Для чего нужен интернет на предприятии
Роль интернета для работы компаний
Были времена, когда служащие должны были самостоятельно добывать себе нужную информацию, а затем «вырезать ее и вставлять» в свои коммерческие предложения, электронные презентации либо же обучающиеся модули. Иными словами, выполнять целую серию подготовительных мероприятий. При этом вся информация хранилась в канцелярских шкафах компании.
А сейчас можно решить все эти вопросы на более современном уровне, ведь посредством интернет есть возможность интерактивным способом получить важную информацию, которая понадобится и в дальнейшем. И, понятное дело, очень важно, чтобы все филиалы компании говорили своим клиентам одни и те же «сказки». Сейчас, вероятнее всего, не найдется такой компании, которая бы не имела хотя бы самого примитивного сайта-визитки в интернете.
Ведь с помощью Всемирной Паутины можно осуществлять обмен информацией со своими партнерами по самым разным темам, включая технологии, услуги, изделия, новости, стандарты и т.д. По аналогии с партнерами, клиентам тоже можно очень быстро сообщать нужные сведения, включая вашу рекламу, последние новости и т.д. Помимо этого, клиенты смогут сообщить свое личное мнение об организации, выразить свои пожелания, критику, предложения и т.д. А если рассмотреть интернет с позиции маркетинга, то стоит отметить, что элементы классических коммерческих программ можно интегрировать внутри среды сети для того, чтобы создать целевой маркетинг, удовлетворяющий самым разным запросам клиентов.
И такой, который бы обслуживал их в ходе сервиса и продажи. В итоге возможно построение более длительных и выгодных связей. С помощью этого взаимодействия осуществляется переход от однонаправленного информационного потока до конструктивного двустороннего сотрудничества. Стоит отметить, что в последнее время появилась необходимость регулярно пересматривать стиль деловых связей человек-человек и человек-организация.
Сейчас любой служащий имеет возможности моментально предоставить отчет о работе, рассказать о своих решениях, а также передать опыт другому человеку. Кроме этого, власть служащего тоже дает определенные обязательства для каждого члена организации. С помощью интернета компания может переоценить все свои составляющие: политику, процедуры, роли, инфраструктуру, обязанности.
И вообще, интернет является общемировой сетью для передачи данных в электронном варианте. С помощью протокола TCP/IP информация передается, а используют его различные сетевые сервисы, которые на свое усмотрение потом применяют полученную информацию. Можно с уверенностью заявить, что Всемирная Паутина интернет смогла вполне успешно решить вопрос о передаче информации, предоставив при этом возможность получать ее в любой части мира и в любое время.
Иными словами, информация — это сила. И, если раньше с ней было связано много разных трудностей, потому что не было таких широких возможностей для получения именно достоверной информации или же приходилось на это затрачивать много драгоценного времени, которое было упущено для того, чтобы решить определенные задачи своевременно. То сейчас мы имеем доступ к информации прямо на своем рабочем столе без каких-либо особых для этого требований и приспособлений.
Кроме этого, любой рядовой пользователь глобальной сети может создавать информацию на те темы, о которых он достаточно хорошо осведомлен. Именно поэтому она является более качественной, потому что исходит непосредственно из источника. Таким образом, человек обслуживает информацию, которую в последствии можно будет прочесть в любом браузере, размещая ее на сервере. Благодаря такому типу редактирования создается рабочий процесс внутри самой организации. Помимо этого, вы имеете возможность скрывать конфиденциальную информацию от посторонних лиц либо же предоставлять ее наиболее оптимальным для вас способом.
Образец регламента использования работниками организации ресурсов сети Интернет
РЕГЛАМЕНТ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Регламент разработан для повышения эффективности работы сотрудников (далее – Предприятие), использующих электронные информационные ресурсы глобальной сети Интернет, и повышения уровня информационной безопасности локальной информационно-вычислительной сети Предприятия.
1.2. Руководство Предприятия устанавливает постоянный контроль и полностью специфицирует виды информации, к которой разрешен доступ тому или иному работнику. В случае нарушения сотрудником Предприятия данного Регламента работник будет отстранен от использования ресурсов сети Интернет.
2. НАЗНАЧЕНИЕ ДОСТУПА К РЕСУРСАМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
3. ДОСТУП К ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМ
3.1. Предприятие обеспечивает доступ пользователей локальной сети к ресурсам сети Интернет по специальным каналам связи в соответствии с настоящим Регламентом.
3.2. Без согласования с руководителем структурного подразделения, в котором работает сотрудник, и IT-менеджером Предприятия запрещена самостоятельная организация дополнительных точек доступа в Интернет (удаленный доступ, канал по локальной сети и пр.).
4. РЕГИСТРАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
4.1. Каждому подключенному к сети компьютеру назначается ответственный за этот компьютер пользователь, информация о котором заносится в базу данных пользователей соответствующего домена локальной сети Предприятия. Регистрация выполняется системным администратором в соответствии с «Правами доступа сотрудников Предприятия к внутренним и внешним электронным информационным ресурсам». Пользователь обязан хранить свои идентификационные данные (пароли и т.п.) в тайне, запрещена передача идентификационных данных третьим лицам. За все деструктивные действия, произведенные в сети, отвечает сотрудник – пользователь учетной записи (идентификационных данных), использовавшейся при их проведении. При подозрении на то, что идентификационные данные стали известны третьим лицам, пользователь должен немедленно обратиться к IT-менеджеру Предприятия с целью их изменения.
5. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
6. ОБРАЩЕНИЕ В ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ ИМЕНИ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. Работа в сети Интернет, общение с другими организациями могут быть связаны с необходимостью изложения своих взглядов по отдельным вопросам. Если сотрудник Предприятия высказывает в сообщении собственное мнение, то указанный сотрудник обязан предупредить об этом в конце сообщения фразой: «Прошу считать, что в сообщении указано мое личное мнение, которое необязательно отражает взгляды и политику Предприятия» – по предварительному согласованию с непосредственным руководством.
6.2. Официальные обращения по электронной почте к должностным лицам организаций-партнеров и организаций-заказчиков продукции и услуг Предприятия осуществляются по указанию генерального директора, заместителя генерального директора, начальника соответствующего структурного подразделения.
7. ВРЕМЯ РАБОТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
8. КОНТРОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
8.1. Администрация Предприятия оставляет за собой право в целях обеспечения безопасности электронной системы производить выборочные и полные проверки всей электронной системы и отдельных файлов без предварительного уведомления работников.
8.2. IT-менеджер Предприятия ведет учет использования ресурсов сети Интернет, обеспечивает контроль за соблюдением настоящего Регламента, обеспечивает безопасное использование ресурсов сети Интернет в соответствии с «Обязанностями информационной службы по обеспечению доступа к ресурсам сети Интернет».
8.3. После утверждения настоящего Регламента все пользователи Предприятия под личную роспись знакомятся с Регламентом и его приложениями.
Подбор оптимального интернета для предприятия
В нашу эру высоких технологий, весьма трудно представить себе бизнес, который смог бы полноценно функционировать без подключения к всемирной сети (торговля на рынке — не в счёт). Часто бывает так, что при пропаже интернета работа на предприятии полностью парализуется, и дело совершенно не в том, что менеджеры теряют возможность обновлять статус на facebook… Ведь без интернета мы лишены возможности списываться с клиентом, принимать и отправлять заказы, осуществлять оплату контрагентам посредством интернет-банкинга и т.д. Именно поэтому, совершенно нелишним будет тщательнейшим образом подойти к вопросу выбора подключения к сети интернет для предприятия.
Выбор есть
Требования к доступу в интернет для небольшой компании предельно просты: стабильно высокая пропускная способность канала и отсутствие перебоев в работе. За все это хотелось бы платить не более 20-35$ в месяц.
Выбрать интернет для предприятия — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Помимо способа подключения, от которого напрямую зависит бесперебойность связи и скорость трафика, необходимо обеспечить защиту данных. Начиная от внутреннего документооборота и бухгалтерии, и заканчивая перепиской сотрудников с клиентами и партнерами. Если подобная информация попадет в руки конкурентов и злоумышленников, последствия могут быть плачевными. Поэтому присматриваясь к провайдеру и стоимости его услуг, «экономить на спичках» явно не стоит.
«В рамках дела о возврате похищенных активов банка, которое мы ведем уже 7 лет, на нас неоднократно совершались хакерские атаки. Поэтому за последние годы мы внедрили ряд решений, чтобы обеспечить полную сохранность информации клиентов на наших серверах. Теперь IT-безопасность нашей компании обслуживают параллельно внутренние и аутсорсинговые сотрудники. Также для минимизации утечек информации мы используем две несвязанные между собой группы компьютеров: внутренние, без подключения к интернету, и внешние, которые подключены к глобальной сети. Вся важная информация создается и хранится только на внутренних компьютерах», — делится опытом Роман, старший партнер столичной юридической фирмы.
До 24
Коммутируемый доступ в интернет, который не позволял работать на скорости выше 56 Кбит/с, практически канул в лету. А вот xDSL (ADSL) подключение, пришедшее вслед за пищащими модемами, все еще используется. И не только в регионах, но и в крупных городах. В том числе, в столице. ADSL, равно как и архаичный Dial-Up, использует телефонную линию. Но так как подключение осуществляется через отдельный порт, то телефон не выдает сигнал «занято». Скорость передачи данных через ADSL, правда, не превышает 24 Мбит/с. Причем очень многое зависит от телефонной линии и провайдера. Поэтому, как правило, реальная пропускная способность такого канала не превышает 6-8 Мбит/с. Для того, чтобы качать огромные массивы данных, мало.
До 100
Подключение ко всемирной паутине, которое наиболее распространено как в высотных домах, так и во многих нежилых зданиях, осуществляется по технологии FTTB (Fiber То Building). И поскольку офисы частных предпринимателей, клиентов малого и среднего бизнеса расположены в многоквартирных домах, жилищно-офисных комплексах, им удобнее всего подключаться к скоростному интернету именно по FTTB. Суть данной технологии заключается в том, что на входе в здание устанавливается специальный коммутатор. Он соединен со станцией провайдера отдельной оптической линией, а к абоненту прокладывается витая пара, которая подключается непосредственно к компьютеру/ноутбуку, либо к wi-fi роутеру, который раздает интернет для предприятия.
До 1000
Самая передовая технология кабельного интернета на сегодня — это волоконно-оптические сети (ВОЛС). Именно они позволяют добиться скорости до 1 Гбит/с. Особенность ВОЛС в том, что абоненту напрямую в офис или производственное помещение подводится оптический кабель, который подключается к медиаконвертеру или sfs-модулю (их задача — преобразовать электрический сигнал в оптический и обратно), после чего сигнал через роутер передается непосредственно на офисное оборудование. ВОЛС отличаются небольшим объемом и весом, имеют высокую степень защиты от помех, так как оптическое волокно производится из диэлектрических материалов, которые невосприимчивы к влиянию электромагнитных волн. Кроме того, оптоволоконные сети обладают долгим временем службы — срок их эксплуатации достигает 25 лет. А еще, в отличие от медных кабелей, их не крадут. То есть риск вандализма — минимален.
Интернет для предприятия без разрывов
Выбирая провайдера сети интернет для предприятия, прежде всего, стоит выяснить, какой район города он обслуживает, и каковы возможности подключения к конкретному зданию или сооружению. Также стоит учесть, что в «обжитых» офисных центрах уже есть один или несколько провайдеров, которые предоставляют интернет-услуги. Поэтому с подключением проблем быть не должно. Хотя бывают ситуации, когда арендодатель навязывает арендаторам свою карманную компанию по завышенным в разы тарифам и с отвратительным сервисом. Причем выбрать другого провайдера — невозможно. Поэтому подобные нюансы следует выяснять еще на этапе выбора офиса.
Очень важно, чтобы провайдер обеспечивал круглосуточную поддержку и обладал штатом специалистов, которые в случае аварии могли оперативно устранить разрыв кабеля или отремонтировать вышедшее из строя оборудование. Если кто-то из расположенных рядом офисов уже пользуется услугами конкретной компании, не лишним будет поинтересоваться, насколько стабильное у соседей интернет-соединение, как часто бывают перебои в работе и действительно скорость подключения отвечает обещанной или нет.
Сказанные выше предосторожности — совершенно не лишние, ведь провайдеры хитрят и нередко указывают в своих тарифах пропускную способность канала «до». Поэтому в итоге может быть не 100 Мбит/с, а 10 или 20 Мбит/с. Кстати, еще один существенный вопрос — где находятся оборудование и серверы провайдера, насколько они защищены. Их работоспособность и безопасность является залогом стабильного доступа в интернет и защищенности данных. Поэтому репутация провайдера имеет колоссальное значение: если к нему регулярно заглядывает «маски-шоу», такого провайдера стоит сменить.
И, напоследок: для устойчивости бизнеса лучше иметь одного основного провайдера, а второго — резервного. Второй должен быть не менее качественным и репутационно чистым, экономить на нем в этом смысле не стоит. Ну а чтобы не переплачивать, есть смысл купить у резервного самый скромный тарифный план — сугубо «для поддержки штанов».
Без проводов
У FTTB есть несколько преимуществ:
Хотя практика показывает, что даже среднему по масштабам офису, который не злоупотребляет объемами трафика, канала на 50 Мбит/с хватит с лихвой.
Это выгодное решение для тех предпринимателей и компаний, которые въезжают в офис без телефонии.
Еще плюсы
10 причин внедрения IP-телефонии для офиса и бизнеса
Современное рабочее место эволюционировало благодаря достижениям в области аппаратного и программного обеспечения. В связи с этим предлагаем рассмотреть 10 основных причин перехода на IP-телефонию для офиса.
Ваш бизнес обретает новый фундамент инфраструктуры с адаптацией к последним тенденциям в инфорационных технологиях. Решения с применением IP-телефонии для офиса преображают возможности голосового общения. Ошибочно полагать, что это просто изменит качество телефонной связи. Вы имеете дело с инструментом превосходства над конкурентами за счёт расширения возможностей коммуникационных массивов.
10 причин, зачем нужна IP-телефония в офисе и в бизнесе
Коммерческие организации координируют действия сотрудников разными способами. Сейчас не удивишься, даже если вся компания «рулится» через «Скайп» или «Телеграм». Тем не менее, взаимодействие с клиентами, подрядчиками, партнёрами, исполнителями, удалёнными сотрудниками, наёмниками и многими другими людьми, от которых зависит успех всего предприятия, рано или поздно упирается в регулярную голосовую связь.
Стационарные телефоны и традиционные решения голосовой связи нельзя или очень сложно:
И это лишь капля в море потребностей в отношении связи у типичного современного бизнес-предприятия. Да, вы ещё можете сейчас привести примеры консервативных долгожителей, где ещё есть дисковые телефоны на столе у руководителя. Но ни о каком конкурентном преимуществе в таких «архаизмах» не может быть и речи.
Передача голоса по интернет-протоколу легко внедряется. Это доступная технология с невысокой стоимостью. Неважно, насколько устаревшее оборудование в вашей организации. Помимо повышения качества телефонной связи и расширения мобильности есть как минимум ещё 10 преимуществ.
Деловой комфорт
Решения IP-телефонии в бизнесе встраиваются в облачные цифровые сигналы. Это означает, что вы можете совершать телефонные звонки на любом устройстве, подключённом к Интернету.
Любой мобильный телефон, ПК, хоть даже телевизор со Smart-TV могут выступать в качестве инструмента ведения бизнеса. Главное условие — возможность установки сопутствующего приложения VoIP. Другими словами, не нужно беспокоиться о том, как ваши клиенты дозвонятся при использовании некоммерческого канала.
Мобильность
В офисе IP-телефония помогает в поисках потенциальных клиентов. Забудьте про беспокойство о том, что важные телефонные звонки и другие средства общения пройдут мимо вас.
Многие используют переадресацию звонков со стационарных телефонов на мобильный телефон руководителя или оператора. Почти тот же эффект. Но возникающая вокруг этого суета чревата ошибками и пропусками. Приложения VoIP устраняют подобные неудобства и риски. Они превращают ваш мобильный телефон в некое подобие автоматической телефонной станции.
Масштабируемость
Нужно изменить количество пользователей? Такая потребность появляется в сезонные подъёмы и спады нагрузки на бизнес. Когда мы рассказываем, зачем нужна IP-телефония, этот аргумент становится самым понятным для производителей спортинвентаря, поставщиков стройматериалов и оптовиков. Настроить телефонные услуги в соответствии с растущим или падающим спросом легче всего с цифровой технологией голосовой связи.
Снижение затрат
Очевидная экономия скрывается за простотой коммуникационного оборудования. Линии IP-телефонии подключаются к маршрутизаторам и серверам через стандартные разъёмы RJ-45. Искоренять существующие подключения не требуется. То есть текущая сетевая инфраструктура не страдает.
Быстро развернуть связь и сэкономить на техническом обслуживании — вот, чем IP-телефония лучше аналогов. Вашему штатному ИТ-персоналу не потребуются дополнительные инструменты для управления и мониторинга сетями VoIP.
Новые телефонные услуги
Преимущества IP-телефонии для бизнеса кроются ещё и в расширенном перечне услуг. Некоторые из них могут стать мощным инструментом повышения эффективности.
Проверьте, может здесь есть то, чего вам не хватало годами:
• индивидуальная голосовая почта;
• переадресация и ожидание звонков;
• возможности многопользовательской конференции;
• синхронизация онлайн-расписаний и календарей;
• оперирование видеозвонков
• и так далее.
Когда клиенту проще и легче связаться с вами привычным ему способом, то вы не упускаете потенциальную прибыль. Внутри компании также есть потребности у сотрудников. Инженеру гораздо проще оставить голосовое сообщение и дальше заниматься проблемой, чем пытаться дозвониться до руководителя или его секретаря. Любопытно, что у стационарных АТС такие услуги тоже могут быть, но они всегда в разы дороже.
Усиленная безопасность
Среди наших партнёров многой компаний, кто не спешит доверять технологиям вроде «Интернета вещей». Они опасаются распространённости кибератак. И это правильная осторожность.
Однако в случае IP-телефонии было бы ошибкой объединять VoIP-решения с уязвимыми системами. Традиционная схема шифрования делает цифровую связь даже более безопасной, чем допотопные аналоговые АТС для правительства.
Постоянный доступ и бэкапы
В соответствии принципам облачного сервиса IP-телефония поддаётся резервному копированию данных, анализу и хранению текста сообщений, голосовой почты и других ценных корпоративных сведений в цифровом виде. В случае сбоя вашего смартфона или ноутбука всегда остаётся доступ к сохранённой информации.
Клиенты круглосуточно и без выходных дозваниваются на номер компании до тех пор, пока вы не отключите его сами. Даже если всё здание офиса обесточено. Используйте это преимущество IP-телефонии в качестве гарантии сохранения связи клиентов и бизнеса.
Независимое конфигурирование
Изменение переадресации вызовов, голосовой почты и других настроек на стационарных линиях и других обычных телефонных АТС может быть очень сложным, рискованым и дорогим процессом. Изменения должны производиться из офиса. Во многих случаях без личного присутствия руководителя сделать такое невозможно.
Гибкость и автономность в решении таких задач — территория технологий IP-телефонии. Изменяйте конфигурации прямо со смартфона и на ходу (например, в пути) или поручите ИТ-аутсорсинговой компании, ИТ-отделу, либо системному администратору.
Конференц-связь
Компаниям с многочисленными подразделениями, удалёнными филиалами, фрилансерами и аутсорсерами требуются высокоэффективные возможности голосовой и видеоконференцсвязи. Такие решения как раз и предоставляет IP-телефония для бизнеса.
Проводить конференции в режиме онлайн можно с любыми устройствами с камерой динамиком. Помимо самой связи технология даёт функциональность синхронизации списка контактов, расписания, календарных событий и плана работ.
Дешевле обычных телефонов
Сравните затраты на новую технологию с ежемесячными платежами на текущую связь. Разница не в пользу традиционных линий? Но что если учесть обновление ИТ-оборудования, затраты на программное обеспечение и абонентское обслуживание всего этого?
Для чего нужна IP-телефония, если не для экономии, быстрой подстройки под условия рынка и комфортного управления и конфигурирования прямо со смартфона руководителя? Цифровая связь вашей компании с клиентами и сотрудниками не зависит от их местонахождения и даже фактического состояния оборудования офиса.
Появление IP-телефонии на предприятии меняет всю его концепцию.
Возможно, в ближайшие несколько лет вашей компании даже не понадобится офис. Вполне разумно было бы оценить перспективы применения VoIP в сегодняшних условиях, чтобы завтра быть готовыми к любым потрясениям и переменам.
Наши профессионалы в области бизнес-телефонии всегда готовы обсудить вашу конкретную ситуацию и продемонстрировать существующие платформы. Проконсультируйтесь с экспертами и получите поддержку по любым техническим вопросам и задачам.
Интернет как инструмент бизнеса
Краткая информация об исследовании
В июле-августе 2000 года Агентство «Бизнес?Маркетинг!» по заказу компании «Интернет-проект» провело исследование с целью выявить особенности использования Интернет в деятельности коммерческих организаций.
Опрашивались сотрудники организаций, работающих в самых разных сферах деятельности. В выборку входили, в частности, торговые компании (бытовая техника, климатическое оборудование, одежда, канцелярские товары, косметика и т. д.), производственные предприятия (строительные и отделочные материалы, парфюмерия, пищевые добавки, мебель), компании, работающие в сфере услуг (дизайн, инвестиции, операции с недвижимостью). В выборку были включены крупные предприятия наиболее перспективных направлений бизнеса и высоким потенциалом использования Интернет. Среди опрошенных были такие известные компании, как «АББ Индустрия и стройтехника», «Акзо-нобель», «Саламандра», «Майский чай», «Бабаевский кондитерский комбинат», «Роспечать», «Carlo Pazzolini», «Glaxo Welcome Export Ltd», «Подравка», «Довгань», «Седьмой континент».
В число опрашиваемых лиц входили сотрудники, принимающие решения по работе с Интернет. Среди них преобладали представители таких должностей, как генеральный директор, директор, заместитель директора, главный бухгалтер, коммерческий директор, менеджер по продажам, системный администратор.
Общий объем выборки составил 544 человека.
Все изученные предприятия используют Интернет в бизнесе. Большая часть предприятий из выборки обладает собственным Веб-сайтом (69,6%), остальные 30,4% — активно используют доступ в Интернет или электронную почту.
Оценка роли Интернет в деятельности фирм
Интернет-технологии произвели определенные изменения в характере и особенностях деятельности многих организаций. В наибольшей степени эти изменения касаются работы служб, занимающихся ведением переписки, сбором и распространением информации, рекламой и продвижением товаров и услуг. Роль Интернет в деятельности различных фирм неодинакова. В ходе опроса Агентством «Бизнес?Маркетинг!» были получены данные, отражающие субъективную оценку должностными лицами роли Интернет в их работе. Распределение мнений опрошенных показано на рисунке «Роль Интернет в деятельности организаций» (диагр. 1).
Оказалось, что лишь абсолютное меньшинство (1,8 %) должностных лиц считает, что Интернет не играет никакой роли в их работе, и только 17% полагает, что Интернет малозначим. Абсолютное большинство сотрудников фирм оценивает роль Интернет как среднюю и высокую, а почти 9% считают ее чрезвычайно важной. Подобные результаты говорят о том, что Интернет прочно вошел в число важнейших инструментов бизнеса (см. также Приложения 1 и 2).
Оценка интенсивности использования Интернет конкурентами
Весьма интересным является вопрос о том, как оценка роли Интернет в собственной работе соотносится с представлением о степени его использования конкурирующими структурами. Как выяснилось, мнение большей части опрошенных склоняется к тому, что роль Интернет в деятельности конкурентов их фирмы незначительна.
В соответствии с представленной диаграммой (диагр. 2), 57% должностных лиц заявили, что Интернет слабо используется конкурирующими организациями.
Подобное распределение мнений демонстрирует тот факт, что существует определенное несовпадение оценок интенсивности собственной работы с Интернет и использования Интернет конкурирующими структурами: представления об активности конкурентов в сфере электронной коммуникации занижены. Это занижение может быть результатом недостаточного знакомства с деятельностью конкурентов.
Субъективное ощущение уровня конкуренции между веб-сайтами различных компаний может быть измерено через вопрос о наличии у конкурентов сайтов, которые нравятся лицам, ответственным за Интернет. Выяснилось, что очень велик (почти 44%) процент тех людей, которые говорят, что у их конкурентов нет сайтов, которые им нравятся. Причины может быть три: плохое знакомство с деятельностью конкурентов в сети, высокая оценка собственной работы в сравнении с работой конкурентов (эта оценка может быть как адекватной, так и завышенной), либо строгий подход к оценке Интернет-сайтов, как своих, так и чужих. Однако, несмотря на неожиданно высокий процент людей, которым не нравятся сайты конкурентов, большинство опрошенных все же считает, что среди них есть хорошие сайты.
Ситуация неполного или искаженного знания порождает проблемы. Действия многих компаний по достижению конкурентного преимущества могут быть неадекватными общему развитию активности конкурирующих отраслей бизнеса в Интернет. Так, растущее число Интернет-магазинов может не соответствовать интенсивности развития определенных товарных рынков. В целях правильного ведения работы с сетью организациям необходима лучшая информированность. В частности, о том, достижение каких конкурентных преимуществ обеспечивает Интернет в развитии бизнеса предприятия.
Должностной и профессиональный состав работников, ответственных за Интернет
Роль Интернет в деятельности организации
Использование Интернет конкурентами
Внутри коммерческих фирм взаимодействие с сетью Интернет осуществляют сотрудники с различным направлением деятельности и должностной позицией. Состав этих лиц зависит от многих факторов, в частности, таких, как размер фирмы, основные задачи использования Интернет, наличие специализированных компьютерных или информационных подразделений. Цель данного раздела — познакомить Вас с распределением должностей и профессий работников, ответственных за Интернет, а также с некоторыми закономерными особенностями использования сети, порождаемыми статусом этих людей.
Направления деятельности ответственных за Интернет
Прежде всего необходимо выяснить, каков профиль работников, ответственных за Интернет, с какими другими функциями они сочетают работу с сетью. Как и ожидалось, наибольший процент подобного рода работников относится к компьютерным службам (диагр. 3).
Однако, если оценивать общую долю этой категории работников в числе всех ответственных за Интернет, она невелика и составляет приблизительно 20 процентов (или до 35, если учитывать, что в ряде организаций информационные отделы и технические службы де-факто являются компьютерными службами). Организации, в которых ответственность за Интернет лежит на компьютерщиках, можно считать наиболее «продвинутыми», так как в них выше степень специализации работников. Чаще всего это и более крупные фирмы.
На втором месте по числу ответственных за Интернет — разного рода менеджеры. Как известно, должность «менеджер» в условиях российской экономики может означать самую широкую область занятий: от управления людьми (в соответствии с исходным английским значением слова) до выполнения функций агента по продажам. По всей видимости, использование Интернет менеджерами предполагает непрофессиональное, на уровне обычного пользователя, применение сети для решения текущих задач.
Высокую позицию по числу ответственных за Интернет занимают отделы продаж. Таким образом, очевидно, что одной из важнейших целей использования сети является реклама, распространение и продвижение товаров и услуг (важность указанной цели подтверждается тем, что чаще всего в отделах продаж за взаимодействие с Интернет отвечают руководители). Примерно этими же задачами (плюс сбор информации о клиентах и конкурентах) в процессе использования сети руководствуются сотрудники отделов маркетинга.
Отдельная категория пользователей Интернет — это работники общего профиля, такие, как руководство компании и секретари-референты. В случаях, когда ответственность за работу с сетью берут на себя именно эти люди, функции сети, как правило, смещаются в область поиска информации и ведения деловой переписки.
И наконец, небольшой процент ответственных за Интернет — это работники рекламных отделов, служб финансов и PR-служб. Цели сотрудников рекламных и PR-отделов во многом смыкаются с целями сотрудников маркетинговых служб и отделов продаж, однако относительно меньшее представительство первых двух отделов в числе ответственных за Интернет обусловлено вообще меньшей распространенностью подобных служб в российских организациях.
Направления деятельности ответственных за Интернет
Ситуация же, когда за работу с Интернет отвечают сотрудники финансовой службы, говорит либо о небольшом размере фирм, для которых она характерна, либо о недостаточно проработанном распределении функций в рамках организации.
Должностной статус ответственных за Интернет
График должностного статуса лиц, ответственных за работу с Интернет, показывает, что процент ответственных за работу с сетью возрастает с понижением статуса (диагр. 4).
Если руководители и их заместители контролируют работу с сетью в 15 процентах случаев, то начальники отделов — уже в 39%, а рядовые сотрудники — в 46%. Эти данные позволяют сделать косвенные выводы о значимости использования сети для фирм. В случае важности Интернет для деятельности фирмы, оптимальной, на наш взгляд, является ситуация, когда за работу с Интернет отвечает начальник соответствующего отдела (компьютерного, если Интернет важен для нескольких подразделений фирмы, либо профильного, если сеть используется для реализации каких-либо частных задач). Однако интересен тот факт, что если за работу с Интернет отвечают рядовые сотрудники, то эти люди склонны более высоко оценивать значимость сети в деятельности организации. Напротив, руководящие работники чаще других полагают, что Интернет малозначим (таковых 28%). Подобная ситуация связана, по всей видимости, с тем, что при повышении степени важности Интернет в деятельности фирмы растет потребность в более узкой специализации людей, работающих с сетью.
Ситуация же, когда за использование Интернет отвечают руководители организации, может быть характерна для трех случаев: когда Интернет придается низкое значение; когда штат предприятия слишком мал для достаточно узкой специализации; либо когда фирма по профилю деятельности тесно связана с Интернет (провайдеры, веб-дизайнеры, программисты и т. п.)
Цели использования сети Интернет коммерческими структурами
Сеть Интернет — многофункциональная система. Ее применение в бизнесе может преследовать самые разнообразные цели: от элементарного использования электронной почты до построения сложных систем взаимодействия с клиентами и партнерами. Цель данного раздела — познакомить Вас с набором задач, которые коммерческие организации решают с помощью Интернет.
Задачи использования Интернет
Исследование задач использования Интернет представителями коммерческих организаций позволяет сделать следующие выводы. Среди задач, которые выполняет Интернет, лидирующим является использование электронной почты (диагр. 5).
Должностной статус ответственных за Интернет
Задачи работы с Интернет
Способ взаимодействия через глобальную сеть существенно упростил процесс деловой переписки, поэтому неудивительно, что он приобрел такую популярность. Однако абсолютное большинство пользователей Интернет видит сеть не только в качестве механизма пересылки почтовых сообщений, но и в качестве средства сбора информации для фирмы и для себя лично. Действительно, поиск данных через Интернет обладает целым рядом преимуществ, в число которых входят возможность целенаправленного отбора нужных сведений без назойливого вмешательства со стороны, знакомство с большим объемом графической и текстовой информации. Сбор информации для фирмы, соответственно, предполагает поиск вариантов коммерческих сделок, а значит, товары или услуги, предлагаемые через Интернет, вполне могут найти своего потребителя, как среди корпоративных пользователей сети, так и среди частных лиц. Значимой задачей использования глобальной сети является также распространение информации о фирме. Многие коммерческие фирмы осознали целесообразность создания собственных веб-сайтов, проведения с помощью Интернет различных информационных кампаний.
Кроме задач, показанных на графике, опрашиваемыми назывался целый ряд других, в частности, «передача информации между офисами» (8 упоминаний), «Интернет-магазин» «обмен данными», «общение с партнерами», «поиск поставщиков», «связь с другими организациями», «получение юридической информации» (по 2 упоминания), «администрирование удаленных серверов», «биржевые сводки», «виртуальные сети», «заказы», «Интернет-телефония», «курс доллара», «маркетинговые задачи», «новости», «общение с клиентами», «пейджинговые системы», «платежи по кредитным карточкам», «поиск клиентов и партнеров», «промоушн», «реклама», «сбор информации о конкурентах», «заключение сделок», «использование справочно-информационных систем», «чтение электронных версий журналов» (по одному упоминанию). Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование Интернет призвано решать самый широкий спектр задач, и возможно, многие дополнительные задачи и возможности появятся в будущем.
Степень важности задач использования Интернет
В ходе исследования опрашиваемым предлагалось оценить степень важности задач использования Интернет по 5-балльной шкале: от «совершенно не важно» (1), до «крайне важно» (5). Результаты показаны на рисунке (диагр. 6).
Выяснилось, что, согласно представлениям работников московских коммерческих фирм, наиболее важной целью использования Интернет является распространение информации о фирме, направленной как на потребителей, так и на партнеров по бизнесу. Неожиданно высокой оказалась заинтересованность организаций в решении такой маркетинговой задачи, как сбор через Интернет информации о клиентах. И, как и следовало полагать, задача развлечения посетителей оказалась не слишком актуальной для большинства опрошенных, поскольку развлечение посетителей, как правило, не имеет непосредственной связи с получением прибыли.
Успешность решения задач с помощью Интернет
Важность задач использования Интернет
Понятно, что эффект от использования сети с разными целями неодинаков. На рисунке показано, в какой степени фирмам удается решать с помощью Интернет ту или иную задачу (диагр. 7).
Оценки давались по трехбалльной системе: 1 — задача не решается, 2 — решается частично, 3 — решается полностью. В основном средние значения ответов опрошенных группируются вокруг варианта «решается частично», однако есть некоторые различия. Распространение информации о фирме является не только самой значимой задачей использования Интернет, но и самой решаемой. Таким образом, большинство представителей организаций признают, что Интернет — хороший канал для распространения коммерческих данных. Наименее решаемой, но, в то же время, очень важной, задачей является сбор маркетинговой информации о клиентах. Действительно, Интернет не может обеспечить сбор качественной информации о посетителях сайта и потенциальных клиентах компании. В связи с этим особого внимания заслуживают интерактивные формы опроса, в частности, с использованием специальных электронных анкет и систем поощрения участников опроса (см. также Приложение 3).
Качество Интернет-сайта: критерии и составляющие
Успешная работа коммерческих организаций с Интернет предполагает наличие знаний о том, какие параметры важны для потребителей информации, размещаемой в сети, как нужно организовать сайт, чтобы его использование приносило наибольший коммерческий и имиджевый эффект. Данный раздел призван познакомить Вас с основными составляющими успеха веб-сайта компании. Также планируется предоставить информацию о том, насколько эффективно, по оценке сотрудников фирм, можно решать задачу продажи товаров через Интернет.
Критерии качества Интернет-сайта
Анализ мнений сотрудников фирм, отвечающих за работу с Интернет, показывает, что основная масса сотрудников понимает важность соответствия того, что они делают, запросам потребителей. Этот фактор занял первое место среди показателей качества сайта (диагр. 8).
Остальные представители опрошенной аудитории полагают, что они уже осведомлены о конкретных предпочтениях потребителей, и выбирают варианты «подробное и глубокое изложение материала» и «творческая подача материала». Выбор подобных вариантов может быть обусловлен двумя причинами: во-первых, непониманием основного принципа маркетинга (любой товар или услуга создается для конкретного потребителя), либо, напротив, значительным опытом работы, который позволяет делать четкие выводы о том, что нужно клиентам. Так или иначе итоговый вывод заключается в следующем: сотрудники компаний, работающие с Интернет, в массе своей считают необходимым изучение запросов потребителей и готовы это делать. Различия заключаются в основном в способах получения знаний о потребителях.
Факторы, определяющие успех сайта
Решаемость задач с помощью Интернет
Критерии качества сайта
В ходе исследования дополнительно изучался вопрос о том, какие именно факторы, по мнению лиц, работающих с Интернет, обеспечивают успех веб-сайта (диагр. 9).
Оказалось, что на первом месте, по мнению большинства опрошенных, оказывается содержание сайта (этот пункт выбрали 63%). Отраден тот факт, что большинство людей, ответственных за работу с Интернет, понимает, насколько важным является такой фактор, как успешная реклама сайта. Более 50% указали рекламу в качестве одного из важнейших факторов успеха. Только на третьем месте по значимости — дизайн, оформление сайта. Этот показатель очень отстает по степени значимости от содержания, хотя в разного рода рейтингах Интернет-сайтов содержание с оформлением очень часто рассматриваются в качестве двух независимых и примерно равнозначных факторов. Возможно, это не совсем корректно.
Довольно большой процент опрошенных указывает на такой момент, как регулярное обновление информации, размещаемой на сайте. Значимость данного фактора, по всей видимости, сильно варьирует в зависимости от целей сайта (продающий или просто имиджевый) и от характера деятельности фирмы, владеющей сайтом.
Хотим обратить внимание на тот факт, что сведения о факторах, определяющих успех веб-сайта коммерческой фирмы, собраны исключительно от самих представителей коммерческих фирм, а не от пользователей их сайтов. Разумеется, запросы создателей сайтов и их пользователей могут отличаться. Вполне возможно, например, что дизайн и оформление сайта для потребителей играет большую роль, чем для создателей, и последним необходимо корректировать свою работу в области дизайна. Но возможные различия во мнениях — это очень важный предмет, требующий отдельного масштабного исследования.
Вероятность оформления заказов через Интернет
Наиболее прямым и показательным индикатором успеха Интернет-сайта, создаваемого с целью рекламного воздействия на потребителей, может быть наличие заказов, оформляемых непосредственно через сеть. Оказалось, что возможность продажи собственной продукции через Интернет отрицают только 16% опрошенных (диагр. 10).
Факторы, определяющие успех сайта
Вероятность оформления заказов через Интернет
Подобная позиция может быть обусловлена как объективными особенностями предоставляемых товаров и услуг, так и недостаточным знакомством с коммерческими возможностями сети. Большинство же лиц, ответственных за использование Интернет, считает, что сеть может быть средством продаж. Причем 11% опрошенных полагает, что оформление заказов через сеть высоковероятно, а 32,5% — имеет среднюю вероятность. Таким образом, из указанного распределения мнений можно сделать вывод, что Интернет рассматривается в настоящее время в качестве одного из средств распространения производимой продукции. Однако использование его пока не воспринимается как особо эффективный способ продаж. В настоящее время Интернет — это, скорее, некий альтернативный источник, способный до определенной степени дополнить, но не заменить традиционные магазины. Тем не менее вполне возможно, что в будущем, в процессе расширения аудитории сети, значимость Интернет как глобального виртуального магазина неизмеримо возрастет. И преимущества в использовании данного ресурса будут иметь, скорее всего, именно те фирмы, которые уже сейчас создадут задел на будущее, позаботясь об организации эффективного взаимодействия с Интернет.
Приложение 1: Особенности оценки Интернет в деятельности предприятий
Были замечены следующие закономерности.
100% считающих, что Интернет в их работе среднезначим, пользуются электронной почтой (у людей, дававших другие оценки роли Интернет, этот показатель ниже).
Люди, использующие Интернет для развлечений и отдыха, немного более других склонны считать, что Интернет в работе их фирмы достаточно важен. И наоборот, те, кто не использует сеть с целью досуга, чаще оценивает роль Интернет более низко. Следовательно, при ведении переговоров, связанных с Интернет-услугами, стоит учитывать и некоторые скрытые мотивы, которые могут возникнуть у потенциальных клиентов.
Со средней оценкой значимости Интернет лучше, чем с другими оценками, сочетается использование сети в целях сбора информации для работы. Действительно, эта цель должна лучше всего сочетаться именно со средней заинтересованностью, поскольку решение других задач (таких, как распространение информации), требует более серьезного отношения к работе с Интернет и более существенных материальных и трудовых затрат.
Эта мысль находит подтверждение в следующем: люди, в круг задач которых входит распространение информации по работе, чаще других оценивают Интернет как структуру достаточно важную или очень важную в их работе. Такая же закономерность наблюдается для людей, поставивших пятерки по важности задачи «Предоставление информации партнерам и дилерам», «Распространение информации о фирме». Наблюдается положительная связь значимости Интернет и с оценкой решаемости указанных задач с помощью сети.
Значимость Интернет для организации находится в зависимости от того, насколько интенсивно, по мнению опрашиваемых, Интернет используется их конкурентами. Подобное положение дел при продаже услуг, связанных с Интернет, дает возможность использовать в качестве весомого аргумента достижения конкурентов в области использования Интернет-технологий. Добавим, что высокая оценка роли сети в работе фирмы положительно коррелирует (находится в зависимости) с наличием у конкурентов сайтов, нравящихся опрашиваемым.
Люди, для которых Интернет очень важен, чаще склонны полагать, что фактором, определяющим качество веб-сайта, является «подробное и глубокое изложение материала». Возможно, что эта позиция не слишком обоснованна, поскольку люди, высоко ценящие Интернет, как правило, более интеллектуальны и считают, что большинство потребителей информации веб-сайтов похожи на них. Более адекватным действительности все-таки следует считать взгляд, согласно которому необходимо предварительно изучать запросы потребителей веб-сайтов.
Оценка роли Интернет в работе организации возрастает параллельно с оценкой вероятности получения заказов через сеть. Следовательно, Интернет многими воспринимается как средство продажи товаров и услуг.
Выше роль Интернет оценивают те организации, у которых есть собственный веб-сайт. Этот фактор коррелирует с задачей распространения информации о компании (для этого сайты обычно и создаются).
Приложение 2: Особенности времени, затраченного на Интернет, в деятельности предприятий
Немаловажный показатель роли Интернет в деятельности организаций — время, уделяемое специалистами на еже-дневное взаимодействие с сетью. Оказалось, что наиболее распространенной является ситуация, когда работа с сетью занимает более двух часов, и только 13—14% уделяют общению с Интернет менее получаса. Такое положение дел говорит о высокой значимости Интернет в работе коммерческих структур, и подтверждает данные, полученные с помощью вопроса о роли Интернет.
При изучении времени работы с Интернет получены следующие закономерности.
Люди, тратящие на Интернет 2 часа в день и более, чаще других используют его для отдыха и развлечений. Среди лиц, использующих сеть более часа, больше тех, кто собирает с ее помощью информацию для себя лично.
Более 2-х часов работают с Интернет чаще те, кто распространяет информацию по работе, считает очень важным предоставление информации партнерам и дилерам, сбор маркетинговой информации о клиентах, распространение информации о фирме, сбор заказов через Интернет; те, кто думает, что Интернет может частично или полностью решить задачи предоставления информации партнерам и дилерам, сбора информации о клиентах, распространения информации о фирме, сбора заказов через Интернет; кто считает, что у конкурентов есть качественные веб-сайты.
Различия во времени использования Интернет в зависимости от направления деятельности: меньше других на работу с Интернет тратят время руководители, сотрудники служб маркетинга, финансов. Больше других — сотрудники компьютерных служб, отделов информации. Более двух часов на работу с Интернет чаще других тратят руководители отделов.
С повышением оценки важности роли Интернет в деятельности организации, в среднем повышается и объем отводимого ему времени. Значительно больше времени уделяется Интернет теми, кто имеет собственный веб-сайт, кто считает более вероятным оформление заказов через сеть, кто высоко оценивает качество собственного веб-сайта, кто выше оценивает интенсивность использования сети конкурентами, кто признает, что имеются нравящиеся ему веб-сайты.
Приложение 3: Закономерности задач использования Интернет
Существуют закономерности, проявляющиеся в зависимости от выбранного опрашиваемыми приоритета задач использования Интернет в деятельности предприятия.