Для чего используют глобус и карты
Что такое глобус и чем он отличается от карты?
Глобусом называют трёхмерную модель Земли, Луны, любой другой планеты и даже небесной сферы. Слово «глобус» произошло от латинского globus, что означает «шар».
Глобус Земли удобен тем, что даёт общее представление о взаиморасположении океанов, морей, материков, островов, гор — всех видимых на поверхности Земли элементов. Но он не является точной моделью нашей планеты.
В результате геодезических исследований установлено, что форма Земли сложнее и неправильнее, чем просто шар, и не схожа ни с одной известной объёмной геометрической фигурой. Ей даже дали особенное название — геоид. Неправильность формы выражается прежде всего в разнице длин большой и малой полуосей Земли, которая равна примерно 22 км.
Справка. Большой полуосью называют расстояние от экватора до центра Земли (6 378 245 м), малой — от полюса до центра (6 356 863 м).
Почему тогда глобус — круглый? Дело в масштабе. Разница между полуосями в крошечной модели планеты составляет десятые доли миллиметра, потому была бы незаметна и в том случае, когда бы соблюдалась в производстве глобусов. На самом маленьком глобусе, выпущенном в России, объекты уменьшены в 83 000 000 раз!
Чем глобус отличается от карты и почему нужны обе модели, плоская и объёмная:
– глобус всегда мелкого масштаба — он показывает только большие объекты: океаны, материки, большие острова — и их сорасположение, а карта может иметь довольно крупный масштаб и давать подробное представление о местности;
– глобус не имеет искажений в расположении и площади объектов — на карте ввиду её плоской (двумерной) формы искажения неизбежны;
– чтобы измерить расстояние на глобусе, необходимо применять специальную гибкую линейку, зато все длины определяются довольно точно (в пределах погрешности масштаба);
– глобус наглядно показывает, как происходит смена дня и ночи, часовых поясов, а более сложная модель из двух глобусов — Земли и Солнца (или просто лампы) демонстрирует, как проходит смена времён года;
– карта более удобна практически, но полную картину Земли можно получить, используя глобус и карту в паре.
Из истории глобуса
Казалось бы, глобус должен возникнуть после того, как мир признал, что Земля — шар. Так и случилась, но только… в II веке до нашей эры. Тогда древнегреческий учёный Кратет Малльский создал первый глобус, опираясь на доказательства греческих учёных III века до нашей эры.
Вот когда впервые была провозглашена и доказана идея шарообразности Земли. А Эратосфен Киренский (276-194 до н.э.) смог даже рассчитать радиус нашей планеты и получил результат 6 311 км, сделав ошибку всего в 1 %!
В 1267 году в Пекине (тогда — в Ханбалыке) бухарский астроном Джамаль ад-Дин дарит хану Хубилаю астролябию и глобус.
До наших дней сохранился один из старейших европейских глобусов — «Земное яблоко», созданный в 1492 – 1494 годах в Нюрнберге немецким географом и навигатором Мартином Бехаймом. На его южном полюсе сделана надпись о дате создания и заказчике — городском совете. Основой для глобуса послужила карта, которую Бехайм купил в Португалии.
«Земное яблоко» — это шар из металла диаметром 507 мм. На нём ещё нет обеих Америк, но есть Европа, большие части Африки и Азии, хотя и в несколько искажённом виде. Глобус не имеет указаний широты и долготы, но имеет экватор, меридианы.
Первый известный современным жителям глобус с изображением Северной Америки был вырезан на страусином яйце в 1504 году, а приблизительно в 1507 году на глобусе Ленокса появилась и Южная Америка.
Петербург может гордиться тем, что там в XVIII веке появился первый глобус-планетарий — Готторпский. Создавали его в Германии, в Хестеберге в 1651 – 1664 годах, а в 1713 году епископ Кристиан Август подарил глобус-планетарий Петру Первому. Перевозили подарок морем 3 года, установили в Кунсткамере, а в 1747 году глобус горел… Осталась только дверь. В 1748 – 1752 годах его восстановили.
Это шар, диаметром превышающий 3 м, снаружи представляет собой огромный глобус со всеми привычными изображениями, а внутри на его стенках изображена карта звёздного неба. Внутрь помещаются 12 человек, глобус вращается — и люди наблюдают, как движутся светила.
Конспект занятия «Наши помощники — глобус и карта»
Ирина Костырева
Конспект занятия «Наши помощники — глобус и карта»
Тема: «Наши помощники: глобус и карта»
Образовательные: Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди.
Развивающие: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Обогащение словарного языка.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.
Оборудование: большой и маленький глобус, физическая карта Мира и физическая карта Российской Федерации, круги из бумаги, ножницы.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть место, где мы чувствуем себя комфортно и в безопасности. Это наш дом. А в доме вы, где живете?
Дети: Мы живем в квартире.
Воспитатель: Удобно ли вам там жить?
Воспитатель: Да, ведь есть и водопровод, и свет, и отопление. Со всем, что есть в доме, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок. Ваша квартира находится в подъезде, а подъезд, где?
Дети: Дом находится на улице.
Воспитатель: А улица?
Дети: Улица находится в городе.
Воспитатель: А, где находится город?
Дети: Город находится в стране.
Воспитатель: А страна?
Дети: Страна находится на Земле.
Воспитатель: Вот и получается, что Земля – наш общий дом. В нем есть все, что необходимо для жизни – вода, пища, свет и тепло. И все это надо беречь, любить и пользоваться с умом.
Дети: Наша Земля большая, круглая.
Земля наша образовалась много миллионов лет назад. Вначале это была огненная смесь кипящих каменных пород и вредных газов. Но прошли миллионы лет, и Земля остыла; поверхность ее покрылась коркой. Раскаленную Землю покрывали плотные облака пара и газа. Когда температура понизилась, начались дожди, сотни лет шли дожди, и образовались моря. В течение первого миллиарда лет на Земле жизни не было. В это бурное время появлялись и исчезали горы. Море то покрывало сушу, то отступало. Климат на Земле становился теплее, и тогда стали появляться живые организмы. Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве.
-Давайте мы с вами попробуем больше узнать о нашей планете Земля.
— Сейчас мы с вами полетим в космос на космическом корабле, закройте глаза.
Звучит космическая музыка. Дети открывают глаза.
— Вот мы и в космосе. Давайте посмотрим в иллюминатору и найдем нашу планету.
— А кто желает показать нашу родную планету?
Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.
— В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.
Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.
Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
И добирались они до края Земли?
Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали,что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды
— Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
— Ребята, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.
Солнце дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.
Воспитатель: Как мы уже говорили Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве, и изображают ее в виде глобуса.
Дети. Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то,что есть на настоящей Земле: океаны и суша.
Воспитатель: Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие
— Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону.Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь» Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.
Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши? Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые океаны?
На нашей Земле океанов –
Самый соленый в мире,
Все время спит подо льдами,
Конечно же, вовсе не тихий
А буйный, глубокий и самый великий!
— А знаете ли вы, как называются материки на земном шаре?
— Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
Мы с вами живем на самом большом материке, который называется Евразией.
Вот планета наша – велика Земля!
Горы, океаны, реки и моря.
Всех их не перечесть!
Всего лишь только шесть:
Показать их на глобусе, а потом на карте.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе.
Дети: Потому что там мало солнца.
Воспитатель: Дело в том, что наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь. Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли.
Воспитатель: А как вы считаете, где на Земле всегда жарко?
Воспитатель: Если Землю представит в виде круга, то воды будет 2/3, остальное – суша. А, чтобы это проверить, предлагаю вам следующее задание.
(Дети проходят к столам и садятся).
Воспитатель: У вас на столе лежит круг. Почему именно круг, а не квадрат, треугольник?
Дети: Потому что, наша Земля круглая.
(Дети встают из-за столов и проходят на ковер)
Воспитатель: Представьте, что мы с вами отправились в путешествие и брать с собой в путь глобус неудобно. Как же нам быть?
Для того чтобы было удобно пользоваться глобусом люди перенесли его на бумагу, сделали плоским. Вот таким. (Показать карту мира).
Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.
Глобус – важный господин,
Гордо кружится один,
А вот карт не счесть на свете –
Пальцев вам не хватит, дети.
Карты мира, островов,
Стран, посёлков, городов.
Карты разных есть дорог,
Чтоб по ним ты ехать мог.
Давайте и мы попробуем сделать карту.
Дети вместе с воспитателем составляют карту мира.
Игра «Составь карту»
Как вы думаете, кому нужна карта?
Дети: Путешественникам, военным, морякам, ученым.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже рассмотрим карту нашей планеты (воспитатель вывешивает карту мира). Карта – это тоже изображение нашей Земли. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте. Давайте найдём на карте место, где находится наша страна. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Давайте найдем Россию и на интерактивном глобусе. Глобус нам подтвердил, что мы правильно нашли нужное нам место расположения нашей страны. Россия – самая большая по площади, страна мира.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия?
Воспитатель: А какого цвета больше всего на карте России?
Дети: Больше всего на карте Россия, зеленого цвета.
Воспитатель: Что означает этот цвет?
Дети: Этот цвет означает много лесов, полей, лугов.
Воспитатель: Наша страна богата не только лесами, полями и лугами. Так же у нас много гор, которые обозначены коричневым цветом. Давайте внимательно посмотрим на наш глобус и найдем горы
Воспитатель: Дети посмотрите на эти маленькие белые точки. Таких точек на карте России очень много. Все они, означают города. Давайте найдем на карте столицу нашей страны. Как называется столица нашей Родины?
Дети: Столица нашей Родины – Москва.
Воспитатель: Давайте проверим это на интерактивном глобусе.
Воспитатель: На глобусах и картах используют условные знаки. Города изображены в виде маленьких белых точек, реки – это тонкие синие линии, для гор используют коричневый цвет, для лесов – зеленый.
Воспитатель: У меня для вас есть следующее задание. (Дети проходят к столам и садятся).
(Работа с перфокартами)
Посмотрите у вас на столах лежат карты. Рассмотрите ее внимательно. Вспомните, какими условными знаками и цветом обозначаются моря, реки, горы, леса и города. Вам необходимо указать стрелками, где расположены моря, реки, горы, леса и города к части карты.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Теперь вы все настоящие путешественники, знаете, что такое карта, глобус – это наши помощники в путешествии. Давайте вспомним, о чем мы сегодня еще с вами говорили, и что нового узнали.
Дети: Сегодня мы узнали об экваторе, тропическом поясе, о том, как образовалась Земля, что большая часть Земли покрыта водой.
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе «Наши помощники — органы чувств» Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе Автор: Макарова Ольга Викторовна, педагог-психолог МБДОУ «Центр.
Конспект НОД «Наши помощники: глобус и карта» Конспект НОД по теме: «Наши помощники: глобус и карта». Цель: ознакомление дошкольников с понятиями глобус, карта, материки. Программные.
Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Наши помощники» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Наши помощники» (первая младшая группа) Цель: формировать представление о труде помощника.
Конспект открытого занятия «Наши помощники — органы чувств» в подготовительной группе Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Организационная информация Примечание.
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Наши добрые помощники» Цель: Систематизация знаний детей по теме: «Посуда». Задачи: • Формировать представление детей о посуде, её назначении; • Обогащать.
Конспект занятия во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: 1. Познакомить детей с органами чувств человека, через познавательно – исследовательскую деятельность. Задачи: 1. Тренировать зрительные,.
Виды изображения земной поверхности
С древнейших времен у людей была потребность в передаче графических сведений о поверхности земли, ее очертаниях, составе населения и прочем. Причем люди научились передавать эти сведения задолго до появления карт и других графических систем. Чаще всего для этого использовались кости, наскальная живопись и тому подобное. Современные виды изображения земной поверхности включают в себя:
Глобусы
Карты и планы
Чем они отличаются
План и карта отличаются исключительно по охвату территории. Планы всегда ограничены небольшими объектами (план дома, улицы, города, деревни, леса, реки и так далее), в то время как карты бывают разными по охвату, отображая графически как локальные объекты, так и земной шар в целом. В то же время на картах из-за большого пространства наносимых на поверхность неизбежно возникают погрешности.
Особенность | План | Карта |
---|---|---|
Охват территории | небольшой | вплоть до Земли |
Искажения | незначительные | чем объемнее охват тем больше |
Что позволяют | подробно изучать небольшие объекты | измерять расстояния, определять размеры |
Атласы
Принято считать, что первые атласы появились в древнем Риме. Так это или нет неизвестно, но впервые понятие «атлас» было введено в 16 веке в Нидерландах Герардом Меркатором.Современные географические атласы различаются:
Отличия глобуса от карты
Рассмотрим чем глобус отличается карты. Это два основных вида изображения земной поверхности и важно правильно определять различия между ними.
Отличие | Глобус | Карта |
---|---|---|
Полная копия земли | да | нет |
Искажения | нет | есть |
Удобство | не удобно | удобно |
И глобусы и карты при этом имеют абсолютно идентичные типы:
Мы рассмотрели основные виды изображения земной поверхности. В дальнейших материалах более детально остановимся на вопросах картографии.
Аэрокосмическая съемка
Этот вид отображения земной поверхности считается более точным в сравнении с картами и планами, поскольку делается сверху с помощью спутника или другого специального оборудования. Благодаря съемкам из космоса и с воздуха появляется возможность детального изучения любых объектов, доступность которых раньше была под вопросом. Результаты таких съемок немного отличаются от того, что мы привыкли видеть на картах (глобусе) и для работы с такими снимками часто используют дешифрирование.
Сегодня многие из нас пользуются гугл картами или яндекс картами. Это и есть предоставление аэрокосмической съемки.
Основные типы глобусов. Какой глобус выбрать в подарок для ребенка?
Слово “глобус” имеет латинские корни. Его форма – круглая. Поэтому несложно догадаться, что переводится он как “шар”. Что же такое глобус для детей — это уменьшенная трехмерная копия нашей планеты.
Такие круглые модели могут стоять в кабинетах географии или дома. Для чего нужен глобус? По нему можно изучать:
Но все эти параметры также представлены и на карте. Чем же тогда глобус отличается от географической карты? Здесь можно отметить два параметра:
В этом и состоят основные отличия глобуса от карты.
Объемная модель Земли является одним из самых популярных подарков. Она придется по душе любознательным детям, которые интересуются миром вокруг себя. Но как выбрать глобус для ребенка? На что стоит обратить особое внимание? Дорого ли он стоит? Какой глобус для школьника лучше?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы подготовили для вас познавательный материал. В нем вы узнаете:
Какие бывают глобусы
По диаметру модели делятся:
Также географические шары бывают:
По типу шарообразные модели земли можно разделить:
Рассмотрим все эти модели более подробно, уделяя особое внимание достоинствам и недостаткам каждого типа глобуса. А после перейдем к необычным моделям.
Глобус географический с физической картой мира
Самой распространенной является модель, на которой изображены озера, моря, океаны. Там также найдутся пустыни, равнины, материки, острова. Это физический глобус. Такие шары содержат меридианы, параллели и экватор, расскажут нам, что такое структура планеты, познакомят с дном океана и горными вершинами.
Достоинства этого вида:
Недостатком такой модели является то, что по ней невозможно изучать границы государств и их территории.
Политический глобус мира
Этот шар предназначен для того, чтобы обучить ребенка политическому устройству мира. На нем можно разглядеть границы государств, крупные населенные пункты и названия столиц. Они показывают автомобильные, железнодорожные и морские маршруты.
Чем же удобен и не удобен политический глобус?
Из плюсов можно выделить:
Минусом такой модели является то, что не получится пользоваться ей долго из-за быстро меняющейся политической ситуации в мире.
Универсальный
Это совмещенная модель. Из чего состоит такой глобус? Это модель, включающая в себя два вида карт: физическую и политическую.
Положительные моменты такого глобуса:
Отрицательный пункт – это короткие сроки использования, из-за быстрой изменчивости политической карты мира.
Универсальные варианты могут содержать выпуклые фрагменты (горы, ледники и т.д.). Такие глобусы подойдут для первоклассников. Понравятся они и дошкольникам. Маленьким ученикам намного проще изучать выпуклые, нежели плоские картинки.
Детский глобус с подсветкой
Такие святящиеся модели обладают дополнительной функцией. Их можно использовать в качестве ночника. Чаще всего подсветка выделяет обе карты: и физическую, и политическую. Если же шар выключен, увидеть удастся лишь физическую карту.
К сожалению, не все модели имеют выключатель подсветки. Регулирование света возможно только с помощью вилки.
Говорящий интерактивный обучающий глобус для детей
Такую модель обычной не назовешь! Это уже не просто пособие по географии. Это самый настоящий обучающий комплекс. Такой умный глобус для детей не только показывает, но и самостоятельно рассказывает, позволяя совмещать и зрительную, и слуховую память. К тому же, у обучающегося появляется уникальная возможность освоения иностранных языков, поскольку информация подается на нескольких языках.
Дойдя до этого момента, вряд ли кто-то захочет спросить, чем отличаются глобус и карта. Но если все-таки этот вопрос остается актуальным, читайте дальше и удивляйтесь.
При использовании специального приложения и наведения телефона или планшета на интерактивный глобус, на дисплее отразятся:
Единственным минусом электронного глобуса мира для детей является его стоимость. Цены на такую модель колеблются от 1 500 до 4 000 рублей.
Левитирующий
Эта модель имеет электромагниты. С их помощью она умело вращается над подставкой или в середине рамки. Это очень необычное зрелище. Усиливается оно за счет ярких переливов вокруг шара.
Достоинства левитирующих глобусов:
К недостаткам также можно отнести дороговизну. Стоит такой необычный вариант от 2 500 до 5 000 рублей.
Исторический
Такие глобусы имеют подсветку и позволяют увидеть пути важных в истории путешествий и географических открытий.
Из плюсов можно отметить:
К минусам относится опять-таки высокая стоимость – от 2 000 до 5 000 рублей
Астрономический
Это очень эффектный, интересный и развивающий вариант глобуса для детей, способный расширить кругозор. Модель подойдет для маленьких астрономов, желающие иметь у себя в коллекции мини копию Земли, Луны или Марса.
Цена на такие глобусы начинается от 2 000 рублей.
Контурный
Как используют и что делают с таким глобусом? Ответ прост – на нем рисуют! С помощью разноцветных фломастеров можно самостоятельно проводить и стирать территориальные границы государств, разукрашивать страны в разные цвета. Такая модель хороша тем, что можно править политические границы в соответствии с обстановкой в мире.
Стоимость таких вариантов начинается от 400 рублей.
Необычные виды глобусов
Модельный ряд географический шаров настолько разнообразен, что можно найти совершенно необыкновенные варианты:
Как выбрать глобус для школьника
Из основных критериев выбора можно отметить:
Лучшие производители
Одними из лучших фирм-производителей считаются компании: Globen, “Глобусный мир”.
Рейтинг лучших интерактивных глобусов
Учитывая отзывы покупателей, мы составили рейтинг лучших интерактивных моделей. Среди них:
Какой интерактивный глобус купить ребенку?
При покупке этого круглого географического учебного пособия следует обращать внимание: