Для чего необходимы источники географической информации

Перечислите источники географической информации. Какова их роль для географии?

Решение

Для чего необходимы источники географической информации. Смотреть фото Для чего необходимы источники географической информации. Смотреть картинку Для чего необходимы источники географической информации. Картинка про Для чего необходимы источники географической информации. Фото Для чего необходимы источники географической информации
На рисунке показаны источники географической информации. На географические карты нанесено всё то, что человечество открыло на Земле за века. Собрание
карт называют атласом. Изучая географию, вы будет знакомиться с разными видами карт. Географические описания стран, районов и городов можно найти в
энциклопедиях и справочниках. Особый вид справочников путеводители, популярные среди туристов.
Огромное количество информации можно получить в сети Интернет. С помощью специальной программы Google Earth можно увидеть всю планету, проложить маршруты. Множество поисковых систем помогает нам найти материалы о любой точке земного шара − стоит лишь правильно набрать нужное географическое название. По каждой стране мира, району России, почти по каждому городу в Интернете есть специальные страницы − сайты, где собирается информация по этой территории. Это и официальные материалы, и статистика, и путевые дневники, и просто впечатления, фотографии и многое другое. Информации в Интернете очень много. Важно не только уметь ее найти, но и, главное, выбрать и оценить. Правильнее сравнить информацию из нескольких источников. Тогда легче отличить правдивые данные от ошибочных или искажённых.
Однако по−прежнему важным источником информации остаются экспедиции,
наблюдения, путешествия.
Появление мощных компьютеров позволило учёным создать географические информационные системы (сокращённо ГИС). Они содержат огромное количество
данных и отображают их в виде электронных карт.
Основная роль источников географической информации состоит в сохранении и приумножении географических знаний, а также информировании о них человека. Наука не может обходится без накопления источников, которые позволят людям использовать приобретенные знания.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Источник

Основные источники географической информации – виды и характеристика

Для чего необходимы источники географической информации. Смотреть фото Для чего необходимы источники географической информации. Смотреть картинку Для чего необходимы источники географической информации. Картинка про Для чего необходимы источники географической информации. Фото Для чего необходимы источники географической информации

Географическая информация – это данные о различных географических объектах и явлениях, в которых обычно указывается их положение на нашей планете. В качестве примера такой информации можно привести:

Огромное количество информации может считаться географической. Даже реклама торгового центра, в которой указан его адрес, является географической информацией. Но каковы основные ее источники?

Карты

Для человека удобнее всего картографическая форма представления информации. Найти карты можно в атласах, учебниках, других литературных источниках. Также сегодня множество топографических планов и карт можно найти в Интернете и других электронных источниках.

Научная литература

К научной литературе можно отнести учебники, энциклопедии, научные журналы, просветительскую литературу. Здесь можно найти описание разных территорий нашей планеты, особенностей их рельефа и обитающих там видов животных.

Научная литература – это основной источник информации о природе географических процессов и явлений. Именно в ней можно узнать про такие географические теории, как, например, дрейф материков.

Статистические справочники

Современные государства и международные организации постоянно собирают статистику о состоянии своих природных ресурсов и социально-экономической обстановке. Наиболее авторитетными источниками экономической статистической информации являются Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Отдельно стоит отметить данные, собираемые в ходе переписи населения. В ходе них определяется религиозный, этнический, расовый, возрастной, половой и языковой состав как всей страны, так и ее отдельных регионов, определяется доля безработных, собирается статистика о составе семей.

В сегодняшнем мире возрастает значение статистики, собираемой с использованием интернет-технологий. Можно оценивать посещаемость тех или иных сайтов в разных странах и регионах, анализировать активность пользователей социальных сетей. Иногда в географических исследованиях даже используют частоту поисковых запросов. Например, желание людей эмигрировать в другую страну можно оценить по запросам типа «стоит ли переезжать в США» или «что нужно для переезда в Беларусь».

Нормативно-правовые источники

К этой категории относятся законодательные акты государств, указы президентов и правительств. Во многих конституциях, в том числе и в российской, приводится перечень административных единиц (провинций), входящих в состав страны. Также законы определяют размер ряда экономических выплат (пенсий, пособий на ребенка) и устанавливают такие показатели, как минимальная оплата труда или прожиточный минимум. В свою очередь с использованием этих цифр рассчитывается уровень бедности и иные параметры страны. Нормативно-правовые источники позволяют определить уровень налогообложения в государстве.

Результаты социологических опросов

Иногда государство из идеологических соображений не собирает некоторую информацию либо ее искажает. Также есть информация, которая просто не относится к компетенции правительства. В этом случае на помощь географам приходят социологические опросы. Ученые на месте опрашивают население по интересующим вопросам, например, по политическим предпочтениям на ближайших парламентских выборах.

