнаём о нём из Бхагавад-гиты, когда Кришна говорит Арджуне о том, что «исполнение своего собственного долга, пусть даже и посредственное, предпочтительнее, чем исполнение чужих обязанностей, хотя бы и отличное. Лучше умереть в Свадхарме; Парадхарма полна страха и опасности». Так, мы понимаем, что у каждого в жизни есть долг, или обязанность, сообразная с его собственной природой. Её-то человек и должен прожить, воплотить в жизнь.
Далее приведём отрывок из лекции Шри Шри Рави Шанкара, которая проходила в Бангалоре в 2013 году. На вопрос присутствующих о том, каким образом можно трактовать Свадхарму, он ответил следующим образом: «Любое действие, которое не заставляет вас почувствовать страх или беспокойство, — это Свадхарма. Такое действие, когда вы чувствуете, будто что-то побуждает вас его сделать и без выполнения которого вы чувствовали бы беспокойство — это Свадхарма».
Действие, которое производится в наибольшем согласии с вашими внутренними глубинными установками, талантами и наклонностями становится Свадхармой. Поэтому выяснение индивидуальной Свадхармы — это в большей мере осознание и понимание своей собственной сути, наклонностей и позволение себе действовать и жить согласно своим наклонностям.
Неправомерность вопроса о разделении на мужскую и женскую Дхарму
Из всего этого можно заключить, что вопросы о существовании Дхармы женщины или Дхармы мужчины как минимум излишни, потому что в древних священных текстах изначально не давалось каких-либо конкретных рекомендаций, касающихся различий между Дхармой женщин и мужчин. Скорее, такое разделение было предпринято значительно позднее с целью описать круг обязанностей и законов для обоих полов, но человеку, изучающему Веды, веданту или буддизм, вряд ли стоит сосредоточивать внимание на подобного рода информации, т. к. любое разделение, категоризация и т. д. — это по большому счёту лишь ещё одно добавочное затемнение реальности, ещё одна иллюзия, созданная умом человека.
Наша задача состоит в том, чтобы свести количество самскар к минимуму, а не приумножать их, создавая различного рода надстройки в и без того уже отягощённой трактовками и комментариями философской системе. Ведь даже вышеописанные классификации понятия Дхармы на различных уровнях — это творения человеческого ума. Поэтому цель состоит в том, чтобы постараться воспринять и различить истину, суметь её увидеть среди прочей мишуры, постоянно удерживая внимание на том, что дхарма — это «то, каким всё является на самом деле». За многочисленными отражениями мы должны увидеть реальный образ, и лишь тогда, когда мы научимся видеть то, что есть (а не то, что мы хотим увидеть, или то, что нам хотят показать), тогда мы будем жить в соответствии с Дхармой.
Итак, подведём некоторые итоги по этой обширной теме, к которой мы только прикоснулись (и отнюдь не претендуем на полное описание и презентацию темы Дхармы). Ведь, как известно, Дхарма — это то, что пронизывает все аспекты человеческой жизни, при этом, по одной из трактовок, сама Дхарма выступает в качестве одного из главных её аспектов. Однако, возможно, стоит прислушаться к тому, о чём говорят Веды и смрити: что, придерживаясь выполнения Дхармы, человек продвигается по направлению к необусловленности, к Истине и, следовательно, к освобождению.
Дхарма изначально предполагает своего рода «волю к свободе», которая довольно точно отражена в представленной метафоре: «Человеческий ум как зеркало: ни за что не цепляется, ничего не отрицает. Он принимает, но не удерживает». Эта цитата напрямую связана с принципом непривязанности и пустоты (шуньяты), на котором базируется учение буддизма, что в первую очередь определяет состояние ума. Но это уже тема другой статьи…
Дхарма — что это такое, и что мы упускаем? Виды и цели дхармы.
Раз вы задаетесь вопросом что такое дхарма, тогда наверняка Вы уже продвинулись достаточно глубоко, что бы не тратить время на такое понятие, как карма, реинкарнация и так далее. И не будем этого делать, сразу перейдем к сути вопроса. Если же интересует, например, вопрос кармы, то можно все узнать здесь «Что такое карма простыми словами».
Понятие дхармы и виды дхармы
Дхарма — что это простыми словами, по самой сути? Дословно, дхарма — это закон, следование законам общества. Это достаточно общее понятие, оно включает в себя несколько составляющих, как варна-дхарма, ашрама-дхарма и сва-дхарма. Мы кратко разберем эти виды дхармы, чтобы пойти дальше. Эта информация крайне будет важна для дальнейшего понимания темы.
Варна — это также слово из санскрита, что значит социальный уклад общества по виду деятельности, где люди распределяются по четырем ее видам:
Ашрама-дхарма также распределяется на 4 ступени, именно ступени взросления человека по возрасту.
Сва-дхарма, это индивидуальный путь человека в жизни. Поиск себя и своего предназначения.
Дхарма — что это простыми словами. Суть дхармы
Здесь еще кое-что важное, потерпите немного, мы обязательно дойдем до развязки. Итак, можно сказать, что дхарма, это тот путь человека, который должен пройти честно «от и до». От маленького ребенка еще ничего не ждут.
А вот когда он будет готов к школе, его самой важной драхмой будет учеба.
Каждый родитель скажет своему ребенку — самое главное для тебя в этом возрасте учиться и только учиться.
Чем усердней молодой человек выполнил свою главную обязанность или драхму — учиться, тем лучше он прошел этот этап. Соответственно, молодой человек больше получил благословений и похвалы от родителей. И конечно, больше пользы принес для самого себя.
Здесь отмечу, что уровень оценок играет второстепенную роль, поскольку зависит от способностей ученика.
А точнее, если ученик однозначно может учиться на 4 и 5, но не делает этого, тогда уже с детства не выполняет, что должен, то есть — драхму. Если же его потолок это тройки, и он усерден в своей учебе, тогда выполняет дхарму.
Далее, интереснее.
После окончания учебы молодой человек вступает сразу на две ступеньки. Он должен чем-то зарабатывать на хлеб, то есть определиться, кто он по профессии. И, второе — вступает в семейные узы.
От девушки здесь ожидают уют в доме, заботу о детях, материнство. Это ее дхарма. От юноши- обеспечение достатка в доме и защита семьи. Давайте здесь оттолкнемся, как в геометрии, от противного.
Закон и суть дхармы на примерах
Не редко бывает так, что молодой человек пренебрегает своими обязанностями, как в профессиональном росте, так и в семейной жизни. От этого известные проблемы. Недовольство от второй половины и личная неудовлетворенность. То есть близкие, и свои ощущения подсказывают, что не выполняем свои обязанности. Не делаем, что должны.
Если сейчас скажем, почему я кому-то что-то должен, то можно дальше не читать, поскольку пока не готовы к основам личного и духовного роста.
Здесь слово «должен» имеет то значение, которое закладывается при достижении цели.
Спортсмен должен усиленно тренироваться, ученик — учиться, врач — лечить, жена обеспечивать, сама или организационно, хотя бы минимальный уют в доме, а мужчина кормить семью и так далее.
На сколько ученик въедался в гранит науки относительно своих способностей, и насколько в течение следующих 25-30 лет человек хорошо выполнял свой долг, настолько он подойдет к тому возрасту, когда пожинают плоды своего труда.
Не только материальные, но и как зрелая личность.
Здесь мы подбираемся к самому интересному.
Теперь представим иную картину, когда человек выполнял все свои домашние обязанности и честно выполнял свою работу в профессиональной сфере. Согласитесь, к 50 годам, будут два разных человека, кто шел по пути драхмы, а кто считал что он ничего никому не должен. Жил, как придется.
Одному было не очень легко. Вся жизнь в труду и обязанностях, однако есть некое моральное и материальное удовлетворение. Второй плыл по течению, но к середине своей жизни понимает, что приплыл в тупик.
Успех — понятие больше социальное. В плане вселенских законов, успех, это рост над самим собой, а не в глазах других
Что в итоге?
Например, женщина, которая все силы тратила на комфорт в доме, и мужчина, который, в меру своих способностей к заработку — зарабатывал и честно приносил заработок домой. На этом этапе, как муж жена внутри себя благословляют друг друга. Можно слышать — какой (какая) ты у меня умница!
Это имеет большую силу с точки зрения кармы.
Кроме того, за исполненный закон дхармы, за честно прожитый отрезок времени — их благословляет Бог. Да, у людей может не быть полного материального достатка, но они своими честно исполняемыми обязанностями зарабатывают очень хорошую карму на свою следующую жизнь.
В следующей жизни Господь им предоставит куда лучшие и комфортные условия для жизни и труда в свое удовольствие.
Цель дхармы, во многом выполнена.
Но это далеко не все. Далее еще интереснее.
Дхарма — что это простыми словами. Развязка.
Переходим к третьему этапу жизни человека, когда наш возврат перевалил за 50-55 лет. Как говорят еще и в Японии:
первая часть жизни — учеба,
вторая усердная работа и семья,
третья — обучение других.
Что сможет после 50 лет тот, кто не шел по пути драхмы, пути следования своим обязанностям? Чему полезному он может научить? Какие дать зрелые и ценные советы?
