Для чего господь творил чудеса

Чудеса Христовы

Ходя по городам и селениям Галилеи, Господь совершал бесчисленное множество чудес. На Нем сбылось древнее пророчество Исаии: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (см.: Ис 53, 4; Мф 8, 17). Пророк так вдохновенно описывал явление Божие: «Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь. Люди найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (см.: Ис 35, 4–6; 10).

Бесчисленные чудеса, совершаемые Спасителем, являли зримым образом то Царство Божие, которое Он проповедовал.

Исцеления бесноватых

Особенно ярко это проявлялось в исцелении бесноватых, то есть людей, порабощенных нечистыми духами, которые мучили этих людей. С явлением Христа, истинного Царя неба и земли, власть бесов над людьми отступает. Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие, — говорил Господь (Мф 12, 28; выделено нами. — Авт.). Нередко бесы, выходя из человека, кричали громким голосом: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаем, кто Ты: Ты — Святой Божий». Однако Иисус не желал, чтобы о Нем свидетельствовали бесы — враги рода человеческого и лжецы (Мк 1, 23–27; Лк 4, 33–36).

Одно из самых ярких чудес изгнания бесов Господь совершил в Десятиградии близ городов Гадара и Гергеса. Эта область лежала на другом берегу Галилейского озера. Иисус с учениками приплыл туда на лодке. В той области жили два свирепых бесноватых. Они поселились в пещерах для погребения и пугали всех, кто проходил тем путем. Приход Иисуса Христа оказался нестерпим для бесов, обитавших в этих несчастных людях. Бесы просили Господа, чтобы, когда Он изгонит их, разрешил им войти в стадо свиней, пасущееся вдали. Когда Иисус разрешил им это, нечистые духи, выйдя из людей, вошли в свиней; и все стадо, влекомое этой страшной и разрушительной силой, устремилось с крутизны в море. Те, кто пасли свиней, побежали в город и рассказали о случившемся. И тогда весь город вышел навстречу Иисусу, но не с тем, чтобы отблагодарить Спасителя за избавление от страшных бесов, а с тем, чтобы просить Его покинуть их страну. Один исцеленный от беснования просил Иисуса разрешить ему последовать за Ним, но Иисус отпустил его, сказав: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Тот остался и проповедовал повсюду, что сотворил ему Иисус (см.: Мф 8, 28-34; Мк 5, 1–20; Лк 8, 26-39).

Власть Иисуса Христа над бесами пугала людей. Однажды, когда Он исцелил слепого и немого бесноватого, так что больной стал и говорить и видеть, фарисеи стали обвинять Его в том, что Он изгоняет бесов силою самого сатаны. Это было очень серьезное обвинение, ведь закон Моисеев наказывал смертью за колдовство и связь с нечистой силой. Иисус сказал им: «Как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять то царство» (см.: Мф 12, 25–32; Мк 3, 23–30; Лк 11, 1 7–20). Победа Иисуса Христа над диаволом — явное действие силы Духа Божия. Отрицать это чудо — значит открыто противиться Богу и хулить Духа Святого.

Чудеса и вера

Диавол, искушая Христа в пустыне, предлагал Ему совершить чудо — остаться невредимым, сбросившись с крыши храма, и этим привлечь к себе последователей. Некоторые книжники и фарисеи также просили Его, чтобы Он знамениями и чудесами доказал им, что Он Христос. Иисус Христос ищет в Своих учениках свободную, непринужденную веру. Не вера в Христа рождается из чудес, а, напротив, Свои чудеса Христос совершает, когда видит веру обращающихся к Нему людей.

Однажды Иисус проповедовал в доме в Капернауме. Собралось такое множество народа, так что уже и у дверей не было места. К Нему принесли расслабленного (полностью парализованного) человека и, не имея возможности приблизиться к Иисусу, поднявшись на крышу и разобрав легкую кровлю дома, спустили постель, на которой лежал больной, к ногам Христа. Иисус, видя веру их, обратился к расслабленному: Чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф 9, 2). Кое-кто из учителей закона, находившихся там, подумал: «Ведь это же богохульство! Кто, кроме Бога, может прощать грехи?» Господь тотчас понял, о чем они думают, и сказал: «Что легче, сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи, или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий, то есть Христос, имеет власть на земле прощать грехи. — Тут Господь обратился к больному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и ходи». Больной тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога. Так Господь по вере этих людей исцелил и душу, и тело человека (см.: Мф 9, 1–28; Мк 2, 1–12; Лк 5, 1 7–26).

Когда веру во Христа показывали язычники, Господь особенно обращал на это внимание людей, окружавших Его. Как-то к Иисусу обратился римский офицер, сотник, с просьбой исцелить больного слугу. Иисус Христос готов был идти к нему в дом, но сотник сказал: «Не трудись, Господи! Ведь я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Но только скажи слово, и выздоровеет слуга мой». Услышав это, Иисус сказал, обратившись к идущему за Ним народу: «В Израиле не нашел Я такой сильной веры». И чудо произошло (см.: Мф 8, 5–13; Лк 7, 1–10).

Там же, где Иисус Христос сталкивался с неверием людей, Он чудес не совершал (см.: Мф 13, 58; Мк 6, 5–6).

Милосердие Божие в чудесах

Имея власть над жизнью и смертью, Иисус Христос совершал и чудеса воскрешения. Один из начальников синагоги, по имени Иаир, умолял Иисуса пойти с ним и исцелить его дочку, находящуюся при смерти. Господь пошел с ним, но по дороге слуги Иаира известили отца о случившемся горе: «Твоя дочь уже умерла, зачем беспокоить Учителя?» Но Господь, услышав это, тотчас сказал начальнику синагоги: «Не бойся, только веруй». Господь, придя в дом, где уже все готовились к погребению девочки, выслав вон всех, кроме родителей и трех Своих ближайших учеников — Петра и братьев Зеведеевых, Иакова с Иоанном, — взял девочку за руку и сказал: «Девица, тебе говорю, встань». И девочка тотчас вернулась к жизни (см.: Мф 8, 19–26; Мк 5, 21–43; 8, 40–56).

Все чудеса, совершенные Господом, показывают Его милосердие и сострадание к людям.

Однажды Господь шел в галилейский город Наин. С Ним шли многие из учеников Его и множество народа. У ворот они встретились с погребальной процессией — хоронили единственного сына вдовы. Увидев ее, Господь проникся состраданием и сказал ей: «Не плачь!» Подойдя, прикоснулся к носилкам и воскресил юношу (см.: Лк 7, 11–17).

Чудеса и субботний покой

Проводя большую часть времени в Галилее, Иисус Христос на праздники по традиции ходил в Иерусалим в храм. Во время одного из таких посещений Иерусалима Господь в субботу проходил через купальню, расположенную неподалеку от Овечьих ворот. В этой купальне всегда лежало множество больных. Все они ожидали чуда — время от времени Ангел Господень сходил и возмущал воду, и тогда первый, кто входил в купель, получал исцеление. Среди них был человек, больной уже тридцать восемь лет. К нему-то и обратился Господь со словами: «Ты хочешь выздороветь?» Больной ответил: «Да, но нет никого, кто бы помог мне войти в воду». Тогда Иисус сказал ему: «Встань! Возьми свою постель и иди». И человек в тот же миг стал здоров.

Произошедшее вызвало негодование иудеев, ревнующих о строгом исполнении заповеди о субботнем покое. Заповедь: «Помни день субботний; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — посвяти Господу, Богу твоему» — была установлена в память о том, как Господь за шесть дней сотворил мир и на седьмой день почил от Своих дел. Нарушение субботнего покоя наказывалось смертью. В ответ на преследование иудеев Господь сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Как и сейчас Бог, почив от дел, продолжает заботиться о мире и беречь его, так и чудеса Христовы продолжают это созидательное дело Божие. Но иудеев эти слова раздражили еще больше: ведь Он не только нарушил субботу, но и назвал Бога Своим Отцом, приравнивая Себя к Богу. Господь надолго после этого покинул Иерусалим (см.: Ин 5, 1–18).

Но и в Галилее Господь и Его власть вызывали зависть и раздражение у фарисеев. Когда Христа в очередной раз обвиняли в нарушении субботнего покоя, Он сказал: Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2, 27; выделено нами. — Авт). Это значит, что цель всех заповедей, данных Богом, в том, чтобы воспитывать любовь к Богу и к человеку. Именно этой цели и должна служить заповедь.

Источник

Господь совершает чудо только тогда, когда оно необходимо для спасения

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

Чудо – доступ­ное внеш­нему наблю­де­нию сверхъ­есте­ствен­ное дей­ствие или собы­тие, про­из­во­ди­мое Боже­ствен­ною силою.

Про­из­во­дит чудо Бог. Совер­шает Он их в ответ на наши молитвы. Для совер­ше­ния чуда нужна вера ( Мф. 9:2; 9:28; 17:20; 21:21 ; Мк.9:23-24 ; Ин.14:12 ). Необ­хо­димо также жить по запо­ве­дям Божиим: Кто имеет запо­веди Мои и соблю­дает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот воз­люб­лен будет Отцем Моим; и Я воз­люблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Оче­видно, что неве­ру­ю­щий не может совер­шить чудо. Не творит Гос­подь чудо и через греш­ни­ков: мы знаем, что греш­ни­ков Бог не слу­шает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слу­шает ( Ин. 9:31 ). Вера и испол­не­ние запо­ве­дей – необ­хо­ди­мые усло­вия.

Однако это не значит, что чело­век может совер­шать чудо, когда поже­лает. Когда Иисус Хри­стос сказал: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: под­ни­мись и вверг­нись в море, и не усо­мнится в сердце своем, но пове­рит, что сбу­дется по словам его ( Мк. 11:23 ), Он в образ­ной речи пока­зал вели­кие воз­мож­но­сти для веру­ю­щего. Чело­веку не нужно пере­дви­гать зем­ля­ные горы, когда вокруг столько гро­мад­ных гор чело­ве­че­ского греха.

Гос­подь уста­но­вил законы види­мого мира. Жизнь чело­века и дело его спа­се­ния совер­ша­ется в пре­де­лах этого задан­ного порядка. Бог дей­ствует в мире, сохра­няя есте­ствен­ный строй жизни. И только в опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах, когда в этом есть особая необ­хо­ди­мость, Он отме­няет «есте­ства чин». Потому чудес в жизни срав­ни­тельно немного. Гос­подь подаёт чудес­ным обра­зом помощь, когда все есте­ствен­ные воз­мож­но­сти исчер­паны. И даже в этом случае Он совер­шает чудо только тогда, когда оно необ­хо­димо для спа­се­ния. В иных слу­чаях полезно пройти через болезнь, чтобы в огне этих скор­бей сго­рели пагуб­ные гре­хов­ные стра­сти, явля­ю­щи­еся при­чи­ной серьёз­ного недуга, и сохра­не­ние кото­рых может лишить чело­века вечной жизни.

Сам Гос­подь опре­де­ляет, через кого совер­шать чудеса. Одних Бог избрал свя­ти­те­лями и пас­ты­рями, иных наде­лил разу­мом духов­ным, чтобы быть стар­цами, другим дал сугу­бую бла­го­дать тво­рить в изоби­лии чудеса (свят. Нико­лай, преп. Сера­фим Саров­ский, св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский и др.). В житиях неко­то­рых вели­ких святых мы не нахо­дим опи­са­ния чудес.

Нужно ска­зать еще об одной сто­роне этого вопроса. Чудо всегда явля­ется духов­ным испы­та­нием для того, через кого Бог его совер­шает. Прежде, чем тво­рить чудеса, надо под­няться на высо­кую и без­опас­ную сту­пеньку сми­ре­ния.

«Авва Анто­ний услы­шал об одном моло­дом монахе, что он сотво­рил на пути такое чудо: увидев неко­то­рых стар­цев, кото­рые путе­ше­ство­вали и уто­ми­лись на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести стар­цев, пока не дойдут до Анто­ния. Когда старцы рас­ска­зали об этом авве Анто­нию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, испол­нен­ный благ, но не знаю, войдет ли он в при­стань. Спустя несколько вре­мени авва Анто­ний вдруг начал пла­кать, рвать на себе волосы и рыдать. – Уче­ники спро­сили его: о чем пла­чешь, авва? – Старец отве­чал им: сейчас пал вели­кий столп Церкви! Это он гово­рил о моло­дом монахе. Но пой­дите сами к нему, про­дол­жал он, и посмот­рите, что слу­чи­лось! – Уче­ники идут, и нахо­дят монаха сидя­щим на рогоже и опла­ки­ва­ю­щим грех, кото­рый он сделал. – Увидев уче­ни­ков Анто­ния, монах гово­рит им: ска­жите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, – и я наде­юсь очи­стить грех свой и пока­яться. Но по про­ше­ствии пяти дней он скон­чался» (Древ­ний пате­рик).

Сейчас не мало совер­ша­ется чудес. Сколько вос­кре­сает душ, кото­рые каза­лись совер­шенно умерщ­влен­ными грехом! Делает это Гос­подь и через свя­щен­ни­ков, но при­кро­венно, потому что сми­ре­ния у людей сейчас мало.

В конце хочется рас­ска­зать об одном чуде, кото­рое убеж­дает нас, что вера может, дей­стви­тельно, пере­дви­гать горы, когда это необ­хо­димо. Об испол­не­нии слов Спа­си­теля сви­де­тель­ствует впе­чат­ля­ю­щее чудо, бывшее в 16 веке в Египте. Там сви­реп­ство­вала чума. Один из врагов хри­сти­ан­ства, врач по про­фес­сии, рас­пу­стил между тур­ками молву, что вина постиг­шего их несча­стия – хри­сти­ане. «Ибо хри­сти­ане, – объ­яс­нял он, – опус­кают в воду крест, что и яви­лось при­чи­ной насто­я­щей смерт­ной болезни». Эта кле­вета рас­про­стра­ни­лась повсюду и стала известна и еги­пет­скому сул­тану, кото­рый потре­бо­вал при­ве­сти к нему пат­ри­арха Иоакима для личных объ­яс­не­ний. Пат­ри­арх явился. Султан сна­чала вёл с ним длин­ную беседу о вере, но, увидев, что он с глу­бо­ким убеж­де­нием и ясными дока­за­тель­ствами оправ­дал веру хри­сти­ан­скую и опро­вер­гал ислам, при­ка­зал ему в оправ­да­ние Еван­гель­ских слов пере­ста­вить гору, нахо­дя­щу­юся по сосед­ству с Каиром. Пат­ри­арх не поко­ле­бался в вере. Попро­сив несколько дней для молитвы, он с вер­ными хри­сти­а­нами постом, бде­нием и молит­вами уми­ло­стив­лял Гос­пода и просил не посра­мить их. В назна­чен­ное время при сте­че­нии мно­же­ства народа пат­ри­арх сказал горе во Имя Хри­стово, чтобы та дви­ну­лась со своего места и пере­шла на другое: гора сотряс­лась в осно­ва­нии и оста­вила своё место. Оста­нов­лен­ная тем же Именем Хри­сто­вым, она полу­чила назы­ва­ние по-турецки дур-даго (стань гора).

Вопрос: Исто­рия хри­сти­ан­ства на земле – это исто­рия бес­чис­лен­ных чудес, кото­рые Гос­подь посы­лает во укреп­ле­ние испо­ве­да­ю­щим веру истин­ную. А известно ли что-либо допод­линно о чуде­сах в иных веро­ис­по­ве­да­ниях, и как отно­ситься к данным фактам?

Отве­чает иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):

При­сту­пая к реше­нию этого вопроса, необ­хо­димо опре­де­лить и раз­де­лить поня­тия: спа­се­ние, к кото­рому ведет истин­ная вера, и мило­сер­дие Божие, кото­рое про­сти­ра­ется на всех, ибо Гос­подь любит Свое созда­ние: «Бог Свою любовь к нам дока­зы­вает тем, что Хри­стос умер за нас, когда мы были еще греш­ни­ками» ( Рим. 5:8 ). Полу­че­ние от Мило­серд­ного Бога помощи (иногда даже чудес­ным обра­зом) еще не пред­по­ла­гает спа­се­ние.

В Свя­щен­ном Писа­нии мы знаем при­меры чудес, совер­шив­шихся над людьми, кото­рые не испо­ве­до­вали истин­ную рели­гию. Во время голода в Пале­стине Гос­подь Бог посы­лает про­рока Илию в фини­кий­ский город Сарепту к вдове. Она была языч­ница. У нее чудес­ным обра­зом не исто­ща­лась в тече­ние неко­то­рого вре­мени мука и масло. Гос­подь через про­рока Илию вос­кре­сил сына вдовы (см.: 3Цар. 17:9–24 ). Вое­на­чаль­ника Немана, языч­ника, через про­рока Елисея Бог исце­лил от про­казы (см.: 4Цар. 5:1–19 ). Гос­подь наш Иисус Хри­стос изба­вил от демона дочь фини­ки­янки-языч­ницы (см.: Мф. 15:22–28 ; Мк. 7:25–30 ). Еван­ге­лист Матфей также пишет: «И прошел о Нем слух по всей Сирии; и при­во­дили к Нему всех немощ­ных, одер­жи­мых раз­лич­ными болез­нями и при­пад­ками, и бес­но­ва­тых, и луна­ти­ков, и рас­слаб­лен­ных, и Он исце­лял их» ( Мф. 4:24 ). Во вре­мена Спа­си­теля Сирия была стра­ной язы­че­ской.

Обра­тим вни­ма­ние, что все при­ве­ден­ные при­меры сви­де­тель­ствуют об одном: чудеса про­ис­хо­дили тогда, когда сто­яв­шие вне истин­ной веры обра­ща­лись не к своей ложной рели­гии, а к Гос­поду Ииусу Христу или пред­ста­ви­те­лям истин­ной рели­гии. Все обра­щав­ши­еся за помо­щью воз­вы­ша­лись над своей рели­гией. Вдова из Сарепты гово­рит про­року Илие: «Жив Гос­подь Бог твой!» ( 3Цар. 17:12 ). Хана­не­янка пошла не к идолам, а к Спа­си­телю и молила: «Поми­луй меня, Гос­поди, сын Дави­дов» ( Мф. 15:22 ). Татарка обра­ти­лась не к мулле, а пра­во­слав­ному свя­щен­нику.

В 4‑й книге царств есть очень ценное ука­за­ние для реше­ния нашего вопроса. Полу­чив исце­ле­ния от про­казы, Нееман гово­рит про­року Елисею: «Только вот в чем да про­стит Гос­подь раба твоего: когда пойдет гос­по­дин мой в дом Рим­мона для покло­не­ния там и опрется на руку мою, и покло­нюсь я в доме Рим­мона, то, за мое покло­не­ние в доме Рим­мона, да про­стит Гос­подь раба твоего в случае сем» ( 4Цар. 5:18 ). По своему слу­жеб­ному поло­же­нию сирий­ский пол­ко­во­дец должен будет сопро­вож­дать своего царя в капище. Царь будет опи­раться на руку своего вель­можи, и тому при­дется покло­ниться Рим­мону – сирий­скому «боже­ству» воз­духа и бури. Нееман сознает, что это грех, и, по-види­мому, боится, что про­каза за это может вер­нуться к нему. Это биб­лей­ское место дает ключ к реше­нию вопроса, постав­лен­ного в письме: могут ли через молит­венно-обря­до­вые дей­ствия неистин­ной рели­гии про­ис­хо­дит чудеса. Свя­щен­ное Писа­ние сурово обли­чает любое нару­ше­ние первой запо­веди: «Гос­пода, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи» ( Втор. 6:13 ). «Боги, кото­рые не сотво­рили неба и земли, исчез­нут с земли и из-под небес» ( Иер. 10:11 ). Ска­зано это было непо­сред­ственно о язы­че­стве – рели­гии наро­дов, окру­жав­ших избран­ный народ. Но запо­веди Божии не явля­ются исто­ри­че­ски пре­хо­дя­щими. Они уни­вер­сальны и отно­сятся ко всем людям, даны чело­ве­че­ству на весь период его исто­рии. Ошибок и заблуж­де­ний может быть много, а истина всегда одна. Поэтому и истин­ная рели­гия может быть только одна. Не может быть несколько истин­ных рели­гий. Хри­сти­ан­ство осно­вано на Боже­ствен­ном Откро­ве­нии. Без этого источ­ника люди своими есте­ствен­ными силами познать Бога не могут. Сте­пень откло­не­ния от истины может быть разной, но любое откло­не­ние ведет к лже­ду­хов­но­сти. Поэтому совер­шенно оче­видно, что чудес в этих рели­гиях быть не может. Заблуж­де­ния и уко­ре­нив­ши­еся ошибки не сов­ме­стимы с Боже­ствен­ной прав­дой. При­меры, кото­рые при­во­дят пред­ста­ви­тели этих рели­гий, явля­ются в дей­стви­тель­но­сти лже­чу­де­сами. Они совер­ша­ются демо­ни­че­скими силами. О ложных чуде­сах гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии (см.: Исх. 7:11–12; 8:7 ; Деян. 8:9–11; 13:8 ). Духов­ная сле­пота и неве­де­ние не дает заблуж­да­ю­щимся воз­мож­но­сти раз­ли­чать духов и понять источ­ник подмен. Епи­скоп Евсе­вий Памфил опи­сы­вает, как муче­ник Асти­рий поло­жил конец одному из таких «чудес»: «Около Кеса­рии Филип­по­вой, кото­рую фини­ки­яне назы­вают Пане­а­дой, пока­зы­вают у подошвы горы Панейон источ­ники, откуда берет начало Иордан; в эти воды в какой-то празд­ник бро­сают жерт­вен­ное живот­ное, а демон силой своей делает его неви­ди­мым. При­сут­ству­ю­щие про­воз­гла­шают это уди­ви­тель­ным чудом. Как-то Асти­рий ока­зался сви­де­те­лем всего про­ис­хо­дя­щего; видя, как потря­сена вся толпа, он сжа­лился над их заблуж­де­нием: воз­ведя глаза к небу, он стал через Христа умо­лять Все­выш­него изоб­ли­чить демона-обо­льсти­теля и пре­кра­тить этот обман. Гово­рят, что, пока он молился, жертва всплыла наверх; чудо исчезло, и ничего дико­вин­ного в этом месте больше не про­ис­хо­дило» (Цер­ков­ная исто­рия. Кн. 7. 17). Отец Сера­фим (Роуз) в книге «Пра­во­сла­вие и рели­гия буду­щего» при­во­дит рас­сказ архи­манд­рита Нико­лая (Дро­бяз­гина), кото­рый на Цей­лоне при­сут­ство­вал на сеансе кол­дуна-факира. «Оше­лом­лен­ные, мы не могли отве­сти глаз от этой пора­зи­тель­ной кар­тины». Далее отец Нико­лай рас­ска­зал: «Я совер­шенно забыл о том, что я свя­щен­ник и монах, что мне вряд ли при­ли­че­ствует при­ни­мать уча­стие в подоб­ных зре­ли­щах. Нава­жде­ние было так необо­римо, что сердце и ум мол­чали. Но мое сердце было тре­вожно и больно заби­лось. Все мое суще­ство охва­тил страх. Мои губы сами собой заше­ве­ли­лись и стали про­из­но­сить слова: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного!». Я почув­ство­вал немед­лен­ное облег­че­ние. Каза­лось, что какие-то неви­ди­мые цепи, кото­рыми я был опутан, начи­нали спа­дать с меня. Молитва стала более сосре­до­то­чен­ной, и с ней вер­нулся мой душев­ный покой. Я про­дол­жал смот­реть на дерево, как вдруг, будто под­хва­чен­ная ветром, кар­тина зату­ма­ни­лась и рас­се­я­лась… Но вот что-то как будто стало тво­риться и с самим факи­ром. Он сва­лился набок. Встре­во­жен­ный юноша под­бе­жал к нему. Сеанс неожи­данно пре­рвался… Уже уходя, я невольно в послед­ний раз обер­нулся, чтобы запе­чат­леть в памяти всю сцену, и вдруг – я содрог­нулся от непри­ят­ного ощу­ще­ния. Мой взгляд встре­тился со взгля­дом факира, полным нена­ви­сти. Это про­изо­шло в крат­чай­ший миг, и он снова принял свою преж­нюю позу, но этот взгляд раз и навсе­гда открыл мне глаза на то, чьей силой в дей­стви­тель­но­сти про­из­ве­дено это «чудо”». Слу­ча­ются в этих рели­гиях и исце­ле­ния, но они бывают опла­чены доро­гой ценой: душа попа­дает в плен к падшим духам.

Чем отли­ча­ются под­лин­ные чудеса от ложных? По источ­нику и послед­ствиям. Бог «хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» ( 1Тим. 2:4 ). Истин­ное чудо всегда духовно бла­го­творно дей­ствует на чело­века. Вдова из Сарепты после воз­вра­ще­ния к жизни ее сына испо­ве­дала: «Теперь-то я узнала, что ты чело­век Божий, и что слово Гос­подне в устах твоих истинно» ( 3Цар. 17:24 ). Изба­вив­шийся от про­казы Нееман гово­рит заме­ча­тель­ные слова, обра­тив­шись к про­року Божию Елисею: «Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Изра­иля» ( 4Цар. 5:15 ). Мы не знаем судьбу татарки, у кото­рой святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский исце­лил мужа. Однако чудо это в любом случае было впе­чат­ля­ю­щим собы­тием, рас­по­ла­га­ю­щим ее к Пра­во­сла­вию.

«У кого есть искрен­няя любовь к истине, того она изве­дет из тьмы заблуж­де­ния и при­ве­дет к свету истины. Пример – святой апо­стол Павел. Он искренне любил истину, всей душой был предан тому, что считал истин­ным, без всякой коры­сти. Потому, как только была ему ука­зана истина не в том, что он считал истин­ным, он в ту же минуту бросил это ветхое, ока­зав­ше­еся не истин­ным, и всем серд­цем при­ле­пился к новому, зримо явлен­ному истин­ным… Истина о Христе ясна как день: взыщи и обря­щешь. Помощь же свыше всегда готова искрен­нему иска­телю. «Неве­ру­ю­щий уже осуж­ден» ( Ин. 3:18 ). За что же? За то, что, когда кругом свет, он оста­ется во тьме» (Феофан Затвор­ник, свя­ти­тель. Мысли на каждый день года по цер­ков­ным чте­ниям из слова Божия).

Источник

Христос — Чудотворец

Многие личности оказали влияние на историю человечества, но ни о ком не спорят так долго и так ожесточенно, как о Христе. Никто не дискутирует о личностях Конфуция, Мухаммеда или Эйнштейна, но говоря о Христе, мы сталкиваемся с величайшим разбросом мнений — даже среди тех, кто считает себя христианами. О Нем снимают фильмы, Его изучают на конференциях, Ему молятся, на Него надеются. Христиане считают Его Богом, мусульмане — величайшим пророком человечества.

Так кто же такой Христос. Читайте об этом в книге прот. Геннадия Фаста «Кто же Сей?», которая вышла в издательстве «Никея».

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги. Для чего господь творил чудеса. Смотреть фото Для чего господь творил чудеса. Смотреть картинку Для чего господь творил чудеса. Картинка про Для чего господь творил чудеса. Фото Для чего господь творил чудеса

ХРИСТОС-ЧУДОТВОРЕЦ

Чудеса Христовы

Чудеса Христовы, описанные в Священном Писании, можно отнести к чудесам третьего уровня. Происходит явное, властное, господское вхождение Господа в мир природы.

Каковы чудеса Христа? Каков Христос Чудотворец?

Рассуждая о Христе апокрифов, мы уже отмечали, что в этих текстах много говорится о чудесах, особенно о тех, которые Спаситель совершал в детстве. Иисус лепит из глины птичек, дует на них, и они улетают, а когда Его кто-то обижает, обидчик умирает. Иосиф почему-то оказывается неискусным плотником. Отрок Иисус ему помогает, и доска, которую Иосиф сделал слишком короткой, увеличивается в размерах, а излишне длинная укорачивается. Такие чудеса явно не вписываются в то, о чем говорится в канонических Евангелиях, и неслучайно Церковь их не признает. Они бессмысленны или жестоки.

Христос не пользуется Своим всемогуществом, чтобы кого-то поставить на место, унизить или наказать. В Евангелии мы нигде не найдем бессмысленных чудес, причем от Христа их иногда требовали.

Говорят, один индийский религиозный учитель как-то раз кончиком языка дотянулся до макушки. Случилось ли такое на самом деле или нет, я не знаю, да это в данном случае и не важно. Лучше зададимся другим вопросом: мог ли Христос совершить подобное чудо? Разумеется, Господь может все, но Он никогда не делал ничего бессмысленного. Его чудеса не были фокусами и совершались вовсе не для того, чтобы кого-то удивить или озадачить. Чудеса Христовы — не фокусы, а проявление Божественной любви. Вдовица, лишившись мужа, лишается и единственного сына. Вместе с ним она хоронит свою последнюю радость, последнюю надежду. Иисус, увидев это, подходит и говорит: «Юноша! Тебе говорю, встань!» (Лк. 7: 14).

Господь это делает не для того, чтобы показать, что может и мертвого оживить. Дай нам с вами власть воскрешать мертвых, мы бы, пожалуй, вволю натешились своим всемогуществом, но Христос никогда так не поступал. Его целью было не воскрешение мертвеца, а утешение скорбящей вдовы, матери, потерявшей сына. То же самое можно сказать обо всех чудесах Христа. Это — всегда чудо милости Божией. Разве Господь насыщает пятью хлебами пять тысяч человек только для того, чтобы показать, что Он может это сделать? Нет. Сказано: «сжалился над ними» (Мф. 14: 14). Они уже три дня были с Ним, и у них не было пищи. Господь не хочет отпустить их голодными, поэтому и совершает чудо.

Первое чудо было совершено Спасителем в Кане Галилейской. Оно описывается во второй главе Евангелия от Иоанна. Христа, Его Матерь и учеников пригласили на брачный пир. Когда вино закончилось, Дева Мария обратилась к Сыну: «…вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин. 2: 3–4). Потом, однако, Он велел слугам налить в кувшины воду и отнести их к столу. Предварительно Дева Мария предупредила прислужников: «…что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2: 5). Слуги торжественно прошествовали к столу. Интересно, на что они рассчитывали? Ведь хозяева и наказать их могли, посчитав такой поступок издевательством! Но вода действительно превратилась в вино, которое оказалось гораздо лучше заранее отобранного и заготовленного.

Почему первым чудом Христа стало претворение воды в вино, а не, скажем, изгнание нечистого духа из одержимого, не исцеление безнадежно больного и не воскрешение мертвого? Почему речь идет о такой, на первый взгляд, «безделице»? На свадьбе не хватило вина? Ну и что?

Дело в том, что Господь принес в мир Евангелие, принес нам Радостную, Благую Весть. Сравним Иоанна Крестителя и Христа. Предтеча одевался в грубую верблюжью шкуру, жил в пустыне, питался акридами с диким медом и призывал к покаянию. Христос же ходил в вытканном Божией Матерью хитоне, Его окружали ученики и ученицы-мироносицы, Он ел и пил с мытарями и грешниками, что некоторых даже смущало. Иоанн — это голос совести, голос покаяния, отсюда и его суровый аскетизм. Христос — это пришедшее в силе Царство Божие, Царство радости, мира и Духа.

Предтеча вообще не совершает чудес, а Христос являет чудо на браке в Кане Галилейской. Господь потому и совершил это чудо, что Он и есть Жених. В первом чуде сосредоточена суть всего Евангелия. Царство Божие есть радость, праведность и мир в Духе Святом. В мире скорбей, слез, боли, несчастий, бед, болезней, смерти, зла, греха, проклятия и ада — вдруг брачное торжество, веселье сердца человеческого, веселье Царствия Божия.

Какого рода чудеса Господь совершает чаще всего? Исцеление душ, то есть изгнание бесов. Немало чудес описывалось и в Ветхом Завете. Их являли и Моисей, и Елисей, и Исаия, и многие другие пророки, но даже Илия-пророк ни разу не изгонял бесов. Пожалуй, о единственном случае мы найдем упоминание в 6¬-8 главах книги Товита, в которых говорится об изгнании духа, препятствовавшего супружескому сожительству, причем способ этого изгнания отдает чем-то «полумагическим», то есть абсолютно не соответствующим евангельскому духу. Впрочем, некоторых и это смущает, и книга даже не входит в канонический состав Священного Писания.

Как бы то ни было, но упоминаний об изгнании бесов в каноническом Ветхом Завете не найти. Да, мертвые воскресали, больные исцелялись, множество чудес совершалось через ветхозаветных пророков, но бесы не выходили. Это говорит о том, что мир пребывал во власти нечистого духа, сатана был князем мира сего. В виде змея он проник в Эдемский сад и искусил Еву и Адама.

Христос же обещает связать сильного. «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12: 31). Такого не говорил никто из величайших пророков Ветхого Завета — ни Илия, ни Моисей, ни Ной. Но вот пришел Сильнейший. Господь Христос пришел для того, чтобы изгнать вон князя мира сего, поэтому главное чудо Христа — изгнание нечистых духов.

По толкованию многих святых отцов мы живем во времена тысячелетнего царствования Иисуса Христа. Сейчас Царство Благодати Божией, сатана уже связан. Власть над нечистым духом теперь дана каждому христианину. Любой может призвать имя Господне, совершить крестное знамение и нечистый дух будет бессилен против него: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов…» (Лк. 10: 19). Бесобоязнь, свойственная многим христианам, — не евангельское состояние. Нас никто не может испортить, если только мы не испортимся сами.

Когда Христос подходил к бесноватому, бесы кричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8: 29). «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк. 8: 31). Они еще издали ощущали потрясающую силу, приближавшуюся к ним. Всем памятен евангельский рассказ о том, как легион нечистых духов перешел в стадо свиней и они ринулись с крутого берега в море. Иисус исцелил отрока у подножия Фаворской горы после Своего Преображения (Мф. 17: 14–21, Лк. 9: 38–42, Мк. 9: 17–29).

Священное Писание не отвергает того, что стихия нечистых духов так или иначе может пересекаться со стихиями природными. На этом основана магия. Магия — не выдумка и не всегда шарлатанство, это реальное демоническое действо, но Господь сокрушает его.

Христос входит в этот мир как победитель дьявола. В Апокалипсисе сказано, что Господь его связал и запечатал в бездну (Откр. 20: 1–3). Апостол говорит: «Дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5: 8), но теперь этот рыкающий лев оказался в клетке. Но почему же мы и сейчас ощущаем воздействие нечистого духа на человека? Потому, что порой сами лезем в эту клетку.

Второе чудо Господне — исцеление больных. Пожалуй, нет необходимости пересказывать евангельские повествования об исцелении расслабленного или тещи Симона Петра, находившейся в горячке, или женщины, которая двенадцать лет страдала кровотечениями. Ему приносили больных, и Он исцелял их (Мф. 8: 16, Лк. 4: 40). Когда женщина прикоснулась к ризе Христовой, Господь ощутил, что из Него вышла сила: «Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8: 46).

Сила изгоняется силой. В данном случае сила болезни изгоняется силой Христовой. Господь не занимался врачеванием в традиционном понимании этого слова. Он не лечил травами, водами, грязями и микстурами, не делал хирургических операций. Он поступал как Владыка и исцелял больных повелительно.

Однако непременным условием исцеления была вера больного. Иисус сказал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9: 23). Даже маленького зернышка веры оказывалось достаточным для того, чтобы Господь совершал чудо. Его сила никогда не действовала магически, не опираясь на человеческое сознание. Господь хочет того, что служит нам ко спасению, а без веры человек спастись не может. Вера порождает чудеса, а не чудеса — веру, и именно веру Господь искал у тех, кто приходил к Нему.

Почему Господь исцелял болезни? Почему Он не совершал какие-нибудь другие чудеса? Например, не обратил Иордан вспять, не приказал солнцу взойти на западе, а закатиться на востоке?

Для чего господь творил чудеса. Смотреть фото Для чего господь творил чудеса. Смотреть картинку Для чего господь творил чудеса. Картинка про Для чего господь творил чудеса. Фото Для чего господь творил чудесаБолезнь — следствие греха. Все чудеса Христа направлены на спасение, на освобождение от него человека. Согрешившей Еве было сказано: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей» (Быт. 3: 16), а Адаму: «В поте лица твоего(то есть тоже мучительно. — Г.Ф.)будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19).

Современная медицина занимается телом и до души и грехов ей дела нет. В древности же лечение больных не отрывалось от их душевного исцеления. «Врачу душ и телес», — обращаемся мы к Господу. Разрыв души и тела — один из многих трагических разрывов, существующих в этом мире. Во Христе это разделение упраздняется. Глубинно, по-настоящему исцелять больных можно, лишь врачуя их души.

Господь заповедал Своим ученикам воскрешать мертвых. Апостол Петр воскресил Тавифу в Иопии (Деян. 9: 36–41), апостол Павел — юношу Евтиха (Деян. 20: 9–12). И в дальнейшем праведники неоднократно совершали это чудо.

Христос показал Себя Владыкой природных стихий. Господь умножает хлеба и рыбы для того, чтобы насытить множество людей. Соблюдались ли при этом закон сохранения массы и все остальные физические законы? Мы ничего не можем сказать по этому поводу, но Иисус в очередной раз демонстрирует, что Ему повинуется все: «Господь вся, еликахощет, творити может».

На Галилейском море нередко случались внезапные бури. Когда Учитель с учениками отправились на другой берег, озеро было абсолютно спокойным. Но неожиданно грянул шторм, причем такой силы, что лодка могла в любую минуту перевернуться. Однако Господь усмирил бурю. Между прочим, в середине XX века археологи нашли на дне Геннисаретского озера лодку. Время ее изготовления ученные отнесли к первой половине I столетия и назвали ее «Лодкой Христа».

Спаситель идет по водам, и ученики в ужасе принимают его запризрак. Господь успокаивает их: «Это Я, не бойтесь» (Мф. 14: 26–27). Петр тоже пытается идти по воде, но начинает тонуть, и Иисус его спасает со словами: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14: 31).

В другой раз Господь спит на корме лодки, а ученики будят Его: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Лк. 4: 38). Иисус обращается к ветру и морю: «Умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Лк. 4: 39). Разумеется, это чудо, но следует помнить о том, что Бог Словом сотворил небо и землю, и они повинуются этому Слову. «Сказал Бог: да будет И стало так» (Быт. 1).

Как Господь совершает чудо и как его совершают святые угодники Божии? В чем состоит принципиальная разница? Святые молятся, а Христос повелевает.

Величайшее чудо Иисуса Христа — пасхальное. Пасха, когда камень был отвален от двери Гроба, а Христос воскрес — это Чудо из чудес, Торжество торжеств и праздников Праздник. Мертвецов воскрешали и раньше, но такого, чтобы человек сам воскрес из мертвых, прежде не было. Причем все, кого оживил Христос, возвращались в свою прежнюю плоть, впоследствии вновь болели и в конце концов умирали. А Христос воскрес в совершенно новом Теле. Это было реальное, физическое тело, но иное. Когда Воскресший Иисус явился ученикам, они испугались, подумав, что увидели беспутный призрак, ведь Он прошел через закрытую дверь! При жизни Иисус такого не делал. Он попросил дать ему поесть, чтобы убедить апостолов: Его Тело совершенно реально.

Апостол Павел пишет, что и мы по своем воскрешении тоже будем иметь тело, подобное Телу Воскресшего Спасителя, тело, живущее по законам Царства Божия. Эти законы нам кажутся чудесными: Воскресший Иисус внезапно появляется, внезапно исчезает, проходит через стены и, наконец, возносится на небо. Все то, на что не способен обычный человек, Иисус делает. Во Христе не законы действуют, а Бог, Который показывает нам, каким могут быть воскрешенные тела праведников в жизни вечной: они будут материальными и одновременно станут жить по законам неба. Материальное начало окажется подчинено духовному.

Господь по просьбе фарисеев чудес не совершал. Он вовсе не собирался показывать им Свое всемогущество и покорять их силой. Учитель ждал, когда Ему поверят по любви, когда Его слова дойдут до сердец человеческих.

Ближайшие ученики Христовы, Иаков и Иоанн, видя, что жители самарийского города не приняли Иисуса, не поверили Его проповеди, сказали Ему: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк. 9: 54). Они оберегают Учителя, но Иисус им ответил: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55–56).

В понедельник Страстной седмицы, приближаясь к Иерусалиму, Иисус захотел есть; Он увидел смоковницу, но на ней не оказалось плодов. Иисус проклял это дерево, и оно засохло. Это единственное во всем Новом Завете карающее чудо Христа, все остальные — благие, исцеляющие. Что же случилось на этот раз? Святые отцы много размышляли по этому поводу. Одно из мнений таково: Господу было важно показать ученикам, что Он идет страдать добровольно. Как по одному Его слову иссохла смоковница, так Он мог проклясть и синедрион, и Пилата, и Каиафу, и Иуду. Чудо иссушило дерево, но ни разу не покарал Господь человека, никому не отомстил, никого не наказал. Он лишь показал на примере дерева, что и такое может случиться с теми, кто окончательно Его отвергнет.

Господь прямо сказал: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16: 17–18). Христос Чудотворец и сейчас пребывает в Церкви. И теперь Его именем продолжают совершаться чудеса. Но человек немощен, ему нередко присуще языческое отношение к чуду, желание развлечься им, удивиться и позабавиться. Но, ожидая чуда ради самого чуда, мы выпадаем из области обетований Христовых.

Были времена, когда чудеса совершались в изобилии, как правило, это случалось, когда народ только обретал веру. Потом начинается период взросления Церкви. Иоанн Златоуст пишет, что отсутствие чудес свидетельствует о более высоком уровне веры, потому что чудеса нужны,все-таки, для духовных младенцев. Но мы — вновь и вновь младенцы. Чудеса Христовы будут совершаться в Церкви до Его Второго Пришествия. Это — реальная сила Божия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *