Дисковые тормоза или ободные что лучше
Дисковые или ободные тормоза на велосипеде: что лучше?
Утверждение что тормоза – это самый важный элемент на любом транспорте не поддается сомнениям. Так же это весьма важная деталь и велосипеда, несмотря на кажущуюся простоту данного транспортного средства. Обычные велосипеды с легкостью могут разгоняться до 20-30-40 км в час, а шоссейные и до 70 км/час.
Такая скорость, в частности, на тротуарах, может стать прямой угрозой для жизни и здоровья не только самого велосипедиста, но и всех остальных участников дорожного движения, особенно, пешеходов. Покупая велосипед, стоит отдать свое предпочтение моделям с крепкой тормозной системой, которая не подведет в самый ответственный момент.
Двухколесный транспорт должен быть способен остановиться в считанные мгновения, при этом сделать это плавно и аккуратно.
ВАЖНО! Двигаясь на велосипеде, держитесь правой стороны. В случае наличия велодорожки, или обозначенной границы для движения велосипедистов по тротуарам, выбирайте полосу, разрешающую движение двухколесном. Тем самым вы минимизируете шанс случайно сбить пешехода.
Разнообразие систем, представленных на рынке, способно запутать любого покупателя, особенно, плохо разбирающегося в данном вопросе. Поэтому, необходимо выяснить, какие тормоза лучше на велосипеде: дисковые или ободные?
Современные технологии неустанно совершенствуются, и этот процесс так же затронул и велосипедный мир. Изменения произошли практически со всеми частями двухколесного транспорта. В том числе с рамой, педалями, вилкой и тормозной системой. Из-за этого те экземпляры, которые ранее применялись на великах, уже давно не встречаются.
Если же задаться вопросом «тормоза для велосипеда, какие лучше» и не хочется использовать гибридную систему, необходимо поближе познакомиться со всеми предлагаемыми вариантами.
ВАЖНО! Несмотря на производителя велосипеда и вашей внутренней уверенности, необходимо строго соблюдать правила дорожного движения. Пешеходы не всегда внимательны, особенно на тротуарах. Они могут не смотреть по сторонам, двигаться хаотично и беспорядочно. Не превышайте скорость на велосипеде, так как это может стать причиной трагедии!
Ободные тормоза
Самая доминирующая тормозная система на велосипеда. Как следует из их названия, останавливают движение, сжимая две тормозные колодки на ободе велосипедного колеса. Тормозные механизмы установлены на раме где-то около верхней части колес.
Разновидности ободных тормозов
Механические ободные тормоза
Разновидности механических ободных тормозов представляют собой клещевую, кантилеверную и v-brake системы.
Клещевые устанавливаются на дугообразной системе с двух сторон обода. Движение дуг регулируется тормозным рычагом, а соединяет их специальный тросик. Как только велосипедист сдавливает рычаг на руле, конструкция приходит в движение, колодки зажимают обод колеса, тем самым замедляя его движение. Плюсом клещевых тормозов является их примитивность и общедоступность. Однако, иногда их перекашивает, за счет чего происходит неравномерное зажатие обода, что затрудняет процесс остановки.
Кантелеверные обычно встречаются на горных велосипедах. Работа такой системы так же весьма проста: рычаги с колодками устанавливаются на вилку велосипеда, над передним колесом. Работа рычагов регулируется тросом, который ведет к ручке на руле. При торможении тросик натягивает рычаги с колодками по направлению друг к другу так, чтобы они прикасались к ободу и замедляли скорость движения колеса.
Такая конструкция весьма популярна у любителей экстремальной езды, так как она практически не забивается грязью, что существенно продлевает срок эксплуатации тормозных колодок.
V-brake можно считать наиболее оптимальным вариантом среди ободных тормозных систем. Это конструкция пользуется особой популярностью среди велосипедистов. По своему внешнему виду она отдаленно напоминает кантелеверные, но существенно различается по рабочим моментам.
