Дислалия у детей что это
Дислалия у детей — что это, симптомы, лечение
Дислалия – это речевое расстройство, при котором звуки искажаются, замещаются похожими или отсутствуют вообще в речи, при этом ребенок имеет нормальный слух, хорошо владеет грамматическим строем родного языка, его словарный запас соответствует возрастной норме. У дошкольников дислалия встречается довольно часто. Например, ребенок заменяет звук [р] на [л] или даже [в].
На развитие интеллекта, психики малыша дислалия не влияет, но она существенно затрудняет общение с другими детьми и взрослыми. Это приводит к тому, что ребенок замыкается, сторонится людей. Кроме того, в школьном возрасте заболевание нередко провоцирует развитие дисграфии и дислексии – нарушения овладения письменной речью. Резко падает успеваемость, ребенок постоянно находится в ситуации неуспеха, и это может наложить отпечаток на его личность. Именно поэтому дислалию нужно обязательно корректировать.
Как понять, что у ребенка дислалия?
О том, что у малыша развилась дислалия, свидетельствуют следующие признаки:
В остальном речь ребенка правильная. Он без ошибок употребляет падежи, формы множественного и единственного числа, родовые окончания, не путается в значении хорошо знакомых слов.
Почему развивается дислалия?
Основная причина этого расстройства – неготовность мышц, которые участвуют в артикуляции звуков, к произвольным движениям. Иными словами, мышцы слишком слабые, и для того, чтобы все звуки оказались на своих местах и произносились правильно, нужно их натренировать.
Лечение дислалии
Если у вас появились подозрения, что у ребенка дислалия, следует немедленно обратиться за помощью к логопеду. Если малыш вялый, замкнутый, то необходима консультация невролога, чтобы исключить дизартрию.
Коррекция дислалии проходит в несколько этапов:
Регулярные занятия с логопедом – обязательное условие для успешного лечения заболевания, но продолжать тренироваться следует и в домашних условиях. Расскажем о нескольких основных упражнениях. Помните, что сначала все движения выполняет взрослый, чтобы ребенок понял, как и что он должен сделать.
Независимо от того, какие звуки нужно поставить, комплекс следует всегда начинать с двух упражнений.
1. Строим забор
2. Делаем трубочку
Вытяните округленные губы и удерживайте их в так в течение 5-10 сек. При этом рот должен быть закрыт, а зубы сомкнуты. Маленький совет: предложите малышу дотянуться до конфетки или кусочка фрукта и взять лакомство одними губами, держите угощение на расстоянии 1-2 см от рта.
Цель этих двух упражнений – научить контролировать движения губ и нижней челюсти и выполнять комплекс без их участия.
Для постановки [с], [з]и [ц] нужно отработать точные и сложные движения языком. Например, хорошо помогает следующее упражнение.
3. Забиваем гол
Положите на стол, перед которым вы сидите с ребенком, ватный шарик. Чуть дальше поставьте два кубика, это будут ворота. Вытяните губы и старайтесь как можно дольше дуть на «мячик», загоняя его в «ворота». Важно дуть непрерывно и следить, чтобы щеки во время выполнения не двигались.
Для артикуляции [ш], [щ], [ж]и [ч] нужно научиться выполнять языком множество тонких движений. Здесь пригодится такое упражнение.
4. Сладкое варенье
Со слегка приоткрытым ртом оближите верхнюю губу. Двигайте языком вверх-вниз. Распластайте его так широко, как можете, чтобы он боками касался уголков рта.
При артикуляции [л] и [р] работают сразу несколько частей языка: кончик, спинка и края. Одновременно все их задействовать помогает следующие упражнения.
5. Пароходный гудок
Произносите [ы] так долго, как сможете, подражая гудку парохода. При этом кончик языка опущен к низу рта, а его спинка поднята.
6. Лошадка
Улыбнитесь, покажите зубы, пощелкайте языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Сначала щелкайте медленно, потом ускорьте темп.
Следующее упражнение поможет различать свистящие и шипящие.
Свистим
Произнесите [с] долго, так, как будто из воздушного шарика выходит со свистом воздух. При этом губы сложены в улыбке, зубы сомкнуты, язык находится за ними, а выходящая воздушная струя холодная.
Шипим
Произнесите [ш] длительно, удерживая язык за задними зубами, при этом выходящая воздушная струя теплая, а губы округлены.
На различение глухих и звонких следует выполнять такое упражнение.
Поезд
Несколько раз произнесите [т], сначала медленно, потом быстро, подражая стуку колес поезда. Приложите руку ребенка к шее, туда, где находятся голосовые связки. Он должен убедиться, что голосовые связки остаются неподвижными. Теперь произнесите [д], голосовые связки завибрируют. Поэкспериментируйте с другими согласными.
Мы перечислили только некоторые упражнения, которые помогут не потерять достигнутых навыков, если вы вынуждены сделать перерыв в занятиях с логопедом. Обязательно строго следуйте всем рекомендациям, которые вам дает педагог.
Прогноз при своевременной коррекции благоприятный. В подавляющем большинстве случаев звуки появляются и автоматизируются в течение 5-6 месяцев.
Дата публикации: 27.04.2020. Последнее изменение: 05.05.2021.
Дислалия у детей дошкольного возраста
Опубликовано 22 июн. 2020 г.
Дислалия (косноязычие) — дефект произношения, который развивается у детей с сохранным слухом, интеллектом и иннервацией. В речи отсутствуют звуки, происходит их замена, смешивание или искажение. Лечение поэтапное. Об особенностях этой болезни у дошкольников, способах его коррекции мы расскажем в статье. Также опишем примеры упражнений при дислалии.
Что такое дислалия у детей
Дефект характеризуется нарушением произношения звуков, патологическим их употреблением. При этом органической патологии нервной системы и органов слуха нет. Является распространенной патологией, которая диагностируется чаще у дошкольников. В норме в этом возрасте формирование речи заканчивается, малыш составляет связные предложения, используя слова, часто используемые в быту. Именно в этот период и выявляются дефекты речи.
Проявления дислалии разнообразны и в дальнейшем приводят к трудностям письма и чтения.
Причины возникновения дислалии у детей
Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:
В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.
В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:
Виды дислалии у ребенка
Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:
По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.
В зависимости от звуков и характера дефекта
В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:
По недостатку произношения звуков
В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.
Физиологическая дислалия ( Возрастное косноязычие )
Физиологическая дислалия – это возрастное несовершенство звукопроизношения у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Выражается в звуковых заменах, пропусках и смешениях. При этом все звуки-заменители произносятся нормативно. Наблюдается дефект смягчения, пропуски согласных при стечении. Сочетается с несформированностью грамматического строя и связного высказывания. Распознается в рамках консультирования ребенка логопедом. Не нуждается в специальной педагогической коррекции, исчезает самостоятельно после пяти лет. Для подготовки периферических органов речи может быть рекомендовано выполнение специальных артикуляционных упражнений.
МКБ-10
Общие сведения
Физиологическая дислалия (возрастное косноязычие) – это закономерный этап речевого онтогенеза каждого нормально развивающегося ребенка. Данное состояние в отечественной логопедии не расценивается как речевая патология, однако специально выделяется для дифференциации речевой нормы от отклонений. Все недочеты звукопроизношения – элизии, субституции, смешения звуков – носят временный, преходящий характер.
Верхняя возрастная граница физиологического несовершенства речи – 5-6 лет. Согласно исследованиям последних лет, чисто возрастное своеобразие произношения звуков встречается лишь у 22% дошкольников, у остальных детей имеют место патологические формы нарушения звукопроизношения (механическая или функциональная дислалия, стертая дизартрия), которые не проходят по мере взросления ребенка самостоятельно и требуют логопедической коррекции.
Причины
Речь детей до 5-летнего возраста еще не полностью сформирована, а потому не лишена дефектов звукопроизношения. Эти речевые недостатки имеют под собой физиологическую (возрастную) основу. Несовершенства звуковой стороны речи у дошкольников могут быть объяснены следующими группами факторов:
Возраст с двух до пяти лет является сензитивным для развития устной речи. К концу этого периода речеслуховой и речедвигательный аппараты уже способны правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка. У детей с интеллектуальной и речевой нормой овладение звуковой стороной языка происходит по подражанию, поэтому физиологическая дислалия не требует специального вмешательства.
Этапы усвоения звуков
Сроки и последовательность появления звуков речи у детей обусловлены физиологической готовностью речедвигательного аппарата к их артикулированию и речеслухового анализатора к их восприятию и различению.
Таким образом, к старшему дошкольному периоду дети полностью овладевают фонемным составом родного языка. После этого возраста любые фонологические нарушения (даже единичные замены правильно произносимых звуков другими) не могут считаться вариантом нормы и нуждаются в исправлении. Также к физиологическому косноязычию не относятся звуковые искажения (межзубное, горловое, боковое и другое ненормативное произношение) – эти случаи подлежат коррекции в любом возрасте с момента выявления.
Симптомы физиологической дислалии
В период возрастного косноязычия речь ребенка звучит не очень разборчиво и четко. Это связано с недостатками произношения отдельных фонем: их отсутствием, заменами на более простые или смешением акустически и артикуляторно близких звуков, смягчением. Кроме этого, наблюдается несовершенство грамматической структуры и повествования.
Среди звуковых замен в период физиологической дислалии наиболее характерным является употребление свистящих взамен шипящих («масина» вместо «машина», «зук» вместо «жук»), переднеязычных взамен свистящих («тянки» ‒ «санки»). До определенного возраста звук «р» отсутствует совсем («ека» ‒ «река») или заменяется на [й] («йяк» ‒ «рак»), на [л] («голка» ‒ «горка»), на [в] («павк» вместо «парк»).
Среднеязычный звук [й] также может выступать заменителем сонорного [л] («йопата» ‒ «лопата»). Взамен заднеязычных часто употребляются переднеязычные («дусь» ‒ «гусь», «тубик» ‒ «кубик»). Твердые согласные обычно произносятся смягченно («зяйка» ‒ «зайка), иногда мягкие фонемы заменяются на твердые («тота» ‒ «тетя»). Дети затрудняются в произношении стечения согласных – обычно произносится один из звуков, остальные опускаются.
Безударные слоги нередко «выпадают» из слова, в новых и сложных по структуре словах отмечается перестановка звуков и слогов местами. Примерно с 3-4 лет дети осваивают правильное употребление падежных окончаний и предлогов. Связная речь формируется к 4 годам: появляются сложные предложения, ребенок может пересказать сказку, рассказать стишок. Нормой для этого возраста является нарушение логики повествования, рассказ с сокращениями или излишней детализацией, придумывание и опускание частей рассказа. Все эти недочеты при физиологической дислалии постепенно уменьшаются, и к 6 годам детская речь становится правильно оформленной в фонетическом и грамматическом плане.
Диагностика
Обычно в 4-5 лет дети проходят плановый профилактический осмотр логопеда в дошкольном учреждении или детской поликлинике. Во время диагностики устной речи специалист выявляет дефекты звукопроизношения и дает им квалифицированную оценку. Чтобы отдифференцировать физиологическую дислалию от речевой патологии (органической и функциональной дислалии, дизартрии, ОНР), проводится всестороннее обследование ребенка, включающее:
Если речь ребенка развивается в соответствии с возрастной нормой, коррекционная работа при физиологической дислалии не проводится. Иногда для подготовки речевого аппарата к появлению звуков рекомендуется самостоятельное проведение артикуляционной гимнастики под контролем родителей. Следующая консультация логопеда должна состояться в 6-6,5 лет перед поступлением в школу.
Профилактика нарушений речи
Предпосылками к овладению нормативным звукопроизношением выступают организация правильного речевого окружения в семье и детском коллективе. С самого рождения с ребенком необходимо разговаривать, «оречевляя» свои действия и называя предметы, находящиеся в поле зрения малыша. С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка привычку смотреть на говорящего, следить за движениями его губ и языка. Речь взрослых должна быть небыстрой, фонетически и грамматически правильной. Категорически не допускается копирование неправильного детского произношения. Для развития слухового внимания и памяти полезны игры на звукоподражание, запоминание чистоговорок и стихов, чтение книг.
Неблагоприятно влияют на становление детской речи дефекты произношения у взрослых (ротацизм, сигматизм, гнусавость, заикание), ситуация двуязычия, пребывание ребенка среди сверстников с неправильной речью. Поправлять ошибки в речи ребенка на этапе физиологической дислалии нужно спокойно и ненавязчиво. При отсутствии дефектов в строении речевого аппарата, сохранном слухе, интеллекте и иннервации речевой мускулатуры дошкольник способен самостоятельно, путем подражания правильному образцу, преодолеть возрастное косноязычие.
Дислалия ( Косноязычие )
Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.
МКБ-10
Общие сведения
Дислалия – нарушение нормативного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.
Причины
Причины механической дислалии
В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:
Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:
Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.
Причины функциональной дислалии
При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.
Классификация
С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:
В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:
С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.
Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:
При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).
В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.
Симптомы дислалии
Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.
При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.
Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.
Диагностика
Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.
В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).
Дифференциальная диагностика
При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.
Коррекция дислалии
Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.
Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.
Функциональная дислалия
Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.
Общие сведения
Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В логопедии функциональные расстройства звукопроизношения противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии, связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания. Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и фонематического слуха в последующем служат базой для формирования нарушений письма и чтения.
Причины функциональной дислалии
У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:
Патогенез
Механизм возникновения функциональной дислалии связан с несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено, раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем, вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.
Классификация
На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи, которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую очередь:
Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект – фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием дислалия делится на несколько видов:
Симптомы функциональной дислалии
Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем, каждая из них характеризуется своим особым набором признаков. Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии. Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.
При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неверно, что сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» – «почка», вместо «гора» – «кора»). Ребенок смешивает и заменяет фонемы, сходные по акустическим признакам (звонкие и глухие, твердые и мягкие, соноры (р-л), шипящие и свистящие). Редко наблюдается полное отсутствие той или иной фонемы по причине того, что ребенок не выделяет ее на слух ни в речи окружающих, ни в своей речи.
Произносительные дефекты при артикуляторно-фонетической форме представлены различными видами ротацизма, сигматизма, ламбдацизма, неточностью произношения небных звуков (каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, йотацизмом). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по звучанию к нормированному, поэтому без труда распознается окружающими (например, картавое «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в фонетической памяти ребенка и самостоятельно не исчезает, однако никак не влияет на письмо.
Осложнения
Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика, высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости, невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза, что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения. Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.
Диагностика
Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида последней проводится в рамках консультации логопеда. Полученные в ходе логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту обследуемого.
Практическую сложность может представлять дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого дыхания и просодики. Внутри функционального косноязычия наибольшую трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии.
Коррекция функциональной дислалии
При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-фонематической – обоих процессов в равной степени:
Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов). Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.
Прогноз и профилактика
Несмотря на возможные трудности, функциональная дислалия поддается полной и стойкой коррекции. Сроки преодоления речевого дефекта индивидуально вариабельны, во многом зависят от количества нарушенных звуков, регулярности посещения занятий, заинтересованности ребенка и родителей в преодолении косноязычия. Нужно стремиться, чтобы все фонематические и произносительные дефекты были устранены в дошкольном периоде. В случае более позднего обращения, необязательного отношения к занятиям недочеты звуковосприятия и звукопроизношения могут приобрести стойкий характер и отразиться на письменной речи. Профилактика предусматривает охрану здоровья ребенка, начиная с его внутриутробного развития, внимание родителей к развитию детской речи (поощрение речевой активности, разучивание потешек и стихов, развитие ручной моторики), окружение ребенка правильными образцами для речеподражания.