Для чего индейцы курили
«Пердеж Дьявола»: как человечество училось курить табак
Слово «курение» было придумано не сразу: поначалу в Европе и на Руси применяли термин «сухое пьянство». Это замечательный пример того, как с приходом табака диковинку еще долгое время не могли обкатать и понять, как к ней относиться. Ее то обожали, то ненавидели, то отлучали за нее от церкви, то прописывали как панацею. Приехав из одного немецкого княжества, где курение было легально, в соседнее, где за него полагалась смертная казнь, вы могли лишиться жизни. А в Мезоамерике вам бы вообще предложили табачную клизму вместо трубки.
Отвратительные мужики рассказывают про пять самых необычных фактов о курении — из тех времен, когда оно еще было в новинку.
Мезоамериканские индейцы «курили» табак с помощью клизм
Индейцы Южной и Северной Америк были знакомы с табаком за шесть тысяч лет до прибытия Колумба. Они употребляли его по-разному: посредством курительных трубок, нюхая, жуя и даже делая настойки, вроде чаев. Однако у мезоамериканцев был свой уникальный способ, они предпочитали клизмы. Чем они привлекали древних майя и ацтеков — до сих пор недостаточно ясно, однако они употребляли с их помощью не только табак, но еще алкоголь и галлюциногены.
Для клизм майя использовали как табак в чистом виде (точнее, в виде отвара), так и в смесях с другими веществами. В первом случае это называлось «пизиэт» и использовалось в рекреационных целях. Во втором — «толохуаксихуитль» и являлось смесью густого кукурузного пива, табачного отвара и энтеогены. Подобная смесь была серьезным вызовом и для психики, и для организма в целом (особенно для кишечника). Такие коктейли делались редко и были частью ежегодных ритуалов. Кстати, ректальное употребление табака практикуется до сих пор, правда, не у мезоамериканцев, а у перуанского племени агуаруна. Подробнее о табачных клизмах древности можно почитать в нашей старой статье.
В принятии табака европейцами сыграла роль античная теория гуморов
Употребление табака в Европе сопровождалось отчаянным противостоянием светских и клерикальных властей, из-за которых полетело немало голов (но об этом ниже). Однако если о влиянии на духовное здоровье было много споров, с физическим вышло проще. Поначалу табак, конечно, восприняли с опаской, но довольно быстро начали считать чуть ли не панацеей. Им лечили сифилис, простуду, рак, меланхолию, головные боли и много чего еще — по заверениям испанского доктора Николаса Монардеса, табак излечивал 36 болезней.
Значительную роль в популяризации растения сыграл Жан Никот, французский посол в Лиссабоне. В 1559 году он отправил сушеные образцы и семена своему королю Франциску II и его матери Екатерине Медичи. В приложенном письме он предлагал вдыхать Его Величеству порошок из перемолотых листьев, чтобы избавиться от мучившей того мигрени. Мигрень прошла, табак стал умопомрачительно модным при дворе (правда, король умер через пару лет, но вряд ли из-за никотина).
Под моду быстро подстроилась медицина. В то время в ходу была теория гуморов Гиппократа. Медики были уверены в том, что в теле человека преобладают четыре гумора: кровь, лимфа, черная желчь и желтая желчь. Их дисбаланс и считался причиной болезней. Если бы вы послушали заверения какого-нибудь аптекаря XVII века, он бы заверил, что курение табака отлично «подсушивает» гуморы, заставляя преобладать кровь, что делает человека здоровым и мужественным сангвиником.
Табак считался орудием, с помощью которого американские демоны общались с европейскими ведьмами
Влиятельный французский демонолог XVI века Пьер де Ланкр, утверждал, что курение табака напрямую связывает ведьм Старого Света с индейскими демонами. Довольно забавно, что идея штуки наподобие интернета впервые появляется в трудах инквизитора, не так ли? Ланкре и другие охотники на ведьм рассматривали курение табака как дьявольскую пародию на христианские ритуалы, так что если бы у вас его нашли, это посчитали бы дополнительной уликой. Разумеется, только если вы не высокопоставленный придворный — для благородных господ работала теория гуморов.
В каком-то смысле Ланкр был прав: в Старом Свете табак действительно был связан с язычеством и анимизмом. Его считали священным и использовали в ритуалах очищения и для бесед с духами. К тому же в Северной Америке он был по большей части прерогативой шаманов, целителей и духовных вождей. С точки зрения инквизитора — типичные друзья ведьм и еретиков.
«Пердеж Дьявола»: как табакокурение пытались запретить с помощью казней
Противниками табака зачастую выступали не только духовные, но и светские власти и мыслители. Например, английский поэт и драматург Бен Джонсон (который, кстати, был главным конкурентом Шекспира и убивал людей за авторские права) называл курение «пердежом Дьявола». И его метафору подхватили, фраза быстро пошла в народ.
Последний император китайской династии Мин Чунчжэнь повелел обращаться с курильщиками беспощадно, как с изменниками государства, правда, в итоге его все равно свергли — видимо, стоило все же сконцентрироваться на реальных изменниках. Османский султан Мурад IV ненавидел кофе и табак всей душой и повелел казнить тех, кто употребляет эти зелья, самым жестоким образом: провинившихся в первый раз секли, а во второй раз зашивали в мешок и топили в Босфоре. Сам он, кстати, умер от последствий алкоголизма. Царь Михаил Романов с подачи патриарха Иоасафа ввел смертную казнь за продажу табака. Простым же потребителям вырывали ноздри и секли кнутом, причем и мужчин, и женщин.
Но такие жесткие меры встречались не только за пределами Западной Европы. Так, например, в 1691 году в немецком Люнеберге тоже ввели смертную казнь за курение. А в 1624 году папа Урбан VIII пригрозил потребителям табака отлучением от церкви, что по идее было даже страшнее смерти (но, на самом деле, вы все конечно понимаете).
В старину табак был другом преступников: от испанских контрабандистов до Японских самураев
Там, где возникают запреты, расцветает и соответствующая преступность. Когда в XVII веке в континентальной Европе у курильщиков начались проблемы с законом, а Англия ввела огромные пошлины на импорт и экспорт, контрабандисты оказались тут как тут. Особенно прославились умельцы из Испании и Португалии, которые делали из табачных листьев жгуты и плели из них корзины. Корзины, понятное дело, получались паршивыми, но их ввозили огромными партиями и тут же, на берегу, потрошили в кисеты. Так что еще долгое время табак на испанском языке назывался canaster (от слова canastro — «корзины»), и от него же пошло немецкое knaster.
Про курение и проклятие американских индейцев
И главно ведь ещё как травятся. Бывает, что травятся красиво: с помощью специальных курительных трубок. В этом, да, есть ритуал. Нужно трубку разобрать, прочисть, собрать, обстоятельно набить крошкой табачной чашку трубки, раскурить. Потом можно отставлять так руку в сторону и драматично замирать. В этом есть красота ритуала. А ритуал, как говорит нам китайский учитель Кун, есть основа человечности. Красота же вообще мир спасёт, это все знают. Ради такого дела, конечно, каждый благородный дон пойдёт на жертвы. Но благородных донов опять же так мало, что серьёзный исследователь не может уделять им много внимания.
Большинство же травятся даже без ритуала. Так, помахают курительной палочкой на ходу или в перерыве, бросят остаток и всё. Никакого вам ритуала, мыслей там о возвышенном и человечности. Некоторые, правда, утверждают, что это они для успокоения нервов. Но наука говорит нам, что это ерунда и неправда: нервенность у них от недостатка дыма и, конечно, она на время проходит, когда они получают очередную порцию яда. Зачем же они всё таки изводят себя, опять спросите вы, денег небось изводят уйму на этот табак, соседей мучают?
А вы говорите, не бывает древних проклятий! Вот оно проклятие американских индейцев в действии, убивающее миллионы белых людей каждый год! Сильная месть, такого друзьям Кортеса и не снилось. И это ещё не единственный такой «подарок» был. Там ещё сифилис эти американские индейцы выслали. Тоже, знаете, ничего хорошего.
Тысячелетиями индейцы Северной Америки курили вовсе не табак
Считается, что курение на североамериканском континенте зародилось еще 5000 лет назад и со временем стало важнейшим атрибутом всех общественных и религиозных мероприятий коренных народов. Однако именно табак для этих целей стали применять не позднее 500 лет назад. Ответ на вопрос, что же курили индейцы в более древние времена, попробовали дать исследователи из Университета штата Вашингтон (США).
Исследование велось по новой методике, где предметом интереса являются не просто следы химических соединений (маркеры, вроде никотина или кофеина), а различные метаболиты. Это промежуточные продукты переработки растений, в том числе, при употреблении в пищу или при сжигании в трубке. По сравнению с одиночными следами вещества каждый метаболит представляет собой целый альбом разных маркеров, что значительно увеличивает точностью идентификации найденного.
Kirill Rill 1 июля 2020 в 11:23 |
Хуже только анонимные ДБ
Воистину Воскресе, дубина.
Дебилом, жертва ЕГЭ
А каково быть безграмотным дЕбилом?
Согласен на сто процентов
дебил
а не иное, несуразное
Конечно. Лучше дЕбилом.
быть безграмотным грех, дЕбил через Е!
Владимир Яковлев 3 июля 2020 в 23:07 |
а еще это дорого, так что на фиг, на фиг
не та аудитория брат.
Покинь греховные интернеты, брат
Кури полынь,это полезно! Я курю! Сигареты дорогие!Скоро коноплю курить начнут! Борешься с курением, убери с продажи табачные изделия! И спекулянтов- предпринимателей прижми. Курильщиков станет меньше и уровень жизни повысится! Покупать дорогие сигареты не надо будет!
грех не курение, а торговля табаком.
Секс тоже грех Но от него рождаются дети
Грех-это не грешить. Если не грешить, народа не будет. Кто же будет попов кормить?
а еще издревле мариxyaнy покуривали.
Вот она трубка мира)
Ну, например, ну**ярившись огненной воды, они с удовольствием обменивали полуострова на бусы, так что п**дёж
всю жизнь курю, а то так вообще не сдохну.
Курить нужно нормальный табак
Курить нужно нормальный табак, вскрывать вены только качественными бритвами, а вешаться только на сертифицированных веревках.
Желательно-в медицинской маске и одноразовых перчатках,да и бахилы лишними не будут.
Лучше пленочку подстелить.
Насчет веревки точно. из личного опыта. Без утомления подробностями, вешался при мне мужичок в кпз. На самоделке из майки, почти получилось, но порвалась. отходняк у него был такой, что решил потом по другому проблему порешать.
все верно никотин в организме человека это обходимо потому что у нас в организме ест всякие микробы которые вредят нашу здоровье а никотин их убивает
А жизнь без курения вечная.
Насчет табака, курю по 44 руб. за пачку, надеюсь, что это г. меня от курения отвратит. Но, были и «Капитан Блэк» и махорка. так и не понял, зачем это всё нужно. Но, при коммунизме (в голове сначала) это всё было бы лишним 🙂
А что за табак по 44 руб, его разве можно курить и где такой дешёвый продаётся?
Насчет бритв ничего не знаю. однако, качественными бриться приятнее :)))
Бёрли дурак, курит табак, спички ворует, дома не ночует
сломал трубку на днях.давлюсь сигаретами.
Возможно тут речь шла об ингаляциях. Это терапия Rus применяется в некоторых направлениях современной медицины. А потом началась эра табака. Похоже то же самое произошло с чаем. Раньше пили индивидуальные отвары трав для терапии, а потом начали пить просто чай. Таким образом благотворная идея была убита бизнесом на корню чаем и табаком.
Но,
так какой же » табак» привёз товарищ Колумб из Вест-Индии.
Так и народы севера России курили не табак а мяту.
А еще индейцы любят и почитают нашего незабвенного Василия Чапаева. Тот был за красных и положил много белых.
да вы тут все под дымом
дурман они курили, ясный перец
ДЫМ- неблагоприятно влияет на здоровье человека, способствует развитию болезненных состояний (катаров верхних дыхательных путей, бронхитов, фиброзных изменений лёгких и др.). Содержание в Д. конденсатов тяжёлых металлов (свинец, ртуть и др.) вызывает изменения в крови, отставание в физическом развитии детей и др. Некоторые компоненты Д. содержат канцерогенные (т. е. способствующие развитию опухолей) вещества; крупные частицы при попадании в глаз повреждают его роговую и слизистую оболочки.
Продолжай, очень интересно.
зато коронавирус в очередь встанет.
курцы гриппом не болеют, научна доказано!
Йндейцы применяли смесь, которая давая лечебный дым уничтожала болезнетворных тварей в легких. Если ты пришел в гости, курнул и закашлялся, то ты болен и в племя не допускаешься. Вот и вся причина курения трубки при встрече, Гейропа ка всегда все извратила.
Вот блин.. курю 36 лет из 50-и.. сейчас понял что могу и не курить, (эпидемия корона вируса заставляет экономить деньги) но сам ритуал утреннего кофе и хорошего табака (покупаю именно табак) очень нравится))) может попробовать найти этот самый Сумах-кумар.
Понятие греха появилось после христианизации.
Зато сейчас что только не курят
Настоящему индейцу надо только одного, ди и этого не много. Ну почти, что ничего!
Прочел статью, а потом комменты. Статья вроде по делу, а комментарии. В итоге не вкуриваю, вы все чего курите, что беседа такая обалденная?
Ну и хорошечно что нам хорошечно.
Ребята, спасибо, повеселили! Почаще бы таких статеек.
Пусть курят дебилы, бог им курить разрешает)
Священный цветок Каманчей
Самые ранние свидетельства о табаке насчитывают порядка трех тысяч лет. И если судить по сохранившимся памятникам цивилизации Майя и индейцев Центральной Америки, то вся история табака и курительных трубок пошла именно оттуда.
С разбиением Америки на несколько частей и в соответствии с традициями и уровнем развития племен история табака пошла различными путями. Наибольшего развития культура табакокурения достигла в племенах Ацтеков и индейцев Северной Америки. Ими использовались каменные или глиняные трубки, на которых часто встречаются изображения животных, поражающие своей детальной проработкой. Самым распространенным материалом для трубок в средней части Северной Америки был мягкий красный камень (катлинит), который индейцы называли «курительным». Большинство встречающихся «трубок мира» того времени были сделаны из этого камня. Встречаются также оригинальные трубки, объединенные с томагавком, где рукоятка томагавка одновременно являлась и чубуком.
В Южной Америке, из-за иных климатических условий, трубки резали в основном из древесины тропических деревьев, многие трубки так же имели формы животных или людей. Но встречаются и довольно интересные экземпляры трубок доколумбовой эпохи, выполненных в форме буквы «Y», где два относительно коротких конца вставлялись в ноздри и таким образом трубку курили.
Легенды Дакота
Курение трубки с табаком относится у индейцев к числу особых магических ритуалов. Европейской культуре мало знаком изначальный религиозно-мистический смысл этого действа. А вот на родине этого обычая, в Америке, ритуальное курение весьма распространено. Индейцы очаги начинали всякое дело трубкой табака и молитвой: «Великий Дух, сойди и покури со мной как друг!» Сиу, раскуривая трубку, сначала предлагали ее Солнцу. Вождь надчезов, встречая рассвет ритуальным курением, пускал дым на восток, а затем в трех других направлениях. Для индейцев табак – священная трава, «трубка мира» (калюмет) – дар Великого Духа. Поэтому курение – это угодная богам жертва, а благоговейное выдыхание табачного дыма сродни молитвенному обращению. «Трубка мира» символизирует не только и не столько примирение враждующих племен (как это принято считать), сколько установление гармонии между богами и людьми.
В жизни любого индейца церемония Священной Трубки — всегда большое событие. Для индейцев Дакота особенно. Дакота без трубки — это половина индейца и половина мужчины. Для них трубка была больше чем простое средство для курения табака. Она была их неразлучным спутником в жизни, и они могли позволить себе оставить или потерять все, что угодно, только не трубку. И это не случайно, ведь трубку завещал курить отцам их отцов сам Великий Дух.
Табак войны и трубка мира
Табак считался растением «мужских духов», покровителей войны и охоты. Когда канадские гуроны отправлялись на войну или на охоту, они оставляли табак в расщелинах священной скалы и обращались к своим защитникам со словами: «О дух, живущий здесь, возьми этот табак, который мы тебе даем! Помоги нам! Освободи нас от всех бед! Помоги нам вернуться здоровыми и невредимыми!» Могущественные племена ирокезов зажигали табак, чтобы умилостивить бога войны. Ацтеки приносили табак в жертву своему военному покровителю – Гуицилопочли, а также использовали его как компонент мази для втирания, помогавшей общаться и с остальными богами. Сок табака (вместе с другими составляющими) был необходим, чтобы вызвать ярость и воинское безумие.
Заканчивалась война тоже курением. Заключая мир, индейцы, согласно обряду, садились под деревом, которое называли «деревом мира». Трубка с табаком переходила из рук в руки, и каждый высокий гость, включенный в круг, должен был сделать затяжку. Давали «трубку мира» и просто повздорившим мужчинам.
Стоит отметить, что индейцы курили по любому поводу – даже при совершении сделок и договоров: давший слово во время курения не сможет его нарушить: за этим проследят духи. Когда же кому-то, мужчине или женщине, была нужна помощь – например, по случаю пропажи вещей или болезни, нуждающийся посылал трубку с табаком шаману. Если все было сделано правильно, шаман не мог ему отказать и проводил церемонию, призванную избавить страдающего от несчастий.
В священном теле священный дым
Жрецы майя и ацтеков полагали, что табак появился из крови первых людей, принесенных в жертву: так боги отблагодарили людей за эти дары. Сами жрецы курили табак, чтобы узнать будущее и волю богов, многих из которых изображали с трубкой в руке. Это породило еще один обычай: так как боги любят курить, для того чтобы добиться их расположения, следует окуривать идолы табачным дымом. До наших дней сохранилась традиция подвешивать табак в ярких мешочках на ветви деревьев в местах обитания духов. Современные индейские шаманы проводят ритуалы мапахо – дымом специальных сортов табака шаман «обдувает» пациента с целью очищения тела и восстановления энергии.
Индейские шаманы стали первыми применять табак при лечении многих недугов: больных клали на высокое ложе и ставили перед ними сосуды с тлеющим табаком. Табачные листы накладывали на раны, чтобы духи «выпили» болезнь.
Хотя курили табак, вероятно, все племена, не все занимались его разведением. Например, кри и команчи выменивали его у других, считая табак священным растением, которое нельзя срезать. Они полагали, что на тех, кто его срежет, обрушится гнев духов, но курить уже срезанный табак можно и нужно.
Табак не только курили, но и делали из него отвары, мази, тампоны. Индейцы использовали табак как лекарство от многих болезней, для защиты от злых духов и для общения с добрыми духами, как магическое средство на охоте и в качестве силы, помогающей одолеть врагов в битве. Табак играл весьма существенную роль в ритуалах и церемониях.
Не табаком единым…
В наше время тотального прагматизма мы почти утратили ту нить, которая связывает нас с природой и постоянно нарастающий ритм жизни делает эту нить все тоньше и тоньше. Но у некоторых из нас есть свои секреты — в какие-то моменты мы достаем свои трубки, любимый табак и обращаемся к своей сущности. Пусть современная культура курения трубки и отличается от культуры древних индейских племен, но и для них и для нас это — процесс, к которому мы относимся с особым трепетом, а трубка и табак — особо почитаемые предметы.
Древних индейцев уличили в курении сумаха
Индейцы северо-запада Северной Америки, жившие около 1400 лет назад, курили смесь местного табака с сумахом. К такому выводу пришли исследователи, изучившие следы метаболитов на древней трубке. Как отмечают авторы в статье для журнала Frontiers in Molecular Biosciences, их работа подтверждает эффективность новой методики, которую можно будет использовать при исследовании других археологических находок.
Использование тонизирующих и психоактивных растений — важная часть культуры коренных американцев. К сожалению, реконструировать историю подобных практик сложнее, чем кажется, поскольку многие из них сильно изменились под влиянием европейских колонистов. Например, среди индейцев, населяющих северо-запад Северной Америки, широко распространено курение обыкновенного табака (Nicotiana tabacum). Однако ученые подозревают, что это растение проникло в местную культуру лишь после контактов с европейцами в XVIII веке. По-видимому, до этого индейцы курили что-то другое.
Пролить свет на этот вопрос мог бы анализ древних курительных трубок, найденных археологами на тихоокеанском побережье США и Канады. Возраст некоторых из них составляет от четырех до пяти тысяч лет. Увы, использование традиционных методик, которые основаны на поиске следов никотина и других алкалоидов, не позволяет различить близкородственные виды рода Nicotiana и понять, какие именно из них использовали индейцы в своих трубках.
В поисках решения проблемы группа исследователей во главе с Шеннон Ташингем (Shannon Tushingham) из Вашингтонского университета воспользовалась другими технологиями метаболимики. Ранее команда уже сделала несколько интересных открытий в этой области — например, доказала, что индейцы племен не-персе с северо-запада США курили какие-то виды табака еще две с половиной тысячи лет назад.
На этот раз исследователи оценили содержание более широкого спектра метаболитов в дыме от курения нескольких видов табака и ряда других местных растений. Для этого высушенные листья раскуривали в экспериментальных глиняных трубках. Отталкиваясь от полученных данных, ученые проанализировали две аутентичные индейские трубки с северо-запада Северной Америки. Одна из них датируется концом XVIII века, а возраст второй на основе радиоуглеродного анализа оценивается в 1334–1524 года.
Оказалось, что трубку доконтактной эпохи использовали для курения нескольких видов растений, в первую очередь сумаха голого (Rhus glabra). Это первое свидетельство курения каких-либо растений помимо табака, полученное при анализе древней трубки. Среди нескольких видов табака, следы которых обнаружили исследователи, доминирующее положение занимал табак четырехстворчатый (N. quadrivalvis), который растет исключительно на западе США. Авторы полагали, что индейцы подмешивали к табаку сумах из-за лекарственных свойств или приятного аромата последнего.
Анализ более молодой трубки показал, что после прибытия европейцев индейцы полностью отказались от эндемичного вида табака и заменили его на привезенную с востока континента махорку (N. rustica), в которой содержится больше никотина. Это противоречит имеющимся представлениям, согласно которым на смену традиционным видам растения пришел обыкновенный табак (N. tabacum).
По словам авторов, их исследование позволило реконструировать привычки коренного населения северо-запада Северной Америки. Кроме того, оно продемонстрировало работоспособность нового метода метаболимики. Ученые надеются, что с его помощью можно будет изучать использование растений и в других древних культурах.
В наши дни табак используется далеко не только для курения. Это растение давно стало популярным модельным организмом, а в будущем его семена можно будет использовать для производства биодизеля. О других необычных применения табака читайте в нашем партнерском материале «Не курить».