Никаких! Такой человек, по самой сути бесполезен. Такой человек в конфликте сам с собой. Его путь закончен. Может я сейчас жесток, но это только для акцента проблемы.
И наоборот. Тот, кто шел по пути своей драхмы, всегда может быть полезным обществу, как специалист своего дела, так и в житейских вопросах. Лучшие дедушки и бабушки именно такие люди.
Дхарма возраста 50-70 лет — учить других. Мы не говорим, что все педагоги по жизни. Мы говорим, что каждый, кто честно трудился, шел по пути выполнения своих профессиональных и семейных обязанностей, может передать свой опыт молодым поколениям. Такой человек может еще работать, но должен понимать, что от него, на этом этапе, требуется две вещи.
Первое. Как уже сказали — передача опыта, обучение.
Второе. Осознанный подход к четвертому, или заключительному этапу своей жизни. Человек не доживает свою жизнь. А в этом возрасте делает переход от бурной, ритмичной жизни к духовным ценностям. Свободное время тратит не на праздность и потехи как в молодости, а на шаги его одухотворяющие.
Человек ни в коем случае не гаснет. Наоборот. Позитив, это качество, которое может и должно быть в течение всей жизни. Более того, позитив, признак целостной личности.
В конце жизни превратиться в разочарованного и мелочного старика — считаю, это трагедия. Должно быть ровно все наоборот.
Старость не обреченность, а достоинство и мудрость. Таков должен быть венец жизни.
Что в конечном счете дхарма дает человеку?
Дхарма — это не просто морально-нравственный путь. Дхарма — это последовательный духовный рост человека путем честного выполнения своих обязанностей, как в семье, так и в обществе, в т ч перед старенькими родителями. Деятельность, которая поднимают его на духовную ступень развития.
По сути, Иисус Христос в своих заповедях и проповедях также давал путь дхармы. Честный труд и максимальная свобода от греха.
И по той же сути, это подцель всех религий, следуя путем благочестия и честного труда, заботясь о семье, ко второй половине жизни подойти к еще более высоким ценностям. На Востоке или Кавказе, традиция уважения стариков возникла не просто так. Человек должен уже к 50-55 годам подойти целостной личностью, не обремененный только материальными заботами. А к 70-75 годам, быть в прямом смысле слова духовным учителем для других, а не скрягой или брюзгой.
Счастье и востребованность после 50 и 70 лет, это прямой признак выполнения своей дхармы
Выполнение закона дхармы дает человеку основу для дальнейшего роста. Не только как профессионала, а потом учителя. Это все ступени, важные, но ступени, к главной цели — духовный рост человека.
А духовный рост не возможен без честности.
В данном случае, повторимся, честности в части выполнения своего долга, как ученика, супруга, родителя, специалиста своего дела. Мы не идеальны, порой мы обманываем себя и других. Однако, одно дело, когда мы понимаем свою слабость и стремимся избегать этого в будущем, другое — перекладывать все на других.
Заключение
Идея дхармы именно в том, что мы начинали всему этому учиться именно здесь, а не там. А к Богу возвращаемся полностью подготовленными.
Понимаете? К Богу можно вернуться только целостной, одухотворенной личностью, честно выполнив свой долг от А до Я.
Никак не иначе.
Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала Вашему чтению.
Дхарма – путь человека в материальном мире. Что это такое?
Дхарма: значение в ведической философии
Дхарма является ключевым понятием в ведической философии. С этим понятием связано не только определение того, что является предписанным, разрешенным и запрещенным для всех, но и то, что необходимо делать каждому человеку индивидуально, опираясь на его склад характера. Дхарма определяет тот путь, которому следует идти человеку, как ради того, чтобы достигнуть счастья, совершенства и высшей цели, так и чтобы избежать опасностей, грехов и разнообразных отклонений.
Дхарма означает:
Совокупность этих значений, отображает дхарму как морально-нравственный закон, который присущ каждому человеку, и как обозначение жизненного пути, который проявляется в индивидуальном предназначении. Объединяя эти два понятия, становится понятно, что дхарма – это обозначение правильного образа жизни и жизненного пути для человека, следуя которому человек может достичь и счастья, и совершенства и всех своих самых главных целей.
Дхарма подобна правильной дороге для человека и для того, чтобы следовать ей – важно понимать все её аспекты, а не только общее обозначение. Одна сторона дхармы заключается в естественном следовании своей природы, другая заключается в следовании общих морально-нравственных правил.
Дхарма – правило и закон
Дхарма – это морально-нравственный закон. Из закона дхармы и возникает определение «правильно» и «неправильно«. Согласно дхарме, человек должен жить в соответствии со своей природой, не совершать грехов и быть праведным, постепенно прогрессируя на духовном пути.
Следование дхарме приводит к:
Чатурартха или пурушартха не является истинной целью дхармы и духовного пути. Но следование пути дхармы естественным образом дарует достижение всех целей чатурартхи.
Дхарма в духовных знаниях дает:
Таким образом, человек естественным образом может постичь духовные знания, если честно придерживается правилам дхармы.
Общими правилами дхармы являются:
В общем смысле, морально-нравственные правила дхармы означают следование праведности и духовному пути, отказе от порочного и эгоистичного образа действий, а также познания себя и следованию своей природе.
Дхарма и Адхарма
Дхарма – это праведный путь, предназначенный для разумных людей, стремящихся избавиться от страданий. Когда человек отказывается от дхармы, наступает адхарма – неправедность или порочность. Адхарма возникает как следствие отказа от следованию правил, принципов и моральных норм. Для человека предписан определенный жизненный цикл, а также определенное место в обществе. Если человек нарушает цикл или занимает чужое место – наступает адхарма. В этом случае, человек духовно деградирует и приближается по уровню сознанию к существу, грех которого он воплощает.
Например, склонность к агрессивности и гневу, а также употреблению мяса сделает из человека хищника, склонность к сну – медведя, склонность к активным половым связям – обезьяну, а к перееданию – свинью. Постоянное употребление алкогольных напитков приводит человека к жизни собаки или кошки. Деградация является следствием отказа от дхармы и стремление к пороку – адхарме. Порок порождается от неконтролируемого стремления наслаждаться, по этой причине, разумному человеку стоит особенно внимательно относиться к свои желаниям и способам их удовлетворения.
Эволюция сознания, напротив, строится на исполнении дхармы и отказе от низменных, греховных побуждений. Исполняя дхарму, человек получает возможность либо насладиться жизнью на райских планетах, либо продолжать эволюционировать до такого уровня, на котором становится доступна шуддха-саттва – состояние чистой добродетели, которое естественным образом даёт и счастье, и материальное благополучие, и духовный прогресс.
Дхарма – долг
В данном понимании, дхарма – это долг человека, который предопределен ещё до его рождения. Выполнение такого долга – первостепенная задача человека. Исполнение такого долга приводит человека к счастью во всех аспектах его жизни. Те, кто следует своей дхарме – достигают совершенства во всех сферах жизни, и в материальной, и в духовной.
Понятие дхармы исходит из основ ведической философии. В свою очередь, идея ведической философии о предназначении человека состояла из идеи разделения его материальной и духовной жизни. В конечном счете, призывая человека отказаться от материальной жизни в сторону духовной. Так, ведическая мысль создает материальную религию – карма-канду, которая имеет целью создать человеку благоприятные условия для жизни в будущем, путем совершения определенных ритуальных и обрядовых действий. Духовная жизнь является высшим этапом развитии человека и заключается в служении, взаимодействии и поклонению Богу.
Высшая цель ведической философии – служение Кришне, как Создателю, Повелителю и Абсолютной Истине, на которой покоится весь мир.
Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — постичь Меня. Я — истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед.
Кришна является абсолютным авторитетом в ведической философии, так как является её создателем. В Бхагавад-Гите, Кришна говорит о дхарме следующее:
Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела.
Занимаясь деятельностью, соответствующей его природе, каждый человек может достичь совершенства
В следующих стихах, Он поясняет что любой человек, исполняя свои обязанности, может достигнуть совершенства, если поклоняется Верховному Господу. Он также объясняет:
Лучше исполнять свои обязанности несовершенным образом, чем совершенно выполнять чужие. Выполняя приписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха.
Исполнение дхармы, исходя из этих стихов, – это исполнение предназначения. Как индивидуального, так и исполнение предназначение связанного с его психотипом, варной. Например, ярким примером исполнения долга – это сражение для воина. Воин может всю жизнь готовиться к одному сражению и погибнуть в нём, но его дхарма будет исполнена.
Однако, там также говорится о том, что любая деятельность имеет свой изъян. А потому отказываться от какой-либо деятельности, если она не является греховной, под предлогом ее несовершенства нельзя. Однако, такая деятельность, должна соответствовать природе человека, его дхарме.
В комментариях Шрила Прабхупада поясняет что: убийство на войне, хитрость во время торговли, служение плохому господину, который дает неправильные приказы – такие изъяны встречаются в деятельности человека, который, при всём этом, не должен отказываться от подобного рода деятельности.
Чтобы не нарушить дхарму, нужно учиться видеть грань между дозволенной деятельностью и недозволенной деятельностью. Для этого необходимы знания, которые содержатся в священных текстах.
Совершенства человек достигает от исполнения своих обязанностей. Совершенство дарует человеку возможность обрести все необходимые ему блага: изобилие, счастье, любовь, богатство и все остальное. Совершенство у всех разное: одному необходимо быть невероятно сильным и смелым, другому необходимо стать самым мудрым и так далее.
У каждого своё совершенство. И обязанности, от которых идет совершенство, тоже у всех разные. Есть определенные виды психофизической природы человека, которые дают ему набор обязанностей. Эти обязанности у каждого человека разные и выполняются в соответствии с временем, местом и обстоятельством.
Правители разных стран правят по разному, исполняя свои обязательства в соответствии с необходимостью. Также и любой человек должен знать что ему делать, как это делать и когда ему это делать. Обязанности – это образ жизни, который должен вести человек. Понимая свои обязанности и выполняя их своевременно, человек способен выполнять их в полной мере.
Это также ряд вещей, который ему необходимо совершать: мать должна заботиться о ребенке, ухаживать за мужем, а торговец должен следить за ценами, покупать и продавать, рекламировать товар. У каждого человека существует немало дел, которые он должен выполнять. От этого происходит все разнообразие труда в человеческом обществе.
В Чайтанья-чаритамрите также говорится, что обязанность любого – заботиться о благе всех живых существ богатством, разумом, речью и действием (Ади-лила. 9.42).
Ненасилие, правдивость, честность, желание счастья и благополучия другим и свобода от похоти, гнева и жадности входят в обязанности всех членов общества.
Однако, конечная цель всех священных текстов сводится к высшей обязанности всех живых существ – преданному служению Верховному Господу. Говорится, что Верховный Господь – обладатель всех богатств, наслаждений, счастья, знания, достоинств и прочих благ, а потому стремящиеся к получению этих материальных и духовных благ – должны стремиться к служению Ему. В Индии богатые бизнесмены посвящают выходные служению в храмах: моют полы, посуду, еду разносят, чтобы получить возможность преданно послужить Господу. Дхарма – это обязанность.
Варнашрама дхарма
Варнашрама-дхарма – учение о укладе общества, в котором каждый занимает положение соответствующее его природным наклонностям.
Всего существует четыре природы человека: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Об этом говорится в Бхагавад-Гите и Шримад-Бхагаватам:
Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.
Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.
Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой — все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.
Земледелие, защита коров и торговля — таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а предназначение шудр — заниматься физическим трудом и служить другим.
Дхарма брахмана
Брахман – это человек, чье предназначение тесно связано с знаниями и пониманием законов этого мира. Правильное понимание законов мира позволяет брахману правильно исполнять свой долг. Не зная законов или игнорируя их, брахман рискует впасть в иллюзию и не только самому пасть, но и подтолкнуть на это других.
Дхарма брахмана с духовной точки зрения заключается в:
Духовная обязанность брахмана будет связана с постижением знания, нахождением Абсолютной Истины и распространением этого знания. Знание может распространяться широко или передаваться непосредственно от учителя к ученику. Все зависит от времени, места и обстоятельств.
С точки зрения повседневного общества, брахманы занимаются интеллектуальным трудом, стратегическим управлением, анализом, наукой, преподаванием, медициной. Ученные в разных отраслях, писатели, министры, учителя, врачи и всё что связано с интеллектуальным трудом. В обществе, брахманы крайне редко становятся первыми лицами, лидерами. Вместо этого, они естественным образом занимают положение возле таких лиц и оказывают на них большое влияние представляя собой неформальный и мягкий авторитет, который несмотря на отсутствие реальной власти имеет множество инструментов. «Серый кардинал».
Брахману следует довериться своим естественным стремлениям: тяге к знанию, истине, честности, бескорыстию. При этом особое внимание необходимо уделить развитию смирения, так как положение знающего часто приводит к гордости, за которой следует вседозволенность или ощущение исключительности.
Основное, в чем должен развиваться брахман, это духовная наука. Даже занимая высокое положение в обществе, но не следуя духовному пути – брахман нарушает свою дхарму.
Дхарма кшатрия
Кшатрий дословно переводится с санскрита как избавляющий от опасностей. Кшатрий является воином и вся его деятельность строится вокруг противостояния различным опасностям. В основном, кшатрии защищают общество от преступников или вторжений, выполняя роль военных или правоохранительных органов. Иногда опасность представляют пожары, иногда наводнения, защита общество от стихийных бедствий также возлагается на кшатриев.
Вся дхарма кшатрия строится вокруг страданий окружающих. Если их много – у кшатрия есть возможность исполнить свой долг. В Бхагавад-Гите(2.32) Кришна говорит: «Счастливы те кшатрии, к которым возможность сражаться приходит сама собой«. Победа в сражении дарует кшатрию почёт, славу, богатство и честь. А поражение, в котором кшатрий сражался честно, дарует ему рай. Даже умирая в бою кшатрий обретает повышение своего статуса, что уже говорить о победе. Таким образом, для кшатрия главный приоритет – это понять правила войны, морально-нравственные предписания и сражаться, отказавшись как от страха смерти, так и от апатии и ленности ума. Потворствовать насилию или игнорировать его для кшатрия грех. Но чтобы быть способным противостоять несправедливости кшатрию следует обрести силу, как физическую, так и духовную.
Способность исполнять долг кшатрия определяется его положением: чем большее положение кшатрий занимает, тем большее влияние он сможет оказать. Поэтому направление развития для кшатрия – это как отстаивание справедливости, так и увеличение власти для исполнения своего долга. Кшатрий от природы стремится к высоким первым положениям и даже не важно положение это руководителя компании, чемпиона или президента. С духовной точки зрения, кшатрию, как и всем, следует понять свою духовную природу и на этом основании избавиться от всяких страхов.
Дхарма вайшьи
Вайшья в системе варнашрама-дхармы – это торговец, земледелец, скотовод. На современный язык: капиталист. Наращивая и инвестируя капитал, вайшья становится ещё богаче. Естественная склонность вайшьи зарабатывать деньги не имеет ничего предосудительного, если эти деньги вайшья не использует для удовлетворения своих греховных желаний.
Дхарма вайшьи – увеличивая свое материальное благосостояние, покровительствовать брахманам, тем кто целиком посвятил себя духовной жизни. Давая возможность духовным людям целиком посвятить себя служению Господу, вайшья получает великое благо, так как тот, кто служит слуге Бога, получает больше, чем сам слуга Господа. Конечно, вайшья должен следовать морально-нравственным принципам, быть чистым во всех отношениях, как и все, но в деятельности вайшьи есть недостаток: обман в ходе торговли или деятельности. По возможности, этого следует избегать. Но как кшатрию практически невозможно избежать насилия, так и вайшье трудно избежать обмана.
Духовная жизнь вайшьи заключается в непосредственной практике духовного пути, посещении святых мест, общении с духовными людьми. Для вайшьи важно развивать щедрость и доброжелательность ко всем. Как брахман распространяя знания является проводником знаний, так и вайшья, занимающийся благотворительностью, может являться проводником материального благосостояния.
Дхарма шудры. Шудр — служащий
В системе варнашрама дхармы, шудра – это слуга, рабочий. Дхарма шудры – служить другим, заниматься физическим трудом. В современном мире также заниматься творчеством и ремеслами. В социальной сфере, шудры – это те, кто оказывает различные услуги: массажисты, наемные работники, парикмахеры и т.д.
Несмотря на невысокое социальное положение и слабый потенциал для развития материального благополучия, у шудр есть одно серьезное преимущество на духовном пути – они естественным образом обладают почтением к старшим и верой в авторитеты. В совокупности с отсутствием серьезных материальных амбиций, сложной философской системы или стремлением к обогащению, это даёт очень легкую возможность полностью предаться духовному учителю без каких-либо сомнений. А именно предание себя духовному учителю и определяет успешность на духовному пути.
В большинстве, мало кто совершает деятельность которая подходит его природе. Психофизическая природа является фиксированной с рождения. Можно, конечно, привить человеку какую-то любовь к знаниям, интерес. Но он не сравнится с врожденным талантом проводить часы, с самого детства, за книгами и исследовать все. Да и привитая любовь, не может быть такой сильной, как естественные склонности.
Если их подавлять или пытаться «переучить» ребенка, тогда можно очень сильно испортить судьбу человеку. Есть мастера которые занимаясь любимым ремеслом получают большие деньги, самоучки. Просто на энтузиазме развили в себе такие способности и стали экспертами именно от врожденного таланта.
Дхарма — уклад жизни.
Согласно ведическим знаниям, которые мы сейчас рассматриваем, затрагивая тему Дхармы, существует 4 уклада жизни.
Брахмачарья — ученик
Брахмачарьи — молодые ученики. Они учатся в специальных образовательных учреждениях — гуркулах, где в них вкладывают не только знание, но и делают большой упор на развитии нравственности, талантов, способностей и достоинств. Брахмачарьи воздерживаются от половых связей, служат учителю и получают знания.
Обучение было бесплатным и длилось по разному — от 10 до 20 лет. Однако по окончанию обучения следовало отдать гуру крупное пожертвование — какое семья ученика могла себе позволить. Самый младший возраст для принятия в гуркулу 5-7 лет, в 25 лет, максимум, обучение заканчивается и ученик должен решить — остаться на правах ученика-монаха или начать грихастху — семейную жизнь.
Грихастха — глава семейства
Грихастха — семейная жизнь. После обучения ученик решивший начать семейную жизнь возвращается домой, где ему подбирают подходящую невесту. После пышных церемоний свадьбы, молодой семьянин начинает семейную жизнь и заработок денег, в соответствии с прирожденной природой — торговцы начинали торговать, рабочие заниматься ремеслами, воины поступали в армию или на государственную службу, священники начинали исполнять обязанности жрецов или учителей.
Воспитывать детей, заниматься благотворительностью и экономической деятельностью, посещать святые места, культивировать в себе чистое сознание — вот обязанности грихастхи. Грихастха продолжается около 30-40 лет. По достижению 45-60 лет глава семейства уходил в отреченный образ жизни. Мать передавалась под опеку старшего сына, который становился владельцем всего имущества и главой семейства.
Ванапрасха — отшельник
Ванапрасха — отреченный образ жизни. Отреченный образ жизни означает поселение в ашраме, скитания или проживание в лесу или горах. В горах или в лесу человек предавался аскезам, очищая свой разум от материальных желаний и обуздывая свой ум.
В случае проживания в лесу, человек питается кореньями и плодами, которые сами ему попадаются. Если человек скитается, он живет жизнью садху, святого, и живёт на подаяние, которое ему дают грихастхи. В случае проживания в монастыре, человек занимается преданным служением и готовится стать санньяси.
Санньяси — проповедник
Санньяси — странствующий проповедник. Санньяси становятся молодые брахмачарьи, которые пожелали остаться в гуркуле, грихастхи, разочаровавшиеся в семейной жизни и ванапрастхи. Санньяса означает что человек остаток жизни посвящает проповеди или иному служению Верховному Господу. Такой человек отказывается от имущества и с минимальным набором необходимых предметов, отправляется проповедовать и разносить знания, посвящая остаток жизни преданному служению.
Дхарма – религия
Понятие дхарма-религия может обозначать два типа религии: карма-йогу и санатана-дхарму.
Карма-йога
Карма-йога — это религиозность направленная на достижение 4 целей жизни: кама(наслаждение), артха(благополучие), дхарма(выполнение долга) и мокшу(освобождение). С такой точки зрения религия является лишь регулирующим принципом в наслаждении и средством для достижения материальных наслаждений и изобилия.
Выполнение обрядов таких как свадьбы, погребения, вознесение молитв, жертвоприношения, похороны и так далее. Следование широкому кругу предписаний и правил, а также поклонение божествам. Все это направленно в большей степени на материальную сторону жизни – для получения чего-либо: достойных сыновей, богатства, здоровья, успеха в заработке и так далее.
Это материалистическая религия, которую мы можем наблюдать повсюду. Самая главная мысль этой религии: «Бог — всемогущ, а значит он может меня наказать или наградить, так что лучше я буду ему служить». Это корыстное служение, хотя оно и превосходит отсутствие служения, ему далеко до чистого преданного служения.
Главным двигателем такой религии являются страх и желания. Страх наказания и желания награды. В этом случае, Бог это всего лишь очередной господин, который может очень болезненно наказать за непослушание. Такой взгляд встречается повсюду и является следствием общечеловеческого невежества, которое всё подминает под избавление от страданий и обретение наслаждений.
Санатана-дхарма
Санатана-дхармой является вечной религией, которая заключается в преданном служении Богу. Вечной религией она является потому, что субъектом служения является не человек, а душа, которая несет эту службу из жизни в жизнь. Душа является также вечной и неизменной. Тело же человека является подверженным изменению и имеет свой срок. По этой причине, все что связанно с телом человека и материальными объектами не может быть вечной религией, санатана-дхармой. Служение Богу – это взаимодействие самого Бога и души человека, духовной энергии. Обе стороны такого взаимодействия имеют вечную природу, исходя из этого и природа их взаимодействия обретает вечный, непреходящий характер.
Иначе говоря, такой вид религии не имеет отношения к временному телу человеку, но взаимодействует непосредственно с душой. Так как душа является вечной и бессмертной, то плоды такого служения также вечны и бессмертны, так как относятся непосредственно к душе.
Санатана-дхарма – это метод бхакти-йоги, преданного служения. Санатана-дхарма исключительно духовный вид деятельности, хотя и не отрицающий экономической, политической и социальной активности, но все это следует подчинить высшей цели — Кришне.
Подчинение всей деятельности Верховному Господу, полное предание и подчинение Ему, а также отказ от материи, как цели существования, является Саната-дхармой – вечной религией, религией живой души, которая служит её Создателю – Бхагавану.
Дхарма – предназначение
У каждого человека есть ряд событий, которые в его жизни должны произойти. Причиной этому могут послужить как предыдущие поступки человека, которые обозначаются как карма, которая создает определенную линию жизни человека с неотвратимыми событиями, так и необходимость совершить определенную роль, получая миссию. Причины последнему отыскать достаточно трудно в прошлом, но по ходу исполнения своего предназначения человек обретает целостное понимание всего, что связано с ним.
Предназначение или миссия человека может быть очень масштабной, а может быть и совсем маленькой, хотя иногда без маленьких событий, практически не заметных в причинно-следственной связи, не произошло бы и больших. Примером предназначения может служить определенная задача в жизни человека, не выполняя которую человек чувствует острую неудовлетворенность и недовольство жизнью. С другой стороны, исполняя своё предназначение человек ощущает всю полноту жизни и теряет вкус к различным аспектам жизни, который традиционно, с точки зрения ведической философии, считаются низкими видами деятельности, которые приводят к деградации. Так у человека пропадает вкус к низшему и появляется вкус к исполнению своей дхармы, в которой он находит для себя всё необходимое для жизни.
В этом свете дхарма выступает как судьба — человек должен выполнить что-то — это его предназначение и долг. В случае отказа от долга — он ошибется, что приведет его к худшему исходу. Об этом говорит Кришна великому воину Арджуне, которому было необходимо принять сражение, но который был охвачен состраданием к своим родственникам, друзьям и наставникам, против которых придётся сражаться:
Санджая сказал: Промолвив это на поле боя, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице, охваченный скорбью.
Тогда Кришна напомнил ему о его долге воина:
Санджая сказал: Увидев, что Aрджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова:
Верховный Господь сказал: О Aрджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Такое поведение недостойно того, кто знает истинную цель жизни. Оно приведет человека не в рай, а к бесславию. О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту постыдную слабость и воспрянь, о герой, карающий врагов.
Судьба и выбор
Фраза: «Такое приведет человека не в рай, а к бесславию» очень много значит в контексте духовной жизни и понимания настоящего отречения и предания себя Господу. Дхарма Арджуны была в сражении, Господь наставлял его:
Воспрянь же, Aрджуна! Приготовься к сражению и стяжай себе славу. Покори врага и насладись властью над цветущим царством. Все они уже приговорены Мною к смерти, и ты, о Савьясачи, можешь быть лишь орудием в этой битве.
Судьба означает быть инструментом в руках Господа. Если инструмент отказывается работать — его считают сломанным и либо пытаются починить или выбрасывают. Если человека пытаются «починить» его ждут тяжелые жернова испытаний, до тех пор, пока он не признает свою судьбу и не примет её.
Эти жернова у каждого свои, Иисус ведь сказал «У каждого свой крест» — это значит что у каждого своя судьба и своя тяжесть испытаний. Второй вариант, когда инструмент признают настолько нерабочим, что выкидывают. В таком случае, человек приходит к неутешительному исходу жизни в виде добровольного отречения от неё — самоубийства.
Что случается с воином, который работает носильщиком? Помимо жизни, которая не соответствует его природе, он получает острейшее чувство неудовлетворенности, депрессии и полное разочарование в себе, которое стремится чем-то забить. Чаще всего алкоголем. Таким путём, достойные люди, отказавшиеся от исполнения долга приходят не в рай, а к бесславию.
Дхарма-путь
Защищай свою дхарму — и твоя дхарма защитит тебя.
Если мы все это объединим, то получим, что Дхарма — это индивидуальный путь человека, который он должен пройти, чтобы понять себя, чтобы выполнить свое предназначение и для того чтобы принести пользу всему обществу. Если человек искренне хочет развиваться, он должен понимать, что очищается золото только через пламя. А алмазы возникают только под давлением. Закаленная сталь ломает обычную. Трудности закаляют.
Есть много метафор, но смысл один — будет тяжело и чем сильнее стремление исполнять свою дхарму, тем больше будет успехов, но тем больше придется страдать для того чтобы достигнуть нужной консистенции, которая будет являться образом идеального себя.
Ради счастья стоит потрудиться, ведь это самый честный обмен – счастье на труд. Честнее сделки просто не существует. Удачи.