Для чего написан медный всадник
Анализ поэмы «Медный всадник» (А. С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.03.2019 · Обновлено 16.01.2021
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» по праву считается одним из лучших его творений. Поэт поднимает неоднозначные проблемы, при этом оформляя их в легко воспринимаемую стихотворную форму. Для автора это произведение, последнее в жанре поэмы, становится своеобразным итогом размышлений о власти, о личности Петра I, к которой он обращался в «Полтаве», «Арапе Петра Великого» и других своих трудах; это рассуждения о месте простого человека в российском государстве, противопоставленного власти.
История создания
Последняя поэма Пушкина посвящена городу Санкт-Петербургу. Неслучайно все гиды и экскурсоводы в культурной столице обращаются к этому тексту и произносят отрывки из него в каждом путешествии. О создании «Медного всадника» сохранились интересные факты:
Сама поэма «Медный всадник» была создана в 1833 году. Из-за замечаний цензоров поэту пришлось внести правки, однако он не стал доводить работу до финального итога. И произведение не было опубликовано при жизни автора. В 1834 году в печать был выпущен только один отрывок – знаменитое вступление к поэме, воспевающее величие и красоту Санкт-Петербурга.
Текст поэмы без цензурных правок впервые увидел свет только в 1919 году.
Жанр, направление, размер
«Медный всадник» — историческая поэма, как принято считать, хотя сам автор в подзаголовке обозначил его как «Петербургская повесть». Один из исследователей творчества Пушкина Д. Благой писал, что в произведении присутствует смесь героической эпопеи и лирико-драматической «мещанской» повести в стихах. В тех частях, где описывается Петр I и его деятельность, чувствуются торжественность и восторженность, присущие такому жанру, как ода.
Поэма написана четырехстопным ямбом (к нему Пушкин нередко обращался в своей поэзии) и состоит из лирического вступления, которое может идти в качестве отдельного произведения, и двух повествующих сюжет частей. Эпилог не выделяется, но за него можно считать последние строки, где рассказывается о смерти главного героя.
«Медный всадник» можно отнести к такому направлению в искусстве, как реализм. В 30-е годы, когда писалась поэма, в России как раз происходило становление реализма в русской литературе. Герой реалистического произведения кажется типичным представителем своей эпохи, его образ упрощен и обобщен. Евгений, герой «Медного всадника», показан заурядным жителем Петербурга XIX века, «маленьким человеком». Пушкин описывал его как человека, «каких много». Кроме этого, он обращается к конкретным историческим фактам в конкретном городе. Можно легко найти на карте места, которые указываются в поэме. Конфликт заключается в противостоянии интересов государства и интересов рядового жителя. Между тем, в нем есть черты, присущие романтизму: столкновение разных точек зрения, которые описывает Пушкин, неразрешимо. Конфликт двойственен, нельзя однозначно указать, чья позиция (в данном случае, Евгения, простого человека, или Петра I, владыки России) правильная. Вдобавок, само видение Евгения является элементом фантастического, что тоже можно отнести к романтическим чертам.
Однако вступление «Медного всадника» имеет черты классицистического направления. В первую очередь, в центре внимания находится прославление великого императора и его деятельности; Пушкин использует возвышенную лексику при описании Санкт-Петербурга, которая должна зарождать в читателях восторг, гордость, волнение.
Композиция и конфликт
Композиция поэмы состоит из следующих частей:
При всей неоднородности поэмы она все же остается целостным произведением, благодаря чему текст легко воспринимается читателем.
Основной конфликт, который становится доминантой сюжета, неординарен и драматичен: он происходит между императором, великим реформатором России, который жил задолго до описываемых событий, и самым обычным жителем Санкт-Петербурга, бедным и неизвестным чиновником, «маленьким человеком». У каждого из них своя «правда»: правитель преследует глобальные цели, он хочет «в Европу прорубить окно», укрепить флот и оборону страны, а также построить прекрасный город, подобный тем, которые он видел за границей; «правда» Евгения заключается в планах и мечтах рядового человека – устроить жизнь, жениться на любимой девушке и жить с ней в благополучии.
Нельзя однозначно сказать, кто из них двоих прав. Петр I не мог не построить город в тех местах, откуда могла быть угроза со стороны соседнего государства; однако судьбы обычных людей не менее важны, чем государственные планы. «Правда» простого жителя Санкт-Петербурга, живого и чувствующего, так же важна, как и «правда» власти, «кумира», мертвой статуи. Обе эти позиции ограничены, и их конфликт неразрешим.
Поэма начинается с лирического вступления, в котором Пушкин воспевает Санкт-Петербург – место, где происходит действие произведения – и деятельность его основателя, Петра I. Но основные события разворачиваются в жизни простого человека — Евгения.
Автор плавно переходит к жизнеописанию главного героя. Евгений, мелкий чиновник, бедный и ничем не примечательный, мечтает о счастливой семье. Он думает о Параше, своей возлюбленной, на которой он хочет жениться и с которой хочет встретить старость. Но случается катастрофа: Нева разбушевалась и затопила город. Под ее волнами погибает Параша – читатели так и не встречаются с ней в сюжете.
Евгений пытается добраться до ее бедного домика, где она жила с матерью, но его снесло чудовищным течением. В один миг герой теряет цель своей жизни. Картина пустыря, где раньше жила возлюбленная, морально ломает Евгения, и он бредет по улицам Петербурга. Так начинается его новая жизнь: он ни к чему больше не стремится, каждый день вспоминает о тех страшных событиях роковой ночи, блуждая по столице.
Однажды герой доходит до статуи Петра I, и им овладевает ярость. Он кидает на памятник «дикие взоры» и упрекает за строительство Петербурга. Но неожиданно Евгений стремглав убегает – ему показалось, что Медный всадник ожил и начал за ним гнаться. Всю ночь молодой человек пытался оторваться от преследования, но везде он слышал цоканье тяжелых копыт. После этой встречи Евгений чувствовал смятенье рядом тем местом, где стоит памятник. В конце читатель узнает о смерти героя: к одному из островков прибило пустой ветхий домик, который, видимо, принадлежал Параше, ведь на его пороге нашли «хладный труп» Евгения.
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Проблематика и тематика произведения весьма богаты и многогранны.
Главная мысль
Столкновение личности и государства раскрывается в произведении благодаря нескольким идейным планам. Из них самый очевидный – это борьба героя-обывателя с героем-реформатором. Простой житель хочет счастья для себя, в то время как император думает о всем народе, о будущем, о перспективах. Они никогда не смогут понять друг друга, и поэтому конфликт между ними неразрешим.
Пушкин призывает нас и обладателей власти быть более гуманными. Евгений, Параша, ее мать, как и другие пострадавшие при наводнении, принадлежали к низшим слоям общества. Бедные и нищие, они не моли рассчитывать на чью-то помощь. Поэтому автор наделяет «маленького человека» голосом, и тот корит власть за равнодушие. В этом гуманном посыле и заключается основная идея поэмы «Медный всадник».
Возможно, смысл поэмы заключается и в том, что Пушкин пытался показать высшему сословию, что ради перемен в стране действовать должны именно они, а не простолюдины. Любая попытка «маленького человека» обречена на неудачу. Так, Евгений разговаривает со статуей императора, а не с живым властелином, но даже бронзовая скульптура пытается его наказать.
Чему учит
Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным.
Тем не менее, гуманистическая мысль становится очевидной. Автор детально описывает ужасы наводнения, страх и отчаяние людей, их бедность и беспомощность, пытаясь вызвать у читателя сострадание к простому народу. Его мораль сводится к тому, что никакие достижения не смогут оправдать безразличия большого человека по отношению к маленькому. Ведь все хорошее и грандиозное делается для людей, а не для того, чтобы «прорубить окно» или «закрепиться на Балтийском море».
Средства выразительности
Пушкин активно использовал средства художественной выразительности при написании поэмы. Язык «Мертвого всадника» изобилует тропами. Вот некоторые из них:
Стиль пушкинской поэзии стал эталоном в литературной среде того времени. Особенно интересной деталью в произведении выступает аллегория:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Так, Пушкин описывает памятник, но придает его элементам особое значение. Петр запечатлен верхом на вздыбленном коне — в нем автор и увидел Россию, которая встала на дыбы под властью амбициозного императора. Самая бездна — это волны, изображенные на постаменте Петра Великого.
Критика
Значение и роль «Медного всадника» описаны в трудах именитых критиков. В. Г. Белинский считал, что в поэме выражается социально-философская идея о противостоянии начала государственного (коллективного) и начала личного (единичного). Так, читатель видит скорбную и тяжелую участь индивида, которая страдает из-за необходимых и масштабных изменений в жизни страны. Император не может обеспечить безопасность каждого жителя, за ним – государство, и думать он должен обо всех. Белинский называет Евгения неизбежной жертвой исторического процесса. Никто не смог бы ему помочь, пускай читателю его и жалко. То есть критик признает «правду» Петра, хотя ему и жаль простых граждан.
Другой критик, А. В. Дружинин, называл Евгения «бедным мальчиком», «бесцветным», а Петра – «великим Преобразователем России». Получается, что он согласен с Белинским, только он не сочувствует сошедшему с ума герою.
Очевидно, критика восприняла произведение положительно. Многие считали, что Пушкин оправдывает императора, поэтому «принимали» сторону государя. Но особенности поэмы (а именно отсутствие однозначной авторской позиции, мастерское описание всех сторон конфликта) сделали возможными диаметрально противоположные отзывы о тексте.
Немного иначе трактовал конфликт поэмы Д. С. Мережковский:
Не для того ли рождаются бесчисленные, равные, лишние, чтобы по костям их великие избранники шли к своим целям. Но что, если в слабом сердце ничтожнейшего из ничтожных, «дрожащей твари», вышедшей из праха, в простой любви его откроется бездна, не меньшая той, из которой родилась воля героя? Что, если червь земли возмутится против своего бога?
Сначала кажется, что и Мережковский принимает «правду» Петра, но потом читатель понимает, что критик верит и в «правду» Евгения. И он справедливо отметил, что именно благодаря искренней любви «маленький человек» готов восстать против властелина.
Поэт В. Я. Брюсов же считал, что Пушкин в поэме отражает свое понимание борьбы с деспотизмом, и интерпретировал текст произведения следующим образом: стихийный мятеж не способен преодолеть тиранию, ведь он сам по себе неразумен и беспощаден; но мятеж души в каждом отдельно взятом человеке победит власть и деспотию, и свобода «в глубинах человеческого духа» одержит над ними верх.
Творчество Пушкина – это творчество, в первую очередь, человека, который чутко откликался на остросоциальные вопросы общественно-политической жизни Российской империи. И хотя поэта часто стесняли условия «чугунного» цензурного устава, он продолжал поднимать важные проблемы в своих произведениях. В «Медном всаднике» автор показывает, как самодержавие и деспотизм вступает в конфликт с интересами народа, как от решений государя зависит судьба простого человека и почему монарх должен принимать ответственность за свои решения.
История создания поэмы «Медный всадник» Пушкина: прототипы героев, история публикации
История создания поэмы «Медный всадник» Пушкина
История сюжета и прототипы
В основе поэмы лежит реальная история наводнения, произошедшего в ноябре 1824 года в Петербурге. Во время наводнения Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому в поэме он описывал события по показаниям очевидцев.
История об «ожившем памятнике» могла быть взята Пушкиным из рассказа о том, как в 1812 году император Александр I хотел вывезти из Петербурга памятник Петру («Медный всадник»). Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. В своем сне майор увидел, как «Медный Всадник» скачет по улицам Петербурга и, подъехав к императору, говорит ему: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться».
По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из «Дон Жуана».
Беловая рукопись поэмы заканчивается пометкой: «31 октября 1833. Болдино 5 ч. 5 «.
Замысел «Медного Всадника», вероятно, возник у Пушкина до его приезда в Болдино. Возможно, некоторые наброски были сделаны в Петербурге.
«. 11-го получено мною приглашение от Бенкендорфа явиться к нему на другой день утром. Я приехал. Мне возвращают Медный Всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурою; стихи: «И перед младшею столицей. » вымараны. На многих местах поставлен (?). » (дневник Пушкина от 14 декабря 1833 г.)
Конечно, формального запрета на поэму не было, но многочисленные замечания «высочайшей цензуры» Пушкин справедливо расценивал как запрет.
А. С. Пушкин, «Медный всадник»: история создания поэмы
История создания поэмы «Медный всадник» необычна и интересна. Александр Пушкин смешал реальное и вымышленное события — реальное наводнение 1824 года и легенду о явлении императору призрака Петра Великого. В небольшом произведении речь идет о трагедии бедного чиновника Евгения, сошедшего с ума, но также автор раскрывает тему «маленького человека», неспособного противостоять власти и государству, отстаивать свои интересы.
«Медный Всадник»: история создания поэмы
Над поэмой Пушкин работал интенсивно и закончил ее очень быстро – всего за двадцать пять октябрьских дней. В этот плодотворный период творчества Александр Сергеевич работал также над «Пиковой дамой», написанной им в прозе, и над стихотворной повестью «Анджело». Сюда органично вписался и потрясающий «Медный Всадник», история создания которого тесно связана не только с реалистическими мотивами и документами эпохи, но и с мифологией, сложившейся вокруг великого человека и города, возникшего по его высочайшей воле.
История создания
Датой написания «Медного всадника считается осень 1833 года. Это период так называемой болдинской осени Пушкина, когда его творчество достигает наивысшего расцвета. Написав поэму, поэт не смог ее издать – на печать этого произведения Николаем I был наложен запрет.
Лишь в 1837 году, после смерти поэта, она была напечатана в «Современнике». Однако цензура в лице В. А. Жуковского внесла ряд изменений в текст, которые исказили замысел произведения. Впервые в оригинальном варианте, без поправок цензуры, оно было напечатано лишь спустя много лет, в 1904 году.
Цензурные ограничения и споры вокруг поэмы
«Петербургскую повесть», так обозначил автор ее жанр, подверглась цензуре самого императора Николая Первого, который вернул рукопись с девятью карандашными пометками. Раздосадованный поэт напечатал текст вступления к поэме «Медный Всадник» (история создания стихотворной повести омрачена этим фактом) с красноречивыми пустотами на месте царевых пометок. Позже Пушкин все же переписал эти места, но так, чтобы смысл, вложенный в них, не изменился. Скрепя сердце государь разрешил публикацию поэмы «Медный всадник». История создания произведения связана и с горячей полемикой, разгоревшейся вокруг поэмы после ее выхода в свет.
Проблемы при печати
Разумеется, поэму от Пушкина не могли напечатать сразу без цензуры. Поэт передал ее на проверку в конце 1833 года по возвращении из Болдина. Вскоре рукопись вернулась с огромным количеством замечаний. Это не был формальный запрет, но рисковать Пушкин не стал. После возвращения автор попытался исправить работу, но проще было переписать стихи заново — исправлений было слишком много. Отказ в публикации сильно огорчил поэта, рассчитывавшего на заработок.
Примечательно, что Александр Сергеевич считал, будто его произведения читает сам государь Николай I. Экземпляр с пометками императора хранится в петербургском Пушкинском доме. Однако специалисты считают, что правили поэму сотрудники политической полиции. Напечатано произведение было несколько раз:
В 1949 году был показан одноименный балет композитора Глиэра. Музыка оттуда «Гимн Великому городу» стала официальным гимном Санкт-Петербурга в 2003 году.
Поэма «Медный всадник» является одной из самых известных у Александра Пушкина. Небольшая трагическая история о столкновении сломленного горем молодого человека и ожившего памятника поднимает философскую, историческую и социальную проблемы, а также имеет мистический уклон.
Точки зрения литературоведов
Споры не утихают и по сей день. Традиционно принято говорить о трех группах толкователей поэмы. К первой относятся исследователи, утверждающие «государственный» аспект, которым блещет поэма «Медный Всадник». Эта группа литературоведов во главе с Виссарионом Белинским выдвинула версию о том, что Пушкин в поэме обосновал право совершать судьбоносные для страны дела, жертвуя интересами и самой жизнью простого незаметного человека.
Гуманистическое толкование
Представители другой группы, возглавляемой поэтом Валерием Брюсовым, профессором Макагоненко и другими авторами, всецело приняли сторону другого персонажа — Евгения, утверждая, что гибель даже одного самого ничтожного с точки зрения державной идеи человека не может быть оправдана большими свершениями. Эту точку зрения называют гуманистической. Многие литературоведы склонны именно так оценивать повесть «Медный Всадник», история поэмы, в основу сюжета которой положена личная трагедия «маленького» человека, страдающего от результатов волевого решения власти, тому подтверждение.
Страшные события и поэма «Медный Всадник»
История создания поэмы, безусловно, прочно вписывается в культурно-исторический контекст того времени, когда она создавалась. То были времена споров о месте личности в истории и влиянии великих преобразований на судьбы обычных людей. Эта тема волновала Пушкина с конца 1820 годов. Взяв за основу документальные сведения о наводнении, случившемся в Петербурге 7 ноября 1824 года, о коем печатали газеты, гениальный поэт и мыслитель приходит к крупным философским и социальным обобщениям. Личность великого и блестящего реформатора Петра, «поставившего Россию на дыбы» предстает в контексте личной трагедии незначительного чиновника Евгения с его узко-мещанскими мечтами о своем маленьком счастье, не такой безоговорочно великой и достойной воспевания. Поэма «Медный Всадник» Пушкина поэтому и не исчерпывается одическим восхвалением преобразователя, открывшего «окно в Европу».
Жанр произведения «Медный всадник»
В литературной критике принято называть это произведение поэмой. Сам поэт назвал его «петербургской повестью». Однако определение жанра произведения «Медный всадник» рождает у критиков множество споров.
Стиль написания этого произведения сочетает в себе высокопарный, эпический стиль при описании Петра и мещанский, прозаический, с разговорными эпизодами — при упоминании о Евгении. Таким образом, определяя жанр произведения «Медный всадник», литературные критики сходятся во мнении, что оно представляет собой целую жанровую комбинацию, при которой совершенно разные стили сочетаются удивительно гармонично.
Контрастный Петербург
Северная столица возникла благодаря волевому решению царя Петра Великого после победы над шведами. Ее основание было призвано утвердить эту победу, показать силу и мощь России, а также открыть пути свободного культурного и торгового обмена с европейскими странами. Город, в котором ощущалось величие человеческого духа, явленного в строгом и стройном архитектурном облике, говорящей символике скульптур и монументов, предстает перед нами в повести «Медный Всадник». История создания Петербурга зиждется, однако, не только на величии. Построенный на «топи блат», в которую легли кости тысяч безвестных строителей, город охвачен зловещей и загадочной атмосферой. Гнетущая нищета, высокая смертность, первенство по болезням и числу самоубийств – такова другая сторона пышной венценосной столицы во времена, о которых писал Александр Пушкин. Два лика города, проступающих один сквозь другой, усиливают мифологическую составляющую поэмы. «Прозрачный сумрак» бледного городского освещения рождает у обитателей ощущение, что они живут в неком таинственно-символическом месте, в котором могут оживать и со зловещей решимостью двигаться памятники и статуи. И с этим тоже в немалой степени сопряжена история создания «Медного Всадника». Пушкина, как поэта, не могла не занимать подобная трансформация, ставшая кульминацией в сюжете. В художественном пространстве повести ожил гулко скачущий по пустынной мостовой холодный бронзовый памятник, преследующий обезумевшего от горя после потери возлюбленной и краха всех надежд Евгения.
Идея вступления
Но прежде чем мы услышим, как содрогается земля под копытом железного коня, нам предстоит пережить печальные и жестокие события, случившиеся в жизни несчастного Евгения, который обвинит великого Строителя за то, что тот поставил город на землях, подверженных разрушительному наводнению, а также осознать яркое и величественное вступление, которым открывается поэма «Медный Всадник».
Петр стоит на берегу дикой реки, на волнах которой качается утлая лодочка, а вокруг шумят дремучие сумрачные леса, кое-где торчат убогие избы «чухонцев». Но мысленным взором основатель северной столицы уже видит «дивный город», вознесшийся «горделиво» и «пышно» над одетой в гранит Невой, город, связанный с будущими государственными успехами и великими свершениями. Пушкин не называет имени Петра – император здесь упомянут при помощи местоимения «он», и это подчеркивает неоднозначность одической структуры вступления. Размышляя о том, как когда-нибудь «отсель» Россия будет «грозить шведу», великий деятель совсем не видит сегодняшнего «финского рыболова», который бросал в воду «ветхий» свой невод. Государь прозревает будущее, в котором устремлены корабли к богатым пристаням со всех концов земли, но не замечает тех, кто плывет в одиноком челне и ютится в редких хижинах на берегу. Создавая государство, властитель забывает о тех, ради кого оно создается. И это мучительное несоответствие питает идею поэмы «Медный Всадник». Пушкин, история для которого была не просто собранием архивных документов, но мостиком, перекинутым в настоящее и будущее, особенно остро чувствует и выразительно передает этот конфликт.
«Медный всадник»: краткое содержание
Поэма «Медный всадник», краткое содержание которой известно каждому школьнику, — это не просто вершина стихотворного искусства, но и содержательные размышления о государственности, нравственности и роли правителя в жизни населения.
Несомненно, Александр Сергеевич Пушкин, гений которого известен и за рубежом, умело воплотил в жизнь образ легендарного Петра Первого, отобразил тогдашнее настроение людей:
Вступление
Ищете краткий пересказ? «Медный всадник» начинается с описания экспозиции: на берегу Невы стоит государь Петр Великий и думает о том, какое будущее ждет это место. Тяжелое настроение передают детализированные пейзажи:
События, которые далее происходят, связаны с главным героем — Евгением. Мелкого чиновника из обедневшего рода делает главным героем Пушкин. «Медный всадник», краткое содержание которого помогает восстановить сюжет, рассказывает о судьбе маленького человека в большом городе.
Завязка и развитие сюжета
Описывая завязку сюжета «Медный всадник» кратко, отметим, что автор так характеризует Евгения:
Завязка сюжета поэмы, буря: YouTube / MyBook
Александр Сергеевич нарочно не упоминает ни фамилию, ни возраст, ни другие детали жизни главного героя. Евгений — образ собирательный. Он часть толпы, он и есть народ, угнетенный машиной государственности. Произведение «Медный всадник» начинается картиной кручины Евгения, который в непогоду добрался до своего темного жилища в Коломне.
Главный герой влачит свое жалкое существование на посредственной работе, с посредственной платой за труды и в посредственном окружении. Но единственная его радость, отрада в этой душной серости — пылкое чувство к девушке Параше, живущей по ту сторону Невы.
Кульминация
Краткое содержание «Медного всадника» обязательно включает рассказ о непогоде, что пришла в город в ноябре. Нева вышла из берегов и затопила все поселения, что находились неподалеку. Ничто не могло унять стихию, и людям оставалось только прятаться и молить Бога о спасении. Правительство не смогло предотвратить страшную трагедию, заявив: «С Божией стихией царям не совладать».
Катастрофа уносит жизнь возлюбленной Евгения Параши, а также ее старушки-матери. Это приводит героя в шок, делает его жизнь бессмысленной.
Развязка
Поэму «Медный всадник» читать рекомендуем внимательно, ведь каждая деталь, описанная Александром Сергеевичем, играет важную роль и создает особое настроение. После смерти Параши Евгений не мог найти себе места, его существование потеряло всякий смысл.
Только спустя год, кое-как оправившись от горя, главный герой решается выразить всю свою боль, как ему кажется, виновнику трагедии — памятнику Петру Первому. Мужчина сгоряча проклинает и Петра Великого, и созданный им город, который стал трагической точкой на карте его любви. Но, конечно же, статуя беспристрастно направляет взор вдаль, не снисходя к проблеме простого смертного.
Лей — внутренняя тревога, которая нарастает. Она вынуждает Евгения слышать топот копыт коня Петра: герою кажется, что государь преследует его. В конечном итоге это погубило мелкого чиновника: рыбаки выловили его труп возле пустынного острова и похоронили.
Поэма Пушкина «Медный всадник» — яркий пример трагической судьбы маленького человека, раздавленного безжалостной машиной государства.
Почему бронзовый всадник оказался в устах поэта медным?
Дело, конечно, не только в том, что литераторы 19 века не видели существенной смысловой разницы между бронзой и медью. Глубоко символично то, что это именно медный Всадник. История написания поэмы в данном случае смыкается с библейской аллегорией. Не случайно поэт именует изваяние Петра «истуканом» и «кумиром» — точно такими же словами говорят авторы Библии, повествуя о золотых тельцах, которым вместо Живого Бога поклонялись иудеи. Здесь истукан даже не золотой, а всего лишь медный – так автор снижает блеск и величие образа, сверкающего внешней ослепительной роскошью, но таящей внутри отнюдь не драгоценное содержание. Вот какими подтекстами дышит история создания «Медного Всадника».
Пушкина невозможно заподозрить в безоговорочной симпатии к державной идее. Неоднозначно, однако, его отношение и к выдуманной идиллии, сконструированной в мечтаниях Евгения. Надежды и планы «маленького человека» далеки от глубоких духовных исканий, и в этом Пушкин видит их ограниченность.
Вариант 2
Произведение «Медный всадник» Пушкину удалось написать меньше, чем за месяц. Именно данное произведение стало знаменитым, а также популярным. История создания этого произведения появилась еще очень давно. Однажды Пушкину удалось побывать на Неве. В это время Нева поднялась и потопила огромное количество городов и деревень, которые находились рядом. И от этого погибло очень много людей. Все это запомнилось автору и он решил изложить весь трагизм в своем произведении.
Конечно же, правительство могло бы помочь этим людям и вовремя их эвакуировать и тогда бы ничего не случилось бы, вот только им не хотелось всем этим заниматься, да к тому же у них имеются другие дела, которые не требуют отлагательств и их нужно решить очень быстро. С трагедии прошло около девяти лет и только тогда он, и решился обо всем рассказать. И во время написания он истратил очень мало черновиков, потому что ему ничего не пришлось выдумывать и он написал всю правду, которая может быть мало кому известна. Когда он заканчивал свое произведение, то был в Санкт-Петербурге и именно там и отдал его на проверку.
Пушкину было вынесено очень много замечаний, которые нужно было сейчас же изменить. Кроме этого им не совсем нравилось то, как он описывает правительство. Автор очень сильно расстроился, поэтому поводу, вот только ничего переписывать и изменять не собирался. А вот читать его начали только после того как Пушкин умер. И, конечно же, тут уже появились правки, которые делали другие писатели.
Главными героями здесь стал Петр первый, а также мещанин. Кроме этого здесь сочетается отношение, которое складывается между правительством и обычными людьми.
Сначала Петр первый правильно и точно выполняет свои обязанности и всем людям он очень нравится. Но постепенно все меняется и уже власть отрицательно на него влияет. При чтении города можно понять, что сначала он веселый, но спустя некоторое время он становится жалким и печальным. Постепенно жителям города становится очень трудно и тяжело жить в таких условиях, вот только ничего сделать с этим они не могут. Да и идти против него нельзя, ведь от этого жизнь их станет еще хуже, чем сейчас.
Кульминация и развязка сюжета
После красочного вступления и признания в любви к городу Пушкин предупреждает, что дальше речь пойдет о событиях «ужасных». Через сто лет после происходящего на берегу Финского залива петербургский чиновник Евгений возвращается после службы домой и мечтает о своей невесте Параше. С ней ему уже не суждено увидеться, поскольку ее, как и ее скромный домик, унесут «остервенелые» воды «взбесившейся» Невы. Когда стихия умолкнет, Евгений кинется на поиски возлюбленной и убедится в том, что той уже нет в живых. Его сознание не выдерживает удара, и молодой человек сходит с ума. Он скитается по неприютному городу, становится мишенью для насмешек местной ребятни, напрочь забывает дорогу домой. В своих бедах Евгений винит Петра, возведшего город на неподходящем месте и тем самым подвергшего людей смертельной опасности. В отчаянии безумец грозит бронзовому истукану: «Ужо тебе. » Вслед за тем воспаленным сознанием он слышит тяжелое и звонкое «скаканье» по камням мостовой и видит мчащегося за ним Всадника с простертою рукой. Через некоторое время Евгения находят мертвым у порога его дома и хоронят. Так заканчивается поэма.
Стихия как полноправный герой
Какую роль играет здесь стихия, которая не зависит от человеческой воли и способна разрушить все до основания? Исследователи повести убеждены, что, разделяя людей, она связывает времена некой метафорической причинно-следственной цепью. Ею объединены два сюжета повести – внешний и внутренний – событийный и символический. Конфликт интересов словно бы пробуждает энергию стихии, которая во внешнем плане рушит судьбы и препятствует счастью человека. Разрешение этого конфликта таится в том, чтобы пропасть между величием державных замыслов и духовным пространством личности простого человека была преодолена, сомкнута. Таковы проблематика произведения Пушкина «Медный Всадник», история создания поэмы и начало мистической череды «петербургских» повестей и романов, которыми насытят русскую словесность творцы девятнадцатого и двадцатого веков.
Поэма и памятник
Открытие памятника Петру Великому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге состоялось в конце лета 1782 года. Монумент, впечатляющий грацией и величием, был поставлен Екатериной Второй. Над созданием конной статуи трудились французские скульпторы Этьен Фальконе, Мари Анн Колло и русский мастер Федор Гордеев, изваявший бронзовую змею под неистовым копытом Петрова скакуна. В подножие статуи установили монолит, прозванный гром-камнем, вес его был немногим меньше двух с половиной тонн (весь памятник весит около 22 тонн). С места, где глыба была обнаружена и признана подходящей для монумента, камень бережно везли около четырех месяцев.
После выхода в свет поэмы Александра Пушкина, героем которой поэт сделал именно этот памятник, скульптуру нарекли Медным Всадником. У жителей и гостей Петербурга есть великолепная возможность лицезреть этот монумент, который без преувеличения можно именовать символом города, почти в первозданном архитектурном ансамбле.
Написание произведения
Поэма «Медный всадник» написана Пушкиным плодотворной Болдинской осенью 1833 года, хотя первые заметки могли появиться раньше. На создание потребовалось меньше месяца, хотя работа шла непросто. Практически каждый стих был переписан несколько раз, пока не удалось добиться идеальной формы. На чистовике указана дата: 31 октября 1833 года в 5 часов утра. История создания «Медного всадника» основана на нескольких ситуациях. Они помогли создать произведение:
Впрочем, все три ситуации могли повлиять на историю «Медного всадника».