Для чего консистентная смазка
Пластичные смазки: свойства и классификация
К категории смазочных материалов относятся моторные и трансмиссионные масла, различные жидкости на основе нефтепродуктов и пластичные смазки.
Смазочные материалы — это неотъемлемый компонент практически любого механизма. Помимо основной функции смазки поверхностей деталей, подверженных трению, они выполняют множество других функций, в том числе герметизации, антикоррозийной защиты, охлаждения, защиты от ударной нагрузки.
Состав
Если машинные масла — это двухкомпонентный состав на основе минерального или синтетического базового масла с добавлением пакета присадок, то пластичные смазки есть не что иное, как трехкомпонентный состав, состоящий из базового масла, пакета присадок и самого главного компонента — загустителя, который формирует пластичную структуру.
Производство
Пластичные смазки изготавливаются из 3 компонентов — базового масла, присадок и загустителя. В качестве базового масла применяются синтетические или минеральные с различной вязкости.
В качестве присадок используют стандартные присадки и модификаторы трения:
В качестве загустителя используется два вида компонентов:
Степень густоты загустителя регулируется добавлением модификатора структуры — специального компонента, позволяющего делать загуститель более густым или более жидким. Все основные свойства смазки — степень адгезии, температурная стойкость, стойкость к вымыванию водой, механическая стабильность, определяются именно свойствами загустителя. Не важно, какое базовое масло использовано в смазке, важно на основе какого загустителя она изготовлена. Именно этот показатель определяет применение той или иной смазки.
Свойства
Основная функция пластичной смазки, хоть далеко и не единственная, заключается в снижении трения между поверхностями деталей, соприкасающихся между собой в процессе работы механизма. В этом смысле пластичная смазка похожа на масло.
Однако у пластичной смазки есть одна особенность — это принцип ее работы, основанный на свойствах загустителя впитывать базовое масло в состоянии покоя, и выделять его из своей структуры при механическом воздействии.
Принцип работы пластичной смазки напрямую зависит от того, какой загуститель применялся производителем при производстве той или иной пластичной смазки.
Когда пластичная смазка закладывается в узел трения, например в подшипник, на направляющую или какую-либо другую поверхность, то смазывает не сама пластичная смазка, а смазывает базовой масло, которое выступает из ее структуры. При работе узла, в который нанесена пластичная смазка, внутри него возникает механические нагрузки. Например, внутри подшипника при его вращении ролики или шарики прокатываются по телам качения, соответственно, смазка подвергается механическому воздействию.
Как следствие, загуститель расширяется и из его пор выделяется базовое масло, которое непосредственно смазывает поверхность. Как только подшипник перестает вращаться, загуститель снова впитывает в себя базовое масло.
Принцип действия загустителя похож на принцип действия губки, при надавливании на которую из ее структуры выступает вода, а если ее отпустить, то она снова впитает воду.
Применение
Пластичные смазки многофункциональны, однако можно выделить 5 основных:
К преимуществам можно отнести характеристики:
Виды пластичных смазок
От содержащихся компонентов, разделяются на несколько типов:
Пластичные смазки, в силу своих особенностей, применяются там, где применение обычных масел невозможно.
Отличаясь простотой, они выполняют множество функций, недоступных для обычных смазочных масел. Данный тип смазочных материалов можно по праву отнести к универсальным.
Консистентные смазки
Консистентные смазки – смазочные материалы (СМ) с пластичной текстурой, создаваемые на масляной дисперсной основе, которая стабилизируется коллоидными загустителями. В результате они не текучи и приобретают великолепные защитные и смазочные свойства и при этом способны длительное время удерживаться в закрытых и открытых узлах.
Преимущества и базовые характеристики
Консистентные СМ отлично герметизируют и прекрасно отводят тепло, формируют буферный и диэлектрический слой и способны многократно снижать изнашивание, появление задиров и ржавление. Благодаря таким качествам они широко применяются во всех отраслях промышленности и активно используются в тех случаях, когда применение масел невозможно. Их использование наиболее целесообразно для обработки подшипников, резьбовых соединений, сопряжений типа «вал-втулка», шлицов, цепных механизмов и редукторов. Они прекрасно защищают уплотнения от утраты эластичности и упрощают выполнение монтажно-сборочных и демонтажных работ.
Учитывая обширную сферу их применения, специалисты оперируют несколькими ключевыми параметрами, которые позволяют классифицировать основные эксплуатационные характеристики данных смазочных материалов. Как правило, это:
Также немаловажны параметры сопротивления сдвиговым деформациям и способность противостоять свариванию сопряженных поверхностей и износу. Чтобы получить объективные данные, производители проводят испытания на ЧШМ (4-хшариковой машине) и, как правило, заявляют полученные результаты в паспорте СМ.
Особенности состава
Для изготовления консистентных смазок базой всегда выступает масляная основа. В зависимости от целевого назначения материала это может быть синтетическое или органическое масло, хотя сегодня также применяются и смесевые композиции.
Для загущения текстуры используют мыла и специальные компоненты. Тип загустителя влияет на пенетрацию, водостойкость, термостойкость и способность смазки сопротивляться нагрузкам, выдавливанию и смыванию.
Для оптимизации физико-химических, антикоррозионных, противоизносных и антизадирных характеристик применяют многочисленные присадки, твердые смазывающие вещества и синтетически синтезируемые компоненты.
Температурный рабочий интервал с учетом базового масла ˚С
Консистентная смазка – применение, разновидности
Для чего нужны смазочные материалы? В первую очередь, для снижения трения между деталями, которые в процессе работы динамически соприкасаются друг с другом.
Помимо антифрикционных, у масел и смазок есть иные задачи. Защита от коррозии, агрессивной внешней среды, очистка поверхности от загрязнений, уплотнение узлов для сохранения герметичности.
Жидкие масла обеспечивают теплоотвод для охлаждения нагруженных агрегатов. Существуют и специальные задачи: например, создание разделительного слоя при объемной отливке деталей или создании изделий из стеклопластика.
Соразмерно задачам, требуются различные свойства масел. Восприимчивость к температуре, вязкость, и пр. Например, жидкая или консистентная смазка, совершенно по-разному ведут себя в одних и тех же механизмах.
Консистентная смазка, что это такое?
Иное наименование: пластичная смазка. Представляет собой дисперсную смесь жидкой классической основы с загустителем, удерживающим консистенцию при определенных (рабочих) температурах.
Что такое консистентная смазка с точки зрения агрегатного состояния? Ее нельзя отнести ни к жидкостям, ни к твердым предметам. Это мазеобразное вещество с отличной адгезией (достаточно липкое, чтобы удерживаться на необработанных поверхностях).
До определенного объема (или толщины слоя) смазка удерживается на поверхности детали в любых положениях: горизонтальное, вертикальное.
Наибольший интерес представляет переходный период агрегатного состояния. Под нагрузкой, непосредственно в зоне контакта обработанных деталей, смазка переходит в жидкое состояние, равномерно распределяясь по поверхности.
В состоянии покоя, субстанция сохраняет первоначальную форму, и не удаляется из рабочей зоны самостоятельно. Так же точно ведет себя сливочное масло при комнатной температуре.
При намазывании на хлеб – состав растекается, как жидкость. Стоит прекратить воздействие – масло остается в той же форме, в которой было нанесено.
В качестве примера, посмотрим, как работает смазка консистентная для подшипников. Даже если сепараторы не закрыты кожухом (открытый подшипник), состав остается в рабочей зоне, как при работе узла, так и в состоянии покоя.
А в точке касания роликов (шариков) и обоймы, густота сменяется на жидкость, и обеспечивает надежное антифрикционное покрытие.
При этом стоит хоть капле смазки выдавиться из зоны работы, она моментально фиксируется, и не разбрызгивается за пределы агрегата. При отсутствии загустителя, масло просто вытекло бы из сепаратора подшипника.
Производство подобных составов – это целая индустрия. Например, Exxon Mobil Corporation выпускает консистентную смазку Mobil для подшипниковых заводов: она закладывается в обойму прямо на конвейере.
Нефтяные концерны постоянно совершенствуют химический состав, улучшая характеристики и потребительские свойства пластичной смазки.
Свойства пластичных смазок
Рассмотрим наиболее важные свойства, которые часто используются при подборе консистентных смазок для механизмов.
Главный параметр – температура каплепадения
Чем она выше, тем дольше состав будет удерживаться на поверхности детали под нагрузкой.
Эффективная вязкость
Загустевший состав приобретает консистенцию парафина, и не формирует жидкую фазу в рабочей зоне. Например, неправильно подобранная смазка для велосипеда просто осыпается с цепной передачи на морозе, или скатывается в комочки.
Поэтому разработка формулы – это постоянный поиск компромисса. Эффективная вязкость – как раз определяет способность переходить в жидкое агрегатное состояние, и удерживаться на поверхности. Особенно важно сохранять стабильную консистенцию в негерметизированных узлах.
Пенетрация
Это степень густоты в так называемом твердом агрегатном состоянии. Замеры производятся с помощью тарированного конуса, погружаемого в емкость со смазкой.
В чистом виде этот параметр не важен, однако он определяет предел прочности слоя и его зависимость от температуры.
Параметры определяются составом, подробности на иллюстрации:
Создание формулы происходит в соответствии с техническим заданием, которое представляет конкретный заказчик, или в целом диктует рынок.
Некоторые производители работают исключительно в содружестве с корпоративными потребителями (производители агрегатов, подшипников, автомобилей).
А такие компании, как Liqui Moly, выпускают консистентную смазку в основном для розничной торговли.
Виды консистентных смазок
Универсальная консистентная смазка
На самом деле – ее не существует. Универсальность может быть обеспечена только в узких рамках условий применения. Например, пластичная автомобильная смазка может применяться в подшипниках, ШРУСах и шаровых опорах.
Однако ее нельзя закладывать в шестерни принтеров или в механизм кофемашины. Поэтому производители предлагают целую палитру составов для самых разных нужд.
Профильность консистентных смазок не является проблемой. Условно они разделяются не более чем на 3 категории:
Смазка консистентная
Смазка консистентная, или пластичная, используется наравне с жидкими маслами. Их производят путем загущения жидких смазок мылами жирных кислот, твердыми углеводородами или другим веществами. Для улучшения их свойств используют различные присадки, обладающие противокоррозионными, антиокислительными и противоизносными свойствами. Характеристика и применение таких смазок отличаются от жидких.
Состав и отличительные особенности
Консистентная смазка может иметь различный состав, но практически всегда в ее основе лежит нефтяное или синтетическое масло, которое не отличается от тех, которые используются для производства жидких. Иногда применяется их смесь, главное, чтобы объем сырьевого масла от конечного продукта составлял от 70% до 80%.
Нефтяные масла очищаются для понижения сернистости, очень важно для защиты механизмов от окисления. Пластичные, на основе органических масел, применяются в низкоскоростных узлах, работающих при низких нагрузках.
Синтетическая консистентная смазка на кремнийорганической основе чаще всего встречается в скоростных подшипниках и высокооборотных редукторах.
Загуститель обычно составляет около 10-15% от общего объема. Процесс смешивания выполняется в специальных миксерах при определенных температурах, что необходимо для получения однородного состава. Охлажденная смесь обладает всеми необходимыми свойствами, которые не меняются при работе в допустимом диапазоне температур.
Наиболее распространенными загустителями являются соли жирных кислот, так называемое мыло. При производстве смазок премиум класса часто применяются твердые углеводы, полимеры и карбамиды.
С помощью присадок достигаются свойства, необходимые в процессе эксплуатации. Объем присадок обычно не превышает 10% от общей массы. В качестве присадок используют графит, слюду, медный порошок.
Консистентность смазки охлаждающей жидкости подбирается индивидуально, в зависимости от конечных требований.
Главной особенностью консистентных смазок является пластичность. Но также можно выделить ряд других особенностей:
Виды консистентных смазок
Пластичные консистентные смазки имеют широкий ассортимент, что связано с различными эксплуатационными требованиями, в зависимости от сферы применения. Консистентные смазки, можно разделить на виды в зависимости от основы (минеральной или органической):
Следует отметить, что универсальных консистентных смазок не существует, так как различные сферы применения имеют разные требования. Поэтому можно выделить 3 группы:
Область применения
Область применения пластичных смазок неограниченная. Сфера применения напрямую зависит от необходимых свойств. Консистентная смазка для авто широко применяется для смазывания узлов и механизмов, обычно для защиты поверхностей трения. Наиболее известным можно считать Солидол. Число узлов в автомобиле, обслуживание которых необходимо, равняется примерно 30. Практически 50% всех производимых смазок предназначены для авторынка.
В промышленности ее использование можно встретить в подшипниках качения, срок службы которых напрямую зависит от типа. Также они применятся в металлургии, их использование обеспечивает беспрерывную работу механизмов. В горной промышленности, она необходима для обслуживания экскаваторов, самосвалов и транспортных конвейеров. В железнодорожной сфере она применяется для обслуживания системы привода, тягового двигателя и буксовых подшипников.
Особое применение она нашла в пищевой промышленности, для чего был разработан ряд смазок, соответствующих определенным требованиям. Они должны быть абсолютно безопасными для людей, при контакте с пищевыми продуктами, не вступать с ними в реакцию, а также разлагаться со временем.
Для текстильной промышленности разработан особый тип, на основе белых масел с водорастворимыми добавками. Это необходимо в тех случаях, когда ткань требуется очистить от следов.
Некоторые типы можно использовать для обслуживания пластиковых механизмов, имеющих особые требования, так как они слишком чувствительны к различным химическим веществам.
Учитывая разнообразие типов и сфер применения, выбор подходящей консистентной смазки, даже у неопытного пользователя, не составит труда.
Консистентные смазки
Смазочные материалы являются надежной защитой промышленного оборудования в процессе эксплуатации. Создавая пленку между трущимися поверхностями, образуя защитный слой, смазки позволяют предотвратить коррозию металлов, препятствуют истиранию, предотвращают воздействие внешней среды, тем самым продлевая «жизнь» промышленного оборудования. В зависимости от условий применения требуются разные виды смазок. Наиболее востребованными являются «консистентные», иначе называемые «пластичные» смазки. Данная группа включает смазочные материалы разной плотности, консистенции, термостойкости.
Описание
Смазочные материалы промышленного назначения по консистенции делятся на 3 группы:
Жидкие масла используются в циркуляционных системах, при необходимости обеспечения работы оборудования на высоких оборотах. Твердые — оптимальный вариант при необходимости защиты оборудования в запыленной среде, при воздействии экстремальных температур. Пластичные смазки более универсальны. Наиболее мягкие из них могут использоваться в системах автоматической подачи масел, вязкие смазки и компаунды являются лучшей защитой от механических воздействий, негативного влияния влаги, химически активной среды.
В составе пластичных смазок присутствуют 2 основных компонента: базовое масло и наполнитель, придающий составу защитные свойства. Благодаря наполнителям и присадкам масла не стекают, не выдавливаются из зазоров, сохраняют стабильность при воздействии высоких температур.
Состав
В качестве базы используются масла. Разновидность базы определяет свойства конечного продукта и влияет на его стоимость. Масла могут быть:
База не станет пластичной без добавок в виде загустителей и присадок.
В зависимости от типа загустителя, консистентные смазки делятся на:
Получить универсальную по эксплуатационным характеристикам смазку позволяет комбинирование дополнительных включений:
В паспорте промышленного оборудования часто встречаются рекомендации к использованию антифрикционных, канатных, уплотнительных или консервационных смазочных материалов. Они различаются областью применения:
Срок службы смазки не вечен. При наступлении срока техобслуживания старое покрытие удаляется, а новое наносится с помощью шприца. Однако в ходе повторных обработок возникает проблема: старая смазка не устраняется полностью, смешивается с новым составом, и при неправильном подборе материалов может возникнуть их несовместимость.
Чтобы смазка выполняла свои функции, необходимо проверить ее на совместимость с новым составом. В этом поможет таблица:
Согласно таблице, продукты с содержанием церезина и парафина совместимы со всеми составами, а максимальную бдительность следует проявить при использовании составов со стеаратами лития и кальция.
Каждая консистентная смазка имеет ряд технических показателей, которые нужно учитыватьпри определении сферы применения.
Характеристики
Каждая из смазок имеет показатели, отражающие ее свойства:
При эксплуатации промышленного оборудования необходимо учитывать свойства смазок. Например, при высокой степени летучести из состава испаряется влага, он становится более густым, способность противостоять трению снижается. При повышенных нагрузках разрушается структурный каркас вещества, а агрессивная химическая среда может свести на нет усилия по повышению срока эксплуатации оборудования.
Топ 5 консистентных смазок
Пластичные смазки различаются по составу, свойствам, относятся к разным ценовым категориям. Среди них есть наиболее востребованные.
Литол-24
Литол-24 наносится на поверхности трущихся механизмов промышленного оборудования, зубчатые передачи, шарнирные механизмы. Зачастую смазку Литол применяют в качестве замены солидолов.
Molykote 165-LT
Смазка Molykote 165-LT (Германия) — литиевый пластичный состав, отличающийся термостойкостью и повышенной адгезией.
Смазка предотвращает скачкообразные движения, работает во влажной среде, препятствует коррозии металлов.
Molykote 165-LT используется для обработки узлов подъемного транспорта, дробильных установок, металлургического оборудования.
Teroson White Grease LOCTITE
Смазка Teroson White Grease LOCTITE (Германия) представляет собой спрей, наносимый на цепи, зубчатые колеса, механические передачи, направляющие скольжения. Состав выдерживает температуру до 120 °С.
Продукт отличается высокой влагозащитой, отлично защищает металл от коррозии. Teroson White Grease LOCTITE может использоваться на открытых механизмах, поскольку не притягивает пыль и оберегает механизмы от воздействия внешней среды.
WEICON Allround Lubricant AL-F
Смазка немецкого производства WEICON Allround Lubricant AL-F изготовлена на основе минерального масла, загущена литиевым мылом. Отличительная черта состава — наличие допуска, позволяющего ее применение в пищевом производстве.
NSF H1 EFELE SG-393
Использование смазок по назначению поможет повысить срок использования промышленного оборудования и снизить затраты на ремонт.