Дискалькулия что это такое у взрослых
Что такое дискалькулия у детей и взрослых? Виды и признаки нарушений
Под дискалькулией понимают нарушение способностей к счетным операциям. Чаще всего этот недостаток проявляется в дошкольном возрасте. В случае возникновения дискалькулии ребенок просто не воспринимает математические символы. В некоторых случаях дети могут справляться со сложением и вычитанием, но, например, совершенно быть неспособными к умножению и делению.
У кого может возникнуть дискалькулия?
Наиболее подвержены этому нарушению младшие школьники и дошкольники. Родители начинают замечать, что ребенок плохо считает. Методы коррекции подбираются специалистами в индивидуальном порядке.
Как часто встречается дискалькулия?
По разным данными приблизительно 5-6 процентов учащихся младших классов испытывают сложности с счетными операциями. Данная статистика не может претендовать на полную объективность, поскольку диагностика дискалькулии производится лишь в некоторых случаях. В большинстве ситуаций тот факт, что ребенок плохо считает, родители не склонны связывать с каким-либо отклонением. Как правило, такого ребенка определяют как “гуманитария” и концентрируются на его способностях к другим наукам.
На первые признаки дискалькулии психологи советуют обращать внимание в 5-6 лет ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок начинает активно учиться и знакомиться с числовыми символами и действиями, производимыми с ними.
Акалькулия и дискалькулия не одно и то же?
Нет, эти понятия принято различать. Например, отличия состоят в том, что ребенок, у которого выявлена дискалькулия, испытывает сложности в освоении арифметики. Что касается акалькулии, то под этим термином понимают полное отсутствие способности к выполнению счетных операций. Причинами акалькулии могут быть как сильные отклонения в психике, так и педагогическая запущенность или грубые нарушения в воспитании ребенка.
Почему появляется дискалькулия?
Различают три причины возникновения:
В некоторых случаях несколько причин могут сочетаться между собой. Родителям следует помнить, что без четкого выявления признаков и причин дискалькулии, подобрать грамотные меры для устранения недуга практически невозможно.
Рассмотрим каждую причину возникновения дискалькулии в отдельности
Психогенные нарушения характеризуются отрицательным или вовсе негативные отношением ребенка к арифметическим операциям. С чем это может быть связано? Например, с давлением от родителей и учителей в процессе обучения азам. Физические наказания за плохие оценки, конфликты между учителем и ребенком тоже можно отнести к психогенным причинам.
Генетические причины дискалькулии встречаются у младших школьников и дошкольников, у родителей которых встречались аналогичные сложности с арифметическими действиями. К сожалению, ученым пока не удалось отыскать ген, который отвечает за способности к сложению, вычитанию, умножению и делению. Но ряд специалистов все чаще говорят о генетической природе данного расстройства и ведут активные исследования в этом направлении.
Органические причины дискалькулии связаны с определенными нарушениями в строении и работе некоторых участков головного мозга. В данном случае речь идет об областях мозга, которые отвечают за способность воспринимать и анализировать полученную информацию. Как могут возникнуть такие причины дискалькулии? Вариантов немало. Это могут быть последствия воздействия на плод во время беременности или травмы в процессе родов. Как правило, органический тип дискалькулии плохо поддается коррекции и встречается даже у взрослых людей.
Дискалькулия и мозг
Вне зависимости от того, что явилось причиной данного расстройства, у человека, страдающего дискалькулией наблюдается нейронная дисфункция в области теменной коры больших полушарий. Нарушения отчетливо наблюдаются в области внутритеменной борозды. Именно здесь располагается центр, который отвечает за восприятие символов и способность к счету. Если у ребенка выявлена дискалькулия, то чаще всего можно обнаружить, что одновременно с этим, у него также наблюдаются сниженные способности к познанию и анализу полученной информации. Как правило, это можно объяснить недостаточной скоростью обработки поступающих данных и недостаточной концентрацией.
Какие основные типы дискалькулии встречаются?
Отдельные типы дискалькулии могут сочетаться друг с другом, затрудняя диагностику и последующее лечение.
Как диагностировать симптомы дискалькулии?
Каждое отклонение имеет свои признаки. Если вы заметили у ребенка один из вышеописанных признаков, попробуйте обратиться к логопеду или психологу. Только специалист может увидеть признаки дискалькулии, провести необходимые тесты и установить верный диагноз. Постановка диагноза занимает некоторое время. Помимо сбора анамнеза, специалист обязательно проведет несколько тестов на восприятие и применение на практике абстрактных чисел, изучит неврологические функции человека, проведет оценку способностей к математике. Иногда к постановке диагноза подключают специальную технику: человеку с подозрением на дискалькулию могут провести электроэнцефалографию или МРТ.
Как лечить дискалькулию?
Схема лечения зависит от типа дискалькулии или их комбинации. В лечение могут быть включены специальные упражнения на вычисления, упражнения на ориентацию в собственном теле и пространстве, заучивание стихов. В некоторых случаях невролог или психолог может назначить антиоксиданты или ноотропы. Если использовать комплексный подход к лечению и грамотно выполнять все рекомендации специалиста, то можно с уверенностью говорить о том, что дискалькулия может легко поддаваться лечению не только у детей, но и у взрослых.
Улучшить способности к счету можно и с помощью специальных тренажеров. Сложение, вычитание, умножение и деление — если регулярно тренироваться, все эти математические операции можно выполнять в уме.
Нередко таких больных начинают считать умственно отсталыми или слишком ленивыми. В результате этого они оказываются в классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Чтобы ребенок мог нормально развиваться, такое состояние надо диагностировать и лечить своевременно.
Второе название дискалькулии – специфическое расстройство арифметических навыков. Под ним это явление занесено в МКБ 10 с номером F81.2. В большинстве случаев нарушение является не симптомом какого-либо психического отклонения, а самостоятельной проблемой.
В основе болезни лежит полное отсутствие возможности оценивать количество предметов без специального подсчета (на глаз). За данную функцию в организме отвечает внутритеменная борозда. У лиц, которые страдают от нарушения, данная зона мозга меньшего размера. Нередко у них также присутствует и дислексия.
У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества.
Основные характеристики нарушения
Данное специфическое нарушение в медицине чаще считается детским, так как диагностируется в раннем возрасте. Имеется отдельная классификация патологии, которая помогает более точно определить состояние пациента при диагностике.
Описание
Сам термин дискалькулия расшифровывается как неспособность (невозможность) подсчитывать, что абсолютно точно характеризует состояние. Международная классификация болезней относит данную патологию к специфическим расстройствам развития учебных навыков.
Среди детей от 5 до 10 лет нарушение встречается у 6%. Пик выявления состояния приходится на возраст от 7 до 12 лет, когда происходит наиболее интенсивное обучение и проблема становится явной.
Важно! Оба пола в равной степени страдают от этой патологии.
Больной может страдать от полной неспособности к обучению математике или только от частичного нарушения, при котором для него оказывается крайне сложным освоение определенной операции. У дошкольников состояние проявляется достаточно четко тем, что ребенок позже сверстников начал определять геометрические фигуры.
Во время учебы больной страдает от того, что начинает отставать от одноклассников не только в математике, но и во всех предметах, которые требуют математических действий.
Виды дискалькулии
При заболевании у больного отмечается нарушение одного или сразу нескольких процессов, которые обеспечивают развитие счетных навыков.
Проявления заболевания по возрастам
В зависимости от возраста больного проявления патологии различаются. На это следует обращать внимание при диагностике нарушения у человека.
Признаки
Общая симптоматика нарушений в большей или меньшей степени появляется у больных в любом возрасте. Это состояние сохраняется на протяжении всей жизни, но при правильной терапии, которая проведена еще в детстве, оно выражено незначительно.
Дискалькулия у подростков, школьников
Нарушение у детей начинает проявляться с возраста 4-5 лет, когда начинается первое освоение арифметических действий и цифр. В зависимости от формы заболевания и его степени невозможным оказывается обучение арифметике полностью или только ее частям.
Во время уроков такой ребенок не воспринимает информацию, которая связана с арифметикой, и не понимает, как можно проводить какие-либо операции с числами.
Наиболее яркими симптомы нарушения становятся у младших школьников, когда нагрузка на больного возрастает и ему требуется усваивать большие объемы информации, в том числе математической. При отсутствии терапии состояние сохраняется и при дальнейшем обучении в средней и старшей школе. Для нормальной взрослой жизни ребенку следует строить будущее с выбором профессии, которая не будет связана с математикой.
Еще в дошкольном возрасте заподозрить наличие дефекта можно, если ребенок позже сверстников стал понимать, что такое цифры. Также у него отсутствует способность измерять предметы и сравнивать их размеры (выбрать большее и меньшее больной не может). Может наблюдаться спутанность в понимании сторон правой и левой.
Дискалькулия у взрослых
Если у взрослых состояние дискалькулия развивает неожиданно, то это является поводом для срочного обращения за медицинской помощью, так как, вероятнее всего, это один из симптомов угрожающего жизни состояния, которое начало развиваться и привело к поражению головного мозга.
Вызвать такое явление могут инсульты, травмы головы, опухолевые образования и кисты. Во всех этих случаях при своевременном начале лечения вероятность благоприятного исхода для больного высокая.
Если же заболевание присутствовало в детстве, во взрослой жизни оно сохраняется, но в значительно меньшей степени при условии, что проводилось лечение. При этом у человека могут возникать сложности при определении расстояний, планировании времени и вычислении значительных сумм.
Для обеспечения комфортной жизни такого больного родители должны определить для него еще в детском возрасте то, как он будет обращаться с деньгами, чтобы он мог выполнять простые операции, и подобрать ему специальность, которая исключает математику.
Вся жизнь — это решение задач и подарки за их решения.
Айшек Норам
Дискалькулия что это такое у взрослых
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нарушение появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Статья:
Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека. Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития.
Примерно 10% школьников страдают от той или иной формы дискалькулии. Не все родители знают, что при своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.
Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, а также стать причиной низкого социального статуса школьника. У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно мощное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.
Причины появления нарушения
К развитию патологии приводят:
У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.
Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:
Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Симптомы проблемы
Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».
Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.
Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может. Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.
Формы дискалькулии
Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:
В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.
Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.
Тестовые задания для диагностики
Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.
Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:
После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.
Как проводится коррекция дискалькулии
Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.
В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.
Методы и упражнения для коррекции:
Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам. После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий. Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.
Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.
Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.
Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время.
Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).
Способы профилактики
Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.
Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.
Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.
Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.
Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.
Можно ли вылечить дискалькулию?
Дискалькулия — неспособность к арифметике — часто является самостоятельным недугом, а не побочным следствием других нейрологических и психологических проблем. В основе дискалькулии лежит неспособность «с первого взгляда» (без пересчета) оценивать количество объектов в множествах. За эту функцию отвечает внутритеменная борозда теменной доли. У людей, страдающих дискалькулией, этот участок мозга недостаточно активен и меньше по объему. Обучающие компьютерные программы, разработанные на основе нейробиологических данных, должны помочь в коррекции дискалькулии, что, в свою очередь, не только улучшит жизнь людей, но и благотворно скажется на экономике.
Психологи и нейробиологи из Австралии, США и Великобритании опубликовали в последнем номере журнала Science обзорную статью, посвященную малоизвестному недугу — дискалькулии (см. также: discalculia). Так называют пониженную способность к обучению арифметике — подобно тому, как неспособность к обучению чтению и письму называют дислексией.
Но дислексия — общепризнанная медицинская проблема, на борьбу с которой выделяются солидные средства, а дискалькулия пока ходит в «бедных родственницах». Так, американский Национальный институт здравоохранения (NIH) начиная c 2000 года потратил на исследования дислексии 107,2 млн долларов, а на дискалькулию — только 2,3 млн.
Между тем, по имеющимся (конечно, весьма условным) оценкам, дискалькулией страдают примерно 5–7% детей. Авторы обзора отмечают, что низкая математическая грамотность населения дорого обходится обществу. Социологические исследования показывают, что между этим показателем и скоростью роста ВВП существует положительная корреляция, позволяющая предположить наличие причинно-следственной связи. Социологи рассчитали, что если бы удалось подтянуть 20% самых «математически отсталых» американцев до первого (минимально приемлемого) уровня по стандарту «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (см.: PISA), это привело бы к дополнительному приросту ВВП на 0,74% в год. Чтобы соответствовать этому уровню, человек в возрасте 15 лет должен быть способен решить, например, такую задачку: «Сингапурские доллары (SGD) обменивают на южноафриканские ранды (ZAR) по курсу 1 SGD = 4,2 ZAR. Человек поменял 3000 сингапурских долларов на южноафриканские ранды по этому курсу. Сколько южноафриканских рандов он получил?» Примерно 20% 15-летних американцев не справляются с подобными задачами. И если вы думаете, что в России ситуация лучше, то ошибаетесь: по качеству школьного образования, в том числе математического, Россия в последние годы сильно отстает от Америки (см. например, отчет PISA за 2009 год, PDF, 4,3 Мб). Для Великобритании подсчитано, что низкая математическая грамотность населения обходится государству в 2,4 млрд фунтов стерлингов в год.
Еще важнее то обстоятельство, что отсутствие математической грамотности снижает качество жизни людей даже сильнее, чем отсутствие грамотности обычной. Специальное исследование, проведенное в Великобритании, показало, что люди, испытывающие серьезные трудности с арифметикой, меньше зарабатывают, чаще болеют и чаще нарушают законы. Конечно, можно долго спорить, что здесь причина, а что следствие, однако многие эксперты убеждены, что причина именно в неумении считать, а дрянная жизнь является следствием этого.
Дискалькулия во многих случаях является самостоятельным недугом, а не побочным следствием каких-то других дефектов. Она может быть высоко избирательной, то есть человек с патологической неспособностью к арифметике может быть абсолютно нормальным во всех прочих отношениях. Некоторые взрослые люди, страдающие дискалькулией, прекрасно понимают геометрию и даже программируют на профессиональном уровне. С другой стороны, дискалькулия часто (чаще, чем можно объяснить простой случайностью) встречается совместно с дислексией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
При помощи близнецового анализа было показано, что арифметические способности в значительной степени (как минимум на 30%) зависят от генов, а не от условий развития. Кроме того, выяснилось, что они наследуются отдельно от других генетически обусловленных способностей (например, к чтению или усвоению имен и названий). Всё это позволяет предположить, что у арифметических способностей должна быть своя собственная нейрологическая основа: возможно, существует некий специализированный отдел мозга, отвечающий именно за арифметику (или за какую-то более базовую ментальную функцию, необходимую для понимания арифметики, но не столь важную для всего остального).
Дети, страдающие дискалькулией, не понимают смысла чисел: их мозг не может установить соответствие между числом и его величиной (представлением о количестве). Психологи, изучающие умственное развитие детей, на основе многочисленных экспериментов и наблюдений пришли к выводу, что первоосновой арифметических способностей является умение автоматически, «на глаз» оценивать количество объектов в множествах. Новорожденные дети в норме способны различать множества с небольшим количеством объектов (до трех). Взрослые, как правило, мгновенно (без подсчета) оценивают множества, содержащие до пяти объектов. Если объектов больше, для определения их точного количества требуется подсчет, но нормальный человек, как правило, с одного взгляда понимает, в каком множестве объектов больше, а в каком меньше. При дискалькулии эта способность отсутствует. Например, нормальный ребенок сразу видит, какая из двух игральных карт старше — пятерка или восьмерка. Страдающему дискалькулией, чтобы это понять, приходится старательно пересчитывать значки на обеих картах.
Способность к количественным оценкам каким-то образом связана с умением различать собственные пальцы. Дети, как правило, начинают осваивать арифметику через счет на пальцах. Для этого нужно установить соответствие между своими пальцами и пересчитываемыми предметами. Дети, страдающие так называемой пальцевой агнозией (синдромом Герштмана), путаются в собственных пальцах: например, они не могут найти у себя на руке палец, названный или показанный на своей руке учителем. Пальцевая агнозия связана с дефектами теменной доли. Как правило, таким детям с трудом дается арифметика.
Базовое представление о количествах, способность оценивать число объектов в множествах — эти качества, очевидно, могут иметь важное адаптивное значение. Не удивительно, что они есть не только у человека, но и у других животных (см.: Математический язык муравьев пластичен, «Элементы», 02.05.2011). Многим животным — от пчел и муравьев до ворон и обезьян — огромную пользу приносит умение определять, на каком из кустов больше съедобных ягод, на какой из двух полянок больше цветов со сладким нектаром и т. п. Вполне логично поэтому предположить, что для этого умения, на основе которого у людей в ходе обучения в дальнейшем развиваются более сложные арифметические навыки, в мозге существует специализированный участок — «орган арифметики».
То, что ключевую роль в математическом мышлении играют теменные доли, известно уже около 100 лет. Было замечено, что травмы теменных долей могут приводить к избирательной потере арифметических навыков. Новые неинвазивные методы изучения мозга, такие как ФМРТ, позволили уточнить эти сведения. Оказалось, что функцию главного «органа арифметики» у людей выполняет внутритеменная борозда (intraparietal sulcus). Именно этот участок теменной коры отвечает за оценку количества объектов в множествах. Тот факт, что внутритеменная борозда возбуждается при выполнении любых мыслительных операций, связанных с количествами и арифметикой, подтверждает выявленную ранее психологами центральную роль данной функции в математическом мышлении.
Кроме внутритеменной борозды есть и другие участки мозга, согласованная работа которых необходима для нормального развития математических навыков. При столкновении с новыми типами задач активно работает префронтальная кора, отвечающая за сознательную рассудочную деятельность, внимание и рабочую память. При решении знакомых задач активизируется угловая извилина (angular gyrus) левой теменной доли, которая отвечает, в частности, за извлечение фактов из долговременной памяти. Осмысление символов — слов и цифр, обозначающих числа, — требует активной работы некоторых участков височной доли, таких как веретеновидная извилина (fusiform gyrus). Помимо чисел и слов веретеновидная извилина занимается также различением лиц.
У детей, только начинающих учить арифметику, математические раздумья сопровождаются более сильным возбуждением префронтальной коры (сознательные, активные размышления); по мере обучения всё больше работы берут на себя теменные доли и веретеновидная извилина (навыки становятся более автоматическими), но без активной работы внутритеменной извилины ни одна арифметическая задача, простая или сложная, ни в каком возрасте не решается. Даже у опытного вычислителя, решающего простейшую задачу типа 2 + 3, мозговой центр, отвечающий за оценку количеств, неизменно возбуждается. Похоже на то, что человеческий мозг, даже хорошо обученный, не в состоянии справиться с элементарными арифметическими действиями без активации представлений о количественном смысле (величине) чисел. С этим обстоятельством, по-видимому, связан так называемый «эффект величины проблемы» (problem size effect): парадоксальный факт, состоящий в том, что даже людям с большим опытом вычислений, знающим на зубок не только таблицу умножения, но и многие вещи посложнее, всё равно требуется больше времени для перемножения двух больших однозначных чисел (8 × 9), чем двух маленьких (3 × 4).
Исходя из этих данных, логично предположить, что дискалькулия, возможно, является результатом каких-то нарушений (врожденных или приобретенных) в работе внутритеменной борозды или других компонентов «арифметической нейронной сети». Исследования подтвердили это предположение. Выяснилось, что у детей, страдающих дискалькулией, при решении арифметических задач внутритеменная борозда работает менее активно, а объем серого вещества в этом отделе мозга у них меньше, чем у сверстников, не испытывающих трудностей с арифметикой. Кроме того, оказалось, что при дискалькулии в среднем слабее развиты нейронные связи между веретеновидной извилиной и теменными долями. Это, очевидно, должно создавать трудности при сопоставлении символов, обозначающих числа, с их величинами.
В заключительной части статьи авторы рассматривают перспективы разработки эффективных методов лечения дискалькулии. Недоразвитые участки мозга в принципе можно развить упорными тренировками — примерно так же, как и мышцы. Имеющиеся нейробиологические данные позволяют сделать вмешательство педагогов и психологов более направленным. Ясно, что тренировать нужно в первую очередь внутритеменную борозду. Нужны упражнения, развивающие способность к оценке количества объектов в множествах. Это, в свою очередь, должно способствовать пониманию смысла чисел. К сожалению, важность этих исследований недооценивается, и сделать удалось пока немногое. Традиционный подход к работе с детьми, страдающими дискалькулией — дополнительные занятия, во время которых учитель пытается разъяснить ребенку конкретные факты и правила, — по-видимому, себя не оправдывает. К тому же это не всякой школе по карману. По мнению авторов, решить проблему помогут обучающие компьютерные программы, разработанные с учетом нейробиологических данных.
Сейчас предпринимаются первые попытки использования таких программ, нацеленных на тренировку внутритеменной борозды. Например, при работе с программами The Number Race и Graphogame-Math ребенок должен определить, какое из двух изображенных на экране множеств содержит больше объектов, а программа сообщает, верен ли ответ. Эффективность этих программ изучалась в ходе строгих экспериментов со всеми необходимыми контролями. Оказалось, что 6–7-летние дети с пониженными математическими способностями, игравшие в эти игры по 10–15 минут ежедневно в течение трех недель, стали намного лучше справляться с заданиями по сравнению чисел. К сожалению, эффект не распространился на другие типы арифметических заданий, такие как счет или сложение.
Сейчас авторы работают над следующим поколением обучающих программ, которые, возможно, будут более эффективными. Новые программы, такие как The Number Bonds (поиграть в эту игру можно здесь), тренируют не только способность оценивать количества, но и умение ими манипулировать. Предварительные результаты выглядят обнадеживающе, но для окончательных выводов об эффективности этих программ пока слишком мало данных.
Авторы сетуют, что из-за недостаточного внимания к проблеме дискалькулии до сих пор остаются без ответа некоторые ключевые вопросы. Например, по-прежнему неизвестно, можно ли полностью вылечить тяжелые формы дискалькулии. Не исключено, что, как и в случае с дислексией, раннее вмешательство позволит ослабить внешние проявления недуга, но мозг всё равно будет работать не так, как у людей, изначально не имевших проблем с арифметикой. Может быть, вместо неработающих нейронных сетей будут развиваться какие-нибудь «обходные пути».
Источник: Brian Butterworth, Sashank Varma, Diana Laurillard. Dyscalculia: From Brain to Education // Science. 2011. V. 332. P. 1049–1053.