Для чего нужен бухучет в логистике
Складской учет в 1С 8.3 Бухгалтерия
Достоверная информация о наличии товарно-материальных ценностей на складах компании влияет не только на эффективность работы отдела закупок, но и позволяет планировать производство. Ведение учета по складам в программе 1С Бухгалтерия позволяет получать интересующие данные с использованием различных фильтров.
Настройка складов в 1С
Если компания имеет несколько структурных подразделений – оптовых или розничных складов, проводить настройку складского учета необходимо с введения двух или более позиций. Для того чтобы добавить новое структурное подразделение, обратитесь к меню «Справочники» – «Товары и услуги» – перейдите к разделу «Склады».
По умолчанию в программе уже создан Основной склад. При необходимости его можно переименовать или изменить тип.
Для создания новой единицы воспользуйтесь опцией «Создать» – окно ввода данных откроется через несколько секунд.
В открывшейся форме укажите информацию в полях, обязательных для заполнения – наименование склада, тип (оптовый или розничный), тип цен (при необходимости можно добавить свое значение), ответственное лицо. В нашем случае создадим Склад №2 (тип – розничный).
Таким образом, мы создали две структурные единицы – Склад №1, Склад № 2. Если у вас остались какие-либо вопросы по разделу, обратитесь к нашим специалистам.
Автоматизация складской логистики в 1С
Ввод начальных остатков в 1С
Необходимое условие для ведения корректного учета – ввод остатков на начало года. Перейдите в главное меню и выберите опцию «Помощник ввода остатков».
После открытия окна помощника ввода остатков выберите, по каким счетам необходимо ввести остатки. В данном случае остатки вводятся по 41 счету – «Товары».
Возможно, Вам удобнее увидеть как настроить работу по складам в 1С через бесплатные видео-уроки по 1С в сервисе Бит.Личный кабинет.
Необходимо задать дату ввода остатков – это последний день предыдущего месяца. Дата документов (31.12.2017 года) будет установлена автоматически, если остатки вводятся 1 января последующего года. Заполните другие поля – номенклатуру (наименования товаров), стоимость и количество.
.Для проверки остатков товаров на складе можно воспользоваться аналитическими инструментами. Перейдите в раздел меню «Склад» – «Отчеты» – выберите пункт «Остатки товаров».
В открывшейся форме выберите период, на который необходимо проверить остатки обратиться к опции «Сформировать». Установив фильтры, можно также получить информацию по каждому складу. Информация будет представлена в виде таблицы через несколько секунд.
Для того чтобы оформить поступление товаров и услуг, воспользуемся разделом «Покупки» создадим документ «Поступления (акты, накладные)». При создании документа в форме присутствует раздел «Склад».
После наведения курсора на вкладку «Склад» можно выбрать нужное подразделение из раскрывающегося списка или создать новое, кликнув на опцию «Создать». Выберите, куда необходимо оприходовать товар.
В нашем случае выберем оптовый Склад № 1. В качестве примера добавим номенклатуру – «Компьютер в комплекте» – поставка осуществляется в размере 80 штук.
Перемещение товаров в 1С
Наиболее часто встречаемый тип перемещения в программе 1С – с Оптового склада на Розничный (например, когда осуществляется передача со склада на склад в магазине розничной сети). Для перемещения наименований перейдем в раздел «Склад» и выберите опцию «Перемещение товаров». Через несколько секунд будет открыт журнал регистрации перемещенных наименований – сформируем электронный документ «Перемещение товаров».
Заполните необходимую информацию – выберите дату перемещения, укажите склад-отправитель (в нашем случае это Оптовый склад), получателя (Розничный склад). Добавить товары к перемещению можно как вручную, предварительно выбрав их из справочника, так и автоматически, воспользовавшись опцией «Подобрать». В нашем примере добавим 50 штук номенклатуры «Компьютер в комплекте» и переместим их с Оптового склада на Розничный.
Запишем и проведем документ при помощи опции «Записать и закрыть». После проведения документа повторно сформируем отчет «Остатки товаров»
Выбытие (списание) со склада
Программа 1С делает процедуру списания товаров и материалов со склада максимально простой. Для того чтобы списать материалы в производство, создадим и проведем документ «Требование-накладная». Для оформления документа обратимся к разделу «Склад», в подразделе «Склад» выберем «Требования-накладные».
В открывшейся форме выберем склад, с которого будут списаны материалы для нужд производства. Обратите внимание, что опция активна и до нажатия на кнопку «Создать».
Как только вы обратитесь к кнопке «Создать», наименование склада будет заполнено автоматически.
Заполним другие реквизиты – строку «Склад» (показывает, с какого склада осуществляется списание материалов в производство). В нашем случае товары списываются с Оптового склада № 1.
Укажем наименование материалов к списанию. Предварительно создадим номенклатуру «Цемент» и добавим ее в документ. Введем количество товара – 350 кг. и обратимся к опции «Провести и закрыть». После того как документ сохранен и проведен, сформируем отчет «Остатки товаров».
Важно: в данном примере мы специально ввели количество материалов, превышающее фактические остатки на складах. Система позволит списать продукцию с превышением, так как ранее при настройке программы в разделе «Администрирование» – «Проведение документов» был включен параметр «Разрешить списание запасов при отсутствии остатков по данным учета». В противном случае необходимо было бы ввести остатки повторно.
Далее расскажем, как осуществляется контроль отрицательных остатков в программе 1С.
Инвентаризация товаров в 1С
Автоматизированный учет на складе – это не только использование аналитических отчетов, но и электронное оформление результата проведенной инвентаризации. Для этого в программе 1С в разделе «Инвентаризация» предусмотрено несколько опций:
Рассмотрим каждый из документов более подробно.
Создадим документ «Инвентаризация товаров» для Оптового склада № 1.
Выберем документ «Инвентаризация товаров» и введем информацию нажатием кнопки «Заполнить». Сведения по остаткам бухгалтерского баланса будут отражены в создаваемом документе автоматически. Обратите внимание, что после перемещения номенклатуры фактический остаток позиции «Компьютер в комплекте» составляет 40 единиц.
Предположим, что фактический остаток составляет не 40, а 39 штук. Для внесения изменений достаточно откорректировать информацию в графе «Количество фактическое». 1С автоматически проведет расчет суммы отклонения (отрицательное число будет выделено красным цветом).
Далее заполним оставшиеся вкладки – «Проведение инвентаризации», укажем причину выполнения работ и даты, в течение которых они будут осуществляться.
Следующий шаг – заполнение раздела «Инвентаризационная комиссия». Обратите внимание, что в составе комиссии должно числиться не менее 3-х сотрудников, а также материально ответственное лицо (в нашем случае таковым является Петр Сергеевич Иванов).
Для того чтобы отразить результаты проведенной инвентаризации в программе, проведем документ «Списание товаров».
Обратите внимание, что в строке «Инвентаризация» программа позволяет определить документ-основание для списания недостающей номенклатуры. После того как документ будет выбран, обратитесь к опции «Заполнить» – данные будут перенесены автоматически.
Проверим остатки товаров на складах после проведения списания номенклатуры «Компьютер в комплекте», сформировав аналитический отчет по выбранному подразделению.
Если все шаги выполнены верно, фактическое наличие товара «Компьютер в комплекте» составляет 39 штук. Рассмотрим противоположную ситуацию – в процессе инвентаризации был обнаружен излишек номенклатуры в количестве 2 штуки.
Как и в предыдущем примере, создадим документ «Оприходование товаров», выберем документ-основание (в нашем случае таковым является «Инвентаризация товаров» – все сведения будут перенесены в новый документ автоматически.
Сформированный после проведения «Оприходования товаров» складской отчет указывает на то, что на складе доступно 42 шт. номенклатуры «Компьютер в комплекте».
Контроль отрицательных остатков
Обратим внимание на то, что в нашем примере по номенклатуре «Дизельное топливо» присутствует отрицательное сальдо в количестве 2 000 л. Таким образом, мы провели отгрузку товара, которого фактически не присутствовало ни на одном из складов компании – поступление номенклатуры от поставщика не было отражено в программе.
Для того чтобы исключить ошибочные моменты, при автоматизированном учете по скальдам используется опция «Контроль отрицательных остатков». Для формирования перейдем в раздел «Склад» – «Отчеты».
Далее установим период составления отчета и обратимся к опции «Сформировать».
Когда контроль отрицательных остатков выключен, это позволяет быстро и эффективно отследить отражения и поступления в бухгалтерском учете материальных отчетов ответственных лиц, а также исключить пересортицу. В противоположном случае программа 1С не позволит провести соответствующие документы
Если кроме трудностей в настройке и ведении складского учета вы столкнулись с другими вопросами, обратитесь к нашим специалистам.
Основные нюансы бухгалтерского учета в транспортной компании.
Транспортные компании, как и другие субъекты предпринимательства, обязаны вести бухгалтерский, налоговый учет. Тот и другой во многом обусловлены спецификой осуществляемой деятельности. Тип учета определяется применяемым режимом налогообложения. ОСНО делает бухгалтерию сложнее и специфичнее. На ЕНВД, УСН перевозчик может позволить себе вести упрощенный бухгалтерский, налоговый учет. Но применять такие режимы может не каждая транспортная компания.
Специфический и достаточно сложный учет финансово-хозяйственных операций в рамках осуществления грузоперевозок или пассажирских перевозок обусловливает необходимость применения комплексного, профессионального подхода к его организации. Формальная бухгалтерия – не лучший выбор для транспортной компании.
Специфика деятельности перевозчика.
Существует ряд общих особенностей учета, не зависящих от применяемого режима налогообложения. Они касаются прежде всего наличия особого перечня затрат, ассоциированных с появлением права на оказание профильных услуг и обеспечением функционирования транспортных средств. К специфическим затратам относят оплату услуг регистрации транспорта, страховок, материалов для текущего ремонта машин, ГСМ, техобслуживания и т.п.
Также у любого перевозчика есть обязанность по исчислению и уплате транспортного налога. Правила его расчета установлены НК (гл. 28). Но налог имеет региональные особенности. Их необходимо учитывать, отражая соответствующие суммы в учете и отчетных документах.
Специфичным бухучет в транспортной компании делает и профильный документооборот. Применение путевых листов, авиагрузовых или железнодорожных накладных, коносамента, документов о перегрузке с одного вида транспорта на другой, товарно-транспортных накладных заметно усложняет работу специалистам бухгалтерии.
Есть необходимость снизить нагрузку на штатное подразделение? Передайте часть функций на аутсорсинг. Хотите оптимизировать затраты на ведение учета, получить гарантии его качества, минимизировать фискальные риски? Закажите комплексное бухгалтерское обслуживание транспортной компании. Профильный аутсорсер возьмет на себя соответствующие функции и ответственность за их реализацию.
Специфика бухучета при перевозках.
Транспортная компания, по сути, является поставщиком услуг. Оказание последних должно надлежащим образом оформляться документально и отражаться в бухгалтерском учете. Специфика отражения финансово-хозяйственных операций определяется форматом услуг.
Если перевозка является самостоятельной услугой или она выделена отдельно в договоре на поставку продукции, в учете доходов и расходов она отражается отдельным видом деятельности с проведением выручки от реализации по дебету счета 62, НДС от реализации – по дебету счета 90. Все затраты по оказываемым услугам учитываются в финрезультате. Для этого осуществляется проводка Дт 90 Кт 20, 26. Прямые затраты отражают проводки Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70, а косвенные – Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76.
Несколько иначе учитываются затраты на доставку, если последняя включена в стоимость товара, осуществляется силами продавца в рамках заключенного договора о поставке. В данном случае перевозка отдельным видом деятельности не является. Расходы на оказание услуг являются расходами по продажам (коммерческими расходами). Для учета затрат на доставку товара делается проводка Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70. Отнесение затрат на финрезультат фиксируется в учете по дебету счета 90 и кредиту счета 44.
Что нужно для правильного учета затрат?
Ошибки в учете затрат ведут к искажению налогооблагаемой базы, негативным фискальным последствиям. Как снизить актуальные риски? Достаточно грамотно организовать и вести бухучет. Особое внимание рекомендуется обратить на отражение в учете всех используемых компанией транспортных средств. В балансе отражается собственный транспорт компании. За балансом – арендованный. Что касается лизинговых машин, они могут отражаться в балансе получателя, если учитываются стандартным способом. Транспорт, полученный в лизинг, учтенный на балансе лизингодателя, получатель отражает в учете за балансом.
Отдельно следует отметить отнесение ГСМ в затратную часть учета. Во избежание ошибок рекомендуется проверить правильность списания материалов. Актуальные нормы для отдельных отраслей утверждены федеральными нормативно-правовыми актами. Если для транспортной компании они неактуальны, должны быть разработаны собственные нормы списания ГСМ, не противоречащие действующему законодательству. Свою специфику имеет и организация учета расхода ГСМ. Он учитывается отдельно по каждому транспортному средству. Излишки расхода относятся в затраты без уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли.
Транспортной компании не обойтись без отражения в учете операций по приобретению сезонных шин. Материалы, рассчитанные на несколько сезонов, будут выдаваться со склада и приниматься на хранение неоднократно. Указанные операции в обязательном порядке отражаются в учете.
Имеют место у перевозчика и непеременные расходы. К ним относится ТО транспорта, страхование, периодический техосмотр, обязательные первичные, предрейсовые медицинские осмотры водителей. Также непеременными расходами признается оплата:
услуг по очистке машин, взвешиванию грузов, выполнению погрузочно-разгрузочных работ;
использования платных дорог;
перерывов в работе водителей.
Как сделать бухучет эффективным?
Бухгалтерия любого (пассажирского, грузового) перевозчика достаточно специфична. Организовать ведение учета можно несколькими способами. При формировании штатного непродуктивного подразделения важно уделить особое внимание подбору персонала. Специалистам без опыта работы в соответствующей отрасли может потребоваться немало времени на обучение. Готовы ли вы за это платить?
Вторым способом организации учета является аутсорсинг. Он может быть частичным и полным. В первом случае на внешнее управление передаются отдельные функции бухгалтерии, например: учет доходов и расходов, расчет налогов и отчетность, кадровый учет. Комплексное бухгалтерское сопровождение перевозчика предусматривает формирование полноценной внешней бухгалтерии. Заказчик при этом оплачивает только актуальные услуги. Подбор персонала, обучение, повышение квалификации, выплата зарплаты, отпускных, больничных – забота профильной компании. Она же рассчитывает и платит зарплатные налоги, страховые взносы за сотрудников бухгалтерии. Реальная экономия средств делает аутсорсинг выгодным, а формат сотрудничества – удобным.
Еще одним преимуществом передачи бухучета на внешнее управление является снижение рисков допущения ошибок в отчетности и получения доначислений, штрафов. Аутсорсер несет юридическую, финансовую ответственность. При выявлении налоговиками ошибок в декларациях и применении санкций погашать пени и штрафы будет исполнитель, а не заказчик услуг.
Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки
онлайн-обучение с выдачей документа об образовании
Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Грузоперевозки и ведение учета
Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.
Владелец транспорта
Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.
Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.
В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:
Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.
Переход права собственности
Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.
Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.
Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.
Учет грузоперевозок: признание расходов
Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…
Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы
Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.
Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.
Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.
Законодательство о бухгалтерском учете включает:
до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): | с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4): |
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ | все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты |
Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:
Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.
В чем же именно проявляется разница?
Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.
К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.
По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.
Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.
Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.
Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).
Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.
А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).
Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Бухгалтер — профессия творческая
В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:
Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.