Директивный коучинг что это
Директивный коучинг
Широко распространено мнение, что коучинг сводится к тому, чтобы дать максимально раскрыться клиенту. Это часто приводит к тому, что коучинг понимается как специальная процедура, при которой вопросы задаются в определенной последовательности, а коуч специально строит общение так чтобы «убрать» себя из процесса общения.
Мы считаем, что полностью или частично убрать себя из процесса коучинга невозможно и, самое главное, ненужно. Все равно ваш партнер будет видеть ваши глаза, замечать ваши реакции, чувствовать ваш запах.
По этому критерию можно разделить весь коучинга на директивный, партнерский и поддерживающий.
Директивный коучинг проводится для достижения максимального результата в том случае, когда коуч хорошо разбирается в технологии бизнеса ведомого.
В этом случае для того, чтобы добиться максимального результата, сначала коуч должен подтвердить или помочь разработать стандарты (=нормативы) эффективной деятельности. Затем надо описать технологию достижения успеха, основанную на этих стандартах. И стандарты, и технология должны позволить в адекватные сроки выйти к намеченной зоне комфорта. Знание и неуклонное соблюдение этой технологии – это инструмент профессионального развития ведомого.
В системном коучинге пошаговая «технология достижения успеха по бизнесу» выстраивается следующим образом:
В общем случае, когда предстоит разработать технологию успешной деятельности можно воспользоваться следующими рекомендациями для проектирования.
1.В основе технологии – моделирование деятельности ведомого, которую всегда можно представить в виде определенного цикла действий.
2.Анализ цикла деятельности проводится в форме интервью с экспертами и наиболее успешными представителями данного вида деятельности.
3.Производится разбиение этапов деятельности на типичные ситуации
5.Интервью с экспертами и наиболее успешными представителями необходимо также для определения стандартов эффективной деятельности.
6.Из интервью можно вычленить те речевые паттерны, которые эффективно работают в данном цикле деятельности.
7.Интервью редактируют и используют для составления сценариев поведения и текстовых клише различных этапов цикла эффективной деятельности.
8.Составляются технологические маршрутные карты выполнения успешной технологии деятельности.
9.Происходит отработка и закрепление новых технологических навыков.
Одновременно коуч соединяет технологии успеха по бизнесу с технологиями коучразвития. В этом случае коуч может строить коучинг в виде готовых рецептов или советов. И действительно, если я знаю, как и что надо делать в данном направлении, то очень часто надо дать правильный рецепт, соединить его с личными задачами и сопровождать ведомых в их развитии. А не мучить их вопросами.
К тому же, директивный коучинг позволяет использовать его для больших групп. Например, у себя в компании Рыбкин и Падар проводят такой коучинг сразу на 120 человек слушателей менеджерских курсов.
В системном коучинге мы считаем, что в директивном коучинге связка коуч-партнер трансформируется в связку коуч-ведомый.
Коучинг эрисконовский и коучинг директивный
Коучинг – это самый быстрый способ прокачать в себе ту или иную компетенцию. Поскольку в последние два года мне нужно было очень быстро прокачивать в себе навыки, которых у меня отродясь не было, и я даже в страшном сне не представлял, что эти навыки мне могут понадобиться, я постоянно нахожусь у кого-нибудь в коучинге. А обычно – в двух-трех.
И знаете, какой из этих видов коучинга более эффективный?
Это был не риторический вопрос, потому что я вот например, не знаю. Почему-то в одно время и с одними навыками лучше работает директивный коучинг. А в другой ситуации и с другими навыками – эриксоновский.
Скажем, если нужно что-то о себе узнать – тогда эриксоновский. А если встроить в себя какие-нибудь привычки или выйти на какой-то новый уровень – директивный. Вот, скажем, изучение английского языка. Вы можете сколько угодно просить меня нажать на воображаемую волшебную кнопку, исполняющую желания – это не поможет мне узнать, как по-английски «подсознательный». Не может выйти на новый уровень человек, который на этом самом уровне не был. У него просто нет понятийного аппарата, чтобы с этим новым уровнем взаимодействовать.
Я думаю, что нужно не сочетать оба подхода и не искать нечто среднее, а постоянно переключаться с одного на другой и обратно. Нужно пробить потолок и выйти на новый уровень – включается директивный подход. Нужно закрепиться на этом уровне и осмотреться для того, чтобы наметить следующий шаг – тут самое время поиграть в открытые вопросы и волшебные кнопки.
По крайней мере, у нас так:
Сегодня день рутины. Бегал по делам. Москва прекрасна.
Доделал прототип одного книжного проекта. Отдал на верстку. Должно получиться прикольно.
Эта неделя – время стратегии. Со следующей недели время резко ускорится. Думать будет некогда. Мне нужно принять одно важное стратегическое решение. Приятие решения – это тоже работа, со своей методологией. Кажется, что решение должно прийти откуда-то сверху – от Бога, от вселенной, из подсознания. Ничего подобного. Нужна серьезнейшая проработка всех вводных, визуализация, систематизация. И только потом можно подключить бессознательное – для более тонкой докрутки. Поставил себе дедлайн – решение нужно принять не позднее субботы.
Директивный коучинг что это
В чем разница между директивным и недирективным коучингом? Как определить, где использовать тот или иной подход? Почему именно к коучингу обращаются ведущие компании, попадая в ситуацию неопределенности и отсутствия информации? Каковы реальные примеры применения коучинга в организациях? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Нам периодически приходиться отвечать на вопросы, в чем разница между подходом Института Коучинга и учениями других школ. Вызвано это, скорее всего, наличием на рынке консалтинговых услуг множества различных предложений, мнений, взглядов, а также различных результатов их внедрения и использования.
В подготовке данного материала мы опирались на свой опыт, наблюдения и отзывы наших клиентов, которые пробовали работать как с нами, так и с другими специалистами.
Коучинг, как известно, родился за пределами нашей страны, и консультанты, работающие в России, придерживаются разных стилей и подходов. Объединяет всех лишь общее направление деятельности — развитие людей и организаций.
Персонал компании необходимо развивать. Иногда способ не так важен для заказчика (для одних это жизненно необходимо, для других просто модно, третьи и вовсе делают это «по совету друзей»). Однако все организации считают совершенствование нужным. Где-то есть внутренние тренеры или приглашенные консультанты, а где-то компания финансирует самостоятельное профессиональное обучение работников. Смысл же всего этого направления в том, чтобы улучшить навыки сотрудников, научить их принимать решения в условиях неопределенности и т.д. (всему, что в конечном счете должно привести к повышению эффективности компании).
Все это осуществить помогает коучинг. В отличие от тренинга, он позволяет находить индивидуальные решения для компании или человека, причем часто такие, которые никто и никогда не применял, но являющиеся при этом единственно верными. Если нет достаточного опыта и возможности применить какую-то проверенную модель, многие обращаются к коучам.
Поговорим о том, чем различаются директивный и недирективный коучинг.
Директивный коучинг подразумевает раскрытие потенциала человека или компании в уже существующих и положительно зарекомендовавших себя моделях: коуч применяет проверенные технологии в процессе консультации (специалист выявляет проблему и ищет вместе с клиентом решение в конкретных методиках, которые последний какое-то время успешно использует).
У хорошего коуча, работающего в директивном подходе, есть целый набор инструментов и техник, которые позволяют достичь определенных результатов. Клиент пользуется предложенными методами под ненавязчивым наблюдением консультанта.
Школы, обучающие такому подходу, выпускают надежных специалистов, способных четко структурировать работу, что, несомненно, позволяет повысить эффективность во многих ситуациях.
В то же время важно учитывать и другой аспект. Можно привести такую метафору: сравним школу директивного коучинга с мощной бензопилой, у которой не тупятся лезвия. Ее произвела надежная компания, ею многие пользуются и лестно о ней отзываются.
Однако бензопила предназначена для спиливания деревьев, а молодые коучи часто начинают применяют ее во всех случаях без разбора.. В результате либо все той или иной долей успеха получается (если пилят-таки древесину), либо пила приходит в негодность (если ей вдруг решают распилить гранит). В втором случае коуч разуверяется в своих силах, а клиент приходит к выводу, что коучинг — бесполезная технология, а зачастую может и навредить..
Директивный коучинг хорошо подходит для развития менеджеров среднего звена, которые не занимают высоких позиций, но при этом управляют сравнительно большим количеством людей. Они чаще всего не работают в условиях неопределенности, но должны четко и эффективно решать поставленные руководителем задачи.
Директивный коучинг нельзя использовать повсеместно, поскольку он часто не учитывает мотивацию и влияющие на нее факторы. Очень часто коуч и клиент начинают эффективно работать в каком-либо проекте, с энтузиазмом формируют план действий в соответствии с означенной методикой, однако по прошествии некоторого времени запал кончается, и приходится преодолевать множественные сопротивления. Почему? Причин для этого может быть масса.
Например, в одном из случаев оказалось: работа велась не с источником возникновения проблем (отсутствием общего видения развития компании у первого лица), а с последствиями, которые он создавал (низкие показатели KPI у топ-менеджеров). Тем менее удивителен тот факт, что ни первое лицо предприятия, ни руководители не могли уверенно ответить, в чем заключается истинный смысл проведения дорогостоящего обучения сотрудников высшего менеджмента. Разумеется, и результаты этого обучения были удручающими.
Важно отметить: директивный коучинг действительно хорошо работает в ситуациях, когда уровень осознанности и ответственности клиента не позволяет ему самостоятельно и быстро найти решение. В таком случае четко обозначенная стратегия («делай так») может оказаться действительно эффективной.
Как же быть с людьми, которые достигли больших успехов в своем деле? Как помочь Тайгеру Вудсу лучше играть в гольф, Михаелю Шумахеру быстрее ездить в гонках, Стиву Джобсу управлять компанией? При таком высоком уровне компетентности клиента есть только один человек, который может ему что-то подсказать или посоветовать, — он сам. Здесь как раз приходит на помощь недирективный коучинг.
Недирективный подход в консультировании основан, в том числе, на клиенториентированной психологии, суть которой в том, чтобы позволить клиенту самостоятельно выбирать решение своих задач через присвоение ответственности (подробно эту тему можно изучить, прочитав труды, например, Карла Роджерса).
Первоначальная работа может выглядеть так. К вам приходит человек с проблемой, и у него уже есть ее решение, но оно по каким-то причинам не воплощается. После разбора ситуации консультант, просто повторяя сказанное клиентом, демонстрирует тому пробелы и слепые зоны в его тактике и стратегии. После того, как человек осознает это и присваивает ответственность за происходящее, можно переходить к поиску решений, основанных на вновь полученных данных.
Сила недирективного подхода именно в том, что человек сам определяет основной путь. Конечно, если коуч обладает технологиями и клиент желает ими воспользоваться, работу впоследствии можно вести и в этом направлении.
Практический пример. Руководитель одной небольшой компании после введения новой системы стимулирования обнаружил, что продажи стали падать. Он обратился с этой проблемой к коучу. В процессе работы выяснилось: сам глава компании никогда не стал бы работать на таких «унизительных условиях», как остальные сотрудники, несмотря на хорошие деньги, но для своих подчиненных он считал систему нормальной и сильно удивлялся, почему она не функционирует.
После нескольких встреч с коучем была выработана стратегия легкой коррекции системы стимулирования, направленная на повышение у сотрудников чувства собственного достоинства и принадлежности к общему делу. Все это привело к росту показателей и перевыполнению установленных планов продаж.
Пример из практики. Консультант работает с рекламным агентством. Сотрудники — люди творческие, постоянно предлагают различные креативные решения, что-то изобретают и т.д. При этом каждый делает это в соответствии со своим пониманием бизнеса.
Руководитель свою задачу сформулировал так: нужно провести ряд мероприятий, направленных на то, чтобы команда разделила видение и цели руководителя. Это помогло бы развитию всей компании. Консультант провел ряд индивидуальных консультаций, сессий организационного развития, коротких тренингов. В течение небольшого времени стало понятно: результат не оправдывает ожиданий.
Работа с руководителем выявила, что ему вовсе не надо, чтобы команда разделяла его цели и видение. Он просто хочет привести всю компанию к поставленной им цели. Благодаря коучу он услышал сам себя и осознал: главное для него — достижение результата, а не единство мнений.
Руководитель перестал биться с командой по поводу разделения целей, а сосредоточил свое внимание на бизнес-процессах и создании комфортных условий для сотрудников. Работники сохранили свободу, но в рамках четко сформулированного видения начальника. Компания стала планомерно двигаться к поставленным целям и успешно их достигла по итогам года. Таким образом, энергия была направлена в нужное русло.
Недирективный подход в консультировании подразумевает и совершенно другое обучение самих консультантов. Главным направлением их развития является постановка так называемых метанавыков (системное мышление, внимательность, гибкость и баланс, эмпатия и т. д.). Давно подмечено, что главное в работе консультанта — его собственная личность, качество присутствия. Технологии же являются только подспорьем. В Институте Коучинга мы стремимся заложить эту базу. Консультант должен уметь помогать людям увидеть то, чего они сами не осознают, рассказывать на языке клиента и в понятных ему моделях о зонах для дальнейшего роста и развития.
Личность коуча — его главный инструмент, и на получение соответствующих навыков мы тратим 50% времени обучения. Еще 30% уходит на их тренировку. 20% — на изучение и отработку технологий и методик.
В результате мы имеем серьезно подготовленного специалиста по развитию людей и организаций, имеющего свою четкую позицию в консультировании. Он в состоянии рассмотреть любой вопрос с различных точек зрения, донести до клиента самую суть без привнесения собственной оценки.
В завершении стоит поднять тему ответственности консультанта. Заключается она, как мы уже определили, не том, чтобы в что бы то ни стало привести клиента к результату. Коуч должен создать условия, в которых человек сможет найти собственное решение задачи. Эти условия должны отвечать одному единственному правилу: все, что происходит в процессе консультации, должно работать на клиента. Таким образом, нужно обеспечить поддержание максимально комфортной атмосферы в процессе консультации, а в определенных ситуациях — существенный дискомфорт.
Коуч должен помочь клиенту раскрыться и показать ему так называемые «слепые зоны», что зачастую просто необходимо для достижения цели. К примеру, иногда человек не видит собственной силы, красоты и внутренней мудрости, и задача консультанта — помочь клиенту это осознать.
Основной же целью коучинга является, пожалуй, формирование у человека способности решать задачи самостоятельно, используя свои скрытые ресурсы. Именно поэтому консультирование клиента не продолжается годами по одной и той же теме без существенных изменений ситуации. Это одна из причин, почему, несмотря на высокую стоимость, коучинг продолжает набирать популярность в бизнес-среде – за сравнительно короткое время он позволяет добиться действительно впечатляющих результатов.
Директивный и недирективный коучинг: вести за руку или просто быть рядом?
Любая коммуникация, особенно консультирование клиентов, предполагает разные варианты взаимодействия. Например, директивный и недирективный подходы. О том, что это такое и как применяется в коучинге, вы узнаете из статьи.
Как работает директивный и недирективный коучинг?
Согласно эриксоновским принципам, основные формы взаимодействия коуча с клиентом — недирективные методы. Что это значит? Недирективная помощь — это выявление внутренних и внешних ресурсов, необходимых для решения запроса клиента, через его собственное осознание своих потенциальных возможностей. Недирективный коучинг — это путь, который клиент находит сам при помощи своих ответов на правильно заданные вопросы коуча.
Директивный подход в консультировании — это вариант наставничества. Он означает, что консультант в некоторой степени руководит действиями клиента, предлагая ему воспользоваться чужим успешным опытом. Директивный коучинг — это определённое давление на клиента со стороны коуча.
С одной стороны, директивный коучинг как будто противоречит принципу Эриксона. Но с другой — директивно воздействовать на клиента порой необходимо, чтобы вывести его из ступора и сдвинуть с мертвой точки. Директивный подход эффективно используется в бизнес коучинге.
Различия в подходах проявляются при консультировании на уровне речи:
Расскажите, что конкретно вы сделали?
Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
Если вы хотите зарабатывать в интернете, научитесь создавать сайты
Как вы думаете, как можно зарабатывать в интернете?
Вы все откладываете? Нужно это просто сделать
Что мешает вам начать действовать?
Отличия директивного и недирективного коучинга при проведении коуч-сессий:
Директивно — это как
Недирективно — это как
Слушать, чтобы понять клиента
Давать советы, исходя из чужого опыта
Обдумывать сказанное клиентом
Перефразировать слова клиента, чтобы изменить ракурс восприятия ситуации
Постоянно давать обратную связь на сказанное клиентом
Суммировать сказанное клиентом
Вносить предложения, как лучше поступить клиенту
Задавать клиенту открытые вопросы
Основная цель индивидуальных консультантов по коучингу — привести клиента к решению его запроса. Во многих случаях при взаимодействии с клиентом коуч использует недирективный подход с элементами директивных методов — все зависит от конкретной ситуации, уровня мотивации, готовности к переменам и индивидуальных предпочтений.
Директивный коучинг успешно применяется как для индивидуальных клиентов, так и для целых компаний, когда пытаются использовать уже опробованные модели решения имеющихся проблем. Таким образом можно, например, лучше реализовать управленческий потенциал компании. Бывают ситуации, когда начиная применять чужие успешные модели, клиент приходит к собственному креативному решению.
Освоить профессию коуча и различные подходы к взаимодействию с клиентами вы сможете в программе «Психологическое консультирование и коучинг», пройти которую предлагает Академия EdPro.
Может ли коуч наставлять клиента: директивный и недирективный коучинг
Одно из основных отличий коучинга от тренерства или работы ментора – отсутствие элементов «учительства» или наставления клиента. Специалист – это партнер, который умеет через задавание правильных вопросов (не наводящих, а направленных на исследование!) и отражение клиенту его поведения, жестов и мимики, помочь последнему прийти к нужному решению самостоятельно. Однако все это – про недирективный коучинг. Да-да, есть еще и директивный, который имеет некоторые характерные отличия.
Давайте вспомним особенности недирективного коучинга
Коучинговый подход говорит о том, что у каждого из нас есть способность учиться, инстинкт обучения. Коуч, пользующийся недирективным методом, старается разбудить этот инстинкт, чтобы клиент обучался сам и, таким образом, мог помочь себе в любое время самостоятельно.
Когда недирективный подход является актуальным и эффективным?
Прежде всего, он эффективен и нужен там, где клиенту непонятно (или не до конца понятно), в чем его проблема, что, как и зачем делать.
Согласитесь — у каждого человека, когда он решается на изменения, всегда есть что-то, мешающее воплотить задуманное самостоятельно, иначе он бы уже все сделал сам. Задача работы с коучем в недирективном подходе – осознать, что мешает клиенту, а что помогает, на что можно опереться в пути и как эффективнее достичь желаемого.
В начале работы с коучем, специалист и клиент совместно работают над целями, которых они хотят достичь, прорабатывают план, находят решения, подбирают или создают способы его реализации. В итоге жизнь клиента трансформируется в желаемую сторону.
Приведем пример недирективной беседы, основанной на диалоге из книги Джули Старр «Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга»:
Коуч: Что именно в своей жизни вы откладываете?
Клиент: Например, любую бумажную работу. Я терпеть не могу писать и отправлять письма, заполнять анкеты и бланки, вести счета – и в итоге, они все скапливаются на моем столе.
Коуч: К каким проблемам это вас приводит?
Клиент: О, абсолютно к любым – я часто из-за этого чувствую себя неловко или даже извиняюсь перед другими людьми. Я нарушаю обязательства и не выполняю некоторые задачи в срок, а иногда попадаю впросак в серьезных вопросах, связанных с документами и финансами.
Коуч: Хорошо, мы поговорили немного о последствиях, теперь давайте посмотрим, что мешает вам все это сделать?
Клиент: Да собственно ничего. Я просто ненавижу эту волокиту.
Коуч: А что в ней конкретно вам так неприятно?
Клиент: Я ощущаю словно бы чей-то контроль надо мной. Как в детстве, когда мне хотелось гулять, а нужно было учить уроки.
Коуч: Это интересно! А соответствует ли это ощущение действительности?
Клиент: Я бы сказал, что все как раз наоборот. Если бы я выполнял эти обязательства, то не переживал бы за последствия и спокойно бы занимался тем, чем мне хочется.
Заметили, как общается с клиентом коуч в этом примере? Ни одного совета и много вопросов, правда?
Теперь давайте разберемся с директивным коучингом
Если в недирективном подходе позиции коуча и клиента равны, а коуч знает о жизненной ситуации клиента меньше, чем последний, то в директивном коучинге специалист может направлять и давать рекомендации клиенту, чтобы сдвинуть его с мертвой точки.
При этом подразумевается, что коуч должен либо заранее знать решение проблемы клиента, либо суметь его найти. Он должен находиться на шаг впереди и вести клиента.
Приведем пример директивной беседы.
Коуч: Итак, вы сказали, что часто откладываете какие-то дела. Какие же, например?
Клиент: Ну, например, канцелярскую работу. Я терпеть не могу возиться с бумагами и заполнять их – у меня весь стол ими завален.
Коуч: Я понял. Вы хотите взять эту ситуацию в свои руки и изменить существующее положение дел, не так ли?
Клиент: Да, думаю, мне пора это сделать.
Коуч: Для этого существует несколько разных методов. Для начала вам необходимо перечень нужных дел на ближайшее время, а потом назначить им конкретные сроки. Мы можем сделать это вместе.
Клиент: Хмм, давайте попробуем.
Вы наверняка заметили, что язык коуча (выражения, которые он использует) отличается в директивном и недирективном подходе.
Недирективный подход | Директивный подход |
Я заметил, что вы уже не первый раз переводите разговор на другую тему, когда я задаю вам этот вопрос. Что заставляет вас так делать? | Будьте со мной откровеннее. Ответьте конкретнее на мой вопрос. |
Что мешает вам начать действовать по-другому? | Вы все время откладываете изменения в вашей жизни. Вам нужно просто решиться и сделать это. |
Как вы можете сделать свою жизнь интереснее? Какие у вас есть варианты? | Если вы хотите сделать свою жизнь ярче, вам следует вступить в клуб по интересам. Это отличный способ разнообразить жизнь и найти новые знакомства. |
Недирективный подход | Директивный подход |
Вы знаете, как… | Я знаю, как… |
Я прошу вас… | Я говорю вам… |
Решение за вами | Следуйте указаниям |
Когда директивный подход является актуальным и эффективным?
Директивный коучинг хорошо работает в ситуациях, когда уровень осознанности и ответственности клиента не позволяет ему самостоятельно и быстро найти решение – вместо этого он топчется на месте и не может сдвинуться никуда уже длительное время. В таком случае четко обозначенная стратегия («делай так») может оказаться действительно эффективной.
Однако коучу необходимо быть по-настоящему уверенным, что клиент положительно отнесется к такому стилю поведения специалиста. Не всегда и не со всеми это сработает. Поэтому зачастую коуч применяет только отдельные директивные элементы в своей работе, если он точно знает, что в данной ситуации и с данным клиентом это принесет успех (а также, конечно, если он является действительно компетентным в вопросе, который обсуждает с клиентом, и умеет применять директивный подход).
Зачастую директивная тактика используется в бизнес-коучинге – там, где успех клиента зависит от верно принятых решений.
Итак, подытожим.
Недирективный коучинг – это:
Директивный коучинг – это: