Диафильмы что это такое
Диафильм
Диафи́льм (от греч. δια — приставка, здесь означающая «переход от начала до конца», и англ. film — фото- или киноплёнка) — последовательность изображений, отпечатанных на стандартной позитивной 35-мм перфорированной плёнке, кадры которой тематически связаны друг с другом и, как правило, снабжены текстом, превращающим кадры в иллюстрированный рассказ.
Возможность коллективного просмотра диафильмов на большом экране позволяла заменить дорогостоящую кинопроекцию более доступным шоу, особенно популярным у детей, предпочитавших его чтению иллюстрированных книг вслух.
Содержание
Область применения
В СССР для учебных, художественных, развлекательных (детские сказки и кадры из мультфильмов), лекционных и пропагандистских целей широко применялись диафильмы — изготовленные на прозрачной 35-мм перфорированной фотокиноплёнке позитивные изображения. За пределами советского блока диафильмы были, например, в США. Небольшое количество диафильмов выпускалось со звуковым сопровождением на магнитной ленте (катушках) или гораздо чаще — на виниловых пластинках. В настоящий момент выпускаются диафильмы в России и в Венгрии, в том числе на русском языке. Звуковые диафильмы в виде картриджей для диапроектора «Светлячок» — в Китае. К сожалению, диафильмы, выпущенные в последнее время в России, являются перепечаткой старых плёнок и отличаются низким качеством (очень высоким контрастом).
Стандартный размер кадра диафильма — 18×24 мм.
Кадры диафильма неразрывно связаны между собой по текстовому (имеются титры) и зрительному ряду, что не позволяет менять порядок их демонстрации. Каждый кадр диафильма является продолжением предыдущего.
Показ озвученных диафильмов мог проводиться одновременно с воспроизведением грампластинки с дикторским текстом или музыкальным сопровождением.
С распространением бытовой видеозаписи диафильмы практически вышли из употребления. Однако в последнее время интерес к диафильмам снова вырос и сейчас в Китае выпускают диапроекторы «Светлячок» и «Реджио», а в Белоруссии продолжается выпуск «Пеленг-500».
Различия диафильма и диапозитива и средства просмотра
Производство диафильмов
Основным производителем диафильмов в Советском Союзе являлась «Студия „Диафильм“». Также диафильмы производили студии в Ленинграде, Киеве (УКРКИНОХРОНИКА), Грузии и Ташкенте. Тиражировали их и в Харькове, и в Рязани на кинокопировальных фабриках.
Стоимость одного диафильма в 1970—1980-е годы составляла 30 копеек за цветной и 20 копеек за чёрно-белый варианты.
Фотолюбители самостоятельно делали диафильмы, производя фотосъёмку полуформатными фотоаппаратами («Чайка», «ФЭД-Микрон», «Агат-18») на обращаемую цветную или чёрно-белую фотоплёнку. Плёнка обрабатывалась самостоятельно или в специализированных сервисах.
Что такое диафильмы
Знаешь, что такое диафильм?
Под каждым кадром обычно находится текст к нему (а позже появились диафильмы без текста, со звуковых сопровождением; такие диафильмы продавались вместе с грампластинками или аудиокассетами к ним). Так, последовательно переходя от картинки к картинке, зрители смотрят (и читают) сказку.
Пленка диафильма очень узкая (ее ширина всего 35 миллиметров) и кадры на ней плохо видны невооруженным глазом. Диафильмы смотрели, конечно, не вручную, а с помощью специальных аппаратов. Они называются диапроекторы.
А если стенка цветная, то на нее для просмотра диафильмов вешали простыню.
При свете изображение на стене совсем бледное или даже вовсе не видно. Поэтому диафильм можно смотреть только в темноте. И вот просмотр диафильмов был всегда самым настоящим семейным ритуалом. Дожидались вечера, когда на улице стемнеет, вешали на стенку простыню. Делили обязанности: например, ребенок крутит колесико проектора, а мама выразительно читает сказку! И дает сигнал для перехода к следующему кадру.
Как у вас сейчас, наверно, есть целая коллекция любимых фильмов и мультиков на CD или DVD-дисках, так и раньше собирали целые коллекции баночек с диафильмами:
В наше время диафильмы ушли в прошлое. Хотя эту технологию до сих пор используют, например, в учебных целях, ведь диафильмы бывают не только развлекательные, но и учебные. Еще диапроекторы используют для демонстрации отдельных кадров на пленке (во время лекций в инстутутах и школах, например). Такие пленки, на которых всего один кадр, называются диапозитивами.
Книга на пленке: как диафильмы снова входят в моду
Слайды с титрами, знакомые многим советским детям, могут стать частью жизни современных школьников — Госфильмофонд вместе с Министерством просвещения подбирают возможные варианты для учебных программ. И даже если вы уже забыли, что такое диафильмы, тот самый «вкус детства» напомнят, например, в поездах «Сапсан» и «Ласточка» — несколько сказок появилось в мобильном приложении для скоростных поездов. О романтике темных комнат советского детства и новой жизни старых диафильмов читайте в материале «Известий».
В темной-темной комнате
«В этом году мы оформили права на диафильмы. Таких диафильмов насчитывается более 3 тыс., из них более тысячи фильмов — это сказки-рассказы и более 2 тыс. — это диафильмы, которые связаны с образовательным процессом, — сообщил журналистам генеральный директор Госфильмофонда России Николай Малаков. — Мы сейчас ведем переговоры с Минпросвещения (они уже в стадии завершения) о том, какие диафильмы можно использовать для учебных программ. Понятно, что история, допустим, что-то там изменилось, а физика, химия, какие-то естественные науки остались, и я думаю, что это будет помощь в образовательном процессе нашим учителям».
Как будут выглядеть уроки с новым старым форматом, пока неизвестно, но диафильмы и отреставрируют, и озвучат, уточнил Николай Маклаков.
В моем детстве был фильмоскоп «Дэфи». По конструкции он был чуть попроще диапроектора и напоминал маленький телевизор: у родителей был черно-белый, на деревянных ножках, а у нас с сестрой — свое «цветное» счастье в изумрудном корпусе. «Дочь болотного царя», «Аля, Кляксич и буква А», все выпуски «Ну, погоди!», про робота, которому захотелось спать… Можно было залезть под одеяло и смотреть «застывшие мультики» в любое время (если, конечно, мама разрешит), не дожидаясь «Спокойной ночи, малыши!»: сестра читала, я восторженно смотрела.
Зато у двоюродного брата была своя романтика: закрывались шторы, гас свет, включался диапроектор, и на белой простыне разворачивалось действо — любимая картинка многих советских детей.
«Почти каждый вечер заставлял папу натягивать на дверь белую простыню, выключали свет и смотрели. Я колесико любил крутить. А запомнился мне диафильм «Муфта, Полботинка и Моховая борода», автор Эно Рауд. Помню, что там было что-то страшное для меня, но всё равно смотрел», — вспоминал в соцсетях пользователь Oleg Lemps.
Магия «волшебного фонаря»
Историк, старший научный сотрудник Политехнического музея Анна Котомина пишет книгу по истории публичных чтений с «волшебными фонарями» и теневыми картинами — прародителями диафильмов. «Волшебный фонарь» (Laterna magica) — проекционный аппарат работал так: в корпус помещали свечу или лампу, позже — электрическую, свет от которой падал на разрисованное стекло, рождая живые картинки. Придумал это необычное зрелище голландский ученый Гюйгенс. «Волшебный фонарь» колесил по всей Европе, пользовался особой популярностью в Англии.
«Я знаю, что в XIX веке в России дети и взрослые (и простые неграмотные крестьяне, и горожане самых разных сословий) любили «волшебные фонари» не меньше, — рассказывает «Известиям» Анна Котомина. — В этой статической проекции, в отличие от кино, есть завораживающая магия, о которой все говорят. Климат тяжелый, зима долгая, не спеша сидеть, смотреть, слушать — люди любили это всегда. У меня много исторических документов, в которых приводятся записанные за крестьянами впечатления от просмотра».
Английская гравюра, датируемая 1877 годом
Оттого неудивительно, что в XX веке диафильмы были так популярны в СССР. Что называется, в крови.
«Русские вообще любят читать. Еще в XIX веке уважение к учителям, которые ехали работать в земские школы, в эти тяжелые условия, передавалось из поколения в поколение. К середине XX века любовь к чтению и литературе была очень мощной, — говорит историк. — С другой стороны, на студии «Диафильм» очень хорошо платили авторам за создание макетов, за работу по подготовке сценариев. Это была такая «халтура», которой после войны, в 1970-е годы, занималась вся московская интеллигенция. Известный художник Леонид Владимирский, который придумал Буратино в красной полосатой шапочке, после выпуска из художественного отделения ВГИКа стал главным художником «Диафильма». Он нарисовал всего три или четыре диафильма и, как он рассказывал в своем старом интервью, заработал столько денег, что сразу купил себе машину «Волга».
Работали, говорит Анна, «с огоньком», на совесть. Правда, иногда худсовет мог завернуть работу, но не по идеологическим причинам.
«Это мог быть неудачный ракурс, — поясняет эксперт. — Есть специфические требования, как должны быть устроены кадры. Например, текст под кадром не должен полностью повторять то, что изображено на рисунке. Художник увлекался, и часто для каждого диафильма делалось в 1,5 раза больше эскизов, чем нужно».
Сампо-Лопаренок для кубинцев
Диафильм прочно обосновался в советском детстве. В интернете можно найти даже такое толкование сна: «Просмотр диафильмов снится к встрече с друзьями детства».
«Это было самое доступное зрелище для детей. Диафильм (сама баночка с пленкой) стоил от 60 копеек до рубля с небольшим. Для того чтобы показывать кино, требовался большой проектор и большой экран, а диафильм можно было смотреть в домашних условиях, — рассказывает «Известиям» главный хранитель фонда диафильмов Музея кино Ольга Шин. — Иногда диафильм называют книгой на пленке — маленькие дети часто учились читать по крупным буквам. В выворотке (белый текст на темном фоне. — «Известия») в формате показа было очень легко познакомить ребенка с каким-то произведением в адаптированной, сжатой форме».
В Музее кино хранится более 500 эскизов-оригиналов к диафильмам. Почему диафильмы стоили недорого? «Их снимали на очень дешевую пленку «Смена», — поясняет Ольга Шин. К слову, со временем пленка портится, цвета тускнеют, но краски эскиза не блекнут, и новый диафильм можно напечатать в любой момент.
Студия «Диафильм», 1975 год
«В диафильме можно было увидеть те произведения, по которым не так-то легко было достать книгу, — говорит Ольга Шин. По ее словам, на пленку нередко «просачивались» интересные западные авторы. — Есть такой американский писатель, автор сатирических сказок Доктор Сьюз. Его, насколько я знаю, в книжном варианте не издавали, только в журнале и в диафильмах. Или тот же «Медвежонок Паддингтон», который тогда не прижился ни в каком виде, а диафильм был».
Выпускали много стихов: для полноценного сборника, например, три стихотворения маловато, а для одного диафильма — в самый раз. А еще попадаются эскизы на болгарском, испанском языках.
«Переснимались и, видимо, шли на экспорт. Самих пленок у нас нет, а макеты с накладными титрами сохранились, — говорит Ольга Шин. — Была даже сказка про героя карело-финского эпоса «Сампо-Лопаренок», переведенная на испанский. Видимо, на Кубе его тоже смотрели».
Сказки, рассказы, стихи, образовательные диафильмы по предметам, но были и совсем оригинальные — под грифом «секретно».
Новые времена
Предложений по продаже диафильмов и проекторов немного, но они есть на нескольких сайтах. Можно посмотреть диафильмы и без специального оборудования: у того же Госфильмофонда появился тематический YouTube-канал, Российская государственная детская библиотека выложила оцифрованные слайды в открытый доступ. Кроме того, для пользователей смартфонов доступны мобильные приложения.
Даже психологи вспомнили о диафильмах и рекомендуют дарить их детям:
«Хороший вариант для подарка — диафильмы и проектор для них. Кстати, до пяти лет рекомендую показывать ребенку именно их. В мультиках кадры перещелкиваются независимо от нас, а в диафильме вы сможете обсуждать с вашим малышом картинки», — советует детский психолог Анастасия Агизина.
Коробки с диафильмами киностудии «Союзмультфильм»
Последний хит, широко рекламируемый «звездными» мамами и папами, — портативный кубик-проектор, который поддерживает функцию SMART TV и онлайн-кинотеатра. Разработчики уверены: «Диафильмы — это не просто мультик, это такой семейный интерактив и совместное переживание». Правда, и стоит навороченный гаджет (против старых добрых аналоговых меньше чем за 3 тыс. рублей) под 20 тыс. рублей. Тут, как в песне: «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь».
«Кино захватывает и принуждает следовать за сюжетом, а здесь ты сам крутишь пленку, можешь «зависнуть» на кадре, вернуться назад, — говорит Анна Котомина о классическом просмотре. — Это медленная и приятная, завораживающая история. И, наверное, людям, которые сейчас испытывают медиаусталость, это доставит радость. Это из разряда вечного. Вы любите на огонь смотреть? Даже технологически «волшебный фонарь» — самый близкий родственник пламенных печей».
Озвучка решает всё
Никита Макеев руководит своим ивент-агентством. Показ диафильмов для него — одно из направлений бизнеса. Идея, говорит, не оригинальная (подсмотрел у команды «Диафильминариум» из Калужской области), но сложная для успешного воплощения. Со взрослыми проще: диафильмы для них — ностальгия, приятное времяпрепровождение, повод пошутить на актуальные темы. Но для детей, если не подать оригинально, просмотр может лишь навеять скуку.
«Дети задавали вопрос: «А зачем нам стоячие мультики, почему мультики не двигаются?» Это для нас, взрослых: «Вау, диафильмы! А помните, у бабушки на даче? Выключается свет, вот этот шум мотора и пылинки, которые выхватываются лучом проектора и летают… А потом сказка, и дедушка читает своим голосом…» Это всё замечательно, но у детей этой памяти нет. Для них это мертвый звук и, в принципе, вообще непонятная вещь», — говорит в беседе с «Известиями» Никита Макеев.
По мнению Никиты, если просто показывать образовательные диафильмы школьникам, идея, говоря молодежным сленгом, «не зайдет».
«Можно запороть хорошую идею еще на старте. Сложно понять, что конкретно «заходит». У нас получается делать веселые показы. Когда ты точно можешь понять, что понравилось: люди смеются, реагируют. Здесь очень многое зависит от чтеца. Чтобы это было интересно для детей, нужно трансформировать, преподносить в другой обложке, — считает Никита Макеев. — Это реально сложнейшая из задач, но всё возможно: нужны опыт, практика, понимание, стратегия и цель».
Любопытно, но Никита два года крутил диафильмы и не знал, что текст к некоторым из них написал его отец — писатель Сергей Макеев. Теперь об этом с удовольствием рассказывает зрителям. Всего в коллекции Никиты примерно 400–500 диафильмов. Самые любимые — те, что немного абсурдные.
«Диафильм «100 лет тому вперед» — научная фантастика о том, как мальчик из Советского Союза попадает в будущее на 100 лет вперед. Ходит и смотрит. Это смешно: во-первых, ты видишь футуристическое представление о будущем, которое не особо сильно совпадает с реальностью; во-вторых, в будущем коммунизм и, естественно, всё бесплатно, — Никите нравится обыгрывать в диафильмах смыслы «между строк». Где-то, возможно, автор перешел в иносказательную форму в условиях цензуры, а может быть, это лишь разгулявшееся воображение чтеца. — Мне нравится наблюдать за диафильмами как за срезом того времени, мышления, искусства. Это некий культурный фонд, интересная история для изучения».
Диафильмы что это такое
Автор: Mek, категория: Информация, просмотров: 134 993, комментариев: 8
Что такое диафильм в наше время знает не каждый, что совершенно не удивительно во время бурного развития информационных технологий. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня проще купить DVD-диск или же скачать фильм из интернета, нежели прочитать книгу.
Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию.
Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам.
Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений. В начале 1990х годов бытовые видеомагнитофоны практически полностью вытеснили диафильмы из повседневного использования.
Диафильмы производились студиями «Диафильм» основанной в 1930 г., «Укркинохроника», киностудиями Тбилиси и Ленинграда. Самый ранний диафильм, находящийся на нашем сайте, датируется 1948 годом.
Диафильмы выпускали на позитивной пленке шириной 35 мм. Количество кадров в такой плёнке было больше, нежели на обычных фотоплёнках. Как правило, каждый диафильм состоял из 38-56 кадров. Встречаются диафильмы количество кадров в которых превышают 100 шт, это как правило двух серийные диафильмы на одной плёнке.
Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сценарист напишет сценарий, в котором будет учтена специфика жанра, сделает разбивку текста по кадрам. Художник под руководством художественного редактора нарисует изображение каждого кадра, и они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.
Некоторые умельцы умудряются сами, в домашних условиях, изготавливать самодельные диафильмы, печатая их на листе прозрачной плёнки.
Оцифровка диафильмов является тоже довольно сложным и кропотливым процессом. Существует два основным способа перевода плёночных диафильмов в цифровой вид: сканирование и фото пересъёмка. В первом случае применяется любой подходящий сканер, тут могут подойди как профессиональные аппараты с автоподатчиками плёнки, так и недорогие домашние сканеры со слайд адаптерами. Для второго варианта Вам не понадобится сканер. Достаточно иметь цифровой фотоаппарат и умелые руки.
Диафильмы чаще всего просматриваются с помощью диапроектора или фильмоскопа, изображение в котором увеличивается и проецируется на специальный экран. Обычно, для просмотра диафильмов, используется белая простыня, стена или же дверь.
Пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки.
Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала.
Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия «Диафильм» выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.
Помимо развлекательной функции, диафильмы гораздо сильнее, чем телевидение или компьютерные игры, способствуют самостоятельному творчеству ребенка, особенно в раннем возрасте.
Динамика современного мультфильма или компьютерной игры порой не оставляет ребенку времени осмыслить происходящее на экране. Оставляет роль пассивного наблюдателя или «нажимателя» кнопок компьютера, чтобы пройти очередной уровень.
Зато просмотр диафильма с кем-то из родителей увеличивает личное общение. Появляется замечательный и приятный повод проводить вместе больше времени. Обсудить увиденное на следующий день. Диафильм стимулируют ребенка поскорее научиться читать самому – мама или папа могут быть заняты, а еще раз посмотреть сказку так хочется!
Когда ребенок начинает учиться читать, диафильмы помогут быстрее познакомиться и полюбить мир литературы. Увлекательные иллюстрации диафильма помогают лучше понять и осмыслить как текст, так и сюжет. Кроме того, диафильм стимулирует и расширяет самостоятельное образное и словесное творчество
Нашу теперешнюю жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне.
И пускай прошло уже столько лет, мы предлагаем вам попробовать снова пережить те непередаваемые ощущения. Вы удивитесь, насколько легко эти забытые детские чувства могут охватить вас, вернуть вас, казалось бы, в безвозвратно ушедшее прошлое.