Для чего нам нужны памятники
Нужны ли нам памятники?
Интересный разговор зашёл за круглым столом на одном из интернет-каналов. Видимо, последние скандальные события с увековечиванием памяти некоторых исторических персонажей привёл, наконец, к мысли о том, что надо как-то определиться, когда, что или кого и как увековечивать.
Круглый стол был достаточно представительным: от чиновников, от профессионального сообщества скульпторов, от общественных организаций, экспертного сообщества.
Если мы ставим памятник личности, и будем этой личности поклоняться, то мы вернём себя назад к язычеству, когда было принято считать, что за каждую сферу нашей жизни отвечает тот или иной божок, идол, та или иная природная сила. Это приведёт нас к ритуалам принесения жертвы, выпрашивания для себя земного счастья у идола (прикоснуться, потереть какую-то часть изваяния, бросить монетку). И мы вернёмся к эпохе мифов Древней Греции, к Олимпу богов и героев. Но это выстраивает модель иерархического общества, где распределено, кому что позволено. Да, это было нормально для определённой стадии развития цивилизации. Но сейчас возможности и энергетика человечества многократно возросли. Рождаются люди со способностями реально влиять на окружающий мир, на подсознание обывателя. Обида на другого человека уже в наши дни может привести к тому же эффекту, что и оружие: к смертельной ране своего врага. Важно поэтому понять, что Единобожие, к которому люди пришли ещё, видимо, 5000 лет назад, не случайно. Это новый уровень мировоззрения. Это понимание того, что всё разнообразие сил не только на Земле, но и во Вселенной имеет один источник происхождения. И каждое событие не случайно. Как говорится, случай это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем. То, что мы считаем случайностью, на самом деле, это невыявленная пока нами закономерность в силу нашего ограниченного восприятия мира. Именно поэтому рано или поздно появляются пророки, через которых Бог даёт новую уточнённую информацию о структуре мира и его законах. Эта информация соответствует новым возможностям человечества. Если вы ездите на велосипеде, вы используете те навыки и опыт, который накопили. Но если вы сели на автомобиль, этих навыков недостаточно. А возможности у вас от использования автомобиля возросли многократно по сравнению с велосипедом. И мощность автомобиля во много раз выше. Здесь нужны другие знания, другой опыт.
Памятники, таким образом, это не только изображение фигуры какого-то деятеля истории. Это и место, и здание, и праздник, и памятная дата, и литературный источник древности, и мемориальная доска. И всё это вместе создаёт образ нашего мира, нашего мировоззрения. И нужно очень бережно обходиться с этими образами: сохранять данное нам в наследие, создавать новое, понимая как это будет отображаться в сознании людей, общества, какие идеи мы закладываем в сам памятник, что будут видеть в нём будущие поколения. Если автор продвигает свой вариант памятника из желания прославиться, заработать какие-то дивиденты, то на подсознательном уровне любой зритель будет считывать с этого произведения такую же информацию. И у него будут усиливаться жадность, корысть, эгоизм. Если в момент создания художник сумел отстраниться от своего эго, проникся идеей исторического момента, сумел заглянуть в будущее, то чистая информация будет вдохновлять и зрителя, влиять на энергетику окружающего пространства. Отсюда и выражение «гений места» (genius loci).