Для чего бог создал еву
История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая
Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.
Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.
Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).
Создание Адама и Евы.
Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.
Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.
Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.
Где находился Эдемский сад?
Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.
На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.
Искушение.
Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.
Почему именно змей выступает как символ зла?
Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.
Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.
Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?
Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.
Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.
История грехопадения.
Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам — на жену, а жена — на змея.
Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания. В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал всем своим потомкам – всему человечеству.
Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.
Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни — уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха — его начало и природа.
Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.
Изгнание из рая.
Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.
Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 — 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.
Дети Адама и Евы.
Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.
О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:
Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.
Третьим сыном Адама и Евы был Сиф. Потомком Сифа был Ной.
Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.
О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.
Православная Жизнь
Ева не творится так, как Адам, в нее отдельно не входит «дыхание жизни» (Быт. 2:7), она происходит из уже существующего человека Адама, с которым навсегда связана как с источником.
Священное Писание повествует о сотворении Евы из ребра Адама. Этот рассказ следует понимать не в буквальном значении творения «из ребра» как кости. Само еврейское слово sela имеет много значений, в том числе и ребро, и грань, и сторону. То есть употребление этого слова следует рассматривать как указание на глубинную связь Евы с Адамом. Ева не творится так, как Адам, в нее отдельно не входит «дыхание жизни» (Быт. 2:7), она происходит из уже существующего человека Адама, с которым навсегда связана как с источником.
Интересно указание причины творения Евы: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Это библейское «не хорошо» не следует рассматривать как свидетельство какого-то несовершенства Адама, которое могло быть ликвидировано только творением Евы. Первый человек создан совершенным и не нуждался в усовершенствовании своей природы.
Человек создан не просто по образу Божьему, но по образу Бога-Троицы. Соответственно, это приводит к заключению, что Адам в одиночку не может в полной мере быть образом Троицы. Святитель Григорий Нисский полагает, что Адам, Ева и их ребенок представляют образ Троицы и таким образом реализуют не только совершенства природы, но и совершенство личностных отношений, построенных по образу отношений Ипостасей Святой Троицы.
С другой стороны, у святых отцов можно встретить мнение, согласно которому Ева сотворена в предвидении грехопадения. Такой точки зрения придерживались свт. Григорий Нисский, прп. Максим Исповедник, блж. Феодорит и др. Прп. Иоанн Дамаскин. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения.
Такая интерпретация заставляет задаться вопросом, не получается ли так, что Бог создал Еву в предвидении грехопадения и при этом она сама стала причиной падения Адама. Ведь и апостол Павел пишет: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:13).
В. Н. Лосский в «Догматическом богословии», ссылаясь на свт. Григория Нисского, пишет: «Бог создал пол в предвидении возможности – но именно только возможности – греха, чтобы сохранить человечество после грехопадения. Половая поляризация давала человеческой природе известную защиту, не налагая на нее никакого принуждения; так дают спасательный круг путешествующему по водам, отчего он вовсе не обязан бросаться за борт».
В творениях святых отцов можно встретить идею и о том, что если бы не произошло грехопадение, то брачные отношения создавались бы не такими, как сейчас. «Был, наверное, и другой предназначенный Богом способ, каким люди могли бы плодиться и размножаться, если бы первый человек сохранил заповедь и не впал бы в скотство, злоупотребив собственными силами», – пишет прп. Максим Исповедник. При этом у богослова присутствует концепция о том, что все тварное возникло через разделение.
Таким образом, разделение человеческой природы на мужской и женский пол находится в рамках разделения тварных сфер бытия, а человек как объединяющий мир невидимый и мир видимый должен быть сродным этим мирам. С миром ангельским человек соединен своей душой, с миром животным – своим телом, а почти весть мир животных двуполый. Следовательно, и человек как объединяющий миры должен был иметь два пола.
Несмотря на различные мнения святых отцов о причине создания Евы, они едины в том, что Ева имеет равное достоинство с Адамом, но отличается он него своим предназначением. Кроме того, между супругами есть иерархия отношений (Быт. 2:18; 1 Кор. 11:3) [1], которая, однако, не должна пониматься как уничижительное положение. «Ибо жена, хотя и подчинена нам, но как свободная и равночестная. Так и Сын, хотя повинуется Отцу, но как Сын Божий, как Бог», – пишет свт. Иоанн Златоуст.
[1] Следует обратить внимание на полный вариант стиха 1 Кор. 11:3: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». Выражение о главенстве мужа над женой контекстуально включает в себя также отношения Бог-Отец – Христос, Христос – муж. Очевидно, что такой контекст не позволяет говорить просто о каком-то внешнем подчинении, предполагающем начальствующий формат.
+Сильвестр, епископ Белгородский,
викарий Киевской Митрополии,
ректор Киевской духовной академии и семинарии
Как Бог создал Еву из ребра Адама? Рассуждение 1
Быт.2:21 И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда
он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию.
Быт.2:22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека,
жену, и привёл её к человеку.
А очень просто, по хромосомному набору. У женщин две икс (ХХ) половые хромосомы, а у мужчин икс и игрек (ХУ) хромосомы. Знаете, почему они так называются икс и игрек? За внешнее визуальное сходство с соответствующими буквами. И у мужской У-хромосомы действительно не хватает одного ребра, чтобы стать похожей на Х.
Нет, и не гермафродит был человек до разделения полов – это биологический признак уродства и ущербности, что не сопоставимо с человеком как подобием Бога. Ведь Бог в своих творениях превыше всего ставит гармонию, а не хаос. Есть ещё одна тайна. Если Всевышнего спросить кто он больше идеалист или материалист. Он бы выбрал материализм, и доводом служило: «Посмотрите на мир, который создал, познайте его законы и вам станет ясно!». В нём нет чудес, но всему есть объяснения – мудрость!
Возможно, Библия, ветхий завет и есть послание, кладезь знаний о строении природы мудрости Бога, переданного нам следующей цивилизации в виде символизма, притчей и мифов, понятные по-своему в любые времена. Разве это не идеальный временной способ передачи? Внешнее описание У-хромосомы прочь забылось и через двести лет, но легенда о взятом ребре и сокрытием плоти живет тысячелетия.
Православная Жизнь
Был ли первый человек совершенным без Евы? Исследовал тему архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии.
Священное Писание повествует о сотворении Евы из ребра Адама. Этот рассказ следует понимать не в буквальном значении творения «из ребра» как кости. Само еврейское слово sela имеет много значений, в том числе и ребро, и грань, и сторону. То есть употребление этого слова следует рассматривать как указание на глубинную связь Евы с Адамом. Ева не творится так, как Адам, в нее отдельно не входит «дыхание жизни» (Быт. 2:7), она происходит из уже существующего человека Адама, с которым навсегда связана как с источником. Сам Адам, видя Еву, опознает ее как обладающую его природой: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23).
Первый человек Адам был создан совершенным, и тем не менее в Писании повествуется, что Бог создал Адаму Еву. Интересно указание причины творения Евы: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).
Это библейское «не хорошо» не следует рассматривать как свидетельство какого-то несовершенства Адама, которое могло быть ликвидировано только творением Евы. Первый человек создан совершенным и не нуждался в усовершенствовании своей природы.
В богословской литературе присутствует несколько вариантов ответа на вопрос о причине создания Евы.
Один из них базируется на том, что человек создан не просто по образу Божьему, но по образу Бога-Троицы. Соответственно, это приводит к заключению, что Адам в одиночку не может в полной мере быть образом Троицы. «Бог сотворил не одного человека, не одинокую самозамкнутую монаду, единицу, а “мужчину и женщину”, которым повелел “плодиться и размножаться” (см.: Быт. 1:27–28). Как Бог Един в трёх Ипостасях, так и человек создаётся как существо многоипостасное», – пишет митрополит Иларион. Такой подход позволяет говорить о том, что человек в отношениях с другим человеком реализует себя как личность.
С другой стороны, у святых отцов можно встретить мнение, согласно которому Ева сотворена в предвидении грехопадения. Такой точки зрения придерживались свт. Григорий Нисский, прп. Максим Исповедник, блж. Феодорит и др. Прп. Иоанн Дамаскин, также разделявший это мнение, пишет: «Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения».
Таким образом, создание Евы рассматривается как способ сохранения рода человеческого, так как после грехопадения, которое Бог предвидел, человек станет смертным, и если бы не возможность размножения, то человек исчез бы как вид. Однако такая интерпретация заставляет задаться вопросом, не получается ли так, что Бог создал Еву в предвидении грехопадения и при этом она сама стала причиной падения Адама, что в таком случае приводит к заключению о некой неизбежной связи между сотворением Евы и грехопадением. Ведь и апостол Павел пишет: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:13).
В. Н. Лосский в «Догматическом богословии», ссылаясь на свт. Григория Нисского, пишет: «Бог создал пол в предвидении возможности – но именно только возможности – греха, чтобы сохранить человечество после грехопадения. Половая поляризация давала человеческой природе известную защиту, не налагая на нее никакого принуждения; так дают спасательный круг путешествующему по водам, отчего он вовсе не обязан бросаться за борт. Эта возможность становится актуальной лишь с того момента, когда в результате греха, который сам по себе не имеет ничего общего с полом, человеческая природа пала и закрылась для благодати». В данной мысли акцентируется внимание на создании пола в предвидении грехопадения, то есть можно сказать, что именно женский пол создан в предвидении грехопадения, но не сама Ева, и таким образом обосновать, с одной стороны, создание полового различия и, с другой, женщины. Исходя из этого, предложим следующий ответ: Ева в любом случае была сотворена для Адама, но именно такая половая поляризация создана в предвидении грехопадения.
Действительно, в творениях святых отцов можно встретить идею о том, что если бы не произошло грехопадение, то брачные отношения создавались бы не так, как сейчас. «Был, наверное, и другой предназначенный Богом способ, каким люди могли бы плодиться и размножаться, если бы первый человек сохранил заповедь и не впал бы в скотство, злоупотребив собственными силами», – пишет прп. Максим Исповедник. При этом у богослова присутствует концепция о том, что все тварное возникло через разделение.
Таким образом, разделение человеческой природы на мужской и женский пол находится в рамках разделения тварных сфер бытия, а человек как объединяющий мир невидимый и мир видимый должен быть сродным этим мирам. С миром ангельским человек соединен своей душой, с миром животным – своим телом, а почти весть мир животных двуполый. Следовательно, и человек как объединяющий миры должен был иметь два пола. «Человеческое естество есть среднее между двух некоторых, одно от другого разделенных и стоящих на самых крайностях, между естеством Божественным и бестелесным и между жизнью бессловесной и скотской, потому что в человеческом составе можно усматривать часть того и другого из сказанных естеств, из Божественного — словесность и разумность, что не допускает разности в мужском и женском, поле, и из бессловесного – телесное устроение и образование, разделяемое на мужской и женский пол», – говорит свт. Григорий Нисский.
1 Интересно токование этих слов Блж. Августином, который обращает внимание на то, что в Бытии эти слова произносятся Адамом, а Господь Иисус Христос говорит об этих словах как о произнесенных Богом (Мф 19:4–5), и на основании этого сопоставления святитель приходит к выводу, что слова эти хотя и сказал Адам, но по внушению Духа Святого, то есть по сути Адам изрекает пророчество: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. Хотя, по свидетельству Писания, эти слова были словами первого человека, однако Господь в евангелии объявил, что их изрек Бог. Не читали ли вы, говорит Он, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Отсюда мы можем думать, что вследствие экстаза, который наведен был на Адама, он мог сказать эти слова по вдохновению свыше, как пророк» (Августин Иппонский, блж. О Книге Бытия буквально).
2 См.: Ефрем Сирин, прп. Толкование на Книгу Бытия 2:12.
3 Следует обратить внимание на полный вариант стиха 1 Кор. 11:3: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». Выражение о главенстве мужа над женой контекстуально включает в себя также отношения Бог-Отец – Христос, Христос – муж. Очевидно, что такой контекст не позволяет говорить просто о каком-то внешнем подчинении, предполагающем начальствующий формат.
4 Иоанн Златоуст, свт. Гомилия 26 на 1-е Послание к коринфянам.
Зачем Бог создал Адама и Еву?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Зачем или с какой целью были созданы Адам и Ева?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Чтобы ответить на этот вопрос, Вы можете почитать толкования на Книгу Бытия. Начните читать Книгу Бытия, там в самом начале рассказывается о творении людей, и найдите в сети, например, толкования на стихи о творении разных отцов и почитайте.
Собственно, сам ответ есть уже в стихе 26 главы 1 Книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». И еще, как верно подмечает Александр Ткаченко в своем тексте Человек–игрушка Бога?, «В Библии Бог назван Отцом, потому что человек — любимое его дитя. Иногда — своевольное, иногда — глупое, иногда — жестокое, жадное и безжалостное даже к себе самому. Но от этого не переставшее быть для Отца — любимым».
Посмотрите еще, пожалуйста, вот этот наш материал:
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото Lupo Manaro