Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки в речи

Пословицы и поговорки, которые широко употребляются в современной речи. Демократические тенденции в подходе к изучению пословиц. Их близость по своему содержанию и функциям к лирической поэзии, устное народное творчество как один из главных источников.

РубрикаИностранные языки и языкознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления14.10.2013
Размер файла22,3 K

Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Картинка про Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Фото Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Гуманитарно-экономический и технологический институт»

Дисциплина: Русский язык

Тема: « Пословицы и поговорки в речи»

Закорецкая Елена Ивановна

2. История происхождение пословиц и поговорок

3. Собирание и изучение пословиц и поговорок

4.Пословицы и поговорки в современной речи

Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.

Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют эти народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

Пословицы и поговорки, которые широко употребляются в современной речи. Употребляя ту или иную пословицу в конкретной ситуации, говорящий стремиться подтвердить и подчеркнуть суть сказанного.

Необходимо отметить, что многие русские пословицы и поговорки многозначны, что делает их трудными для толкования и сравнения. Тем не менее, важно помнить, что они складывались в различных исторических условиях.

Следует отметить, что в каждом языке существуют фразы и выражения, которые нельзя понимать буквально, даже если известно значение каждого слова и ясна грамматическая конструкция. Смысл такой фразы остается непонятным и странным.

Не только количество слов, их многозначность, их словообразовательные возможности, грамматические особенности, синонимия, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка.

2. История происхождения пословиц и поговорок

Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу. Где суд там и неправда.

Недаром среди феодалов возникли такие пословицы: Холопье слово, что рогатина; Смерда взгляд хуже брани.

Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции. Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, вес трудящиеся получили равные права, женщины

освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не могли пройти мимо этих революционных преобразований: Ленина завет облетел весь свет; Была лучина и свеча, а теперь лампа Ильича. Эти и многие другие изречения говорят о коренных изменениях в жизни трудящихся.

3. Собирание и изучение пословиц и поговорок

Сборники, подобные «Повестям или пословицам всенароднейшим», продолжали появляться на всем протяжении XVIII века. Разумеется, это были сборники рукописные. Великий русский ученый М. В. Ломоносов и историк В. Н. Татищев были первыми в России, кто поняли значение пословиц и поговорок народа для истории и науки о языке. Работу М. В. Ломоносова и В. Н. Татищева продолжали ученые Академии наук, которая издала «Словарь Академии Российской» (1789—1794). При обсуждении плана «Словаря» обнаружилось расхождение во мнении о том, какие из пословиц народа включать в «Словарь» и какие не включать.

Стремление тенденциозно истолковать народные пословицы и поговорки отчетливо выразилось в первых печатных сборниках, которые начинают появляться с конца 60-х годов XVIII века.

Демократические тенденции в подходе к изучению пословиц отразились в наиболее значительных сборниках пословиц этого времени: 908 пословиц из «Письмовника» Н. Курганова (первое издание появилось в 1769 году, книга неоднократно переиздавалась вплоть до 1837 года), «Собрание 4291 древних российских пословиц», отпечатанных при Московском университете в 1770 году. Последний сборник издавался трижды, с него снимали многочисленные рукописные копии. Составление его приписывается профессору Московского университета А. А. Барсову. В собрание вошли подлинно народные пословицы.

Глубокий интерес передовых деятелей искусства к пословицам не прошел бесследно для последующих поколений исследователей и собирателей фольклора. В 30— 60-е годы появляются значительные сборники и обширные исследования пословиц и поговорок. В 1848 году профессор Московского университета И. М. Снегирев (1793—1868) издал сборник «Русские народные пословицы и притчи» (М., 1848), который вместе с изданным в 1857 году «Новым сборником русских пословиц и притчей» (М., 1857) включал свыше 10 500 пословиц и поговорок. Сборник И. М. Снегирева, как и знаменитое собрание песен П. В. Киреевского, был коллективным делом видных ученых и отдельных любителей народного творчества. В сборнике преобладают подлинно народные материалы, однако составитель счел возможным соединить их с изречениями, идущими от церковной литературы, чем вызвал нарекания и критику передовых журналов своего времени. И. М. Снегирев вошел в науку не только как собиратель народного творчества, но и как исследователь. Им написан «Опыт рассуждения о русских пословицах» (М., 1823) и создан обширный четырехтомный труд «Русские в своих пословицах» (М., 1831—1834).

Эти исследования включают немало правильных толкований исторического происхождения и смысла пословиц, наблюдения над процессом заимствования пословиц одним народом у другого.

Имя И. М. Снегирева стало известно мировой науке.

Работу И. М. Снегирева продолжал Ф. И. Буслаев («Русские пословицы и поговорки». Архив историко-юридических сведений Н. Калачева, 1854, кн. II, отд. IV). Ф. И. Буслаеву принадлежит статья «Русский быт и пословица» (Ф. И. Буслаев, Исторические очерки, т. I, 1861, стр. 78—136), в которой

В сборник вошло свыше 30 000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. Источником для сборника служили несколько печатных сборников прошлого века, собрание И. Снегирева, рукописные тетрадки записей, доставленные В. Далю со всех сторон, и, прежде всего, живой русский язык, речь народа.

В. И. Даль сгруппировал пословицы и поговорки по тематическому принципу, стремясь охарактеризовать мнение народа о разнообразных явлениях природы и общества. Сборник помог донести до нашего времени многие пословицы и поговорки употребляемые в нашей современной речи.

4. Пословицы и поговорки в современной речи

По своему содержанию и функциям пословицы, близки к лирической поэзии. Их назначение в том, чтобы в кратких афористических формулах

выражать отношение народа к различным жизненным явлениям. Содержание пословиц и поговорок специфично. Все вместе взятые они отражают жизнь полнее, чем какой-либо другой жанр фольклора. Тематика произведений других жанров (сказок, былин, исторических песен) в той или иной степени ограничена, а тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды.

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

«Голод не тётка, пирогом не накормит»

«Яйца курицу не учат»

«Ложка дёгтя в бочке мёда»

«Дорогам ложка к обеду»

«Да, кудри извилин не заменят!»

«Друзья познаются в беде»

«От сумым да от тюрьмы не зарекайся»

«Нашла коса на камень»

«Без Бога ни до порога»

Часть пословиц и поговорок вошла в народную речь из произведений классической литературы И.А. Крылова, многие выражения баснописца стали народными пословицами, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами. Всем знакомы, например, афоризмы Крылова: «А ларчик просто открывался», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага».

Пословицы и поговорки, являясь частью культуры данного народа, всегда оставались и останутся актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс и т. д. В любое время пословицы и поговорки будут характерной чертой данного народа, объектом внимания и исследования.

Проанализировав около 100 пословиц и поговорок, я пришла к следующим выводам:

— пословицы и поговорки многозначны и ярки. Они находятся вне времени и вне классового деления, т.е. их использует в речи, как богатые люди, так и люди низших слоев общества;

— пословицы и поговорки русского языка трудны для перевода на другие языки;

— почти в любом языке можно подобрать эквиваленты русским пословицам и поговоркам.

Анализ собранного материала показал, что некоторые пословичные и поговорочные образования, традиционно представляемые в словарях и справочниках как варианты более крупных единиц, на самом деле являются вполне самостоятельными речениями и употребляются в разговорной речи человека.

пословица поговорка народное творчество

2.Перетц В. Н., Из истории пословицы. Историко-литературные заметки и материалы, с прилож. сб. польских пословиц по рукописи 1726 г., СПБ, 1898

3.Собрания П.: Симони П., Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и пр. XVII—XIX ст., вып. II, СПБ, 1899

4.Снегирев И., Русские народные пословицы и притчи, М., 1848

5.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества. Исследование их как средств выразительности и идейно-эмоциональной характерности. Определение функций пословиц и поговорок в русской речи. Использование их в произведениях великих писателей.

реферат [15,9 K], добавлен 30.10.2014

Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества. Проблемы дефиниции пословиц и поговорок. Правила перевода фразеологизмов в целом и пословиц-поговорок в частности. Практическое применение правил перевода английских пословиц и поговорок.

курсовая работа [54,2 K], добавлен 11.01.2008

Характеристика пословиц и поговорок, разница между ними. Пословицы и поговорки российского народа, как особое средство выразительности. Теоретические и экспериментальные исследования средств и способов перевода пословиц и поговорок с английского языка.

курсовая работа [56,6 K], добавлен 20.01.2016

Пословицы и поговорки как объект изучения в лингвистике. Национальная культура через призму пословиц. Выражение модальности на материале пословиц английского языка. Трудности перевода английских пословиц на другие языки. Типы и виды деформации пословиц.

курсовая работа [69,6 K], добавлен 03.06.2011

Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества. Первоисточники английских пословиц и поговорок, их многообразие, функции, значение и проблемы перевода. Классификация английских пословиц и поговорок в соотношении с их русскими эквивалентами.

реферат [53,5 K], добавлен 05.03.2011

Источник

Развёрнутый ответ на вопрос 《какова роль пословиц и поговорок в речи? 》

Роль пословиц и поговорок в нашей речи.

Пословицы и поговорки использовали люди в своей речи всегда. Да и сейчас они часто употребляются. Всем известно, что в них отразились народный ум, народный опыт и мудрость. Эти небольшие высказывания содержат глубокий смысл и в лаконичной форме помогают выразить свои мысли. Пословицы и поговорки очень похожи. Мне вспоминаются слова А. С. Пушкина о поговорках, которые мы читали на уроке литературы, учась в школе. Но писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Их можно использовать в различных речевых ситуациях, так как они разнообразны по своей тематике. Я помню такие пословицы:

Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, а один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дело мастера боится. Не спеши языком, а торопись делом. Делу время, а потехе час.

Многие пословицы и поговорки я услышала от своей бабушки. Она любит их употреблять в разговоре с нами, внуками. Она живёт в деревне одна. И я думала не один раз, что ей скучно без нас. Но однажды она мне сказала: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Она очень трудолюбивая и заботливая и всегда найдёт себе занятие по душе. От того ей не приходится скучать.

Летом мы с бабушкой ходили за лесной ягодой. День был жаркий. Мы собрали немного ягод. И мне больше не хотелось их собирать, но бабушка мне напомнила:

« Любишь кататься – люби и саночки возить». Да, я, действительно, люблю варенье из лесной клубники. После этих слов ягоду я с бабушкой собирала до вечера.

Пословица, мне кажется, объединяет людей, призывает к труду, взаимопомощи. И на этот случай у бабушки нашлась пословица: «Один в поле не воин». Как-то мы приехали к ней в выходной день, а у неё целая гора дров лежит перед домом. Одна она не могла их перенести в сарай. Мы с мамой помогли ей быстро это сделать.

Я наблюдала, что в речи бабушки встречались и такие выражения:

Как снег на голову. Лёгок на помине. Живут душа в душу. Их водой не разольёшь. Это поговорки.

Одним словом, у моей бабушки на всякий случай есть пословица или поговорка. О ней можно сказать: «Собирательница пословиц».

Причины необходимости употребления пословиц и поговорок:

Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Картинка про Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Фото Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки

— делают речь богаче, красочней. вовремя использованная поговорка поможет убедить другого человека или просто доставит слушателям удовольствие

Источник

Тема исследования «Употребление пословиц и поговорок в речи современной молодежи»

Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Смотреть фото Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Смотреть картинку Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Картинка про Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки. Фото Для чего люди используют в речи пословицы и поговорки

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ВЛАДИМИРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

Городская научно-практическая конференция

«Русский язык: прошлое, настоящее, и будущее»

«Употребление пословиц и поговорок в речи

учащаяся 10 «А» класса

учитель русского языка и литературы

а) Пословицы: отличительные черты, общественная ценность.

б) Поговорка: отличие от пословиц, художественные функции.

в) Анкетирование учащихся:

1) Знаете ли вы, что такое пословица?

2) Знаете ли вы, что такое поговорка?

3) Знаете ли вы, чем пословица отличаются от поговорки?

4) Сколько вы знаете пословиц?

5) Сколько вы знаете поговорок?

6) Употребляете вы в своей речи пословицы?

7) Употребляете вы в своей речи поговорки?

8) Употребляют ли ваши родители в своей речи пословицы?

9) Употребляют ли ваши родители в своей речи поговорки?

10) Считаете ли вы необходимым употребление в речи современной молодежи пословиц и поговорок?

г) Полученные результаты и выводы.

Сегодня очень остро стоит вопрос о сохранении самобытности русской культуры и языка. В этом смысле, на мой взгляд, особая поддержка нужна подрастающему поколению, которое зачастую подвержено воздействию не самых лучших веяний западной массовой культуры. Найти свое место в современном мире, отличить истинное от фальшивого, почувствовать свою национальную принадлежность и научиться гордиться ею – эти задачи можно решить, только обратившись к достоянию русской национальной культуры, прежде всего, к русскому языку. В частности, усвоить живую речь народа нам помогут русские пословицы и поговорки, меткие, остроумные, содержащие истинные истоки народной мудрости и культурных ценностей.

Целью данной работы является изучение особенностей употребления пословиц и поговорок в речи современной молодежи. Цель определяет решение следующих задач:

1) познакомиться с лингвистической литературой, посвященной данной теме;

2) проанализировать, употребляют ли современные школьники в своей речи пословицы и поговорки;

3) попытаться выявить наиболее распространенные причины употребления или отсутствия в речи современной молодежи пословиц и поговорок;

4) обработать полученные данные, описать их, сделать выводы.

Основными методами исследования являются описательный, классификация, анализ, синтез, анкетирование.

Краткая литературная энциклопедия под редакцией дает следующее определение пословицы:

«Пословица – жанр народнопоэтического творчества; краткое, грамматически и логически законченное изречение с поучительной тенденцией, в ритмически организованной форме» (том 5, с. 907).

Пословице свойственны предельная краткость и простота, несмотря на это они отличаются большой содержательностью.

Отличительной чертой этих малых жанров фольклора является то, что они бытуют в живой разговорной речи.

Русские народные половицы и поговорки обладают общественной ценностью. Она состоит в познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значении. В богатом жизненном содержании, глубоком идейном смысле, больших художественных достоинствах и национальном своеобразии.

Познавательная ценность пословиц определяется прежде всего многообразием сведений, которые в них сообщаются. В целом создается широкая картина народной русской жизни, отраженная реалистически. Пословицы дают представление о воззрениях и взглядах народа, о понимании явлений действительности.

Познавательное значение пословиц состоит также в том, что они типизируют явления, то есть выделяют среди них наиболее показательные и отмечают в них самые существенные черты.

Пословица – философский жанр. Они содержат в себе немало важных общих заключений о закономерности развития природы и общества:

«Старое старится, молодое растет»,

«Вчера не догонишь, а завтра не уйдешь»,

«Где не было начала, не будет и конца».

Познавательное значение пословиц сказывается в обобщении богатого жизненного опыта народных масс. Исключительно богаты и верны наблюдения над природой:

«Земля мать – подает клад»,

«Не родит верба груши»,

«Где цветок – там и медок».

Идейно-воспитательная роль пословиц и поговорок определяется тем, что они имеют совершенно ясную целенаправленность, служат ясным выражением определенных суждений о реальной действительности, в которой что-либо утверждается или отрицается, раскрываются свойства предметов и явлений. Тем самым прививаются слушателям характерные воззрения на эти предметы и явления:

«Мужик умирать собирайся, а землю паши»,

«Кто не верит примете, нет тому житья на свете».

Одной из важных целей пословиц служит стремление привить людям оценку явлений действительности. Пословицы не просто обобщают жизненные наблюдения и не бесстрастно говорят о жизни, общественных отношениях, труде и поведении человека, а дают им ясные положительные или отрицательные характеристики, утверждая или критикуя, восхваляя или осмеивая:

«Мужик веревку вьет, а поп петли закидывает»,

«Мужик с сошкой, а семеро с ложкой».

Пословицы и поговорки служат воспитанию положительных идеалов – смелости, честности, чувства дружбы, стремления к учению и знанию,

ставят в пример высоконравственное поведение, оперируют понятиями добра и зла, чести и бесчестия:

«Храбрость города берет»,

«Посеешь ложь – не вырастет рожь»,

«Берись дружно, не будет грузно»,

«Ученье – свет, а неученье – тьма»,

«Азбука к мудрости ступенька».

«Береги честь смолоду»,

«Труд человека кормит, а лень портит».

Тема патриотизма получила широкое и яркое развитие в пословицах:

«Своя земля и в горсти мила»,

«Глупа та птица, которой гнездо своё не мило»,

«Кто где родится, там и пригодится».

Эстетическая ценность пословиц проявляется многосторонне. Пословица – явление высокого мастерства. В ней воплощены эстетические принципы, которые высоко ценятся в искусстве: простота, краткость, содержательность, выразительность. Народ иронически говорит о многословии: «Слов много, а складу нет».

Русские писатели-классики, в совершенстве владевшие искусством слова, высоко ценили пословицы, восхищаясь умением кратко и в яркой форме передавать мысль. Пословица служила для них образцом воплощения самых ценных принципов словесного творчества.

Определение поговорки в «Краткой литературной энциклопедии» под редакцией следующее:

«Поговорка – образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла» (том 5, с. 821).

Поговорки тесно примыкают к пословицам. Как и пословицы, поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже еще более кратки, чем пословицы. Как и пословицы, поговорки употребляются в живой разговорной речи кстати, к случаю.

Вместе с тем поговорки существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и по выполняемым в речи функциям.

Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определенные выводы и обобщения, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать её образной. По своей структуре поговорка проще пословицы.

Подавляющее большинство поговорок представляет собой образно-эмоциональную характеристику людей. Причем эта характеристика очень многообразна, и в речевом контексте она всегда конкретизирована и идеализирована. По заключению пословицы, в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка».

Художественные функции поговорок довольно многообразны. Прежде всего посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей. Портретные характеристики могут быть как положительными, так и отрицательными.

Примеры положительных портретов:

«Красна, как маков цвет»,

«Кругла была, как мытая репка»,

«Сидит, словно павушка плывет».

«Ухмыляется, что кобыла, на овес глядя»,

«Оборотист, как корова на льду».

Однако поговорки рисуют не только внешние черты людей, но и образно говорят о его внутреннем душевном состоянии.

Так, о человеке, находящемся в радостном настроении, поговорка говорит: «Ходит именинником», у него «Сердце петухом запело».

О человеке, испытывающем глубокое переживание, страх, раздражение поговорка говорит в таких образных выражениях:

«Дошел до белого коления»,

«Волосы на себе рвет»,

Поговорки образно передают те или иные качества человека, особенности его характера.

О человеке простом, открытом:

Наоборот, о человеке скрытном и лицемерном:

«На лице медок, а на сердце ледок».

О человеке душевном, мягком:

И наоборот, о человеке черством и бездушном:

«Не душа, а только ручка от ковша».

«В голове ума палата»;

«В голове реденько засеяно»;

«Ты ему слово, а он тебе десять»;

«Семь пятниц на неделе».

В поговорках образно характеризуются различные действия людей:

«Уехал верхом на полочке» (т. е. ушел пешком);

«Едет, что горшки везет» (очень медленно);

«Сваха ходит собачьей тропой» (тайно).

Поговорки дают эмоциональную оценку различным действиям и поступкам людей:

«Не в бровь, а прямо в глаз» (о метком высказывании);

«Переливать из пустого в порожнее» (о пустых разговорах);

«Метил в ворону, а попал в корову» (о неумелом);

«Читает книгу, а видит фигу» (о непонятливом).

В связи с тем, что пословицы и поговорки в нашем языке изначально обладали большой общественной ценностью и помогали воспитывать молодое поколение, мне захотелось выяснить, какую роль они выполняют сегодня в современном русском языке.

В ходе исследования учащимся разных возрастных категорий было предложено ответить на вопросы анкеты. В анкетировании приминали участие учащиеся пятых (50 человек) и старших (50 человек) классов.

На вопрос «Знаете ли вы, что такое пословица?», все учащиеся: и 5-х, и старших классов – ответили, что знают (100%). (См. Приложения, диаграмма №1).

Также все знают, что такое поговорка (100%). (См. Приложения, диаграмма №1).

В пятом классе знают, чем пословица отличается о поговорки 48 человек (96%), а в старших классах – 46 человек (92%). (См. Приложения, диаграмма №1).

Четвертый вопрос анкеты предлагает учащимся вспомнить, сколько они знают пословиц.

Среди пятиклассников 22 человека (44%) знают 1-10 пословиц, 11-20 пословиц могут вспомнить 18 человек (36%), а 10 человек знают больше 20 пословиц (20%). ( См. Приложения, диаграмма №2).

Среди учащихся старших классов знают 1-10 пословиц 36 человек (72%); 11-20 пословиц могут вспомнить 8 человек (16%), а 6 человек (12%)знают больше 20 пословиц. (См. Приложения, диаграмма №2).

На вопрос о том, сколько ребята знают поговорок, получены следующие результаты.

Среди пятиклассников 1-10 поговорок знают 43 человека (86%);

11-20 поговорок могут вспомнить 7 человек (14%), больше 20 поговорок не вспомнил никто (0%). (См. Приложения, диаграмма №3).

Среди учащихся старших классов 1-10 поговорок знают 34 человека (68%); 11-20 поговорок могут вспомнить 16 человек (32%), больше 20 поговорок не вспомнил никто (0%). ( См. Приложения, диаграмма №3).

Таким образом, можно сделать вывод, что больше пословиц знают учащиеся 5-х классов, а поговорок – старшеклассники. Вероятно, это связано с тем, что тема «Пословицы и поговорки» изучается в пятом классе, причем пословицы учениками пятых классов запоминаются легче, потому что они не только указывают на явление, но и делают из него вывод, который имеет важное значение в этом возрасте. Поговорка же делает речь образной, красочной, но не содержит каких-либо умозаключений, а это очень часто выходит на первый план именно в старшем школьном возрасте, когда хочется выделиться среди сверстников, и поговорка может быть использована в молодежном сленге.

На следующем этапе работы мне интересно было выяснить, употребляют ли вы в своей речи пословицы и поговорки современные школьники.

Среди учащихся 5-х классов пословицы употребляют 34 человека (68%), не употребляют – 16 человек (16%). ( См. Приложения, диаграмма №4).

Среди старшеклассников в речи пословицы употребляют только 8 человек (16%), не употребляют – 42 человека (84%). (См. Приложения, диаграмма №4).

Поговорки среди учащихся 5-х классов употребляют 18 человека (36%), не употребляют – 32 человека (64%). ( См. Приложения, диаграмма №5).

Среди старшеклассников поговорки в речи употребляют только 6 человек (12%), не употребляют – 44 человека (88%). ( См. Приложения, диаграмма №5).

В связи с полученными данными можно сделать вывод: пословицы в своей речи значительно чаще употребляют ученики 5-х классов (68%), среди старшеклассников таковых оказалось только

16 %; поговорки употребляют 36% пятиклассников, старшеклассников – 12%.

Возникает вопрос: почему старшеклассники перестают употреблять пословицы и поговорки?

Так как пословицы и поговорки бытуют в живой устной речи, я решила включить в анкету следующий вопрос: употребляют ли ваши родители в своей речи пословицы и поговорки?

Результаты оказались следующие: родители пятиклассников употребляют в своей речи пословицы значительно чаще (46%), а родители старшеклассников – реже (22%). ( См. Приложения, диаграмма №6).

Из вышесказанного можно сделать вывод: старшеклассники, в отличие от пятиклассников, перестают в своей речи употреблять пословицы и поговорки. Возможно, это происходит по нескольким причинам:

1. Они считают себя взрослыми.

2. Их не употребляют одноклассники.

3. Родители старшеклассников тоже не употребляют пословицы

и поговорки при общении с детьми, вероятно, считают, что дети уже выросли, повзрослели, и пословицы и поговорки не оказывают на них какого-либо воспитательного воздействия.

На последний вопрос анкеты « Считаете ли вы необходимым употребление в своей речи пословиц и поговорок?», только 16% старшеклассников (18 человек из 50) ответили, что считают необходимым, среди пятиклассников таковых оказалось 78% (39 человек из 50). ( См. Приложения, диаграмма №8).

Я считаю, что пословицы и поговорки нужны нам и сегодня, они, прежде всего, украшают нашу речь, являются живостью нашего языка, умом и начитанностью говорящего. Они необходимы в нашем общении. И правильное их использование в речи отражает уровень воспитанности, образованности и культуры, придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

Пословицы и поговорки, являясь частью культуры нашего народа, всегда оставались и останутся актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс. В любое время пословицы и поговорки будут характерной чертой русского народа, объектом внимания и исследования. Но, к сожалению, проведенная работа показала, что эта составляющая нашего языка в настоящее время утрачивается и исчезает из нашего общения, причем утрачивается в связи с процессом взросления.

И может быть, одна из причин снижения воспитанности и утраты нравственных идеалов состоит в том, что пословицы и поговорки постепенно исчезают из языка современной молодежи, а вместе с тем и из нашей жизни.

2. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. – М.: Худож. лит., 1986. – 367с.

5. Даль русского народа. – М., 1957.

6. Рыбникова пословицы и поговорки. – М., 1981.

7. Рыбникова поговорка. – В кн.: Избранные труды. – М., 1958, с 515-526.

8. Рыбников русского народа в его пословицах и поговорках. – Русский фольклор. – М., 1859.

9. Хлебцова язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах: Учеб. пособие. – М., 1999.

10. Валгина процессы в современном русском языке. – М., Логос, 2001.

11. Канакина русских пословиц: Элективный курс для учащихся 10-11 кл. – М.: Вербум-М, 20с.

12. Русский язык конца XX столетия () / Отв. ред. – М.: Наука, 2000. С. 326-330.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *