Для чего изучать литературу родного края
Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 03.04.2017 2017-04-03
Статья просмотрена: 3172 раза
Библиографическое описание:
Круцких, М. В. Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников / М. В. Круцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 722-724. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41466/ (дата обращения: 15.12.2021).
Изучение литературы Воронежского края интересно и плодотворно. Город Воронеж-родина А. В. Кольцова и И. С. Никитина, И. А. Бунина и А. Платонова. Наша земля богата своими литературными традициями. С ними связаны имена Г. Н. Троепольского, С. Я. Маршака, Осипа Мандельштама, А. А. Ахматовой, Анатолия Жигулина, Д. В. Веневитинова, В. А. Кораблинова
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о своей ‘’ малой родине, пробуждает интерес и любовь к родному краю, его традициям, литературе родного края, истории, помогает ощутить и осознать связь литературы с окружающей действительностью. Краеведение создает условия для исследовательской работы, помогает развитию активной проектной деятельности.
Особенности развития России, её национальной культуры и традиции исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается «Литература». К знанию литературных произведений учащиеся обращаются во время сдачи ЕГЭ по русскому языку, так как одним из критериев оценки выполнения задания с развернутым ответом (часть С–сочинение-рассуждение) является аргументация своего мнения с опорой на читательский опыт выпускника.
Обращение к литературному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов с учетом соотношения основного и регионального компонентов в литературном образовании. Изучение литературы родного края — это одно важных направлений преподавания литературы в школе.
‒ Изучить и возродить традиции литературного краеведения; вызвать у учащихся интерес к своей «малой родине»;
‒ Пробудить чувство любви к своему городу; литературе и культуре родного края;
‒ Развить творческие способности учащихся;
‒ Выявить и поддержать талантливых ребят.
‒ Познакомить учащихся с литературным процессом в Воронежской области, раскрыть своеобразие литературы малой Родины.
‒ Строить преподавание на активных формах работы: исследовательские задания, проектная деятельность, экскурсии, встречи с писателями и поэтами.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим — все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, любовь к литературе своей ”малой родине”.
Изучение литературы родного края дает возможность выпускникам использовать произведения писателей Воронежской земли в качестве аргументов при написании сочинения (ЧастьС). Тема взаимоотношений человека и природы, нравственная тема привлекает все больше писателей. Произведение нашего земляка Г. Н. Троепольского ”Белый Бим Черное ухо” известно всем. ” Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми», — так написал Гавриил Николаевич Троепольский. “Белый Бим Черное ухо” — трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других — благородство, способность сострадать и любить, отличать добро от зла, уметь прийти на помощь.
Эта повесть не только о доброте и черствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе. Главный герой преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Она щедро дарит людям свои богатства, удивляет гордым величием и неповторимой красотой, вдохновляет. Природа учит нас быть человечными, гуманно относиться ко всему живому, противостоять любому проявлению зла и жестокости.
При изучении темы природы в среднем звене знакомимся со стихами Анатолия Жигулина, который воспевает красоту природы нашей земли, в которых незаметно складывается образ “малой родины “: любовь к белым домикам Россоши, к Чернавскому мосту, улицам города. Использование литературного краеведения позволило заинтересовать школьников своим предметом. Доказательством этому служат победы обучающихся на конкурсах по литературному краеведению..
Проблемно-поисковый метод, используемый на уроках литературы, представляет собой самостоятельный поиск учащихся, анализ полученной информации, умение ответить на проблемные вопросы и задания учителя, активизирует важнейшие речевые умения, совершенствует умение работать с текстом. Достоинство этого метода и связанных с ним приемов состоит в том, то он позволяет соединить в рамках одного урока элементы программы федерального стандарта и регионального. Например, при изучении творчества А. Платонова был проведен урок» Железная дорога в творчестве А. Платонова». Были даны задания, способствующие развитию необходимых навыков работы с литературным материалом (кроме того, он же является одним из ключевых в ЕГЭ по литературе). Это тема заинтересовала ребят, так наша школа находится в поселке Отрожка, профессии многих родителей связаны с железной дорогой, названия улиц говорят о специфике железной дороги: Электровозная, Паровозная, Тепловозная, Машинистов. Много было собрано материла, подтверждающего связь Платонова с железной дорогой, о профессиях родителей. На первой городской краеведческой конференции «Имена писателей поэтов на карте Воронежской области» в секции «Край наш вами воспетый» Корнилов Артем за сочинение-эссе по теме «А. Платонов и железная дорога» занял первое место, Ахмад Диана заняла первое место в конкурсе исследовательских работ «Мой Платонов».
В старших классах наиболее развиты способности к самостоятельному поиску информации, ее отбору, систематизации, обобщению и выведению на основе накопленного материала новых знаний. При изучении творчества Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского обязательно вспоминаешь нашего земляка, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина. Ребятам предлагается самостоятельно изучить статьи И. А. Бунина о Чехове, о Л. Н. Толстом и подготовить виртуальную экскурсию «И. А. Бунин и наш город»
Перед изучением творчества И. А. Бунина были даны темы исследовательских работ «Дворянский род семьи Буниных», «Воронеж в воспоминаниях Бунина» и предлагалась экскурсия по Воронежу и музей Бунина. Затем был организован круглый стол, где учащиеся еще раз продемонстрировали свои знания, совершенствовали навыки речевого взаимодействия, коммуникации — умение слушать, вступать в дискуссии. Интересно было узнать, что наш земляк не забывал город, где родился. В 1907 году он приезжал в Воронеж для участия в вечере, который устраивался в пользу воронежского землячества. Это событие описано в новелле «Натали» в 1942 году, вошедшей в цикл рассказов «Темные аллеи».
При изучении творчества Анны Ахматовой обязательно вспоминаем о ее приезде в 1936 году в наш город. Прибыла она в Воронеж, чтобы поддержать опального поэта Осипа Мандельштама, который отбывал здесь ссылку. Ему посвящено стихотворение “Воронеж “. К уроку были предложены темы исследовательских работ “ Дружба двух поэтов “, “Ахматова и Мандельштам“, ”Воронеж в жизни Анны Ахматовой”
В Воронеже установлен памятник выдающемуся поэту Осипу Мандельштаму, который расположен в парке «Орленок», напротив дома № 13 по улице Фридриха Энгельса, где Мандельштам писал знаменитые «Воронежские тетради». Воронеж стал третьим городом России, увековечившим таким образом память опального поэта. Именно здесь, в Воронеже, Осип Эмильевич сказал Анне Андреевне знаменательные слова: «Поэзия — это власть, раз за неё убивают, ей воздают должный почет и уважение, значит, её боятся, значит, она власть…» У каждого ученика на уроках литературы закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины. Наше будущее — в нашем настоящем. И задачей учителя является формирование осознанного отношения к ценностям родного края, истории, литературе. Дмитрий Лихачев писал: ’’ Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена”. Формирование истинного патриота своей Родины — дело благодатное, значимое.
Зачем школьникам родная литература и родной русский язык
Новый учебный год для российских мам и пап традиционно начался с сюрпризов. В школьную программу ввели два новых предмета: родной язык и родную литературу. С сентября их стали изучать учащиеся вторых и пятых классов. Оба предмета обязательные. Оценки за них будут выставлять в аттестат. У родителей новшество вызвало массу вопросов. Самый распространённый: чем уроки родного русского и родной литературы отличаются от «обычного» русского языка и «обычной» литературы?
Не так страшен чёрт
— Конечно, название «родной русский язык» режет слух, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 5 г. Калуги Ирина КОВАЛЁВА. — Сразу думаешь: а какой язык мы изучали до этого? Наша первая реакция на нововведения была настороженной. Но потом, когда мы познакомились с содержанием предмета, стало понятно, что он направлен на изучение культуры языка, его истории, развитие художественной речи, письменной и устной, пополнение словарного запаса детей. А то иногда доходит до анекдотических ситуаций. Недавно учителя проверяли олимпиадные работы по физкультуре — там есть теоретическая часть. Оказалось, что многие школьники не понимают, что такое манеж со спортивной точки зрения. Некоторые ребята написали, что это приспособление, в которое помещают малышей.
Мы только нащупываем пути преподавания этого предмета. Не всё понятно с учебниками. Учебные пособия есть, и неплохие, но они ещё не до конца прошли экспертизу. Поэтому мы ждём, какое пособие взять в качестве основного. А пока учителям приходится работать и как методистам, то есть изучать большое количество дополнительного материала, перерабатывать его для доступного изложения детям.
— Современные дети рождаются чуть ли не с гаджетами в руках, они не умеют общаться, не знают культуры русского языка, — считает учитель 2-го класса средней школы № 5 Татьяна УМНОВА. Её второклассники недавно начали изучать новый предмет. — На уроках родного языка мы будем говорить о традициях русского народа, будем учиться правильно разговаривать. Надеюсь, что благодаря этим урокам мои ученики через какое-то время станут больше общаться вживую, потому что поймут: это намного интереснее, чем нажимать кнопки мобильных телефонов.
Пушкин нам родной или не очень?
Если с родным языком картина более-менее ясная, то с родной литературой всё сложнее. Пока учителя не знают, что именно будет изучаться в рамках этого предмета.
— Родная литература появится в расписании с нового полугодия, — рассказала нам Ирина Ковалёва. — К сожалению, нас ещё не ознакомили с её содержанием. Мы находимся в ожидании и пока не очень понимаем, что должны дать детям в рамках этого предмета.
Хотели, как лучше
Нет у педагогов и чёткого понимания, как действовать, если в школу приходит ребёнок, для которого русский язык не является родным и его родители настаивают на изучении именно своего языка. Примерные школьные программы по новым предметам утверждены по 18 национальным языкам. Но по факту большинство уроков ведут на русском, причём даже в тех регионах, которые исторически являются многонациональными.
Алсу ГАЛЕЕВА живёт в Нижнем Новгороде, где рядом с русскими соседствуют мордва, башкиры и чуваши. У Алсу и её мужа татарские корни. Дома они часто говорят с детьми на татарском. Однако в школе их дочь-второклассница изучает в качестве родного языка русский, хотя родители обеими руками за то, чтобы девочка учила именно татарский.
— Кроме дочери, в классе учится только одна девочка-татарка, — говорит Алсу. — И я прекрасно понимаю, что ради наших двоих детей никто не станет искать преподавателя татарского языка. Занимать же принципиальную позицию: обеспечьте моего ребёнка условиями для изучения именно татарского языка и портить отношения со школой я не хочу. Я прекрасно понимаю учителей и условия, в которые они поставлены. В общем, идея сама по себе хорошая: дать возможность детям разных национальностей изучать свой язык и свою культуру, но условий для её реализации не создано никаких. Получилось криво и непонятно.
В поисках компромисса
Калужские учителя согласны, что к изучению национальных языков российские школы не готовы.
— Понятно, что преподавать какой-то ещё язык, кроме русского, мы не сможем, — говорит Ирина Ковалёва. — Но такая заявка от родителей принимается, и этот вопрос будет решаться не на уровне школы, а на уровне города. Может быть, если появится большая группа детей из разных школ, которые хотят изучать, допустим, татарский язык, Управление образования каким-то образом предоставит им такую возможность. Например, в рамках внеурочной деятельности.
В любом случае, если есть желание изучать свой национальный язык, в позу становиться не надо — надо искать компромисс. У нас ещё нет опыта в решении подобных вопросов. Мы не можем сказать, что в таком случае нужно сделать вот так или так. Но мы обязательно будем помогать. Родителей и детей в этой ситуации мы не бросим.
И ещё мы говорим всем родителям: даже если русский язык не ваш родной, вы находитесь в Центральной России, где язык общения — русский. Поэтому для вашего ребёнка будет интересным и полезным изучить его.
Сочинение на тему Родная литература
Невозможно в полной мере представить влияние отечественной литературы на мировую культуру. Много нововведений принесли в мировую литературу русские соотечественники: такое понятие, как «маленький человек», первый и до сих пор единственный роман в стихах. Но главной особенностью русской литературы является душевность. Отечественные произведения манят искренним отношением авторов к просторам родины, настоящей любовью к нравам и традициям своего народа. Родная литература имеет связь с теми местами, откуда человек отправляется во взрослую жизнь.
Александр Сергеевич Пушкин, автор таких великих произведений как роман в стихах «Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка», «Повести Белкина» и огромного количества стихотворений, известен по всему миру. В России именно Александр Сергеевич первым ввел направление романтизм, первым ввел образ «маленького человека», кем стал Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель». Язык Пушкина очень выразителен и уникален, примером может служить «онегинская строфа», которую никто еще не смог повторить.
Как писали Толстой и Достоевский, если бы Лермонтов прожил на десять лет дольше, им бы было нечего делать. Михаил Юрьевич погиб совсем молодым, прожив двадцать семь лет, но полных страстями и яркими событиями. «Лишний человек» Лермонтова, Печорин, несмотря на то, что Михаил пишет в предисловии, олицетворяет его самого. Никто не понимал Лермонтова, им восхищались и ненавидели, а сам он говорил, что друзей у него не было. Несмотря на короткую жизнь, он оставил после себя свыше 400-та стихотворений, 40-ка поэм и 3 романа.
Не обошлось без великих соотечественников и в 20-м веке. Маяковский, Есенин, Ахматова, Высоцкий, Бродский, Пастернак, Северянин. Через произведения данных авторов проходит одно новое дыхание русской литературы. И каким бы оно не было, проходят те же темы, что и у них предшественников, те же темы, что и в нынешней литературе, и все они знакомы современным людям, ведь они чувствовали то, что чувствует русский человек сейчас.
Родная русская литература учит быть человеком, личностью, потому и играет огромную роль в жизни людей.
2 вариант
Каждый из нас считает родной ту литературу, которая была написана на его родной земле. Для людей, родившихся в Российской Федерации, это русская литература. Ее роль бесценна. Горький однажды сказал: «Наша литература – наша гордость».
Я думаю, что каждый уважает ценности своей страны и почитает писателей, которые создавали шедевры на родном языке, рассказывая при этом о жизни соотечественников. Написанные ими творения, понимается сразу, в отличие от многих зарубежных произведений, которые удается полностью понять лишь после изучения истории страны.
Молодому поколению не стоит пренебрегать родной литературой, ведь она помогает в формировании личности. Отечественные писатели затрагивали не только вечные темы, но и трудности актуальные для собственной страны. Художественные произведения стоит прочитать еще и для ознакомления с фольклорными особенностями нации. Русская литература пропитана искренностью, любовь к колориту и нравам своих людей.
А.С. Пушкин написал великие шедевры, такие как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Пиковая дама» и множество стихотворений, полюбившимся миллионам людей из разных уголков планеты. Им было введено направление под названием романтизм. Пушкинские строки выразительны и уникальны и пример этому «онегинская строфа», ее не получилось повторить больше никому.
М.Ю. Лермонтов воссоздал образ «лишнего человека», Печорина, который покорил своим бездушием многих читателей. Лермонтовым восхищались, его же и ненавидели и, несмотря на свою короткую жизнь, он написал четыре сотни стихотворений, сорок поэм.
Творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова учит различать добро и зло, дает силы двигаться дальше, объективно оценивая окружающих людей и мир в целом.
В прошлом веке получили заслуженную славу такие талантливые русские писатели, как Высоцкий, Ахматова, Маяковский. Они принесли свежее дыхание русской литературе.
Литература родных земель подпитывает чувство любви к Родине. А оно всегда было и будет важным нравственным качеством для каждого из нас. Вот в чем главное достоинство родной литературы.
Родная литература в душе каждого из нас должна быть на особом месте. Она способна привить наилучшие человеческие качества, помогает анализировать и избегать собственных недостатков. В нашей литературе великая сила, которая дает ответы на многие жизненные вопросы.
Сочинение 3
Родившись и получив воспитание в своем поселке или городе, каждый человек вбирает в себя его местные привычки, обычаи своей страны, касающиеся быта, образования и т.д. Поэтому, когда речь идет о родной литературе, то мы предпочитаем выбор книг, близких нам по духу.
Под понятием «родная литература» подразумеваются те произведения, которые знакомы и близки человеку из-за того, что их авторы имеют прямое отношение к этой же стране – они родились или проживают в ней. Таким писателям удается легко втянуть читателей в свой вымышленный мир, где есть и отрицательные, и положительные герои, имеют место знакомые места, праздники и традиции, но все, что окружает их, помогает стать участником событий.
Чувства, которые вызывает родная литература у каждого из нас, особенные. Эти произведения притягивают искренним отношением авторов к просторам родного края, настоящей любовью и заинтересованностью к нравам народа. Все это подробно описывается на страницах произведений. Такое отношение не может оставить равнодушным никого. Родная литература имеет связь с теми местами, откуда человек начинает путь во взрослую, самостоятельную жизнь. Поэтому понимание переживаний жителей своей страны для каждого писателя важно, ведь именно от читателей зависит успех автора работы.
Присутствие интереса к родной литературе имеет огромное значение в жизни читателя. В ней сосредоточены бесценные наблюдения, которые были накоплены на протяжении длительного времени. Это необходимо для того, чтобы читатель обогатил свой внутренний мир, узнав новую информацию о мире, смог научиться разграничивать понятия о добре и зле, истине и обмане. Для этого необходимо быть тесно связанным с литературными произведениями, имеющими отношение к своему краю. Каждый образ, событие произведений родной литературы накладывают в какой-то степени отпечаток на судьбу читателей благодаря тем эмоциям, понятиям, чувствам, которые они несут в жизнь реального человека.
Таким образом, родная литература в жизни каждого человека должна занимать достойное место, так как она воспитывает лучшие человеческие качества в людях, помогает проанализировать и понять собственные недостатки. Сила родной литературы велика и неоценима для любого из нас. За счет обращений к воспоминаниям о прошлом она способна восстановить силы человека, воспитать настоящие качества, понять истину.
Также читают:
Картинка к сочинению Родная литература
Популярные сегодня темы
КВН – это одна из популярнейших передач в нашей стране. Она пользуется популярностью уже много десятков лет, начиная свой путь еще в Советском Союзе. Клуб стал домом для многих команд из разных университетов нашей страны
Произведение «Муму» было написано Тургеневым в 1852 году. Как утверждают многие источники, все события, описанные в повести были в действительности. Ситуации, описанные в повести происходили в доме
Крылов написал много басен, которые в простой форме описывают разные вариации человеческой глупости. Как реагируют многие люди, когда у них нечто не выходит, когда какая-то затея становится провальной?
Лемуэль Гулливер, хирург и капитан дальнего плавания, описывает четыре путешествия. В первом путешествии корабль терпит кораблекрушение, и Гулливер попадает в страну Лилипутию
Творчество всемирно известного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского – это бесценный вклад в русскую литературу. Знакомясь с произведениями великого писателя, невозможно оставить незамеченной его биографию
Приобщение обучающихся основной школы к литературному наследию родного края
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Приобщение обучающихся основной школы
к литературному наследию родного края
учитель русского языка и литературы
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится поликультурное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Поэтому одной из задач моей педагогической деятельности стала: приобщение обучающихся к национальной культуре и литературному наследию нашего края.
Изучение литературного наследия родного края необходимо, чтобы обучающийся:
понимал свою связь с окружающим микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
осознавал значимость литературного наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
интересовался жизнью Красноуфимска, Урала;
умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его авторе, литературном произведении, участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Свою работу веду в нескольких направлениях:
Анализ опыта работы по данной теме в других ОУ, изучение научной литературы.
Разработка плана мероприятий с социальным партнером – Центральной детской библиотекой.
Работа с обучающимися основной школы.
В начале прошлого учебного года был проведён опрос среди обучающихся. Детям были заданы вопросы, уточняющие их знания о культуре родного края. По результатам опроса сделаны следующие выводы: больше половины обучающихся не знают фамилий красноуфимских поэтов, современных уральских писателей.
Исходя из полученных данных, был составлен план работы по приобщению обучающихся основной школы к литературному наследию Красноуфимска и Урала. Данный план реализовывался в 5, 6 и 8 классах.
В ходе учебной и внеурочной деятельности использовались разнообразные формы: беседы, игры-занятия, уроки – путешествия, уроки – игра, уроки – сказка, уроки – КВН, дидактические игры, чтение книг и изучение энциклопедий, рассматривание фотографий и иллюстраций.
П рименялись различные методы: эмоционально – понятийное, объяснительное чтение, чтение – рассматривание, творческое чтение, а также метод самостоятельной работы.
Часто использовался принцип художественно-эстетического подхода к изучению материала. Обучающимся пояснялось, что перед ними не просто познавательные и интересные тексты, а именно произведения словесного искусства народов Урала, Красноуфимского края. Эти тексты раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувства гармонии, красоты, учат понимать и видеть прекрасное.
Так, например, в шестом классе изучали стихотворение Василия Тулина:
Березка на бугор вбежала босиком,
Набросив платьице зеленое на плечи,
Заря, ей машет розовым платком,
И ветерок торопиться навстречу.
А вдалеке стада косматых гор
Пасутся, будто буйволы на воле.
И жаворонков нежный разговор
Разносится над лугом и над полем.
И все вокруг твое, куда не кинешь взгляд.
И все тебе до капельки родное…
Согласитесь, что в этом стихотворении содержится не только познавательный аспект, но и большой простор для решения воспитательных задач урока. Обучающиеся обращают внимание на то, какими теплыми и душевными словами выразил любовь к своей малой родине – деревне Подгорной известный в г.Красноуфимске и за его пределами, талантливый человек, наш земляк и поистине народный поэт – Василий Федорович Тулин.
Творчество нашего земляка настолько стало интересным детям, что 29 января 2016 года вместе с 6 «А» классом мы побывали на родине Василия Тулина – в деревне Подгорная и селе Александровское. Во время экскурсии мы узнали много нового о жизни поэта, увидели места, где он родился, учился и прожил. Также в здании Александровской библиотеки все желающие могли почитать и послушать его стихи.
Наш город Красноуфимск богат людьми, которые посвятили свою жизнь слову. Литературная жизнь в нашем городе бьёт ключом и в настоящее время. В этом мы убедились с ребятами, когда встретились в мае с одним из поэтов нашего города Лысовым В.Л. Шестиклассники буквально забросали вопросами Валерия Леонидовича об его творчестве.
Встречи с известными современными писателями проходят ежегодно и в нашем городе. В этом году обучающиеся пятого класса знакомились с творчеством Ольги Колпаковой, а затем во время встречи с этой писательницей смогли лично поинтересоваться о её творческих планах на будущее.
Любители словесности испокон веков объединялись в одно целое. Так и у нас в городе. Все, кто любит писать, сочинять, могут найти поддержку в литературном объединении «Жаворонок». Вместе с обучающимися 8 класса мы внимательно изучили историю этого объединения по материалам городской библиотеки, а также встретились с участниками «Жаворонка», побеседовали с ними. Разнообразие тем, которые выбирают авторы поражает: это и о Великой отечественной войне, о жизни, о народе, о детях и, главное, о нашем городе – Красноуфимске.
Результатом таких исследований стал видеоролик «Красноуфимск литературный», представление его на городской НПК.
Исследовательская деятельность по изучению родного края не только расширяет кругозор обучающихся, но и развивает, воспитывает их. Видно, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, обостряется внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, вырабатывается активная жизненная позиция, самостоятельное творческое мышление, убеждения, умения и навыки.
Совместно с Центральной детской библиотекой группа обучающихся 6 класса стала участником областного конкурса «Сказки капитана», посвящённого творчеству уральского писателя В.Крапивина. Ребята составляли цитатник из произведений, писали отзывы и оформляли рекламный буклет по книге «Дети синего фламинго». В завершении команда отвечала на вопросы викторины в режиме онлайн. Результаты этого конкурса будут известны в октябре 2016 года.
Анализируя проведенную работу, прихожу к выводу, что работа такая необходима. Знакомство с национальной культурой, богатством литературного наследия родного края служит действенным средством поликультурного воспитания обучающихся, способствует развитию познавательной активности учащихся, развитию речи, повышению интереса к учению, предмета литературы, расширению кругозора, развитию творческой активности. А так же воспитанию любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, родной речи, чувства патриотизма.
1.Юньев И. С. Беседы о краеведении. «Знание». 1966г.
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1 – 11кл. М. 2006г. с.368.
5. Жукова Л. С чего начинается Родина? М. 2000г. с. 321.
6.Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. «Март» 2004г. с.352.