Диджитал профессии что это
Профессии в диджитал: как выбрать и не пожалеть
Мы живем в век тотальной цифровизации. Все больше людей переходят на работу в диджитал, каждый день появляются все новые и новые профессии и направления деятельности, а привычные специализации меняются и трансформируются со скоростью света. Чтобы не остаться позади паровоза, специалистам и тем, кто только готовится ими стать, необходимо непрерывно учиться, следить за трендами и осваивать новые компетенции. По следам открытой лекции Максима Попова, представителя проекта LeaderCup по взаимодействию с компаниями и студентами, рассказываем, как правильно выбрать профессию в диджитал и на что нужно обратить внимание в этой области с самого начала.
Главные тенденции
Есть несколько общих требований ко всем профессиям в диджитал. Во-первых, современный специалист должен быть Т-образным: то есть иметь широкий и разноплановый опыт и набор компетенций и при этом быть экспертом в своей области. Большинство современных успешных бизнесов действуют не в какой-то одной узкой сфере, а на стыке нескольких иногда совершенно, казалось бы, несочетаемых направлений. Поэтому у людей, которые развиваются не только вглубь, но и вширь, гораздо больше возможностей как трудоустроиться, так и продвигаться по карьерной лестнице.
Во-вторых, не важно, кто вы — программист или дизайнер, ученый или художник — абсолютно всем необходимо развивать навыки soft-skills. Это не только навыки, касающиеся общения с коллегами, партнерами, работодателями, которые обеспечивают успех в командной работе, но и навыки продвижения себя. Реальность такова, что недостаточно быть крутым специалистом и делать какие-то крутые штуки — нужно уметь рассказывать об этом так, чтобы было интересно другим людям.
Еще один важный совет — не учиться по книгам. Все так стремительно меняется, тренды рождаются и умирают иногда в течение пары месяцев. Пока книга будет написана, издана, доставлена в магазин и куплена вами — вся изложенная в ней информация потеряет свою актуальность. Гораздо эффективнее следить за онлайн-курсами, блогами, каналами и постоянно находиться в потоке свежей информации.
Максим Попов
Образование в современном мире
Все специальности в диджитал можно разделить на пять категорий: маркетинг, бизнес-управление, дизайн, программирование и аналитика. Но, конечно же, все они так или иначе пересекаются между собой.
Плюс всех этих профессий в том, что им можно научиться самостоятельно и в довольно короткие сроки. Порог вхождения в них также весьма низкий: так как специалисты очень востребованы, новичкам довольно легко найти стажировку в компании, заняться фрилансом или попробовать присоединиться к стартапу. Так можно быстро набрать себе необходимое портфолио, заработать опыт и профессиональные связи.
Сейчас существует огромное количество онлайн- и офлайн-курсов, платных и бесплатных — срок обучения на них обычно длится от трех месяцев до года.
Диджитал-маркетолог — это общее название для специалистов, которые занимаются продвижением товаров и услуг в интернете. В задачи маркетолога входит анализ рынка, веб-аналитика, создание рекламных стратегий. Поэтому спектр его компетенций весьма обширен: он должен не только владеть инструментами аналитики, определять позиционирование продукта и компании, его аудиторию, но и разбираться в трендах, дизайне, контекстной рекламе, таргетинге и SMM.
Digital развивается настолько быстро, что знания приходится постоянно обновлять. Хороший маркетолог разбирается в трендах и умеет пользоваться актуальными инструментами для привлечения аудитории. Компаниям требуется все больше хороших специалистов, поэтому зарплаты digital-маркетологов растут с каждым годом.
В подчинении у диджитал-маркетолога обычно находятся более узкие специалисты: SMM, SEO, копирайтеры, таргетологи и дизайнеры.
SMM-специалист отвечает за контент в соцсетях: он пишет тексты для постов, статьи для блогов, снимает и выкладывает фото и видео. Также он занимается развитием коммьюнити — в его обязанности входит следить за комментариями, которые оставляют пользователи, оперативно отвечать на них, а также повышать вовлеченность аудитории, нивелировать негатив. Он же ищет партнеров для сотрудничества — блогеров, лидеров мнений. Зарплата такого сотрудника может вырасти с начальных 35 до 70 тысяч, а срок обучения составляет всего лишь три месяца или даже меньше.
SEO-специалисты отвечают за поисковую оптимизацию: они создают или редактируют текстовые сообщения на сайте или в постах в соцсетях так, чтобы их было очень легко найти через поиск по ключевым словам. Грамотный SEO-специалист может получать до 80 тысяч.
Специалист по контекстной рекламе занимается продвижением продукта в рамках рекламных систем Google Adwords, Google Analytics, Яндекс.Директ и Яндекс.Метрика. И Google, и Яндекс обучают рекламным инструментам совершенно бесплатно — сертификат от них является практически обязательным требованием у работодателей. Зарплата такого специалиста — от 30 до 60 тысяч рублей.
Копирайтеры отвечают за все виды текстов: наполнение сайта, e-mail-рассылку, статьи для блогов тексты рекламных брошюр и каталогов и т.д. Главное в работе копирайтера — это создавать заманчивые, интересные, одним словом, продающие тексты, которые не только дадут всю информацию о продукте или услуге, но и зацепят внимание потенциальных клиентов. Несмотря на то, что работа требует определенного писательского таланта, журналистских навыков и безупречной грамотности, оплачивается она достаточно скромно — от 25 до 55 тысяч.
Но в последнее время на смену всем этим специальностям приходит общее понятие контент-маркетолога. Ведь, как мы помним, в тренде сейчас многофункциональные специалисты, которые умеют все и при найме закрывают сразу несколько должностей.
Если диджитал-маркетологи занимаются продвижением самого продукта, товара или услуги, то контент-маркетолог отвечает за продажу идеи. Для контент-маркетинга не так важно продать единичный продукт, как создать имидж бренда, сделать его узнаваемым, вездесущим — в идеале, вирусным. Делается это за счет контента, которым заполняется как можно большее количество каналов коммуникации.
Главные требования к любому контенту сегодня — это полезность, высокое качество исполнения, креативность и необычность. Если у вас получился, например, очень смешной рекламный ролик, в котором упор не на прямую продажу, а на развлекательный потенциал самого видео — его даже не нужно будет продвигать, пользователи сами разнесут его по всему интернету.
Бизнес и управление
Главные управляющие должности в компаниях — это проджект-менеджер и продакт-менеджер (об отличиях этих двух профессий мы не так давно рассказывали в нашем материале — прим. ITMO.NEWS). Именно они формируют направление, в котором будет двигаться вся команда, работающая над продуктом или проектом.
Проджект-менеджер — фактически руководитель команды, который отвечает за реализацию проекта в рамках работы над продуктом. Его задача — составить сроки, бюджет, ресурсы для выполнения конкретного задания и следить за тем, чтобы команда в эти рамки уложилась.
Проджект-менеджер не должен быть программистом, дизайнером, проектировщиком или продажником, но он должен достаточно хорошо ориентироваться во всех этих сферах, чтобы, во-первых, понимать кто, что и как делает в его команде, во-вторых, ставить конкретные задачи и правильно указывать сроки их исполнения. Если менеджер не знает, как происходят процессы в его команде, вряд ли он сможет хорошо ими управлять.
Продакт-менеджер, в свою очередь, разрабатывает стратегию развития для всего продукта. И набор его компетенций уже не ограничивается лишь софт-скиллами, как у проджект-менеджера. Он должен уметь составить бизнес-план, проанализировать рынок и определить потенциального клиента, владеть инструментами аналитики и метрики, уметь составлять презентации и разговаривать с инвесторами, понимать в дизайне и разбираться в интерфейсе, владеть навыками юнит-экономики, A/B-тестирования, customer development — и многое, многое другое. В общем, на его плечах лежит не только создание и развитие продукта в соответствии с запросами пользователей, но и его успешное продвижение на рынке.
Существует несколько разновидностей дизайна: графический, продуктовый, веб-дизайн, дизайн интерфейсов, моушн-дизайн.
Графический дизайнер отвечает за визуальную часть бренда. Он создает фирменный стиль: разрабатывает логотип, подбирает цветовую гамму и шрифты, продумывает дизайн упаковки, верстку, иногда рисует иллюстрации, но вообще для этого обычно есть иллюстраторы.
Уметь хорошо рисовать в случае дизайнера не обязательно — вся работа происходит в графических программах. А вот знать и уметь работать в пакете программ от Adobe — первостепенное требование. Выучиться на графического дизайнера можно за полгода — год, а вот набивать руку и собирать портфолио придется подольше. Зарабатывают дизайнеры от 50 до 70 тысяч.
Веб-дизайнер занимается визуальным оформлением сайтов. Веб-дизайнеру не нужно знать языки программирования и даже не так важно владеть HTML и CSS — этим занимаются веб-программисты и верстальщики. К тому же, сейчас существует множество конструкторов сайтов, избавляющих от необходимости разбираться во внутреннем устройстве веб-страницы.
Задача веб-дизайнера — разрабатывать макеты сайтов и веб-интерфейсов, подбирать визуальное наполнение сайта: шрифты, иллюстрации, цветовые решения. Для этого, опять же, нужно освоить пакет графических программ, а также платформу Figma, в которой обычно и собирается макет. Средняя зарплата веб-дизайнеров — около 85 тысяч, а срок обучения составляет от четырех месяцев до полугода.
Моушн-дизайнер работает с анимацией. Анимация логотипов, заставки перед видео на ютуб-канале, отрисованные ролики и подвижные элементы сайта, даже символ загрузки страницы или анимированный клик по значку корзины — это все его рук дело. В основном моушн-дизайнер работает в Adobe After Effects, но также он должен владеть программами векторной графики и Photoshop, без которого в дизайне вообще никуда. Средние зарплаты для моушн-дизайнеров — в районе 100 тысяч рублей. Обучение длится от года до полутора лет.
Мы не будем касаться VFX и 3D-дизайна — хотя эти отрасли более чем перспективные, но там требуются весьма специфичные и глубокие знания и умения.
Когда мы говорим о дизайнере интерфейсов, мы сталкиваемся с понятиями UX и UI-дизайна. User Experience (дословно: «опыт пользователя») — это то, какое впечатление получает пользователь от работы с интерфейсом приложения, сайта или программы: насколько он удобен и интуитивно понятен.
Продуктовый дизайнер — это специалист, который сочетает в себе компетенции дизайнера, веб-дизайнера, проектировщика интерфейсов, продакт-менеджера и аналитика. Это лидер команды разработчиков, который отвечает за внешний вид продукта, который будет одновременно удобным и привлекательным для пользователя.
Это сложная работа, требующая большой базы знаний, опыта и навыков, но и зарплаты в этой сфере соответствующие — в среднем 120 тысяч рублей. Срок обучения — от одного года.
Есть ли более востребованная профессия, чем программисты? Пожалуй, нет, ведь на программистах сейчас держится весь мир. И при этом их всегда не хватает.
Как и в других областях диджитал-профессий, в программировании так же высоко ценятся многозадачные работники. Специалисты, которые разбираются и в backend, и во frontend называются fullstack-разработчиками. Нужно ли говорить, что их востребованность на рынке и, соответственно, зарплата гораздо выше?
Но самыми высокооплачиваемыми специалистами на рынке IT являются DevOps-инженеры. Это гибрид разработчика и системного администратора, человек, который отвечает за то, чтобы программный код скомпилировался и упаковался без ошибок и был доставлен пользователю в рабочем состоянии. DevOps должен не только уметь программировать, но и знать специфику обработки пакетов ядром операционной системы, правила маршрутизации пакетов, аспекты безопасности хоста и т.д. Средняя зарплата DevOps-специалистов, даже на начальном уровне — около 120 тысяч рублей.
В интернете только и говорят, что о Big Data. Миллионы людей ежесекундно генерируют тонны контента, оставляют цифровые следы. Благодаря развитию «интернета вещей» окружающие нас объекты — фитнес-трекеры, GPS-навигаторы, телевизоры и даже холодильники — тоже производят непрерывный поток информации.
Все это невероятно ценные данные — для ученых и исследователей, маркетологов и бизнесменов, полицейских и криминалистов, журналистов и политиков. Но все эти неподъемные массивы информации нужно кому-то обрабатывать.
Поэтому невероятно востребованными становятся аналитики данных, дефицит которых на рынке ощущается во всех областях. Освоив эту профессию, можно легко устроиться в крупную компанию даже без опыта работы.
Аналитик данных собирает сырые данные, анализирует их и преобразует в статистические модели, с которыми можно работать. Его главные инструменты: описательная статистика, математический анализ, SQL — язык программирования для управления базами данных и Python для создания скриптов обработки массивов данных.
Как пройти собеседование
Хорошо, допустим, вы окончили какой-то курс, собрали портфолио и готовы устраиваться в компанию мечты. Как сделать это правильно? Начнем с азов.
Резюме — это ваш входной билет, с которого может начаться ваша карьера. Поэтому очень важно составить его правильно.
Главное правило: не стоит приписывать себе те навыки и достижения, которыми вы не владеете. Обмануть вы никого не сможете — ваши пробелы быстро обнаружатся во время собеседования.
Второе — навыки, которыми вы владеете, надо указывать конкретно. Если это английский — указывайте свой уровень, если программирование — указывайте конкретные языки, которыми владеете, если дизайн — программы, в которых умеете работать и так далее. Писать абстрактно и неконкретно — довольно проигрышная ситуация. Также не стоит указывать базовый набор программ, которыми владеют все, и которые вы освоили на уровне обычного пользователя. Не надо писать, что вы знаете Microsoft Office или умеете пользоваться браузерами. Звучит смешно, но многие продолжают указывать это в резюме.
Также нет необходимости указывать софт-скиллы такие, как пунктуальность, обучаемость, доброжелательность и так далее. Поверьте, все эти качества перечислены в каждом резюме, которые HR получает сотнями. Если в самой вакансии не указаны какие-то специфические требования вроде умения общаться с людьми или работать в команде, такая самопрезентация будет излишней.
Конечно, не стоит заниматься веерной рассылкой одного и того же резюме всем подряд. Каждую компанию, в которую вы хотите устроиться, нужно подробно изучить: чем именно они занимаются, на чем специализируются, какие у них требования от кандидатов, что именно им нужно. И подгонять свое резюме под эти требования.
Мотивационное письмо — практически неотъемлемая часть устройства на работу. Оно значительно повышает ваши шансы быть замеченным и приглашенным на собеседование. Письмо пишется в более свободной форме, чем резюме, поэтому в нем можно подробно расписать, чем вас заинтересовала вакансия, почему вы хотите устроиться именно в эту компанию, чем вы можете быть полезны ей.
Хотя сейчас наличие профильного образования, особенно полученного на каких-то краткосрочных курсах, сильно обесценилось, указывать его все равно не будет лишним. Но только в том случае, если вы можете подтвердить его практическими навыками. В любом случае в резюме лучше указать все дипломы и сертификаты об образовании — естественно, те, которые относятся к делу. Не нужно указывать, что вы прошли курс по фотографии, если устраиваетесь программистом. А вот для дизайнера, например, это будет не лишним.
Конечно же, портфолио — без него вас, скорее всего, могут взять разве что на стажировку. Портфолио — это важнейшая часть вашего резюме, оно подтверждает, что ваши знания не просто теоретические, но и практические. Именно по нему работодатель будет оценивать ваш профессиональный уровень.
Портфолио не обязательно должно быть связано с непременным опытом работы в какой-либо компании. Это могут быть проекты, выполненные во время обучения, прохождения курсов, просто для себя. Не так важно, что ваши работы не были использованы в коммерческих целях, главное — продемонстрировать ваши профессиональные навыки. Хотя наличие внедренных проектов повышает шанс быть принятым на работу. Поэтому можно для начала попробовать сделать что-то на фрилансе.
Не приходите на собеседование неподготовленным. Изучите деятельность компании, в которую устраиваетесь, готовьтесь задавать вопросы — так вы продемонстрируете свою заинтересованность и четкое намерение трудоустроиться именно в эту компанию, а не то, что вы просто проходили мимо.
Ну и последнее — правильно оценивайте свою стоимость. Обязательно посмотрите средний уровень зарплат в вашей профессии. Многие новички сильно преуменьшают ценность своей работы и часто декларируют готовность работать «за еду». Поверьте, надолго вас не хватит, вы очень быстро выдохнетесь и потеряете интерес к профессиональному развитию и работе в целом, если она будет малооплачиваемой.
Другая распространенная ошибка — называть слишком высокую зарплату для своего уровня. Если вы только месяц назад окончили онлайн-курсы, не нужно замахиваться на зарплату опытного специалиста — никто не воспримет вас всерьез.
Стажировки и работа в стартапе
Что делать, если вас не берут на работу из-за недостатка опыта? Тут есть несколько путей.
Ну и не стоит забывать, что если вы хорошо себя покажете, после стажировки вас могут принять в эту же саму компанию — они всегда заинтересованы в талантливых специалистах.
Еще один хороший вариант — это стартап. Обычно в стартапах большая нужда в креативных молодых работниках, но часто они физически не могут платить зарплату, так как доходов нет или они нестабильны. Но работа в стартапе — это прекрасная возможность быстро прокачаться и проявить себя, ведь чаще всего в них приветствуется инициативность, нестандартное мышление и творческий потенциал. Другими словами, в рамках стартапа можно реализовать любую, даже самую дикую идею и получить уникальный опыт ее реализации. В других компаниях такой свободы действий, скорее всего, не будет.
В чём отличие ИТ- и диджитал-профессий: цифровая трансформация и мнения экспертов
Согласно исследованию KPMG, в 2019 году 52% респондентов — крупных российских компаний — увеличили штат ИТ. Среди основных причин такого роста компании назвали цифровизацию бизнеса, а под общим определением ИТ-персонала подразумеваются и диджитал-специалисты.
При этом существует путаница, что считать диджитал-, а что ИТ-профессиями. Давайте разбираться: с погружением в историю, сравнением специалистов и комментариями практиков. Осторожно: лонгрид.
Матчасть: информационные технологии
Согласно Оксфордскому словарю, впервые термин «информационные технологии» появился в 1958 году в статье Harvard Business Review, в которой авторы Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер отметили: «У новой технологии пока нет общепринятого названия. Будем называть её информационной технологией». В определение входило три области: способы быстрой обработки больших объёмов информации, применение статистических и математических методов для принятия решений и моделирование мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ.
Информационные технологии (ИТ) — общий термин для всего спектра технологий обработки информации, включая программное обеспечение (software), «железо» (hardware), коммуникационные технологии и смежные услуги.
Кратко пробежимся по вехам развития ИТ.
Пионер компьютеростроения — немецкий инженер Конрад Цузе. Известен как создатель первого в мире функционального программно-управляемого компьютера Z3 (1941) и первого языка программирования высокого уровня Планкалкюль (1943–1945). Создание первого коммерческого компьютера Z4 доктор Цузе закончил в 1950 году — продал его Швейцарской высшей технической школе.
Программирование в 1945–1955 годах осуществлялось исключительно на машинном языке. Операционных систем не было, задачи решались вручную со специального пульта управления. Первая операционная система для компьютеров — GM-NAA I/O (General Motors & North American Aviation Input/Output system) — была разработана в 1955 году Робертом Патриком из General Motors и Оуэном Моком из North American Aviation. ОС работала исключительно на больших машинах, и её основная функция заключалась в автоматическом выполнении новой программы, когда старая завершилась.
В первых компьютерах для представления данных использовались перфорированные ленты
Эра персональных компьютеров, доступных каждому, началась в 1980 году. Первый в мире лэптоп — IBM 5140, или IBM PC Convertible — корпорация IBM выпустила в 1986 году.
Далее последовала череда важных ИТ-внедрений от компаний Apple, Compaq, IBM, Intel, Hewlett-Packard, Microsoft, Motorola, NeXT, Tandy, U.S. Robotics. Были созданы операционные системы UNIX, Linux, OS/2, Windows, MacOS.
Но немногие разработки в области информационных технологий имели такой же революционный эффект, как создание интернета. Его «отцами» называют американских учёных Роберта Эллиота Кана и Винтона Серфа — изобретателей протоколов TCP/IP для хранения и передачи информации. Работы Кана и Серфа 1970-х годов создали техническую основу современного интернета.
В 2011 году была принята резолюция ООН, признающая доступ в интернет базовым правом человека. Отключение тех или иных регионов от интернета является нарушением этого права.
Отечественные ИТ
В СССР программирование возникло в 1950 году, когда появился макет первой советской ЭВМ МЭСМ (и первой ЭВМ в континентальной Европе).
Лидером отечественного программирования экспертное сообщество считает академика Андрея Ершова — одного из пионеров теоретического и системного программирования, создателя новосибирской школы программирования, основоположника курса школьной информатики.
Кстати, до начала 1950-х годов в СССР не существовало специальности «программист». Андрей Ершов принадлежал к первому в СССР выпуску дипломированных специалистов по программированию (1954).
Ученый разработал программирующую программу для БЭСМ — одного из первых отечественных трансляторов, а также написал первую в мире монографию по трансляции, которая широко разошлась по миру. Русское издание вышло в 1958 году, следом — английское (1959) и китайское (1960).
Работы Ершова помогли в формировании и развитии вычислительной техники не только в СССР, но и во всём мире. Его ценило международное сообщество программистов, приглашали в качестве спикера в Европу, Японию и США. Коллеги называли Ершова «полпредом советского программирования за рубежом».
Лучший советский программист прекрасно играл на гитаре, пел, писал стихи,
переводил на русский язык английских поэтов (фото из архива А.П. Ершова)
Ученый разрабатывал и прототипы современных операционных систем. Но, несмотря на интересные идеи, работа была прервана — СССР принял архитектуру IBM.
Ряд фундаментальных терминов русского программистского языка — «информатика», «программное обеспечение», «технология программирования» — ввёл именно Андрей Ершов. Также академик первым (во всяком случае, среди отечественных программистов) распознал производственную сущность программирования как основу новой, софтверной промышленности.
1987–1994 гг. стали ключевыми для зарождения русскоязычного интернета — рунета. 28 августа 1990 года профессиональная научная сеть Института атомной энергии им. И.В. Курчатова и ИПК Минавтопрома соединилась с мировой сетью, положив начало современным российским сетям.
У истоков рунета стояла группа людей, среди них:
В 1998 году было отмечено около 1 миллиона виртуальных россиян, в 2019 году — 95,8 миллионов (78% населения России).
Бум информационных технологий произошёл в 1990-х годах, но и сегодня ИТ продолжает оставаться бессменным двигателем мировой экономики.
Матчасть: диджитал
Оказывается, слово digital существует уже 600 лет. Неожиданно, правда? Помимо долголетия соль ещё и в том, что его значение видоизменялось на протяжении веков.
Исходное значение слова digital — палец (от лат. digitālis). Вначале, в XV веке, под digital подразумевали «обозначение целого числа менее десяти». В XVII–XIX вв. слово употреблялось в значении «имеющее отношение к пальцу, пальцам или числам».
Современное значение диджитал приобрёл в начале 1940-х годов, благодаря появлению нового типа вычислительных машин. Данные в них представлялись в виде серии дискретных цифр (digits) — такую информацию и любое устройство, которое её использует, стали называть цифровыми. Для представления данных в виде последовательности дискретных значений используется цифровой сигнал.
Диджитал — представление физической информации посредством двоичного кода. В качестве прилагательного означает «цифровой», то есть созданный с помощью цифровых технологий.
Одна из карточек прилагательного digital в современном значении в Оксфордском словаре.
По цитатам можно отследить, когда и где засветился термин.
Например, мировая цифровая революция впервые упоминалась в 1983 году
Многие виды информации получили цифровой эквивалент. Лазерный диск хранил фильм в виде цифрового видео и цифрового звука. Цифровую запись можно было приобрести на компакт-диске, а бесплёночные фотоаппараты — использовать для создания цифровых фотографий. Это слово также стало применяться в СМИ — цифровое радио и цифровое телевидение.
Вполне вероятно, что скоро мы перестанем использовать digital в привычном значении: когда используются только цифровые технологии, необходимость в пояснении отпадает. Например, это уже произошло с цифровым компьютером: все современные компьютеры — цифровые и мы просто говорим «компьютер». Чего не скажешь об аналоговом предшественнике, в разговоре о котором нужно использовать уточняющее определение.
Цифровой мир как среда обитания
Офлайн и онлайн — грань между ними уже достаточно условна. Одним словом, фиджитал (физический + диджитал) — соединение обеих реальностей. Более того, по мнению футурологов, через 20 лет виртуальный мир будет неотделим от реального с ежедневным присутствием в нашей жизни.
Цифровые технологии изменили многие сферы: маркетинг и продажи, обслуживание, финансы, телеком, производство, образование, рынок труда, медиа, ритейл, музыку, искусство, кино и даже спорт. Появились (и продолжают появляться) новые термины, среди которых интернет-маркетинг, digital-агентство, необанк, киберспорт, цифровой след, цифровой портрет (соискателя), цифровой двойник, смарт-пространство.
«Цифровой» словарь
Цифровая эра продолжает реформировать экономику и образ жизни в целом. Создаются новые бизнес-модели, меняется деловая среда и то, как люди работают, отдыхают или просто общаются.
Крупные финансовые, торговые и ИТ-компании во всем мире модифицируют основной бизнес в универсальные платформы — экосистему — для предоставления клиентам дополнительных услуг. Согласно исследованию Bloomchain, крупными российскими преобразователями можно назвать Сбербанк, Яндекс, Тинькофф Банк, Mail.Ru Group. Например, Сбербанк проинвестировал в цифровую трансформацию более 390 миллиардов рублей за 2015–2018 гг., а его аудитория нефинансовых сервисов в начале 2019 года составляла 67 миллионов человек (70% активных частных клиентов). Среди сервисов экосистемы Сбербанка: стиль жизни, телекоммуникации, электронная коммерция, здоровье, трудоустройство, недвижимость, транспорт, образование.
Экосистемность позволяет не только повысить лояльность существующих клиентов, но и привлекать новых. И всё это стало возможным благодаря цифровым технологиям. При этом не стоит считать их волшебной таблеткой для процветания: трансформация без чётких целей, стратегии и тщательной подготовки не принесет ожидаемых результатов. Но, похоже, с готовностью к преобразованию хорошо обстоит дело не только у мировых, но и у российских компаний, исходя из исследования KPMG:
Что касается российского бизнеса, в основном речь идёт не о комплексной программе, а о серии пилотных проектов по внедрению разрозненных цифровых решений
При этом среди основных препятствий на пути к цифровизации российские компании назвали недостаточную зрелость текущих процессов, низкий уровень автоматизации, отсутствие компетенций и низкий уровень ИТ-грамотности сотрудников. Дефицит кадров отметили 54% респондентов. Самые востребованные позиции — бизнес-аналитики по оптимизации процессов и специалисты по анализу данных.
Наибольшие угрозы, которые несёт цифровизация, лежат в области информационной безопасности. Этим обеспокоены 56% российских руководителей vs 68% по миру.
Базовые диджитал-термины: не путаемся
Оцифровка (digitization) | — перевод аналоговой формы данных в цифровую. |
Например, преобразование рукописного или печатного текста, музыки с пластинки или аналогового формата видеозаписи в цифровой вид.
Цифровая трансформация — это больше, чем просто технологии.
Ключевые факторы — фундаментальное изменение корпоративной культуры, мышления, методов работы и управления компанией, а также социальная деятельность.
Кто провёл цифровую трансформацию в вашей компании?
а) генеральный директор; б) технический директор; в) коронавирус
Digital-осознанность: о зависимости и детоксе
На фоне тотальной цифровизации невозможно не упомянуть и о цифровой зависимости. Согласно исследованию Forbes, трое из пяти человек тратят больше времени на свои смартфоны, чем на своих партнёров. Помимо проблем с социальными навыками ухудшается качество сна, повышается уровень стресса и вырабатывается нездоровое пищевое поведение.
Терапией выступает цифровой детокс — осознанный отказ человека от использования гаджетов на какое-то время. Человек переключает внимание на близких и окружающий мир, что помогает ему вернуть контакт с собой, потерянный в виртуальном мире.
Бизнес и наука тоже вносят свой вклад в детоксикацию.
Каркас платья x.pose изготовлен методом 3D-печати. Представляет собой носимое устройство, обнажающее части тела владелицы при каждой генерации трафика
Однако не стоит забывать, что соблюдение баланса зависит в первую очередь от нас самих. Согласно исследованию Digital Society Index, 21% пользователей уже ограничивает время использования интернета или смартфона, а 14% респондентов ушли из какой-либо соцсети.
Среди других находит своих адептов и подход JOMO (от англ. Joy Of Missing Out) — радость упущения. Концепцию осознанной жизни в противовес страху упустить что-то (FOMO) предложил датский профессор психологии Свенд Бринкманн. Вместо того, чтобы зависать в сети или стремиться быть всюду и со всеми, боясь выпасть из часто показушной инстаграм-жизни, психолог предлагает уделять время близким или реализовывать свои проекты.
Осознанное использование технологий позволит получать выгоду, а не вред от щедрого источника информации, которым является интернет и соцсети.
ИТ-профессии
Рассказываем про востребованные ИТ-специальности, по версии hh.ru. Указанные навыки — те, которые работодатели считают главными.
Фронтенд-разработчик. Программирует работу всего, что видит пользователь сайта или приложения — собирает интерфейс. Среди требуемых навыков: вёрстка, понимание серверной части проекта для настройки обработки пользовательских действий и отправки запросов на бэкенд.
Спрос на фронтендеров продолжает расти. За два года он увеличился на 20% (2016 vs 2018).
PHP-разработчик. Одна из самых востребованных специальностей среди веб-разработчиков. Среди требуемых навыков: язык PHP, вёрстка, работа с базами данных.
Работодатели довольно охотно берут новичков.
Java-разработчик. В основном связан с промышленной разработкой: например, создаёт ПО для банковской системы биллинга. Также делает сайты и веб-приложения.
Системный администратор. Отвечает за работу сетевой структуры организации, включая планирование. Устанавливает и настраивает оборудование, ПО, создаёт и администрирует учётные записи, автоматизирует рутинные процессы. Может отвечать за информационную безопасность.
Тестировщик. Моделирует возможные ситуации сбоя работы сайта или приложения. Проверяет, как с этими ситуациями справляется продукт, и фиксирует необходимые доработки.
Довольно низкий порог входа — новичкам рады.
1С-программист. Внедряет и настраивает под требования компании систему 1С для автоматизации бизнеса. Выгружает данные для изучения. Большинство работодателей связаны с торговой деятельностью, которая характеризуется большими объёмами данных для аналитики.
С++-разработчик. Занимается высоконагруженными серверными системами, играми на С++ — языке широкого применения.
iOS-разработчик. Реализовывает приложения для всего, что работает на платформе iOS. Также требуют язык Objective-C или Swift.
Android-разработчик. Создаёт ПО для устройств на платформе Android. Должен хорошо знать саму платформу, уметь писать на Java и работать с Android SDK — набором инструментов для написания и тестирования кода.
Python-разработчик. Обычно связан с работой над бэкендом сайтов или приложений, для чего должен знать фреймворк Django. Из-за универсальности язык Python используется как для аналитики, так и для разработки.
DevOps-инженер. Посредник между разработчиками и командой эксплуатации. Внедряет системы автоматизации. Обеспечивает единый непрерывный процесс создания, выпуска, обновления и поддержки продуктов.
Для России профессия достаточно новая и становится всё актуальнее: востребованность за два года выросла на 70% (2016 vs 2018). О самой профессии мы написали детальнее в статье на Хабре «Кто такой DevOps-инженер, что он делает, сколько зарабатывает и как им стать».
JavaScript-разработчик. Обычно занимается фронтендом — программированием клиентской части сайтов и приложений. Для создания серверной части проектов — довольно популярного варианта применения JavaScript — потребуется знание платформы Node.js.
Data Scientist. Работает с большими массивами данных, извлекает информацию и делает выводы о закономерностях. Среди требуемых навыков: теория вероятности, матстат, язык программирования с сопутствующими библиотеками, машинное обучение.
Аналитик данных (data-аналитик). Находит ответы на текущие вопросы развития бизнеса и помогает автоматизировать рутинные процессы сбора данных с помощью языков анализа данных, таких как Python и R.
Начинающих специалистов охотнее всего берут в Data Science — анализ данных или машинное обучение. Доля вакансий для кандидатов с опытом работы меньше года здесь на четверть выше, чем в целом по рынку.
Фулстек-разработчик. Может в одиночку создать работающий сайт или приложение. Требуется знание логики обработки запросов, серверной части, хранения данных, как взаимодействуют фронтенд и бэкенд.
Доля вакансий для фулстек-разработчиков выросла в два раза (2016 vs 2018).
Интересно. По прогнозам Международной корпорации данных, к 2024 году новый класс профессиональных разработчиков, создающих код без использования собственных скриптов, на 30% увеличит мировое сообщество программистов. Такой подход к разработке приложений на основе готовых модулей ускорит цифровую трансформацию компаний.
ИТ-специальности, связанные с промышленным внедрением ПО
Диджитал-профессии
Эволюция цифровизации постепенно стирает границу между ИТ и диджитал. Их можно сравнить с сиамскими близнецами: одно без другого не функционирует. Возможно, скоро эксперты введут единый термин, а пока этого не произошло, наблюдается некоторая неразбериха с тем, что считают digital-профессиями, или интернет-профессиями.
Благодаря постоянному диджитал-развитию рынок не живёт по жёстким гайдлайнам. Согласно анализу экспертных материалов в поисковой выдаче, прорисовываются три блока digital-профессий:
Компания использует тот или иной блок, исходя из целей и задач бизнеса.
Самая распространённая диджитал-история — интернет-маркетинг.
Если говорить о специфике digital-агентств, то в основном это касается руководящих позиций. К вышеуказанным специалистам добавляются креативный директор, стратегический директор, арт-директор, медиадиректор.
А если агентство занимается и продакшном, то плюсуем технического директора, руководителя R&D, AR/VR-специалиста, продюсера, 3D-визуализатора, разработчика чатботов, оператора дронов.
Гибкость цифровой сферы позволяет компании создавать индивидуальную цифровую бизнес-модель и соответственно предъявлять специфичные требования к диджитал-персоналу. Так, например, в digital-команду нефтехимической компании «Сибур» входят разработчики, UX/UI-дизайнеры, AR/VR-специалисты, специалисты по Data science, Machine Learning, IoT, Big Data, архитекторы решений, аналитики, тестировщики, владелец продукта и даже Scrum-мастера. Без грамма маркетинга.
10 наиболее прибыльных диджитал-профессий (по версии hh.ru)
Веб-разработчики и тестировщики представлены и в ИТ-профессиях
Веб-разработчик. Собирает сайт или интернет-магазин на основе CMS. Должен владеть Java или С++, PHP, Python и GO.
Геймдизайнер. Полностью разрабатывает игры. Среди требований: широкий кругозор, знание игровой индустрии, опыт построения внутриигровых систем, 3D-редакторы. Преимуществом будет знание английского языка и техническое образование.
Веб-аналитик. Работает с большими массивами данных и является Excel-профи.
Среди строгих требований: профильное образование, аналитический склад ума, опыт работы с Яндекс.Директом, Яндекс.Метрикой, Google Adwords и Google Analytics.
Email-маркетолог. Разрабатывает стратегию, пишет и верстает письма, работает с базами подписчиков и клиентов, анализирует и оптимизирует метрики рассылок.
Среди требований: умение работать на платформах для рассылок типа Mailchimp, Sendsay или Ofsys.
В рекомендуемых навыках работодатели указывают копирайтинг, основы программирования и HTML, аналитический склад ума и структурное мышление.
Тестировщик ПО. Моделирует разные ситуации для выявления дефектов в программных системах, прогнозирует вероятные сбои, анализирует проведённые тесты.
Среди требований: основы программирования, навыки работы со средствами автоматического тестирования и Bug-трекерами, опыт документирования тестов.
Варианты названий профессий: инженер по тестированию, специалист по тестированию ПО, специалист по контролю качества ПО, специалист Quality Assurance, QA Tester, QA Manager, QA Engineer.
Интернет-маркетолог. Полностью отвечает за продвижение компании, продукта, услуг в сети. Контролирует и проверяет работу копирайтеров, верстальщиков и дизайнеров. Выбирает оптимальные каналы продвижения — SEO, контекстная реклама, PR на внешних площадках.
Среди частых требований: понимание принципов юзабилити сайта и групп в соцсетях, умение пользоваться аналитическими сервисами.
Специалист по контекстной рекламе, таргетолог. Занимается рекламой в социальных сетях. Разрабатывает стратегию, выбирает площадки под рекламные кампании, планирует бюджет, определяет ЦА, анализирует продвижение в соцсетях.
Среди требований может встречаться умение работать с графическими и текстовыми редакторами.
Веб-дизайнер. Создаёт внешний вид будущего сайта. Определяет элементы, которые будут находиться на странице, их оформление и механику взаимодействия пользователя с сайтом. Должен делать удобные и интуитивно понятные для всех интерфейсы, поэтому часто работает в связке с UX/UI-дизайнерами.
Среди требований: умение работать с различными графическими редакторами, проектировать интерфейс, создавать прототипы и понимать, какой дизайн можно реализовать технически.
SEO-специалист. Занимается улучшением веб-сайта для повышения его позиций в поисковой выдаче и сохранения высоких результатов. Может быть вовлечён в устранение технических ошибок сайта, совершенствование навигации и увеличение скорости открытия страниц.
Среди требований: понимание функционирования поисковых систем, создание аналитических и статистических отчетных материалов, умение использовать программы веб-аналитики, опыт работы с Key Collector и отличное знание Microsoft Excel.
Среди пожеланий указывают умение работать с CMS и базовые знания HTML.
SMM-специалист. Отвечает за продвижение компании, бренда или продукта в соцсетях. Разрабатывает стратегию, составляет бюджет, отвечает за создание сообществ (если нет комьюнити-менеджера) и регулярный контент. Привлекает подписчиков, создаёт площадку для общения людей, проводит акции и опросы, работает с рекламой, грамотно отвечает на негатив.
Работодатели хотят видеть в команде проактивного сотрудника с креативным подходом и грамотной речью, обладающего навыками копирайтинга.
Среди требований: высшее образование в области маркетинга или PR, знание английского языка, умение работать с графическими и видеоредакторами, реже — навыки фотосъёмки.
Коротко раскроем остальные диджитал-профессии.
Копирайтер, автор. Создаёт качественный контент, который решает задачи бизнеса: повышает уровень знания о бренде, формирует лояльность, обеспечивает охват, приносит трафик, продаёт.
Редактор, коммерческий редактор. Перед редактором/коммерческим редактором стоит задача превратить читателя в клиента. Пишет тексты самостоятельно и редактирует чужие, управляет командой авторов, следит за сроками выхода публикаций и бюджетом, если привлекаются внешние копирайтеры. Коммерческий редактор отвечает за информационный продукт: за отдельный материал, рассылку, посадочную страницу, сайт или другой контент или проект. Объём задач различается в зависимости от компании.
Главный редактор. Управляет редакцией диджитал-издания, позиция на стыке творчества и менеджмента. Отвечает за стратегию развития издания, информационное наполнение и выпуск материалов.
Контент-маркетолог, контент-менеджер. Позиция на стыке маркетинга и создания контента. Привлекает клиентов с помощью полезных материалов, благодаря которым повышается лояльность клиентов и улучшаются коммерческие результаты.
Комьюнити-менеджер. Строит живое сообщество, решающее бизнес-задачи. Оценивает эффективность работы через величину, рост, активность и настроение сообщества.
Data-журналист (журналист-исследователь). Видит нерассказанные истории, скрытые в массивах данных. Находит взаимосвязи для доказательства своих выводов с помощью языков программирования и инструментов визуализации. Создаёт понятные и увлекающие читателя интерактивные истории для медиа.
Дизайнер UX (User eXperience). Делает исследования, анализирует пользовательские сценарии, отрисовывает пользовательскую часть сайта. Отвечает за то, чтобы всё было логично придумано, красиво нарисовано и потом правильно реализовано.
Дизайнер UI (User Interface). Создаёт адаптивные дизайн-макеты веб- и мобильных интерфейсов. Разрабатывает интерактивные прототипы. Отвечает за то, чтобы сайт был удобный.
Project manager / Руководитель проекта. Управляет процессом — планирует и контролирует сроки, бюджет, ресурсы — и командой. Выстраивает отношения с внешними силами.
Product manager / Менеджер по продукту. Отвечает за создание продукта и его развитие. Понимает клиента, определяет, каким будет продукт и как его масштабировать. Управляет бюджетом. Выстраивает коммуникацию внутри команды и с внешним миром.
Продуктовый дизайнер. Разрабатывает дизайн продукта и интерфейсы, которые решают задачи бизнеса. Улучшает взаимодействие пользователя с продуктом. Проводит UX-аналитику.
Продуктовый аналитик (product-аналитик). Ищет точки роста продукта, несовершенства или возможности улучшения опыта использования продукта или сервиса — с помощью SQL и языков анализа данных.
Маркетинговый аналитик (data-маркетолог). Объединяет потоки различных маркетинговых данных с помощью языков программирования и специального ПО для получения единого источника правды по всем кампаниям.
Если не знаете, в каком digital-направлении вам будет комфортно развиваться, приглашаем на бесплатный курс Нетологии «Digital-старт: первый шаг к востребованной профессии». Вы погрузитесь в сферу digital, попробуете себя в роли интернет-специалиста и составите свою карьерную карту.
Что говорят эксперты о разнице профессий
Юрий Бондарь, заместитель генерального директора SAP CIS
В чём разница между ИТ- и диджитал-профессиями?
Диджитал-профессии — это всегда про предметную область: маркетинг, сбыт, закупки и другие. ИТ, как правило, про разработку приложений и сопровождение инфраструктуры. Если digital знает про ИТ очень многое, то ИТ, чаще всего, мало понимает в цифровых процессах.
Есть ли вообще чёткая граница?
Чёткую границу провести сложно. Но если задать вопрос «Что является целью вашей работы?», можно определить, к чему та или иная профессия ближе. Если ответом будет совершенствование процесса, создание новых бизнес-моделей, то это про цифровизацию. А если в ответе будет про разработку системы или приложения, создание инфраструктуры, сопровождение существующих решений, то это связано с ИТ.
Какая роль отводится ИТ в цифровой трансформации компаний?
Утилитарная, а точнее обслуживающая роль. Это не акселератор для бизнеса, а набор конкурентных сервисов. Например, из-за всё более утилитарной роли ИТ и появилось понятие инфраструктурного облака — стало дешевле отдавать роль ИТ подрядчику.
Какие отрасли лидируют в цифровой трансформации в России?
Можно выделить банковскую и финансовую отрасли, телеком, индустрии металлургии, химии и нефтегаза.
Ильназ Гильязов, сооснователь AIMS, автор программы курса «Разработчик на Kotlin» в Нетологии
В чём разница между ИТ- и диджитал-профессиями?
ИТ — это всё, что связано с информационными технологиями (спасибо, кэп). Но, как бывает в современном мире, одни и те же термины используются в разных контекстах с разным смыслом. Если вопрос звучит ИТ vs диджитал, то речь идёт о создании и поддержке продукта или сервиса, а в рамках разработки разделяются — хоть не очень чётко — ИТ и digital.
Под ИТ понимают техническую составляющую: проектирование, дизайн, программирование, тестирование, поддержка. А диджитал отвечает за маркетингово-аналитические активности: создание лэндингов, SEO, SMM, аналитику и др.
Некоторые профессии попадают на стык ИТ и digital и тогда всё зависит от деталей. Например, веб-дизайн. Если продукт представляет из себя веб-сервис (допустим, системы управления проектами), то веб-дизайнер, который создаёт интерфейс этого сервиса, ближе к ИТ. Тогда как проектировщик лэндинга для продвижения этого сервиса, может быть причислен к диджитал.
Требования к ним будут разные. ИТ-дизайнер решает вопросы удобства, скорости использования, а также понимает контекст задач. Например, для профессионалов больше важна скорость, а для начинающих — понятность интерфейса. Диджитал-дизайнер знает, что такое конверсия, как зацепить внимание посетителя и привести его к целевому действию: оставить контакты, запросить демо, скачать пробную версию. При этом оба должны оставаться в первую очередь дизайнерами и уметь работать с композицией, цветом и шрифтами.
Есть ли вообще чёткая граница?
Про границу чуть выше уже сказал. Но, в целом, важна не сама граница, а осознание важности маркетингово-аналитических активностей и самого продукта. Не скажу, что эти составляющие равнозначны, но продукту бывает достаточно сложно занять долю на рынке без поддержки маркетологов и аналитиков.
Даже от программистов — не говоря уже о тестировщиках и дизайнерах — требуется понимание, кто их пользователь, какие задачи он решает и почему он их решает именно так.
Также всем участникам необходимо взаимодействовать между собой: для поддержки маркетингово-аналитических инструментов часто приходится изменять продукт и внедрять дополнительные сервисы. К примеру, встраивание Яндекс.Метрики или Google Analytics требует определённых трудозатрат со стороны разработчиков. При этом все должны понимать, с какой целью это делается и какие результаты ожидаются.
Ключевой момент: важно не найти виноватого в том, что «продукт не продаётся», а сделать так, чтобы он продавался.
Какая роль отводится ИТ в цифровой трансформации компаний?
Без ИТ нет цифровой трансформации. При этом нужны специалисты, которые понимают, что и зачем внедряется. К сожалению, не всегда это реализуется на практике. «Сделать сайт как у всех» или «внедрить за N миллионов решение с кучей модных слов» — это не цифровая трансформация.
Должна быть проблема, которую нужно решить. Например, чтобы пользователи не тратили время на посещение офисов компаний, необходимо внедрить дистанционные каналы связи.
Анти-пример — системы IVR, когда вы звоните в колл-центр и вам отвечает робот вместо живого человека. Это может быть выгодно компании, но, если копнуть глубже, это вызывает только негатив и трату времени пользователей. Они обязаны ждать заветной цифры, чтобы пообщаться со специалистом. В большинстве случаев люди звонят с нетривиальными вопросами, которые может решить именно специалист, — решение стандартных вопросов описано на сайте.
Михаил Карпов, директор по продукту в Skyeng
В чём разница между ИТ- и диджитал-профессиями?
Понятия похожие. Под диджитал-профессиями обычно подразумевают интернет-профессии, среди которых интернет-маркетолог, дизайнер сайтов и приложений, веб-аналитик.
ИТ — неотъемлемая часть digital. Это профессии, связанные с программированием: разработчик, администратор серверов, проектный менеджер, менеджер по ИТ-продукту, продуктовый аналитик.
Есть ли вообще чёткая граница?
Чёткой границы нет.
Какая роль отводится ИТ в цифровой трансформации компаний?
ИТ-блок занимает одну из ключевых ролей в цифровой трансформации. Благодаря ему происходит физический «перевод» части бизнеса из офлайна в онлайн — например, путём создания цифровых продуктов (сайт, мобильное приложение). Но помимо разработки важно уметь работать с серверами.
Диджитал-блоки также активные игроки в процессе трансформации, которые меняют маркетинговые подходы и способы коммуникации с целевой аудиторией.
Зулия Лоикова, хедхантер, владелица компании по хантингу и стратегическому HR-консультированию
В чём разница между ИТ- и диджитал-профессиями?
ИТ — это бурно развивающийся сектор мировой экономики, который отвечает за сбор, хранение и передачу информации с помощью технических устройств и, в целом, за общение людей на расстоянии. К ИТ относятся такие профессии, как разработчики, тестировщики, проектные менеджеры.
Digital — это в первую очередь маркетинг, использующий цифровые технологии для привлечения потенциальных клиентов и удержания их в качестве потребителей. К digital-профессиям я отношу интернет-маркетологов, блогеров, веб-дизайнеров.
Также встречаются общие для двух областей специалисты — руководитель или менеджер проекта и разработчики.
Как вы и ваши клиенты проводите границу между ними?
Обычно мы обсуждаем верхнеуровневые задачи клиента. Затем каскадируем бизнес-процессы и понимаем, специалист с каким набором компетенций — профессиональных, личных, надпрофессиональных — должен решить эти задачи.
Какая роль отводится ИТ в цифровой трансформации компаний?
Цифровая трансформация только начинает зарождаться и о массовом её явлении пока говорить рано. Только крупные и динамичные компании могут себе это позволить в полной мере — такие гиганты, как Сбербанк и ВТБ, если говорить о финансовом рынке.
Цифровая трансформация подразумевает непрерывный процесс улучшения продуктов, связанный с изменениями экологии потребления и экономики. Это создание новых операционных моделей бизнеса и инновационных предложений, меняющих экосистему рынка. С учётом эволюции технологий и скорости развития конкуренции на рынках очень важна ИТ-оснащённость компании, которая позволит сотрудникам решать бизнес-задачи в нужное время.
ИТ-подразделения компании отвечают за единовременную сбалансированность внутренних и внешних систем. Среди ключевых задач: преобразование, актуальность, скорость решения вопросов по бизнес-процессам, удешевление ресурсов (время, люди, деньги) — и всё это без нарушения работы бизнеса. Система управления изменениями ИТ должна быть достаточно надёжная, чтобы справиться с этими многочисленными нагрузками, и достаточно гибкая для устранения непредвиденных рабочих ситуаций.
Какие навыки, помимо профессиональных, работодатели предъявляют к соискателям на ИТ- и digital-профессии?
Очень важна гибкость в адаптации к изменяющимся условиям и высокая степень самообучения. Мир ИТ и digital очень пластичен, каждые полгода появляются новые алгоритмы работы в соцсетях, подаче информации, появляются новые технологические разработки.
Важно применять аналитический подход, уметь работать с большими массивами информации и выделять суть, а также уметь пользоваться приложениями, программами и гаджетами, которые облегчают работу и использование ресурсов (время, люди, деньги).
Какой совет дадите читателям?
Никогда не переставайте учиться. Ценится тот опыт, что соответствует запросам рынка и соответственно работодателей. Если вы именно такой специалист, то всегда будете хорошо зарабатывать и пользоваться повышенным спросом 🙂
Главное
«Zoom стоит больше, чем 7 крупнейших авиакомпаний мира вместе взятые. Это всё, что вам нужно знать о влиянии пандемии на мировую экономику». — Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор «Нетологии-групп»