Дело в том, что трос имеет особое крепление к рычагам, за счет чего увеличивается сила сжатия, и, соответственно, сила торможения транспортного средства. Среди положительных качеств можно выделить высокую надежность и простоту использования. Кроме того, они имеют небольшой вес, изнашиваются равномерно и являются гарантом качественного торможения. При первом использовании велика необходимо проверить настройку тормозов, а после периодически проверять их исправность.
Гидравлические ободные тормоза
Они существенно отличаются от своих механических собратьев, однако так же просты в использовании. Главное отличие состоит в отсутствии рычагов, на которые монтируются колодки, и троса для приведения рычагов в рабочее состояние.
Работа гидравлики заключается в движении давления из основного тормозного цилиндра, установленного на тормозной ручке, в цилиндры, монтированные на вилке транспорта. Переданное давление приводит в движение колодки, зажимающие обод. Такая система отличается особой эффективностью, но имеет один существенный нюанс – вес. Велосипедисты, которые пытаются по максимуму облегчить своего железного коня, не любят устанавливать гидравлику. Кроме того, она сложна в обслуживании и принесет трудности в ремонте, особенно в условиях похода.
Преимущества ободных тормозов
Недостатки ободных тормозов
Вне зависимости от производителя, эта разновидность имеет некоторые негативные особенности.
Они могут испортить обод колеса, особенно, в процессе внезапной остановки.
Если же колесо было сильно повреждено, и по своей форме стало напоминать «яйцо» или «восьмерку», останавливать транспорт таким способом будет невозможно. Из-за этого необходимо постоянно контролировать форму колес и степень их повреждения, удерживаться от прыжков с высоких бордюров и внимательно следить за ямами на дорогах. Если же повреждение колеса не удалось избежать, необходимо либо отдавать его в ремонт, либо покупать новое, так как торможение полностью потеряет свою эффективность.
Кроме того, плохая погода так же может стать препятствием к остановке транспорта. Намокание обода и колодок колеса приводит к неуверенному торможению и плохой сцепке данных элементов. Так же следует постоянно следить за процессом стирания колодок, чтобы настраивать их по мере необходимости.
Однако, несмотря на массу неприятных нюансов, ободные все-таки пользуются особым успехом среди велосипедистов.
Дисковые тормоза
Дисковые тормоза на велосипед активно набирают популярность. Они весьма распространены и используются практически на всех моделях велотранспорта. Всеобщую любовь они завоевали благодаря простому строению и легкостью использования.
Конструкция дисковых тормозов включает в себя:
Преимущества дисковых тормозов
Велосипедисты, которые отдают свое предпочтение дисковым вариантам, могут с уверенностью пользоваться своим любимым транспортным средством.
Резкое и быстрое торможение никак не влияет на обод и колеса в целом – даже при экстренной остановке повредить колесо достаточно сложно.
Погода не оказывает никакого влияния на состояние тормозящих элементов – даже в очень сильный дождь замедление транспорта будет происходить без каких-либо проблем.
Дисковые экземпляры весьма неприхотливы в процессе ремонта и гарантируют высокий срок эксплуатации. Велосипедист может путешествовать на далекие расстояния, не волнуясь о том, что такая важная конструкция может выйти из строя в самый неподходящий момент.
Недостатки дисковых тормозов
Разновидности дисковых тормозов
Механические дисковые тормоза
Дисковые такого типа весьма похожи по типу действия V-brake – для соединения суппорта и ручки на руле применяется обычной тросик. В данной системе есть лишь один нюанс – со временем происходит небольшое растяжение тросика, из-за чего возникает заедание троса в рубашке. Однако не стоит расстраиваться – такое растяжение легко поддается ремонту в различных условиях. Для этого потребуется минимальный набор инструментов, и сделать это можно даже в походе. Они при этом существенно экономят средства велосипедиста.
Гидравлические дисковые тормоза
Имеют куда больше преимуществ, по сравнению с другими типами систем. Гидравлические имеют высокую модуляцию и эффективность торможения, именно поэтому их чаще всего устанавливают на профессиональных горных велосипедах. Однако у них есть и свои минусы, а именно высокая стоимость и сложность в ремонте. Для того, чтобы отремонтировать такие дисковые тормоза необходимы подходящие условия и опыт в данном деле. И при всем это существенно дороже.
И все-таки, какие выбрать?
Подводя итог, можно смело отдельно выделить гидравлические дисковые тормоза: именно в них самая лучшая эффективность торможения. Однако если велосипедист не хочет тратить много денег, стоит рассмотреть систему V-brake или дисковые тормоза. Если же велосипед вам нужен для того, чтобы в спокойном темпе прогуливаться по городским улицам, можно купить ободные. Низкая стоимость данной системы и простота использования позволит получить максимум положительных эмоций от велопрогулок на свежем воздухе.
Кроме того, следует обратить свое внимание на частоту, дальность путешествий и сложность трасс. Если же прогулки планируются по лесам, где есть большая вероятность наткнуться на грязевые ванны, дождь или первые заморозки, лучше всего приобрести велосипед с дисковыми тормозами. Они не загрязняются, долго остаются чистыми, медленнее изнашиваются и весьма просты в ремонте.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что в первую очередь, велосипедист должен ориентироваться исключительно на собственные предпочтения и силы, так как от них зависит марка выбираемого велосипеда, его тип и установленная тормозная система.
Система простая, в такой же степени эффективная. Механизм практически не ломается, легко регулируется. Почему же эти надежные тормоза стали вытеснять дисковые? Даже бюджетные модели велосипедов оснащают теперь ими.
Плюсы таких тормозов:
1) Вес — простая конструкция на прибавляет граммы, к тому же не добавляется вес тормозного диска.
2) Простота конструкции — ремонтируется «на коленке», минимум ломающихся частей.
3) Достаточно высокая мощность (при условии испраности и отладки мезанизма).
4) Цена скорее будет ниже, даже за модели высокого класса.
Минусы вибрейков:
Наиболее продвинутый механизм присутствует у гидравлики: ручка является поршнем, давящим на тормозную жидкость (либо масло), которая давит на поршни в калипере через гидролинию. Такая тормозная система является замкнутой. Если она исправна, особенного внимания к ней не потребуется, необходимо лишь заменять колодки. Вот важная информация о гидравлических тормозах:
1) Надежность гидравлических тормозов
Покупая велосипед, не всегда есть возможность купить модель со всеми комплектующими высокого уровня. При этом часто появляются мыли последующий апгрейд(это имеет свои плюсы). Однако апгрейд не будет включать покупку только тормозов, также придется заменить втулки. Установка роторов требует специализированных втулок(обычно с креплением под 6 болтов
или так называемый стандарт крепления роторов Centerlock.)
Какие тормоза лучше дисковые или ободные
Велосипед – один из самых экономичных видов транспорта. Во все времена были востребованы байки, развивающие максимальную скорость. Но для безопасной остановки или сброса скорости, нам, естественно, не обойтись без надежных тормозов.
Самыми распространенными на сегодняшний день являются ободные и дисковые тормозные системы.
Перед приобретением определенного типа нужно учитывать такие факторы, как характер езды, тип трассы, а также погодные условия. Тормоза одного вида могут быть эффективны на горном треке, но в городских условиях окажутся совершенно бесполезными.
Для того чтобы понять какие тормоза лучше – дисковые или ободные, необходимо изучить их плюсы и минусы.
Особенности ободных тормозов
Принцип работы ободных тормозов заключается в прижимной силе колодки на обод колеса, в результате чего велосипед и останавливается. В целом все ободные тормоза можно разделить на такие подтипы:
Давайте рассмотрим ободные тормоза на примере V-brake, так как эта модель является самой распространенной в наши дни и подходит для установки практически на любой тип велосипеда.
У данной тормозной системы имеется несколько значительных преимуществ:
Однако такие тормоза имеют и ряд существенных недостатков:
Приобретая ободные тормоза, необходимо учитывать, где Вы собираетесь кататься и при каких погодных условиях.
Дисковые тормоза: особенности эксплуатации
Конструкция дисковых тормозов состоит из диска, размещенного на втулке колеса и суппорта, который сжимает данный стальной диск колодками. Тормозное усилие передается с ручки тросиком или по гидролинии в зависимости от модели.
При эксплуатации дисковых тормозов можно выделить ряд следующих достоинств:
Конечно же, дисковые тормоза не лишены и определенных отрицательных качеств:
Если велосипед используется для соревнований, советуем устанавливать только дисковые тормоза.
Сравнение дисковых и ободных тормозов
Конечно, дисковые системы считаются более современными, удобными в использовании, технологичными. Кроме того, они идеально подходят для различных соревнований и поездок по горным тропам, где важны надежные комплектующие велосипеда.
Если же Вы не собираетесь преодолевать сложные участки по пересеченной местности и Вашей целью являются спокойные прогулки по городу или ровным трассам, то отличным бюджетным вариантом станут тормоза типа V-brake.
Велосипеды, укомплектованные дисковыми тормозами, естественно, стоят дороже моделей, на которых установлены ободные системы. Именно поэтому, при покупке байка, выбор следует делать исходя из типа местности, по которой Вы собираетесь кататься.
Если Вы приобретете велосипед с системой торможения типа v-brake, а потом решите поменять ее на дисковую, то обойдется Вам это совсем не дешево, да и не факт, что конструкция байка позволит это сделать, поскольку не на все модели великов с ободными системами можно установить дисковые тормоза.
Запомните! Какого бы вида не была установлена система торможения, она на 100% должна выполнять свою основную функцию, ведь дорога может оказаться непредсказуемой. Для этого советуем перед каждой поездкой проверять тормоза на работоспособность.
Какие тормоза для велосипеда лучше – дисковые или ободные
Особенности конструкции дискового тормоза.
Дисковый тормоз включает в себя 2 узла:
Крепление калипера к велосипеду осуществляется при помощи адаптера. Различным значениям диаметра ротора соответствуют разные адаптеры.
Передача давления от тормозной ручки велосипеда к калиперу может осуществляться двумя способами. Вот список:
Ободные тормоза
Это самый популярный тип тормозов на сегодня. Принцип их действия заключается в следующем: при приложении усилия, которое передается через тросик к тормозным рычагам, тормозные колодки на тормозных рычагах плотно прилегают к ободу колеса, благодаря чему и обеспечивается торможение. Ободные тормоза бывают кантилеверные, клещевые и V-brake.
Кантилеверные тормоза
Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надёжен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.
Клещевые тормоза
Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи. Клещевые тормоза установлены на велосипедах Forward Indie 1.0 и Forward Indie 2.0.
V-brake тормоза
Тормоза V-brake крепятся по такому же принципу, что и кантилеверные тормоза. Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов. К примеру:
— туристический: Forward York 1.0 — горный хардтейл: Forward Quadro 1.0 — горный двухподвес: Forward Terra 1.0 — гибрид: Forward Rockford 1.0 — городской: Forward Enigma 2.0
Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.
Как поставить дисковые тормоза на велосипед
Дисковые, или роторные, тормоза широко используются на многих моделях горных велосипедов. Роторная тормозная система обладает высокой эффективностью торможения и модуляцией, и это позволяет использовать ее в жестких условиях передвижения на высоких скоростях. Чтобы установить дисковые тормоза, можно воспользоваться услугами веломастерской или с удовольствием сделать это самостоятельно.
С процедурой по установке дисков на велосипед можно столкнуться в нескольких случаях:
По устройству дисковый тормоз имеет аналогию с v-brake:
По виду привода велосипедные дисковые тормоза разделены на два типа – механика и гидравлика. На первых используют металлический трос в оплетке (как у V-brake), на вторых – гидролинию с жидкостью и силовыми цилиндрами.
Промежуточный вариант занимают механико-гидравлические, или гибридные дисковые тормоза.
Барабанные тормоза
Механизм тормозов находится в задней втулке колеса, при этом сама втулка или её специальная часть является барабаном, а тормозные колодки, находящиеся внутри, при торможении распираются и зажимают тормозной барабан.
Могут иметь как ручной, так и ножной привод. В настоящее время ручные барабанные тормоза практически вытеснены по причине большой массы и прихотливости; ножные барабанные тормоза по-прежнему используются в дорожных и городских велосипедах с одной передачей или с планетарным механизмом переключения передач.
Преимущества барабанных тормозов
Недостатки барабанных тормозов
Комплектующие
Практически любая модель роллерного тормоза состоит из одних и тех же деталей. Так, например, модель Shimano BR-IM55-F состоит из 10-ти компонентов:
Большим плюсом является то, что в него не попадает ни грязь, ни влага. Благодаря этому, на байке с таким тормозом можно смело ездить в любую погоду и не утруждать себя систематической чисткой. Именно крышка обеспечивает изоляцию всех комплектующих от попадания внутрь системы грязи. Так как комплектующие нуждаются в периодической смазке, в крышке есть специальное отверстие с крышкой, через которое можно заливать масло внутрь.
Следующая деталь устанавливается внутрь, соединяется с тросиком и рычагом-эксцентриком. В ней есть также отверстия для крепления пружины, которая возвращает деталь в изначальное положение.
5-я деталь является основной всего тормоза. Она соединяет все остальные комплектующие. Кроме этого, она также отвечает на неподвижность колодок и не дает им проворачиваться.
Рычаг-эксцентрик, вращаясь, оказывает давление на ролики. В зависимости от модели тормоза, в нем может быть разное количество роликов. В Shimano BR-IM55-F используется 6 одинаковых круглых роликов. Все они удерживаются. благодаря обойме. Непосредственное воздействие на барабан оказывают тормозные колодки.
На моделях подороже есть специальные охлаждающие диски. Дело в том, что процесс замедления вращения колеса сопровождается выделением большого количества тепла, несмотря на то, что сила трения не такая большая. Охлаждающий диск играет большую роль на роллерных тормозах, которые устанавливаются на тяжелые электробайки.
Установка гидравлических дисковых тормозов
Набор инструмента для установки системы с гидроприводом тот же, что и для механической системы, а алгоритм действий, связанных с установкой, такой же.
Главная причина некорректного срабатывания гидравлических дисковых тормозов – это некорректное положение калипера. При необходимости, открутите комплектующую и установите заново.
Установка гидравлической системы
Гидравлика в сравнении с механикой имеет ряд преимущество:
Вместе с этим, гидравлика более дорогая, неремонтопригодная в полевых условиях, «боится» воздуха.
Итак, перед установкой необходимо заправить систему жидкостью. В Shimano используется специальное масло на минеральной основе, для других моделей дисковых тормозов – жидкости стандарта DOT.
Для удаления воздуха используется прокачка гидролинии – проталкивание жидкости под давлением. Чтобы система не завоздушивалась при эксплуатации, необходимо герметичное крепление гидролинии к рабочему и силовому цилиндру – именно здесь появление пузырьков наиболее вероятно, за исключением разрыва самого шланга.
Для работы по установке гидравлического дискового тормоза на велосипед понадобятся те же инструменты, что и с механикой, а последовательность работ аналогична:
Неправильное положение калипера на гидравлике – основная причина, почему тормоз срабатывает плохо. По необходимости нужно открутить деталь и повторить ее установку.
Рейтинг лучших дисковых гидравлических тормозов
Рейтинговый список тормозных систем 2019 сформирован на основании реальных испытаний каждой из приведенных моделей. Список лучших моделей выглядит следующим образом:
Formula T1
Конструкция системы T1 от Formula гарантирует лучшую эффективность при небольшой массе. Точка контакта определяется четко, но не очень податливая, палец устает. Но, если привыкнуть к этой системе, она станет отличной и надежной помощницей на разного качества дорогах. Есть недостаток: на длинном спуске тормоза издают негромкий визжащий звук. Если такое повизгивание велосипеда вас не раздражает, считайте, что минусов у данного представителя класса нет.
HAYES DOMINION A4
После нескольких лет молчания Хейс вернулся с созданием своего нового дискового тормоза Dominion A4. Hayes имеет долгую историю в мире горных велосипедов и отвечает за создание дисковых тормозов много лет. В 2019 году они вводят полностью новый дизайн тормоза 4 поршневой. Благодаря использованию различных систем сбора данных они определили, что снижение конечной мощности тормоза поможет увеличить диапазон полезной мощности для гонщиков.
FSA Afterburner
Эта модель тормоза удобна, эргономична, а также неприхотлива и надежна, подобно японскому самураю. Однако, при циклической нагрузке (нагревании) система уменьшает результативность торможения и не любит сырости. Мощность и плавность торможения велобайка – выше всех похвал, лучшая в своей ценовой нише.
SRAM GUIDE R
Модель на 4 поршня с удобным рычагом. Ход его можно отрегулировать даже без использования инструментов. Мощность тормоза отличная, в условиях сырости система работает даже лучше. В целом, покупатели велосипедов оценивают модель на «отлично». Это серебряный призер по рейтингу.
SHIMANO XTR
Пафосная дорогостоящая модель с отличными характеристиками – лучшая в нашем рейтинге. Регулируемая ширина хвата ручки, удобная точка контакта, высокая мощность, плавность торможения – все это преимущества данной системы. Есть и минус: быстрый износ тормозных колодок на продолжительных спусках. Особенно эта модель пришлась по душе поклонникам эндуро и даунхилл дисциплин.
Стандарт колодок и размерная характеристика
Для разных тормозных машинок используются разные колодки. В
этом нет ничего нового. Хорошо, когда производитель использует одинаковые
расходники для всей линейки своих продуктов. Тогда проблем с подбором колодок
не возникнет.
Все колодки имеют разные размеры. Подобрать аналогичные
можно или исходя из маркировки на колодках, или по типу используемой тормозной
системы, или непосредственно замерив ваши колодки и выбрав такие же.
Ассортимент типорзамеров колодок для дискового тормоза огромный.
Важно понимать, что требуется 100% размерное соответствие.
Отклонение в несколько миллиметров уже может сделать использование запчасти невозможным. Вам также будет полезно ознакомиться со следующими статьями на нашем проекте:
Вам также будет полезно ознакомиться со следующими статьями на нашем проекте:
Что лучше механика или гидравлика?
Устройство гидравлической и механической систем по многим моментам похоже. Однако, сравнить по отдельным пунктам не помешает. Вот список основных характеристик:
Как видите, гидравлическая система велосипеда по многим характеристикам превосходит «механику», но она более сложная и дорогостоящая. Что же касается механики, то она более простая, надежная, но по эксплуатационным свойствам ненамного лучше привычных ободных тормозов.
Устройство дискового тормоза
Дисковые тормоза приводятся в действие нажатием на ручку. Сам диск устанавливается вместе с колесом возле втулки, он там закреплен и движется одновременно с ним. Эта одна из главных частей всего механизма. Ротор (диск) является поверхностью торможения. Трутся об него тормозные колодки, которые представляют собой две резиновые пластинки. Одна из них подвижная, а вторая неподвижная. Только в очень дорогих механизмах можно встретить две подвижные части. Тормозные колодки расположены в устройстве под названием суппорт. Он крепится прямо над ротором. Там находятся и регулировщики, с помощью которых можно отрегулировать за надобностью останавливающую систему.
Приводится все в действие, как и у ободных тормозов, простым нажатием пальца на рычаг. Тормозной тросик, который вдет в резиновые рукава, действует на суппорт и заставляет сжиматься колодки. Система немного сложнее, но в целом напоминает V-брэйки.
Как поставить дисковые тормоза с механическим приводом
Механика взамен ободных тормозов – лучшее решение, особенно для бюджетного велосипеда. Ее и поставить просто, и запчасти по сравнению с гидравликой выйдут дешевле. Переход также оправдан искривлением поверхности обода – ви-брейки плохо тормозят при таких условиях и часто расстраиваются. Конечно, кривая поверхность, даже при отсутствии «восьмерок» – это не очень хорошо. Но если втулка позволяет крепить диск, а само колесо за несколько лет хорошо зарекомендовало себя, почему бы не попробовать?
Замена старого изношенного тормоза также не вызовет трудностей: все перед глазами, главное, купить то же самое и установить в нужной последовательности.
Для работы понадобятся:
Любители используют для монтажа диска на втулку подходящие по диаметру и длине болты.
В принципе, это можно сделать, главное условие – винты должны полностью входить в отверстия крепления, иначе диск не будет держаться.
Установка механических тормозов: 1. Перевернуть байк и демонтировать колесо.
2. Снять старый калипер и диск, высвободить трос из приводного рычага и снять его (для замены).
3. Разжать тормоза V-brake и демонтировать их с велосипеда.
4. Прикрутить ротор к втулке колеса на 6 крепежных винтов. Затянуть до упора, равномерно распределить усилия помогут шайбы под болтами.
5. Установить (или настроить) ручку тормоза. С помощью шестигранника зафиксировать положение рычага и приводного троса.
6. Поставить калипер на раму через адаптер. На первом этапе закреплять до упора не нужно, так как придется выставлять его положение под поверхность ротора.
7. Протянуть трос на калипер.
8. Поставить колесо на эксцентрик или гайки.
Последний этап правильного монтажа – регулировка калипера относительно поверхности диска. Необходимо выставить положение колодок – оно будет в несколько раз меньше, чем у ободных, и в среднем – 0.3 – 0.4 мм.
На величину зазора между поверхностью и колодками влияет натяжение троса. Его настройка проводится шестигранником со стороны прижимного механизма. Лишнюю длину троса убираем кусачками. Когда колодки выставлены в правильное положение, а тормоза срабатывают на половину сжатия рычага, полностью зафиксировать калипер на болтах.
Итак, после установки и тщательной настройки выкатываем велосипед и проверяем работу системы в реальных условиях.
Обзор тормозов ободного типа
Обычно, когда появляется что-то новое, старое отходит на второй план и постепенно забывается. С ободными велосипедными тормозами так не случилось. Несмотря на появление достойной альтернативы в виде дисковых механизмов, ободные V-brake не стали частью истории.
Ободные тормоза типа v-brake
Преимущества ободных тормозов
Преимущества серьёзные, поэтому V-brake по-прежнему остаются популярными. Но не всё так гладко с этими тормозами. Недостатки у них также имеются.
Байк с тормозом v-brake
Недостатки ободных тормозов
Многие компании занимаются выпуском ободных тормозов, но хорошие модели можно поискать в ассортименте Avid и Shimano. Отдельного слова заслуживает ви-брейковская гидравлика. Установка таких тормозов имеет место лишь в трейле.
Диски с нуля на «ви-брейковые» велосипеды
Велосипедов, на которые можно поставить и ви-брейки и диски, не так много, отсутствие универсальности – существенный недостаток роторов. Поэтому перейти с ободных тормозов на дисковые не так просто, ведь понадобится вносить изменения в конструкцию байка.
Переделка тормозной системы касается колеса. Его втулка должны быть «заточена» под диск, то есть иметь специальные посадочные места под него. На байках с v-brake это обычно не предусмотрено. Здесь можно пойти двумя путями: поставить новое колесо с втулкой под ротор или поменять только втулку. Первый способ проще:
Качественный дисковый тормозной комплект стоит недешево. Для первой пробы не нужно затеваться с двумя дисками – достаточно сменить систему на передней части. Возможно, диски не оправдают желаний или на практике окажутся не лучше V-brake, так что лучше поэкспериментировать с одним колесом.
На пальцах процедура установки дискового тормоза выглядит так:
Важным моментом является регулировка дисковых тормозов. Неправильно или вовсе не настроенный тормоз будет неэффективно работать и мешать передвижению.
Раз диски разделяются на механические и гидравлические, стоит подробнее остановиться на установке и тех и других.
Механические
Механические дисковые тормоза, судя по отзывам, имеют такие достоинства:
Конечно, отзывы отмечают и недостатки:
Преимущества гидравлических перед другими видами дисковых тормозов
Различия между ними связаны с их конструктивными особенностями. Неоспоримым плюсом является быстрота реагирования на нажатие ручки, четкость срабатывания и надежность. Они сильнее сжимают колодки. В механических аналогах трос растягивается, если нажимать на тормозную ручку с силой. А в гидравлических жидкость не сжимается. За исключением тех случаев, когда она закипает в системе.
Гидравлические велосипедные тормоза исключают трение в своих деталях благодаря смазочному веществу. В них отсутствуют люфты, которые часто возникают при использовании их механических аналогов.
Можно регулировать силу торможения и дозировать ее. Колодки при нажатии тормозной ручки быстрее отводятся. Такие тормоза отличаются хорошим реагированием. У механических моделей трос при движении трет по рубашке. Тогда как в гидравлических масло перемешается по системе без особого сопротивления. При этом позволяет велосипедисту затормозить нажатием на ручку только одним пальцем. Поэтому эти тормоза лучше чувствуются и четче срабатывают. Их устанавливают на все мощные модели велосипедов.
Схема работы гидравлические тормоза
Длительное использование механических тормозов приводит к истиранию колодок или износу тросиков. Гидравлические аналоги полностью исключают это. Главное, не допускать перегибов трубки, содержащей тормозную жидкость. Иначе можно лишиться тормозов. За исключением этого и еще сложности ремонта гидравлика пока наиболее надежный вариант дисковых тормозов.
Если случится утечка жидкости из гидравлики, то еще сохраниться возможность торможения, хоть и на небольшой период. В механических аналогах разрыв тросика сопровождается моментальным отказом всей системы.
Монтирование тормозов
Корпус тормозной ручки зажимается на руле с помощью хомутового захвата.
Ротор закрепляется на основе колеса, и вращается вместе с колесом. У велосипеда основой колеса является втулка. Для закрепления ротора нужна велосипедная втулка с резьбовыми креплениями для него, на одном из фланцев. К тому же нужно ставить втулки с фланцами увеличенного диаметра, для уменьшения длины спиц, чтобы повысить их прочность.
Тормозные линии не должны торчать по сторонам от рамы велосипеда, иначе их можно зацепить веткой, забором или собственной ногой, и если не порвать, то серьезно повредить внешнюю оболочку – рубашку троса. Лучше зажать все тросы в оболочке на раме и вилке велосипеда с помощью электромонтажных стяжек.
Калипер передних тормозов устанавливается на вилку, которая имеет внизу штанов (перьев) крепления в виде двух стоек с внутренней резьбой.
Задний калипер монтируется снизу на перьях заднего треугольника. Для закрепления заднего суппорта потребуется использовать адаптер.
Окончательно закреплять велосипедные суппорта нужно только после того как они будут отцентрированы относительно ротора. Поэтому подтягивать винты крепления калипера нужно в несколько подходов, и при нажатой тормозной ручке, проворачивая колесо на полный оборот.