Для чего используется смазка тавот
Тавот
Солидо́л (от лат. solidus — плотный и oleum — масло), устаревшие обозначения «тавот», «мадия», «маслёночная мазь» [1] — пластичная смазка, получаемая загущением индустриальных масел средней вязкости кальциевыми мылами высших жирных кислот. Рабочая температура до 65…70 °C. По сравнению с литиевыми смазками, труднее вымывается водой. Поэтому используется преимущественно в механизмах, работающих в условиях сырости (сельскохозяйственная техника и т. п.), но не испытывающих нагрева, а также в качестве консервационной.
Производство солидолов неуклонно снижалось начиная с 1960-х годов. Если в начале 1970-х годов на солидолы приходилось более 75 % выпуска смазки в СССР, то в 1983 году на долю синтетического солидола приходилось 45,6 %, а жирового — 6,2 % (общая доля — 51,8 %). [1]
Используются солидолы не только для смазки машин и механизмов, но и в лечебных целях. В садоводстве известна положительная практика использования солидола «в чистом виде» вместо садового вара при проведении прививок и обрезке деревьев. [ источник не указан 434 дня ]
Содержание
Классификация
Оба сорта смазки готовятся из минерального (нефтяного) масла, названия отражают способ получения использованного при этом мыльного загустителя.
Жировые солидолы считались более качественными, в частности — были менее склонны к упрочнению при хранении и к тикстропному упрочнению при «отдыхе» после нагнетания в узел под давлением. Внешне они неотличимы и смешиваются без негативных последствий.
По консистенции различают также обычные и пресс-солидолы. Последние применяются для смазки механизмов через пресс-маслёнки (шприцевания), они мягче по консистенции, но имеют более низкий верхний температурный порог — разлагаются уже при 80 °C (а терять свои смазочные свойства начинают еще при 45…50 °C).
Также к солидолам относят графитную смазку УСсА, имеющую серебристый оттенок. В её состав входит до 10 % молотого графита-П (грубого помола), что придаёт ей повышенные противозадирные свойства и токопроводность.
Свойства
Внешне солидолы представляют собой мягкие маслянистые мази с гладкой текстурой, однородные без комков, от светло- до тёмно-коричневого цвета. [1]
Главное эксплуатационное преимущество солидолов, как и всех смазок на гидрофобном кальциевом загустителе — высокая водостойкость и низкая вымываемость водой. При контакте с водой солидол покрывается сизо-белым налётом — продуктами её взаимодействия с соединениями кальция, но сохраняет свои смазочные свойства и консистенцию. Также солидолы имеют сравнительно неплохие противоизносные и противозадирные свойства. При этом они обладают очень плохими низкотемпературными (застывают уже при −20…25 °С, хотя в достаточно мощных механизмах допускалось их применение и при более низких температурах) и высокотемпературными свойствами (температура каплепадения в лучшем случае 80 °С, максимальная рабочая температура для более густых сортов — 65…70 °С). Последнее обусловлено тем, что при изготовлении солидолов используются гидратированные мыла, которые содержат 2,5…3 % воды, служащей стабилизатором структуры смазки — при нагреве вода теряется, и при концентрации воды менее 0,5 % солидолы распадаются. Кроме того, для солидолов характерна низкая механическая стабильность: в процессе нагнетания такой смазки в смазываемый узел она временно теряет свою консистенцию и некоторое время после этого продолжает течь, вследствие чего плохо удерживается в негерметичных шарнирах, а после «отдыха», напротив, становится излишне густой из-за тиксотропного упрочнения. [1]
Изготовление
Солидол синтетический вырабатывался на базе масел кислотно-контактной и селективной очистки, причём доля последних в смеси по нормативам не превышала 30 %. В качестве сырья для приготовления загустителя используются кубовые остатки от перегонки синтетических жирных кислот (9-12 %), которые омылялись известью.
Солидол жировой загущается кальциевыми мылами жирных кислот, содержащихся в естественных жирах (как правило, хлопкового масла).
Для приготовления солидола в варочном котле готовится суспензия известкового молока в небольшом количестве готового солидола при температуре около 100 °С. Затем температура снижается до 65 °С и производится отстаивание смеси, выделившаяся при этом вода спускается, а взамен неё в котёл загружается небольшое (около 15 % от нормы) количество минерального масла и всё положенное по норме количество жирных кислот. Следующим этапом является омыление кислот и частичное обезвоживание полученного мыла путём нагрева смеси до 105 °С в течение 2…6 часов. В смесь добавляется остальное масло, что снижает её температуру до 70…75 °С. После перемешивания и охлаждения готовый солидол разливается в тару. На современно оборудованных предприятиях варка солидолов осуществлялась под давлением в герметически закрытых автоклавах с механическими смесительными устройствами, что ускоряло процесс приготовления смазки и увеличивало производительность, а для его охлаждения применялись холодильные барабаны. [4]
История
Впервые смазочный материал под обозначением «солидол» был выпущен Нефтесиндикатом в конце 1920-х годов. В те годы выпускались консистентные смазки (по оригинальной терминологии — «мази») марок «Солидол Л», «М» и «Т», а также готовящаяся на основе солидола графитовая мазь. Солидолы М и Л использовались для смазывания сочленений рулевых тяг и шкворней, графитная мазь — для рессор. Также при отсутствии трансмиссионного масла (нигрола) для агрегатов трансмиссии использовалась густая смесь автола и различных сортов солидола. [5]
В таком же ассортименте солидолы вырабатывались и в годы Великой Отечественной войны.
По ГОСТ 1033-51 выпускались жировые солидолы (смазки универсальные среднеплавкие УС) трёх марок: УС-1 (пресс — солидол); УС-2 (Л) и УС-3 (Т), отличавшиеся друг от друга консистенцией, температурой каплепадения и содержанием мыла. Пресс-солидол УС-1 служил для смазывания при помощи солидолонагнетателя («шприцевания») и имел наиболее мягкую консистенцию. Солидол УС-2 (Л) использовался для узлов, в которые смазка подавалась колпачковыми маслёнками (штауферами) или закладывалась вручную, а летом — и для шприцевания. Солидол УС-3 (Т) использовался в таких узлах, как подшипники водяного насоса. [6]
Также по ГОСТ 4366-50 выпускались солидолы синтетические (смазки универсальные среднеплавкие синтетические УСс) трёх марок: УСс−1, УСс−2 и УСс−3. Первая из этих смазок заменяла пресс-солидол в качестве материала для смазывания узлов шасси; смазка УСс−2 служила для применения при рабочих температурах выше 60 °С (но не выше 75 °С) в мало- и средненагруженных узлах, а УСс−3 — в средне- и тяжелонагруженных узлах. Синтетические солидолы имели более низкие качества по сравнению с жировыми, в частности — были более склонны к излишнему упрочнению при хранении, что затрудняло их использование, но при этом имели лучшую коллоидную стабильность, то есть выделяли меньше масла при хранении. [6]
Допускалось применение жировых и синтетических солидолов для смазывания малонагруженных подшипников качения (например, подшипников водяного насоса), но их использование в более нагруженных подшипниках, вроде ступичных, было невозможно из-за недостаточных высокотемпературных свойств данных смазок — в таких узлах использовались кальциево-натриевые смазки, например смазка 1-13 (УТВ) по ГОСТ 1631-52, а также натриевые смазки класса консталинов — жировые и синтетические (универсальные тугоплавкие смазки УТ и УТС). [6]
Кроме жировых и синтетических солидолов, по ТУ 105-43 выпускались также солидолы эмульсионные Л и Т, изготавливавшиеся путём эмульгирования минеральных масел известковым молоком с добавлением стабилизатора — канифолевого мыла. Эти смазки представляли собой эмульсию воды в масле и использовались в качестве смазывающе-охлаждающих жидкостей в промышленности. [6]
Наконец, по ГОСТ 3333-46 на основе солидолов выпускалась графитная кальциевая смазка УСА (УСсА), применявшаяся для смазывания рессор. [6]
Также мелкими промышленными предприятиями и кустарным способом вырабатывались для использования в сельской местности низкокачественные солидолы под обозначением «смазка колёсная» и «мазь колёсная», использование которых допускалось только в самых грубых и неприхотливых узлах, вроде осей телег, петель ручных ворот, и т. п. [1] Такие продукты изготовлялись из дешёвых остаточных фракций нефтеперегонки (полугудрона или мазута), а в качестве загустителя в них использовалась уваренная сосновая смола с канифолью, которая омылялась гашёной известью. [7]
По ГОСТ 4266-76 и 1033-79 номенклатура солидолов была сокращена: выпускались синтетические «Солидол С» и «Пресс-солидол С», а также жировые «Солидол Ж» и «Пресс-солидол Ж». Пресс-солидолы благодаря использованию менее вязкого базового масла и меньшему содержанию загустителей легче запрессовывались через пресс-маслёнки, но могли применяться лишь при рабочих температурах не выше 45…50 °C. [1]
К 1970-м годам солидолы перестали удовлетворять потребностям автомобильной отрасли и начался процесс их вытеснения универсальными литиевыми смазками, которые благодаря своим сбалансированным свойствам (сравнительно высокая тугоплавкость при приемлемой водостойкости) вытеснили также консталины и другие тугоплавкие смазки на основе натриевого и натриево-кальциевого мыла. Тем не менее, благодаря сочетанию низкой стоимости и водостойкости солидолы до сих пор остаются актуальны в качестве смазки для малонагруженных шарниров, открытых цепных передач и тихоходных шестерёнчатых редукторов сельскохозяйственной техники, работающей в атмосферных условиях, ворот, петель и т. п. механизмов.
Применение
Смазывание узлов автотракторной техники
Смазки этого типа применялись для смазывания («шприцевания») шарниров передней подвески на многих отечественных автомобилях, включая «Победу» и «Волгу» ГАЗ-21. Шприцевание производилось при помощи рычажно-плунжерного шприца, нагнетавшего смазку в узлы через пресс-маслёнку (ранее называлась — «тавотница», от старого названия солидола). Смазка производилась достаточно часто (на ГАЗ-21 — раз в 1200…1800 км в зависимости от качества дороги) из-за негерметичности шарнира, а также невысокой стабильности самой смазки, которая разлагалась и загрязнялась в процессе эксплуатации. При шприцевании новая порция смазки не только смазывала шарнир, но и выдавливала из него загрязнение вместе со старой смазкой.
Достаточно широко использовались солидолы для смазки разнообразных малонагруженных плоходоступных пар скольжения — элементов замков дверей, стеклоподъёмников, разнообразных рычагов — ручного тормоза, втулок педалей, шарниров дверей, защёлок, замков багажника, салазок сидений и т. п.
Более поздние модели ГАЗ имели переработанную конструкцию подвески, имевшую уменьшенные конструктивные зазоры, повышенную герметичность шарниров, а также игольчатые подшипники шкворней и совмещённую нижнюю пресс-маслёнку, через которую смазывался как нижний подшипник шкворня, так и нижняя резьбовая втулка, что вынудило использовать жидкое масло — применение консистентной смазки в этих узлах было запрещено во избежание закоксовывания.
Благодаря высоким водоотталкивающим свойствам солидолы широко применяются в качестве консервационной смазки для длительного хранения металлических деталей и инструмента, особенно изготовленного из быстрорежущих сталей. Тавотом, в частности, смазывали в целях консервации артиллерийские снаряды.
Относящаяся к солидолам графитная смазка УСсА ранее использовалась для смазки рессор и — благодаря электропроводности — для смазывания токопроводящих элементов — антенн, клемм аккумулятора.
Применение в лечебных целях
При псориазе применяется мазь по прописи Рыбакова, основой которой является жировой солидол. [8] [9]
Современные солидоловые мази от псориаза: Карталин, мазь А. А. Иванова (Антипсор), Цитопсор, Магнипсор, Акрустал, Псориатинин, Псорикон. [10]
Тавот
Солидо́л (от лат. solidus — плотный и oleum — масло), устаревшие обозначения «тавот», «мадия», «маслёночная мазь» [1] — пластичная смазка, получаемая загущением индустриальных масел средней вязкости кальциевыми мылами высших жирных кислот. Рабочая температура до 65…70 °C. По сравнению с литиевыми смазками, труднее вымывается водой. Поэтому используется преимущественно в механизмах, работающих в условиях сырости (сельскохозяйственная техника и т. п.), но не испытывающих нагрева, а также в качестве консервационной.
Производство солидолов неуклонно снижалось начиная с 1960-х годов. Если в начале 1970-х годов на солидолы приходилось более 75 % выпуска смазки в СССР, то в 1983 году на долю синтетического солидола приходилось 45,6 %, а жирового — 6,2 % (общая доля — 51,8 %). [1]
Используются солидолы не только для смазки машин и механизмов, но и в лечебных целях. В садоводстве известна положительная практика использования солидола «в чистом виде» вместо садового вара при проведении прививок и обрезке деревьев. [ источник не указан 434 дня ]
Содержание
Классификация [ | ]
Оба сорта смазки готовятся из минерального (нефтяного) масла, названия отражают способ получения использованного при этом мыльного загустителя.
Жировые солидолы считались более качественными, в частности — были менее склонны к упрочнению при хранении и к тикстропному упрочнению при «отдыхе» после нагнетания в узел под давлением. Внешне они неотличимы и смешиваются без негативных последствий.
По консистенции различают также обычные и пресс-солидолы. Последние применяются для смазки механизмов через пресс-маслёнки (шприцевания), они мягче по консистенции, но имеют более низкий верхний температурный порог — разлагаются уже при 80 °C (а терять свои смазочные свойства начинают еще при 45…50 °C).
Также к солидолам относят графитную смазку УСсА, имеющую серебристый оттенок. В её состав входит до 10 % молотого графита-П (грубого помола), что придаёт ей повышенные противозадирные свойства и токопроводность.
Свойства [ | ]
Внешне солидолы представляют собой мягкие маслянистые мази с гладкой текстурой, однородные без комков, от светло- до тёмно-коричневого цвета. [1]
Главное эксплуатационное преимущество солидолов, как и всех смазок на гидрофобном кальциевом загустителе — высокая водостойкость и низкая вымываемость водой. При контакте с водой солидол покрывается сизо-белым налётом — продуктами её взаимодействия с соединениями кальция, но сохраняет свои смазочные свойства и консистенцию. Также солидолы имеют сравнительно неплохие противоизносные и противозадирные свойства. При этом они обладают очень плохими низкотемпературными (застывают уже при −20…25 °С, хотя в достаточно мощных механизмах допускалось их применение и при более низких температурах) и высокотемпературными свойствами (температура каплепадения в лучшем случае 80 °С, максимальная рабочая температура для более густых сортов — 65…70 °С). Последнее обусловлено тем, что при изготовлении солидолов используются гидратированные мыла, которые содержат 2,5…3 % воды, служащей стабилизатором структуры смазки — при нагреве вода теряется, и при концентрации воды менее 0,5 % солидолы распадаются. Кроме того, для солидолов характерна низкая механическая стабильность: в процессе нагнетания такой смазки в смазываемый узел она временно теряет свою консистенцию и некоторое время после этого продолжает течь, вследствие чего плохо удерживается в негерметичных шарнирах, а после «отдыха», напротив, становится излишне густой из-за тиксотропного упрочнения. [1]
Изготовление [ | ]
Солидол синтетический вырабатывался на базе масел кислотно-контактной и селективной очистки, причём доля последних в смеси по нормативам не превышала 30 %. В качестве сырья для приготовления загустителя используются кубовые остатки от перегонки синтетических жирных кислот (9-12 %), которые омылялись известью.
Солидол жировой загущается кальциевыми мылами жирных кислот, содержащихся в естественных жирах (как правило, хлопкового масла).
Для приготовления солидола в варочном котле готовится суспензия известкового молока в небольшом количестве готового солидола при температуре около 100 °С. Затем температура снижается до 65 °С и производится отстаивание смеси, выделившаяся при этом вода спускается, а взамен неё в котёл загружается небольшое (около 15 % от нормы) количество минерального масла и всё положенное по норме количество жирных кислот. Следующим этапом является омыление кислот и частичное обезвоживание полученного мыла путём нагрева смеси до 105 °С в течение 2…6 часов. В смесь добавляется остальное масло, что снижает её температуру до 70…75 °С. После перемешивания и охлаждения готовый солидол разливается в тару. На современно оборудованных предприятиях варка солидолов осуществлялась под давлением в герметически закрытых автоклавах с механическими смесительными устройствами, что ускоряло процесс приготовления смазки и увеличивало производительность, а для его охлаждения применялись холодильные барабаны. [4]
История [ | ]
Впервые смазочный материал под обозначением «солидол» был выпущен Нефтесиндикатом в конце 1920-х годов. В те годы выпускались консистентные смазки (по оригинальной терминологии — «мази») марок «Солидол Л», «М» и «Т», а также готовящаяся на основе солидола графитовая мазь. Солидолы М и Л использовались для смазывания сочленений рулевых тяг и шкворней, графитная мазь — для рессор. Также при отсутствии трансмиссионного масла (нигрола) для агрегатов трансмиссии использовалась густая смесь автола и различных сортов солидола. [5]
В таком же ассортименте солидолы вырабатывались и в годы Великой Отечественной войны.
По ГОСТ 1033-51 выпускались жировые солидолы (смазки универсальные среднеплавкие УС) трёх марок: УС-1 (пресс — солидол); УС-2 (Л) и УС-3 (Т), отличавшиеся друг от друга консистенцией, температурой каплепадения и содержанием мыла. Пресс-солидол УС-1 служил для смазывания при помощи солидолонагнетателя («шприцевания») и имел наиболее мягкую консистенцию. Солидол УС-2 (Л) использовался для узлов, в которые смазка подавалась колпачковыми маслёнками (штауферами) или закладывалась вручную, а летом — и для шприцевания. Солидол УС-3 (Т) использовался в таких узлах, как подшипники водяного насоса. [6]
Также по ГОСТ 4366-50 выпускались солидолы синтетические (смазки универсальные среднеплавкие синтетические УСс) трёх марок: УСс−1, УСс−2 и УСс−3. Первая из этих смазок заменяла пресс-солидол в качестве материала для смазывания узлов шасси; смазка УСс−2 служила для применения при рабочих температурах выше 60 °С (но не выше 75 °С) в мало- и средненагруженных узлах, а УСс−3 — в средне- и тяжелонагруженных узлах. Синтетические солидолы имели более низкие качества по сравнению с жировыми, в частности — были более склонны к излишнему упрочнению при хранении, что затрудняло их использование, но при этом имели лучшую коллоидную стабильность, то есть выделяли меньше масла при хранении. [6]
Допускалось применение жировых и синтетических солидолов для смазывания малонагруженных подшипников качения (например, подшипников водяного насоса), но их использование в более нагруженных подшипниках, вроде ступичных, было невозможно из-за недостаточных высокотемпературных свойств данных смазок — в таких узлах использовались кальциево-натриевые смазки, например смазка 1-13 (УТВ) по ГОСТ 1631-52, а также натриевые смазки класса консталинов — жировые и синтетические (универсальные тугоплавкие смазки УТ и УТС). [6]
Кроме жировых и синтетических солидолов, по ТУ 105-43 выпускались также солидолы эмульсионные Л и Т, изготавливавшиеся путём эмульгирования минеральных масел известковым молоком с добавлением стабилизатора — канифолевого мыла. Эти смазки представляли собой эмульсию воды в масле и использовались в качестве смазывающе-охлаждающих жидкостей в промышленности. [6]
Наконец, по ГОСТ 3333-46 на основе солидолов выпускалась графитная кальциевая смазка УСА (УСсА), применявшаяся для смазывания рессор. [6]
Также мелкими промышленными предприятиями и кустарным способом вырабатывались для использования в сельской местности низкокачественные солидолы под обозначением «смазка колёсная» и «мазь колёсная», использование которых допускалось только в самых грубых и неприхотливых узлах, вроде осей телег, петель ручных ворот, и т. п. [1] Такие продукты изготовлялись из дешёвых остаточных фракций нефтеперегонки (полугудрона или мазута), а в качестве загустителя в них использовалась уваренная сосновая смола с канифолью, которая омылялась гашёной известью. [7]
По ГОСТ 4266-76 и 1033-79 номенклатура солидолов была сокращена: выпускались синтетические «Солидол С» и «Пресс-солидол С», а также жировые «Солидол Ж» и «Пресс-солидол Ж». Пресс-солидолы благодаря использованию менее вязкого базового масла и меньшему содержанию загустителей легче запрессовывались через пресс-маслёнки, но могли применяться лишь при рабочих температурах не выше 45…50 °C. [1]
К 1970-м годам солидолы перестали удовлетворять потребностям автомобильной отрасли и начался процесс их вытеснения универсальными литиевыми смазками, которые благодаря своим сбалансированным свойствам (сравнительно высокая тугоплавкость при приемлемой водостойкости) вытеснили также консталины и другие тугоплавкие смазки на основе натриевого и натриево-кальциевого мыла. Тем не менее, благодаря сочетанию низкой стоимости и водостойкости солидолы до сих пор остаются актуальны в качестве смазки для малонагруженных шарниров, открытых цепных передач и тихоходных шестерёнчатых редукторов сельскохозяйственной техники, работающей в атмосферных условиях, ворот, петель и т. п. механизмов.
Применение [ | ]
Смазывание узлов автотракторной техники [ | ]
Смазки этого типа применялись для смазывания («шприцевания») шарниров передней подвески на многих отечественных автомобилях, включая «Победу» и «Волгу» ГАЗ-21. Шприцевание производилось при помощи рычажно-плунжерного шприца, нагнетавшего смазку в узлы через пресс-маслёнку (ранее называлась — «тавотница», от старого названия солидола). Смазка производилась достаточно часто (на ГАЗ-21 — раз в 1200…1800 км в зависимости от качества дороги) из-за негерметичности шарнира, а также невысокой стабильности самой смазки, которая разлагалась и загрязнялась в процессе эксплуатации. При шприцевании новая порция смазки не только смазывала шарнир, но и выдавливала из него загрязнение вместе со старой смазкой.
Достаточно широко использовались солидолы для смазки разнообразных малонагруженных плоходоступных пар скольжения — элементов замков дверей, стеклоподъёмников, разнообразных рычагов — ручного тормоза, втулок педалей, шарниров дверей, защёлок, замков багажника, салазок сидений и т. п.
Более поздние модели ГАЗ имели переработанную конструкцию подвески, имевшую уменьшенные конструктивные зазоры, повышенную герметичность шарниров, а также игольчатые подшипники шкворней и совмещённую нижнюю пресс-маслёнку, через которую смазывался как нижний подшипник шкворня, так и нижняя резьбовая втулка, что вынудило использовать жидкое масло — применение консистентной смазки в этих узлах было запрещено во избежание закоксовывания.
Благодаря высоким водоотталкивающим свойствам солидолы широко применяются в качестве консервационной смазки для длительного хранения металлических деталей и инструмента, особенно изготовленного из быстрорежущих сталей. Тавотом, в частности, смазывали в целях консервации артиллерийские снаряды.
Относящаяся к солидолам графитная смазка УСсА ранее использовалась для смазки рессор и — благодаря электропроводности — для смазывания токопроводящих элементов — антенн, клемм аккумулятора.
Применение в лечебных целях [ | ]
При псориазе применяется мазь по прописи Рыбакова, основой которой является жировой солидол. [8] [9]
Современные солидоловые мази от псориаза: Карталин, мазь А. А. Иванова (Антипсор), Цитопсор, Магнипсор, Акрустал, Псориатинин, Псорикон. [10]
Технические смазки и смазочные материалы: как использовать в быту и мастерской
Из этой статьи вы узнаете, какие бывают технические смазки и для чего они предназначены. Мы расскажем о разновидностях, бытовом применении, особенностях состава и дадим практические советы. В статье вы найдёте ориентировочные цены на популярные виды бытовых смазочных материалов.
Сегодняшний рынок не испытывает недостатка в сопутствующей продукции — всё, что применяется в тяжёлой промышленности или высокоточном производстве, можно приобрести в открытой продаже. Это в полной мере касается многочисленных видов технических лубрикантов — смазочных материалов. В этой статье мы разберёмся, какие из них наиболее подходят для решения ежедневных бытовых и хозяйственных задач.
Машинное масло
Исходное назначение. Популярный вид смазки, знакомый каждому, кто имел дело с любым видом техники. Моторное и трансмиссионное масло предназначено для создания «масляного тумана» или «облака», которое образуется при работе деталей в закрытой среде (КПП, двигатель). В «спокойном» состоянии оно находится в картере или закрытом поддоне. То есть в полной мере свойства машинного масла проявляются при интенсивной работе механизмов и температуре до 120 °С. Такой способ смазки называется «масляная ванна».
Применение в быту. Моторное или веретённое масло — универсальная жидкость для смазки любых механизмов — от замков и петель до швейных машин.
Нюансы применения. В холодном состоянии, несмотря на относительную вязкость, моторное масло сохраняет текучесть и может проявиться из отверстий (вытечь). При этом в нём скапливается металлическая пыль, образованная истиранием деталей.
Совет. Будьте внимательны и не смазывайте бытовые механизмы сверх меры — лишнее масло может вытечь в неожиданном месте и испортить отделку (обивку, покрытие). Растворяется любым растворителем на нефтепродуктах — от бензина до сольвента, отпаривается.
Цена на машинное (веретённое) масло, подходящее для бытового применения
Название | Производитель | Упаковка | Цена упаковки, у. е. |
Масло машинное бытовое | ООО «Борка» | Маслёнка 100 мл | 1,1 |
Машинное масло универсальное | ИП «Рейхарт» | Маслёнка 150 мл | 1,5 |
И-20 А | «Химлюкс», Ульяновск | Канистра 10 л | 12,5 |
И-20 А | «ПЛАНЕТА», Ульяновск | Бочка 10 л | 27,5 |
И-40 А | Oil Right («Газпром») | Бочка 20 л | 32 |
Солидол, литол (тавот)
Исходное назначение. Машинное масло, загущенное мылами кальция до сметанообразной консистенции. Жирная липкая субстанция, которая не вымывается потоком воды — усовершенствованное машинное масло. Предназначено для работы во влажных средах в сельхозтехнике, транспорте и судах. Пропитанный солидолом холст становится гидрофобным и консервируется. Не вытекает под гравитацией.
Применение в быту. Отличная смазка для механизмов в негерметичных кожухах — замки старого образца, маховики швейных машин, подвижные части вело- и мототехники, втулки, подшипники. Защита фитингов, вентилей, датчиков во влажной среде — кессонах, подвалах, сантехнических узлах и т. д. Вазелин и солидол — однородные составы, но разной степени очистки компонентов. Используется в садоводстве для приготовления вара.
Нюансы применения. Запас солидола можно нанести на внутреннюю часть кожуха и добавлять на узел во время профилактики. Натуральный солидол разлагается при температуре 80 °С, синтетический при 95 °С. Не подходит для узлов с высокими нагрузками и трением. Не удаляется до конца с тканей (материала).
Совет. Солидолом хорошо смазывать кирзовую, кожаную и другую рабочую обувь — она становится устойчивой к воде, морозу и более эластичной.
Стоимость солидола
Название | Производитель | Упаковка | Цена упаковки, у. е. |
Смазка Солидол жировой | «ХИМЛЮКС», Ульяновск | Баллон 850 г | 3,5 |
Солидол Ж (ГОСТ 20799) | «ВЕЛЕС», Ростов-На-Дону | Ведро 18 кг | 32,5 |
Солидол Ж (ГОСТ 20799) | «Нева-Ресурс», СПб | Ведро 10,6 кг | 24 |
Солидол С (ГОСТ 20806) | OIL RIGHT, Тюмень | Тюбик, банка 800 г | 2,5 |
Графитовая смазка
Исходное назначение. Солидол, в который добавлен порошок графита. Основное свойство графита — крайне низкая теплопроводность, что сохраняет свойства солидола в работе при высоких температурах (80–150 °С). Смазка устойчива к влаге, разработана и производится для применения в нагруженных узлах станков и машин с высоким трением. Используется во всех видах редукторов промышленной, судоходной и транспортной техники, а также для смазки седла прицепных тягачей (автопоездов).
Применение в быту. Наравне с солидолом, но добавляются узлы с повышенной температурой. Чаще всего это редукторы болгарок, циркулярных пил, дрелей и перфораторов, домашних станков и т. д.
Нюансы применения. Совпадает с солидолом, но графитовая смазка гораздо более маркая (чёрная) и оставляет не только жирное пятно, но и чёрный налёт. Пользоваться ей следует крайне аккуратно.
Совет. Графитовую смазку можно изготовить своими руками, смешав солидол, машинное масло и графитовый порошок (перемолотый карандашный грифель) до нужной консистенции. Лучший способ смазки велосипедной или мотоциклетной цепи — «проварить» её в такой смазке 10–15 минут. Из-за графита солидол при варке не распадается.
Розничные цены на графитовую смазку
Название | Производитель | Упаковка | Цена упаковки, у. е. |
Uponor Graf | UPONOR, Финляндия | Тюбик 30 г | 11 |
REXANT | Rexant, КНР | Тюбик 20 г | 5,5 |
Смазка графитовая | ACV, Россия | Тюбик 30 г | 7,5 |
OilRight | OilRight, Россия | Туба 360 г | 28 |
Аэрозоль
Исходное назначение. Прочистка мелких механизмов и инструмента от песка, грязи, налёта и старых масел. Используется при ремонте и профилактике механизмов для осмотра удаления посторонних включений. Состоит из жидкого технического масла и растворителя, закачанных в баллон под давлением. Растворяет большинство известных технических масел и жидкостей (кроме специальных, устойчивых).
Применение в быту. Откручивание ржавых гаек и болтов, восстановление работоспособности заклинивших механизмов (если детали не деформированы), смазка труднодоступных мест — мебельных петель, замков, больших часов. Жидкость растворяет лёд — смазка помогает открыть замёрзшие замки автомобилей.
Нюансы применения. Баллон всегда имеет длинную тонкую трубку, что позволяет заводить смазку в проёмы 2 мм. Жидкость испаряется, не оставляя существенных следов, растворяет жир, нетоксична. Принято считать, что аэрозоль — панацея для смазки всего и вся (всех видов механизмов). Однако это не смазка, а растворитель, содержащий некоторое количество масла.
Внимание! При работе с аэрозолью берегите глаза, особенно во время промывки чашевидных элементов. Наиболее опасна аэрозоль для прочистки карбюраторов и форсунок (содержит кислоту).
Совет. Используйте аэрозоль только в качестве «аварийного» или профилактического средства для промывки механизма. После её применения смажьте детали соответствующим составом, иначе металл останется «обнажённым» и станет конденсировать влагу.
Цены на масляные аэрозоли
Название | Производитель | Упаковка | Цена упаковки, у. е. |
Смазка Мульти спрей AR-312 | PATRIOT Arsenal, Россия | Баллон 320 мл | 4,5 |
Смазка графитовая SL | «Агат-Авто», Россия | Баллон 200 мл | 3 |
Пластичная смазка Avora | NESTE, Финляндия | Баллон 470 мл | 21 |
WD-40 | WD-40, США | Баллон 420 мл | 12,5 |
Прочие виды масел
Компрессорное масло
Предназначено для работы в суровых условиях — высокая температура и давление. Содержит противоизносные, антиокислительные и антикоррозийные присадки. Может использоваться в любом виде техники.
Гидравлическое масло
Существует множество разновидностей этого ГСМ, под каждую задачу есть свой состав. Отличается высокой температурой вспышки, устойчивостью к химическому растворению и высокой теплопроводностью.
Пищевое масло (подсолнечное)
Также обладает смазывающими свойствами для механизмов. Применять его можно разве что в аварийном случае — когда срочно нужно смазать или протереть деталь, а под рукой ничего другого нет. После применения необходимо провести профилактику — промыть механизм и нанести подходящий состав. Пищевое масло накапливает пыль и грязь, что может со временем привести к заклиниванию механизма.
Отработанное машинное масло
ГСМ, который выполнил свою работу, имеет в своём составе металлическую пыль и непригоден более для механизмов. Однако такие масла сохраняют очень полезное свойство — горючесть. То есть, по сути они являются энергоносителями. Такое выгодное свойство не прошло мимо внимания народных умельцев и на «отработке» стали делать печи и даже котлы автономного отопления. Печи на отработанном масле пользуются популярностью у фермеров, владельцев частных домов, гаражей, теплиц. «Отработка» в холодном виде — отличный технический консервант для древесины. Дерево глубоко (до 2 мм) впитывает масло, состав которого неприемлем для насекомых.
Своевременная смазка любого механизма — залог его надёжной и долгой работы. Два главных симптома, которые говорят о том, что пора его смазать — это скрип и перегрев. Не стоит ждать, пока износятся «сухие» детали и появится люфт. И помните, самая простая и дешёвая маслёнка — обычный медицинский шприц. Им вы сможете доставить смазку в самое труднодоступное место.