Для чего нужен крытый вагон
Крытые вагоны
Крытый вагон – это тип грузового вагона, закрытый со всех сторон. Крытые вагоны предназначены на транспортировки тарно-упакованных, штучных, сыпучих грузов, а также грузов требующих особых условий перевозки. Конструкция крытого вагона защищает перевозимый груз от атмосферных осадков, а также обеспечивает его защиту от кражи и механических повреждений. В настоящее время в России эксплуатируются следующие модели крытых вагонов: 11-264, 11-066, 11-217, 11-260, 11-270, 11-6874.
Конструкция крытого вагона
Боковые и торцевые стены крытого вагона изготавливаются из вертикальных стоек с верхними обвязками и металлической обшивкой, выполняемой профилированными листами толщиной 2-3 мм. Внутри стены крытого вагона обшиваются влагостойкой фанерой толщиной 8-10 мм, крыша — древесно-волокнистыми плитами с напыляемым полимерным покрытием на основе полиуретана. Пол крытого вагона изготавливается из досок толщиной 65 мм. Рама вагона имеет хребтовую балку из специальных профилей и дополнительные балки для крепления пола. Вагон имеет двери с задвижными створками с запорами с возможностью пломбировки и закрывания на замок или ЗПУ, а также люки. Ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормоза являются однотипными для всех видов крытых вагонов. На одном из торцов вагона возможно наличие площадки с ограждением для безопасного перехода между вагонами.
Характеристики крытых вагонов
Показатели | Модели вагонов | |||||
11-264 | 11-066 | 11-217 | 11-260 | 11-270 | 11-280 | |
Грузоподъёмность, т | 68 | 68 | 68 | 67 | 68,8 | 68 |
Масса вагона (тара), т | 25 | 22 | 24,7 | 26 | 24,5 | 26 |
Объём кузова, куб. м | 114 | 120,15 | 120 | 138 | 122 | 138 |
База вагона, мм | 10000 | 10000 | 10000 | 12240 | 10000 | 12240 |
Длина, мм: | ||||||
— по осям сцепления автосцепок | 14730 | 14730 | 14730 | 16970 | 14730 | 16970 |
— по концевым балкам рамы | 13510 | 13870 | 13870 | 15750 | 13870 | 15750 |
Ширина кузова максимальная, мм | 3249 | 3249 | 3249 | 3249 | 3220 | 3266 |
Внутренние размеры кузова, мм: | ||||||
— длина | 13082 | 13844 | 13844 | 16080 | 13844 | 15724 |
— ширина | 2764 | 2760 | 2764 | 2770 | 2764 | 2764 |
— высота | — | 2791 | 2737 | 3050 | 2791 | 3050 |
Высота от уровня головок рельсов, мм: | 4645 | 4700 | 4668 | 4674 | 4660 | 4693 |
Количество дверей | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Максимальная конструкционная скорость передвижения всех универсальных крытых вагонов составляет 120 км/ч.
Виды крытых вагонов
Существует два вида крытых вагонов:
Универсальные крытые вагоны. Они предназначены для перевозки штучных, сыпучих и тарно-упакованных грузов.
Специальные крытые вагоны. Они используются для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, бумаги в рулонах и др. Крытый вагон для перевозки легковых автомобилей вмешает 8-10 автомобилей, размещаемых в два яруса. Загрузка автомобилей производится через торцевые складывающиеся двери. Крытый вагон для перевозки бумаги не имеет внутри выступающих частей, которые могут повредить груз, рулоны бумаги закрепляются внутри на специальных крепежных устройствах. В крытом вагоне для перевозки скота предусмотрена вентиляция в продольных стенах вагона или специальные люки на крыше. Также внутри вагона размещаются поилки для скота, кормушки, корыта для кормления животных в дороге. В полу вагона устраиваются сливные отверстия для уборки вагона.
Современный крытый вагон модели 11-6874
Группа компаний ЮтТранс КМВ / Транс Кавказ выполняет транспортировку грузов всеми видами крытых вагонов по России и в страны СНГ. Для уточнения вида крытого вагона и расчета стоимости перевозки свяжитесь со специалистами нашей компании.
Крытый вагон
Крытый вагон — тип грузового вагона, закрытый со всех сторон. Предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.
Содержание
Конструкция
В России распространены цельнометаллические универсальные крытые вагоны грузоподъёмностью 68 тонн. Боковые и торцевые стены крытого вагона выполнены из вертикальных стоек с верхними и нижними обвязками и металлической обшивкой из профилированных листов толщиной 2—3 миллиметра. Крытый вагон имеет обычно люки и двери с задвижными створками. Несущая крыша снабжена внутренней подшивкой, прилегающей вплотную к металлическим листам кровли. Изнутри стены кузова обшиты фанерой толщиной 8—10 миллиметров, а крыша — древесно-волокнистыми плитами или защищена напыляемым полимерным покрытием на основе пенополиуретана. Пол кузова выполнен из досок толщиной 65 миллиметров. Рама вагона имеет хребтовую балку из специальных профилей и дополнительные балки, поддерживающие настил пола. Сдвижные двери вагона имеют запоры имеющие отверстия для пломбировки и закрывания на замок или ЗПУ. Все крытые вагоны имеют типовые для грузовых вагонов ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормоза.
Разновидности крытых вагонов
Крытые вагоны бывают:
Крытый вагон для легковых автомобилей (вагон-автомобилевоз) имеет двухъярусный кузов с торцевыми дверями складывающегося типа. Вагон вмещает 8—10 автомобилей, расположенных в два яруса. Автомобили крепятся штатными колодками.
Крытый вагон для бумаги не имеет внутри кузова выступающих частей на стенах и крыше, оборудован устройствами для закрепления рулонов от продольного перемещения и наваливания их на двери.
Крытый вагон для перевозки скота имеет вентиляционные отверстия в продольных стенах кузова или специальные люки. В таких вагонах обычно предусмотрены служебные помещения. Вагоны для перевозки скота оборудованы кормушками, корытами, системой водоснабжения и фуражными полками для кормления скота в дороге. Пол устраивается легко поддающимся очистке, не впитывающим влагу, имеет сливные отверстия.
Крытый вагон для холоднокатаной стали снабжён кузовом с мощной несущей рамой, съёмными кожухами — крышами для защиты груза от атмосферных воздействий и внутренним оборудованием из подвижных и стационарных ложементов, стоек и упорных балок для крепления рулонов и пачек листовой стали.
Крытый вагон для апатитового концентрата имеет шарнирно соединённый с рамой кузов, поднимающийся при наезде вагона на разгрузочную эстакаду с помощью катков, расположенных на боковых стенах. Пол образован четырьмя секциями, которые при подъёме кузова на разгрузочной эстакаде (на 650 мм) образуют двускатную плоскость с наклоном 50° к горизонту. Концентрат выгружается на обе стороны от железнодорожного пути на ходу поезда (состав движется через эстакаду со скоростью 5—10 километров в час).
Узкоколейные крытые вагоны
Грузовые крытые вагоны
Что из себя представляет крытый вагон
В данной статье мы будем рассматривать грузовые крытые вагоны колеи 1520 мм, узкоколейные и пассажирские вагоны в обзор не входят.
Крытыми вагонами называют вагоны, имеющие защиту груза от любого воздействия со всех сторон, кузов которых закрыт со всех сторон. Данные вагоны предназначены для обеспечения сохранности перевозимого груза при неблагоприятных погодных условиях, для защиты от краж и повреждений.
Крытые вагоны используются для перевозки штучных и тарно-штучных грузов, насыпных (погрузка таких грузов осуществляется через люки, которые имеются в некоторых моделях вагонов), пакетированных грузов, дорогостоящих устройств и приборов, механизмов, станков, машин и других ценных грузов, требующих защиты от влияния метеоусловий, механических повреждений и прочих внешних воздействий.В конструкциях кузовов крытых вагонов можно выделить раму, боковые и торцовые стены, крышу, двери и люки для загрузки и выгрузки грузов. По назначению (по перевозимым грузам) крытые вагоны разделяются на два типа: универсальные и специализированные.
Таблица 1. Модели крытых железнодорожных вагонов и их назначение
Модели вагонов | Виды груза |
11-066,11-К001, 110217, 11-260, 11-270, 11-264 | Штучные, зерновые и другие грузы широкой номенклатуры, требующие защиты от атмосферных осадков |
11-276, 11-280, 11-286 | Штучные зерновые и другие грузы широкой номенклатуры, требующие защиты от атмосферных осадков |
11-240, 11-246 | Скот (на дальние расстояния) |
11-262, 11-261, 11-С001, 11-К253, 11-267, 11-К-254, 11-268 | Живность (на дальние расстояния) |
11-259 | Бумага |
11-К255, 11-Н002 | Среднетоннажные контейнеры |
11-К651, 11-835, 11-268 | Легковые автомобили |
11-4081 | Микроавтобусы |
23-4082 | Троллейбусы |
10-475, 10-4022 | Апатитовый концентрат |
11-715, 19-758 | Цемент (насыпью) и другие порошкообразные и гранулированные грузы, требующие защиты от атмосферных осадков |
55-321 | Цемент |
11-739, 19-752 | Зерно и другие пищевые, сыпучие грузы насыпью |
11-740, 19-Х051 | Насыпные гранулированные минеральные удобрения (при бестарной перевозке) |
55-350, 19-923, 19-3116 | Минеральные удобрения |
25-4001, 20-403, 25-4046 | Технический углерод (насыпью) |
Крытые вагоны использовались и иногда до сих пор используются для перевозки хозяйственных грузов внутри крупных предприятий, имеющих протяжённые подъездные пути, между подразделениями крупных компаний, а также в качестве служебных, вагонов-бытовок и торговых вагонов-лавок. Кроме того, крытые вагоны могут использоваться для перевозки людей. Для этого в вагон устанавливается специальное дополнительное оборудование (печки, системы вытяжки печки и вентиляции, установке нар — в таком случае переоборудованные крытые вагоны называются «теплушками».
Основные производители крытых вагонов в России и странах СНГ:
Производители в России:
Производители в Украине:
Универсальный крытый вагон и варианты конструкции его кузова
Особенностью кузовов универсальных крытых вагонов является наличие задвижных дверей (ссылка (линия-выноска) 1 на рис. 1, а), вентиляционных люков (ссылка 3 на рис. 1, а), в боковых стенах и загрузочных люков (ссылка 2 на рис. 1, а), в крыше. В таких вагонах наличие крыши препятствует верхней загрузке с использованием кранов и прочих подобных подъёмно-транспортных механизмов, а размеры дверного проёма ограничивают фронт работ при погрузке и выгрузке грузов авто- или электропогрузчиками.
Для ускорения ПРР в крыше крытого вагона могут быть устроены щелевые люки (ссылка 4 на рис. 1, б) по всей длине кузова, что позволит загружать вагоны сыпучим грузом при движении состава вагонов под загрузочным бункером (ссылка 5 на рис. 1, б). В этом случае между кузовами должны быть предусмотрены специальные откидные фартуки для предотвращения массового просыпания груза в межвагонное пространство, попадания груза на автосцепки и пути (ссылка 6 на рис. 1, б).
Для более эффективного использования авто- и электропогрузчиков и ускорения ПРР, производимых со штучными, тарно-штучными, пакетированными и прочими подобными грузами, кузова могут быть оборудованы стенами со сдвигающимися панелями (ссылки 7 и 8 на рис. 1, в). Сдвинув, например, панели 7 и 8 вправо, при помощи погрузчика можно было бы производить (с боковой платформы) ПРР в левой стороне кузова вагона, а затем, повторяя операции, в правой стороне кузова.
Для обеспечения возможности использования кранов и иных подъёмно-транспортных механизмов при погрузке и выгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов кузов может быть оснащён раздвижной (рис. 1, г) или раскрывающейся (рис. 1, д) крышей. При такой конструктивной схеме часть крыши (ссылка 9 на рис. 1, г) сдвигается вправо, располагаясь над другой частью (ссылка 10 на рис. 1, г). После производства ПРР в левой части кузова обе части крыши сдвигаются влево и производится погрузка или выгрузка в правой части кузова вагона. При варианте кузова с раскрывающейся крышей продольные части 11 и 12 (ссылки 11 и 12 на рис. 1, д) располагаются вдоль боковых стен.
В настоящий момент универсальные крытые вагоны не остановились в своём развитии. Появляются новые модели, модернизируются старые, совершенствуются недавно выпущенные модели вагонов. Растёт вместимость (полезный объём кузова) вагонов, ведутся изыскания по увеличению грузоподъёмности вагонов за счёт усовершенствования тележек (основная модель тележки грузовых вагонов на текущий момент – тележка ЦНИИ Х3-О модели 18-100) и создания новых тележек увеличенной грузоподъёмности. В ближайшей перспективе появятся универсальные крытые вагоны вместимостью 160-168 куб. метров и более, а грузоподъёмность с появлением новых тележек может увеличиться до 72-74 тн и более.
Лидер по доле в общем парке универсальных крытых вагонов – модель 11-280 и её модификации, таких вагонов обращается на нашей сети дорог около 20000 единиц), об этой модели на нашем сайте читайте отдельную статью.
Сравнительная таблица некоторых моделей универсальных крытых вагонов железных дорог России, стран СНГ и Балтии приведена ниже.
Таблица 2. Сравнение крытых вагонов различных моделей
Модель | 11-217 | 11-066 | 11-270 | 11-276 | 11-260 | 11-280 | 11-286 | 11-274 | 11-1709 | 11-1759 | 11-1807 | 11-1807-01 | 11-7038 |
Грузо-ть, т | 68 | 66 | 68,8 | 68 | 68 | 68 | 67 | 50 | 51 | 50,5 | 67,2 | 66,7 | 68 |
Масса вагона (тара), т | 23 | 22 | 24,5 | 26 | 26 | 26 | 27 | 35 | 42 | 42,3 | 26,3 | 27 | 25,3 |
Ширина макс., мм | 3249 | 3279 | 3266 | 3266 | 3266 | 3266 | 3266 | 3266 | 3125 | 3125 | 3342 | 3242 | 3170 |
Высота макс., мм | 4692 | 4688 | 4588 | 4688 | 4588 | 4693 | 4693 | 4640 | 5076 | 5076 | 4615 | 4660 | 4535 |
Длина кузова внутри, мм | 13844 | 13844 | 13844 | 13844 | 16080 | 15724 | 15724 | 13803 | 24450 | 24450 | 15742 | 17680 | 17492 |
Ширина кузова внутри, мм | 2764 | 3760 | 2764 | 2764 | 2770 | 2764 | 2764 | 2730 | 2564 | 2730 | 2650 | 2784 | 2790 |
Высота кузова по боковой стене, мм | 2737 | 2791 | 2791 | 2800 | 3050 | 3050 | 3050 | 2737 | 2981 | — | 2820 | 2820 | 3040 |
Количество дверей, мм | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 |
Размеры дверного проема, мм | 3794х 2343 | 2000х 2343 | 3802х 2343 | 3802х 2334 | 3973х 2717 | 3802х 2334 | 3802х 2334 | 2980х 22642 | 2298х 2700 | 2298х 2700 | 3973х 2717 | 3973х 2754 | 3900х 2864 |
Размеры загрузочного люка в боковой стене, мм | 690х 370 | 690х 370 | 615х 365 | 614х 365 | 614х 365 | 614х 365 | 614х 365 | нет | нет | нет | |||
Размеры загрузочного люка в крыше, мм | D400 | D400 | D400 | D400 | D400 | D400 | D400 | нет | нет | нет | |||
Объем кузова с учетом объема крыши, кв.м | 120 | 120 | 122 | 122 | 138 | 138 | 138 | 120 | 250 | 250 | 138 | 158 | 150 |
Кол-во осей | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Специализированные (специальные) крытые вагоны
К специализированным крытым вагонам относятся вагоны для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, холодногнутой стали, гранулированных полимеров, муки, апатитового концентрата, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, а также конструкции бункерного типа (хоппер) для перевозки зерна, цемента и минеральных удобрений.
Кузова специализированных крытых вагонов обычно имеют цельнометаллическую конструкцию, кроме вагонов для перевозки скота. Крытый вагон для перевозки птицы и скота имеет вентиляционные отверстия в продольных стенах кузова или специальные люки. В таких вагонах обычно предусмотрены служебные помещения. Вагоны для перевозки скота оборудованы кормушками, корытами, системой водоснабжения и фуражными полками для кормления скота в дороге. Пол устраивается легко поддающимся очистке, не впитывающим влагу.
К специализированным вагонам также относят крытый вагон для легковых автомобилей (вагон-автомобилевоз), он имеет двухъярусный кузов с торцевыми дверями складывающегося типа. Вагон вмещает 8—10 автомобилей, расположенных в два яруса. Автомобили крепятся штатными колодками.
Кузова крытых вагонов, предназначенных для перевозки легковых автомобилей, имеют двустворчатые торцовые двери (ссылка 14 на рис. 1, ж), оборудованы нижним и средним полом (двухэтажный) и зарешеченными окнами (ссылка 15 на рис. 1, ж). Автомобили размещают на нижнем и среднем полу и закрепляют специальными колёсными упорами. Погрузоразгрузочные операции выполняют своим ходом по переездным площадкам и направляющим устройствам.
Крытый двухъярусный вагон модели 11-835 для перевозки легковых автомобилей (рис. 3) сконструирован с целью обеспечения повышенной защиты и сохранности товарного вида перевозимых автомобилей.
В цельнометаллическом кузове 1 нижний ярус б размещен на раме вагона, а верхний 4 — имеет собственную раму несущей конструкции. В боковых стенах 7 имеются световые проемы 5, закрытые металлической сеткой. Торцевые стены 2 образованы двухстворчатыми дверями, в нижней части которых размещены переездные площадки 3 для проезда погружаемых автомобилей по всему составу, который состоит из однородных двухъярусных вагонов. Для второго яруса подобные площадки расположены с внутренней стороны торцевых дверей. Нижние переездные площадки имеют стопорные устройства с замками, без открытия которых нельзя открыть торцевую дверь. Крыша 2 надежно защищает автомобили от хищения и предохраняет их от атмосферного воздействия. Для обеспечения необходимой устойчивости вагона от поперечного опрокидывания под воздействием центробежной силы в кривых участках пути и давления воздуха при повышенном центре массы груженого вагона и увеличенной боковой поверхности кузова, в хребтовой балке вблизи шкворневых балок в средней части ее размещены балластные грузы общей массой 2,7 т. Для закрепления автомобилей от продольного и поперечного смещений по рамам ярусов вагона имеются съемные колесные упоры, которые размещаются в щелевых пазах в металлических гофрированных листах, приваренных к рамам ярусов вагона. Колесный упор (рис. 4) состоит из корпуса 3, внутри которого находятся винт 4 с регулировочной гайкой и закидка б, винт 4 шарнирно соединен с рычагом 2, заканчивающимся башмаком 1, на который в прижатом состоянии опирается колесо 10 автомобиля.
Подошва корпуса колесного упора крепится к полу 7 захватами 9, вставляемыми в щелевые пазы в гофрированных листах, и удерживается закидкой б, которая прижимается к полу вагона пружиной 8. Обжатие четырех колес перевозимого автомобиля с помощью данной конструкции колесных упоров обеспечивает надежное закрепление автомобиля, что позволяет транспортировать их на магистральных участках пути МГТС России с установленными скоростями движения.
Крытый двухъярусный вагон рассчитан на перевозку 15—17 автомобилей «Жигули», «Москвич» или восьми автомобилей «Волга».
Двухъярусные крытые вагоны для перевозки скота (рис. 4) изготавливают двух моделей: 11-240 (без служебного отделения) и 11-246 (со служебным отделением).
Крытый вагон для бумаги не имеет внутри кузова выступающих частей на стенах и крыше, оборудован устройствами для закрепления рулонов от продольного перемещения и наваливания их на двери.
Крытый вагон для холоднокатаной стали снабжён кузовом с мощной несущей рамой, съёмными кожухами — крышами для защиты груза от атмосферных воздействий и внутренним оборудованием из подвижных и стационарных ложементов, стоек и упорных балок для крепления рулонов и пачек листовой стали.
Крытый вагон для апатитового концентрата имеет шарнирно соединённый с рамой кузов, поднимающийся при наезде вагона на разгрузочную эстакаду с помощью катков, расположенных на боковых стенах. Пол образован четырьмя секциями, которые при подъёме кузова на разгрузочной эстакаде (на 650 мм) образуют двускатную плоскость с наклоном 50° к горизонту. Концентрат выгружается на обе стороны от железнодорожного пути на ходу поезда (состав движется через эстакаду со скоростью 5—10 километров в час).
В вагонах бункерного типа с целью использования гравитационных свойств сыпучих грузов кузов проектируют с наклонными торцовыми стенами (рис. 1, е). В этом случае сыпучий груз самотёком выгружается через бункерные устройства (ссылка 13 на рис. 1, е) с боковыми или нижними люками. Загрузка сыпучего груза производится через люки (ссылка 2 на рис. 1, е), расположенные в крыше.
Для бестарной транспортировки муки используется специализированный вагон, на раме (ссылка 16 на рис. 1, з) которого размещены вертикальные коническо-цилиндрические бункера (ссылка 13 на рис. 1, з), имеющие верхние загрузочные люки (ссылка 2 на рис. 1, з). Разгрузка осуществляется автоматически с помощью сжатого воздуха через специальные герметичные муководы.
Основные технические характеристики специализированных крытых вагонов приведены в табл. 3.
Технические характеристики специализированных крытых вагонов
Показатели | Вагон (модель) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Легковые автомобили 11-835 | Скот 11-240 | Цемент 19-758 | Зерно 19-752 | Минеральные удобрение 19-923 | Холодно-катанная сталь 12-4011 | |
Грузоподъемность, т. | 25 | 22 | 72 | 70 | 70 | 64 |
Тара, т. | 35 | 25,4 | 19,5 | 22 | 23 | 29 |
Объем кузова, м 3 | — | — | 60 | 94 | 81 | — |
База вагона, м | 17 | 10 | 7,7 | 10,5 | 8,98 | 10,77 |
Длина, м: по осям сцепления по концевым балкам | 24,26 23,24 | 14,17 13,87 | 11,92 10,70 | 14,72 13,50 | 13,2 11,98 | 14,9 13,68 |
Ширина, м: кузова, максимальная дверного проёма | 3,232 2,1 | 3,282 2,0 | 3,278 — | 3,24 — | 3,262 — | 3,195 — |
Высота максимальная от головок рельсов, м | 5,125 | 5,133 | 4,405 | 4,565 | 4,892 | 3,5 |
Коэффициент тары | 1,4 | 1,15 | 0,276 | 0,314 | 0,328 | 0,45 |
Удельный объем кузова, м 3 /т | — | — | 0,83 | 1,3 | 1,157 | — |
Осевая нагрузка, кН | 147 | 117 | 224,3 | 225,5 | 228 | 228 |
Погонная нагрузка, кН/т | 24,7 | 32 | 76,8 | 62,5 | 70,5 | 62,4 |
Конструкционная скорость движения, км/ч | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 |
Габарит по ГОСТ 9238-83 | 1-Т | 1-Т | 1-Т | 1-ВМ | 1-Т | 1-ВМ |
Специализированный вагон-хоппер модели 19-752 для перевозки зерна (рис. 6) имеет цельнометаллический кузов с разгрузочными люками бункерного типа 11 с механизмами 12 для открывания и закрывания крышек 13 люков. Кузов вагона состоит из рамы 8, боковых 5 и торцевых 6 стен и крыши 1. Для механизированной погрузки зерна в крыше имеются четыре щелевых загрузочных люка 2 с крышками (с резиновыми уплотнениями) и упругими закидками 3, валом 4 и приводом 7 механизма запирания. Вагон оборудован площадкой с ограждением 10 для безопасного перехода. Боковые стены сделаны из гофрированной металлической обшивки толщиной 3 мм с подкреплёнными стойками (двутавр № 10), верхней и нижней обвязки. Торцевые стены кузова наклонены в сторону крайних разгрузочных люков под углом 55° к плоскости рамы и усилены двумя стойками-раскосами (швеллер № 14) с целью повышения прочности и жёсткости кузова.
Крыша кузова сварена из гофрированных металлических листов толщиной 3 мм в средней части и 1,8 мм по бокам, подкреплёнными двадцатью фрамугами (уголок 75 х 50 х 5 мм). По всей длине крыши проходит трап. Для подъёма обслуживающего персонала на крышу с целью производства ремонтных, подготовительных и погрузо-разгрузочных работ имеется наружная лестница 9, а для спуска внутрь кузова имеется внутренняя лестница. Кузов специализированного крытого вагона-хоппера модели 19-758 для бестарной перевозки цемента отличается от кузова вагона-хоппера для перевозки зерна числом разгрузочных люков (две пары вместо четырёх пар), углом наклона торцевых стен (50° вместо 55°) и некоторыми техническими характеристиками. В крыше вагона-хоппера имеются четыре круглых загрузочных люка диаметром 621 мм. Выгрузка цемента производится через четыре нижних люка бункерного типа размерами 500 х 400 мм. Одновременное открывание и закрывание крышек люков осуществляется винтовым приводом.
Специализированный крытый вагон-хоппер модели 19-923 предназначен для бестарной перевозки гранулированных, крупнозернистых и кристаллических неслёживающихся минеральных удобрений, а также сыпучего порошкового сырья (в основном апатитового концентрата) для производства удобрений. По своей конструкции он аналогичен рассмотренным выше вагонам-хопперам, но угол наклона торцевых стен увеличен до 60° к горизонтали. Вдоль крыши по её продольной оси расположены четыре щелевых загрузочных люка размерами в свету 1623 х 473 мм с крышками, оборудованными специальным уплотнением и механизмом запирания торсионного типа. В нижней части кузова имеются четыре разгрузочных бункера с размерами в свету 2382 х 840, днище которых наклонено под углом 55°, что обеспечивает выгрузку груза в стороне от пути. Механизм разгрузки с пневматическим приводом обеспечивает как попарное открывание и закрывание крышек бункеров, так и всех четырёх одновременно. Предусмотрены возможность аварийного ручного открывания, а также места для крепления переносных электровибраторов.
Специализированный крытый вагон модели 12-4011 (рис. 7) грузоподъёмностью 64 т для перевозки холоднокатаной стали в рулонах или пакетах имеет кузов с двумя съёмными кожухами 1, изготовленными из гладких листов 15 толщиной 3 мм, дуг 16 верхней и нижней продольных обвязок 17, упор 18 и резиновые уплотнительные элементы 19.
Специализированный крытый вагон модели 11-4164 грузоподъёмностью 12 т для перевозки легковесных грузов имеет цельнометаллический сварной кузов несущей конструкции. Погрузка и выгрузка грузов производится через боковые проёмы в кузове с высокой платформы с использованием средств малой механизации и автопогрузчиков. Для этого имеются восемь переездных площадок и раздвижные двери, перемещающиеся по рельсам на специальных тележках. В кузове установлено электрооборудование для освещения грузового помещения светильниками с лампами накаливания напряжением 26 В. Возможно также подключение вагона к внешнему источнику электроэнергии напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Для вентиляции вагона на крыше кузова установлены два дефлектора.