Дискурс что это значит простыми словами
Значение слова «дискурс»
В социогуманитарном смысле — обусловленная социальными и культурными параметрами и имеющая интерсубъективный характер организация системы речи, а также принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в речи в зависимости от места и времени развития человечества. Это значение слова «дискурс» ввёл синтезировавший идеи структурализма со сравнительно-историческими исследованиями Эмиль Бенвенист, противопоставляя discours (как речь, привязанную к говорящему) и récit (как речь безотносительно к говорящему).
Термин «дискурс» используется в семантике, социолингвистике, дискурсивной психологии, в различных вариантах теорий дискурса (например, теория дискурса Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф) и аналитического подхода к изучению дискурса, в частности в дискурсном анализе, дискурсивном анализе, дискурс-анализе (и его разновидности — критическом дискурс-анализе), анализе дискурса и других.
ди́скурс и диску́рс
1. лингв. совокупность языковой практики и различных экстралингвистических факторов (прагматических, социокультурных, психологических и пр.)
2. лингв. текст, взятый в событийном аспекте
3. лингв. речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания ◆ Такое впечатление, что либеральный дискурс, попав в ловушку неолиберализма (криптоконсерватизма) и не отделившись от демократического дискурса, сейчас в этом процессе не участвует и, таким образом, не оказывает почти никакого влияния на нормативную политическую теорию и, как следствие, на те самые поиски на ощупь нового raison d’etre государства, на которые возлагал надежды Дарендорф. Александр Кустарев, «Друзья и враги свободы», 2010 г. (цитата из НКРЯ)
4. филос. вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности
5. рассказ, монолог, речь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова псарь (существительное):
Больше чем речь: что значит «дискурс» и как его употреблять
Любовь Карась
Трактовки понятия «дискурс» различаются в зависимости от контекста: иногда под ним понимается речь, а иногда — процесс беседы. В философии постмодернизма это даже означает особую ментальность. Предупреждаем сразу: единого понимания значения этого слова нет, однако можно разобраться в нескольких его определениях и расширить свой словарный запас.
Термин «дискурс» имеет два основных значения: классическое и постмодернистское. В первом случае подразумевают различные формы речевого взаимодействия. Этот смысл заложен в этимологии слова: от латинского discoursus — «беседа, аргумент, разговор»; от французского discourse — «речь».
В современной философии «дискурс» интерпретируют как особый ментальный феномен, который выражен в тексте. Он обладает такими свойствами, как целостность, связанность, включенность в контекст. Неоднозначность трактовки «дискурса» заключается в том, что под ним понимается монолог в том или ином виде (текстовой или устной речи). Однако лингвисты могут подразумевать и другие коммуникационные акты, такие как диалог или даже полилог. Доктор филологических наук Андрей Кибрик отмечает, что дискурсом может быть сообщение, маленькая записка и в то же время целый роман. «То есть это очень разнообразное явление, обладающее при этом общими закономерностями устройства», — говорит эксперт.
Как использовать
В повседневной жизни вам, скорее всего, этот термин не пригодится: он применим в сферах культурологии, лингвистики, социологии. Тем не менее стоит знать, что возможны два варианты произношения: «дИскурс» и «дискУрс». Это зависит от значения, чаще в академической среде используют второй вариант и имеют в виду «речь».
В естественных науках, в которых возможны разные интерпретации одного и того же явления, этот термин может употребляться в таких словосочетаниях, как «дискурс генетики». Другие примеры употребления — «общественный дискурс», «художественный дискурс». Возьмем цитату из книги социолога Крейга Калхуна «Национализм»: «И позитивные, и негативные проявления национальной идентичности и преданности определяются общим дискурсом национализма». В данном случае «дискурс национализма» — это то, как обсуждается, представляется проблема национализма в обществе.
ДИСКУРС
ДИСКУРС (от греч. Διεξοδος – путь, изложение, рассказ, лат. discoursus – беседа, аргумент, разговор; франц. discourse – речь) – многозначное понятие: 1) в истории классической философии использовалось для характеристики последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развертывания мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию целого до его частей; 2) в современной французской философии постмодернизма [ПОСТМОДЕРНИЗМ] – характеристика особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте, обладающем связностью и целостностью и погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты.
В классической философии дискурсивное мышление, развертывающееся в последовательности понятий или суждений, противопоставляется интуитивному мышлению, схватывающему целое независимо и вне всякого последовательного развертывания. Разделение истин на непосредственные (интуитивные) и опосредованные (принимаемые на основе доказательства) проведено уже Платоном и Аристотелем. Плотин проводит различие между всеобщим, целостным, нечастичным и неиндивидуальным единым Умом и дискурсивным умом, в своем движении охватывающим все отдельные смыслы (Enn., VI 2,21). Фома Аквинский противопоставляет дискурсивное и интуитивное знание, рассматривая дискурсивное мышление как движение интеллекта от одного объекта к другому (Summa theol., 1, q. 14 а7).
Развитие науки в 17–18 вв. привело к построению различных интерпретаций интуитивного и дискурсивного познания. Для Декарта, Спинозы и Лейбница всеобщность и необходимость научного познания гарантируется интеллектуальной интуицией, лежащей в основе доказательства и обеспечивающей дискурсивному мышлению и созерцание, и последовательное доказательство. Гоббс, определяя специфику человеческого понимания, связывает ее с пониманием последовательности (или следования) представлений одно за другим, которое называют (в отличие от речи, выраженной словами) речью в уме (Гоббс Т. Левиафан. М., 1936, с. 46). Он связывает дискурсивность мышления со способностью слов языка быть знаками общих понятий. Локк полагал, что фундаментальные истины постигаются интуитивно, другие же через посредство других идей, с помощью демонстрации или последовательного рассуждения и чем больше шагов в этой последовательности, тем более ясным оказывается вывод. Ясность сложных идей зависит от количества и расположения простых идей, причем существуют три способа образования сложных идей (предметов, отношений и общих понятий). В немецкой философии эпохи Просвещения сложились две линии в трактовке дискурсивности мышления, одна из которых (X.Вольф, М.Мендельсон) преувеличивала роль дискурсивного мышления, а другая (Ф.Г.Якоби, И.Г.Гаман) противопоставляла опосредованному знанию интуицию, чувство, веру. Кант в «Критике чистого разума» противопоставляет дискурсивную ясность понятий интуитивной ясности, достигаемой посредством созерцаний (Кант И. Соч., т. 3. М., 1964, с. 79), называя рассудочное познание посредством понятий дискурсивным мышлением (там же, с. 166, 603; Пролегомены. – Там же, т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 155; Логика, Трактаты и письма. М., 1980, с. 395). Понятие трактуется им как дискурсивная репрезентация того, что обще многим объектам. Гегель противопоставляет дискурсивное мышление, отождествляемое им с формальным и рассудочным, спекулятивному мышлению, постигающему единство непосредственного и опосредованного, многообразие абстрактных определений в конкретно-жизненном понятии. Трактовка дискурсивного познания в качестве антитезы интуитивному сохранилась и в 20 в. (напр., у А.Бергсона, противопоставившего логику твердых тел, присущую интеллекту, интуиции; у Н.О.Лосского, развившего учение о чувственной, интеллектуальной и мистической интуициях; у Л.Шестова, стремившегося прорваться сквозь логические цепи умозаключений к вере как новому измерению мышления). Лингвистический поворот в философии 20 в. (обращение к языку и речи, к анализу семиотической деятельности) привел к тому, что она перешла от изучения типов связки в отдельном предложении к осознанию речи как важнейшего компонента взаимодействия людей и механизма осуществления когнитивных процессов, как связанной последовательности речевых актов, выраженных в различных текстах и анализируемой в различных аспектах (прагматическом, семантическом, референтном, эмоционально-оценочном и др.). Со своей стороны лингвистика, прежде всего лингвистика текста, не только осознала целостность текста, но и обратилась к сверхфразовым, устойчивым единствам, или дискурсам, понимая их как механизм порождения высказываний и производства текстов. В центре внимания лингвистов оказались проблемы дискурса, понятого как сложное коммуникативное явление, включающее помимо текста и ряд внелингвистических факторов (установки, цели адресатов, их мнения, самооценки и оценки другого). В 1969 М.Пеше разрабатывает теорию дискурса на основе учения об идеологии и идеологических формациях Л.Альтюссера. М.Фуко в «Археологии знания» разработал учение о дискурсивной формации как условии функционирования специфических дискурсивных практик со своими правилами, концептами и стратегиями. Все гуманитарное знание мыслится им как археологический анализ дискурсивных практик, коренящихся не в субъекте познания или деятельности, а в анонимной воле к знанию, систематически формирующей объекты, о которых эти дискурсы говорят. В 1975 П.Серио проводит анализ советского политического дискурса как выражение особой советской ментальности и обезличенной идеологии. Этот тип дискурса использует особую грамматику и особые правила лексики, создавая «суконный язык», или «деревянный язык» (gueulle de bois). С помощью анализа дискурса лингвистика и философия стали ориентироваться на смыслы, которые существуют для человека в актах его взаимодействия с другими людьми, обратились не к абстрактно значимым и строго однозначным понятиям, а к концептам, функционирующим в актах коммуникации и в дискурсах (А.Вежбицка, Н.Д.Арутюнова).
Неоднозначность трактовки дискурса в философии 20 в. выражается в том, что под ним понимается монологически развиваемая языково-речевая конструкция, напр. речь или текст. Вместе с тем нередко под дискурсом понимается последовательность совершаемых в языке коммуникативных актов. Такой последовательностью может быть разговор, диалог, письменные тексты, содержащие взаимные ссылки и посвященные общей тематике и т.д. Дискурс связывают с такой активностью в языке, которая соответствует специфической языковой сфере и обладает специфической лексикой. Кроме того, продуцирование дискурса осуществляется по определенным правилам (синтаксиса) и с определенной семантикой. Дискурс тем самым создается в определенном смысловом поле и призван передавать определенные смыслы, нацелен на коммуникативное действие со своей прагматикой. Решающим критерием дискурса оказывается особая языковая среда, в которой создаются языковые конструкции. Поэтому сам термин «дискурс» требует соответствующего определения – «политический дискурс», «научный дискурс», «философский дискурс». В соответствии с этим пониманием дискурс – это «язык в языке», т.е. определенная лексика, семантика, прагматика и синтаксис, являющие себя в актуальных коммуникативных актах, речи и текстах.
Литература:
1. Ван Дейк Т.Д. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989;
2. Язык и наука 20 века. М., 1995;
3. Фуко М. Археология знания. К., 1996;
4. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999;
5. Handbook of Discourse Analysis, ed. by T. van Dijk, v. 1–4. L., 1985.
Дискурс — что это значит простыми словами
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинству из вас, я думаю, не очень импонируют (это как?) «навороченные» словечки, смысл которых не всегда понятен с первого раза.
Однако поспешу вас успокоить на этот счет, потому что термин, который мы сегодня рассмотрим во всех ракурсах, довольно прост по смыслу и имеет немаловажное значение для нашей речи.
Если обратиться, например, к базовой теории лингвистики, то центральное определение в ней – как раз «дискурс».
Но этот термин используется во множестве сфер, не только в гуманитарной, поскольку обладает всеми характеристиками многозначного понятия. Но сначала о том, какова этимология (что это?) этого слова и в каком значении оно чаще всего употребляется.
Интересные факты о термине «дискурс»
Произношение этого слова допускает две разные вариации, и обе они верны.
То есть: можно произносить «дИскурс» с ударением на первом слоге, а можно делать акцент и на втором. Но более академическим и общепринятым считается второй вариант (дискУрс).
У позднелатинского слова «discursus», ставшего «прародителем» рассматриваемого понятия, довольно древняя история, уходящая корнями примерно в пятое столетие до нашей эры.
Тогда, на заре формирования основных философских течений, значение этого термина ограничивалось довольно простыми смыслами – «суета, мельтешение, круговорот, маневр, беготня».
Однако со временем, по ходу развития философской мысли и языковой деятельности, понятие дискурса обогатилось новыми смысловыми оттенками.
Так, во времена древнегреческих мыслителей – особенно Платона и Аристотеля (ок. IV в. до н.э.) – слово «discourse» использовалось для обозначения таких понятий, как «рассуждение, мышление» и «довод, аргумент».
И только гораздо позднее, после практики иносказательного употребления в смысле « беседа, речь, разговор, использование языка», это определение обрело свое непосредственное значение, используемое по сей день в большинстве современных языков.
Дискурс — что это в философском смысле
Дискурсивное мышление философы рассматривают в двух разных аспектах, и каждый из них предполагает свое понимание этого термина.
В частности, совершенно по-разному трактуется дискурс в:
Что касается классической (исторической) философии, то дискурс здесь означает любые формы коммуникации между людьми, включая все разнообразие способов речевого взаимодействия, не ограничиваясь беседой или рассказом.
Такой смысл предполагает и позднелатинская языковая практика, уже упомянутая при освещении изначальной трактовки термина.
В более широком – обобщенном – понимании под словом «дискурс» подразумевается своеобразная метафора (это как?) быстрого зарождения, изменения и перемещения мыслей и/или слов между участниками любого вида общения.
Несколько иначе подошли к трактовке этого определения французские постмодернисты, философия которых наиболее четко и ярко представлена известным историком и теоретиком культуры Мишелем Фуко, создавшем первую кафедру психоанализа во Франции.
Здесь под дискурсом понимается в целом образ мышления как коммуникативное явление со сложной системой иерархии знаний и всеми идеологическими установками.
В целом и общем дискурсивное мышление характеризуется как процесс последовательного, точного, обоснованного рассуждения, которое в классике противопоставляется рассуждению интуитивному (непоследовательному, обобщенному, не имеющему строгой системы).
По мере развития науки трансформировалось и понимание отношений дискурсивного и интуитивного мышления. Так, на рубеже XVII – XVIII веков принято было считать, что первое вытекает из второго.
То есть, что именно на основе интуиции строится сначала доказательная база, а потом и сам дискурс.
Эту теорию поддерживали Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Однако Иммануил Кант, который в своем труде «Критика чистого разума» противопоставлял дискурсивной ясности понятий все, что базируется на интуитивном подходе, доказал обратное. Он называл интуитивное мышление спекулятивным, то есть опосредованным и сугубо образным.
Подобное противопоставление и неоднозначность трактовки сохранялись и в XX веке, несмотря на то, что все больше теорий базировалось на мнении, что дискурс – это последовательность коммуникативных актов.
Проще говоря, это любая языковая или речевая конструкция, которая развивается в разговоре, беседе, рассуждении. В роли последовательных коммуникативных актов могут выступать и письменные тексты с общими тематическими признаками.
Дискурс в лингвистике
Сегодня к теории дискурса добавились такие характеристики, как оформленность мыслей, предположение/определение целей и адресата информирования.
Выявлены новые закономерности, инициировавшие появление новых понятий, и новые критерии для классификации.
Так, например, дискурсы могут различаться:
Что касается новых понятий, то одно из самых интересных – «дискурсивное поле», под которым подразумевают совмещение или смену ключевых понятий (интеллектуальных, культурных, социальных) для решения какой-то задачи речевого взаимодействия.
Обычно это явление имеет место при формировании (или же для формирования) какого-либо дискурсивного сообщества.
Есть и такой термин, как дискурс-анализ, значение которого, кстати, кардинально отличается от похожего понятия – «дискурсивный анализ».
Пример дискурса из жизни
Итак, можно смело резюмировать, что дискурс – это определенный набор ориентаций и признаков, характерных для текста или речи.
Ориентаций, которые могут использоваться в самых разнообразных контекстах – социальных, научных, исторических, философских, культурных, психологических.
В этот набор входят не только слова и предложения, но и все смысловые связи, вложенные в этот текст носителем языка.
Для примера возьмем одну из самых «заезженных» ассоциативных цепочек – слово «роза».
Это их дискурс, дискурс «специалистов».
Но допустим, вы никакой не специалист, а просто среднестатистический обыватель. Что вы подумаете, что представите?
Вот такие мысли, ассоциации и суждения, возникающие у вас в голове, когда вы слышите какие-то слова, – это и есть ваш дискурс. По сути, это сложнейшая паутина связей слов или речи с определенным контекстом.
И этот самый дискурс напрямую зависит от особенностей вашего индивидуального контекста – лингвистического, социального, психологического, культурного и т.д.
Понятно, что определение дискурса будет меняться со временем, как и значение любых терминов. Это зависит от «динамичности» языка, условий его развития, трансформации и, конечно, эволюции человеческой коммуникации – как в философском плане, так и в политическом.
И для таких перспектив есть немало оснований, потому что по ходу истории сложились целые школы, которые изучали теорию дискурса.
Краткое резюме
Любой язык не статичен, он продолжает развиваться и меняться.
Возможно, не сегодня завтра появятся кардинально новые труды в этой области, ведь вопрос дискурса, его понимания и роли в лингвистике пока еще весьма далек от разрешения.
Такого же мнения придерживаются и эксперты:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Ничего себе «объяснил простыми словами». «Дискурс» благодаря постструктуралистам стал окончательно и бесповоротно
«понятием-наоборот» ( вроде « глюковины» из известного анекдота). В нем проявился дух времени, когда свободу твоего понимания ничто не должно притеснять ( ибо в основе современной межкультурной и межличностной коммуникации лежит « толерантность»). Так что «понимай-как-хочешь». Удачи всем (особенно диссертантам!)
Сначала тоже ничего не понял, а вот в конце, когда был пример, стало намного понятнее. Мне уже далеко за 30, и я к своему стыду это слово вообще даже не слышал. Поначалу читал, и думал, что это что-то типа дискуссии.
Словарный запас: ДИСКУРС
Дискурс — многозначный термин, который входил в русский язык несколько раз и каждый из них — в новом значении. Сейчас он оказался в поле интереса лингвистики, но используют его и другие гуманитарные специалисты. Зачем? Strelka Magazine попытался разобраться в рубрике «Словарный запас».
ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ
«1) речь, реальный (не учебный) текст; 2) театр. дискурс спектакля — организация текстовых материалов в соответствии с ритмом и их взаимозависимостью, свойственными создаваемому спектаклю». (Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006.)
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
Василий Куценко, сценарист YBW Group («Кухня», «Даёшь молодёжь!»)
Для меня дискурс — это в общем смысле речь. То, что накапливается в ней с течением времени. Сам использую это слово редко потому, что оно не является широко употребимым. И если говорить о сценарии, о том, чтобы дать этот термин в речи какого-то персонажа, то я бы это сделал только в том случае, если бы хотел подчеркнуть архаичность героя, его отрыв от социальной среды.
Сейчас, наверное, каждый человек может влиять на общественный дискурс. В социальной сети 12-летний школьник, изобретя какое-то «падонское» слово, может изменить речевое пространство. Какое-то время назад никто не мог подумать, что будут широко использовать такой «термин», как «мимими». И, с одной стороны, это совершенная глупость, но с другой — это реалии нашей жизни, это конкретное слово, которое вошло в лексикон огромного числа людей.
Совершенно неважно, чем человек занимается. Это просто вопрос случая: если тебя услышало большое количество людей, ты повлиял на общий дискурс. И пользователь, который в Instagram имеет порядка миллиона читателей, явно может влиять на наше пространство гораздо сильнее, чем какой-нибудь талантливый писатель, который такой аудитории просто не имеет.
Если мы хотим в обществе что-то изменить, тогда мы можем идти только проверенным путём — через художественные произведения, те же телевизионные передачи, которые имеют большую аудиторию. Я, наверное, покривлю душой, сказав, что мы всегда хотим образовывать людей, — нет. Думаю, все люди, которые работают на телевидении, нацелены, в первую очередь, на создание чего-то интересного. Но конкретно я и наша команда руководствуемся простым правилом — не навредить. Стараемся не впадать в крайности, где мы будем учить чему-то плохому. Хотя не исключаю, что кто-то из зрителей может найти это плохое в том числе в нашем творчестве.
Ну а если говорить не о системе, которая пытается что-то изменить в общественном сознании, а просто об образовании новых терминов и понятий в дискурсе, то, мне кажется, это совершенно неконтролируемое море, бушующее, в котором все мы как-то лавируем.
Объяснить, что такое дискурс, в двух словах не получится потому, что для одних лингвистов дискурс существует, а для других его нет. К настоящему времени сложилось два понимания термина: в рамках первого охватываются и общий для всех членов социума язык-код, и созданные на нём устные и письменные тексты — «всё сказанное»; второе связывает с дискурсом мировоззрение, направляющее выбор слов из языка-кода и их сочетаемость в речи.
ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
Мировоззрений в социуме больше одного. И даже в рамках политического, «тоталитарного», советского дискурса выделяется дискурс диссидентов. Что касается поколенческих различий в мировоззрении, то ситуацию хорошо передаёт следующая шутка: внук-подросток считал своего деда-профессора маразматиком, потому что из десяти слов, которые произносил дед, внук понимал два. Социальный статус также проявляет себя в речах социума, и те, у кого жемчуг мелкий, плохо понимают тех, у кого щи несолёные.
В одном идиолекте (варианте языка, который использует один человек. — Прим. ред.) могут совмещаться разные дискурсы, потому что совмещаются разные убеждения. Например, человек может быть консерватором и либералом, но либо атеистом, либо верующим. Человек, попадающий в другой социальный контекст, должен как-то к нему приспособиться. Это не означает, что интеллигент, попавший «на зону», непременно меняет свои взгляды, но поменять свою речь он обязан, просто чтобы выжить.
К интересным выводам пришла моя уже защитившая диссертацию аспирантка, изучавшая дискурс современной моды по текстам разных жанров. Глянцевый журнал «Домовой» представлял моду как одну из витальных потребностей человека (преимущественно через гастрономический код), а журнал «7 дней», рассчитанный на массового читателя, — как враждебную силу (преимущественно через милитари-код).
Ближе всего к термину «дискурс» стоит слово русского языка «разговоры». Во французском языке, откуда термин пришёл и в английскую лингвистику, смыслу слова les discours (употребляется в разговорной речи и только во множественном числе) адекватно русское слово «болтовня».
ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
Вариативность произношения термина (дИскурс или дискУрс) соответствует вариативности его понимания. Диктуемое фонетическими законами французского языка (дискУрс) коррелирует с пониманием термина, сложившимся в уже упомянутой французской школе. Английский язык знает два ударения в этом слове. Поэт Тимур Кибиров осмыслил вариативность произношения в своих идеолого-эстетических целях, написав: «Они говорят дИскурс, а мы — дискУрс».
В естественных науках, знающих разное понимание и различные интерпретации одного явления, термин имеет своё применение: дискурс квантовой физики, дискурсы генетики.
ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО
Не стоит говорить «знание дискурса». Дискурс — это познавательная структура. Неправильно придавать ей статус объекта-оригинала и думать, что он существует так же, как и речь, и что его открыли, как Колумб — Америку или Менделеев — периодическую систему. Лучше говорить «знание о дискурсе».