Для чего необходимо изучение психологии в соц правовой деятельности
Значение психологии в профессиональной деятельности юриста.
Психология и юриспруденция, связаны или нет? Ответ очевиден. Любая сфера, которая связана с взаимодействием с людьми не может существовать без психологии, и наша отрасль не исключение. Юристы, на мой взгляд, в-первую очередь, занимаются коммуникацией.
Приведем пример, работники полиции и следственного комитета. Каждый день они сталкиваются с психологией, когда производят допрос или же пытаются понять психологию преступника. Профессия следователя, прокурора, судьи постепенно формируют определенные представления о человеческой психике, заставляя оперировать положениями практической психологии и быть в какой-то мере осведомленными в этой области. Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает предотвратить ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов. Также психология нужна и адвокату, он должен понимать психику подсудимого, прокурора, судьи и присяжных. Зачем? Это нужно, чтобы он смог правильно донести информацию, полученную от подсудимого. Ведь если он не сможет этого сделать, суд вынесет не благоприятный исход.
Поведенческая психология необходима в сфере юриспруденции. Она помогает нам ни только налаживать общение, но и понимать врет человек или же говорит правду, чаще всего это касается уголовного права, уголовно-процессуального, административного и других отраслей права, где прописаны санкции за нарушение законодательства.
Одна из подотраслей, если ее можно так назвать, психологии, клиническая. Она рассматривает нарушение расстройств личности, например ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство). При нем у личности непроизвольно появляются навязчивые или пугающие мысли. Как это может помочь юристу? Например, субъект права не хотел разбивать лобовое стекло машины, но что-то внутри него сказало сделать это, он пошел и сделал. Да, в соответсвии с законодательством, он скорее всего заплатит штраф, но если у него впоследствии будет выражаться глубокая фаза ОКР, его направят на лечение и он будет освобожден от штрафа или 15 суток.
Предмет цели и задачи значение психологии социально-правовой деятельности
Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития. Отрасли.
Психология– это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.
Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъект психические процессы также входят в область ислледования психологии.
Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.
Этапы развития психологии как науки
Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.
На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.
На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.
На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.
Зарубежная психологическая наука использовала различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).
Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX — начале XX вв. его активно разрабатывали И. М Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.
Предмет цели и задачи значение психологии социально-правовой деятельности.
Предметом психологии социально- правовой деят. выступает психологическая реальность (психологические феномены, психологические закономерности и психологические механизмы) в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных и общественных организаций, их влияний на правовую систему и зависимостей от нее, а также юридически значимых сторон образа жизни, поведения и правоотношений граждан и их групп.
Конечная цель психологии социально- правовой деят. общая с юриспруденцией — построение правового государства и общества, а специфика — способствование достижению ее на основе раскрытия зависимостей и влияний юридико-психологической реальности, а также разработки путей их оптимизации.
Основные задачи психологии социально- правовой деят.:
· вооружение всех работников и граждан, включенных в создание и совершенствование правовой системы, достоверными юридико-психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать юридико-психологические зависимости, а также пути влияния на них;
· способствование цивилизованному профессионально-психологическому развитию личности работников юридических органов и их профессионализма;
· разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач, стоящих перед законотворческими, право-исполнительными и правоприменительными органами и их специалистами, а также деятельности по укреплению правопорядка другими органами, организациями и лицами;
· исследование психологических аспектов противоправного (преступного) поведения людей, разработка психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям;
· изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характера, повлекших массовую гибель людей, нанесших значительный ущерб окружающей среде, производственной деятельности и т. д.
Ощущение виды и св-ва
Ощущение— простейший психический процесс, это отражение отдельных св-в предмета, а также внутренние состояние организма возникающих при непосредственном воздействие раздражителей на органы чувств.
-контактные ( тактил, вкус)
-дистантные (слух, зрит, обонят)
· проприоцептивные (ощущение положения тела в пространстве)
Минимальная величина раздражителя, которая способна вызвать ощущения, называется нижний порог ощущений. А раздражитель меньшей силы- подпороговый. Нижний порог является показателем абсолютной чувствительности.
Пороги чувствительности зависят:
адаптация-процесс изм чувств в рез длительного постоянного действ какого-л раздражителя
сенсебилизация — повышение чувствительности того или иного анализатора в рез взаимод анализаторов или тренировки
синестезия-это особый феномен возникновения ощущ характерный для одного анализатора под влиянием другого
2. сужение поля зрения
3. нарушение кожной чувствительности
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 4722 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Правовая психология: понятие, структура, методы, принципы
Что такое правовая психология?
Правовая психология — это раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты и процессы реализации правотворчества, правопонимания, формирование правосознания, а так же социализации личности в сфере права.
Правовая психология выступает в качестве некоторого набора привычек, стереотипов поведения, которые являются реакцией общества и социальных групп на отдельные правовые нормы, общие принципы организации правового порядка, а также юридические организации.
В более простой формулировке под правовой психологией подразумевается отношение человека к праву, закону и его представителям. При этом подобные отношения могут являться удовлетворенностью, негодованием, возмущением, удовольствием.
Объект и предмет правовой психологии
Предмет изучения правовой психологии — психологические особенности взаимодействия людей в ходе реализации правовых отношений и правоприменительной деятельности.
В качестве объекта изучения в юридической психологии выступают конкретные типы людей и их общности с точки зрения правовой активности существующих процессов правового регулирования.
Основными задачами подобного направления рассматриваются: психология правовой социализации, ее недостатки, потенциальные психологические предпосылки производительности правовых общепризнанных норм и правил.
Структура правовой психологии
Традиционно в структуре правовой психологии выделяют следующие компоненты:
Задачи правовой психологии
Правовая психология призвана решать следующие задачи:
Принципы правовой психологии
Под принципом подразумеваются основные идеи и концепции, которые пронизывают общую систему знаний в направлении юридической психологии. Стоит понимать, что перечень подобных подходов в значительной степени отличается в литературе. При обращении к юридической современной психологии можно выделить следующие принципы:
Методы правовой психологии
Методы правовой психологии характеризуются наличием некоторой специфики, которая формируется в связи с особенностями изучаемых субъектов. В качестве основной методики рассматривается структурный анализ, который позволяет определить имеющиеся функциональные зависимости всех исследуемых объектов. Довольно часто используется структурно-генетический анализ, позволяющий обнаружить связь между функционированием человека и личностным развитием. К числу иных методов исследования в юридической психологии относится:
Психологическая теория права Л. Петражидского
Наибольшее влияние на развитие российской психологической школы права оказал Лев Иосифович Петражицкий, профессор факультета юриспруденции в Петербургском университете. По его мнению, право должно определяться как некоторая совокупность психических элементов, которые полностью формируются в зависимости от психических особенностей индивида, придающих поведению характер общеобязательности.
Также по мнению Л.И. Петражицкого основным источником права должна выступать эмоциональная сфера человека. В его психологической теории права эмоции подразделяются на правовые и моральные. Правовые эмоции обладают атрибутивно-императивным характером, то есть позволяют продемонстрировать конкретные потребности индивида с точки зрения чувственного переживания долга. При этом моральные эмоции являются внутренними определяющими факторами для поведения человека.
С точки зрения правовой психологии Л.И. Петражицкий выделил следующий перечень социальных сфер:
Как итог, можно отметить, что Лев Иосифович Петражицкий определял правовую психологию как крайне важную часть в жизни каждого человека, придавая ей статус регулятора поведения в социуме.
Отличия правовой идеологии и правовой психологии
Крайне важным при рассмотрении подобных категорий является умение продемонстрировать связь и отличия правовой психологии и идеологии. Стоит учитывать, что правовая психология позволяет отражать правовую действительность в качестве набора несвязанных фактов, не рассматривая ее как единую систему. При этом правовая идеология является полной противоположностью, задача которой заключается в рассмотрении правовой действительности в качестве единого целого. Правовая психология является более быстрым инструментом реагирования на формирующиеся изменения правовой действительности, поскольку все изменения воспринимаются непосредственно субъектом.
Связь между правовой идеологией и психологией состоит в следующем: в отрыве от правовой психологии правовая идеология лишается определённой эмпирической базы, становится оторванной от реальности и неэффективной. При этом, их единство обеспечивает наиболее полное и корректное отображение особенностей общественного бытия, а также позволяет оказать активное влияние на всю социальную жизнь общества.
Психология социально-правовой деятельности — Правосознание как механизм правового регулирования
В целом, право, законодательство, правовая система направлены на регулирование социальных процессов, организацию общественной жизни в рамках существующих общественных отношений. Правовой эффект становится возможным только благодаря тому, что функционирование социальных структур, любые социальные процессы имеют своим содержанием целенаправленную деятельность и общение людей. Таким образом, социальный эффект и возможность реализации правового регулирования зависит не только от характера правового воздействия, но и от способности и готовности людей сознательно воспринимать и усваивать его, формировать в соответствии с ним свои действия и отношения. Реализация правовых норм, их действие осуществляется в деятельности, поведении людей.
Правосознание как механизм правового регулирования
Правосознание — это универсальная форма действия механизма правового регулирования, то есть фактор его эффективности. Правосознание способно как активно воздействовать на элементы механизма правового регулирования, так и само испытывать его воздействие. На правосознание влияет система норм и оценок, существующих в данном обществе (морально-политические императивы и существующая правовая система), которая поступает в сферу правосознания с помощью информационного механизма. Важно отметить, что как истинность содержания информации, так и развитие средств информации влияют на формирование правосознания и, соответственно, права. Информация интернализируется субъектом через социально-психологический механизм.
Правосознание, достаточно активно проявляет себя в механизме правового регулирования общественных отношений. Согласно. Я. Г. Ткаченко, это не конкретно правовые, а общие механизмы управления обществом и механизмы внутреннего управления действиями людей.
Правосознание в механизме правового регулирования общественных отношений характеризует возникновение в результате процессов правового регулирования формирования и функционирования потребностей, интересов и мотивов (мотивации) участников общественных отношений. Правосознание не просто отражает окружающую правовую действительность, а преломляет ее через своеобразный «социобиологический фильтр» человеческой индивидуальности. Он состоит из трех компонентов: Особенности всего психического сплава индивида; жизненный опыт индивида; ближайший круг общения индивида.
При исследовании роли правосознания в механизме правового регулирования принципиальное методологическое значение имеют разработанные в психологии положения о единстве сознания и деятельности, о влиянии внешних факторов внутренними условиями личности, о социальной детерминации психологической структуры личности.
Анализ сознания и деятельности личности позволяет понять, что представляет собой личность как активная часть социального взаимодействия, порождающего правовое поведение, какой «вклад» она вносит в детерминацию поведения, как она помогает понять сложный процесс этой детерминации. Согласно общефилософскому и психологическому определению, «сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с языком функция мозга, заключающаяся в обобщенном оценочном и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном конструировании действий и предвидении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека». Сознание различают в различных формах: политическое, правовое, моральное, эстетическое, экономическое и т.д. Каждая форма общественного сознания имеет свой понятийный аппарат, свои особенности, обусловленные спецификой тех сторон общественной жизни, которые она отражает и направляет.
Отличительной чертой правосознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и пределах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями. Социальное поведение редко бывает чисто правовым, как правило, оно регулируется различными видами социальных норм, которые одновременно контролируются и оцениваются различными сферами сознания. Индивиды мотивируют свое поведение, включив целостный механизм сознательной воли и бессознательной конструкции, при этом корректируя свое отношение к объекту требования через функциональные показатели сознания, будь то сфера правовых интересов, политических, этических и так далее. В связи с этим нельзя абсолютизировать роль правосознания в генезисе правомерного поведения и считать, что противоправное или правомерное поведение всегда зависит только от правосознания. Однако основой дифференциации относительно самостоятельных форм общественного сознания является не только объект отражения, но и способы и формы отражения, его роль в общественной жизни. Такими специфическими способами и формами отражения правосознания общественной жизни являются ее специфические юридические понятия и категории, «право» и «обязанность», «закон» и «законность», «суд» и «правосудие», «правонарушение» и «наказание» и т.д. Тесная связь между ними не исключает качественного различия между указанными формами сознания. Правосознание отражает правовые отношения между субъектами общественных отношений. В сферу правосознания входят такие правовые явления, которые получают политическую оценку, но по своей сути определяются только ею, например, личные, социально-экономические, политические права человека и гражданина и др.
Социальные явления правосознания
Человеческий фактор является одним из определяющих в механизме правового регулирования. Личность участвует в процессе правового регулирования независимо от вида регулируемых общественных отношений (экономических, социально-политических, социально-правовых и т.д.), только в поведении человека, в отношениях и взаимодействии с другими людьми объективируются, становятся реальностью запреты, предписания, содержащиеся в нормах права. Е.А. Лукашева подчеркивает важность этого механизма и пишет: «Создание системы гарантий не обеспечивает автоматически права, свободы и их реализацию. Важную роль в этом процессе играет социально-психологический механизм, который выступает как регулятор поведения субъекта, его активности. Научное понимание реального взаимодействия человека с объективной реальностью невозможно без раскрытия психологических закономерностей, механизмов определяющего влияния социальных факторов.» Рассматривая этот механизм применительно к правоприменению, В. В. Лазарев подчеркивает особое значение человеческих потребностей и выделяет внешние и внутренние факторы в определении правоприменения. В качестве внешних факторов он называет систему правовых норм, общественное правосознание, общественное мнение, другие социальные нормы, экономические и политические условия, культурные ценности и т.д. К внутренним факторам он относит знания, навыки, привычки, способности, темперамент, ориентацию, установки и т.д. Влияние юридической психологии на формирование правовых актов постоянно возрастает. Это связано с активным участием населения страны, отдельных регионов и муниципалитетов в обсуждении и принятии (референдумы, плебисциты) важных решений на государственном и местном уровнях.
Таким образом, можно утверждать, что формирование правовых норм — это не только юридический, но и социально-психологический процесс. Помимо психологического аспекта правосознания в механизме правового регулирования общественных отношений, необходимо отметить важную роль идеологического аспекта правосознания. Его значимость определяется тем, что объекты отражения правосознания — государство и право — являются общественными явлениями, в которых в концентрированном виде выражаются такие глубинные, общезначимые социальные процессы, как: «борьба» за власть в государстве, обеспечение общих, коренных интересов большинства населения (при демократическом политико-правовом режиме), взаимоотношения наций и народов, взаимное сотрудничество государства и личности и др. Правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно при активном участии идеологической функции правосознания.
При анализе правосознания в системе социально-правовых отношений следует учитывать, что партнеры в ней, с одной стороны, осуществляют целенаправленное поведение по отношению к объекту взаимных интересов, а с другой стороны, ориентированы на взаимное поведение, координируют и корректируют свои действия в зависимости от своих прав, обязанностей и форм взаимодействия, а также от действий партнера. Данный вид отношений характеризуется как сознательно-волевые (но в науке давно изучены бессознательные и неосознаваемые формы поведения, которые, конечно же, находят свою реализацию и в сфере отношений, регулируемых правом), осуществляемые для реализации определенного социально значимого интереса. Любые отношения в сфере социальных отношений имеют психологическую окраску. Таким образом, помимо индивидуального поведения здесь формируется общий механизм взаимодействия, который на уровне правосознания следует рассматривать уже не как отношение субъекта к объекту (которым является лицо с набором прав и обязанностей), а как субъекта к объекту (самостоятельному, свободному элементу правовой действительности).
Система психологических знаний в социальной работе
Психологическая теория личности составляет основу социальной работы. Социальная работа тесно связана с типизацией личностей, и ее стратегия и тактика строятся соответствующим образом. На практике теория акцентирования символов оправдала себя. Например, выявляются положительные и отрицательные черты характера, конфликтные ситуации, соответственно подбираются психологические упражнения и воспитательные рекомендации.
Один из самых важных в психологическом знании, психодинамический теоретический подход, доминировал в развитии концепций социальной работы во всех ее областях, но особенно в помощи индивидуальным клиентам, с начала до середины 20-го века. Он был основан на психоанализе З. Фрейда и сосредоточился на принятии прошлого опыта клиента и ситуации, в которой он оказался, на роли его желаний и нежеланий. Основы «casework» были заложены американским ученым М. Ричмондом, которая сосредоточилась на методе социальной работы, то есть рассматривала, как профессионал воспринимает клиента. Большое внимание в этом подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, диагностике его проблемы и возможности исцеления, то есть решения проблемы через взаимодействие со специалистом.
Также особое внимание уделялось изменению социального окружения человека и формированию его способности использовать социальные ресурсы и возможности. М. Ричмонд выделял четыре метода социальной работы — понимание личности, понимание социальной среды, прямое действие по взаимному согласию и опосредованное действие социальной среды. По его мнению, основным применением психологических знаний в социальной работе было развитие потенциала (самосовершенствование) человека и помощь ему извне в поиске собственных психологических ресурсов.
Психологическая теория групп играет существенную роль в социальной работе. Раскрыта структура группы: Лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу.
Существенной частью системы психологических знаний в социальной работе является теория психологии общения. Социальное обучение, органично интегрированное в социальную работу, помогает овладеть коммуникативными навыками, которые питают и развивают личность. Это создает благоприятные социальные и образовательные отношения.
Психологические методы социальной работы
В социальной работе используются психологические методы. Будучи по сути психологическими, они направлены на решение проблем социализации, оздоровления общества.
Психологические методы, используемые в социальной работе, делятся на индивидуальные и групповые.
Значительные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решение многочисленных задач по изучению социально-психологических характеристик личности, коллективов, образовательных, экономических отношений.
Психодиагностика — это отрасль психологического знания, которая занимается постановкой психологических диагнозов. Современная психодиагностика понимает термин «психологический диагноз» не только как определение отклонения от нормального психического функционирования или развития, но и как определение психологического состояния конкретного объекта (индивида, семьи, группы), конкретной психологической функции или процесса у конкретного человека. Например, может быть проведена диагностика уровня психического развития ребенка дошкольного возраста, психодиагностика интеллекта, волевого внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуаций характера, типов темперамента и т.д.
Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и очень полезен для социального работника. Это наблюдение за изучаемым человеком в контексте взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях (семья, группа).
Психологическое консультирование широко используется в социальной работе. Его используют менеджеры, рядовые работники, учителя, родители, ученики, студенты, молодожены, члены семьи и т.д. Их индивидуальная и групповая деятельность основывается на результатах этой работы.
Психологический отбор является необходимым методом социальной работы. Используется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения направления переподготовки, кадровых групп.
Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они обращаются к получателям помощи, чтобы те лучше осознавали социальную ситуацию, развивали чувство собственного достоинства и адаптировались к изменившимся условиям жизни.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института