Наблюдения

Нередко необходимая информация не может быть получена никак иначе, кроме как с помощью наблюдения. В этом случае географ выезжает в интересующую его локацию и на месте проводит необходимые изыскания. В качестве примера можно привести экспедиции в джунгли Амазонки, в ходе которых ученые изучают эту уникальную экосистему.

Географоинформационные системы

Для их обозначения используется сокращение ГИС. Обычно такие системы представляют собой цифровую карту местности, с которой связаны пространственные базы данных, графические и прочие инструменты. Простейший пример – навигатор для поиска оптимального маршрута.

Фотоснимки из космоса и аэрофотоснимки

Современные технологии открывают перед нами и новые источники географической информации. Сегодня любой пользователь Интернета может посмотреть, как его дом выглядит на снимках из космоса! Информация, получаемая со спутников или других летательных аппаратов, без сомнения может считаться географической.

Источник

География

План урока:

Что изучают в курсе географии. Предмет изучения

География зародилась на заре человеческой мысли. За время своего существования эта наука не стала менее актуальной, наоборот, она и сейчас играет важную роль в жизни человечества, помогает решать глобальные проблемы, вопросы рационального использования и преобразования природной среды, ставит перед людьми определенные задачи, решение которых улучшает условия их жизни и деятельности.

А географ — это человек, изучающий географию, Землю, и все, что происходит на нашей планете.

Что изучает география определяет название науки. Оно пошло от грека Эратосфена, ученого, жившего во 2 половине III века н. э. в Александрии.

Эратосфен, древнегреческий ученый, давший название науке «география»

С древнегреческого «гео» и «графос» («Земля» и «пишу») переводится, как «землеописание», то есть география изучает Землю, земную поверхность, природу планеты, население и его хозяйственную деятельность.

В настоящее время представляет собой комплекс наук, тесно взаимодействующих друг с другом. Она охватывает практически все сферы нашей жизни, деятельность географа многогранна, но можно выделить три главных направления:

Что изучает физическая география? Эта ветвь имеет много интересных направлений, включает климатологию, почвоведение, гидрологию, палеогеографию (прошлое географической оболочки), геоморфологию, гляциологию (изучает льды), урбанистику (науку о городах) и многое другое. Физическая география изучает население, климат, природные зоны, рельеф. Включает в себя и древнейшую ветвь географии — страноведение, берущую начало в античном мире.

То, что изучает экономическая география, включает в себя знания о мировой экономике и экономике отдельных государств. Например, в старших классах мы изучаем географию промышленности, что относится также к сфере экономики. Социальная география рассматривает непосредственно общество, жизнь в нем людей, их взаимодействие между собой. Эти ветви тесно взаимодействуют друг с другом и представляют собой единой целое.

Картография — это наука о составлении географических карт, о которых поговорим на этом уроке, а также само их составление.

В курсе географии 7 класса мы продолжим изучать физическую географию. Материки, океаны, народы и страны будут предметом нашего изучения. Познакомимся с природой Земли, более подробно, чем в курсе начальной географии, рассмотрим свойства оболочек нашей планеты, население континентов, страны, народы, их быт и культуру, отличие друг от друга. Поговорим и о нашей стране, но подробнее изучим географию России в 8 классе.

Разнообразие источников географической информации. Географические карты

Географическая информация — это сведения о каких-либо географических явлениях и объектах, обычно с указанием их местонахождения. Даже адрес торгового центра будет являться информацией о географическом положении объекта. Источников для получения сведений очень много, и это не только географическая карта.

Ресурсами для получения сведений и знаний могут быть различные источники географической информации:

Первыми источниками были наблюдения. Результаты проведенных наблюдений отражались в рисунках, текстах, графиках, цифрах. Самым значимым итогом наблюдений стали географические карты.

Еще один важнейший источник знаний прошлого — страноведческие описания, в них путешественники записывали сведения о новых землях, которые посещали: описывали природу этих территорий, народы, населяющие новые земли, их культуру и т.д.

Источников много, но ни один из них не может существовать отдельно, только комплекс наработок может дать полноценные знания.

Географическая карта — «второй язык» географии

Карта — наглядное средство хранения географической информации о Земле, о странах, о России, в частности, и один из лучших источников получения знаний, модель реальной действительности.

Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Впервые появились в Древней Греции и Древнем Риме. Расцвет картографии приходится на период Великих географических открытий. Знания, полученные тогда мореплавателями, должны были быть осмыслены и оформлены. Эту задачу в то время взял на себя Герард Меркатор, фламандский географ и картограф XVI века.

Знание карты в наши дни необходимо, ее надо понимать и научиться читать. Язык данного источника информации особый, состоящий из графических символов, каждый из которых имеет свое значение. Он состоит из линий, контуров, стрелок, геометрических фигурок, буквенных символов, цвета, фона, фигур, изображающих объекты и явления. Понимать карту значит не только знать эти графические символы, но и видеть масштаб, градусную сетку, уметь определять расстояния и направления. Каждая карта имеет свою легенду, представляющую собой свод знаков, использующихся на данном источнике географической информации. В легенде иногда располагаются и дополнительные сведения: например, профили, таблицы, шкала глубин и высот.

Карты очень разнообразны. Классифицировать их можно по следующим признакам:

По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные (тематические). На первых изображается земная поверхность с объектами рельефа, растительного покрова, вод, государственных и административных границ, ледников, городов и др. Сюда можно отнести физические карты и крупномасштабные топографические, на которых территории изображены подробно. Тематические карты очень разнообразны: в эту категорию входят геологические, тектонические, климатические карты, карты населения и другие, то есть многообразные физико-географические и социально-экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления. Отсюда вывод: специальные карты делятся на 2 большие группы: карты природных явлений и экономические карты (общеэкономические и отраслевые).

План описания географической карты: чтение источника информации

Для того, чтобы сделать характеристику географической карты, нужно определить ее тип. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

Ответы на заданные вопросы в результате дадут подробную характеристику источника географических знаний.

Методы географической науки

В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:

С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:

— изучение территориальной организации;

— оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;

— исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.

Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.

Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее. А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем.

На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.

Источник

Объясните Какова роль современных источников географической информации В научных исследованиях и жизни людей

Ответ или решение 2

Для чего необходимы источники географической информации. Смотреть фото Для чего необходимы источники географической информации. Смотреть картинку Для чего необходимы источники географической информации. Картинка про Для чего необходимы источники географической информации. Фото Для чего необходимы источники географической информации

Для чего необходимы источники географической информации. Смотреть фото Для чего необходимы источники географической информации. Смотреть картинку Для чего необходимы источники географической информации. Картинка про Для чего необходимы источники географической информации. Фото Для чего необходимы источники географической информации

Для того, чтобы ответить на этот сложный вопрос, нужно разобраться с некоторой теорией, способной улучшить понимание. Также я бы хотел отметить, что ответ на вопрос получится субъективный, потому что каждый отдельно взятый учёный пользуется своими методами. Поэтому описанная мною роль подойдёт далеко не для всех учёных, а только для большинства учёных в мире.

Что такое географическая информация и научные исследования

Как я уже говорил выше, для улучшения качества понимания, необходимо просмотреть некоторую теоретическую информацию, а именно определения терминов. Как известно информация по сфере возникновения делится на:

Роль географической информации в научных исследованиях

После того, как я просмотрел некоторое количество теоретических данных, я могу приступить к ответу на вопрос.

Какова роль современных источников географической информации в научных исследованиях?

Как известно никакая наука в мире не стоит на месте, потому что если она будет стоять на месте, тогда она уже не будет ей считаться. В географии есть очень много непонятных явлений и не открытых недр. Например строение планеты внутри было доказано с помощью специальных приборов и целого отряда учёных-физиков и химиков. Поэтому научные исследования вносят неоценимый вклад в развитие географии и без этих исследований не представлялись бы возможным многие вещи, такие как полёт в космос и полёт на самолёте.

Источник

Работа с источниками на уроках географии: готовимся к ОГЭ

Источники географической информации

На ОГЭ практически нет заданий на работу с окружающей действительностью и с объемными источниками. Зато есть много заданий, связанных с картографическими и знаково-символическими материалами. Они проверяют не только знание географии, но и умение извлекать информацию из таблиц, графиков (универсальное учебное действие).

Работа с картами

Известный картограф и методист Гавриил Грюнберг выделил три приема работы с картой:

Эти умения пригодятся на ОГЭ 2018 года в следующих заданиях:

№ 18. Определение расстояний. Типовая формулировка: «Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки (А) до точки (М). Полученный результат округлите до десятков метров». В этом задании необходимо измерить линейкой расстояние между токами и умножить его на масштаб. В некоторых заданиях также нужно учитывать горизонтальные и вертикальные масштабы.

№ 19. Определение направлений. Типовая формулировка: «В каком направлении от объекта (М), расположен объект (К)». На мелкомасштабных картах направления определяются с помощью градусной сетки, то есть параллелей и меридианов. С топографическими картами проще: параллели и меридианы, которыми являются рамки карты, пересекаются под прямыми углами, поэтому север обычно вверху, а остальные стороны горизонта расположены соответственно.

№ 20. Решение практических задач по определению качеств окружающей среды. Компетентностно-ориентированное задание. Пример: «Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования приведите два довода». Обычно в ОГЭ в таких заданиях представлены топографические, а не мелкомасштабные карты. Рельеф на них изображен посредством горизонталей, бергштрихов и отметок высот. Закономерность: чем ближе горизонтали расположены друг к другу, тем склон круче.

№ 21. Использование знаний и умений для чтения карт. Типовая формулировка: «На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А-В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?»

№ 22. Поиск информации, необходимой для изучения объектов. Типовая формулировка: «Картой какого из районов необходимо воспользоваться, чтобы. »

Работа со статистиками

Статистические данные в заданиях часто представлены в форме графиков и таблиц.

Пример задания с таблицей. В источнике отображены сведения по миграции населения в Калужской и Тульской областях за 2012 г., количество прибывших и выбывших по показателям: внутрирегиональная миграция, межрегиональная, международная. Задание: «Определите миграционный прирост всего населения Калужской области в 2012 году». Поскольку речь идет обо всем населении Калужской области, необходимо определить, сколько людей прибыло и убыло в 2012 году. Суммируем прибывших в рамках внутренней миграции и международной миграции, аналогично складываем количество убывших. Для вычисления миграционного прироста вычитаем из количества приехавших в Калужскую область число уехавших.

Работая с графиками, дети должны уметь отвечать на вопросы:

Пример задания с графиком № 1 из актуальной демоверсии ОГЭ. Дан график международной миграции в России. На осях: градация по тысячам человек и по годам. Линии графика показывают иммиграцию и эмиграцию. Вопрос: «В каком году из показанных на графике в Россию на ПМЖ въехало наименьшее число людей?» Варианты ответа: 1. 2009 2. 2010 3. 2011 4. 2012. Если речь идет о въехавших, то имеется в виду иммиграция. По соответствующей линии ученик читает, что в 2009 году въехало 280 тыс.чел., в 2010 — 192 тыс.чел.; 2011 — 357, тыс. чел; 2012 — 418 тыс. чел. Таким образом, правильный ответ: 2. 2010 год.

Некоторые задания со статистиками нужно решать не географически, а некоторые скорее математически:

Пример задания с графиком № 2 из открытого банка упражнений. Дан график воспроизводства населения Брянской области. На осях: градация по тысячам человек и по годам. Линии показывают уровни смертности и рождаемости. Задание: «Определите естественный прирост населения в Брянской области в 2012 году». Судя по графику, в 2012 году рождаемость составила 14391 человек, а смертность — 19857 человек. Вычитаем из второго значения первое, получаем ответ, что естественный прирост населения в 2012 году был отрицательный (естественная убыль) и составил −5466 человек.

В таких заданиях рассматриваются разные темы, не только изменение количества людей, но и, например, данные по импорту и экспорту — при этом суть остается неизменной.

Работа с климатическими диаграммами

Климатическая диаграмма — специфический для географии источник информации. Она совмещает график (годовой ход температуры) и столбчатые диаграммы, показывающие количество осадков по месяцам (сезонам) года. Ученик должен уметь отвечать на вопросы:

Используя диаграммы возможно определить, какая средняя температура воздуха была в данном месяце, какое количество осадков выпало в этом месяце. Цифры в центре могут означать годовую сумму осадков или среднегодовую температуру воздуха.

Упражнение «Верно ли утверждение?» поможет натренировать учеников читать диаграмму. Примеры утверждений: «Среднемесячные температуры воздуха в марте и декабре примерно одинаковые» (правильный ответ «Да»), «Лето не только самый теплый, но и самый сухой сезон года» (правильный ответ «Нет»).

Задания в ОГЭ и ЕГЭ требуют производить анализ климатических диаграмм. Например, в результате анализа необходимо определить принадлежность пункта с изображенным климатом к климатическому поясу или области. То есть в заданиях на работу с климатическими диаграммами нужно не только уметь их читать, важно также разбираться в климатических поясах, знать карты «Климатические пояса и области мира» и «Климатические пояса и типы климатов России».

Типовое задание. Даны карта мира, на которой буквами отмечены несколько мест, и климатическая диаграмма. Задание: «Проанализируйте климатическую диаграмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены на диаграмме». Для начала нужно прочитать диаграмму, а далее действовать методом исключения. Например, если температуры круглый год положительные, но летом — не слишком высокие, значит, речь идет о тропических, а не умеренных широтах. Если осадков много и их максимальный уровень приходится на зиму, то ответ, вероятно, будет относиться к средиземноморским субтропикам южного полушария.

Познакомиться подробнее с заданиями ОГЭ по географии можно на сайте ФИПИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *